Как измерить диск колеса автомобиля

Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса. Англоязычный термин PCD, в отечественном автосленге именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4х98.

5 основных размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4х98, на 4 и 5 болтов (шпилек).

Самые популярные разболтовки:

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.

Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Существуют другие, не менее важные:

  • диаметр центрального отверстия;
  • ширина;
  • вылет;
  • параметры закраин диска и многое другое.

Как самостоятельно измерить разболтовку диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко. Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность. Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула для расчета и таблицы совместимости

При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится. В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.

Допустим, расстояние равно какому-то числу X. Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:

  • 3 болта. PCD=1,155*X
  • 4 болта. PCD=1,414*X
  • 5 болтов. PCD=1,701*X

Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.

В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.

Как уже упоминалось выше, это никак не может означать полную взаимозаменяемость дисков, так как все прочие их параметры редко когда совпадают.

Размер дисков по PCD Самые распространённые автомобили, где он применяется
4×98 Alfa Romeo 33, 155, 164, FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada
4×100 Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440
4×108 Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850
4×114,3 Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40
5×100 Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle
5×108 Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780
5×112 Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4
5×114,3 Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4
5×115 Американские автомобили
5×120 Range Rover, Rolls Royce
5×139,7 Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ

Следует иметь в виду, что диски, которыми комплектовались автомобили, могли сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации модели и заказанной комплектации.

Как измерить разболтовку колесных дисков автомобиля

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса.

Англоязычный термин PCD, именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

Читайте также:  Течь масла моторов тойота

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4 х 98 .

5 размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4 х 98 , на 4 и 5 болтов (шпилек).

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.

Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Существуют другие, не менее важные:

— параметры закраин диска и многое другое.

Как самому измерить разболтовку колесного диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко.

Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность.

Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула расчета

При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится.

В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.

Допустим, расстояние равно какому-то числу X.

Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:

Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.

В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.

Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Ключевые параметры для правильного подбора колесного диска на автомобиль
  • Как подобрать колесный диск под шину: инструкция и таблица размеров
  • Как подобрать колесные диски по марке автомобиля
  • Подробнее о том, как подобрать колесный диск по его материалу
  • Мнения автолюбителей о подборе колесных дисков к авто

У любого водителя однажды может случиться ситуация, когда нужно задуматься, как подобрать колесный диск. Но не всегда получается это осуществить по имеющимся данным и характеристиками, так как самого диска может попросту не быть под рукой.

Тогда автолюбителям может очень помочь понимание размеров шин, возможности прибегнуть к поиску колесного диска по марке авто в Интернете, а также других нюансов. Обо всем этом, подробно и по порядку, мы расскажем далее в нашей статье.

Как правильно подобрать колесный диск на автомобиль по ключевым параметрам

Порой автовладельцам, не успевшим набраться достаточного опыта, приходится менять колеса. Задача оказывается для них не самой простой, чего стоят одни только обозначения: 4×108, 6J, ET47, Dia 63.3, R15. Итак, поговорим о том, как подобрать колесный диск.

1. Что нужно сделать?

Задача заключается в том, чтобы правильно подобрать колесо для автомобиля. Одновременно стоит разобраться с нужными параметрами.

2. Какие параметры диска имеют значения при его выборе?

Задумавшись о том, как подобрать колесный диск к любому автомобилю, исходите из перечисленных ниже параметров:

  • тип колеса;
  • монтажный (посадочный) диаметр;
  • число, размер, конфигурация и места расположения на диске крепежных отверстий (PCD);
  • ширина диска;
  • вылет (ET);
  • диаметр центрального (ступичного) отверстия;
  • наличие хампов;
  • максимально допустимая нагрузка на колесный диск.

Если, ознакомившись с перечисленными параметрами, вы передумали самостоятельно с ними разбираться, просто обратитесь в онлайн-сервис, помогающий подобрать колесный диск по машине. Достаточно ввести данные о модели своего авто, чтобы купить подходящие колеса.

А если вы готовы и дальше разбираться самостоятельно, продолжим.

3. Какие бывают типы дисков.

В зависимости от типа изготовления диски могут быть штампованными, литыми и коваными. Остановимся чуть подробнее на главных различиях между ними:

  • Самыми дешевыми являются штампованные колеса, именно они входят в базовую комплектацию бюджетных авто и закрываются декоративными пластиковыми колпаками. Преимущества стальных, окрашенных эмалью дисков заключаются в низкой стоимости и возможности ремонта. В результате механического воздействия они сминаются, но при этом легко восстанавливаются. Основные недостатки заключаются в большом весе и непривлекательном внешнем виде. Для этого типа изделий первична функциональность, а не дизайн.
  • Литые диски пользуются не меньшим спросом, чем штампованные. Для их изготовления используются алюминиевые сплавы. Технология производства позволяет выпускать литые изделия различной формы. Более интересный дизайн в совокупности с меньшим весом обеспечивает спрос на них среди автовладельцев. В числе недостатков следует отметить большую, в сравнении со штампованными, стоимость, а также сложности с ремонтом. Сильный удар может стать причиной появления трещин в колесе. И хотя в процессе ремонта пользуются технологиями сварки и прокатки, гарантию сохранности характеристик и качества колеса после ремонта никто не даст.
  • Самыми дорогими и качественными являются кованые диски. Для их производства используется метод горячей объемной штамповки, в процессе которого лучше всего сохраняется внутренняя структура металла. Они характеризуются высокой прочностью и малым весом. Недостатки заключаются в небольшой распространенности и высокой стоимости.
Читайте также:  Как менять масло двигателя кашкай

Помимо трех названных типов, производятся также сборные колесные диски, однако они настолько редко встречаются, что нет смысла останавливаться на них подробно. В большинстве случаев автовладельцам, решающим, как подобрать колесный диск, придется выбирать между непривлекательными внешне, но при этом недорогими штампованными и более привлекательными и дорогими литыми колесами.

4. Монтажный (посадочный) диаметр.

Этот параметр используется для указания диаметра окружности диска, измеряемого в дюймах. Для его обозначения используют букву R, например, R16 означает, что диаметр изделия составляет 16 дюймов.

Следует отметить, что сама по себе буква R не означает диаметр, она была позаимствована из характеристик шин, где ее используют для обозначения радиуса, хотя в действительности речь идет о посадочном диаметре покрышки. Если говорить о шинах, то буквой R маркируют радиальную конструкцию корда, для колесных дисков она фактического значения не имеет. Но при этом ошибочные значения радиуса и диаметра с обозначающей их буквой R в большинстве случаев по умолчанию используются продавцами и специалистами сервисов, помогающих подобрать колеса.

Для того чтобы правильно подобрать колесный диск, обратитесь к инструкции по эксплуатации вашего авто или присмотритесь к наклейке на дверном проеме, там указаны допустимые диаметры колес и рекомендуемое давление в шинах. Покупая покрышки, не забывайте о том, что они должны иметь посадочный диаметр, аналогичный дисковому.

Не стоит покупать диски больше максимально допустимых, поскольку они не только могут быть геометрически несовместимы с авто, но и повлиять на работу подвески, ускоряя износ ходовой части. Помимо этого, не стоит забывать, что большой диаметр колес в сочетании с низкопрофильной резиной, сказываются на комфорте передвижения, что будет особенно заметно при езде по неровным дорогам. Впрочем, увеличить диаметр в рамках, указанных производителем, или на дюйм больше можно, это не отразится на эксплуатации автомобиля.

5. Число и диаметр расположения крепежных отверстий (PCD).

Этот параметр называется разболтовкой. Под ней понимается количество крепежных отверстий и диаметр окружности, на которой они располагаются (от английского сокращения PCD – Pitch Circle Diameter, т. е. диаметр окружности). Количество крепежных болтов может разниться в зависимости от массы и скорости авто, чаще всего их от 4 до 6, однако может быть как больше, так и меньше (минимальное число – 3). Автомобили ВАЗ имеют разболтовку 4х98, кроме «Оки» с разболтовкой 3х98, «Нивы» – 5х139.7, а, например, у Largus – 4х100.

Этот параметр требует соблюдения, хотя кажется, что можно подобрать к модели с разболтовкой 4х98 колесо с параметром 4х100. В действительности, незначительная на первый взгляд двухмиллиметровая разница в диаметре окружности, на которой расположены отверстия для крепежных болтов, даст о себе знать в процессе установки колесного диска. Правильно затянуть удастся только 1 крепеж из 4, остальные сместятся относительно центра, став причиной биения колеса. Частично справиться с проблемой можно, используя болты с плавающим конусом, однако оптимальный вариант заключается в том, чтобы подобрать колеса с нужной разболтовкой.

Рекомендуем

6. Ширина диска.

Данный параметр используется для указания ширины изделия, измеряемой в дюймах. Чаще всего для обозначения используют букву J, к примеру, 5,5J означает колесный диск, ширина которого составляет 5,5 дюймов.

Ширину изделия обычно указывают вместе с допустимым посадочным диаметром. Также ширина диска имеет значение при подборе резины. Шины можно использовать с дисками, имеющими определенную ширину, однако некоторая погрешность допустима.

7. Диаметр центрального (ступичного) отверстия.

Нет необходимости объяснять, что понимается под диаметром центрального отверстия. Для его обозначения используют аббревиатуру «Dia», «DIA» или «D». Этот параметр имеет важное значение, поскольку при слишком маленьком центральном отверстии колесо нельзя будет поставить на место, при слишком большом возникнет необходимость в центровочных кольцах, позволяющих выполнить центровку изделия на ступице.

Ряд автовладельцев полагает, что если подобрать колесный диск с большим центральным отверстием, то в процессе затяжки болтов он самостоятельно отцентруется на ступице. В действительности этого не произойдет. Поэтому если балансировка колес не исправила биение и вибрацию, следует проверить, совпадают ли диаметры центрального отверстия диска и ступицы.

8. Вылет диска.

Вылет диска означает расстояние между привалочной плоскостью крепления диска к ступице и продольной осью симметрии колеса. Под центральной осью симметрии понимается линия, которая делит диск на две половины по ширине, а привалочная плоскость означает точку соприкосновения диска со ступицей.

Существует три вида вылета – положительный, нулевой и отрицательный. При расположении оси симметрии ближе в авто по сравнению с привалочной плоскостью говорят о положительном вылете, при их расположении на одной оси – о нулевом, при большем отдалении оси симметрии по сравнению с привалочной плоскостью – об отрицательном. То есть при меньшем вылете диск меньше выступает наружу за пределы колесной арки.

Этот параметр имеет большое значение, так как оказывает непосредственное влияние на функционирование подвески и ступичных подшипников. Если неправильно подобрать колесный диск по вылету, то можно столкнуться с более быстрым износом ходовой части и подшипников.

9. Форма крепежных отверстий.

Читайте также:  Вазелиновое масло для автомобиля

Форма крепежных отверстий имеет значение для выбора болтов или гаек нужной конфигурации. Штампованные диски обычно крепятся болтами и гайками, имеющими легкую коническую форму плоскости, которая прилегает к диску, кроме того, для них используются болты меньшей длины, так как толщина такого изделия минимальна.

Литые диски имеют большую толщину, сами крепежные отверстия обладают выраженной конической формой, соответственно болты и гайки для них необходимы другие. В ряде случаев могут требоваться болты или гайки, имеющие полусферическую или плоскую рабочую поверхность.

Кроме перечисленных, производятся болты, имеющие так называемый плавающий конус, с их помощью можно в некоторой степени компенсировать разницу в PCD диска. Рабочая коническая часть представляет собой отдельное кольцо, надетое на болт, и смещающееся относительно продольной оси болта в процессе затяжки.

10. Наличие хампов.

Хампами называются выступы на наружной поверхности колеса, фиксирующие бескамерную шину. Если вы присутствовали при бортировании колес, то наверняка слышали громкие хлопки, раздающиеся при накачивании шины. Именно в этот момент бортовое кольцо шины занимает нужное положение между хампом и закраиной диска. Абсолютное большинство современных дисков имеет хампы и предназначены для использования бескамерных шин.

Но если вы думаете подобрать колесные диски, выпущенные много десятилетий назад, учтите, что они могут не иметь хампов и предназначаться только для камерных шин. При желании можно поставить на такие диски бескамерную резину, однако герметичность посадки и, соответственно безопасность езды гарантировать в данном случае нельзя. Если давление в шине будет недостаточным, существует вероятность соскакивания ее с колесного диска прямо во время движения.

11. Максимальная нагрузка, которую способен выдержать диск.

Параметр, обозначаемый буквами MAX LOAD, свидетельствует о максимальной нагрузке, на которую рассчитан колесный диск, выраженной в килограммах или фунтах. К примеру, указание MAX LOAD 2000LB означает, что изделие рассчитано на нагрузку в 2 тыс. фунтов (908 кг).

При движении автомобиль опирается на колеса, соответственно важно, чтобы они выдержали его вес при условии полной загрузки ТС.

Решая, как подобрать колесные диски, имейте в виду, что те из них, которые предназначены для «Лады» не подойдут для «Митсубиши Паджеро». Игнорируя данный параметр, вы столкнетесь с деформацией колес и потерей ими эксплуатационных характеристик.

Для определения максимальной нагрузки необходимо разделить пополам 60 % от полной массы автомобиля. Также можно уточнить сведения у официального дилера или у компании, выпускающей диски. Кованые модели в состоянии выдержать гораздо большую нагрузку, несмотря на то, что сами они весят не столь много.

Имейте в виду, что с точки зрения экономической выгоды лучше подобрать два комплекта колесных дисков, чтобы не заниматься бортированием колес весной и осенью. Эта операция повреждает как шины, которые со временем могут начать пропускать воздух в местах соединения с диском, так и сами изделия, которые могут царапаться и впоследствии подвергаться коррозии. К тому же бортирование колес потребует денежных вложений (несколько смен резины сопоставимы со стоимостью диска), а также временных затрат, особенно при внезапно изменившихся погодных условиях.

Два комплекта колес в сборе позволит вам сэкономить время, деньги, а также увеличить срок использования шин и дисков.

Как подобрать колесный диск под шину: инструкция и таблица размеров

Для многих автовладельцев актуальным является вопрос о том, как подобрать колесные диски: по модели автомобиля или в соответствии с размером шин.

Для ответа необходимо учитывать связанные между собой параметры:

  • Одинаковая радиальность диска и резины, т. к. именно в этом случае они будут совместимы. Наиболее распространенными являются колеса с обозначениями от R13 до R20, где цифра указывает диаметр в дюймах.
  • Одинаковая ширина, допустимы лишь незначительные отклонения по данному параметру. Для обозначения ширины используется буква J, сама ширина измеряется в дюймах. Диапазон может варьироваться в пределах 5J-6J, что в миллиметрах будет соответствовать шине шириной 175 мм, 5,5J-7,0J означает 215 мм, 6,0J-7,5J – 225 мм, 7,0J-8,5J – 245 мм. Следовательно, ширина обоих элементов колес взаимосвязана.
  • Еще одним важным параметром является профиль резины, влияющий на размер колеса в сборе. К примеру, при радиусе R17 на «Лада Калина» можно установить шины, имеющие профиль высотой 40–45 мм, т. к. колесные арки позволяют использовать такие максимальные размеры колеса. В то же время на Toyota Land Cruiser 200 можно без проблем поставить шины, имеющие профиль 100 мм.
  • Современные производители выпускают исключительно бескамерную резину, снижающую вероятность ДТП при ее проколе. За счет специальных жестких ребер на покрышке и дисковом ободе исключается пропускание воздуха при соприкосновении резины со сталью. Но для такой резины нужно подобрать подходящий колесный диск, что не всегда просто.
  • Любители езды по бездорожью пользуются бедлоками, которые представляют собой мощные стальные диски на болтах, прижимающие резину с внутренней стороны колеса. Бедлоки не позволяют шине соскочить с колесного обода даже при низком давлении.

Решая, как подобрать колесный диск, возьмите с собой шину или запишите ее основные характеристики, тогда вы сможете с легкостью подобрать нужное колесо.

А теперь – таблица соотношения дисков и шин.

Чтобы вам было легче подобрать колесный диск в соответствии с имеющимися покрышками, приведем данные самых распространенных геометрических характеристик колес:

Высота резины

Размер резины

Оптимальная ширина диска в дюймах

Минимальная ширина диска в дюймах

Максимальная ширина диска в дюймах

Оцените статью