- Как правильно увеличить клиренс автомобиля часть I
- 5 надежных способов увеличить клиренс автомобиля
- Специальные пружины
- Высокопрофильные покрышки
- Диски увеличенного диаметра
- Автобаферы
- Пластины на рессоры
- Много или мало? Как изменить клиренс
- Как увеличить клиренс автомобиля самостоятельно
- Распорка
- Другие пружины
- Большие колеса
- Проставка в стойки амортизаторов
- Больше рессор
- Торсионная ходовая
- Пневмоподвеска
- Вывод
- Видео
Как правильно увеличить клиренс автомобиля часть I
Как правильно увеличить клиренс автомобиля часть I
Клиренс (расстояние от днища кузова до земли или дороги) – одна из важнейших характеристик подвески, которую можно определить по внешнему виду машины. Чем выше клиренс, тем лучше проходимость машины, что немаловажно в России, с нашими непредсказуемыми дорогами. Однако увеличение клиренса ведет за собой изменение и других параметров подвески, особенно режим работы амортизатора. В результате автомобиль теряет управляемость, подвеска перестает справляться с неровностями дороги, поэтому попытка торможения может привести к заносу или опрокидыванию.
Как работает подвеска
Чтобы понять, почему изменение режима работы амортизатора приводит к заносам во время торможения, необходимо хотя бы в общих чертах представлять работу подвески. Что такое подвеска? Это сбалансированная система, которая подвешивает кузов на каком-то расстоянии от поверхности земли. Отсюда и название – подвеска. Основа этой системы – пружина. Именно жесткость и длина пружины определяет, на какой высоте относительно земли окажется днище автомобиля. Наезд на любое препятствие приводит к появлению инерции, тянущей колесо вверх.
Чем выше скорость и больше препятствие, тем сильней воздействие на колесо. Сразу же после наезда на препятствие сила инерции заметно больше сопротивления пружины, но по мере подъема жесткость пружины увеличивается и вскоре наступает момент, когда силы инерции и жесткости сравниваются. Колесо замирает, затем идет вниз, набирая все большую скорость. Чем сильней инерция, тем дольше колесо будет в отрыве от земли. Если в момент отрыва нажать на тормоз, то вращение замедлят три остальных колеса, из-за чего машину занесет в сторону висящего колеса.
Для чего нужны амортизаторы
Чтобы снизить время отрыва, устанавливают амортизаторы, которые не мешают плавному движению подвески, но гасят рывки. Чем быстрей происходит изменение положения колеса, тем сильней сопротивление амортизатора. Благодаря этому не только замедляется подъем колеса и часть инерции уходит на подъем кузова, но предотвращается повторное подпрыгивание. Каждый видел, как долго прыгает резиновый или футбольный мяч, если подбросить его вверх и позволить упасть на асфальт. В подвеске происходит то же самое. После каждого подпрыгивания на кочке будет несколько повторных подпрыгиваний, каждое из которых на какое-то время разрывает плотный контакт колеса и дороги. Амортизатор успешно блокирует такой эффект.
Однако конструкция амортизатора такова, что он эффективно работает лишь в определенном положении, когда шток погружен почти наполовину. Смещение «точки покоя», которая соответствует нормальному клиренсу, приводит не только к ухудшению его работы и снижению влияния на инерцию, но и к ускоренному износу внутренностей этого механизма. Продолжение читайте в статье (Как правильно увеличить клиренс автомобиля часть II).
5 надежных способов увеличить клиренс автомобиля
Российские дороги давно стали притчей во языцех, и, порой, создают проблемы даже городским автомобилистам, что уж говорить о тех, кто живет в сельской местности. Глубокие ямы, неравномерные стыки, «лежачие полицейские» — все это может привести к повреждению кузова и, в особенности, днища. Многие автовладельцы считают выходом из ситуации увеличение дорожного просвета. В этой статье разбираемся, как это сделать несколькими способами.
Специальные пружины
Есть такой способ увеличения просвета: на авто, особенно легковое, можно установить другие пружины. Их отличие от «родных» в том, что у них должен быть больший диаметр металлического прута, а также большее число витков. Такие пружины увеличат клиренс, но есть и минус: переделка может плохо сказаться на управляемости и устойчивости машины. Причина таких изменений — другие углы работы подвески, поэтому прежде чем решиться на установку нестандартных пружин, хорошо взвесьте все «за» и «против».
Высокопрофильные покрышки
Установка шин, имеющих более высокие боковины, также увеличит клиренс, хотя и незначительно. Такой эффект дадут шины, которые будут доходить до самых колесных ниш. Кроме этого, высокопрофильная резина сделает поездку в машине более комфортной, неровности будут менее ощутимы за сет снижения ударной нагрузки на подвеску.
Но здесь тоже есть свои недостатки: вас ожидает ухудшение такого параметра, как курсовая устойчивость в поворотах и на прямой при высокой скорости. Еще из минусов — увеличение расхода топлива и погрешности спидометра.
Диски увеличенного диаметра
Этот вариант похож на предыдущий. На авто ставятся колесные диски, больше, чем стандартные. Эту модификацию можно сочетать с установкой высокопрофильных шин. В данном случае просвет между дорогой и днищем увеличится. Большие диски дадут и чисто визуальный эффект – они хорошо смотрятся.
Но не забывайте, что нестандартные диски тяжелее и будут увеличивать неподрессоренную массу машины, а тряска на неровностях усилится, вырастет и расход топлива. Есть и еще несколько негативных моментов: срок службы ступичных подшипников, амортизаторов и сайлентблоков при таких нововведениях уменьшится.
Автобаферы
Автобаферы — это такие подушки-проставки, которые нужно разместить между витками пружин. Баферы бывают полиуретановые, но есть и резиновые. Они призваны препятствовать сжатию витков пружин. Вследствие этого дорожный просвет станет больше даже в момент максимальной загрузки автомобиля. При этом снизится ударная нагрузка на кузов, а плавность хода на небольших неровностях возрастет.
Главный недостаток такого способа – автомобиль ведет себя непредсказуемо в критических ситуациях. То есть при резком маневре траекторию машина может не сохранить, а это чревато потерей управления.
Пластины на рессоры
Этот вариант подойдет для машин с рессорным подвеской: пикапов, небольших грузовиков, внедорожников. Для увеличения клиренса пластины нужно установить между рессорами. Как результат — увеличится жесткость и устойчивость подвески. Этот эффект пригодится тем, кто занимается перевозкой различных грузов. Но за увеличенный просвет придется расплачиваться повышенной вертикальной раскачкой машины на неровностях и снижением плавности хода.
Много или мало? Как изменить клиренс
У автомобиля много разных характеристик. Но на российских дорогах и направлениях одна из наиболее важных – это клиренс
Загадочный термин «клиренс» определяется расстоянием от поверхности дороги до нижней точки автомобиля. Именно поэтому вместо понятия клиренс зачастую используют словосочетание «дорожный просвет». Но помимо того, что такое клиренс у автомобиля, важно знать и ряд других параметров, непосредственно связанных с этим понятием.
Величина клиренса зависит от типа автомобиля и его конструкции. Клиренс внедорожников, основной задачей которых является проходимость, стремится к разумному максимуму, составляющему в среднем 300 мм. Для автомобилей со «спортивными генами» важнейшая цель – это снижение центра тяжести, что существенно улучшает управляемость и определяется в основном близостью к дорожному полотну. У них значение клиренса примерно в три раза меньше, чем у внедорожников.
У легковых автомобилей, с их практичностью и асфальтовым «ареалом обитания», дорожный просвет находится где-то посредине и составляет порядка 150 мм. Наиболее компромиссным вариантом является клиренс кроссоверов, величина которого порядка 200 мм. Такой дорожный просвет в сочетании с относительно жесткой подвеской определяет повадки машины, вселяющие в сидящего за рулем уверенность как в скоростном повороте, так и на умеренном бездорожье. Добавьте сюда непринужденность парковки у бордюра и улучшенный обзор. Неудивительно, что кроссоверы столь популярны. Хотя, справделивости ради, нужно сказать, что клиренс легковых автомобилей, адаптированных для наших дорог, за частую не меньше, чем у кроссоверов. Так у VW Polo он составляет 17 см, у Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 – 17,5 см, а у Lada Vesta – почти 18 см!
Cравнительный клиренс автомобилей – понятие растяжимое. Так у некоторых машин он может быть «плавающим», т.е. изменяемым. Для этого машину снабжают гидропневматической или пневматической подвеской. Диапазон изменения клиренса у автомобилей с такой системой довольно широк. Он позволяет удовлетворить амбиции и гонщика, и любителя пересеченной местности. Этот вариант можно было бы считать оптимальным, если бы не высокая цена автомобиля с регулируемой подвеской. К слову, несмотря на плохие дороги, малый клиренс в нашей стране даже имеет свою касту поклонников – сообщества БПАН и тому подобных, где автовладельцы добиваются красивой низкой посадки своих машин за счет кустарно установленных пневмобаллонов.
При желании клиренс автомобиля можно изменить вполне доступными методами. Для уменьшения клиренса используется замена пружин более короткими или их подрезка. Ценителей мизерного дорожного просвета не много. Гораздо больше желающих его увеличить. Самый простой способ – установка колес большего диаметра. Правда, к выбору нестандартного колеса стоит отнестись со всей тщательностью. В противном случае велик риск трения шины в повороте о кузов. К тому же стоит сразу смириться с искажением показаний спидометра, одометра и некорректной работой некоторых электронных систем. Можно увеличить дорожный просвет с помощью межвитковых проставок (1000–3000 р. за пару), которые уменьшают сжатие пружин. Вот только в сочетании с неизбежным в данном случае уменьшением хода амортизатора этот способ, хотя и бюджетный, в худшую сторону влияет на управляемость автомобиля. Так же, как и замена пружин нестандартными.
Наиболее распространенным является использования проставок между опорой стойки и кузовом. Проставки могут быть из резины, полиуретана, алюминия и т.д. Они отличаются друг от друга ценой и качествами. Так, резиновые более доступны (500–1000 р.), но менее износостойки. Полиуретановые (1000–4000 р.) служат дольше, но дороже и могут деформировать кузов. А алюминиевые (1000–2000 р.) могут вызывать коррозию в месте стыка. Стоит учитывать, что увеличение клиренса более чем на 30–40 мм грозит непредсказуемостью поведения автомобиля на дороге, особенно в поворотах, а также повышенным износом и выходом из строя некоторых узлов ходовой части, например дорогостоящих ШРУСов, из-за увеличившегося угла приводных валов.
Прежде чем приступать к радикальным преобразованиям по увеличению клиренса автомобиля, будет нелишним изучить его днище на подъемнике. В зависимости от конструкции оно может иметь много выступающих частей или быть относительно гладким. Возможно, по результатам «ревизии» удастся вычислить слабые места конструкции и выработать индивидуальный стиль эксплуатации с учетом имеющегося стандартного клиренса. К тому же следует помнить о величине колесной базы. Подчас автомобиль с небольшим дорожным просветом и короткой базой более проходим, чем его длиннобазный оппонент с внушительным клиренсом.
И еще. Несмотря на то, что картер двигателя, как правило, является самой нижней точкой машины, его стоит предохранить защитой из металла или кевлара. Да, дорожный просвет в этом случае уменьшится на 10–15 мм, но зато появится страховка от непредвиденного пробоя картера и, как следствие, дорогостоящего ремонта.
Как увеличить клиренс автомобиля самостоятельно
Клиренс на самом деле является очень важной частью в автомобиле, дело в том, что он влияет в первую очередь на проходимость, потом на аэродинамику и управляемость. Некоторые люди хотят его увеличить чаще всего для того чтобы увеличить проходимость, неудобно им куда проезжать. Из-за этого они пытаются решить эту проблему.
Содержание:
Если вы хотите это сделать, то вы должны понимать, что чуть-чуть ухудшиться динамика, немного измениться в худшую сторону управляемость и также есть вероятность, что снизиться уровень жесткости. Если вас это все не пугает, то приступаем к разбору различных способов.
Способов присутствует несколько, в принципе можно применить любой, но для каждой подвески есть максимально оптимальный вариант.
Распорка
Пружины авто между каждым витком имеют определенное расстояние, в это место можно вставить резиновую прокладку, которая толще, чем это расстояние. Такую прокладку можно приобрести в магазине. В итоге после установки автомобиль будет проседать меньше от собственного веса. То есть пружина изначально сжимается, из-за того, что на нее давит сам кузов, а прокладка делает это сжатие меньшим.
Там где будет установлена данная распорка, там сжатия практически не будет, а там где ее нет, сжатие будет больше. Но несмотря на это большинство недорогих автомобилей, таких как Ford Focus, Hyundai Solaris и так далее получают 3-5 см к предыдущему клиренсу. Да, можно поставить еще больше таких распорок и получить еще большее увеличение, но лучше этого не делать.
Данный способ даст вам то что нужно, но есть и обратная сторона. Проставки очень сильно увеличат жесткость, особенно если у вас изначально не особо комфортная машина. Также ухудшиться управляемость и ESP будет работать не так корректно как раньше.
Стоит это все не особо дорого, и сделать всю процедуру можно самостоятельно. Если покупать ее для моделей АвтоВАЗа, то они в среднем вам обойдутся в 500 рублей комплект. Если же у вас не особо дорогая иномарка, то минимум вам потребуется 2 000 рублей также за комплект.
Другие пружины
Этот способ используются автолюбителями чаще всего, так как до него можно додуматься даже без использования поиска в интернете. Увеличить клиренс с помощью данного метода не сложно, но если у вас не особо популярный автомобиль, то вам будет очень сложно найти пружины.
Присутствует у этого способа очень много минусов. Во-первых, вы не найдете такую запчасть от производителя, то есть вы не можете быть уверенным в качестве пружины и материалов из которых она сделана. Во-вторых, очень сильно страдает управляемость, увеличение кренов и плохая стабилизация на трассе.
Это сделать очень просто, вы покупаете новые пружины и устанавливаете их. Стоимость обсуждать сложно, так как суммы зависят от производителя и конкретной модели. В результате вы получите плюс 6-12 сантиметров. Но такие увеличения очень плохо скажутся на безопасности вашего вождения.
Большие колеса
Это достаточно дорогой метод, но при этом по осуществлению простой. Его без проблем можно выполнить своими руками, так как это максимально просто. Ваша задача купить другие диски и шины, большего диаметра и установить их.
Например, вы можете без проблем увеличить клиренс сняв свои 15-е диски и установить 16-е, соответственно поставить такие же шины. Но будете внимательны, берите резину таким же профилем, какой он и был. Дело в том, что если он будет меньше, то дорожный просвет, либо не измениться, либо наоборот уменьшится.
Посмотрите, какие размеры колес подходят для вашего автомобиля, так как если они будут не соответствовать, то появятся проблемы. При поворотах колеса могут задевать арки, тем самым вы портите резину и саму арку, что не особо радует.
Также вы получаете улучшение внешнего вида, но это плюс. Спидометр будет отображать меньшую скорость, а пробег автомобиля будет меньшим по приборам, чем по факту. Помимо этого, динамика и максимальная скорость уменьшиться, а расход увеличиться. Дело в том, что колеса большего диаметра просто тяжелее. Но эти изменения будут не особо большими.
Большая часть машин позволит данным способом увеличить свой клиренс максимум на 3 сантиметра. Это не так уж много, но возможно кому-то это и нужно, плюс диски новые хотел.
Проставка в стойки амортизаторов
Один из самых способов это этот. Суть в том, что есть место где стыкуется амортизатор и кузов и в это место можно установить специальную проставку, которая поднимет кузов вверх. Откройте капот, если у вас популярный седан или хэтчбек и вы уведете это место.
Минус здесь только один, центра тяжести станет выше и это немного негативно скажется на управляемости. Какой получиться результат сложно сказать, так как бывают разной толщины проставки.

Установить их можно самостоятельно, если вы немного разбираетесь в машинах. Рублей за 600 вы сможете приобрести данную проставку. Они бывают пластиковыми и алюминиевыми, из алюминия стоят немного дороже, но зато они надежнее.
Больше рессор
У вас подвеска на рессорах, что редко встречается в современном мире, то вы можете решить свою проблему, просто добавив одну или две рессорные пластины. Чаще всего такая подвеска используется на старых внедорожниках или на Газели. Из минусов стоит отметить небольшое повышение жесткости и изменения центра тяжести, но максимальная нагрузка на подвеску станет больше, то есть вы сможете немного больше нагружать груза.
Если у вас внедорожник, то скорее всего вы можете установить другие колеса, которые значительно больше штатных. Но на самом деле будут лучше установить несколько новых пластин, так как минусов намного меньше.
Торсионная ходовая
Этот способ самый простой, но данный тип подвески встречается редко. У данного типа есть возможность увеличить клиренс самостоятельно, при этом вы не получите минусов, если не будете заниматься этим с фанатизмом.
Пневмоподвеска
Этот способ является самым дорогим из всех перечисленных, но в плане безопасности он является самым лучшим. Этот вариант позволяет регулировать дорожный просвет с помощью кнопок в салоне, происходит это благодаря накачке подушек.
За это придется отдать больше 100 000 рублей, сумма может быть немного меньше, а может быть значительно больше. Все зависит от вашего автомобиля, так как изменениям подвергается вся ходовая часть и чем она сложнее, тем процедура дороже.
В итоге вы можете при необходимости поднимать автомобиль, а в обычном режиме опускать в нормальное состояние, но стоит это дорого.
Вывод
Как мы видим способов существует много и каждый из них хорош по-своему. Вы можете выбрать тот, который больше всего подходит вам и наслаждаться результатом. Стоит большинства вариантов не дорого и осуществить их можно своими руками, но помните, что практически все варианты негативно влияют на вашу безопасность.
Видео

Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов