- КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
- КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
- Как делают моторное масло?
- ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
- На какие виды и группы делятся моторные масла?
- ПОЧЕМУ МНОГО РАЗНЫХ АВТОМАСЕЛ?
- Почему существует так много разных моторных масел?
- ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ СТОЛЬКО ПРО АВТОМАСЛО?
- Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?
- Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
- Как делают моторное масло
- Как делают моторное масло
- Технология изготовления
- Как делают моторное масло: производственный процесс
- Как делают моторное масло?
КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
КАК ДЕЛАЮТ МОТОРНОЕ МАСЛО ?
Как делают моторное масло?
Если не вдаваться глубоко в детали, моторное масло – это смесь масляной основы и присадок. Основа получается либо из нефти (минеральные автомасла), либо путем химического синтеза (синтетические автомасла), либо же путем смешения в разных пропорциях минеральной и синтетической основ (полусинтетические автомасла). Сама по себе, основа обладает базовым набором смазочных и эксплуатационных свойств, но использование ее в двигателе невозможно без добавления различных присадок, позволяющих учесть разные режимы и срок эксплуатации двигателя.
Присадки – это вещества, которые добавляются в моторное масло с целью усиления, ослабления, стабилизации определенных существующих свойств и характеристик моторного масла, или же для приобретения маслом новых, необходимых для нормальной работы двигателя.
Присадки, добавляющиеся в моторное масло при производстве, выполняют разные задачи, от стабилизации вязкости при определенных температурах, и до очистки внутренних деталей двигателя. Фирмы-производители моторных масел не разглашают состав и свойства своих присадок – это их коммерческая тайна, собственно, обычному потребителю это и не нужно. Важно то, что сбалансированный набор этих присадок в конкретной марке масла должен соответствовать определенным стандартам, принятым во всем мире, а также дополнительным требованиям к составу моторного масла производителей автомобилей.
Таким образом, именно сбалансированный набор присадок, которые содержатся в отдельно взятом моторном масле и делают его пригодным для использования в каком-то конкретном двигателе. Тон в этих вопросах, разумеется, задают разработчики двигателей.
ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
На какие виды и группы делятся моторные масла?
В зависимости от разных свойств, моторные масла делятся на группы по определенным параметрам:
1. По химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло ).
2. По вязкости (классификация SAE ).
3. По набору присадок и качеству (классификации API и ACEA)
4. По допускам производителей автомобилей (допуски масел ).
Следует сразу заметить, что все вышеперечисленные категории прямо не описывают, какое масло лучше, а какое хуже – все эти масла просто разные и подходят для разных двигателей. Поэтому для того, чтобы правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля, нужно знать, какое масло подходит именно к Вашему двигателю. Исключением, пожалуй, является первая категория – химический состав основы, поскольку производители автомобилей редко настаивают на использовании какой-то конкретной из существующих. Собственно, с этой категории и начнем, но перед этим следует сказать несколько слов, что из себя представляет моторное масло в целом.
ПОЧЕМУ МНОГО РАЗНЫХ АВТОМАСЕЛ?
Почему существует так много разных моторных масел?
Потому, что существует множество разных по предназначению двигателей и их производителей. И у каждого из последних – свои технологии производства.
К примеру, если один двигатель проектируется, как мощный, для спортивных автомобилей, то другой изначально конструкторами предназначается для экономных горожан. Третья же группа двигателей предназначена больше для буксирования прицепов и езды по гористой местности.
Вариантов маркетингового позиционирования двигателей на самом деле очень много. И производитель автомобиля при этом изначально закладывает в техническое задание конструкторам вполне определенные условия будущей эксплуатации каждого мотора. Задача последних – максимально оптимизировать конструкцию двигателя именно под эти заданные условия.
Отсюда – великое множество разных по объему, конструкции, а также, что немаловажно, используемым в производстве внутренних деталей материалам двигателей. А все эти факторы, в свою очередь, предполагают необходимость ужесточения требований к моторному маслу, которое будет использоваться. При этом, некоторые параметры автомасла для разных двигателей являются взаимоисключающими.
Например, все знают, что с ростом оборотов двигателя температура масла растет. Соответственно, с ростом температуры масла его вязкость снижается. А знаете ли Вы, что рабочее число оборотов двигателя у разных моторов разное? То есть, если, к примеру, на одной передаче и при частоте оборотов двигателя, скажем в 3000, один автомобиль едет со скоростью 110 км/ч, то скорость другого при тех же параметрах составляет 140, а третьего – 160.
Очевидно, что этим трем автомобилям для нормальной работы двигателя нужно масло с совершенно разными параметрами.
ЗАЧЕМ МНЕ ЗНАТЬ СТОЛЬКО ПРО АВТОМАСЛО?
Зачем нужно знать, какие бывают моторные масла?
Зайдя в любой магазин автозапчастей, можно легко убедиться в том, что различных моторных масел бывает очень много. Есть множество фирм-производителей моторного масла, но каждая из них предлагает еще целый набор марок своей продукции для разных двигателей, условий и даже сезонов. Как разобраться во всем этом и нужно ли вообще в этом разбираться обычному автолюбителю?
К сожалению, нужно. Дело в том, что на этикетке моторного масла Вы не найдете информацию о его совместимости именно с Вашим двигателем, как это часто бывает с другими запчастями. Так происходит в основном потому, что разные двигатели даже одной модели автомобиля одного производителя рассчитаны на разные по своим свойствам моторные масла, и перечисление всех совместимых двигателей на этикетке моторного масла просто невозможно. К тому же, часто для одного двигателя допускается использование сразу нескольких типов моторного масла, что еще больше усложняет задачу.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Как делают моторное масло
Много лет назад, в 1873 году, профессору Джону Эллису удалось впервые получить моторное масло. Он немало времени уделил изучению характеристик сырой нефти. Многочисленные опыты позволили ему сделать вывод, что она обладает прекрасными смазочными характеристиками.
Как делают моторное масло
Добавив изготовленную смазочную жидкость в клапанный механизм паровых двигателей, он заметил, что движение клапанов стало намного плавней. Уменьшился износ деталей, увеличилось время работы силовой установки. Джон зарегистрировал свое открытие и открыл первое в мире производство моторной смазки.
Технология изготовления
Начинается все с добычи сырой нефти. Она подвергается фильтрованию, где очищается от вредных компонентов. Все операции выполняются на специализированных предприятиях, имеющих соответствующее оборудование. Моторные масла делятся на несколько типов, каждый из которых отличается комплектующими и свойствами.
Самыми дешевыми считаются минеральные. Они изготавливаются из нефти, которую подвергают фильтрации и стандартной прогонке. Синтетические относятся к самому дорогому классу. В их основу включены вещества, полученные после сложных химических манипуляций с продуктами из газа и нефти. Гибрид вышеописанных составов стали называть полусинтетикой.
Как делают моторное масло: производственный процесс
Современный процесс изготовления смазочных продуктов для новейшей техники подразделяется на несколько этапов. Сначала проводится подготовка сырья, из которого получаются определенные масляные фракции. Для получения компонентов автомасел используются специальные технологические установки, выполняющие переработку нефти в соответствии с поточными схемами.
После перегонки нефти получаются дистиллятные фракции масла:
- 350-420 градусов;
- 420-500 градусов;
- Более 500С.
Современная нефтеперерабатывающая промышленность открывает новые возможности перегонки, используя минимальный фракционный состав. В итоге получается намного больше базовых масел.
На следующем этапе все фракции проходят очистку на специальных маслоблочных установках. Причем очистка может выполняться различными способами. В основном проводится селективная очистка имеющихся масляных фракций. Для этого используется:
- Смесь трикрезола с фенолом;
- Деасфальтизат, входящий в состав пропана.
В результате получается остаточный рафинат масляной фракции. Его гидроочистка выполняется в постоянном катализаторе. Происходит выработка остаточного рафината при температуре более 500°С. На заключительном этапе происходит получения товарных масел путем компаундирования масляных составляющих и специальных присадок.
Ежедневно на дорогах появляется все больше автомобилей самого высокого класса. Безусловно, изготовители моторных масел учитывают этот фактор. Каждый производитель автомобиля создает особое техническое задание по изготовлению новейшей смазки, соответствующей характеристикам двигателя автомобиля. Она должна надежно защищать двигательную систему и продлять срок ее эксплуатации.
Разумеется, описанная выше технология имеет обобщенный характер. Каждый изготовитель смазочных продуктов старается держать в тайне технологию получения новейшего масла. Только так можно оставаться на плаву в век жесткой конкуренции.
Как делают моторное масло?
Предприятие, на примере которого пойдёт наш рассказ, располагается в Омске и соседствует с одним из крупнейших НПЗ в России. ООО «Газпромнефть-СМ» занимает 23 % рынка смазочных материалов наших северных соседей. Одним словом, опыт у компании немалый и ей есть что показать.
На заводе смазочных материалов порядки строгие. Посетителей обяжут облачиться в спецодежду, накрыть макушку каской, а глаза пластиковыми очками. Знакомство с «Газпромнефть-СМ» мы начинаем со святая святых — центральной операторной, куда круглосуточно стекается информация со всей аппаратуры, установленной на линиях, и где пара сотрудников «наколдовывает», какое именно масло польётся в канистры сегодня. Работу операторов отслеживает компьютер, который блокирует в случае человеческой ошибки линию до тех пор, пока не будут введены данные согласно необходимой рецептуре. Количество составляющих при этом рассчитывается с точностью до миллиграммов.
В двух словах — процесс изготовления автомобильных смазок достаточно прост: в базовое масло добавляются присадки, затем готовая продукция разливается в бочки и канистры. Всё интересное кроется в деталях.
Мазут для изготовления базового масла завод закупает тут же, у своих соседей — на Омском НПЗ. Хранится он на улице в специальных ёмкостях, и оттуда по трубопроводу поступает в цех, где из него делают базовое масло. Там же оно смешивается с химическими присадками, придающими готовому продукту необходимые качества. Присадки доставляются к месту действа также по трубам. К слову, трубы эти самоочистные, после каждого цикла освобождаются от остатков химикатов специальным поршнем (чушка).
Трубопроводы сделаны с внутренней шероховатостью, что позволяет поршню выбирать всё до капли. Данная технология, как поясняют на заводе, относительно нова. Поначалу её даже боялись применять, особенно в зимнее время. Ведь поршень мог попросту замёрзнуть в магистрали, остановив работу всего предприятия. Но инженеры всё-таки рискнули, и, как оказалось, не зря. Использование чушки значительно сократило время очистки трубопроводов за счёт уменьшения количества циклов прокачки, дало практически стопроцентную «стерильность» линии, кроме того, позволило заводу неплохо сэкономить на прокачных маслах.
Присадки на предприятие приходят в бочках, цистернах и контейнерах. Завод закупает их за рубежом: в Европе и Америке. Говорят, что несколько лет назад пытались использовать российскую химию, но стабильности показателей масла на тот момент не получили. Перед использованием присадки доводят до нужной температуры в разогревочных шкафах (особенно те, что более вязкие). В специальных ёмкостях их смешивают с необходимыми компонентами и лишь после этого добавляют в масло.
Из цеха смешивания масло отправляется в лабораторию, где его проверяют по 27 параметрам. Масло с отклонениями выбраковывается (что, по утверждению заводчан, происходит крайне редко).
На предприятии работает восемь «мешалок», разбитых на группы: для смешивания моторных масел, для трансмиссионных и т. д. На линии сначала готовят более вязкие масла, после — лёгкие. Весь продукт взвешивается и отправляется на хранение, и затем уже со склада начинается его разливка по ёмкостям и отгрузка.
Канистры, в которые разливается масло, 1, 4, 5-литровые. Изготавливают тут же, на заводе, выдувая из полиэтиленовых гранул. Ёмкости побольше, 10, 20, 50-литровые, привозные. Линия роботизирована. Каждую из канистр аппаратура проверяет на наличие дефектов. Далее их путь лежит на шесть линий цеха фасовки, где так называемые иглы налива наполняют их продукцией. Игл по две на каждой линии. Одна грубо, под большим напором, льёт масло в канистру, другая подравнивает наполнение, доводя жидкость до точного веса.
Канистры взвешиваются. Недолитые (более 0.5 %) автоматически отбраковываются, а «полноценные» отправляются на запайку горловины диск-вкладышем и оклейку этикетками. Специальные датчики контролируют, крепко ли закручена крышка, ровно ли наклеена этикетка. По похожей схеме заполняются бочки. Весь процесс контролируется, как мы уже говорили, электроникой и записывается видеокамерами (на случай возникновения спорных моментов и для исключения хищений).
Продукция предприятия реализуется в России. Кроме того, компания осуществляет поставки в страны Средиземноморья, на Балканы, в Восточную и Северную Европу, СНГ, в том числе в Казахстан, Балтию, Центральную и Юго-Восточную Азию и Африку.
Вот так или примерно так работают сегодня практически все предприятия, изготавливающие масла для автотранспорта.