- После ремонта, мотор ГАЗ 52 не стучит. Расскажу как сделал
- Газ 51 технические характеристики, двигатель, КПП
- Устройство двигателя ГАЗ 52
- Внешность
- Особенности эксплуатации двигателя ГАЗ 52
- Модификации
- Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52
- Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52
- Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52
- размеры шатунных шеек
- Схема карбюраторного двигателя ГАЗ-52
- Выводы
- Особенности крепления двигателя ГАЗ 52
- Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52
После ремонта, мотор ГАЗ 52 не стучит. Расскажу как сделал
Приветствую, Всех читателей.
Хочу поделится с вами сегодня о ремонте и некоторых доделках на двигателе ГАЗ 52.
Машина это отца, ездил он помаленьку, но все равно двигатель периодически стучал.
И вот нынче весной он опять застучал. Когда то давно я читал в интернете что один кулибин, доводил такой двигатель путем проточки шатунных вкладышей.
И мы решили тоже попробовать. Разобрали мотор, много чего поменяли, перечислять не буду. Купили вкладыши благо, что на эти моторы до сих пор очень много запчастей в магазине.
Потому как завод ставил эти моторы на 3307, если бы сам не видел не поверил бы)))
Я выточил на станке из трубы оправу под вкладыши, проточил в середине проточку под масло, шириной пять миллиметров глубиной полтора миллиметра.
После сборки залили масло синтетику , рекламировать не буду какое это было масло, но дорогое.
Двигатель запустился отлично, после небольшой обкатки решили рискнуть и попробовать километров двадцать проехали со скоростью около девяносто километров в час, сразу видно что она не рассчитана на такую скорость но мы и не собирались на ней так гонять, просто проверили работу двигателя.
Скажу сразу двигатель не сломался, ни чего не случилось с ним. Сейчас работает у отца в деревни по хозяйству.
Еще читал, что при проточки падает давление, но у нас ни чего подобного не произошло.
Если кто то держит еще такие машины и моторы, скажу наверняка, что эта схема рабочая.
Дорогие читатели и гости страницы, понравилась статья, поддержите канал ставьте лайк, делитесь с друзьями в соц сетях и подписывайтесь.
Газ 51 технические характеристики, двигатель, КПП
Грузовые автомобили ГАЗ 52 являются символом советской эпохи. Силовые агрегаты, установленные на этих транспортных средствах, настолько надежны, что пользуются популярностью среди многих автомобилистов и в наши дни. Шестицилиндровый рядный двигатель газ 52 может успешно работать на бензине и сжиженном газе. Основная марка бензина – А 72. После модернизации головки блока цилиндров увеличен показатель степени сжатия, в результате, мотор перешел на потребление бензина А-76. Для удобства водителей на корпусе новой головки выбито цифровое обозначение: «76».
Устройство двигателя ГАЗ 52
Новое обозначение этого силового устройства ГАЗ 52-01. Такая маркировка была присвоена ему в результате модернизации мотора ГАЗ-51. Основная цель была достигнута, максимальная мощность форсированного двигателя ГАЗ 52 стала равна 75 лошадиных сил.
Перечень целевых изменений в конструкции:
- Обновленные поршни, изготовлены из алюминиевых сплавов АЛ-30 с повышенным содержанием кремния.
- При изготовлении вкладышей подшипников (шатунных, коренных) используются уникальные технологии. Заготовки состоят из: стальной ленты, медно-никелевой прослойки, свинцового сплава СОС-6/6, обладающего антифрикционными свойствами, способствующими повышению устойчивости подшипниковых вкладышей против истирания.
- Материал изготовления выпускных клапанов – жаростойкая сталь марки 55Х20Г9АН4 или ЭП-303.
- В конструкцию двигателя был введен карбюратор К-84МИ или К-126Е, состоящий из двух камер
- Впускной коллектор измененного вида.
- Топливный насос модели Б-9Б, производительностью не менее 140 литров в час.
- Установлена система вентиляции открытого типа.
- Воздушный фильтр в комбинированном исполнении (инерционно масляный). Фильтрующий элемент изготовлен из высококачественного капрона.
Показатель степени сжатия остался без изменений – 6,2. С целью унификации с узлами и деталями двигателей автомобилей семейства ГАЗ-53, многие элементы не претерпели изменений. Список соответствующих унифицированных деталей и узлов:
- коленвал;
- блок цилиндров;
- газовые магистрали;
- картер системы смазки;
- вентиляционных фильтр картера;
- пусковой подогреватель и пр.
Технические характеристики двигателя ГАЗ 52
Тип мотора | карбюратор К-126И |
Количество цилиндров | 6 |
Число тактов | 4 |
Расположение клапанов | нижнее |
Развиваемая мощность | 75 лошадиных сил при 2800 об/мин |
Степень сжатия | 6,2 – 6,7 |
Крутящий момент | 21 кгс. м при 1600 – 2000 об/мин |
Рабочий объем двигателя ГАЗ 52 | 3485 куб. см |
Работа смазочной системы | методом разбрызгивания и под напором |
Тип масляных фильтров | тонкой, грубой очистки |
Система охлаждения | жидкостная, циркуляция воды–принудительная |
Топливо | бензин А-66, 72, 76 |
Емкость бензинового бака | 90 литров |
Свечи зажигания | А-11 |
Количество охлаждающей жидкости в системе | 16 литров |
Удельный расход топлива | 20 л на 100 км пути |
Вес двигателя ГАЗ 5 | 250 кг, (306 кг в сборе с КПП и сцеплением) |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Длина хода поршня | 110 мм |
Формула работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Материал изготовления блока цилиндров | чугунное литье |
головки ГБЦ | алюминиевый сплав |
поршней | алюминиевый высококремнистый сплав |
пальцев | сталь |
коленвала | стальная ковка |
подшипников | триметаллические вкладыши |
распредвала | стальная ковка |
Тип масляного насоса | односекционный шестеренчатый |
Топливный насос | диафрагменного типа |
Период выпуска двигателя | 51 год (с 1964 по 1993 гг.) |
Внешность
Дизайн нового ГАЗона кардинально отличался от предыдущей модели. Кстати, кабина ГАЗ-52-04 стала основной для создания 53-го ГАЗона. Спереди – круглые стеклянные фары и массивная трапециевидная решетка радиатора. В отличие от 53-й модели, она красилась в цвет кузова. Также здесь были другие прорези для радиатора. Последний был меньших размеров, так как на ГАЗ-52-04 ставился менее объемный мотор. Что касается дизайна крыльев, капота и других элементов, они не претерпели изменений даже на 53-м ГАЗоне. Внешность получилась довольно удачной для тех времен. Для удобства посадки на грузовике есть железная подножка. Дверные ручки – металлические. Впрочем, пластиковых деталей здесь было всего несколько. Как выглядит ГАЗ-52-04? Фото машины читатель может увидеть в нашей статье.
Отметим, что данная модификация представляла собой не просто короткобазный, а укороченный бортовой грузовик. Кузов был деревянным, с железными замками. Некоторые версии оснащались гидравлическим подъемником. Среди отличий данной модификации стоит отметить расположение глушителя. Он находился с левой стороны. На других ГАЗонах глушитель располагается по правую сторону.
Что говорят про качество металла отзывы? Владельцы отмечают, что кабина ГАЗона практически не гниет. И это несмотря на то, что машине уже около полувека. Качество покраски тоже заслуживает похвалы. Что примечательно: даже заброшенные экземпляры, покрытые внешне ржавчиной, не имеют сквозных дыр – настолько был качественным советский металл.
Особенности эксплуатации двигателя ГАЗ 52
В 1978 году заводом-производителем был издан специальный сопроводительный документ «Руководство по эксплуатации ГАЗ- 52». Здесь подробно описывались эксплуатационные параметры, а также рекомендации по техническому обслуживанию и использованию данного двигателя внутреннего сгорания.
Известно, что силовой агрегат ГАЗ 52 обладает следующими особенностями:
- теряет стабильность при эксплуатации на повышенных оборотах;
- расход топлива, моторного масла и степень износа находятся в прямой зависимости от рабочей температуры двигателя.
Исходя из этого, водителям даны следующие рекомендации:
- Обеспечивать подачу охлаждающей жидкости температурой от 80 до 90°C.
- При понижении температуры окружающей среды защищать от холода решетки радиатора двигателя при помощи специального утеплительного чехла.
- При переходе на бензин марки А-76 требуется соответствующая корректировка угла зажигания.
Модификации
За 29 лет серийного производства на базе стандартной версии выпустили множество разновидностей, которые использовались в различных отраслях народного хозяйства:
- 52Ф — экспериментальный вариант семейства, который оснащали двигателем прошлого поколения. За год из цеха горьковского предприятия вышла промышленная серия, которая не прошла некоторые испытания;
- 52Г — автомобиль с удлинённой до 3,7 метров колёсной базой. За счёт увеличения массы повысили максимальную грузоподъёмность до 4 тонн. До промышленного производства разработка не дошла;
- 52А — первый вариант с силовым агрегатом нового поколения. При удлинённой базе грузоподъёмность составляла 3 тысячи килограмм. За 1959 год конструкторы собрали несколько экземпляров;
- 52П — тягач седельного типа со старой силовой установкой, который был выпущен ограниченной партией;
- 52Я — грузовик бортового типа с поднимающейся платформой. Серийный выпуск не осуществлялся;
- 52-01 — шасси для установки различных надстроек, чаще всего, использовалось для сборки автобусов и транспорта специального назначения. Выпускалось с 1969 до 1993 года с 75-сильным мотором;
- 52-02 — стандартная платформа под установку самосвального оборудования;
- 52-03 — бортовая машина с силовой установкой нового поколения;
- 52-04 — классический транспорт с колёсной базой 3,3 м;
- 52-05 — грузовое такси, сделанное на базе предыдущей модификации;
- 52-06 — седельный тягач со стандартной колёсной базой;
- 52-07 — модель 52-04, в которой использование бензина сменили сжиженным газом. Авто развивал мощность до 73 л.с;
- 52-08 — разновидность модели 52-01, которая использовала в качестве топлива сжиженный газ;
- 52-09 — такси грузового типа на сжиженном газе;
- 52-27 — грузовой транспорт, который передвигался на сжатом природном газе. Транспорт развивал до 65 лошадиных сил и разгонялся до 70 км/ч;
- 52-28 — шасси для установки надстроек с увеличенной колёсной базой и мотором на сжатом природном газе;
- 52-50 — разновидность 52-01 для поставки в страны с тропическим климатом;
- 52-54 — модификация 52-04 для экспорта в области с тропическими климатическими условиями;
- 52-70 — стандартный 52-01, который отправлялся в соседние страны;
- 52-74 — классический 52-04, предназначавшийся для экспорта в другие государства.
На шасси устанавливали различное оборудование, благодаря чему получались бензовозы, пожарные автомобили, самосвалы и многое другое.
Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52
Наиболее частой поломкой в данном двигателе внутреннего сгорания всегда считался преждевременный износ вкладышей шатуна при эксплуатации транспортного средства на повышенных оборотах. Это была его, так называемая, ахиллесова пята. Этот недостаток приносил водителям немало неприятностей и множество хлопот.
Все дело в том, что в данных деталях было предусмотрено всего одно отверстие для прохождения смазочной жидкости, что было недостаточно для этих узлов. Удачным решением послужили подсказки опытных механиков. Они предложили использовать вкладыши, позаимствованные у ЗИЛ-130. Эти детали идеально вписываются по размерам вместо старых образцов. Материал изготовления вкладышей от ЗИЛ 130 – сплав стали с алюминием. Этот материал настолько тверд, что просверлить дополнительное отверстие для прохождения моторного масла в домашних условиях невозможно. Отличным решением явилась проточка специальных канавок в верхнем мягком слое металла. В результате появления канавок шириной и глубиной в 2 миллиметра, прохождение смазочного материала существенно улучшилось.
Совет: Чтобы масло не утекало через отверстие в шатуне, рекомендуется закупорить его при помощи подручных средств. Например, подойдет небольшой кусочек фольги.
После проточки канальцев было отмечено существенное снижение напора масла в системе смазки, что не позволяло эксплуатировать транспортное средство при повышенных оборотах коленчатого вала (менее 70 км/час). Что помогло? Двигатель ГАЗ 52 стал совсем неубиваемым, после проведения работ по уменьшению зазоров между шестеренками в масляном насосе, в результате чего заметно повышается давление в смазочной системе.
Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52
Нарезание канавок на шатунных вкладышах – не единственное новшество, которое способно улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания.
- Для повышения давления в смазочной системе также изменяют параметры масляного насоса – увеличивают его габарит по высоте, следуя примеру, так называемых, «двухэтажных насосов», используемых в военной технике (в силовых агрегатах, установленных на БТР-50). Конструкция насоса дополняется добавочными стандартными шестернями. В результате, насос больших размеров обеспечивает давление моторного масла в системе не меньше 6 атмосфер.
- Чтобы уменьшить вес и снизить силы трения поршней, уменьшают их длину (обрезают «юбки»). Для этого используются не родные поршни, а позаимствованные у машины Москвич-412. Это поможет уменьшить нагрузки на шейки коленчатого вала.
Преимущества, полученные в результате снижения веса поршней:
- стабилизируется работа силового агрегата;
- снижаются шумовые эффекты;
- быстрый набор оборотов;
- снижение расхода топлива.
Интересно: Некоторые механики практикуют установку головки ГБЦ без привычной прокладки. Замечено, что расстояние между цилиндрами здесь очень невелико. На небольших промежутках прокладка ГБЦ не выдерживает сверхвысоких температур в 2000°С и полностью сгорает. Взамен прокладки предложено использовать специальную термостойкую пасту.
Совет: Вдобавок к перечисленным модернизациям, мастера советуют сменить в смазочной системе двигателя ГАЗ 52 рекомендуемые минеральные сорта моторного масла на высококачественную синтетику.
Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52
После подобных нехитрых модернизаций основные проблемы двигателя ГАЗ 52 полностью исчезли. Теперь ему не страшна ежедневная эксплуатация на предельных оборотах коленвала при любых условиях:
- Жара, мороз, резкие скачки температуры окружающей среды.
- Дорожное покрытие различного качества (от гладкого асфальта автомобильных трасс до разбитых проселочных дорог).
- Движение по ровной поверхности, а также по дорогам с резкими спусками и подъемами.
Важно: Информация, размещенная в предыдущем разделе, содержит данные, основанные на рекомендациях опытных автовладельцев, проводивших форсирование двигателя ГАЗ 52.
Основные достоинства двигателей ГАЗ 52:
- простота конструкции;
- сравнительно невысокая стоимость;
- надежность;
- длительный срок эксплуатации (более 200 000 км);
- отсутствие сложных устройств, типа цепей, штанг, натяжителей, успокоителей, балансиров, роликов и пр.
размеры шатунных шеек
станд. | 0.05 | 0.25 | 0.50 | 0.75 | 1.00 | 1.25 | 1.50 |
60.00 | 59.75 | 59.50 | 59.25 | 59.00 | 58.75 | 58.50 |
Также межремонтные вклады ставятся без расточки шеек коленвала, учитывая износ оных. Размеры идут через каждые 25 соток, плюс-минус допуск.
Перепроверяйте информацию ,заходя на другие ресурсы. Автор может ошибаться вольно или невольно.
Схема карбюраторного двигателя ГАЗ-52
С коробкой перемены передач и механизмом сцепления в продольном разрезе:
1. Бензонасос; 2. Кран радиатора; 3. Механизм сцепления; 4. Корпус КПП; 5. Газовая магистраль; 6. Привод слива охлаждающей жидкости; 7. Карбюратор К-126И; 8. Фильтр воздухоочистителя.
Двигатель ГАЗ 52 в поперечном разрезе:
1. Сливная пробка; 2. Маслоприемник; 3. Картер; 4. Вентиляция; 5. Насос масляный; 6. Отопительное устройство; 7. Катушка системы зажигания; 8. Фильтр грубой очистки.
Выводы
В принципе, если применить вышеописанные методы, ресурс мотора возрастает в разы. Новый двигатель ГАЗ-52 с примененными сразу всеми этими доработками должен ходить под миллион километров, как, собственно, и ходили они в СССР у хороших шоферов. Так, что за исключением внешнего вида, получаем полностью боевой и надежный агрегат. Что касается поршневой — можно кольца поменять. Однако, помнится грузовике я год ездил с поломанными кольцами, при этом около 80-90 процентов мощности было. В принципе, после инспекции двигателя можно решить для себя вопрос об установке газового баллона, но на газ — только с компрессором. При степени сжатия, равной семи, газ будет улетать в трубу. Хотя при степени сжатия, равной двум, газ не протекает в масло.
Особенности крепления двигателя ГАЗ 52
Силовой агрегат устанавливается на раму транспортного средства. Крепление осуществляется в 4-х точках в местах расположения специальных опорных подушек, изготовленных из резины с вулканизированными металлическими арматурными вставками. Лапы корпуса двигателя надежно фиксируются к опорам.
При креплении корпуса двигателя используются:
- специальные болты;
- кронштейны;
- распорные втулки;
- металлические тяги;
- гайки;
- шайбы;
- резиновые прокладки одинаковой толщины и пр.
Зазоры между лапами корпуса двигателя и опорами устраняются при помощи надежной затяжки резьбовых соединений.
Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52
В комплекс работ по техническому обслуживанию мотора ГАЗ 52 входят следующие пункты:
- Проверка надежности и подтяжка креплений рабочих узлов и деталей.
- Демонтаж и промывка фильтрующего элемента топливного отстойника.
- Убедиться в наличии свободного хода педали механизма сцепления, равного 34 – 45 мм.
- Проверка и дополнительная затяжка болтов крепления подвески двигателя к опорным подушкам.
- Визуальный осмотр масляного радиатора, шлангов, краника на предмет возможных протечек.
- Проверка герметичности соединений элементов системы питания.
- Промывка сетчатого фильтра насоса ТНВД.
- Замена моторного масла в двигателе ГАЗ 52.
- Очищение корпусов фильтров грубой и тонкой очистки масла, смена фильтрующих элементов.
- Проверка состояния трубки вентиляции картера силового агрегата.
- Контроль затяжки креплений головки блока цилиндров (данная операция проводится при полном остывании корпуса двигателя).
Моторное масло в двигателе ГАЗ 52 необходимо менять после пройденного пути, равного 5 – 7 000 километров. Интервал между данными операциями изменяется в сторону уменьшения/ увеличения, в зависимости от степени тяжести условий работы транспортного средства. Количество, достаточное для замены смазочного материала в двигателе ГАЗ 52, колеблется от 7 до 8 литров.
Перечень рекомендованных марок моторного масла для двигателя ГАЗ 52: