- 8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля
- Как производят диагностику грузовых авто
- Какое оборудование необходимо
- Когда требуется диагностика
- Как проходит диагностика: этапы
- Почему именно мы?
- Как проводится диагностика грузовиков
- Диагностика грузовиков
- Диагностика двигателя
- Диагностика ABS/EBS
- Подвески
- Диагностика бортового компьютера/панели приборов
- Другие блоки управления
- Автосканер Tecnomotor
8 рекомендаций по диагностике грузового автомобиля
Диагностические работы любого автомобиля — это обязательная процедура, обеспечивающая своевременный ремонт, а также исправную работу основных систем. Это вдвойне важно, когда речь идёт о грузовом автомобиле, от непрерывности эксплуатации которого зависит уровень прибыли, исполнение договорных обязательств и эксплуатационные расходы. Стоимость ремонта и обслуживания грузовиков на порядок выше, поэтому квалифицированная диагностика, позволяющая выявить неисправность на раннем этапе, экономит значительные средства владельца. Исходя из этого, перечислим основные рекомендации по выполнению диагностических работ коммерческого транспорта.
1. Компьютерная диагностика.
Сложность электронных систем грузового автомобиля требует использования специализированных сканеров и стендов для того, чтобы выявить причину неисправности. При проведении подобных работ целесообразно уточнить, способен ли такой аппарат давать объективную картину по вашему автомобилю. Для того, чтобы это понять, обращайте внимание на год выпуска диагностического оборудования, которое должно быть новее, чем ваш грузовик. Адаптеры для подключения к диагностическим разъёмам должны быть заводского изготовления и не иметь следов подгонки «по месту». Компьютер должен безошибочно определять марку и модель машины, а также таких узлов как ЭБУ (электронный блок управления двигателем).
2. Проверка целостности цепей и исправности разъёмов.
После считывания кодов ошибок приступают к выявлению причин их возникновения. Весьма распространены ситуации, когда исправный агрегат выдаёт сигнал о поломке по причине короткого замыкания или «пробоя» в проводке, неплотного прилегания клемм, а также проблемах с датчиками. Поэтому прежде чем заниматься агрегатным ремонтом, опытный диагност проведёт обследование основных электронных цепей. Даже если диагностика показала, что причина кроется именно в таких «незначительных» поломках, следует принять меры к их скорейшему устранению, поскольку давая ложный сигнал электронным модулям, они автоматически переводят их в аварийный режим, ухудшая основные параметры работы.
3. Проверка параметров в работе.
Комплексная компьютерная диагностика этим не ограничивается, а включает также одновременное подключение к элементам системы зажигания или второстепенным электронным блокам, анализируя параметры работы заведённого мотора. Только так можно выявить случайную ошибку, которая и послужила причиной срабатывания индикации, или определить системную неисправность, не связанную с внешними факторами, требующую скорейшего устранения.
Стоит помнить, что в многоцилиндровых грузовых двигателях крайне сложно выявить пропуски зажигания или аналогичные неисправности всего в одном из них, что повлекло бы «троение» традиционного легкового мотора. Это приводит к достаточно длительной эксплуатации в аварийном режиме и возникновению неисправностей, устранить которые можно лишь капитальным ремонтом, поэтому игнорировать индикацию бортового компьютера ни в коем случае нельзя. Кроме того, дизель предусматривает использование свечей накаливания, что требует наличие специализированного стенда для диагностирования их параметров.
4. Диагностика второстепенных модулей.
Современный грузовой автомобиль содержит множество узлов и агрегатов, работа которых контролируется ЭБУ, размещёнными отдельно от основного, поэтому при обнаружении отклонений от нормального функционирования того или иного агрегата следует провести его выборочную компьютерную диагностику. Это касается АКПП, тормозной системы, особенно с ABS, пневмоподвески и систем обеспечения комфорта. При проведении подобных работ может возникнуть необходимость перепрошивки и обновления программного обеспечения модулей. Помните, что допускается использовать только оборудование и софт, рекомендованный производителем, в противном случае кратковременный положительный эффект может привести к плачевным последствиям в дальнейшем.
5. Диагностика топливной аппаратуры.
Для грузового мотора, особенно дизельного, от исправности этого элемента зависит не только стабильность работы, но и показатели мощности, а также расхода топлива. Современные системы, нацеленные на улучшение экономических и эксплуатационных показателей, непомерно усложнили топливную аппаратуру, поэтому диагностироваться должны все её составляющие – магистрали, насосы высокого давления, форсунки, системы подогрева.
Причиной столь пристального внимания может быть не только непосредственная поломка, но и более распространённый случай, который не так легко самостоятельно выявить, а именно – засор или забивание, вызванное использованием некачественного топлива. В подобной ситуации снижение основных показателей происходит плавно и крайне медленно, ввиду чего субъективно это становится малозаметным.
6. Проверка пневматических и гидравлических систем.
Тяжелый грузовик – это сосредоточение различных манипуляторов, исполнительных механизмов и усилителей, без которых нормальная работа невозможна. Помимо систем управления, необходимо диагностировать и сами механизмы на предмет герметичности и степени износа. К ним можно отнести насосы, рукава высокого давления и непосредственно гидроцилиндры. Кроме того, вышеперечисленные системы нуждаются в регулярной калибровке и настройке, чтобы обеспечить работу в штатном режиме. Гидроусилителем оснащается и рулевой механизм, поэтому от исправности данного узла зависят не только эксплуатационные параметры, но и безопасность.
7. Диагностика ходовой части.
Помимо электронных систем, исправность и возможность дальнейшей эксплуатации грузового автомобиля определяется и состоянием его ходовой части. К сожалению, интенсивная эксплуатация, повышенные весовые нагрузки, а также состояние российских дорог крайне негативно сказываются на данной системе. Во избежание поломки столь ответственного механизма, особенно в пути, что потребует дорогостоящей эвакуации, целесообразно проводить регулярные диагностические работы, призванные выявить износ подшипников и редукторов, начало разрушения рессор, а также их креплений и проушин, оценить состояние редукторов (особенно планетарных), проверить работоспособность пневмоподушек.
8. Проверка состояния системы отведения и нейтрализации выхлопных газов.
Ввиду значительного рабочего объёма грузового двигателя неисправность его элементов может привести к увеличению интенсивности выхлопа, выбросу сажи и копоти, являясь причиной штрафов от специализированных организаций и препятствием для прохождения технического осмотра. Далеко не всегда подобные неисправности связаны с состоянием каталитического нейтрализатора, зачастую они сигнализируют о неправильном смесеобразовании, обеднённом или обогащённом топливе, сказывающемся на ресурсе мотора. Поэтому состояние выхлопных систем также должно быть объектом диагностики.
Помимо цвета и запаха выхлопных газов, внимание нужно уделить интенсивности их потока, должны отсутствовать пульсации, свидетельствующие о прогорании резонатора. Забившийся нейтрализатор также переводит электронные блоки управления двигателем в аварийный режим, сигнализируя о некачественном топливе или нарушениях в работе систем воспламенения или смесеобразования. Для объективной оценки состояния систем отведения выхлопных газов необходимо использовать современные газоанализаторы, наиболее же точные результаты достигаются при их стендовом размещении, поскольку портативные устройства годятся лишь для выявления наиболее очевидных проблем.
Отдельно проверяется наличие шумов в трансмиссии, посторонние звуки, перегрев узлов, свидетельствующие о потенциально близких поломках и крайней степени износа ответственных деталей.
Вышеперечисленные рекомендации помогут чётко сформулировать последовательность действий при комплексной диагностике состояния узлов и агрегатов грузового автомобиля, определить наиболее уязвимые элементы, а также выбрать мастерскую, в которой данная процедура будет выполнена максимально точно и своевременно.
Как производят диагностику грузовых авто
Грузовые автомобили – это сложная система, которая состоит из электронных и механических узлов. И чем подобные сплетения тяжелее, тем чаще возникают поломки. Своевременная диагностика грузовых авто обеспечивает водителю транспортного средства безопасность на дороге, уменьшает расходы на капитальный ремонт, снижает риск неисправностей в пути.
Какое оборудование необходимо
Чтобы проверка транспортного средства была качественной и полной, необходимо специальное оборудование. К нему относят:
- система тестирования. Прежде всего, это обычный стационарный компьютер или ноутбук, куда поступает информация о всех поломках, после подключения грузовика и его полного сканирования. На компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение. Также система тестирования должна оснащаться кабелем, в который встроен микроконтроллер с протоколами обмена;
- стационарный мотто-тестер. Его используют для всесторонней диагностики. Чаще всего, на сервисе, который проводит осмотр вашего грузовика, их применяют несколько штук одновременно, так как это позволяет ускорять процесс диагностики. Стационарный мотто-тестер – это универсальная система считывания компрессии, газоанализа, давления топлива и других показателей. Единственный минус этого прибора – дорогая стоимость;
- специально разработанные сканеры. Они представляют собой целую систему, которая состоит их микрокомпьютера, осциллографа и мультиметра. Кроме этого, в сканеры встроена специальная база, имеющая сменный картридж для разных моделей грузового транспорта.
Когда требуется диагностика
Грузовые автомобили, как и другие виды транспорта, по техническому паспорту, должны проходить полную диагностику не реже, чем раз в полгода. Но может случиться так, что анализ неисправностей потребуется раньше.
В любом случае, машину нужно отправить на СТО, если вы заметили:
- неисправности в работе двигателя. Он может троить, самостоятельно переходить в аварийный режим, глохнуть на ходу, не набирать обороты, просто не заводиться;
- не горят ближний и дальний свет, поворотники, подсветка приборов, не включаются задние фары, стоп-сигналы, габариты гаснут или также не работают;
- появилось высокое давление в топливной раме, форсунки стали проливать расходный материал;
- спидометр указывает неправильную скорость – слишком высокую или низкую;
- высвечиваются коды ошибок на панели приборов, горит лампа зарядки, появляется неисправность иммобилайзера;
- не работают стеклоочистители, передачи не включаются, а указатели воздуха и подъем кузова перестали функционировать, питание на прицепе отсутствует;
- тахограф, уровень пола, щиток приборов, электромагнитный клапан, печка, сцепление, зажигание не работают.
Все это, а также многие другие неполадки могут указывать на возможные проблемы автомобиля и необходимости скорейшей диагностики.
Помните! Своевременный осмотр автомобиля и выявление поломок помогут избежать капитального ремонта. В противном случае грузовик может не только неправильно работать, но и стать причиной аварийной ситуации.
Как проходит диагностика: этапы
Диагностика грузовых автомобилей проходит в три этапа:
- Первый этап – это подключение средств компьютерной диагностики. Благодаря им, считываются все коды ошибок. Кроме этого, также на экран выводятся и цифровые данные, относящиеся к проблеме.
- Второй этап – электрическая проверка. При этом виде диагностики проверяются на исправность генератор, контакты, провода и аккумулятор, а также вся другая электрическая система автомобиля.
- Третий этап – сканирование. С его помощью вся информация о поломках подается на экран в режиме реального времени. Также проверяются сигналы датчиков и другие части системы управления. Все данные, которые удалось получить, собираются, анализируются. Далее определяют, есть ли вообще неисправности, и если есть, то их характер.
Обратите внимание! Диагностика возможна не только с помощью компьютера, но и вручную. Но первый вид – наиболее эффективный, так как позволяет практически за пару минут узнать, в чем же состоит проблема автомобиля, не разбирая его полностью и не осматривая каждую деталь.
После полной компьютерной диагностики грузовой автомобиль отправляется на СТО, где проводят дальнейший капитальный ремонт или только замену неисправных деталей.
Почему именно мы?
Наша компания имеет следующие преимущества:
- устанавливает конкурентные цены;
- на СТО работают только персонал с опытом работы от 3-х лет. Все специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации, поэтому мы постоянно улучшаем качество наших услуг;
- в наличии всегда только исправное и современное оборудование, которое дает возможность диагностировать поломки и неполадки и быстро их устранять.
Наш автосервис выполняет диагностические и ремонтные работы любой сложности, гарантирует оперативность и качество предоставляемых услуг.
Как проводится диагностика грузовиков
В своей основе диагностика грузовых автомобилей использует так называемый метод POKAYOKE (дословно с японского переводится как «дуракоустойчивость» или «избежание ошибок»). Метод работы диагнотического сканера был разработан инженерами TOYOTA в 1960 году и успешно используется фирмой по сегодняшний день.
Методика использует достижения математиков — например, метод Паретто и большой опыт инженеров TOYOTA и позволяет выявить неисправности кратким путем, с первого раза, без ненужных затрат времени и высококвалифицированного механика (электрика).
Современный диагностический сканер представляет собой простое, надежное, точное оборудование, которым можно пользоваться, не имея глубоких знаний в области электронных систем автомобиля. Данная новейшая стратегия была разработана Toyota и получила широкое признание среди мастерских по типу шиномонтах, сервисные станции быстрого обслуживания и т. д. Автосканер Tecnomotor используют в своем производстве такие важные клиенты как DUCATI MOTOR, FIAT AUTO, IVECO, MAGNETI MARELLI, REMA TIP TOP, SCHRADER, SIMPLESFAIP, SCUDERIA FERRARI.
Диагностика грузовиков
Возрастающая потребность в уменьшении загрязнения окружающей среды, а также в безопасности и удобстве повлекла за собой увеличение количества установки электрических приборов управления на автомобиль. Кроме устройства для управления двигателем, существуют еще другие системы наподобие тех, которые устанавливаются на легковые автомобили (бортовой компьютер, панель приборов, автоматическая трансмиссия, подушки безопасности, кондиционер и т. д.), а также такие системы, которые являются обязательными только для грузовиков (подвеска, ретардер, ад-блу, обогреватель, тахограф и т. д.). Естественно, что возникает необходимость в диагностическом сканерах, которое могло бы полностью диагностировать электронику автомобиля под любым углом.
Однако, некоторые мастерские осуществляют только небольшие ремонтные работы грузовиков, например ремонт трансмиссии. Для удовлетворения их потребностей Tecnomotor изобрел специальное оборудование.
Диагностика двигателя
Диагностика грузовых автомобилей начинается с проверки самой главной части — двигателя. Двигатель — первая механическая часть, которая была оснащена электронным прибором управления вначале 90-х годов. Начиналось все с первых систем «блинк кода», которые представляли собой мигание лампочки на панели приборов, и в дальнейшем усложнилась до считывания ошибок через серийный коннектор и, наконец, до высокой сложности диагностики современного двигателя. На сегодня мастерским необходимо иметь в своем распоряжении профессиональный диагностический автосканер двигателя для:
- считывания и удаления кодов ошибок;
- считывания технических параметров двигателя грузовиков, необходимых для правильной диагностики, начиная от значений «об/мин», «температуры», «лямбди датчиков», «позиции педали акселератора», «измеряемого потока воздуха», «коррекции цилиндра», и «времени открытия клапана», и недавно введенных параметров для контроля эмиссии, таких как, «датчик температуры Nox» и т. д.
- отображение состояний двигателя грузовых автомобилей, таких как, состояние иммобилайзера, позиция сцепления и педаль тормоза, состояние торможения, конечные условия +15 и +30 и т. д.
таких частей, как вентилятор, инжекторы, реле помпы и т. д. - повреждение цилиндров;
- коды запасных частей, таких как инжекторов.
Диагностика ABS/EBS
Техническая диагностика грузовиков предусматривает также управление контролем стабильности и системой торможения. Особенно, диагностический сканер полезен для:
- считывания и удаления ошибок;
- считывание технических параметров, которые необходимы для правильной диагностики: «скорости колеса», «угла отклонения», «регулирования угла», «бокового ускорения», «давления педали тормоза», «педали акселератора», «окружности вращения шин» и т. д.
- запуска разных соленоидных клапанов, преобразователя тормозов.
Подвески
Подвески отыграют очень важную функцию, так как они контролируют правильную высоту корпуса грузовика. Необходимо:
- считывать и удалять коды ошибок;
- считывать технические параметры: цепь системы подвески подачи давления, номинальные и реальные уровни мостов. Уровни регулирования оси и т. д.
- проверять состояние дистанционного управления подвеской грузовых автомобилей, состояние датчика продольного крена грузового автомобиля, состояние соленоидного клапана оси и т. д.
- запускать центральные оси двигателя, левую и правую оси двигателя, выпускные клапаны и т. д.
- корректировать уровень подвески.
Диагностика бортового компьютера/панели приборов
В связи с установкой большого количества электронных блоков управления, грузовой автомобиль должен быть оснащен «сервером» сети для управления целой системой. В зависимости от марки и модели бортовой компьютер или панель управления приборов исполняют эту функцию, на придачу к типичным функциям, таким как управление ключом и дистанционным управлением, свет, панель приборов и т. д. Для работы с этими системами необходимо:
- считывать и удалять коды ошибок;
- считывать параметры: км/дата до следующего сервисного купона, уровень топлива, количество запрограммированных ключей/дистанционного управления, последнее использование ключей/дистанционного управления, внешняя температура, яркость дисплея, скорость автомобиля и т. д.
- показывать состояние: подключение блоков управления, кнопок панели управления, запрограммированных ключей/дистанционного управления, света и лампочек и т. д.
- функционирование предупреждающего света, индикаторов и дисплея аналога панели приборов, звуковой сигнализации и т. д.
- кодирование новых ключей и дистанционного управления;
- установка км/даты для следующего сервисного купона;
- установка км/даты технического обслуживания тормозов для разных осей, хладагена и т. д.
Другие блоки управления
В последнее время новые сложные системы устанавливаются на автомобили. Среди всего прочего следует упомянуть:
- Ретардер: система торможения, которая дает возможность сэкономить до 50% срабатывания диска. Автосканер позволяет считывать/удалять ошибки и считывать технические параметры, такие как номинальный и реальный тормозной момент, жидкость ретардера и температуру хладагента и т. д.
- Тахограф: система измерения пройденного времени/километража. Диагностика позволяет считывать/удалять ошибки, считывать технические параметры, такие как установка размера колеса, время остановки, время езды, коэффициент и т. д.
- Инфо-развлечения: начиная от простого встроенного радио, мы перешли к новым сложным решениям в информационной и развлекательных системах, таким как GPS, cd/dvd проигрыватель, качественная высокотехнологичная система, МР3 проигрыватель, Bluetooth связь з мобильным телефоном. В случае необходимости тестовое оборудование подключается к этим системам для установки и ремонта.
- Контроль давления в шинах: проверка шин электронным путем представляет собой один из вызовов будущего. Кстати, кроме «механического» технического прогресса в области шин и внешних боковых поверхностей обода колеса за последние несколько лет, на сегодня не существует активной системы защиты шин. Первый шаг в этом направлении — датчики давления, встроенные в середину шины, которые мониторят давление в реальном времени. Для диагностики этой системы необходимо визуализировать данные давления и температуры, программируя замененные датчики, подключить антенны трансмиссии и т. д.
- Управление светом: появление ксенонового света и направляющего света превратило управление простой лампочкой в сложную систему, в которой, с помощью диагностики, можно проверить использование энергии, эмиссию света автомобилей на разной скорости и т. д.
- Управление центральным замком, подъемником окон, светом и сиденьями: все приводы в середине машины контролируются электронным устройством управления, что дает возможность диагностировать составные частисистемы, проверять состояние автомобиля во время старта, корректировать в случае замены некоторых частей и т. д.
Автосканер Tecnomotor
Tecnomotor предлагает Socio коллекцию: PC (Socio 380), Palm (580) и Tablet (780) — эффективный диагностический сканер для потребностей сервиса автомобилей. Этот полный и уникальный ряд отвечает любым потребностям мастерской в области электронной диагностики грузовиков и коммерческих автомобилей.
Программное обеспечение автосканеров содержит техническую информацию относительно технического обслуживания:
- тип и количество жидкости необходимой для двигателя, тормозов и т. д.
- тип и количество фреона и жидкости для системы кондиционирования;
- тип батареи;
- плотность тормозов.
Модели автосканера 310 и 710 также содержат функцию дорожного теста, когда нужна диагностика грузового автомобиля на дороге, сохраняют данные и позже проверяют «телеметрические данные» для выявления недостатков.