- Масло для 2 тактных двигателей — ассортимент и особенности
- Показатели качества моторных масел для 2 тактных двигателей.
- Ошибка при выборе масла – возможные последствия
- Ассортимент и маркировка
- Масло для двухтактного двигателя: рекомендации по подбору
- Как происходит смазка в двухтактном моторе
- Первый такт
- Второй такт
- Требования к моторному маслу для двухтактного двигателя
- Основные характеристики моторного масла
- Минеральные, полусинтетические и синтетические масла
- Экологические характеристики
- Как готовить топливную смесь
Масло для 2 тактных двигателей — ассортимент и особенности
Масло для 2 тактных двигателей имеет немало существенных отличий от аналогичных смазочных материалов, предназначенных для заливания в четырехтактные моторы. Поэтому прежде, чем приобрести рабочую жидкость, необходимо узнать о ее технических и эксплуатационных характеристиках больше информации.
Качественное масло для двухтактных двигателей применяют для различных транспортных средств, рабочих инструментов и спецтехники – это могут быть небольшие фургончики, газонокосилки, цепные пилы, моторные лодки, снегоходы, мотоциклы и другие. Основными параметрами силовых установок, для которых подходит такая смазка, являются: низкая цена, небольшая масса и высокие показатели удельной мощности.
Важный момент, о котором нужно помнить: моторные масла в двухтактных двигателях не циркулируют (как в четырехтактных силовых агрегатах). Поэтому вводить их необходимо прямо в горючее. Основной объем рабочей жидкости сгорит вместе с топливной смесью, приблизительно 25% масла для 2 тактных двигателей выбросится в форме несгоревшего масляного тумана с выхлопными газами.
Если речь идет о простом моторе, который можно встретить на старых моделях, то смешивание нужно производить особенным образом. В соотношении от 1:100 до 1:20 определенный объем масла для двухтактного двигателя необходимо ввести в топливную ёмкость вручную.
Если говорить про современные силовые агрегаты, то они уже оснащены специальной системой, выполняющей дозирование автоматически. Подача масла для 2 тактного двигателя здесь ведется соответственно нагрузке на мотор. Использование таких систем позволяет варьировать соотношение топлива и масла для двухтактного двигателя от 1:400 до 1:50.
Показатели качества моторных масел для 2 тактных двигателей.
То, каким качеством обладает масло для двухтактного двигателя, оказывает сильное влияние на срок эксплуатации и надежность силовой установки. Рабочие жидкости обладают различными параметрами, изучать которые перед покупкой стоит непременно.
Но действительно ли это так важно, и не лучше ли просто купить то моторное масло для двухтактных двигателей, которое предлагается по самой низкой цене? Рассмотрим небольшой пример.
Эксплуатация авиационных двигателей ведется при высоких температурах и в максимально сложных условиях. Кроме того, авиадвигателям приходится регулярно подвергаться существенным температурным перепадам. С другой стороны, подвесные лодочные моторы работают при стабильно низких температурах, перепадов здесь нет вообще. В связи с тем, что и сами двухтактные установки различные, и эксплуатируются при совершенно разных условиях, заливать в них одну и ту же смазку было бы неверно. В первом случае можно порекомендовать масло для 2-х тактных двигателей с воздушным охлаждением. Тогда как во втором воздушное охлаждение ни к чему.
Покупка подходящего масла для 2 тактных двигателей непростой процесс. Основной показатель качества продукции – уровень сгорания смазки в цилиндре. Высококлассная жидкость будет обеспечивать силовой установке надежную защиту и не позволит загрязнять агрегат смолами, сажей и дымом. Вредные вещества будут выделяться, но в меньших количествах. применяйте хорошее масло, и вы сможете снизить естественный износ мотора и оставить выхлоп чистым. Профессионалы не рекомендуют применять присадки с металлической основой как раз по этой причине. Такие смазки при сгорании образуют сильно абразивные зольные производные. В случае с подвесными лодочными моторами с водяным или воздушным типами охлаждения, можно использовать беззольные масла.
Перед тем, как приобрести то или иное масло для двухтактного двигателя, вы должны быть уверены, что продукт обладает следующими качествами:
- Высокие противоизносные и смазочные показатели;
- Наличие очищающей функции, моющих и диспергирующих свойств;
- Возможность предотвращать образование отложений в выпускном механизме;
- Уровень дыма – минимальный;
- Возможность поддерживать свечи зажигания в чистоте и предотвращать их преждевременное воспламенение;
- Высокие показатели текучести;
- Возможность обеспечить силовому агрегату защиту от коррозийных процессов;
- Возможность быстрого и равномерного смешивания с топливом даже при низкой температуре воздуха.
Для масел такой группы очень важны отличные смазывающие показатели и устойчивость к коррозии (в особенности, если продукт необходим для плавучих транспортных средств, работающих в соленых водах). Еще один ключевой параметр – износоустойчивость. Даже при продолжительном простое мотора смазка должна противостоять коррозийным процессам. Как правило, в качественных маслах для 2 тактных двигателей все нужные присадки уже включены в состав.
Ошибка при выборе масла – возможные последствия
Многих интересует вопрос о том, что будет, если в двухтактную силовую установку залить рабочую жидкость, которая имеет низкое качество или не соответствует самому виду мотора (предназначается, допустим, для четырехтактных агрегатов)? Результат печальный:
- Серьезный износ элементов ЦПГ;
- Закоксовывание поршневых колец;
- Большой нагар в цилиндрах.
Результатом отложения на наконечниках свечей частиц золы может стать калильное зажигание. То есть, вспышки в цилиндрах могут произойти произвольно, от раскаленных зольных частиц, а не от искры зажигания. Перед покупкой масла для 2 тактного двигателя ознакомьтесь с составом продукта. В некоторых качественных жидкостях 85-98% общего состава смеси являются базовым смазочным веществом. Остальное – различные присадки, придающие высокие технические и эксплуатационные характеристики.
Кроме того, высококачественные масла этой группы могут содержать множество разных сложных синтетических эфиров. В особенности, если мы говорим про биологически разлагаемые смазки, разработанные для заливания в подвесные двигатели морских кораблей.
Ассортимент и маркировка
Двухтактные масла, предназначающиеся для заливания в моторы мототехники и наземных транспортных средств, имеют собственную маркировку:
- JASO FC – бездымные жидкости для силовых агрегатов автомобилей и прочих устройств;
- JASO FB и JASO FA – масла для моторов мото- и иной техники.
ВАЖНО! Если вы видите на упаковке масла буквы JASO MB и JASO MA, то знайте, что эти продукты должны быть использованы в 4 тактных двигателях мотоциклов! Коэффициенты их трения: низкий и высокий соответственно.
Беззольные масла, предназначенные для 2 тактных лодочных подвесных моторов с любым типом охлаждения, также имеют маркировку:
- TSC-4 – продукты для подвесных лодочных двигателей с водяным охлаждением.
- TSC-3 – масла для движков, которые нуждаются в самом высоком качестве смазки. Такие моторы могут быть установлены не только на лодках, но и на снегоходах, мотоциклах. Объем силовых агрегатов 50-200 см3.
- TSC-2 – продукция, предназначенная для скоростных силовых установок (объем 50-200 см3). Охлаждение движков происходит воздухам, агрегатам приходится работать при высоких нагрузках в конструкции бензопил, мотоциклов, мотороллеров и т.д.
- TSC-1 – рабочие жидкости для заливки в малые двигатели (объем 50 см3. максимум). У таких двухтактных моторов есть система воздушного охлаждения и, как правило, они входят в конструкцию электрогенераторов, сенокосилок и мопедов.
Большая часть лодочных двигателей охлаждается в воде. Поэтому к маслам для заливки в них предъявляют наиболее суровые экологические требования экологически. В особенности, в отношении дымообразования и биоразлагаемости.
Если вы не знаете, какое моторное масло для двухтактного двигателя выбрать, вы можете позвонить нам по телефону или воспользоваться контактной формой на сайте.
Масло для двухтактного двигателя: рекомендации по подбору
Сегодня для дачников и сельских жителей предлагается довольно большое количество технических средств, в основе которых используются малогабаритные двигатели внутреннего сгорания. Чтобы получить более высокое значение мощности на выходном валу, используется двухтактный мотор. При одном и том же объеме подобные силовые агрегаты способны выдавать на 70…75 % больше мощности, чем получают от четырехтактного собрата.
Еще одна важная причина, на которую ориентируются производители техники – это реальное упрощение конструкции ДВС. Отсутствие газораспределительного механизма удешевляет агрегат почти в два раза. Единственная проблема таких моторов заключается в том, что нужно готовить бензо-масляную смесь для заливки в топливный бак. Здесь от качества используемого масла во многом зависит моторесурс двигателя.
Как происходит смазка в двухтактном моторе
Основное конструктивное отличие ДВС, работающих в двухтактном режиме, заключается в наличии трех окон.
- Нижнее впускное окно предназначено для подачи бензо-воздушной смеси в кривошипную камеру.
- Среднее продувочное окно используется для подачи горючей смеси (бензин, смешанный с маслом и воздух) в цилиндр двигателя.
- Третье верхнее окно необходимо для выпуска продуктов горения в окружающую среду.
Всего выполняется два такта.
Первый такт
- Поршень движется вверх.
- Среднее и верхние окна перекрыты поршнем, а нижнее открыто. Здесь создается разряжение.
- Из карбюратора за счет разряжения, созданного в кривошипной камере, горючая смесь поступает в нее.
- Внутри цилиндра происходит сжатие рабочего заряда.
- Когда остается всего несколько миллиметров движения вверх, подается искра. Она воспламеняет сжатый заряд.
- Поршень преодолевает верхнее мертвое положение (ВМП) за счет инерции маховика.
Второй такт
- Давление увеличивается в 20…40 раз (зависит от конструктивного исполнения).
- Сгорающие газы давят на поршень, заставляя его двигаться вниз.
- Совершается рабочий ход. Разность между энергией расширения и сжатия определяет величину выдаваемой мощности.
- Когда открывается среднее окно, продукты сгорания горючей смеси выбрасываются через него в систему выхлопа, оборудованную глушителем.
Оба такта выполняются за один оборот коленчатого вала. Все процессы повторяются многократно.
Для осуществления смазки в бензин добавляется моторное масло. При нахождении горючей смеси в кривошипной камере часть смазки попадает:
- в область расположения шатунной шейки. Происходит образование масляной пленки на поверхности контакта;
- в зону соединения поршня с шатуном. Здесь имеется поршневой палец. Осаждающаяся смазка попадает на поверхность пальца;
- поступив в цилиндр, часть масляного содержимого горючей смеси остается на поверхности зеркала цилиндрической образующей. Между поршневыми кольцами и окружающей поверхностью также формируется контактная пленка моторного масла;
- частично смазка накапливается и в канавках, где располагаются кольца. При движении вверх и вниз смазочная жидкость выдавливается, распределяясь по внутренней поверхности цилиндра;
- примерно 85…95 % масла сгорают в такте расширения. Несгоревшие частицы в нагретом состоянии распадаются на простые молекулы и выбрасываются в глушитель. Большая часть оседает внутри этого устройства. Поэтому периодически требуется очистка выхлопной системы для получения максимума мощности от мотора.
Требования к моторному маслу для двухтактного двигателя
Технологическое решение обеспечения смазки в ДВС двухтактного цикла осуществляется двумя способами.
- Смешивание бензина и смазки при заправке в топливный бак.
- Раздельная подача горючего и смазочного компонентов. Подобным образом решается вопрос в двухтактных дизелях. Имеются два бака: в основной заливается топливо; во вспомогательный – масло.
Промышленность использует двухтактные дизели довольно ограничено. Чаще всего – это судовые моторы с большим ходом поршня. Для пользователей более распространенным является первый способ. Его применяют
- на мобильной технике: мотоциклы, скутеры, мотовелосипеды, мотоблоки, мотокультиваторы и другие устройства;
- для малой механизации в быту: бензопилы, мотокосы, буровые установки и ряд иных устройств.
Основные характеристики моторного масла
- Вязкость – это способность образовывать устойчивую пленку на поверхности контакта механических элементов. Для тепловых машин нужно обеспечивать стабильность данного показателя в широком температурном диапазоне (-20…+60 ⁰С).
- Текучесть является вторым важным показателем. Жидкость для смазки должна заполнять предоставляемое ей пространство. При запуске двигателя его температура еще довольно мала, поэтому необходимо проникновение масла в кривошипно-шатунном механизме, оседание на стенках цилиндра.
- Наличие противопригарных присадок. Это требование возникло сравнительно недавно. Компоненты начали добавлять примерно 20…25 лет назад. В результате реже возникают поломки из-за залегания колец в канавках поршней. При температуре более 2000…2100⁰С, которая наблюдается при сгорании топлива присадки не позволяют маслу образовывать кристаллы, оседающие в разных точках, где их вымывание затруднено.
- Противопенные присадки не позволяют образовывать пузыри газа на поверхности масляной пленки. Там, где присутствует пузырек газа, толщина пленки минимальная. Возможен «сухой» контакт между сопрягаемыми деталями.
- Противокоррозионные свойства. Смазка не должна окисляться кислородом, содержащимся в воздухе. Поэтому в составе обязательно присутствует небольшое количество предельных углеводородов (парафинов). Они образуют на поверхности защитное покрытие, предотвращающее доступ кислорода к металлу.
- Растворимость в бензине показатель, без которого использовать смазочное вещество нельзя. В практике требуется создавать топливо-смазочные смеси с разными соотношениями. Для тяжелых мотоциклов требуется готовить тяжелую пропорцию, в которой на 1 часть масла заливают 15…25 частей топлива. Для легких моторов триммеров нужна легкая смесь, в ней поддерживают пропорцию 1 : 40…50.
- Стабильность свойств характеризуется сохранением исходных показателей в течение длительного периода. Жидкость не должна расслаиваться. Не допускается выпадение включений в осадок.
В основе моторной смазки имеется несущая часть, а также присадочные компоненты, которые задают основные характеристики материалу.
Минеральные, полусинтетические и синтетические масла
При переработке нефти в крекинг процессе разделяют разные фракции. Часть используется в качестве топлива. Тяжелые части применяют для производства масел. Так производят минеральные смазочные материалы.
Внимание! Часто задают вопрос, почему не применяют растительные масла для моторов. У смазок растительного происхождения наблюдается эффект испарения значительного количества вещества с образованием лаковой пленки. Если подобную жидкость залить в двигатель, то возможно застывание лака после остывания мотора. Провернуть коленчатый вал и завести двигатель будет весьма затруднительно.
Синтетические масла производят путем сжижения газа и образования длинных полимеров. Их отличает стабильность в широком диапазоне температур. В частности, вязкость остается постоянной даже при низкой температуре. Текучесть сохраняется довольно высокой.
Комбинируя минеральные и синтетические составляющие, получают полусинтетические смазочные материалы. От минеральной основы берут примерно 25…30 % легких фракций. Остальное – синтетическая часть. Присадками добиваются получение необходимых свойств.
Экологические характеристики
Для легких моторов рекомендуют смазки по стандарту 2Т. Этот критерий был разработан в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда было принято решение искать энергию в возобновляемых источниках: ветер, солнце, приливы, реки и иные производные для энергетики. Отработавшее масло по приведенному стандарту должно распадаться на безопасные составляющие в течение 10…15 дней.
Для тяжелых моторов (моторные лодки) разработан стандарт утилизации TC-W3. При контакте с водой масляная пленка должна разлагаться на простые молекулы в течение 30…40 часов. Минеральные масла не могут гарантировать выполнение подобного требования, поэтому они не допускаются к использованию для двухтактных двигателей, мощность которых превышает 12 кВт.
Как готовить топливную смесь
На практике пользователи сталкиваются с необходимостью часто готовить топливные смеси при использовании средств малой механизации. Многие при этом испытывают определенные затруднения в отмеривании нужного количества масла.
- Можно приобрести готовые емкости для смешивания разных жидкостей в необходимых пропорциях. Их отличает от обычных наличие отметок по бензину и маслу. В интернет-магазинах реализуют подобные канистры в разном исполнении. Они рассчитаны на объем от 0,5…0,6 л до 5…8 л.
- Однокамерные предусматривают поочередную заливку бензина и масла. В двухкамерные разные жидкости заливают через разные горловины.
- После заливки энергичное встряхивание позволяет качественно перемешать смесь. Удлиненный носик помогает заливать ГСМ в бак механического помощника.
- При отсутствии подобных приспособлений можно самому изготовить подобное. В пластиковой бутылке отмечают объемы бензина и масла. Остается только заливать нужное количество, а затем перемешивать и заливать в бак своего устройства.