Тема 6.Виды износа машин, оборудования и транспортных средств и методы их оценки.
Оглавление:
1.Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств
2. Методы расчета износа транспортных средств____________________________________
Определение физического износа
Определение морального износа
Определение накопленного износа
3. Практические примеры определения износа транспортных средств
1. Оценка физического износа
2. Оценка морального износа
2. Определение накопленного износа
При определении стоимости многих объектов собственности, таких как недвижимость, машины, оборудование, а также транспортные средства, возникает необходимость оценки износа объекта, т.к. его величина оказывает непосредственное влияние на стоимость этого объекта оценки.
Целью данной темы является рассмотрение особенностей определения накопленного износа транспортных средств.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
· выявить теоретические особенности определения накопленного износа транспортных средств;
· изучить методы расчета физического, морального и накопленного износа транспортных средств;
· рассмотреть практическое применение различных методов определения износа транспортных средств.
Объектом исследования являются методы определения износа транспортных средств.
Информационной базой являются работы В. Рейтгайзера.
1. Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств
Стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные). Внутриобъектные факторы характеризуют процессы, происходящие непосредственно в самом транспортном средстве. Внешнеобъектные факторы обусловлены причинами, не связанными непосредственно с транспортным средством. Внутриобъектные факторы разделяются на два вида: конструктивно-функциональные, которые задаются на стадии производства транспортного средства, и эксплуатационные, которые определяют эксплуатационные характеристики транспортного средства.
К конструктивно-функциональным факторам, влияющим на стоимость транспортного средства, относятся: вид транспортного средства (грузовое, легковое, пассажирское, специальное, специализированное и т. д.); тип кузова; число мест в кузове или кабине; грузоподъемность; тип и мощность двигателя; характеристика базовых агрегатов; оснащение средствами активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности; оснащение дополнительным нефункциональным оборудованием.
К эксплуатационным факторам относятся: пробег с начала эксплуатации (возраст); дорожные и климатические условия эксплуатации; организация работы; способ хранения.
Пробег с начала эксплуатации (возраст) – один из основных факторов, оказывающих существенное влияние на технико-экономические показатели транспортных средств. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусмотрено корректирование нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Корректирование предусматривает на всем диапазоне пробега с начала эксплуатации увеличение норматива удельной трудоемкости текущего ремонта в 4 – 5 раз, а продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте – в 2 раза. В таблице 1 приведены данные, характеризующие влияние срока эксплуатации (возраста) на основные эксплуатационные показатели грузовых автомобилей.
Таблица 1. Зависимость основных технико-экономических показателей использования грузовых автомобилей от срока эксплуатации, %
показатель | Годы эксплуатации |
Трудоемкость поддержания в исправном состоянии | |
производительность | |
доходы |
Влияние внешне- и внутриобъектных факторов приводит к износу транспортных средств.
В оценочной деятельности износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств.
Износ характеризуется уменьшением полезности объекта, его потребительской привлекательности и выражается в снижении со временем стоимости (обесценении) под воздействием различных факторов. По мере эксплуатации объекта постепенно ухудшаются параметры, конструктивную надежность объектов, а также их функциональное соответствие текущему и тем более будущему использованию.
В зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа:
Физический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие потери его элементами своих первоначальных свойств.
Функциональный износ — уменьшение стоимости имущества вследствие не соответствия его характеристик современным требованиям рынка.
Внешний износ — уменьшение стоимости имущества, вследствие изменения условий окружающей среды.
Физический и функциональный износ подразделяются на устранимый и неустранимый.
Устранимый износ— это износ, устранение которого физически возможно и экономически целесообразно, т.е. производимые затраты на устранение того или иного вида износа способствуют повышению стоимости объекта в целом.
Неустранимый – это такой износ,устранение которого либо технически не возможно, либо экономически не оправдано.
Выявление всех возможных видов износа – это накопленный износ. В стоимостном выражении совокупный износ представляет собой разницу между восстановительной стоимостью и рыночной ценой оцениваемого объекта.
В зависимости от причины, вызвавшей физический износ, его подразделяют на износ первого и второго рода. Износ первого рода – это износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации объекта. Износ второго рода – износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений правил эксплуатации и т.д.
В зависимости от формы проявления износ бывает технический,выражающийся в снижении (по сравнению с нормативным уровнем) фактических значений технико-экономических параметров объекта, и конструктивный,под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий и нарастание конструктивной усталости основных узлов и деталей, повышающее, в свою очередь, возникновения аварий.
При оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный.
Основные причины физического износа транспортных средств –изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения деталей. Процесс изнашивания, который является причиной более 40% отказов, происходит путем разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющихся в постепенном изменении размеров и формы деталей. В итоге указанные процессы приводят к предельному состоянию транспортного средства, при наступлении которого его эксплуатация становится невозможной. В результате физического износа транспортных средств происходит утрата ими первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они постепенно приходят в негодность и требуют замены новыми транспортными средствами.
Установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми. Физический износ определяется в основном величиной пробега с начала эксплуатации (возрастом) транспортного средства, а также действием других эксплуатационных факторов, обусловливает снижение потенциальных возможностей транспортного средства выполнять свои функции и характеризуется увеличением эксплуатационных издержек.
Моральный износ транспортного средства характеризуется в основном действием внешнеобъектных факторов и приводит к изменению стоимости транспортных средств вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда в автомобилестроении на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа. Моральный износ транспортных средств обусловлен изменениями функциональных характеристик, дизайна, эргономических показателей, соответствия требованиям безопасности, отношения суммы функциональных возможностей к сумме ресурсов, необходимых для их реализации. Учет морального износа при оценке транспортных средств требует от эксперта по оценке изучения комплекса внешнеобъектных факторов, которые на дату оценки могли повлиять на стоимость транспортного средства, – это государственное регулирование производства, эксплуатации и сделок с транспортными средствами; изменения на рынке; достижения научно-технического прогресса и т. д.
Определения износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Экономическое содержание износа. Виды износа
1.6.3 Определения износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Экономическое содержание износа. Виды износа
Обычно каждая машина характеризуется рядом выходных параметров (потребительских свойств), причем допустимое значение каждого из них оговаривается в нормативных документах на машину. Например, для технологического оборудования это, прежде всего, точность и производительность. Пока значения выходных параметров находятся в допустимых пределах, машина должным образом выполняет свои функции, то есть является работоспособной. Работоспособность — это состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции, сохраняя значения выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
С течением времени в любой машине происходят изменения, которые приводят к снижению уровня ее потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в ее узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, коррозии и другим видам повреждений. Это влечет за собой изменение потребительских свойств машины и может привести к нарушению работоспособности машины.
Например, нагрузки и трение в подвижных соединениях станка приводят к их износу и искажению начальной формы сопряжений, что вызывает потерю станком такого важного потребительского свойства, как точность. Воздействие реактивов вызывает коррозию в резервуарах и трубопроводах агрегатов химической промышленности, что приводит сначала к загрязнению химических веществ, изменению пропускных сечений трубопроводов, а затем и полному отказу этих агрегатов. При переменных силовых воздействиях на детали машин (валы и оси, болты, элементы сварных и заклепочных соединений и др.) в них могут воз62 никнуть усталостные разрушения (трещины), которые снижают прочность и могут привести к поломкам.
Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом. Все отказы можно разделить на два основных вида — внезапные и постепенные.
Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер. Момент возникновения внезапного отказа не зависит от длительности предыдущей работы машины.
Постепенные (износовые) отказы связаны со старением машины, ухудшающим начальные показатели ее качества. Вероятность такого отказа в значительной степени зависит от длительности предыдущей работы машины. К этому виду относится большинство отказов машин.
Практика идентификации машин показывает, что появление отказов во времени подчиняется определенной закономерности. Обычно интенсивность отказов . велика в самый начальный период эксплуатации машины, который называют периодом приработки. Это так называемые приработочные отказы, имеющие характер внезапных отказов. Здесь выходят из строя «слабые» или некондиционные элементы машин. Если качество изготовления машин высокое или на предприятии-изготовителе проведена обстоятельная обкатка машины, то начального периода вообще может и не быть. На рынке такие машины стоят дороже.
Затем наблюдается спад интенсивности отказов, и их стабилизация на относительно низком уровне — это конец периода приработки. Дальше начинается период нормальной эксплуатации, который продолжается достаточно долго. Нагрузки, действующие на машину в этот период, не приводят к необратимым изменениям ее свойств. Отказы возникают только при значительных концентрациях нагрузок и имеют преимущественно внезапный характер. Интенсивность их не меняется на протяжении всего периода нормальной эксплуатации и остается на самом низком уровне.
Уровень интенсивности отказов в этот период, оставаясь низким, может различаться для аналогичных машин, выпущенных на разных предприятиях.
Данные об интенсивности отказов характеризуют качество продукции разных производителей, что отражается на ее цене.
В этот период, в основном, в результате износа и усталости происходит постепенное накопление необратимых изменений. Сопротивляемость машины внешним нагрузкам постепенно падает. Если это технологическая машина, то снижается ее производительность и ухудшается качество выпускаемой продукции.
Если эксплуатация не прекращается, то может наступить период катастрофических износов, когда эксплуатация машины становится экономически нецелесообразной. Поэтому еще до наступления последнего периода машину подвергают капитальному ремонту.
Свойство машины сохранять во времени свою работоспособность называется надежностью. Надежность — обобщенное свойство, включающее в себя понятия безотказности и долговечности.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени (времени наработки на отказ). Показателями безотказности обычно служат либо вероятность безотказной работы p(t) в течение заданного интервала времени t = T (например, p = 0,95 в течение 1000 часов работы), либо интенсивность отказов .(t), либо среднее время безотказной работы Тср (наработка на отказ).
Машины, имеющие хорошие показатели безотказности, ценятся выше. На практике хорошие показатели безотказности часто ассоциируются с определенными фирмами-производителями машин и учитываются при оценке стоимости машины или формировании модели ее цены.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность в течение всего периода эксплуатации при условии проведения обслуживания и ремонтов, поддерживающих машину в работоспособном состоянии.
Основным показателем долговечности машины является ее общий срок службы, который определяется допустимыми значениями выходных параметров и процессом износа, зависящим от многих факторов. Обычно для каждой машины устанавливается срок службы Тн, зависящий от ее вида и условий эксплуатации.
При этом предполагается, что в течение установленного срока службы машина должна подвергаться регулярным ремонтным воздействиям в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов, когда ее утраченная работоспособность может быть частично восстановлена.
Надежность и износ машин как технико-экономические понятия
Надежность является одним из основных показателей качества машины и непосредственно связана с ее стоимостью. Для покупателя машины определяющим моментом является достижение наибольшего экономического эффекта от ее использования по назначению. В общем случае изменение во времени этого эффекта происходит под влиянием двух основных факторов: затрат Р на приобретение машины и эксплуатационных расходов E(t) на поддержание и восстановление ее работоспособности в течение всего срока эксплуатации. Эти затраты являются отрицательными, причем E(t) имеют тенденцию к возрастанию, так как по мере износа машины приходится затрачивать все большие средства на поддержание ее работоспособности.
С другой стороны, работа машины приносит доход D(t) ее владельцу. Однако доход со временем имеет тенденцию к уменьшению, поскольку из-за простоев в ремонте и обслуживании общая производительность машины уменьшается.