- Основные дефекты грузовых шин
- Каталог дефектов шин (содержание)
- Дефекты шин, возникающие в процессе эксплуатации, либо вследствие нарушения правил хранения, транспортировки или технологии производства:
- Раздел №1 — Повреждения протектора:
- Раздел №2 — Повреждения боковины:
- Раздел №3 — Повреждения каркаса:
- Раздел №4 — Повреждения борта:
- Раздел №5 — Разрушения брекера:
- Раздел №6 — Повреждения ездовых камер:
- Причины быстрого износа грузовых шин
- Причины быстрого износа грузовых шин
- Какие факторы отрицательно сказываются на сроке службы грузовых покрышек?
- Related Posts
- Популярные производители грузовых шин
- Как расшифровать маркировку шин для спецтехники
- Что означает REGROOVABLE в маркировке?
- Стоит ли восстанавливать грузовые шины или покупать восстановленную резину?
- Как бороться с неравномерным износом шин?
- Перегрузы и неравномерное распределение грузов
- Следствие резких разгонов и торможений
- Влияние крутых разворотов на шины
- Факторы, влияющие на пробег шин, и сокращение затрат на эксплуатацию
- Что нужно требовать от шины?
- Правильный подбор шин
- Зачем нужна балансировка грузовых шин
- Своевременная перестановка грузовых шин
- Нарезка грузовых шин
- Что нужно знать о восстановленных шинах
- О важности контроля и регулировки давления
- Как инспектировать состояние грузовой шины?
- Диагностика неравномерного износа
- Когда снимать шины с эксплуатации?
Основные дефекты грузовых шин
Сквозной пробой протектора с разрушением слоёв брекера и разрывом каркаса.
Причина: Наезд на высокой скорости на посторонний предмет (рельс, открытый люк и т.п.)
Рекомендации: Преодолевать препятствия, снизив скорость движения.
Сквозной пробой по протектеру.
Причины: Наезд шины на твердый предмет с острой кромкой.
Полный износ ресунка протектора.
Причины: Выработка ресурса шины; эксплуатация шины с избыточным внутренним давлением; особенности эксплуатации – частые ускорения и торможения; неисправность ходовой части транспортного средства.
Рекомендации: Систематическая проверка давления в шинах, наблюдение за индикатором износа, контроль технического состояния транспортного средства.
Усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки.
Причины: Эксплуатация шины с недостаточным внутренним давлением; эксплуатация с перегрузом.
Рекомендации: Систематическая проверка давления в шинах; не допускать перегруза транспортного средства.
Усиленный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки.
Причины: Эксплуатация шины с избыточным внутренним давлением; эксплуатация шины без нагрузки.
Рекомендации: Систематическая проверка давления в шинах.
Односторонний износ.
Причины: Не правильный развал колёс в положительном или отрицательном направлении; деформация оси транспортного средства.
Рекомендации: Систематическая проверка установки колёс; проверка развала колёс на специализированном оборудовании; периодическая замена колёса между собой.
Местный износ протектора (пятнистый износ).
Причины: Разница в наружных диаметрах сдвоенных шин; разное давление в сдвоенных шинах; неисправная (поврежденная) подвеска.
Рекомендации: использование сдвоенных шин одного диаметра; Систематическая проверка внутреннего давления; контроль технического состояния транспортного средства.
Выкрошивание резины рисунка протектора.
Причины: эксплуатация шин на дорогах с неусовершенствованным, образивным и изношенным покрытием, а так же по щебню и камням.
Продольные (круговые) разрезы, порезы по протектору.
Причины: пробуксовка колёс.
Пилообразный износ рисунка протектора.
Причины: техническая неисправность транспортного средства (несоответствие углов схода и развала колёс их нормативным значениям, неисправность амортизаторов или тормозной системы).
Разрушение резины протектора.
Причины: последствия воздействия агрессивных жидкостей.
Сквозное механическое повреждение в плечевой зоне.
Причины: наезд на препятствие с режущей кромкой.
Механическое повреждение (пробой) боковины.
Причины: разрыв каркаса, вследствие резкой деформации профиля шины, при ударе о дорожное препятствие; воздействие на шину предметов с острыми краями (камней, арматуры и т.п.).
Дефект от застревания посторонних предметов между сдвоенными шинами.
Причины: попадание камней и других посторонних предметов между сдвоенными шинами.
Результат: повреждение боковины, разрыв каркаса.
Рекомендации: контроль состояния колёс после эксплуатации транспортного средства в тяжёлых дорожных условиях.
Круговое механическое повреждение боковины.
Причины: повреждение боковины о предметы возвышающиеся над дорожным покрытием; контакт шины с выступающими деталями транспортного средства, вследствие нарушения правил эксплуатации.
Рекомендации: использование шин типоразмера рекомендованного производителем транспортного средства.
Расслоение в каркасе, вследствие повреждения посторонним предметом.
Причины: механическое повреждение боковины острыми предметами в процессе эксплуатации.
Излом каркаса.
Причины: эксплуатация шины с недостаточным внутренним давлением; механическое повреждение шины.
Рекомендации: контроль давления в шинах; использование новых камер и ободных лент должного качества.
Перетирание материалов бортовой зоны шины в месте соприкосновения с закраиной реборды обода.
Причины: эксплуатация с перегрузом; использование неисправных, неподходящих ободов.
Разрушение шины вследствие перегрева (подвулканизованный борт).
Причины: неисправная тормозная система; длительное торможение.
Разрыв бортового кольца и боковины.
Причины: неквалифицированный монтаж шин.
Рекомендации: монтаж шины на диск должен производить квалифицированный специалист, на исправном оборудовании.
Повреждение надбортовой зоны шины.
Причины: применение обода с деформированной, поврежденной коррозией закраиной реборды.
Все, вышеприведённые дефекты шин, возникают вследствие нарушения правил эксплуатации, что в свою очередь снимает гарантийные обязательства с производителя.
Каталог дефектов шин (содержание)
Дефекты шин, возникающие в процессе эксплуатации, либо вследствие нарушения правил хранения, транспортировки или технологии производства:
Раздел №1 — Повреждения протектора:
- Сквозной пробой протектора с разрушением слоёв брекера и разрывом каркаса
- Сквозной пробой по протектору
- Полный износ рисунка протектора
- Усиленный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки
- Усиленный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки
- Односторонний износ
- Местный износ протектора (пятнистый износ)
- Выкрошивание резины рисунка протектора
- Продольные (круговые) разрезы, порезы по протектору
- Пилообразный износ рисунка протектора
- Разрушение резины протектора
- Отслоение протектора
- Местное отслоение протектора ошипованной шины
- Трещина по дну канавки
- Некачественный ремонт
- Параллельные слои брекера (или отсутствие детали брекера)
- Просвечивание и выход наружу нитей металлокорда брекера
Раздел №2 — Повреждения боковины:
- Сквозное механическое повреждение в плечевой зоне
- Механическое повреждение (пробой) боковины
- Дефект от застревания камней между сдвоенными шинами на задней оси автотранспортного средства
- Круговое механическое повреждение боковины
- Вздутие по боковине в процессе эксплуатации
- Разрыв резины боковины по месту вздутия
- Отслоение резины боковины от нитей корда каркаса с лучевыми разрывами резины боковины
- Отслоение резины боковины
- Мелкая сетка трещин старения
- Наплывы резины по боковине
- Пузыри в резине боковины
- Вздутие по боковине при монтаже
- Постороннее включение по боковине
Раздел №3 — Повреждения каркаса:
- Расслоение в каркасе вследствие повреждения посторонним предметом
- Излом каркаса
- Расхождение стыка каркаса с просвечиванием нитей корда
- Выпадение нитей первого слоя каркаса
Раздел №4 — Повреждения борта:
- Перетирание материалов бортовой зоны шины в месте соприкосновения с закраиной реборды обода
- Разрушение шины вследствие перегрева (подвулканизованный борт)
- Разрыв бортового кольца и боковины
- Повреждение надбортовой зоны шины
- Расслоение в надбортовой зоне
- Расслоение в надбортовой зоне по месту наплыва резины боковины
- Деформация бортового кольца
Раздел №5 — Разрушения брекера:
- Разрушение брекера с изменением конфигурации профиля покрышки
- Расслоение в плечевой зоне — расслоение по кромке брекера
- Расслоение между слоями брекера
Раздел №6 — Повреждения ездовых камер:
- Механическое повреждение ездовых камер
- Нарушение правил хранения ездовых камер
Причины быстрого износа грузовых шин
Причины быстрого износа грузовых шин
Главная задача грузовых шин заключается в обеспечении контакта транспортных средств с дорожным полотном. Однако в процессе эксплуатации они изнашиваются и становятся непригодными для использования. Каждому водителю будет полезно знать о том, какие факторы могут привести к преждевременному износу грузовых шин.
Какие факторы отрицательно сказываются на сроке службы грузовых покрышек?
Выделяют два типа износа – естественный и преждевременный. О первом имеет смысл говорить, если он произошел после того, как резина исчерпала свой ресурс пробега. Если же симптомы износа наблюдаются раньше, это говорит о том, что он возник под воздействием нежелательных факторов. К ним прежде всего следует отнести:
- Несоответствие внутреннего давления в покрышках рекомендованным нормам.
- Агрессивный стиль вождения. Речь идет о пробуксовке в начале движения, внезапных торможениях, выполнении маневров на значительной скорости, наездах на препятствия, касании бордюров и прочем.
- Нарушение балансировки колес. Из-за этого покрышки оказываются под воздействием ударных нагрузок. В итоге чрезмерно увеличивается напряжение каркаса шины, из-за чего ухудшается состояние протектора и сокращается период использования резины.
- Частые перегрузки автомобиля и неравномерное распределение веса в кузове.
Односторонний износ с наружной стороны протектора может возникать по причине чрезмерного положительного схождения или развала колес. Внутренняя область шин нередко изнашивается вследствие чрезмерного отрицательного схождения или развала. Недостаточное давление в шинах Michelin приводит к двустороннему износу. В данном случае покрышки стираются по краям. Если же оно значительно превышает норму, нагрузка по пятну контакта смещается поближе к центру и шины сильнее изнашиваются посередине. Износ бывает и неравномерным, к примеру гребенчатым. Он возникает, если резина деформируется в точке контакта с дорожным полотном и протектор вжимается внутрь, а при вращении колеса опять выравнивается. Из-за этого покрышки раньше изнашиваются на передней кромке, чем на задней.
Related Posts
Популярные производители грузовых шин
Многие владельцы грузовых автомобилей при выборе колесной резины целенаправленно отдают предпочтение продукции известных брендов. В частности, неплохим спросом среди. read more
Как расшифровать маркировку шин для спецтехники
С новыми шинами, на ярлыке или в интернет-описании которых написаны торговая марка, страна-производитель, тип изделия, все не так уж. read more
Что означает REGROOVABLE в маркировке?
Многие производители колесной резины для грузовиков и строительной техники включают в модельный ряд изделия, в маркировке которых присутствует слово. read more
Стоит ли восстанавливать грузовые шины или покупать восстановленную резину?
Одним из способов сократить затраты на содержание автомобиля является восстановление шин. Этой процедуре подвергаются шины грузовые и легковые, но. read more
Как бороться с неравномерным износом шин?
Каждому владельцу ТС хочется, чтобы шины прослужили как можно больше. Но этому может препятствовать неравномерный износ. Сегодня известны практически все причины неравномерного износа разных типов. Вывод — проводить профилактику против возникновения неравномерного износа путем обследования, выяснения причин, принятием мер по предотвращению. Обнаружить неравномерный износ можно по внешнему виду шины, изменениям в расходе топлива и запасных частей, дисбалансу ее во время движения (см. видео).
Как уже отмечалось в статье «Диагностика неравномерного износа», существует три основные причины, приводящие к неравномерному износу:
- боковые силы вращения (занос);
- протаскивание или волочение;
- природа самой шины.
Рассмотрим главные две причины неравномерного износа.
Первая группа причин. Шины, вращаясь, могут откланяться в сторону от линии движения, создавая боковые силы, груз усугубляет влияние таких сил. Так, при неотрегулированной подвеске и отклонениях от требований следующих геометрических параметров транспортного средства неизбежен неравномерный износ:
- неправильное схождение;
- неправильный развал;
- неправильный угол Акермана;
- неперпендикулярность осей продольной оси транспортного средства;
- непараллельность осей.
Неотрегулированная ведущая ось тягача ведет к «выбрасыванию» ТС с прямой линии, прицепные оси приводят к «волочению», а при одновременных нарушениях на осях транспортного средства создается эффект «собачьей езды» автопоезда. Эксплуатация неотрегулированных осей на ведущей оси приводит к неравномерному износу на рулевой и ведущей оси, прицепных осей — к неравномерному износу на рулевой, ведущей и прицепных осях.
Эксперты в области геометрии подвески считают, что наибольшее по степени влияние на неравномерный износ имеют неотрегулированные ведущая, полуприцепная и рулевая оси. Работы по проверке и коррекции геометрии ходовой части ТС проводятся на специальном оборудовании. Например, несоответствие в 5 см между рулевой и ведущей осью приводит к боковому заносу в 10 м на каждый км.
Также к первой группе причин неравномерно износа относятся некачественный монтаж и отсутствие балансировки, уклон дорожного полотна (который влияет на степень неравномерного износа).
Протаскивание или волочение | Гребенчатый износ внутрь | Гребенчатый износ наружу |
Вторая причина , протаскивание или «волочение», происходит в колесных парах при существовании таких различий:
- во внешних диаметрах;
- величины давления;
- в величине остаточной глубины протектора (ОГП)
Если одна шина меньше другой по внешнему диаметру, то меньшая шина будет «волочиться» за большей, постоянно проскальзывая, являясь неким тормозом. К примеру. При снижении в одном из колес давления на 0,3 bar разница во внешнем диаметре колеса составляет около 8 мм, что приводит к протаскиванию меньшего колеса 2,5 м на каждые 1 тыс. метров. Эффект «протаскивания» может быть и в одиночной шине, если в шине неправильное давление, диск не соответствует шине.
С правильным давлением в колесе пятно контакта имеет равномерную нагрузку по всей площади и правильную форму. При отклонении величины давления в обе стороны — изменяется форма пятна и происходит концентрация напряжений по его площади в отдельных местах. Местный износ от резкого торможения, внезапного удара шины или попадания инородного предмета приводит к разбалансировке колеса и в конечном итоге к началу неравномерного износа.
Шины для ведущей оси с блочным рисунком протектора имеют способность подвергаться продольному «гребенчатому» износу, когда набегающий край изнашивается меньше сбегающего. Способ лечения этого вида износа — устранение причин и изменение направления вращения колеса на противоположное.
Напомним, что помимо известных негативных последствий, неравномерный износ — это еще и перерасход горючего, снижение срока службы запчастей и затрат на них. Вышеуказанные методы борьбы с неравномерным износом помогут автовладельцам избежать таких неприятностей и значительно снизить расходы. На эксплуатацию транспортного средства.
Перегрузы и неравномерное распределение грузов
Водитель по возможности обязан контролировать загрузку и равномерное расположение груза, при перегрузах избегать резких поворотов, торможений и разворотов с волочением.
Неравномерная нагрузка приводит к неравномерному износу плечевых зон или к ускоренному равномерному износу протектора.
Движение на больших скоростях с грузом, который имеет высокий центр тяжести, приводит к интенсивному износу плечевых зон.
При перегрузах (неравномерной нагрузке) шины сильно нагружены и интенсивно деформируются — перегреваются, внутренний герметизирующий слой разрушается, шины трескаются и расслаиваются. В результате может произойти взрыв.
Таким образом, эксплуатация ТС при перегрузах и неравномерном распределении грузов главным образом приводит к повышенному износу плечевых зон, перегреву, разрушению инерлайнера, разрушению корда, вплоть до взрыва шины.
Следствие резких разгонов и торможений
При резких разгонах и торможениях (особенно на новых шинах с высоким протектором, с грузом, имеющим высокий центр тяжести) растет риск потери шины. В результате:
- возникает и прогрессирует продольный гребенчатый износ;
- между блоками протектора могут возникать трещины (особенно на низкопрофильных новых шинах с высоким протектором).
При экстренном торможении и/или неисправности тормозов могут возникнуть «ползуны», а также — неравномерный износ из-за дисбаланса колеса.
Влияние крутых разворотов на шины
К сожалению, на практике невозможно полностью избежать крутых разворотов автопоезда с волочением шин по асфальту. Однако есть случаи, когда такое «заламывание» не обусловлено производственной необходимостью, а происходит по причине безответственности водителей (низкой культуры вождения).
Вид износа | Фото | Схематическое обозначение | Физические факторы | Потенциальные причины появления | Рекомендации по устранению |
Центральный износ | Концентрация сил в центре пятна контакта | Несоответствие нагрузки и давления Несоответствие «диск-шина» Неправильный подбор шины (по нагрузке) | Убедиться в том, что шина соответствует условиям эксплуатации; если нет — заменить Убедиться в том, что шина и диск соответствуют друг другу; если нет — привести в соответствие Проверить давление и привести его в соответствие нагрузуке | ||
Двусторонний симметричный износ плечевых зон | Концентрация сил на границах плечевых зон | Те же | Те же | ||
Односторонний износ | Воздействие боковых сил | Нарушение геометрии установки осей и/или колес на осях | Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС | ||
Поперечный гребенчатый износ | Те же | Те же | Те же | ||
Двусторонний ступенчатый износ плечевых зон | Те же | Те же | Те же | ||
Односторонний волновой износ плеча | Воздействие боковых сил Протаскивание (волочение) Природа шины | Нарушение геометрии установки осей ТС и/или колес на осях Неисправность элементов подвески Весовая неоднородность шины | Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески Устранить дисбаланс, в том числе при помощи финиш-балансировки | ||
Эксцентричный износ (ползун) | Протаскивание (волочение) | Искажение геометрических размеров колеса Весовая неоднородность колеса и/или силовая неоднородность | Выявить и устранить причины | ||
Продольный гребенчатый износ | Протаскивание (волочение); Природа шины | Манера езды водителя Нарушение геометрии установки осей Несоответствие давления нагрузке | Вести систематическую разъяснительную работу и обучение водителей Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Проверить давление и привести его в соответствие нагрузке | ||
Пятнистый изно | Протаскивание (волочение) | Несоответствие шин при сдвоенной установке (в том числе ввиду неравного износа) Неисправность элементов подвески | Убедиться в соответствии шин при спаренной установке, для профилактики систематически осуществлять перестановки Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески ТС | ||
Диагональный износ | Воздействие боковых сил Протаскивание (волочение) | Несоответствие шин при сдвоенной установке (в том числе ввиду неравного износа) Нарушение геометрии осей ТС и/или колес на осях Неисправность элементов подвески | Убедиться в соответствии шин при спаренной установке, для профилактики систематически осуществлять перестановки Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески ТС |
Своевременная и правильная диагностика неравномерного износа на ранних стадиях проявления поможет вам сэкономить значительную сумму. Поэтому мы настоятельно рекомендуем периодически, через каждые 30–40 тыс. км, инспектировать состояние шин ваших транспортных средств. Лучше, если это будут делать подготовленные специалисты вашего сервисного партнера.
Когда снимать шины с эксплуатации?
Многие перевозчики, особенно те, у кого в силу обстоятельств сложился дефицит оборотных средств, сейчас ездят на совершенно «лысых» шинах. Купить новые не за что, а ехать надо. «Дальнобой» проконсультировался со специалистами, которые прояснили ситуацию относительно того, когда безопаснее и в то же время выгоднее снимать грузовые шины с эксплуатации.
Езда без протектора — русская рулетка
Грузовой автомобиль — не легковушка. Нагрузки на шины могут составлять до 4,5–5 т. И это без перегрузов, которые так часто встречается на внутренних рейсах. Давление в грузовой шине находится в пределах 8–9 атмосфер. Зная это, представить последствия взрыва шины (сделать ссылку на видео с демонстрацией взрыва шины) не так уж сложно. Последующие за этим ремонты потянут если на полный комплект новых шин, то на половину — запросто. Так нужно ли подвергать риску себя и других?
Зачем рискуют дальнобойщики, ездя на убитых шинах? Чтобы сэкономить и таким путем что-то заработать. Но это только кажущаяся экономия. Это то, что первым приходит в голову. Да, действительно, увеличивается пробег шины, что можно считать экономией, если не учитывать связанных с этим рисков. Но кто взял в руки калькулятор или ручку и посчитал, сколько он сэкономил, катаясь на «сликах»? Как реально увеличился пробег шин?
На самом деле увеличение пробега таким манером составляет в лучшем случае 10–15 тыс. км. Это примерно 7–9% от обычного ресурса шины. Значит, при стоимости шины в 3000 грн. вы сэкономили 240 грн. И при этом постоянно рисковали. Насколько это было оправданно, рассмотрим детальнее.
Лучше продать каркас
У нас в стране не самые хорошие дороги, это известно всем. Данный факт является причиной множественных расслоений каркасов грузовых шин. Но отечественные восстановители не слишком обращают на это внимание. Главное, чтобы внешне все было хорошо. Тем более что гарантия дается только на протектор. Это открывает большие возможности для перевозчиков. Пусть вы купили шины даже не премиум, а эконом-класса : их каркасы считаются вполне надежными и подходящими для восстановления. Вам остается снять шины с эксплуатации, когда остаточная глубина протектора составляет 2 мм. Продав каркасы, вы получаете сумму, которая даже больше стоимости остаточного ресурса шины. Эти деньги можно использовать при покупке новых шин, и при этом риск намного меньше.
Мы подсчитали стоимость километра пробега как в случае с лысыми шинами, так и с продажей каркасов. Цифры говорят в пользу второго.
Б/у шина дороже каркаса
Продавать каркасы выгодно, но отечественные дороги отражаются на шинах далеко не самым лучшим образом. Бывает, что за год шина ремонтируется по 3–4 раза, и такое количество ремонтов служит преградой для продажи каркаса. Кроме того, шина может иметь множественные порезы и другие повреждения, из-за которых восстановитель может отказаться купить каркас. Придется такую шину «добивать», а делать это невыгодно.
Выходом из ситуации является досрочное снятие шины с эксплуатации, когда остаточная глубина протектора не меньше 4 мм. В этом случае шину можно продать, как б/у , и это не требует от продавца ничего, кроме ее целостности на момент продажи. Ни количество ремонтов, ни возраст тому не помеха — ведь б/у шина будет эксплуатироваться в течение максимум нескольких месяцев.
В то же время б/у шину можно продать еще дороже, чем каркас. Да, вы потеряете пробег, равный 2 мм износа протектора, но в этом случае вы гарантированно продадите все свои старые шины, да еще и по цене, превышающей стоимость каркаса. Подсчитав затраты на шины хотя бы на один автопоезд в целом, вы сможете убедиться, что это выгоднее, чем риск с каркасами (примут — не примут), и намного выгоднее, чем ездить на лысых колесах.
На каждый товар свой покупатель
Раньше восстановленные шины играли роль дешевых шин, каркасы привозили из Европы, и здесь восстанавливали. Сейчас ситуация изменилась: оптовая цена каркасов, например, в Голландии, составляет 35–40 евро за штуку. Следовательно, импортировать их стало невыгодно, поэтому наши восстановители пользуются исключительно местными. Сегодня восстановленные шины по цене сравнялись с шинами из Юго-Восточной Азии.
Выбор, конечно, за вами, но следует помнить, что, покупая восстановленные шины, вы покупаете кота в мешке. В каком состоянии каркас — не знает никто, и сколько он сможет проездить, тоже никому неизвестно. Поэтому, если вы считаете целесообразным использовать наварку, покупайте изначально шины премиум-класса , ездите аккуратно, и отдавайте их на восстановление. В противном случае, тем, кому нужно заработать «сегодня на сегодня», выгоднее покупать бюджетные азиатские шины, вовремя снимать их с эксплуатации и продавать в качестве «бэушных».