- Износ деталей автомобиля при оценке
- Статьи
- Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками
- Что это такое?
- Расчет
- Кто выполняет?
- Методика и формула
- Расчет для реального автомобиля
- Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?
- Детали и узлы, для которых нет учета амортизации
- Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей
- Что делать, если СК обманывает при оценке
Износ деталей автомобиля при оценке
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.
Статьи
ВНИМАНИЕ! Данные в этой статье актуальны для ДТП, произошедших до 12 августа 2014 г. Для событий после 19.09.2014 г. информация указана в статье Износ по Единой методике ЦБ.
Все выплаты по ОСАГО осуществляются с учетом износа заменяемых деталей, который определяется исходя из основных параметров автомобиля, его эксплуатации. Значение этой величины изменяется от 0 до 80% стоимости новой детали.
На данный момент существуют две основные методики оценки показателя износа автомобиля (из значительно больше, но не все так распространены).
- Старая методика в соответствии с РД 37 009 015-98 с различными дополнениями и изменениями, согласно которой оценивается общий износ автомобиля, в том числе и в целях оценки его стоимости. Основными критериями оценки являются год выпуска, пробег, территория использования ТС.
- Методика в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 года №361. Которая определяет величины износа по различным группам заменяемых деталей, лимитирует максимальную величину износа, а так же устанавливает нулевые значения по износу деталей, влияющих на безопасность движения, такие, как подушки безопасности, рулевое управление, тормозная система и т.д. Значения зависят от многих параметров автомобиля и характера его использования.
Первая практически уже не применяется, т.к. практически в 99% случаев, когда необходим расчет с учетом величины износа это выплаты по ОСАГО, при которых регламентирован именно второй вариант. Однако еще можно встретить расчеты по старой методике, которые делаются экспертами скорее по привычке и не могут быть использованы для оценки выплаты по ОСАГО.
На нашем сайте, на страничке «Расчет износа ОСАГО» расположен калькулятор, который поможет Вам с расчетом.
Для оценки величины износа основных комплектующих и заменяемых деталей своего автомобиля, поврежденных в ДТП необходимо указать:
- Дата выпуска ТС. Это дата начала эксплуатации автомобиля. Ее можно посмотреть в ПТС. Если данных нет, то принято указывать середину года выпуска ТС, т.е. 01 июля ХХХХ года.
- Дата ДТП. С этим не должно возникнуть проблем, она всегда указана в справке ГИБДД (формы 154, 748, 31, 7)
- Тип АМТС — выбираете из списка тип своего автомобиля. Выбирать тип, нужно помнить важный момент, что не всегда тип соответствует реальным данным из регистрационных документов, например BMW собранная в Калининграде это не «Легковой отечественный автомобиль», это «Легковые автомобили, европейские», но в то же время Ford Focus из Всеволжска это не «Легковые автомобили, Америка», а так же «Легковые автомобили, европейские», т.к. это чисто европейская модель концерна.
- Гарантия от сквозной коррозии. Здесь указывается гарантийный срок завода изготовителя в годах. Можно посмотреть в своей сервисной книжке или воспользоваться нашей табличкой гарантийных сроков.
- Пробег. Указываются показания одометра автомобиля в километрах. Если информации нет, то можно использовать среднегодовые значения пробегов. В московском регионе это порядка 18-20 тыс. км в год.
В результате расчета, у вас будут данные по износу:
- Несъемных элементов кузова, т.е. элементов из металла
- Пластиковых элементов кузова (бампера, подкрылки молдинги и пр.)
- Прочих элементов.
Отдельно стоит отметить, что по таким деталям автомобиля, которые непосредственным образом влияют на безопасность движения, величина износа составляет 0 (ноль) % всегда. Перечень данных деталей есть в тексте Постановления, указанного выше. Так же существует и ограничение по максимальной величине — 80% для всех деталей.
Отдельно расcчитываются значения по АКБ и шинам. В калькуляторе они не приведены в виду абсолютно редкого их использования в реальной жизни, при оценке ущерба по ОСАГО.
По шинам расчет ведется в зависимости от глубины рисунка протектора. Его начального состояния (как правило 8 мм), текущего и минимально допустимого (в среднем 1,6 мм для летней резины и 2,0 мм для зимней.
По АКБ также расчет линейный, но зависит от возраста батареи. К 3-4 годам эксплуатации (в зависимости от среднегодового пробега) износ становится максимальным.
Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками
Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.
К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Что это такое?
Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.
На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:
- год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
- пробег;
- общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).
Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.
Расчет
В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.
Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.
Кто выполняет?
Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.
Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.
Методика и формула
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:
- год выпуска транспортного средства;
- пробег;
- срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).
При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.
На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:
- высота рисунка протектора у новой «резины»;
- высота рисунка протектора на момент аварии»;
- установленная нормативными документами высота рисунка.
Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.
В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:
- Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
- е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
- ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
- Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
- ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
- Lки – пробег (тыс.км).
Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.
Расчет для реального автомобиля
Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:
- авто марки – CHERY T11 TIGGO;
- дата выпуска – 2009;
- пробег – 85251 км;
- дата аварии – 18 июля 2015 г.
Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:
Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%
Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?
Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.
Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.
При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.
Детали и узлы, для которых нет учета амортизации
При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:
- детские кресла, подушки и ремни безопасности;
- пневматика и гидравлика тормозов;
- элементы антиблокировки;
- тормозные колодки, диски, барабаны;
- индикаторы повреждения тормозов;
- пружины тормозных колодок и педалей;
- суппорты;
- элементы рулевого управления;
- отдельные узлы сцепления.
Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей
Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:
- k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
- СД – стоимость одной детали;
- И – амортизация элемента.
Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.
Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.
Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.
Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.
С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.
Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.
Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.
На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.
Что делать, если СК обманывает при оценке
Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:
- провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
- подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
- дождаться решения суда.
При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.
Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.