- Расчет выплаты по Осаго с учетом износа
- Выплаты по Осаго
- Как рассчитывается износ автомобиля
- Каков максимальный процент износа машины по ОСАГО
- Методика и формула расчета
- На какие детали учитывается, на какие нет
- Выплата
- Как проконтролировать страховую
- Каков порядок расчета износа автомобиля по ОСАГО? Какие выплаты положены водителю?
- Что это такое?
- Расчет
- Кто выполняет?
- Методика и формула
- Пример
- Каков максимальный процент?
- На какие детали автомобиля распространяется?
- Выплата с его учетом
- Как понять, обманывает СК при оценке или нет?
- Заключение
Расчет выплаты по Осаго с учетом износа
Защищенный по «автогражданке» автовладелец, попавший в автокатастрофу и ставший потерпевшим, наверняка захочет взять как можно больше денег с виновника инцидента. Но как известно, если инициатор происшествия на дороге был также защищен полисом, то расплачиваться с потерпевшим будет не он, а его страховая контора.
На первый взгляд, все складывается хорошо, зная, что придется иметь дело с организацией, а не просто не ответственным человеком. Но СК занижают компенсацию, поскольку учитывают изношенность ТС. Поэтому давайте разберем подробнее, что это за параметр такой учет износа по ОСАГО: расчет процента износа авто с выплатами по страховке невиновным.
Выплаты по Осаго
Начнем с того, что еще в прошлом году в силу вступил закон, за счет которого выплата ОСАГО с учетом износа теперь уже в 2020, предназначается только определенным категориям потерпевших (пострадавших физически в результате автокатастрофы, при полном уничтожении ТС и т.д.).
Для остальных же автовладельцев величины износа по ОСАГО не учитываются, поскольку ТС автоматически отправляется в ремонт. Отправив на ремонт, СК оплачивает стоимость всех работ включая абсолютно новые запчасти и изнашивание запчастей роли не играет.
Если вы относитесь к категории невиновных в ДТП водителей которым полагается компенсация, то вам необходимо рассчитать износ автомобиля, попавшего в автокатастрофу. Износ по ОСАГО – это приоритетный параметр, который влияет на величину выплаты в дальнейшем.
Простыми словами, износ автомобиля – это процент который получается в результате подсчета возраста, пробега средства передвижения и других показателей. То есть, это своего рода изнашивание автомобиля, которое неминуемо происходит в процессе его эксплуатации.
Как рассчитывается износ автомобиля
В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2020 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт.
Страховые агенты и оценщики используют этот способ только для расчета выплат компенсаций пострадавшим. В зависимости от того сколько процентов получится в результате расчета, такое по размерам смогут получить возмещение невиновные водители.
В основной расчет износа автомобиля заложены такие данные как:
- Дата начала эксплуатации ТС (выпускной год автомобиля);
- Дата автокатастрофы;
- Категория авто и страна, в которой он производится;
- Автопробег (его величина на момент происшествия);
- Величина (высота) протектора покрышки.
Перед тем как рассчитать износ, указанные выше показатели переводят в специальные значения (коэффициенты). Для принятия нужного коэффициента используется таблица, в которой указаны транспортные средства по категориям. Если используется формула для расчета, то применяются как коэффициенты применительно к сроку эксплуатации и автопробегу, а также их непосредственные величины (в годах и в тыс. км), которые перемножаются между собой.
К примеру, взяв пятилетнее Audi с автопробегом 33,5 тыс. км, мы можем посчитать износ пострадавшего ТС с помощью специальных калькуляторов. Калькуляторы, используя специальную формулу и значения, посчитали что износ будет равен ≈ 25%.
Каков максимальный процент износа машины по ОСАГО
Теперь вы знаете каким образом производится расчет износа по ОСАГО поврежденного автомобиля. Естественно, каждый пострадавший получающий возмещения с учетом износа получит не полную сумму. Как видно из примера, если коэффициент износа из указанных показателей автомобиля получился равным 25%, то скажем выплата будет равна именно этому значению.
То есть, если для расчетного автомобиля необходим бампер ценой 15 000 рублей, то, когда считается износ равный 25%, потерпевший получит лишь 11250 рублей. Естественно, владельцам абсолютного нового авто, которому пару месяцев от роду, интересно какой минимальный процент износа автомобиля по ОСАГО будет применим к ним. К радости обладателей новеньких авто, данный параметр будет равен нулю.
А вот максимальный процент считается немного иначе. Ведь известно, что изношенность зависит от возраста, и если, посчитав по формуле коэффициент получился равным 68% или более, то он все равно в последствие приравнивается к 50%. То есть, максимальное значение изношенности может быть равно не более 50%.
Методика и формула расчета
Как вы уже поняли калькуляторы ведут расчет по единой методике, установленной на законодательном уровне. Использовать калькулятор износа ОСАГО достаточно удобно, поскольку вам не нужно задумываться над тем как рассчитывается износ, вы просто указываете даты и числа и нажимаете кнопку рассчитать.
Но если онлайн калькулятор Осаго износа у вас не внушает доверия, вы можете посчитать самостоятельно, какой будет сумма при выплате полиса гражданской ответственности ОСАГО при ДТП.
Сама же формула расчета амортизации износа автомобиля выглядит так:
Износ = 100 х (1 – е-х)
Х = Коэф. срока х Срок эксп. + Коэф. автопробега х Пробег
Применяя формулу к соответствующим значениям, которые, мы указывали ранее, получим:
Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705
Возводим основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получаем = 0,75033809
1 — 0,75033809 = 0,2496619
100 х 0,2496619 = 25%
Далее посчитанный износ применяется к любой из нужных деталей и агрегатов для ремонта автомобиля.
На какие детали учитывается, на какие нет
Как известно, для восстановительного ремонта ТС может понадобится множество запасных частей, узлов и агрегатов, в том числе материалы для кузовных работ и т.д.
Безусловно, необходимо учитывать тот факт, что страховые компании не могут позволить себе оплачивать полноценную стоимость поврежденных деталей, поскольку на момент автокатастрофы авто могло быть уже не новым. Следовательно, рассчитывается процент, а именно износ деталей авто и выплачивается только частью от нужной суммы.
Несмотря на то, что при изношенности по ОСАГО с учетом коэффициентов потерпевшие получают не полные компенсации, есть некоторые детали, которые устанавливаются новыми по полной стоимости.
Итак, такими деталями при которых не учитывается износ являются:
- Приспособления, осуществляющие безопасность водителя: подушка, ремень, крепление для ребенка;
- Тормозная система и ее элементы;
- Агрегаты, отвечающие за рулевое управление.
Таким образом, если для данных запчастей не определяется процент износа, то СК оплачивает их полноценную стоимость. Но стоит заметить, что детали без износа по ОСАГО, а точнее их стоимость может выйти за пределы максимальной суммы возмещения, выплачиваемой СК. В таком случае, невиновный водитель, которому восстанавливают авто будет вынужден доплачивать сам или обязать на это инициатора ДТП.
Выплата
Давайте вернемся к тому, что у размера страхового возмещения есть лимит. Любые выплаты по ОСАГО с учетом износа или без, осуществляются только после того, как будет проведена оценка ущерба специалистами. Естественно, в случае повреждения имущества потерпевшего вместе с телесными повреждениями (вред здоровью), страховая контора инициатора автокатастрофы обязана выплатить полную стоимость ремонта и лечения.
По ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК.
Если они будут иметь обоснованную причину в отказе, недостающую часть денег должен возместить виновник аварии в судебном порядке.
Как проконтролировать страховую
Всем известно, что ремонт автомобиля, особенно при замене полностью на новые автозапчасти, может обойтись в большую сумму. Если нет вреда причиненного здоровью водителя, то компенсацию ОСАГО выплачивают в натуральном эквиваленте.
Но часто получается, что договор обязательного страхования не приносит никакой выгоды, поскольку сумма, на которую эксперты оценивают ТС часто не соответствует действительности. И вот когда страховое возмещение недостаточно велико и приходится обращаться в суд.
Когда по ОСАГО заключен договор у страховщика появляется обязанность в проведении экспертизы и оценке урона, поврежденного авто. Оценщики, которые сотрудничают с СК стараются преуменьшить размеры инцидента, тем самым уменьшая размер компенсации.
Если наличие разницы между реальным повреждением и оцененным очевидно, то вы можете потребовать калькуляцию или же провести свою независимую экспертизу. Помните, что автострахование РСА и расчет стоимости запчастей ОСАГО ведется по единой методике.
Поэтому старайтесь проверять не только расчеты, но и сверять все даты, ведь неправильно вписанная дата начала эксплуатации может серьезно сказаться на размере компенсации.
Каков порядок расчета износа автомобиля по ОСАГО? Какие выплаты положены водителю?
Можно ли получить полноценные выплаты по страховому полису ОСАГО, если водитель признан пострадавшим в ДТП? Да, но желательно искать ответ на этот вопрос не тогда, когда все произошло, а заранее. Почему? Потому что, зная о хитростях страховых компаний, проще добиться точного расчета износа по ОСАГО.
Страховщики стараются всеми силами занизить максимальную законную компенсацию. В этом случае пригодятся полезные сведения: как сделать правильный расчет суммы износа по ОСАГО, какую формулу использовать для этого и на какие уловки идут страховые компании, дабы занизить сумму ремонта.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Что это такое?
До 25.04.2002 г. не действовал Закон об ОСАГО и Федеральный Закон №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Тогда автовладельцы боялись ДТП, как огня, так как виновники редко соглашались на добровольную выплату средств, затраченных на ремонт автомобиля потерпевшего. Частая причина отказа – низкая платежеспособность.
Единицы из числа пострадавших обращались в суд, так как приходилось долго собирать документы, получать исполнительный лист, а потом добиваться выплат. Большинство попросту восстанавливало авто за свой счет. Все изменилось в середине 2002 г. Государство придумало ОСАГО, тем самым взяв под контроль ситуацию с возмещением расходов, которые понес потерпевший автовладелец. На деле, чтобы сработал новый механизм, покупают полис страхования ОСАГО (подробнее о том, зачем он нужен, читайте в этой статье).
Купив его, есть риск, что его не окажется у виновника аварии или страховая компания занизит сумму выплат, учтя износ ТС (о том, как правильно застраховать авто, читайте здесь). Износ по ОСАГО – первоочередная причина, когда выплаты может не хватить на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля. Например, если владелец управляет авто старше пяти лет, страховой выплаты не хватит, чтобы установить на место всех поврежденных деталей новые.
Придется доплачивать из своего кармана или нет? Износ – процент снижения стоимости транспортного средства, автозапчастей и комплектующих. Он происходит неминуемо в процессе эксплуатации. Страховая компания высчитывает его только на детали, которые можно заменить. Его не рассчитывают, если элемент можно восстановить. То же самое касается случаев, когда надо заменить комплектующие, влияющие на безопасность дорожного движения.
При расчетах учитывают дату выпуска ТС, пробег. Существует огромный риск получить минимальную выплату по ОСАГО, если ТС давно в эксплуатации. За каждый год на законных основаниях высчитывают в среднем 8-15%.
Расчет
Расчет составляют на основе выводов, сделанных в процессе осмотра автотранспортного средства, которое пострадало в ДТП. Ранее ущерб возмещали, выбирая один из 2-х вариантов:
- Выплата по ОСАГО с учетом суммарной стоимости деталей, которые можно заменить. При их назначении учитывают износ авто.
- Получение направления на ремонт на СТО от страховщика. Специалисты устанавливают новые детали, выставляют счет. Все, что превышает сумму страховых выплат, владелец оплачивает со своего кармана. Бесплатны только услуги мастеров.
Кто выполняет?
Когда надо провести расчет степени износа, страховая компания заказывает независимую экспертизу или делает ее самостоятельно с привлечением штатного оценщика. Нельзя провести расчет без осмотра ТС!
Методика и формула
Власти утвердили единую методику определения размера расходов на ремонт ТС, пострадавшего в ДТП по полису ОСАГО. Теперь износ узлов, деталей и агрегатов рассчитывают, применяя следующую формулу:
- И – физический износ детали.
- ИОСТ – это остаточный износ.
- ИПР – предельный ресурс износа.
- Р – ресурс, который был израсходован с начала эксплуатации ТС или с замены.
- РПР – предельный ресурс.
Процентное отношение Р/РПР смотрят по специальной таблице. Зная величину среднего значения предельного ресурса из другой таблицы, всегда можно выяснить остаточный износ.
Пример
После ДТП с автомобилем Toyota Camry 2009 г. в. с пробегом 80 тыс. км замене подлежит передняя подвеска и крыло.
Какие выводы делает страховщик, сделав такие расчеты? Автовладелец не чинил переднюю подвеску и крыло до этого. Если и чинил, то документы на этот счет не предоставил. Оценщик не увидел никаких следов ремонта пострадавших деталей до этого (следы коррозии). Поэтому за ремонт переднего крыла он получит лишь 50,4% от среднерыночной цены детали, а за ремонт подвески – лишь 28,8%.
Больше нюансов о том, как оценивается ущерб по ОСАГО, читайте в этом материале.
Каков максимальный процент?
Какой максимальный процент износа? В российском законодательстве установлена величина максимального износа по ОСАГО – 50%. Если авто был выпущен в 2001 г., износ его узлов будет составлять 70-80%. Его владелец получит деньги на ремонт, но из расчета 50%. Выплаты будут справедливыми, но недостаточными для проведения всех запланированных работ.
На какие детали автомобиля распространяется?
Не на все детали рассчитывают износ по ОСАГО. В первую очередь к этой категории относят детали, обеспечивающие безопасность при езде. О чем речь?
- Ремень и подушка безопасности.
- Детское удерживающее устройство или кресло.
- Элементы, относящиеся к тормозной системе (колодки, диски, барабан, детали, поддерживающие работу электропневматической, гидравлической и пневматической систем).
- Элементы, имеющие прямое отношение к рулевому управлению (тяга, наконечник, трубопровод, рычаг).
Выплата с его учетом
С середины марта 2017 г. оповестили всех автовладельцев о том, что страховая компания не вправе теперь выплачивать денежную компенсацию лицам, чей автомобиль пострадал в ДТП. Теперь направляют их сразу после осмотра и оценки на СТО. На СТО устанавливают либо б/у (по согласию владельца), либо новые детали.
Если сумма за ремонт будет больше страховой, разницу должен доплатить автовладелец. Закон, за который проголосовали в Госдуме, пока коснулся не всех, а только тех, кто приобретал полис уже после его вступления в законную силу.
Как понять, обманывает СК при оценке или нет?
Иногда страховые компании тянут время, не делают оценку ТС, существенно занижают сумму по ней и не отправляют на СТО. Причин тому десятки, но как же быть в таких случаях автовладельцам? Какие рычаги давления на страховщиков можно оказать, нужно ли бить тревогу или нет?
Главное – действовать решительно. Почему сумму страховой выплаты с учетом ОСАГО занижают? В большинстве случаев страховщики привлекают к оценке автомобиля «своего» независимого эксперта. У них есть устная договоренность с ним, чтобы выплаты были небольшими. В итоге оценщик составляет калькуляцию, которая не нравится автовладельцу. Но он должен переступить через себя, взять предложенные деньги.
Далее он должен обратиться к эксперту, сделать повторно оценку за свой счет, а потом предъявить иск страховой компании в суде. Всегда помнят о том, что в соответствие со ст. 12, п. 2.2 Закона об ОСАГО страховая компания обязана назначать сумму на ремонт с учетом износа автомобиля. В большинстве случаев пострадавшие сталкиваются со случаями, когда сумму оценки страховыми агентами намного меньше той, которая понадобится на ремонт.
В этой ситуации можно попробовать изменить ситуацию в свою сторону, но придется судиться. Автовладелец вправе обратиться к независимому эксперту за оценкой автомобиля. Имея на руках акт-заключение от него, он может подать иск в суд. Далее все будет зависеть от компетентности судьи. Некоторые автовладельцы поступают вовсе по-другому, столкнувшись с игнорированием сотрудниками страховой компании их просьб. Они идут к эксперту со стороны, показывают свой автомобиль, получают акт.
Купив запчасти (в магазине, где выдают чеки), которые вышли из строя при ДТП, они едут на СТО. Специалисты ремонтируют автомобиль, а владельцы берут чеки, свидетельствующие о понесенных затратах на проведение ремонтных работ. Далее уже идут в суд, выдвигают иск страховой компании, требуя возместить понесенные расходы. К нему прикладывают все чеки.
Примечательно, но у таких автовладельцев есть все шансы на выигрыш в суде. Минусы такого решительного действия – растрата в пустую нервных клеток, необходимость в присутствии на каждом заседании.
Заключение
Ни одна страховая компания не заплатит автовладельцу или не отправит его на СТО, не проведя осмотр и оценку авто. Оценщик выявит вышедшие из строя элементы, и передаст акт заключения страховщикам. Они уже высчитают сумму выплаты, учитывая износ автомобиля по ОСАГО.
Одним хватает этой суммы, другим – нет. В случае несогласия с ней обращаются в суд, а там все будет зависеть от практики и компетентности судьи.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: