- Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
- Оценка ущерба по ОСАГО
- Сроки
- Единая методика расчета
- Если страховая занижает ущерб
- Оспаривание оценочного отчета
- Независимая экспертиза
- Документы
- Подведем итоги
- Методика расчета износа
- Учет износа в независимой экспертизе по ОСАГО
- Оценка ущерба после ДТП
- Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
- Что такое износ
- Какими законодательствами регулируется
- Кто выполняет расчет износа
- Формулы расчета износа
- Износ каких деталей не учитывается
- Как происходит выплата с учетом износа
- Заключение
Как рассчитывается выплата ущерба по ОСАГО с учетом износа
В результате аварии автомобиль получает явные и скрытые повреждения. Страховые компании стремятся снизить свои расходы и уменьшить размер компенсации.
Чтобы контролировать процесс и вовремя обжаловать решение, необходимо знать, как проходит оценка ущерба по ОСАГО.
Оценка ущерба по ОСАГО
В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.
Вы можете подать заявление в страховую компанию:
- в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
- в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Единая методика расчета
Основные нюансы единой методики:
- Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
- Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
- Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
- Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).
Учет износа комплектующих при определении размера ущерба приводит к тому, что полученной компенсации недостаточно для восстановления повреждений. Если ремонт проводится за счет страховой, то мастера используют только новые детали, стоимость которых выше, чем у бывших в использовании.
То есть пострадавший попадает в ситуацию, когда он обязан внести дополнительные денежные средства на ремонт своего авто, даже при наличии страховки.
Чтобы этого избежать, требуйте определение размера компенсации за потерю товарной стоимости при оценке ущерба.
Если страховая занижает ущерб
Распространенные способы занижения размера ущерба:
- Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
- Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
- Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
- Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.
Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.
Проверить среднюю стоимость запасных частей, нормочасов и материалов можно на сайте РСА.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
В случае отказа страховой компании от удовлетворения требований по претензии, вам придется защищать интересы в судебном порядке. Суд не берет за основу отчеты страховой или заявителя, а назначает судебную экспертизу.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Оценщик должен состоять в СРО и подтвердить наличие лицензии на оценочную деятельность. Проверить данную информацию можно по ссылке.
Подведем итоги
Чтобы полноценно оценить ущерб по ОСАГО, необходимо учесть следующее:
- Оплата по ОСАГО проводится в заявительном порядке.
- Первая экспертиза проводится по инициативе страховщика и за его счет.
- Результат первого исследования может быть занижен, поэтому активно участвуйте в процессе оценки на каждом этапе.
- Если есть подозрение о занижении суммы возмещения, обратитесь к независимому эксперту.
- Зачастую оценочного отчета и претензии достаточно для получения полного возмещения. В противном случае обратитесь в суд.
Методика расчета износа
Учет износа в независимой экспертизе по ОСАГО
Согласно п.2.1. ФЗ № 306 размер выплаты определялся — при повреждении имущества потерпевшего в сумме расходов, которые необходимо затратить на приведение и мущества в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. То есть фактически напрямую выплата по ОСАГО с учетом износа изначально, в законе прописана не была. Но с самого начала действия Закона, страховщики трактовали эту норму как безусловное руководство к действию (выплатам с учетом износа). Некоторым страхователям в первые годы действия закона даже уда валось выигрывать суда, и получать выплату с учетом износа. К концу 2013 года, когда были приняты поправки в закон об ОСАГО, которые предписывали дополнить п.2.2. статьи 12 и учитывать, что при возмещении ущерба размер расходов на запасные части учитывается с учетом износа деталей, который не может превышать 50% их стоимости.
В данный момент судебная практика складывается таким образом, что по ОСАГО практически всегда судьи присуждают выплату страхового возмещения именно с учетом износа запчастей.
Владельцам новых автомобилей можно не опасаться, если вашему автомобилю не исполнился один полный год, то расчет по ОСАГО ведётся без учета износа.
Если автомобиль очень старый и его износ составляет 50% то конечно если ремонтировать его с применением новых дета лей, то суммы выплаты не хватит, но такие случаи довольно редки, так как в основном владельцы автомобилей возрастом свыше 10 лет, пользуются услугами «гаражных» мастерских и могут приобрести бывшие в употреблении детали (это конечно не относится к владельцам старых автомобилей находящихся в отличном или коллекционном состоянии), применение б/у деталей может позволить владельцу хорошо сэкономить и полностью возместить ущерб, причиненный ДТП, но при условии, что проведенная независимая экспертиза после ДТП об ъективной и качественной.
Так же, при необходимости мы можем направить вас на сертифицированный автосервис, где вы можете получить скидку и отремонтировав автомобиль ничего не потерять.
Оценка ущерба после ДТП
Наиболее разорительна для кошелька пострадавших в дтп позиция практически всех страховых компаний относительно того, как рассчитывать стоимость деталей, требуемых для ремонта транспортного средства, после наступления страхового случая.
Независимая экспертиза после аварии заключается в том, что ущерб дтп или эту стоимость необходимо уменьшать на величину физического износа ремонтируемого транспортного средства. Если, например, была произведена независимая экспертиза автомобиля после дтп и по расчетам эксперта физический износ транспортно средства на момент наступления страхового случая составлял 50%, то и стоимость деталей, требуемых для ремонта, должна быть уменьшена, по сравнению с рыночной, вдвое.
Оценка автомобиля обосновывается ссылкой на норму, которая якобы существует в статье 63 ПП №263:
«При расчете стоимости восстановительного ремонта учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при ремонтных работах».
Из этого следует что, при определение ущерба после дтп в данной цитате из Постановления Правительства нет ни намека об учёте износа деталей, подлежащих замене, то есть, поврежденных в результате наступления страхового случая. Речь идет об учете износа деталей, которые используются при ремонтных работах, то есть устанавливаемых на автомобиль в процессе ремонта, а это две большие разницы.
Недоплаты пострадавшим в аварии при том когда рассчитана оценка ущерба после дтп страховые компании обосновывают свои неправомерные действия решением Думы, а не тем, что ремонт транспортного средства предполагается исходя из необходимости полного возмещения вреда, о чём гласят соответствующие нормы в Гражданском Кодексе (статья 15, возмещение убытков):
«Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).»
Автоэкспертиза после дтп, сделанная в любой страховой компании, показывает, что по приблизительным оценкам сегодня 95% пострадавших получают половинную компенсацию при наступлении страхового случая и ремонт своего автомобиля вынуждены производить в гаражах.
Из этого следует закономерный вывод о том, что отремонтировать машину без финансовых потерь в России не возможно.
Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
Одним из самых важных факторов, которые напрямую влияют на стоимость восстановительного ремонта, — это износ автомобиля. Любая машина имеет свойство со временем терять свои изначальные технические характеристики: какие-то детали изнашиваются или совсем выходят из строя.
Расчет износа автомобиля осуществляется как раз с учетом количества таких частей.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57
Это быстро и бесплатно !
Что такое износ
Как мы уже выяснили, износ — это естественный процесс, который возникает в результате долгой эксплуатации ТС. Он влияет на размеры страховых платежей в случае повреждения автомобиля в ДТП.
При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы:
- год выпуска и начала использования машины (эти два значения могут не совпадать);
- величина пробега ТС;
- состояние шин (высота рисунка, величина и рисунок протектора и т.д.)
При восстановительном ремонте износ отдельной запчасти учитывается при решении о ее замене. В ином случае, данная характеристика не берется во внимание.
В среднем размер износа отдельных агрегатов и узлов составляет от 8 до 15% от изначальной стоимости ТС каждый год.
Какими законодательствами регулируется
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Что делать, если вы попали в аварию без страховки? Об этом подробно — в этой статье.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Кто выполняет расчет износа
Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:
- взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
- отправить свое авто на дополнительную экспертизу.
Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.
О том, какой штраф назначается за просроченную страховку ОСАГО, можно прочитать здесь.
Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.
В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.
Формулы расчета износа
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
- когда произошла авария;
- тип транспорта;
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- высота протектора шин.
Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.
В нее нужно подставить:
- е — основание логарифма (берется 2,72);
- ΔТ — коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
- Тки — сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔL — коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Lки — сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.
Износ каких деталей не учитывается
В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.
К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
- части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
- з/ч антиблокировочной с/с;
- тормозные диски/колодки и т.д.;
- индикаторы неисправности тормозной с/с;
- пружины педалей тормоза и колодок;
- суппорты;
- агрегаты рулевого управления;
- части сцепных устройств.
Как происходит выплата с учетом износа
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- стоимость проведенного ремонта;
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Кj — сколько частей одного вида требуется заменить;
- m — сколько всего частей подлежат замене;
- СДj — цена одной детали;
- Иj — величина износа.
То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор — в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.
Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.
Заключение
Износ машины — важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.
Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.