Износ автомобиля что это такое

Износ автомобиля что это такое

При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.

В первую очередь износ подразделяется на:

— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;

— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.

Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:

— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;

— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;

— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.

Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).

Способом его устранения является восстановительный ремонт.

— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;

— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.

Износ автомобиля что это такое

Износ автомобиля – это количественная мера физического старения под влиянием внешних и внутренних факторов, полученная в процессе эксплуатации автомобиля и характеризующая состояние как всего автомобиля в целом, так и его отдельных элементов (узлов, деталей).

При оценке автомобиля разделяют две разновидности износа: физический (естественный, эксплуатационный) и моральный.

Основными причинами возникновения физического износа автомобиля, является изнашивание, физико-химические изменения деталей, пластическая деформация и усталость металла, коррозионные разрушения, которые в большей степени зависят от срока эксплуатации, пробега (наработки), класса автомобиля, а также условий и интенсивности режима его эксплуатации. В итоге, указанные факторы приводят к предельному состоянию автомобиля, при достижении которого его эксплуатация становится невозможной. То есть со временем физический износ автомобиля приводит к утрате им первоначальной потребительской стоимости, автомобиль постепенно приходит в негодность и требует замены полностью (или отдельных узлов, деталей).

Читайте также:  Ремонт небольших вмятин машин

Расчет износа автомобиля проводится по формуле:

Иф = (И1Пф+И2Дф)*А2*А3*А4, где

И1 – показатель износа по пробега (в процентах на 1000 км.);

И2 – показатель износа по временному показателю (в процентах за один год эксплуатации);

Пф – фактический пробег автомобиля на дату оценки с начала эксплуатации (км.);

Дф – фактический срок эксплуатации автомобиля (в годах, с точностью до десятичного знака) с начала эксплуатации;

А2, А3, А4 – корректирующие коэффициенты, учитывающие интенсивность движения, экологические и климатические условия эксплуатации автомобиля.

Существует несколько методик расчета износа автомобиля, применяемые как в оценке, так и в автоэкспертизе. Принцип расчета износа в разных методиках – един, но не во всех их присутствуют корректировки в полном объеме.

Моральный (функциональный) износ автомобиля, характеризуется действием внешних факторов, т.е. снятие данного автомобиля (или его комплектующих) с производства и созданием более новых и современных автомобилей аналогичного типа. Моральный износ обусловлен изменением функциональных характеристик, эргономических показателей, дизайна, требованиями безопасности.

Значение морального износа составляет 5-10% и применяется при расчете рыночной стоимости автомобиля.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

2. Износ автомобилей.

Автотранспорт — правила, нормы, положения.

Износ автомобилей ( ГОСТ 16429-70. Трение и изнашивание в машинах).

Самый распространенный вид неисправностей деталей автомобилей – износы. Износ любой детали автомобиля происходит в 3 этапа: первый этап – приработка трущихся деталей; второй этап – период нормальной работы, который занимает 80-90 процентов всего времени работы детали; третий этап – период усиленного изнашивания (аварийного износа).

В связи с этим износы делятся на 2 группы.

2.1. 1-я группа износов – медленно нарастающие износы, являющиеся результатом длительной работы сил трения, воздействия высоких температур и других факторов при правильной эксплуатации автомобилей. Эти износы определены самой конструкцией автомобилей и называются естественными.

2.2. 2-я группа – быстро нарастающие износы, обусловленные в основном неправильной эксплуатацией или плохим техническим обслуживанием (ремонтом) автомобилей. Так как они часто приводят к аварии, их называют аварийными.

Естественный износ, в свою очередь, делится на механический, молекулярно-механический, коррозионно-механический.

2.3. К механическому износу относятся:

– износ при истирании (трении);

– износ при смятии;

2.3.1. Износ при истирании объясняется механическим скалыванием микронеровностей, остающихся после любого вида механической обработки, при относительном перемещении трущихся поверхностей. При этом некоторые выступы испытывают упругие деформации, а другие подвергаются пластическим деформациям. В связи с тем, что трущиеся поверхности контактируют фактически по малой поверхности, удельные нагрузки на остальные выступы достигают очень больших величин.

Износ трущихся поверхностей во время работы сопряжений нарастает неравномерно. Сначала наблюдается ускоренный износ, при котором прирабатываются сопряженные детали (период приработки). Затем наступает приблизительно постоянная скорость изнашивания, соответствующая нормальной работе сопряжений (естественный износ). Далее скорость изнашивания резко возрастает и износ достигает предельной величины (период аварийного износа). Предельный износ деталей находится на грани перехода второго этапа в третий.

Трение с относительным перемещением трущихся поверхностей подразделяется на трение качения (обойма – ролик (шарик) подшипника) и трение скольжения (шейка коленвала – вкладыш подшипника).

По наличию смазки различают следующие виды трения: а) трение без смазки (сухое); б) граничное трение; в) жидкостное трение.

2.3.2. Износ при смятии характерен для неподвижных разъемных соединений. Шероховатость на поверхностях не дает соприкосновения по всей площади деталей, поэтому удельные давления на этих элементарных площадках достигают очень больших значений. Это приводит к сминанию шероховатостей и уменьшению натяга. Результатом этого является неравномерный износ по плоскостям деталей и как следствие – нарушение герметичности в соединениях.

Читайте также:  Подбор колес по модели автомобиля

2.3.3. Абразивный износ возникает в подвижных сопряжениях в результате царапающего и режущего действия твердых абразивных частиц, находящихся в свободном или закрепленном состоянии. Закрепленное состояние абразивных частиц имеет место на дисках сцеплений и тормозных колодках автомобилей. Износ абразивными частицами, находящимися в свободном состоянии, подразделяется на:

а) гидроабразивный износ – результат воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости и перемещающихся относительно изнашивающихся деталей;

б) газоабразивный износ – результат воздействия твердых частиц, увлекаемых газом (воздухом).

2.3.4. Эрозионный износ – разрушение окисных пленок металлов и далее самих металлов под воздействием жидкости или газов, движущихся под избыточным давлением и с высокой скоростью. Подразделяются на гидроэрозионный и газоэрозионный износ.

2.3.5. Усталостный износ – преждевременные разрушения деталей под действием знакопеременных или циклических нагрузок. Сущность изнашивания в том, что внутри или на поверхности металла образуются микроскопические трещины, увеличивающиеся под действием нагрузок, ослабляя поперечное сечение детали. Усталостный износ зависит как от конструктивных факторов детали (резкие переходы от одного сечения к другому, выточки, канавки, отверстия), так и от технологических (чистоты обработки поверхностей, нанесения на поверхность деталей покрытий и т.д.). К усталостному износу относится также разрушение поверхности деталей при трении качения. Этот износ называется осповидным, т.е. на поверхности трения образуются микротрещины с местным выкрашиванием (распространен на зубьях шестерен, шариковых и роликовых подшипниках).

2.4. Молекулярно-механический износ.

Этот вид износа имеет место в подвижных сопряжениях, сближенных в точках контакта настолько, что вступают в действие силы молекулярного сцепления. В результате появляются прочные металлические связи в точках контакта сопрягаемых деталей, получившие название «схватывание». Различают схватывание первого и второго рода.

Схватывание первого рода возникает в сопряжениях, работающих при малых скоростях, больших удельных нагрузках и при незначительном повышении температуры. При этом происходит пластичное деформирование, разрушение и удаление частиц с трущихся поверхностей.

Схватывание второго рода наблюдается в сопряжениях, работающих при высоких скоростях скольжения, повышенных удельных нагрузках со значительным повышением температуры. В результате значительно снижается твердость поверхностного слоя, разрушаются, размазываются и удаляются частицы металла. Такой износ приводит к аварии.

2.5. Коррозионно-механический износ.

Для этого вида износа характерны образование пленок окислов, химических соединений на поверхностях трения и последующее механическое разрушение. Сюда относятся окислительный и коррозионный износы. Воздух, попавший на слой металла при пластическом деформировании, вызывает окислительный износ, происходящий при трении скольжения и трении качения. В первом случае этот износ является ведущим, во втором – сопутствующим осповидному износу. При окислительном изнашивании образовавшиеся очень хрупкие соединения железа с кислородом под действием сил трения выкрашиваются. Это приводит к уменьшению размеров сопрягаемых деталей и увеличению зазоров между ними.

Коррозионный износ включает в себя атмосферную, химическую и электрохимическую коррозии.

Атмосферная коррозия – процесс окисления металлов и сплавов от непосредственного их взаимодействия с окружающей средой. Появляющиеся пленки окислов снижают физико-химические свойства материала и ведут к ускоренному разрушению деталей.

Химическая коррозия – процесс взаимодействия поверхности детали с жидкой или газовой средой. Жидкостная коррозия возникает при действии на металлы растворов минеральных солей, кислот и щелочей. При этом происходят химические реакции, образующие соли и окиси, которые разрушают детали. Газовая коррозия образует окисные пленки, которые снижают прочность поверхностных слоев металла.

Читайте также:  Зимние диски шины для автомобиля

Электрохимическая коррозия возникает при соприкосновении металла с жидкостями, проводящими электрический ток (растворы солей, кислот и щелочей). Особенно сильно действует электрохимическая коррозия при соприкосновении двух металлов, т.к. образуется гальваническая пара (металл с более отрицательным потенциалом служит анодом, а другой – катодом). Разрушаться будет металл с более отрицательным потенциалом.

В таблице 1 приведены примеры, показывающие, какому виду изнашивания подвергаются детали автомобилей:

Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?

Самый насущный вопрос, который, прежде всего, заботит владельца транспортного средства – это износ, т.к. каждый автовладелец знает, что если попасть в аварию, то страховая выплата на запчасти будет начислена с учетом износа.

Износ – это процент уценки за эксплуатацию автомобиля, на который происходит снижение стоимости запасных частей поврежденных в результате ДТП. ( Единая Методика ЦБ РФ, Глава 3, п. 3.4. )

Мы не видим смысла в этой статье расписывать — по каким формулам рассчитывается износ, но вот важные моменты, о которых стоит знать, расскажем.

Главные составляющие износа – это возраст транспортного средства и его пробег.

Возраст автомобиля или период эксплуатации можно определить следующим образом:

— запись в свидетельстве о регистрации или, как его еще называют, пластик (СТС). В данном документе действительно прописан год автомобиля, но нет точной даты его выпуска. В случае, если данные о дате выпуска авто отсутствуют, то возраст автомобиля считается с 1 января соответствующего года. Вот теперь представьте, ваша машина реально была выпущена, например, в декабре 2012 года — расчет износа в этом случае будет вестись с 01.01.2012, чувствуете разницу?

— паспорт транспортного средства (ПТС) – данный документ, как правило, дает исчерпывающую информацию о дате эксплуатации авто. К примеру, в ПТС стоит 2014 год выпуска, а автомобиль впервые встал на учет 01.08.2014 – соответственно и износ будет начисляться с даты начала эксплуатации авто.

— VIN номер – аналогично ПТС, зачастую дает немало информации о дате выпуска автомобиля, к примеру, не имея на руках ПТС, вполне реально установить дату выпуска автомобиля, расшифровав его VIN, что очень важно при расчете износа.

Таким образом, чем точнее дата, тем меньше износ. Напомним о том, что по единой методике расчета ущерба по ОСАГО (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства») износ не может превышать 50%.

Пробег автомобиля .

Второй и достаточно важный показатель при расчете износа, он напрямую влияет на процент уценки транспортного средства. При проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, эксперт обязательно делает фото панели приборов, где показан пробег авто. В случае, если не удается на месте установить пробег транспортного средства, к примеру, по причине серьезных повреждений или поломки панели приборов, в расчетах используется среднегодовое значение по региону, в котором зарегистрирован автомобиль. Для Ярославской, Костромской, Ивановской и других областей ЦФО – это значение равно 16 000 км в год.

Кстати, очень важный факт — если вы меняли, к примеру, бампер, непосредственно перед ДТП, то износ будет начисляться с даты покупки соответствующей детали. Подтверждением данного факта будет кассовый или приходный чек с указанием даты покупки и наименования соответствующей детали с ее артикулом.

Оцените статью