История первой машины газ
ПМГ-1
03-30
(1933-1941 гг, 1945-1950 гг.)
05-193 и 05-194
М1
410
21
Прототипы Газ
История создания ГАЗ
Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.
О проекте автомобилизации СССР готовится отдельная стать.
Решение о строительстве
4 марта в советских газетах был опубликован соответствующий приказ председателя высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) В. Куйбышева под номером №498 о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. автомобилей в год. Через месяц определили и место строительства – деревня Монастырка под Нижним Новгородом.
Нижний Новгород в качестве строительной площадки выбрали исходя из следующих важных факторов:
- Нижний Новгород уже являлся промышленно развитым, соответственно в городе проживали и квалифицированные специалисты.
- Город стоит на слиянии двух крупнейших рек Европы — Оки и Волги. Доставка материалов для строительства завода не стало бы проблемой.
- Железнодорожная связь с другими городами страны в которых создавались смежные с автомобильным производства.
В том числе и «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ), который позже, на некоторое время, становится филиалом ГАЗа.
Партнерство с компанией Форд
В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.
Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.
Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM. Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.
По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.
Сумма сделки 72 млн. золотых рублей.
Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.
Строительство завода
2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).
К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.
В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.
Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.
Первый выпущенный автомобиль
Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.
С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.
Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ
Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький. С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.
Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).
Первый собственный автомобиль
16 марта 1936 года с конвейера сошли первые образцы модели М-1, которую можно считать по настоящему первым советским легковом автомобилем, её разработал главный конструктор завода А. А. Липгарт, который к слову, стажировался на заводах Форда.
Репрессии 30-х годов
Репрессии 30-х годов ударили и по автозаводу.
В 1937 году главный строитель завода и первый директор Степан Семёнович Дыбец был арестован по обвинению в шпионаже.
В 1938 году арестован и расстрелян второй директор — Сергей Сергеевич Дьяконов.
Так к концу 1938 года почти все специалисты, которые стажировались в Америке, были арестованы, многие из них расстреляны. Так в 1938 году, идеолог создания и строительства автозавода Н. Осинский был приговорен к высшей мере наказания.
Под репрессии попали и многие Американцы, которые жили в заводском американском поселке.
Интересно, большинство арестов в то время проводилось именно на автомобилях М-1.
Краткая история Газ до наших дней
В военные годы завод выпускал грузовики, вездеходы, бронеавтомобили и легкие танки, а также самоходные орудия и боеприпасы.
За годы Великой отечественной войны было выпущено:
- Автомобилей — 176 221 шт. (в том числе и ленд-лизовские комплекты грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
- Танков — около 12 000 шт.;
- Самоходных установок — более 9 000 шт.;
- Миномётов — 24 000 шт.;
- Автомобильных моторов — 232 000 шт.;
- Снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.
Дальнейшая история до наших дней, кратко:
- 6 января 1946 года, началось производство ГАЗ-51;
- 28 июня 1946 года, началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа»;
- Октябрь 1956 года – производство ГАЗ-21;
- 1958 года — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при;
- 16 января 1959 года — начало производства автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка»;
- 1 июля 1964 года, производство ГАЗ-66;
- 1968 год – собрана первая партия самой массовой волги – ГАЗ-24;
- Декабрь 1978 года, выпуск нового автомобиля представительского класса – ГАЗ-14;
- 22 декабря 1980 года собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102;
- Октябрь 1989 года, освоен выпуск ГАЗ-3307;
- 26 ноября 1992 года. Преобразование Горьковского автомобильного завода в акционерное общество;
- 16 июля 1994 года началось производство автомобилей «Газель»;
- 15 декабря 1996 года началось производство следующего поколения автомобилей волга – ГАЗ-3110;
- 10 сентября 1998 года начался выпуск автомобиля «Соболь»;
- Декабрь 2000 года – Вход в состав группы «Базовый элемент»;
- В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто»;
- 8 января 2003 года начали выпускать рестайлинговую версию «Гезели» и «Соболя»;
- Декабрь 2004 года, налажено производство среднетонажного грузовика «Волдай»;
- 2005 год — В ходе реструктуризации произошло преобразование в холдинг «Группа ГАЗ»;
- 2006 год – покупка у концерна DaimlerChrysler сборочного предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившего среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus на оборудовании, вывезенном из США.
- В середине 2006 года «Группой ГАЗ» приобретена английская фирма LDV Group, специализирующаяся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus;
- 25 июля 2007 года началось производство Volga Siber. Предполагалось выпускать до 65 тыс. автомобилей в год;
- В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год;
- Конец 2008 года – производство устаревших моделей ГАЗ 3110 и 3102 остановлено;
- В середине 2009 года из-за кризиса и банкротства проект по производству Maxus был свёрнут;
- 4 февраля 2010 года, очередная модернизация и выпуск «Газель — Бизнес»;
- Конец 2010 года, после выпуска 8,7 тыс. автомобилей Volga Siber сборка была остановлена. Автомобиль не пользовался спросом. Легковые автомобили больше не выпускаются;
- Апрель 2013 года, выпуск «ГАЗель NEXT».
- Октябрь 2014 года, начался выпуск среднетонажного грузового автомобиля «ГАЗон NEXT».
ГАЗ-А первый советский
ГАЗ-А был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год и являлся по сути копией автомобиля Ford-A, выпущеного по лицензии.
Советское правительство в 1932 году купило у американской компании FordMotorCompany документацию и оборудование на производство данной модели автомобиля.
От фордовского оригинала внешне его, в первую очередь, отличало оформление передка: у советского автомобиля использовалась маска радиатора упрощенной формы с отделкой без декоративной решётки, которая была унифицирована с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА.
Машина имела четырехдверный открытый кузов типа «фаэтон», также на заводе делали версию с закрытым кузовом ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4. От американского прототипа автомобиль отличался усиленным картером сцепления, доработанным рулевым механизмом и дополнительным воздушным фильтром. На ГАЗ-А устанавливался четырехцилиндровый мотор объемом 3,3 литра (40 л. с.)созданный на основе двигателя от Ford А, и трехступенчатая коробка передач.
Будучи первым советским автомобилем массовой сборки он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси и очень редко попадал в частные руки. Появление именно этой машины считается началом организованного такси.
Горьковские специалисты с самого начала творчески подошли к заимствованию, и внесли в автомобиль несколько значительных изменений в сравнении с прототипом, например, усилили картер двигателя и сцепление.
История ГАЗ-А удивляет коротким жизненным циклом автомобиля. В 1936 г. на конвейере его сменила следующая модель — ГАЗ-М1, а затем его начали изымать из обращения по распоряжению правительства.
Существует легенда , что в Москве и Ленинграде их даже запретили эксплуатировать после 1936 г. в виду неблаговидности появления в столичных городах автомобиля старой конструкции. Владельцам ГАЗ-А следовало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М1.
ГАЗ-А имел (по современным меркам), крайне простую и даже необычную конструкцию. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов. Интересна конструкция системы смазки двигателя, состоявшей из черпачков на шатунах, которые окунались в масло в картере. Автомобиль имел даже не барабанные, а колодочные тормоза.Стояночный тормоз — ленточный, на заднюю ось.У этой модели была термосифонная система охлаждения, не имевшая насоса и работавшая за счет разницы температур в радиаторе и двигателе.Угол опережения зажигания водитель устанавливал сам рычажком.Коробка передач ГАЗ-А — трёхступенчатая, три скорости вперёд и одна — назад.Шины ГАЗ-А — 5,50-19 дюймов, колёса имели трёхрядные металлические спицы.
Однако, в отношении ГАЗ-А исполнение постановления оказалось делом довольно сложным, при этом Договор о технической помощи, заключённый с американской стороной, помогал мало, так как сама фирма «Форд» в то время выпуском закрытых четырёхдверных кузовов не занималась, заказывая их у сторонних кузовных ателье Briggs и Murray.
Поэтому Горьковскому заводу пришлось заняться самостоятельной разработкой закрытого кузова, хотя и с оглядкой на FordModel A FordorSedan (заводское обозначение 155/165) и, в особенности, на двухдверныйTudorSedan (55B), на который имелась документация, переданная вместе с чертежами фаэтона. Проектирование его поручили конструктору Сорочкину Юрию Наумовичу.
Основу закрытого кузова составляла кабина от грузовика ГАЗ-АА, включая двери, имевшие цельнометаллическую конструкцию, и проём лобового стекла с козырьком.
Заднюю часть кузова спроектировали по её образцу. Так как технологические возможности завода в то время ещё не позволяли выполнять штамповку металлических деталей такого размера, крышу пришлось сделать в виде деревянного каркаса, обтянутого брезентом.
Вообще технология изготовления автомобиля была почти полукустарной: из-за того что завод не имел штампов, заднюю часть кузова пришлось сваривать из нескольких деталей, которые изготавливали методом выколотки на деревянных оправках с применением ручного пневмоинструмента и дальнейшей подгонкой по месту,в результате чего производство было медленным и сильно увеличивало себестоимость автомобиля, а это, в свою очередь, не дало ему возможности получения широкого распространения.
Но, как видно из истории, грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах, дал возможность в дальнейшем отечественным конструкторам разрабатывать вполне оригинальные и, что самое главное, хорошие автомобили, такие как ГАЗ-21 «Волга» или ГАЗ-69, пользовавшиеся спросом даже в странах со своим развитым автомобилестроением. Каждый из них достоин занять почетное место в коллекции, но главное, несомненно, должно принадлежать первому советскому серийному автомобилю ГАЗ-А. Именно в таком ключе много лет назад состоялся разговор с одним из заказчиков, пожелавшим разнообразить свой гараж, состоявший изспорткаров и лимузинов, каким-нибудь интересным отечественным автомобилем, являющимся к тому же редчайшим из сохранившихся и представляющим огромный коллекционный интерес.
Автомобиль был найден в городе Тамбове комплектным в достаточно неплохой сохранности и по крупицам собирался более 8 лет клубом любителей ретро автомобилей «Ностальгия».
На момент приобретения нами машина была в пред коллекционном состоянии, в полной комплектности и, по мнению некоторых сотрудников КБ, практически не нуждалась в дополнительных доработках, за исключением подготовки и окраски днища автомобиля.
Ширина, мм – 1710;
Максимальная скорость, км/ч –90;
Грузоподъемность, кг – 370;
Объем двигателя, см3 – 3285;
Мощность, л.с. – 40;
Кол-во цилиндров – 4;
Годы выпуска –1932-1936;
Тираж . экз. –41917;
Год выпуска – 1935.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делайте репост публикации в социальных сетях.
Это очень важно для нас.
Полезных материалов будет еще больше.