История машины газ победа

История ГАЗ М20 Победа

ГАЗ-М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ М-20. Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупно серийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. 28 июня 1946 года начался серийный выпуск автомобилей «Победа». Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

История создания ГАЗ М-20

В конце зимы 1943 года Липгарт, участвуя в массовом совещании Наркомсредмаша, представил новый план разработки новых автомобилей. Среди этого списка была и «Победа», которая уже имела четкий чертеж и приблизительные технические характеристики. Этот автомобиль отличался оригинальным внешним видом и неплохой производительностью, поэтому конструкторы, дизайнеры и инженеры сразу принялись за ее разработку.

Андрей Липгарт и Кириллов осматривают первый пластиковый макет ГАЗа М-20

Но уже летом 1943 года, в преддверие Второй Мировой войны, завод имени Молотова попал под ужасную бомбардировку фашистов. За короткий строк было сделано не менее 25 атак, в последствии которых уничтожено около 6 тысяч разного технологического оборудования и испорчено более 9 тысяч метров линий конвейера. Но даже такие трудности не останавливали конструкторов и с каждым днем «Победа» приобретала все более и более совершенный облик.

Спустя почти год, способом графопластики, был продемонстрирован первый на территории СССР полноразмерный макет автомобиля, изготовленный из дерева.

Первый прототип ГАЗ М-20 (1944 год)

Вроде бы все отлично, но при тщательном осмотре конструкции специалисты все чаще находили недочеты и дефекты. Первым делом коснулось это переднего крыла, который имел хоть и красивую форму, но при взгляде на него с разных положений, он визуально казался вогнутым. Тогда было решено изменить кривизну постоянного радиуса, а точнее — уменьшить ее. Кстати, именно разрабатывая Победу, конструкторы первые в Советском Союзе воспользовались сюрфасографией (это был совершенно новый метод изображения смежных пространств на одной плоскости). Второй проблемой, с которой столкнулся Липгарт – это были металлурги. В то время заметно не доставало широких металлических листов для изготовления крупных деталей, которых и требовал будущий ГАЗ М20.

Но работа постоянно двигалась вперед и уже осенью 1944 года Липгарт первым проведет небольшой тест-драйв образца Победы. Этот экземпляр обладал двумя молдингами радиатора, дисками колес, взятыми из Эмки (ГАЗ М1), шестицилиндровым двигателем и роскошными подфарниками. Кстати, задние двери открывались не назад (как принято), а вперед. Задние и передние крылья автомобиля образовывали своеобразные щели, которые делали кузов не цельным, а «разделенным» на отдельные элементы. Это немного не соответствовало первоначальной задумке конструкторов, поэтому они вновь принялись совершенствовать эту модель.

Первый тест-драйв ГАЗ М-20, вместе с ГАЗ-11-73 и Opel Kapitän, лето 1945 год

19 июня 1945 года готовый ГАЗ М-20 был представлен самому вождю Сталину. Глянув на этот автомобиль, у Сталина не возникло никаких эмоций. Он лишь скептически добавил: “Надо принять машину с четверкой, машина хорошая”. Аргументировал он это тем, что такой автомобиль склоняется к модели высокого класса, который не очень бы был приемлем для обычных граждан. Но именно убеждения Липгарта по поводу того, что машина очень экономна, по сравнению с другими, дали свои плоды и вождь разрешил пускать в производство Победу.

Начиная с 28 июня 1946 года, на заводе имени Молотова принялись за массовое производство автомобиля ГАЗ М-20, который в ходе работы опять подвергся некой модернизации кузова . Спустя почти год Победа вновь отправилась в Кремль. На этот раз оценивали машину три главных лица СССР – это Сталин, Берия и Молотов. Во дворе Победа проходила многочисленные испытания на сложной заснеженной дороге, а потом Сталин лично принялся осматривать каждую деталь автомобиля.

Летом 1949 года на показ великому вождю отправились уже сразу три образца ГАЗа: обычный седан-фастбэк, модернизированный экземпляр и кабриолет. Сталин опять стал пристально осматривать каждую из них. В серийный экземпляр он даже сел в салон, прыгал на сиденьях, оценивая их мягкость, и обратил свое внимание на достаточно просторный салон . И наконец, Липгарт услышал от Сталина долгожданные слова: “Теперь стало хорошо”.

С этого момента Победа обрела новую жизнь, не только на территории Союза, но и за пределами его. Автомобиль часто участвовал в выставках. Международных ярмарках, а через некоторое время , лицензия на производство М-20 была продана в Польшу, на фабрику FSO, и выпускалась под маркой «Варшава» в многочисленных версиях ещё 22 года.

В первые годы Победы шла на экспорт во многие страны Европы, но заметно отличалась от тех экземпляров, что шли на продажу на территории Союза. Последнюю модернизацию Победа понесла в 1955 году. Тогда в автомобиль был установлен радиоприемник, радиатор получил более красивую облицовку и новую эмблему, руль стал немного иным и в центре имел кольцевую кнопку сигнала, а двигатель был увеличен до 52-55 л.с. Эта серия Победы получила индекс ГАЗ М-20В.

Читайте также:  Ниссан рнесса замена двигатель

Не возникает никаких сомнений, что Победа позволила другим странам по другому взглянуть на автопром СССР. Автомобиль весьма успешно экспортировался в Бельгию, страны Западной Европы, Англию и даже США. О ней ходили легенды, ее любили и уважали, а самое главное – что она стала одной из самых ярких страниц в истории Советского Союза.

Внешний вид автомобиля ГАЗ-М-20 Победа

ГАЗ М20 на первый взгляд казался обычным автомобилем, нацеленным удовлетворить средний класс населения. Но стоит только поближе осмотреть дизайн «Победы», как сразу же находишь все новые и новые детали, которые в совокупности формируют весьма насыщенный и яркий внешний вид.

Первая серия «Победы» с удлиненной облицовкой радиатора, 1946 год

Этот автомобиль выглядел даже чересчур современно, не только по сравнению с другими советскими автомобилями, но и многими иностранными марками. Спереди было много хрома, который придавал «Победе» дорогой вид, а сужающийся капот – элегантности. Дизайнеры не один раз переделывали кузов автомобиля, доводя его до неоспоримого совершенства.

Фигурные пороги, эксклюзивные дверные ручки, тщательно проработанный бампер, рубины фонарей и гармонично подобранный цвет кузова – все это создавало ощущение полного комфорта и не вызывало никаких нареканий. К тому же, конструкторы предусмотрели и то, чтобы сами колеса не выступали за крылья, обеспечивая чистоту кузову даже при езде по грязным дорогам. Что касается технических новшеств, но именно «Победа» первой на территории Советского Союза обзавелась указателями поворота и сигналами тормоза.

Горьковский завод. Конструкторы возле первого экземпляра «Победы»

Кстати, конструкторы ГАЗа М20 долго не могли определиться и с выбором более подходящего мотора: одни настаивали на четырехцилиндровом Dodge D5 американского производства, а другие хотели оставить шестицилиндровую версию этого же мотора, который был установленный ранее в автомобиле ГАЗ-11-73.

Вторая серия Победа М20- это модернизированная версия улучшенного качества. Серьезным образом улучшилась надёжность, комфорт и даже динамика и экономичность «Победы». Нормализовался разгон и расход топлива. Был устанавлен отопитель салона, а с 1950 года — коробка с удобным переключением на рулевой колонке. Вторая серия узнаётся по облицовке радиатора с горизонтальными планками двух размеров (разгов. — «тельняшка»).

1955 ГАЗ-М-20В «Победа»

Следущая и последняя модернизация основной модели — третья серия. Автомобиль получил новую облицовку радиатора (разгов. — «улыбка»), более совершенный карбюратор и возросшую мощность двигателя, а также радиоприёмник. Производство «Победы» продолжалось до 31 мая 1958 года.

Всего же с июня 1946 года было выпущено 235999 автомобилей М-20.

Особенности двигателя «Победы»

Подбирая более подходящий двигатель для «Победы» автоконструктор Липгарт сравнивал и анализировал много разных вариантов. Наконец его выбор упал на американца «Dodge-D5». Это был 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор, который производился еще с 1928 года и многочисленными испытаниями доказал свою надежность.

Четырехцилиндровый двигатель Dodge D5, изготовленный для «Победы»

Он отличался приличной мощностью (до 62 л.с), наличием термостата, качественной системой фильтрации, жароупорными седлами выпускных клапанов, современной системой вентиляции, плавающим маслоприемником и подшипниками коленчатого типа. Первоначально такие моторы устанавливались на ГАЗ М-11, самоходных установках и даже легких танках.

Чертеж двигателя для ГАЗ М-20

Не смотря на все визуальные преимущества кузова ГАЗ М-20 «Победа», недостатки со временем начали проявлять себя. Первым делом касается это аэродинамики, сила которой находиться в передней части, и даже при небольших порывах ветра автомобиль начинает заметно «уносить» в сторону.

Кузов ГАЗ-М20 «Победа»

Конструкция самого кузова цельная, с поперечной балкой подвески и внушительным толом. Приятным удивлением для покупателей стало наличие багажника. Но как показала практика, из-за большого веса крышки багажника, петли быстро ломаются.

Первые испытания на прочность кузова ГАЗ-М20

Бампер «Победы» массивный, из толстой стали, с трехслойным хромированием.

Конвейер на заводе им. Молотова, ГАЗ-М20 «Победа», 1946 год

Если говорить об обзорности Победы, то здесь есть к чему придраться. Во-первых – это маленькое заднее стекло. Оно изготавливалось из сталинита и советских завода и очень часто попадалось с браком (кривизна, волнистость). Во-вторых – это отсутствие обогрева стекла. Что касается печки, то она работает отлично и может быстро согреть зимой, а также – качественно обдуть передние стекла. Но эта роскошь доступна только во время движения. Стоит только остановить автомобиль и о своей чудо-печке можно забыть.

Руль у Победы очень удобный, большой и легко крутиться. По большому счету, системой управления можно гордиться. Ее конструкция проста, но очень надежна. Тормоза на ГАЗ М20 установлены барабанные, но их недостатком являются изогнутые манжеты, которые в зимний период часто подтекают. Особого внимания заслуживает ручник. Он имеет внушительные размеры и располагается под приборной панелью.

Читайте также:  Автомобиль колеса движутся по окружности

С опытом водители заметили: для того, чтобы первая передача включалась тихо, надо было вначале включить вторую, а затем – на первую. Сцепление, при этом, всегда держать выжатым. Именно в Победе были такие инновации, как обдув, печка и электронные указатели поворотов.

Экспорт в страны Европы и мира

Именно благодаря этому автомобилю об СССР заговорили другие страны. Победа стала одним из первых легковых автомобилей, который пустили огромными партиями на экспорт для массового использования. К ее уровню дотягивал, разве что, Москвич-400. До этого времени от Советского Союза могли поступать только некоторые грузовики, и то небольшими партиями.

ГАЗ М20 «Победа» мгновенно приглянулась финнам, которые чаще всего ее использовали для такси. Но уже за короткий строк она обрела большую популярность странах Скандинавии и заказы на этот автомобиль поступали регулярно. Кстати, Бельгия тоже почти сразу сумела рассмотреть это «чудо на колесах» и даже умудрялась через собственных дилеров самостоятельно ввозить Победу в Англию и США.

Модель ГАЗа М-20, изготовленная на экспорт. Австрия, город Вена, 1951 год

На этот автомобиль никаких нареканий не было, а от западных братьев поступали только хорошие отклики и слова благодарности. В 1952 году англичане провести тест-драйв «Победы» и в известном автожурнале «Motor» сделали весьма ожидаемое заключение: «Интересный автомобиль, комфортабельный, имеет достойное качество изготовления, высокую проходимость и яркий внешний вид. Но уж слишком шумная она и с плохой динамикой».

В 1953 году уже американцы захотели протестировать нашу Победу и даже опубликовали в журнале «Cars» подробный обзор модели. Их вывод тоже можно назвать весьма удовлетворительным. США хвалило Победу за хорошую конструкцию, но утверждали, что она «копирует» их отечественного Форда, а еще – слишком тяжелая и не обладает хорошей мощностью. Но время шло и многие западные страны, перенимая опыт у своих соседей, каждый год создавали все новые и новые модели автомобилей.

И вот уже к 1957 году Победа позиционировала себя как устаревшая, малофункциональная и неудобная модель. Но, даже не смотря на такой «приговор», ее популярность не падала, особенно на родине.

ГАЗ М-20 «Победы стала настоящей звездой экрана. Этот автомобиль прославился благодаря фильмам «Дело № 306», «К Черному морю», «Выйти замуж за капитана», «Иван Бровкин на целине», «Дело «пестрых»», «Журов» и т.д.

1000-й экземпляр Победы сошел с конвейера, 1948 год

История создания ГАЗ-М20 «Победа»

В этой статье расскажем Вам о создании и развитии Горьковского Автомобильного завода, а так же об истории появления легендарной автомашины ГАЗ-М20 «Победа».

Тридцатые годы минувшего столетия ознаменовались научно-технической революцией. Стремительное развитие получили различные научные и технические достижения. Изобретения, а также открытия этого периода поставили человечество на новый уровень развития. Для мирового автомобилестроения открылось «второе дыхание».

В начале апреля 1929 года вышло постановление о строительстве автомобильного завода в городе Нижний Новгород. Народ и правительство встретили призыв с большим энтузиазмом, и 2 мая 1930 года было начато строительство завода. Благодаря удачно разработанному строительному проекту и неиссякаемому энтузиазму народа страны завод был принят в эксплуатацию 1 января 1932 года. Главным конструктором автозавода был назначен А.А. Липгарт.

Уже 29 января 1932 года был выпущен первый полуторатонный экземпляр грузового ГАЗ-АА.

С 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький.

Довоенный период.

9 декабря 1932 года Горьковский автозавод запустил производство по выпуску легковой модели ГАЗ-А.

Вскоре советское правительство приняло решение подписать контракт с американским автомобильным концерном «Форд». Выпуск модели Форд-А планировалось начать здесь же, на Горьковском автомобильном заводе.

Контракт с американским автомобильным концерном предусматривал обмен технической документацией на протяжении девятилетнего срока. Штаты начали выпуск автомобиля Ford-40 класса «седан» с трехлитровым двигателем, и было принято решение на новом заводе начать производство аналога этого автомобиля.

Одновременно главный конструктор автозавода А.А. Липгарт активно инициировал выпуск нового автомобиля ГАЗ-М1 «Эмка».

Автомобиль стал визитной карточкой эпохи тридцатых и периода Великой Отечественной войны. Много судеб в неизвестность унесли зловещие «черные воронки». Затем машина стала для советских генералов основным средством для передвижения по военным дорогам.

На смену «Эмке» пришла новая модель ГАЗ-М-11-73 с современным и мощным для того времени шестицилиндровым двигателем объемом 3485 см3, мощностью 76 л. сил. По причине срочного перевода промышленности на военные рельсы в 1939 году полностью развернуть выпуск модели не удалось.

Довоенное время подарило отечественному авторынку не только модели Горьковского автозавода. В столице был налажен выпуск ЗИСов представительского класса, а также малолитражек КИМ-10 невысокой стоимости. Малолитражка была конструктивно измененной версией Ford Prefect, которая была разработана Штатами для европейского рынка.

Отечественные авто того времени представляли собой либо копии штатовских, либо конструктивно измененные версии американских автомобилей.

В это же время Европа вышла на рынок с новыми автомобилями, для которых была характерной аэродинамическая, обтекаемая форма кузова.

Читайте также:  Масло для двигателя хонда элемент

Советские конструктора имели интересные наработки, которые так и не дошли до стадии серийного производства.

Военное время.

Горьковский автозавод в декабре 1941 года получает правительственное задание выполнить проектные работы по созданию нового автомобиля.

Производство в то время уже было перестроено на выпуск военной продукции. Однако конструкторы тщательно анализировали передовые европейские и американские решения при создании проектов новых автомобилей.

Тогда в стране не существовало методики расчета несущих способностей кузова, к тому же производственные возможности горьковского завода были весьма скромны, и поэтому прототипом для кузовной части была выбрана немецкая модель Opel Kapitan выпуска 1938 года, признанная лучшей в своем классе. В 1941 году на горьковский автозавод был доставлен трофейный экземпляр этого авто.

В процессе работы над автомобилем конструкторы в полной мере проявили свой профессионализм, и эскизы нового образца уже мало напоминали «Опель». Конструктивное сходство ограничилось внутренней панелью кузова и полом.

Следуя принятому стилистическому принципу stream-line, то есть принципу обтекаемости форм, для машины был избран футуристический тип дизайна для закрытого кузова, который назывался fastback. Это седан, который характеризовался крышей, имеющей плавно нисходящую спереди назад линию, а также багажное отделение, которое внешне являлся продолжением салона, но раздельно по компоновке.

Расчеты показали, что в качестве двигателя следует выбирать американский двигатель Додж – такой же шестицилиндровик, как и у «Опеля», но в полтора раза объемнее. Решение было принято в пользу этого двигателя.

Шла война, красная армия стойко одерживала победу за победой. В это нелегкое время лучшие конструкторы и инженеры трудились над созданием нового детища советского машиностроения, выполняя задание партии и правительства, создавая «Победу» в тылу.

Переломный момент в Великой отечественной войне наступил в феврале сорок третьего, когда под Сталинградом в результате Великой битвы попала в окружение и сдалась шестая армия вермахта.

Более 90 тысяч человек во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом были окружены и взяты в плен бойцами Красной армии 2 февраля 1943 года. Наступил долгожданный момент, и мечта о победе приобрела очертания реальности.

3 февраля 1943 года в столице Советского Союза, в Народном комиссариате среднего машиностроения, прошло совещание, на котором А. А. Липгарт доложил о новых конструкторских находках в области машиностроения, об этапах разработки новых моделей, среди которых был ГАЗ-25. Проект внедрения нового автомобиля носил название «Победа».

Первоначально планировалось назвать детище патриотично – «Родина». Одноименное название «Победа» было резервным.

После этого совещания работы по созданию нового автомобиля возобновились. В разработках принимали участие талантливейшие конструкторы, инженеры, ученые и художники.

На протяжении 1943 года завод имени Горького был подвергнут жестокой бомбардировке в результате налета вражеской авиации. Было предпринято более 25 атак на предприятие, в результате которых оказались разрушенными около 50 производственных зданий, оборудование в подавляющем количестве было выведено из строя. Завод оказался на грани остановки, но работы над машиной продолжались.

1 июня 1944 года главнокомандующий Сталин осматривал только собранный опытный экземпляр, что вызвало его одобрение, и был отдан приказ запускать автомобиль в производство.

Советский Союз по-прежнему не имел собственных разработок и методик в области конструирования кузовной части автомобиля. Все расчеты выполнялись отечественными инженерами методом проб и ошибок. Макеты кузова выполняли из древесины, которая при высыхании сильно деформировалась.

Кузов для опытных моделей изготовлялся не из цельного листа металла методом штамповки, а сваривался из листовых фрагментов, так как прокатный металл необходимых габаритов попросту отсутствовал. В процессе работы возникало немало подобных нестыковок, неудач, однако работы упорно продвигались вперед.

В результате кропотливой работы коллектива была принята в производство конструкция кузова обтекаемой формы, с утопленными фарами, без актуальных в то время выступающих крыльев.

И вот, осенним днем, 6 ноября 1944 года, прошло первое испытание опытного образца автомобиля, которое возглавлял лично главный конструктор автозавода имени Молотова А.А. Липгарт. Вскоре на испытания были выпущены опытные модели. Первая модель была снабжена шестицилиндровым двигателем и оригинальными колесными дисками.

Фирменный логотип заменяла надпись, выполненная на капоте краской, – «Автозавод имени Молотова».

Обтекаемая форма придавала машине современный, динамичный вид, впечатление усиливали стекла, имеющие большой угол наклона. Кузовной тип позволял отнести автомобиль к престижному типу «седан».

Один взгляд на автомобиль доставлял эстетическое наслаждение – колеса не выступали за крылья авто, что позволяло кузову иметь опрятный вид даже после длительных путешествий по бездорожью. Все в модели служило единству стиля, было продумано до мелочей.

Кроме того, в отношении технической оснащенности модель была просто подарком для водителя. Здесь был предусмотрен багажник, главным предназначением которого было размещение запасного колеса.

Шли сражения, и на протяжении всей Великой Отечественной войны горьковский автозавод выпускал для нужд фронта грузовики ГАЗ-ММ, санитарные машины ГАЗ-55, автомобили на полугусеничном ходу ГАЗ-60, автобусы штабного варианта ГАЗ-05-193, легковые авто ГАЗ-61, бронированные автомобили на базе предвоенных ДЖИПов ГАЗ-64.

Оцените статью