- Используемое оборудование слесарь по ремонту автомобилей
- Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
- Работа автомеханика и его основные обязанности
- Условия труда автомехаников
- Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
- Разряды слесарей по ремонту автомобилей
- Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
- Плюсы и минусы профессии автомеханика
Используемое оборудование слесарь по ремонту автомобилей
В условиях автотранспортного предприятия все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей выполняются бригадами слесарей, как правило, без участия водителей автомобилей. В зависимости от вида выполняемых работ в состав бригад включаются рабочие различных специальностей (смазчики, слесари-регулировщики, электрики, карбюраторщики и др.). Техническое обслуживание, как правило, не требует снятия агрегатов, механизмов и приборов с автомобиля, поэтому эти работы выполняются в основном на специально оборудованных постах.
При текущем ремонте значительная часть (до 50%) общего объема работ также выполняется на постах. К этим работам относятся: снятие агрегатов и механизмов, требующих замены, установка новых или отремонтированных агрегатов и механизмов на автомобиль, крепежные и регулировочные работы. Таким образом, рабочим местом слесаря-ремонтника по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей в автотранспортном предприятии является специально оборудованный пост, который может быть тупиковым, либо является частью поточной линии. В зависимости от объема работ рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.
Выполняя работы на постах по техническому обслуживанию и ремонту, рабочий вынужден занимать различные положения относительно автомобиля, поэтому оборудование постов должно обеспечить рабочему удобство доступа к автомобилю со всех сторон. Для этих целей посты оборудуются осмотровыми канавами, эстакадами, подъемными устройствами. Осмотровая канава — наиболее распространенный вид рабочего поста для технического обслуживания и Ремонта автомобилен.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Необходимость в осмотровых канавах определяется тем, что значительную часть работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля приходится выполнять снизу, что вызывает определенные неудобства, снижает производительность труда и может привести к ухудшению качества выполняемых работ. Различают осмотровые канавы узкого и широкого типов. Узкие подразделяются на межколейные (рис. 2,а) и боковые (рис. 2,6).
Рис. 2. Осмотровые канавы:
узкие: а — межколейная, б — боковая; широкие: в — сочетание межколейной и боковой, г — межколейная с наружными ребордами; д — канава с гидравлическим подъемником
Рис. 3. Типы гидравлических подъемников:
а — одноплунжерный, 6 — двухплунжерный, а — с перемещаемым цилиндром
Широкие осмотровые канавы могут быть как сочетание межколейных и боковых (рис. 2, в) или как межколейные с наружными ребордами (рис. 2,г). Широкие осмотровые канавы имеют ряд преимуществ: в них обеспечивается лучшая освещенность и вентиляция, лучший доступ к нижним и боковым частям автомобиля. Для удобства технического обслуживания автомобиля и облегчения труда на осмотровых канавах часто устанавливают подъемно-транспортные приспособления с гидравлическими или пневматическими подъемниками (рис, 2, д).
Рис. 4. Электромеханический четырехстоечный подъемник:
а — общий вид, б — схема устройства
К недостаткам осмотровых канав следует отнести стесненные условия работы снизу автомобиля, невозможность вывешивания передних и задних колес без дополнительных приспособлений, неудобство работы сбоку автомобиля, так как рабочему приходится низко наклоняться, что быстро утомляет.
Часто посты для технического обслуживания и ремонта автомобилей оборудуются подъемниками. Наиболее распространенными типами подъемников, применяемыми в автотранспортных предприятиях, являются гидравлические и пневмогидравлические, а также электромеханические подъемники.
Рис. 5. Гаражный гидравлический домкрат
Гидравлические и пневмогидравлические подъемники в зависимости от их грузоподъемности изготовляются одноплунжерными (рис. 3, а) и двухплунжерными. В некоторых конструкциях двухплунжерных гидравлических подъемников предусмотрена возможность изменить расстояние между плунжерами, что позволяет использовать их для подъема автомобилей с различной базой. Это осуществляется благодаря перемещению одного из цилиндров с плунжером (рис. 3,в). Подъем автомобиля на гидравлическом подъемнике происходит за счет давления, создаваемого под плунжером маслом, нагнетаемым при помощи насоса в цилиндр гидроподъемника.
Аналогично работает и пневмогидравлический подъемник, с той лишь разницей, что давление масла, действующего на плунжер, создается сжатым воздухом, который подается компрессором в емкость, заполненную этим маслом.
Электромеханический четырехстоечный подъемник (рис. 4, а) грузоподъемностью 7 Т работает следующим образом. Автомобиль устанавливается на платформу 5 (рис. 4,6), которая подвешена на четырех грузовых винтах при помощи гаек. Каждый из винтов приводится во вращение электродвигателем через червячный редуктор 2. Для вывешивания колес автомобиля служит тележка с домкратом.
Рис. 6. Консольный передвижной гидравлический кран
Преимущество подъемников по сравнению с осмотровыми канавами заключается в том, что работы снизу автомобиля производятся с уровня пола, что создает лучшие условия для рабочего. Автомобиль поднимается на высоту 1,2—1,5 м, что обеспечивает хороший доступ к его нижним частям.
При техническом обслуживании автомобилей на площадках, не оборудованных специальными осмотровыми устройствами, для вывешивания передней или задней части автомобиля используются разнообразные подъемные устройства. На рис. 5 изображен гидравлический подъемник (домкрат), используемый для этих целей с высотой подъема до 400 мм. Подъем автомобиля производится стрелой, соединенной с рамой. На конце стрелы укреплена опорная чашка 6, имеющая выступы, препятствующие сползанию автомобиля. Подъем стрелы осуществляется под давлением масла, нагнетаемого в цилиндр при качании рычага за рукоятку. Рукоятка служит для управления перепускным клапаном. Рукоятка фиксирует рычаг в нужном положении.
Рис. 7. Гаечные ключи:
а — открытые двусторонние, б — накидные (закрытые) двусторонние, в — торцовые
Агрегаты, требующие ремонта, снимаются с автомобиля и направляются в соответствующие цехи. Для снятия агрегатов с автомобиля и транспортировки их используются разнообразные подъемно-транспортные механизмы. На рис. 6 изображен консольный передвижной гидравлический кран. На раме жестко укреплена стойка и гидравлический цилиндр. К стойке шарнирно крепится стрела крана. В средней части стрела шарнир-но соединена со штоком поршня гидравлического цилиндра. Гидравлический насос с ручным приводом расположен на раме.
Подъем груза весом до одной тонны производится основной стрелой. При подъеме более легких грузов вылет стрелы может быть увеличен при помощи удлинителя, который фиксируется в четырех положениях.
Для выполнения разборочно-сборочных работ и крепежных работ на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей используются комплекты различных ключей и съемников.
Рис. 8. Большой комплект инструментов для слесаря-авторемонтника
Гаечные открытые двусторонние ключи (рис. 7, а) для сборочно-разборочных и крепежных работ выпускаются трех наборов. Первый набор содержит девять ключей, второй — шесть ключей и третий — четыре ключа. Каждый набор ключей вкладывается в дерматиновый чехол.
Рис. 9. Ключи, применяемые при разборке (сборке) автомобилей:
а — торцовый с Г-образной рукояткой, б — торцовый с Т-образной рукояткой, в — коловоротный, г — крестообразный, К атегория: — Техническое обслуживание автомобилей
Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;