- Система утилизации тепла автомобильного двигателя
- Что даёт утилизация тепла мотора автомобиля?
- Тестирование абсорбционной установки на аммиаке
- Тестирование на дизельном двигателе автомобиля
- Изучение условий стороны охлаждения
- Конструкция экспериментального аппарата и методика
- Таблица: Геометрические детали конденсатора, испарителя, абсорбера
- Таблица: Геометрические детали генератора
- Таблица: Спецификация автомобильного мотора «Toyota 3RZ»
- Как заправить кондиционер, использующий хладагент марки фреон R22?
- Джамп стартер автомобиля: ТОП-9 лучших приборов автомобильного рынка 2019
- Беспроводный сканер OBD-II Bluetooth: как использовать для диагностики?
- КРАТКИЙ БРИФИНГ
- Использование энергии выхлопных газов
- Превращение тепла выхлопных газов в электрический ток
Система утилизации тепла автомобильного двигателя
Главная страница » Система утилизации тепла автомобильного двигателя
Утилизация отработанной энергии в настоящее время рассматривается популярным способом энергосбережения по очевидным преимуществам снижения затрат. Так, к примеру, повторное использование тепла двигателя автомобиля видится актуальной задачей в связи с увеличением числа транспортных средств. Поэтому исследования, направленные на использование выхлопных газов двигателя автомобиля в качестве источника энергии, стабильно набирают ход. В частности, ведутся исследования абсорбционной холодильной системы, использующей раствор жидкости в качестве хладагента. Рассмотрим тему — система утилизации тепла автомобильного двигателя, дабы открыть возможности модернизации мотора обычному владельцу ТС, а не только исследовательским группам.
Что даёт утилизация тепла мотора автомобиля?
Можно сделать определённые выводы, если внимательно рассмотреть влияние абсорбционной холодильной системы на производительность автомобильного мотора и на выбросы выхлопных газов. Производительность двигателя регулируется путём изменения положения дроссельной заслонки на 25%, 50%, 75%, вплоть до состояния максимального открытия.
Испытания экспериментальной системы утилизации показали, что через 3 часа допустимо получить температуру внутри холодильника до +4°C. При этом охлаждающая способность системы увеличивается с увеличением процента открытия дроссельной заслонки.
Эксперимент с целью получения рабочих результатов автомобильной системы утилизации тепла показал значимые цифры, необходимые для настройки установки
Вместе с тем, установка системы охлаждения на автомобиле приводит к выбросам выхлопных газов, которые имеют более высокую углеводородную ценность, но меньшее содержание монооксида углерода (СО).
Учёные экспериментировали с управлением потоком выхлопных газов, используемым в качестве источника энергии для абсорбционной холодильной системы с раствором аммиака (NH3) в качестве рабочей жидкости.
Тестирование абсорбционной установки на аммиаке
Тесты показали, что холодильник имел более высокую производительность при более высокой подаче тепла. Также исследовалась абсорбционная холодильная система с раствором NH3 в качестве рабочей жидкости.
Тепло поступало на абсорбционный холодильник от двух разных источников:
- От обычного устройства обогрева.
- От выхлопной системы двигателя автомобиля.
Если выхлопной системе двигателя автомобиля потребовалось всего 40 секунд, чтобы привести абсорбционную машину в устойчивое состояние, устройству обычного нагрева потребовалось 3 минуты.
Испытательный процесс показал существенную разницу по времени в плане активации абсорбционной машины с помощью использования тепла выхлопных газов
Оба источника тепла способны привести к снижению температуры внутри испарителя до + 3°C через 2 часа для двигателя автомобиля и через 7 часов для обычного нагревателя, соответственно. Самая низкая температура, при которой аммиак испарялся, достигала значения 140°C.
Также исследовалась работа диффузионно-абсорбционного чиллера, мощностью 5 кВт. Устанавливались разные температуры генератора, температуры охлаждаемой воды на входе чиллера и температуры охлажденной воды на выходе.
Наиболее низкая температура генератора для поддержания работы системы составляла 90°C, при температуре на выходе охлаждённой воды 18°C. При таких условиях машина показала результат — 3,6 кВт производительности по холоду.
Максимум производительности по холоду и КПД испытательного устройства составляли 4,52 кВт и 0,45, соответственно. Отсюда вытекает вывод: испытательный блок вполне допустимо использовать совместно с устройством охлаждения без необходимости применения электроснабжения.
Тестирование на дизельном двигателе автомобиля
Экспериментально использовался также выхлоп дизельного двигателя для подачи энергии в диффузионную абсорбционную холодильную систему. Эксперимент показал: спустя три с половиной часа, температура внутри холодильника достигает значений 10-14,5°С.
Несколько проведённых тестовых операций на дизельном моторе также показали, что утилизация тепла — это эффективный процесс для использования на транспортном средстве
Температурная разница зависит от регулировки крутящего момента двигателя до значений 15, 30, 45 Нм, а скорость потока выхлопных газов контролируется на уровне 0,07–0,09 кг/с. Максимальный КПД отмечался значением 0,10, когда крутящий момент приближался к параметру 30 Нм после 3 ч работы.
Изучение условий стороны охлаждения
Несмотря на достаточно большой объём информации по использованию выхлопных газов для абсорбционной холодильной системы, задачи для дальнейших исследований остаются актуальными.
В упомянутых выше исследованиях и экспериментах использовались готовые абсорбционные холодильники. Большинство исследований сопровождаются установкой экспериментальных условий только на стороне отработанных газов. Эффекты соответствующих параметров стороны охлаждения отмечены пока что сравнительно малым вниманием.
Применительно к данному случаю, абсорбционная холодильная система разработана и сформирована из отдельных компонентов. В результате экспериментальные условия стороны охлаждения вполне могут быть установлены. Исследовано влияние различных соответствующих параметров, как со стороны охлаждения, так и со стороны выхлопных газов на охлаждающую нагрузку и КПД системы.
Конструкция экспериментального аппарата и методика
Для экспериментов рассматривается абсорбционная холодильная система с одним эффектом, где используется рабочий раствор бромид лития с водой, а в качестве источника нагрева — выхлопные газы двигателя автомобиля. Генератор представляет собой спирально-трубчатый теплообменник, в то время как конденсатор, испаритель и абсорбер представлены змеевиковыми теплообменниками с кожухом.
Примерно таким выглядит основной элемент, благодаря которому действует утилизация тепла двигателя автомобиля — спирально-трубчатый теплообменник
Результаты показывают, что система может работать с частотой вращения автомобильного двигателя 1200–1400 об/мин. Нагрузка охлаждения и коэффициент полезного действия (КПД) увеличиваются с увеличением частоты вращения мотора автомобиля. Наивысший КПД — 0,275, достигается при частоте вращения автомобильного двигателя — 1400 об/мин.
- процент открытия клапана на выходе сепаратора — 72,7% ,
- процент открытия клапана на выходе конденсатора — 4,55%,
- температура воды на выходе конденсатора — 25ºC,
- скорости потока рабочей жидкости (LiBr + вода) — 0,7 л / мин.
Пониженная температура хладагента на выходе из конденсатора помогает увеличить как охлаждающую нагрузку, так и КПД установки. Увеличение скорости потока раствора (LiBr + вода) помогает увеличить охлаждающую нагрузку, но приводит к снижению КПД.
Эксперименты проводятся при оборотах двигателя автомобиля: 1000, 1200, 1400, 1600 об/мин, соответственно. Проценты открытия расширительного клапана:
на выходе сепаратора и:
на выходе конденсатора. Температура хладагента на выходе из конденсатора °C:
при скорости потока рабочего раствора (LiBr + вода) 0,35 и 0,7 л/мин, соответственно.
Принципиальная схема абсорбционной системы приведена на картинке ниже.
Схема установки: 1 – мотор автомобиля; 2 – генератор; 3 – сепаратор; 4 – клапан расширения; 5 – измеритель потока; 6 – насос; 7 – абсорбер: 8 – испаритель; 9 — конденсатор
Основные компоненты системы:
- конденсатор,
- испаритель,
- абсорбер,
- генератор,
- двигатель автомобиля.
Экспериментальная схема предполагает, в частности, использование двигателя автомобиля «Toyota 3RZ-FE». Под этот мотор производились системные расчёты. Однако фактически мотор допускается использовать от любого автомобиля. Физические характеристики конденсатора, испарителя, абсорбера, а также генератора, приведены в таблицах ниже.
Таблица: Геометрические детали конденсатора, испарителя, абсорбера
Деталь | Параметр | Значение |
Число трубных витков | 16 | |
Диаметр труб | 9,5 | мм |
Диаметр кожуха | 103 | мм |
Высота кожуха | 252 | мм |
Материал кожуха | Сталь | |
Материал трубок | медь |
Таблица: Геометрические детали генератора
Деталь | Параметр | Значение |
Число трубок | 1 | |
Число витков трубы | 17 | |
Диаметр трубки выхода | 19,1 | мм |
Диаметр трубки входа | 16,1 | мм |
Высота ребра трубки | 9,97 | мм |
Толщина ребра трубки | 0,45 | мм |
Материал трубы | Сталь | |
Материал рёбер | Алюминий | |
Общая область | 8,58 | м 2 |
Область с рёбрами | 7,89 | м 2 |
Область без рёбер | 0,68 | м 2 |
Таблица: Спецификация автомобильного мотора «Toyota 3RZ»
Деталь | Параметр |
Модель мотора | Toyota 3RZ |
Ход поршня | 95 мм |
Диаметр цилиндра | 95 мм |
Степень компрессии | 9,5 |
Смещение | 2693 сс |
Мощность | 112 кВт при 4800 об/мин |
Крутящий момент | 240 Нм при 4000 об/мин |
Тип топлива | Бензин |
Вес | 173 кг |
При помощи информации: Elsevier
Как заправить кондиционер, использующий хладагент марки фреон R22?
Джамп стартер автомобиля: ТОП-9 лучших приборов автомобильного рынка 2019
Беспроводный сканер OBD-II Bluetooth: как использовать для диагностики?
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
Использование энергии выхлопных газов
Все привыкли к тому, что выхлопные газы вредны для окружающей среды. Во первых они подогревают температуру воздуха, во вторых происходит выброс вредных веществ. Но, если копнуть глубже, окажется, что в выхлопных газах содержится большое количество энергии.
Для начала можно использовать турбину, которая будет приводиться в действие с помощью выхлопных газов. Но даже после совершение полезной работы выхлопные газы остаются достаточно нагретыми.
За идею качественного использования выхлопных газов давно взялась компания БМВ, которая постоянно готовит нам новые и замечательные сюрпризы в автомобильном мире.
В качестве достойного примера было принято использовать выхлопные газы для нагрева воды, далее вода превратится в пар. А пар будет использоваться в качестве привода для паровой машины, задача которой, подкручивать коленчатый вал двигателя автомобиля.
В качестве альтернативы такому способу появилась новая идея, которая была основана на превращении тепла от выхлопных газов в электрический ток.
Превращение тепла выхлопных газов в электрический ток
Для осуществления конвертации теплоты в ток было предложено установить термоэлектрический элемент. Это позволило бы сократить потребление электроэнергии от главного источника питания штатного генератора. Такая постановка задачи позволит значительно сэкономить ресурс движения автомобиля.
«Для конвертации 1 кВт*ч электроэнергии приходится сжечь на 6 кВт*ч бензина».
Итак, термоэлектрогенератор устанавливается на выхлопной трубе.
Принцип действия термоэлектрогенератора основан на основе «теллурида виснута», что обозначает конвертацию разницы температур охлаждающей жидкости и отработавших газов в электрический ток. Размеры данного устройства составляют 10 на 30 см и позволяет выдавать порядка 600 Вт дополнительной мощности.
Проблема , которая стала перед нами, заключается в том, что преобразование происходит при движение автомобиля со скоростью свыше 120 км/час. Аргументируется это малой температурой выхлопных газов. Но при хорошем разгоне по трассе свыше 120 км/час, можно получить дополнительно около 1 КВт, что для БМВ не проблема.