Инструменты для разборки машины
Разборка и сборка погрузочно-разгрузочных машин при выполнении ремонта связаны со значительным объемом работ по демонтажу и монтажу резьбовых разъемных соединений. Элементы резьбовых соединений (болты, гайки, шпильки и др.) легко подвергаются повреждениям, поэтому при разборке и сборке машин необходимо применять инструмент и приспособления, соответствующие своему назначению.
Обычно при разборке и сборке машин широкое распространение получили разнообразные ключи и отвертки. В практике ремонта машин используют боковые односторонние и двусторонние, накладные, торцовые, многогранные и разводные гаечные ключи. Перечисленные ключи относятся к категории универсальных, т. е. позволяющих производить сборку и разборку многих соединений. Кроме того, применяются специальные ключи для гаек со шлице- выми пазами (рис. 61, а) и круглых гаек с отверстиями на торце (рис. 61, б).
Наиболее целесообразно взамен универсальных гаечных ключей использовать механизированный инструмент с пневматическим, электрическим или гидравлическим приводом. Из механизированного инструмента наиболее широкое распространение получили гайковерты.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Устройство пневматического гайковерта показано на рис. 62. Рабочим органом гайковерта является ключ, который размещается в стакане. Ключ надевают на гайку и при подаче воздуха к ротору приводят его во вращение. Передача вращающего момента от ротора к ключу осуществляется через пару конических шестерен. Подвод сжатого воздуха к гайковерту выполняется с помощью ниппеля, откуда он поступает через клапан, срабатываемый под действием включателя, к ротору пневмо- двигателя. Направление вращения ключа изменяется в зависимости от подачи воздуха в канал а или б. При поступлении воздуха в канал а ротор вращается по часовой стрелке, а при поступлении в канал б — против часовой стрелки. Направление подачи воздуха изменяется с помощью крана.
Рис. 61. Ключи для специальных гаек:
а — шлидевых; б — с отверстиями
Реверсивный электрический гайковерт ударного действия показан на рис. 63.
Рис. 62. Гайковерт
Рис. 63. Электрический гайковерт
Рис. 64. Эксцентриковый ключ
а, б — каналы для подвода воздуха; 1 — ключ; 2 — стакан; 3 — кулачковая муфта; 4 — корпус; 5 — торцовая муфта; 6,7 — конические шестерни; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — набивка; 11 — корпус рукоятки; 12 — клапан; 13 — ниппель; 14 — включатель; 15 — кран
Рис. 65. Универсальный съемник
Полумуфта соединяется со шпинделем при помощи шариков и с помощью пружины удерживается в правом крайнем положении, обеспечивая нахождение кулачков полумуфт в постоянном зацеплении. При вращении гайки настраивают гайковерт на определенный вращающий момент. Если вращающий момент превышает установленное значение, то полумуфта разъединится и шпиндель остановится. Ведущая полумуфта, совершая вращательное движение, будет ударять своими кулачками по кулачкам ведомой полумуфты, обеспечивая возвратно-поступательное движение вдоль шпинделя и периодически его включая, тем самым создавая рабочему инструменту дополнительный вращающий момент. Гаечные ключи закрепляют в шестигранном отверстии патрона и фиксируют шариковым замком.
Удаляют обломанные шпильки и гайки с поврежденными гранями эксцентриковыми ключами (рис. 64). Ключ надевают на гайку или шпильку и поворотом захватывают роликом, эксцентрично насаженным на оси головки. После надевания и поворота рукоятки ключа выступающая часть крепежа начинает вращаться вместе с головкой ключа. Для облегчения разборки резьбовых соединений их смачивают керосином.
Шпоночные, шлицевые, конусные соединения, а также соединения на гладких цилиндрических валах с натягом демонтируют при помощи съемников. Обычно съемники применяются для снятия подшипников качения, шестерен, шкивов и пр. В зависимости от назначения съемники подразделяют на универсальные и специальные. Универсальные съемники используют при разборке нескольких аналогичных соединений, а специальные — только одного соединения, для которого они предназначены. Принципиального различия эти два вида съемников не имеют, однако габаритные размеры их в одних случаях соответствуют многим демонтируемым узлам, а в остальных случаях — только одному узлу.
Рис. 66. Предельный ключ
Универсальный трехлапчатый съемник для демонтажа круглых деталей диаметром от 100 до 300 мм представлен на рис. 65. Основным элементом съемника, воспринимающим нагрузку, является силовой винт, приводимый во вращение рукояткой. При вращении рукоятки винт входит во втулку с наружными правой и левой резьбами. Наличие резьб позволяет поворотом рукоятки сближать или разводить упорные гайки , с которыми через тяги соединены лапы. Меняя по высоте положение гаек, можно отрегулировать съемник на требуемый размер снимаемой детали.
Для контроля усилия затяжки резьбовых соединений при сборке машин применяются предельные (рис. 66) и тарированные ключи. В корпусе предельного гаечного ключа размещено устройство, позволяющее ограничивать вращающий момент. Торцовый ключ вставляется в отверстие звездочки, связанной с корпусом рукоятки. Звездочка зацепляется с шариками, прижимаемыми пружиной через сухари. Усилие пружины, соответствующее заданному вращающему моменту, регулируется гайкой. Винт служит для крепления сменного ключа. Ключ срабатывает при повышении вращающего момента до значения, при котором усилие пружины становится меньшим нажатия звездочки на шарики.
Для разборки и сборки машин используют разнообразные ключи (боковые одно- и двусторонние, накладные, торцовые, многогранные и разводные гаечные). Перечисленные ключи являются универсальными, т. е. позволяющими выполнять сборку и разборку многих соединений. Кроме того, применяют специальные ключи для гаек со шлицевыми пазами и круглых гаек с отверстиями на торце. Вместо универсальных гаечных ключей целесообразно использовать механизированный инструмент с пневматическим, электрическим или гидравлическим приводом. Наиболее часто применяют гайковерты с пневматическим или электрическим приводом. По характеру крутящего момента гайковерты могут быть статическими или ударного действия. У статических гайковертов крутящий момент двигателя повышают с помощью шестеренчатых редукторов, а у гайковертов ударного действия — посредством специальных ударных механизмов.
Устройство пневматического гайковерта ИП-3203 показано на рис. 34. Рабочим органом гайковерта является ключ, который размещается в стакане. Ключ надевают на гайку и при подаче воздуха к ротору приводят его во вращение. Крутящий момент передается от ротора к ключу через пару конических шестерен. Сжатый воздух подводится к гайковерту с помощью ниппеля, откуда он поступает через клапан, срабатываемого под действием включателя, к ротору пневмодвигателя. Направление вращения ключа изменяется в зависимости от подачи воздуха в канал. При поступлении воздуха в канал а ротор вращается по часовой стрелке, а при поступлении в канал — против часовой стрелки. Направление подачи воздуха изменяется с помощью крана.
Рис. 34. Пневматический гайковерт:
а, б — каналы для подвода воздуха; 1 — ключ; 2 — стакан; 3 — кулачковая муфта; 4 — корпус; 5 — торцовая муфта; 6, 7 — конические шестерни; 8 — статор; 9 — ротор; 10— набивка; 11 — корпус рукоятки; 12— клапан; 13 — ниппель; 14 — включатель; 15 — кран
Реверсивный электрический гайковерт ударного действия показан на рис. 35. От двигателя, размещенного вблизи скобообразной ручки, вращение передается через зубчатый венец к шестерням. От шестерни крутящий момент с помощью шестерни передается к ведущей полумуфте, которая свободно посажена на шпинделе. Ведомая полумуфта соединена со шпинделем при помощи шариков и с помощью пружины удерживается в правом крайнем положении, обеспечивая нахождение кулачков полумуфт в постоянном зацеплении. При вращении гайки настраивают гайковерт на определенный крутящий момент. Если крутящий момент превышает установленное значение, то полумуфта рассоединится и шпиндель остановится. Ведущая полумуфта, совершая вращательное движение, будет ударять своими кулачками по кулачкам ведомой полумуфты, обеспечивая возвратно-поступательное движение вдоль шпинделя и периодически его включая, тем самым создавая рабочему инструменту дополнительный крутящий момент. Гаечные ключи закрепляют в шестигранном отверстии патрона и фиксируют шариковым замком.
Шпоночные, шлицевые, конусные соединения, а также соединения на гладких цилиндрических валах с натягом демонтируют при помощи съемников. Обычно съемники используют для снятия подшипников качения, шестерен, шкивов и др. В зависимости от назначения съемники подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальный трехлапчатый съемник для демонтажа круглых деталей диаметром от 100 до 300 мм показан на рис. 37. Основной элемент съемника, воспринимающий нагрузку, — это силовой винт, приводимый во вращение рукояткой. При вращении рукоятки винт входит во втулку с наружными правой и левой резьбами.
Рис. 35. Реверсивный электрический гайковерт
Рис. 36. Эксцентриковый ключ
Рис. 37. Универсальный трехлапча-тый съемник
Рис. 38. Предельный ключ:
1 — корпус: 2 — звездочка; 3 — шарики; 4 — сухари; 5 — пружина; 6 — гайка; 7 — винг; 8 — торцовый ключ
Наличие резьб позволяет поворотом рукоятки сближать или разводить упорные гайки, с которыми через тяги соединены лапы. Меняя по высоте положение гаек, можно отрегулировать съемник на требуемый размер снимаемой детали.
Кроме винтовых съемников, при демонтаже крупных узлов используют гидравлические. В таких съемниках нагрузка на снимаемую деталь передается через шток силового гидравлического цилиндра.
Для контроля усилия затяжки резьбовых соединений при сборке машин применяют предельные (рис. 38) и тарированные ключи. В корпусе предельного гаечного ключа размещено устройство, позволяющее ограничивать крутящий момент. Торцовый ключ вставляют в отверстие звездочки, связанной с корпусом рукоятки. Звездочка зацепляется с шариками, прижимаемыми пружиной через сухари. Усилие пружины, соответствующее заданному крутящему моменту, регулируется гайкой. Винт служит для крепления сменного ключа. Ключ срабатывает при повышении крутящего момента до значения, при котором усилие пружины становится меньшим нажатия звездочки на шарики.
Разборка автомобиля. Оборудование, приспособления и инструменты
Для разборки автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали требуются: подъемное и транспортное оборудование, стенды, пресс, съемники, набор простых и специализированных инструментов.
Подъемное оборудование подвесного и наземного типа включает тали, стационарные и передвижные краны и домкраты. Это оборудование предназначается для подъема части или всего автомобиля, а также для снятия и установки отдельных агрегатов.
Рис. Таль:
1 — каретка передвижения; 2 — двутавровая балка.
Таль с кареткой передвижения грузоподъемностью от 0,5 до 5 г предназначена для подъема агрегатов и перемещетугя их по подвесной двутавровой балке на определенное расстояние. Подъем груза и перемещение тали по балке осуществляется вручную.
Передвижной подъемный кран грузоподъемностью до 1 т устанавливают на тележке, дающей возможность перемешать поднятый груз к месту установки (на раму, тележку, стенд, козлы).
Рис. Подъемно-передвижной кран на козлах.
Подъемно-передвижной кран на козлах позволяет обслужить любой агрегат автомобиля. Кран устанавливают так, чтобы автомобиль находился между боковыми фермами вплотную к одной из них. Это позволяет откатить снятый агрегат по балке крана в сторону для установки его на стенд или тележку, а также с тележки и стенда на раму автомобиля.
Рис. Рычажный подъемник с механическим приводом:
1 — лапа; 2 — подъемный винт; 3 — хобот; 4 — корпус; 5 — коробка подъемного механизма; 6 — рычаг; 7 — головка рычага; 8 — храповое колесо.
При помощи рычажного подъемника с механическим приводом можно поднять переднюю или заднюю ось автомобиля на высоту 0,5—0,7 м над уровнем пола.
Груз поднимается хоботом при помощи подъемного механизма. Внизу хобота помещена гайка с винтом; при вращении винта рычагом вправо гайка приобретает поступательное движение и поднимает хобот. Для опускания груза винт вращают влево.
Транспортное оборудование предназначено для внутрицеховой перевозки агрегатов и включает ручную тачку, ручные колесные и специальные тележки.
Рис. Тележка для перевозки агрегатов:
1 — продольный уголок рамы; 2 — поперечный уголок рамы; 3 — деревянная обшивка; 4 — винты с гайками крепления обшивки рамы; 5 — колесо; 6 — кронштейн оси; 7 — опорный каток тележки; 8 — ось опорного катка.
Тележка для транспортировки агрегатов, узлов и деталей показана на рисунке. Тележка — двухколесная с опорными катками, установленными впереди и сзади. Грузоподъемность — 0,5 г. На рисунке показана специальная тележка для перевозки двигателей.
Рис. Тележка для перевозки двигателей.
Рис. Универсальная тележка для перевозки задних мостов.
Универсальная тележка служит для перевозки задних мостов и подкатки их под раму. Передняя стойка тележки имеет винтовую нарезку, позволяющую при сборке автомобиля поднимать карданный вал на нужную высоту.
Рис. Упрощенные передвижные стенды.
Стенды служат для установки на них агрегатов при разборке и сборке. Стенды бывают передвижные упрощенного типа и стационарные, универсальные для двигателя, коробки передач, заднего и переднего мостов и руля.
Рис. Стационарный стенд для заднего моста.
Рис. Гидравлический пресс:
1 — подъемная пружина; 2 — винт шпинделя; 3 — поршень; 4 — манжета поршня; 5 — цилиндр; манометр; 7 — спускной вентиль; 8 — рукоятка; 9 — бачок для запаса масла; 10 — рукоятка лебедки; 11 — подъемный стол пресса; 12 — маховик; 13 — шпиндель.
Прессы при разборке и сборке автомобиля необходимы для запрессовки и выпрессовки втулок, гильз, подшипников, шестерен и правки валов. При пользовании гидравлическим прессом его подъемный стол устанавливают так, чтобы деталь свободно подходила под шпиндель. Стол перемещают путем вращения рукоятки лебедки. Стол закрепляют в нужном положении на станине шпильками. Опускание шпинделя до детали достигается вращением маховика. После упора шпинделя в деталь путем качания рычага масло нагнетают ручным насосом в цилиндр пресса из бачка по трубопроводу, и шпиндель опускается.
Давление контролируют манометром. По окончании прессовки открывают вентиль, и поршень со всеми монтированными на нем деталями поднимается вверх автоматически при помощи пружин. При этом масло из цилиндра перепускается обратно в бачок. Мелкие прессовые работы (выпрессовка втулок, пальцев и т. д.) могут также выполняться на ручном, верстачном реечном прессе.
Рис. Реечный пресс, устанавливаемый на верстаке.
Съемники служат для снятия узлов подшипников, шестерен и других деталей. Применение съемников облегчает и ускоряет разборку и обеспечивает полную сохранность снимаемых и сопряженных деталей. На рисунке показаны универсальные и специальные съемники. Универсальными съемниками снимают детали, различные по размерам н конструкции, а специальными съемниками — только определенные детали.
Инструмент, применяемый для разборочно-сборочных работ, очень разнообразен по конструкции в связи с различными размерами и расположением мест болтовых и других соединений. Поэтому набор инструмента должен включать: двусторонние гаечные ключи, торцевые, четырех- и шестигранные головки различных размеров с рукоятками к ним, воротки, коловороты, шарнирные головки ключей, шплинтодер, отвертки и выколотки.