- Требования по технике безопасности при заправке газовым топливом
- Инструкция при заправке автомобиля газом
- Как правильно заправить автомобиль газом?
- Что такое мультиклапан или отсекатель?
- Как заправлять газовые баллоны правильно?
- Как заправлять газовые баллоны? Меры безопасности
- В процессе заполнения баллона пропан-бутаном на АЗС строго воспрещается:
Требования по технике безопасности при заправке газовым топливом
Водитель должен заправлять ГБА только тем газом, который предназначен для данного ГБО – СПГ или СНГ – на специально предусмотренных для газобаллонных автомобилей заправочных станциях, отвечающих соответствующим требованиям.
Заправлять газобаллонные автомобили СПГ разрешается только на стационарных автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) или от передвижных газозаправщиков (ПАГЗ) в соответствии с «Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования автомобильных газонаполнительных компрессорных станций».
Заправлять газобаллонные автомобили СНГ разрешается только на стационарных автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС) или от передвижных газозаправщиков.
При заправке ГБА категорически запрещается:
· курить и пользоваться открытым огнем;
· производить какой-либо ремонт автомобиля или газобаллонного оборудования, подтягивать гайки или соединения трубопроводов, вентилей, редукторов и других узлов, находящихся под давлением, переключать двигатель с одного вида топлива на другой;
· стучать металлическими предметами по аппаратуре;
· выполнять заправку путем переливания или перекачки газов из одного баллона в другой.
Заправку газобаллонных автомобилей осуществляет непосредственно оператор-наполнитель или водитель ГБА под наблюдением оператора-наполнителя.
Въезд ГБА в заправочный бокс должен производиться по разрешению оператора-наполнителя или по указанию соответствующей световой сигнализации.
На территории заправочной станции водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения. При этом скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Расстояние между заправляемым и ожидающим своей очереди ГБА должно быть не менее 15 м.
Заправка производится при отсутствии в ГБА пассажиров.
Перед началом заправки водитель должен:
· включить стояночный ручной тормоз;
· вынуть ключ из замка зажигания;
· надеть защитные рукавицы или перчатки;
· открыть капот, багажник и люк моторного отсека;
· снять защитный колпачок с заправочного устройства.
Заправка СПГ. Перед въездом на территорию заправочной станции водитель должен предъявить дежурному оператору-наполнителю удостоверение на право вождения газобаллонного автомобиля и паспорт на баллоны.
Перед началом заправки водитель под наблюдением оператора-наполнителя обязан:
· отключить бортовую электрическую сеть (массу);
· проверить положение запорной арматуры и давление газа по манометру на газозаправочной колонке. При этом вентили подачи газа и дроссель должны быть открыты, «вентиль на свечу» закрыт и давление газа равно нулю;
· подсоединить шланг газозаправочной колонки к наполнительному вентилю газобаллонной установки автомобиля;
· открыть наполнительный и баллонные вентили газобаллонной установки автомобиля и закрыть магистральный вентиль;
· подать оператору сигнал о готовности автомобиля к заправке нажатием соответствующей кнопки на заправочной колонке и покинуть территорию заправочного бокса;
· произвести заправку до давления 19.6МПа;
· по окончании заправки, после сброса давления в шланге «на свечу», отсоединить его от автомобиля,
Затем водитель должен убедиться на слух в герметичности ГБО и правильности работы контрольно-измерительной аппаратуры и включить бортовую электрическую сеть (массу).
Оператор-наполнитель, получив сигнал о готовности автомобиля к заправке, должен произвести заправку баллонов автомобиля газом путем соответствующих переключений ключей управления (при дистанционном режиме) или нажатием кнопки на пульте управления (при автоматическом режиме работы газозаправочных колонок).
При случайной разгерметизации наполнительного шланга следует немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа из баллонов автомобиля.
В случае аварийной ситуации независимо от режима заправки необходимо нажать кнопку «Авария» на газораздаточной колонке (такая же кнопка имеется и на пульте управления в операторской).
Категорически запрещается наполнять газом баллоны, срок очередного переосвидетельствования которых истек, или баллоны, не имеющие соответствующего клейма.
Во избежание попадания воздуха в баллоны необходимо оставлять в них остаток газа с избыточным давлением не менее 0.5 МПа.
Баллоны, имеющие давление ниже указанного, подлежат дегазированию.
Запрещается: наполнять баллоны газом при обнаружении негерметичности в газопроводах, соединениях или газовой аппаратуре; производить заправку баллонов газом при открытом магистральном вентиле; отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением.
При ручном способе заправки автомобиля оператор-наполнитель после подсоединения заправочного шланга и открытия наполнительного и баллонных вентилей (магистральный вентиль закрыт) обязан дополнительно:
· проверить остаточное давление газав газобаллонной установке автомобиля;
· открыть вентиль на газозаправочной колонке и произвести заправку баллонов автомобиля газом до давления 19.6 МПа;
· закрыть вентиль подачи газа на газозаправочной колонке;
· открыть вентиль «на свечу»;
· убедиться по манометру, установленному на заправочной колонке, что давление газа в шланге равно нулю;
· закрыть вентиль «на свечу»;
· оператор-наполнитель ставит в известность водителя об окончании заправки и количестве заправленного газа.
Заправка СНГ. Перед заправкой водитель должен предъявить дежурному оператору-наполнителю паспорт или талон на баллоны.
Перед началом заправки водитель под наблюдением оператора-наполнителя обязан:
· проверить максимальное давление на колонке, которое не должно превышать 1.6 МПа;
· проверить положение запорной арматуры;
· подсоединить шланг с заправочной струбциной газозаправочной колонки к наполнительному или заправочному устройству;
· открыть наполнительный вентиль на баллоне ГБА;
· произвести заправку баллонов автомобиля газом путем открытия вентиля на заправочном шланге;
· не должен стоять во время наполнения баллонов около наполнительного шланга;
· при случайной разгерметизации соединения заправочно-наполнительного шланга немедленно перекрыть наполнительный вентиль, чтобы воспрепятствовать выходу газа;
· во время заправки на баллонах старого образца необходимо контролировать уровень заправки через контрольный вентиль;
· по окончании заправки после срабатывания клапана отсекателя или поступления газа в контрольном вентиле закрыть вентиль струбцины на шланге и заправочный или наполнительный вентиль на баллоне;
· отсоединить шланг с заправочной струбциной, применяямерыпредосторожности при выходе остатков газа.
По окончании заправки СПГ и СНГ водитель газобаллонного автомобиля должен:
· убедиться,что баллоны заполнены;
· произвести расчет за отпущенный газ;
· навернуть пробку на наполнительный вентиль или надеть защитный колпачок на заправочный узел;
· медленно открыть расходный или магистральный вентиль;
· убедиться на слух в герметичности газовой аппаратуры и в правильности работы контрольно-измерительных приборов;
· запустить двигатель и выехать с территории заправки. Если после окончания заправки двигатель при пуске дает перебои («хлопки»), то его следует немедленно заглушить, а затемотбуксировать на 15 м от газонаполнительной колонки.
Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 7886 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Инструкция при заправке автомобиля газом
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Газобалонный автомобиль, подлежащий заправке, должен быть снабжен штатными огнетушителями, кошмой.
1.2. Газовое оборудование автомобиля должно быть исправно и не иметь утечек, баллоны надежно закреплены и иметь клеймо завода-изготовителя.
1.3. Манометр газобаллонной установки должен соответствовать требованиям раздела 5-3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Шкала манометра должна быть развернута таким образом, чтобы ее можно было видеть со стороны газозаправочной колонки.
1.4. Суммарный обьем баллонов должен быть написан на специальной табличке или частях автомобиля цифрами высотой не менее 50 мм и толщиной не менее 8 мм на расстоянии от заправочного штуцера не более 300 мм.
1.5. Вместимость баллонов (общая) с точностью до 0,5м3, заверенная подписью руководителя и печатью организации, которой принадлежит автомобиль, должна быть отражена во вкладыше к талону технического паспорта автомобиля.
1.6. К управлению газобаллоным автомобилем допускаются водители не моложе 18 лет, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение.
1.7. У водителя должны находиться и предъявляться при каждой заправке следующие документы:
1.7.1. Вкладыш к талону технического паспорта, в котором должны быть обязательно отражены следующие сведения:
1) заводские номера баллонов;
2) вместимость баллонов (общая);
3) дата очередного освидетельствования.
1.7.2. Путевой лист с отметкой ОТК об исправности материальной части автомобиля.
1.7.3. Удостоверение о прохождении проверки знаний по ПТЭ и ТБ при работе на газобаллоном автомобиле.
1.8. При заправке автомобиля сжатым газом необходимо учитывать возможность воздействия на водителей опасных и вредных производственных факторов:
— взрыво- и пожароопасность;
— наличие сосудов, работающих под давлением;
1.9. Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС водитель обязан проверить:
1) наличие остаточного давления в баллонах по манометру. При нулевом показании шкалы манометра — на слух кратковременным открытием заправочного вентиля;
2) наличие документов перечисленных в п.1.7.
1.10. Запрещается въезд автотранспорта на заправку при наличии утечек газа, неисправной газовой аппаратуре и наличии механических повреждений на баллонах или креплении баллонов, при неисправностях заправочных вентилей, отсутствии защитных колпачков заправочных вентилей, а также при отсутствии какого-либо из документов, перечисленных в п. 1.7.
1.11. Запрещается въезд на АГНКС автотранспорта с пассажирами.
1.12. Запрещается ремонт автотранспорта и его газового оборудования на территории АГЗС.
1.13. Скорость движения автотранспорта на территории АГЗС не должна превышать 5,0 км/ч.
1.14. Запрещается перевод двигателя автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГЗС.
2. ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЕЙ
2.1. Въезд автотранспорта на заправку производится по разрешению наполнителя, либо по зеленому сигналу на колонке, разрешающему въезд.
2.2. После остановки автотранспорта у газозаправочной колонки водитель обязан выключить двигатель, включить стояночный тормоз, отключить бортовую электрическую сеть (массу), снять заглушку с заправочного штуцера и подойти к наполнителю.
2.3. Перед заправкой автотранспорта газом наполнитель обязан проверить:
1) наличие документов, перечисленных в п.1.7. настоящей инструкции;
2) наличие штатных огнетушителей;
3) выполнение требований п.2.2. настоящей инструкции;
4) наличие (по манометру на заправочной колонке) остаточного давления в ГБУ.
2.4. При положительных результатах проверки автомобиля в соответствии п.2.3 по указанию и под наблюдением наполнителя водитель обязан:
2.4.1. Подсоединить шланг к автомобилю.
2.4.2. Закрыть свечу на колонке.
2.4.3. Открыть заправочный и перекрыть магистральный вентили на автомобиле.
2.4.4. Следить за заправкой автомобиля по показаниям манометра на колонке.
2.5. Во время заправки водитель обязан находится около газораздаточной колонки в зоне видимости наполнителя.
2.6. Находиться водителю между автомашиной и панелью заправочного бокса при заправке КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
2.7. Операции по открытию и перекрытию линии заправки газа производятся наполнителем:
2.7.1. В автоматическом и дистанционном режимах с пульта операторной в соответствии с технологическим регламентом по заправке автомобилей.
2.7.2. В ручном режиме перестановкой запорного вентиля на колонке.
2.8. По окончании заправки водитель по указанию наполнителя (световой сигнализации):
2.8.1. Перекрывает заправочный вентиль на автомобиле.
2.8.2. Открывает свечу сброса газа из шланга.
2.8.3. Убедившись в отсутствии давления в линии (по манометру колонки) отсоединяет шланг на автомобиле.
2.9. После заправки газом с разрешения наполнителя или по разрешающему зеленому сигналу на колонке, вторично убедившись в отсоединении шланга, автомобиль удаляется с территории АГЗС.
3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
3.1. При появлении утечки газа из газобаллоной установки в процессе заправки, заправка немедленно прекращается, и автомобиль удаляется с территории АГЗС.
3.2. При появлении утечек из оборудования колонки, заправка прекращается, и колонка выводится в ремонт.
3.3. При разрыве трубопроводов и шлангов, а также пожаре и других аварийных ситуациях персонал АГЗС и водители действуют в соответствии с планом ликвидации аварий.
Как правильно заправить автомобиль газом?
Что такое мультиклапан или отсекатель?
Заправка авто газом будет безопасной только в том случае, если настройки мультиклапана правильны и позволяют ему выполнять все перечисленные функции! Установку приспособления также следует доверять специалистам. Заправка ГБО до полного состояния при отсутствии 15-20% свободного от газа пространства способна привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому мультиклапан должен быть грамотно подобранным к баллону и находящимся в исправном состоянии.
Как заправлять газовые баллоны правильно?
Первая заправка, после установки ГБО, как и последующие процедуры пополнения емкости сжиженным топливом, должна выполняться по такому принципу:
1. Автомобиль подъезжает к колонке, и мотор глушится. ГБО осматривается с целью исключения неисправностей.
2. Присоединяется переходник для заправки ГБО на авто, если таковой необходим, и пистолет вставляется в заправочное отверстие.
3. После включения подачи начинается заправка сжиженной пропан-бутановой смесью. Испарения от нагревающейся смеси займут 15-20% объема баллона, и это пространство всегда должно быть свободным после заправки. Поэтому трясти автомобиль, чтобы попытаться вместить в баллон больше газа, запрещается: переполненный бак может взорваться во время движения.
4. Подача топлива останавливается, когда бак заполняется на 4/5.
5. Пистолет вынимается из ВЗУ, и переходник для заправки газа на авто убирается, если он был установлен.
Заправка машины газом будет быстрой и безопасной, если в точности следовать этой инструкции.
Как заправлять газовые баллоны? Меры безопасности
Заправка ГБО в домашних условиях бытовым газом имеет ряд плюсов, среди которых удобство — для заполнения баллона не приходится ехать на АЗС — и выгода (стоимость газа на заправках сегодня достаточно высока, а закачка природного газа позволяет сэкономить на топливе). Однако пытаться самостоятельно закачивать пропан-бутановую смесь не рекомендуется: это грубое нарушение техники безопасности.
Но и недостатки у домашней заправки есть:
• придется искать и покупать компрессор;
• метановых АЗС пока немного: не исключено, что заправлять баллон этим топливом придется только дома;
• самостоятельная заправка ГБО возможна при среднем давлении в магистрали, составляющем от 3 до 11 атм.
В процессе заполнения баллона пропан-бутаном на АЗС строго воспрещается:
• пользоваться спичками, зажигалками, а также курить;
• пытаться ремонтировать автомобиль;
• переключаться с бензина на газ или обратно;
• постукивать металлическими предметами по ГБО.
Перед переключением с бензина на газовое топливо рекомендуется прогревать мотор, потому что газовый редуктор для начала работы должен нагреться от него хотя бы до 40*С.
Использовать исправный переходник для заправки ГБО, заказать установку такого оборудования в автомобиль сертифицированным мастерам, своевременно проводить проверку работы мультиклапана, не пытаться закачать больше топлива, чем вмещает баллон, вовремя проходить ТО и соблюдать внимательность, пока газ перекачивается в емкость. Это все, что нужно для безопасного пополнения бака и спокойной езды на сжиженном горючем.