Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка
В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.
Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.
Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 689.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно — методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).
В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.
Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике . В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.
Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».
В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».
Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:
- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
- транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
- заправка транспортных средств.
В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).
Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».
Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта .
В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик» .
Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3 го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик» .
ИНСТРУКЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта Учебная практика
Профессия: 23.01.03 «Автомеханик »
Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич
Тема урока: «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
Инструкционно -технологическая карта № 1
Технические условия и указания
- Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.
Ключ торцовый 13 мм
2.Снять коллектор, прокладки.
3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров
Ключ гаечный 17 мм
4. Снять крышку головки блока
5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла
Ключ торцовый 17 мм
6. Снять ось коромысла в сборе
7. Вынуть штанги толкателей
8. Извлечь толкатели
9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров
Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)
10. Снять головку цилиндров, прокладку головки
11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1
12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен
Ключ гаечный 13 мм
13. Снять крышку
14. Снять масло отражатель
15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала
Ключ торцовый 13 мм
Болты выворачивать через отверстие в шестерне
16. Вынуть вал с шестерней
17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров
18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)
Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)
19. Снять крышки с вкладышами
20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров
Ключи гаечные 17, 19 мм
21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров
22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами
23. Зажать в тисках шатун
24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек
25. Освободить шатун из тисков
26. Зажать в тисках поршень
Использовать в тисках деревянные губки
27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца
Расширители маслосъемного кольца снять в ручную
Инструкционно- технологическая карта № 2
Технические условия и указания
1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров
Вкладыши предварительно смазать моторным маслом
2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек
Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический
Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130
3. Зашплинтовать гайки
Проволока 1,8 мм, пассатижи
4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем
Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.
5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца
6. Установить на поршень поршневые кольца
Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 120 0 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 180 0 , а у радиального и осевого расширителя под углом 90 0 к ним и с направлением в противоположные стороны
7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)
Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом
8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала
Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)
9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек
Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)
Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80
Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)
Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота
11.Установить распределительный вал с шестерней на место
Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам
12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала
Ключ торцовый 13 мм
13.Установить масло отражатель
14.Установить крышку распределительных шестерен на место
15.Завернуть гайки крепления крышки
Ключ гаечный 13 мм
16.Установить прокладки головок цилиндров
Прокладки натереть графитным порошком
17.Установить на место головки цилиндров
18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок
Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90
20.Установить штанги толкателей
21.Установить оси коромысел в сборе
22.Завернуть гайки осей коромысел
Ключ торцовый 17 мм
Инструкционно- технологическая № 3
Технические условия и указания
1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия
Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора
2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания
3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта
Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм
Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм
4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах
Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90 0
5.Установить крышки коромысел
6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел
Ключ гаечный 17 мм
7.Установить прокладки под всасывающий коллектор
8.Установить всасывающий коллектор
9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора
Ключ торцовый 13 мм
Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)
Инструкционно- технологическая карта № 4
Технические условия и указания
1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя
Ключ торцовый 17 мм
3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров
Ключ гаечный 22 мм
4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах
5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах
6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра
7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца
8.Выпрессовать поршневой палец
9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном
Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне
10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца
11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров
Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны
12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров
Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине
13.Установить верхние крышки шатунов
14.Затянуть гайки шатунных болтов
Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы первого приема ( 30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 90 0 . Зазора в стыке шатуна быть недолжно
Инструкционно- технологическая карта № 5
Технические условия и указания
Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.
1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение
Инструкционные карты по устройству автомобилей
УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Инструктивно-технологическая карта на выполнение практической работы № __1__
Для профессии 190631.01 Автомеханик
По предмету МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Устройство КШМ двигателей ЗиЛ, ГаЗ, КамАЗ
Цель занятия: закрепить знания по устройству и взаимодействию деталей КШМ, изучить последовательность их разборки и сборки; научится запрессовывать и выпрессовывать гильзы цилиндров, снимать и устанавливать на место головку цилиндров, поддон картера, заменять прокладки; научится снимать и устанавливать поршневые кольца, очищать от нагара канавки поршня; собирать шатунно-поршневую группу и устанавливать ее в цилиндр; изучить последовательность сборки КШМ.
Приобретаемые ОК и ПК: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.
Норма времени: 4 часа
Учебно-методическое оснащение рабочего места: плакаты,
Основные правила техники безопасности: при работе с гаечными ключами следить, чтобы они полностью одевались на гайку
Литература: А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотракторных средств
В.А. Родичев. Грузовые автомобили
В.В. Селифонов. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей
Преподаватель: Антюшин А.А.
Х о д р а б о т ы
Снять с двигателя головку цилиндров, рассмотреть ее устройство
Снять поддон картера. Отвернуть гайки крышки нижней головки, снять крышку подшипника и вкладыши
Вынуть поршень с шатуном.
Рассмотреть метки на шатуне. Выяснить их назначение.
Выпрессовать с помощью приспособления (Рис. 1) гильзу цилиндров, рассмотреть ее уплотнения
Рассмотреть уплотнение гильзы в блок-картере
Вынуть из поршня стопорные кольца и выпресовать пальцы с помощью приспособления
Снять поршневые кольца, очистить канавки поршня от нагара
Подобрать по цилиндру поршневые кольца
Зазор в замке колец должен быть 0,3-0,7 мм
Зазор по высоте должен быть 0,05-0,09 мм
Проверить зазор между поршнем и цилиндром
Лента-щуп (ширина-10 мм, толщина 0,05 мм, длина 130 мм) должна протягиваться между поршнем и гильзой с усилием 35-55 Н
Проверить зазор между поршневым пальцем и шатуном
Палец в верхней головке шатуна должен двигаться свободно, но не выпадать при наклоне под углом 45º
Собрать поршень с шатуном, запрессовав палец
При запрессовке поршень нужно нагреть до температуры 80-90º С
Установить поршень в сборе с шатуном в цилиндр, используя приспособление. Закрепить их на коленвале
При постановке нижней крышки удостоверится, что метки на крышке и шатуне совпадают
Установить головку цилиндров, затянув гайки крепления с помощью динаметрического ключа
Обратить внимание на последовательность затяжки гаек
Закрепить поддон картера, проверив состояние прокладки
Контрольные вопросы: 1.Каково назначение кривошипно-шатунного механизма?
2.Какие детали относятся к группе подвижных и неподвижных деталей КШМ?
3. Опишите устройство блока цилиндров. Из какого материала их изготавливают?
4.Опишите, как уплотняются концы коленвала?
5. Как удерживается от осевого смещения коленчатый вал?
УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Инструктивно-технологическая карта на выполнение практической работы № __2__
Для профессии 190631.01 Автомеханик
По предмету: МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Техническое обслуживание и ремонт КШМ
Цель занятия : Изучить неисправности КШМ и их внешние признаки, неисправности деталей КШМ; научиться комплектовать поршни, кольца, гильзы, знать правила установки колец
Приобретаемые ОК и ПК: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.
Норма времени: 4 часа
Учебно-методическое оснащение рабочего места: плакаты,
Основные правила техники безопасности: при работе с гаечными ключами следить, чтобы они полностью одевались на гайку
Литература: А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотракторных средств
В.А. Родичев. Грузовые автомобили
В.В. Селифонов. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей
Преподаватель Антюшин А.А
Х о д р а б о т ы
Рассмотреть неисправности и способы ремонта гильз цилиндров
Рассмотреть правила подбора колец и правила их установки
Измерить зазор в замке колец
Рассмотреть неисправности и ремонт шатунов
Рассмотреть неисправности и ремонт коленчатых валов
Контрольные вопросы: 1. Какие неисправности КШМ позволяет определить компрессометр
2.Что такое хонингование гильз цилиндров?
3.Как измерить зазор между цилиндром и поршнем?
4.Назовите правила установки поршневых колец?
5.К чему приведет малый и большой зазор по высоте у поршневых колец?
6.Опишите правила установки коренных и шатунных подшипников?
УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Инструктивно-технологическая карта на выполнение практической работы № __3
Для профессии 190631.01 Автомеханик
По предмету: МДК 01.02 . Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Устройство ГРМ двигателей ЗиЛ, ГаЗ, КамАЗ
Цель занятия: изучить устройство и взаимодействие деталей ГРМ, последовательность их разборки и сборки, каучиться собирать клапанный механизм, устанавливать распределительные зубчатые колеса по меткам.
Приобретаемые ОК и ПК: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.
Норма времени: 4 часа
Учебно-методическое оснащение рабочего места: плакаты, учебники, двигатели ЗМЗ-53, Камаз 740, детали ГРМ
Основные правила техники безопасности: при работе с гаечными ключами следить, чтобы они полностью одевались на гайку. При снятии и установке пружин соблюдать осторожность
Литература: А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотракторных средств
В.А. Родичев. Грузовые автомобили
В.В. Селифонов. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей
Преподаватель Антюшин А.А
Х о д р а б о т ы
Контрольные вопросы: 1.Опишите назначение газораспределительного механизма и его основные детали.
2.Как удерживаются распределительные валы различных двигателей от осевого смещения?
3.Как приводятся в действие распределительные валы различных двигателей?
4.Обьясните с какой скоростью вращается распределительный вал по отношению к коленчатому валу.
5.Какой порядок монтажа и демонтажа клапана?
УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Инструктивно-технологическая карта на выполнение практической работы № __4__
Для профессии 190631.01 Автомеханик
По предмету: МДК 01.02 . Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Техническое обслуживание и ремонт ГРМ
Цель занятия : Научиться проводить обслуживание газораспределительного механизма, регулировку зазоров клапанов, натяжение ремней ГРМ; знать способы ремонта деталей ГРМ
Приобретаемые ОК и ПК: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.
Норма времени: 4 часа
Учебно-методическое оснащение рабочего места: плакаты, двигатели
Основные правила техники безопасности: при работе с гаечными ключами следить, чтобы они полностью одевались на гайку. При снятии и установке пружин соблюдать осторожность
Литература: А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотракторных средств
В.А. Родичев. Грузовые автомобили
В.В. Селифонов. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей
Преподаватель: Антюшин А.А
Х о д р а б о т ы
ЗМЗ, ЗиЛ — 0,25-0,30мм
КАМАЗ – Впускн. кл – 0,25-0,30мм, вып. 0,35-0,40мм
Рассмотреть порядок регулировки тепловых зазоров между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами
Величина зазора для двигателя Ваз:
впускные клапаны – 0,20±0,05 мм
выпускные клапаны – 0,35±0,05 мм
Рассмотреть правила установки зубчатых колес газораспределительного механизма
Рассмотреть порядок проверки и регулировки натяжения ремня привода распределительного вала
Рассмотреть порядок замены ремня привода распределительного вала
Контрольные вопросы: 1. Опишите порядок регулировки тепловых зазоров в клапанах?
2.Какими способами устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ?
3.На какой угол проворачивают коленчатый вал для регулировки следующего цилиндра у 4 х , 6 ти и 8 ми цилиндровых двигателей
УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Инструктивно-технологическая карта на выполнение практической работы № __5__
Для профессии 190631.01 Автомеханик
По предмету Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Система охлаждения
Приобретаемые ОК и ПК: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.
Норма времени: 4 часа
Учебно-методическое оснащение рабочего места: плакаты,
Основные правила техники безопасности: при работе с гаечными ключами следить, чтобы они полностью одевались на гайку
Литература: А.Г. Пузанков. Автомобили: Устройство автотракторных средств
В.А. Родичев. Грузовые автомобили
В.В. Селифонов. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей