Игровые рули драйв тест

Дорожная история. Тестирование игровых рулей

Признайтесь, что, запустив раз в год какой-нибудь новый автосимулятор, многие из нас сдаются без боя и вешают лапки, протянув в оправдание что-то вроде: «Ну-у-у, без хорошего руля играть в это все равно невозможно». А поскольку покупка контроллера по цене неплохого монитора вашим бюджетом не предусмотрена, полноценное знакомство с удивительным миром автоспорта опять откладывается на неопределенный срок. Известно, что хороший руль с обратной отдачей и оптическим резистором (считывающем повороты руля) меньше чем за $300 не купишь, а связываться с более дешевыми моделями — себе дороже. Изменилась ли эта аксиома с появлением на рынке свежих представителей бюджетного сегмента?

Однако, прежде чем сравнивать игровые баранки между собой, давайте вспомним теорию, как устроены игровые рули и на что нужно обратить внимание при покупке, чтобы не попасть впросак.

В яблочко!

Руль на резисторах живет в среднем 800 000 игровых циклов, то есть примерно 250 часов. Таким образом, если вы будете играть по 2 часа в день, ваш руль сломается уже через четыре месяца.

Самый главный параметр любого игрового контроллера, будь то джойстик, геймпад или руль, — это точность позиционирования, то есть то, насколько правильно понимает устройство движения ваших рук и насколько корректную информацию оно передает игровому процессору. Каждый производитель игрового контроллера сложнее кнопки сталкивается с двумя проблемами: нелинейностью сигнала и ступенчатостью его обработки.

Для тех, кто забыл школьный курс математики, напомним: нелинейность — это отсутствие линейной зависимости одного параметра от другого. То есть в линейной системе вы вводите цифру «пять» — и получаете цифру «пять» на выходе, а в нелинейной эта самая пятерка превращается в длинное число со множеством нулей и знаков после запятой. На практике это выглядит так: крутите вы руль, скажем, на три градуса, а система почему-то считает, что вы его отклонили на все 10°, и рассказывает об этом компьютеру, и наоборот. Понятно, что происходит в этот момент на экране — ваша виртуальная машина едет совсем не туда, куда нужно, и вам, как пилоту, приходится действовать наугад.

Нелинейностью страдают абсолютно все игровые контроллеры, в чьи обязанности входит просчет угла отклонения, — и автомобильные рули, и авиационные джойстики, и консольные геймпады. Более того, производители этих устройств об этом знают и даже умеют бороться с проблемой — правда, порой довольно странными способами. Собственно нелинейность бывает всего трех типов — А (когда все на самом деле линейно; редкий вид), B (когда на малых углах отклонения контроллер прибавляет ко входящему сигналу большую цифру, а на больших — маленькую) и C (когда все ровно наоборот). Так вот, для того чтобы «распрямить» кривую B или C, на контроллеры обычно ставят регуляторы чувствительности — механические лапки для резисторов и источники электричества для магнитных датчиков. Идеальной линейности ни те, ни другие не обеспечивают, но какая-то поправка в вычисления все же вносится.

Считаем до 270

Оптические датчики весьма точны, живут долго и ломаются плохо. У них, по сути, есть всего два недостатка: большой размер и шумность.

Вторая проблема точности датчиков — ступенчатость — связана с разрядностью контроллера. Все-таки как ни крути, а какой-нибудь восьмибитный контроллер не может просчитать больше чем 256 шагов. Поэтому любая красивая кривая на графике на самом деле всегда состоит из ступенек — и от того, как много будет этих ступенек, напрямую зависит степень гладкости и непрерывности кривой. Самые «большие» контроллеры, которые используются в игровых манипуляторах сегодня, — 12-битные, это 4096 шагов. Такой разрядности с головой хватает и для рулей, и для джойстиков, но ставят их только в дорогие модели. Бюджетным же достается максимум 10 бит, то есть 1024 шага, — это примерно три шага на 1 градус поворота руля (270°). Не самая высокая точность, с такой разве что в аркадные гонки можно играть.

Некоторые контроллеры пытаются побеждать ступенчатость дополнительными вычислениями — то есть, грубо говоря, добавляют «виртуальные шаги», дробя на мелкие кусочки те единицы, которые у них есть. В принципе, эта система работает (и замечательно эмулирует гидроусиление рулей, например) — но на маленьких градусах часто дает очень серьезные погрешности. С этой проблемой, в свою очередь, борются с помощью другой «деревянной ноги» — введением мертвых зон, то есть участков, на которых отклонение угла джойстика просто не считается. Тот же прием используется для борьбы с ложными сигналами резисторных контроллеров.

На вкус и цвет

В свое время компания Microsoft разрабатывала свой собственный, альтернативный оптический датчик: там к рулю были прикреплены два светящихся маленьких шарика, которые при поворотах летали над плоскостью веб-камеры, и таким образом рассчитывались градусы отклонения. Дальше инженерных образцов разработка не пошла.

Сегодня на рынке, по сути, существует всего три типа рулей: резисторные, оптические и магнитные. Первые, как нетрудно догадаться, основаны на резисторах (они же потенциометры) — пассивных элементах электрических сетей, измеряющих разницу напряжения на разных ее участках. Тут все работает предельно просто: вы крутите руль, руль толкает при движении специальную лапку, которая скользит по специальной резисторной дуге, намазанной электролитом, и изменяет напряжение на ней. Катушка, стоящая в центре дуги, измеряет это самое напряжение и передает результаты на специальную микросхему, где полученные цифры переводят в градусы отклонения. Резистор — устройство простое, дешевое и удобное, поэтому его применяют практически во всех бюджетных решениях. Единственный минус такой системы в том, что, как только электролит высыхает или стирается, измерения катушки начинают сильно врать и играть становится невозможно.

Второй тип датчиков, использующихся в рулях, — оптический. Конструкция эта довольно-таки громоздкая, зато чрезвычайно надежная: производитель просто делает копию рулевого колеса (примерно в полтора меньшую) и пробивает в ней по краю множество дырок — чем больше, тем лучше. Диск этот вертится одновременно с рулевым колесом, и специальный фотоэлемент считает, сколько дырок перед ним прошло, — таким образом и высчитывается количество градусов, на которое вы повернули руль. У такой конструкции есть только один недостаток: она очень шумная. Дело в том, что, в отличие от резистора, у оптического датчика нет никакого точного «центра», начальной точки, от которой можно начать считать дырки. Поэтому каждый раз при запуске руль автоматически калибруется: встроенный мотор сначала поворачивает его до упора в одну сторону, потом в другую, делит насчитанное количество отверстий ровно пополам и таким образом определяет точку отсчета, в которую руль будет возвращаться автоматически после каждого поворота. Весь процесс занимает 1,5-3 минуты и владельцем руля никак не контролируется.

Читайте также:  Ремонт пластиковых подкрылков автомобиля своими руками

На датчике Холла легко можно сделать «вечный геймпад»: если нажатия кнопки будут определяться не механическим резистором, а магнитом, геймпад сможет прожить до 50 лет.

Третий тип датчиков — магнитный. С инженерной точки зрения это самые интересные рули: они еще более долгоживущие, чем оптические, и при правильном расположении датчика способны показывать еще большую точность. Кроме того, если количество градусов, на которое можно провернуть оптический руль, ограничивается количеством отверстий на его диске, то с магнитными датчиками такой проблемы нет — верти сколько хочешь, лишь бы микросхема все правильно считала.

Самые распространенные магнитные рули сделаны на основе датчиков Холла: там два магнита закреплены на специальных лапках, и при повороте рулевого колеса они сближаются или удаляются друг от друга, в то время как катушка меряет напряженность магнитного поля. Эта система работает довольно-таки стабильно, но она не способна просчитывать повороты на малое количество градусов — когда магниты находятся слишком близко друг к другу, магнитное поле искажается. Эту проблему удалось решить изобретателям магниторезисторов — в их рулях принимающий магнит всего один, и вертится он вокруг своей оси вместе с рулем, как оптический диск. При этом, поскольку ось намагничивания проходит не вдоль магнитного диска, а поперек него, разница напряжения магнитного поля отлично просчитывается даже при малых градусах отклонения.

Обратная связь

Force feedback, или, по-русски, обратная связь, — это вещь, без которой представить современный игровой руль уже практически невозможно. Мы обязаны ее появлением оптическим рулям: для того чтобы калибровать руль перед игрой, рулевой диск нужно было вертеть, и для этого в конструкцию встроили дополнительный сервомотор. Позже выяснилось, что этот самый мотор можно использовать и для того, чтобы взаимодействовать с игроком. Руль научился дрожать в наших руках, вырываться, толкаться в ладони… В общем, всячески изображать сложности управления машиной в плохих условиях.

На ощущения от игры это повлияло кардинальным образом. Особенно много счастья force feedback принес любителям симуляторов — игрок теперь своими руками может почувствовать разницу между различными марками автомобилей, поверхностями дороги и погодными условиями. К сожалению, сегодня эту технологию встраивают далеко не во все рули. Уж больно дорого получается: один только модуль обратной связи поднимает стоимость игрового контроллера на пару, а то и на десяток тысяч рублей. Тем не менее, игроки, уже распробовавшие технологию, готовы эти тысячи уплатить — лишь бы любимая игра стала еще интереснее.

Вид из кокпита нужен для того, чтобы почувствовать все преимущества управления рулем. Гонки, не имеющие такого вида, едва ли могут считаться симуляторами.

Одним только хорошим рулем полноты ощущений не обеспечишь. На фото — Fanatec RennSport Racing Cockpit, специальный стенд, имитирующий ускорения и боковые перегрузки. Цена — $1000.

Тяга менять внешний вид и характеристики свежекупленных рулей сравнима с увлечением музыкантов раскрашивать и переделывать свои гитары. Но если раньше это были в основном самостоятельные поделки из куска пластика и эпоксидной смолы, то теперь моддинговые рули, педали и гоночные дисплеи даже выпускаются мелкими сериями (см., например, http://thomas-superwheel.com). Смысл моддинга не только в том, чтобы сделать стандартную «баранку» похожей на руль реального гоночного болида, но и в том, чтобы увеличить ее удобство и информативность. Не секрет, что количества кнопок на многих серийных рулях зачастую не хватает для контроля всех систем автомобиля. А с помощью моддингового руля, представленного на фотографии, можно контролировать скорость, обороты двигателя и даже задавать режимы его работы — прямо как у реального болида «Формулы-1».

Самодельная реплика «формульного» руля Ferrari на основе Thrustmaster F430 авторства Leopoldo.

Итак, перейдем к тестированию. На этот раз мы, как уже говорилось в самом начале, выбрали для тестирования только самые интересные бюджетные рули — Defender Forsage Turbo, славящийся своей обратной связью, беспроводной Genius Wireless Trio Racer и первый в мире руль на магниторезисторах Gametrix Viper. Все рули прогонялись на аркадных гонках и симуляторах и оценивались несколькими людьми. Ну а чтобы наши выводы не показались вам голословными, сразу признаемся: все рули мы сравнивали с эталоном «автоконтроллеров», игровым комплектом Logitech G25.

Logitech G25

Тип датчика: оптический * Подключение: проводное * Функция «Турбо»: есть * Питание: от сети * Программируемые кнопки: 12 + манипулятор D-Pad * Коробка передач: секвентальная * Количество педалей: 3* Force feedback: есть * Угол поворота: 900° *Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании * Совместимость: PC, PS2, PS3 * Цена: 8440 руб.

Самому дорогому рулю в линейке Logitech исполнилось уже четыре года, но несмотря на это, он по-прежнему остается лидером среди массовых моделей: угол поворота на 900 градусов, надежный металлический каркас и крепления, качественная оплетка из натуральной кожи и обратная отдача, по силе сравнимая с рулем классических «Жигулей». G25 поддерживает большинство современных автосимуляторов и аркад (лишь в некоторых, вроде Need for Speed: Undercover, не работают эффекты обратной связи). Единственным минусом по-прежнему является цена (в среднем — около 9000 рублей), но после поступления в продажу следующей модели, Logitech G27, она, возможно, упадет.

Читайте также:  Масло для двухтактных двигателей бензопил stihl

Обратная связь реализована превосходно. Рулю одинаково хорошо удаются и резкие рывки, и экстремальные повороты, и мелкие вибрации на грани чувствительности. Коробка передач сделана из довольно легкого пластика, ручка ходит с довольно большими люфтами — по сравнению с рулем и педальным блоком смотрится все это немного игрушечно. Тем не менее сама коробка работает отлично, а главное — ее можно переключать из прямого режима управления (как в обычных машинах с механической коробкой передач) в последовательный (как в некоторых спорткарах, например, класса Champ Car). Если вы предпочитаете пользоваться подрулевыми шифтерами, то блок передач можно легко отключить, выдернув провод.

Педали — три (в подавляющем большинстве игровых рулевых комплектов их две), все стальные, прикреплены к тяжелому пластиковому основанию с резиновой нескользящей прокладкой на днище (блок не елозит по полу даже при очень агрессивном педалировании). Педаль сцепления, как и в настоящих авто, немного отнесена влево, по ощущениям педалирование очень сильно напоминает реальное вождение автомобиля с механической коробкой передач. Если вы собираетесь учиться вождению в автошколе, то при помощи G25 можно даже приобрести некий базовый навык управления автомобилем. Чувствовать ситуацию на настоящей дороге в играх вы, конечно, не научитесь, но вот сформировать моторный рефлекс «сцепление — переключение передачи — подгазовка» можно. Единственный нюанс — если слишком резко отпустить сцепление и перегазовать, то в играх машину не будет дергать, как в реальности. Приходится ориентироваться только на показатели тахометра.

Чтобы не быть голословными, мы не поленились и на практике проверили все вышесказанное. Взяли сотрудника редакции, никогда не сидевшего за рулем, посадили его в машину с механической коробкой передач, объяснили, что нужно делать, и заставили несколько раз тронуться с места. Результат, разумеется, был плачевный: машина резко дергалась и глохла. После этого испытуемый неделю подряд тренировался с G25 в симуляторах. Затем его снова посадили за руль Ford Fusion: старт прошел куда более гладко, а главное — машина не заглохла во время первого переключения передач.

Logitech G27

Тип датчика: оптический * Подключение: проводное * Функция «Турбо»: есть * Питание: от сети * Программируемые кнопки: 16 + манипулятор D-pad * Коробка передач: секвентальная * Количество педалей: 3 * Force feedback: есть * Угол поворота: 900° *Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании * Совместимость: PC, PS2, PS3 * Цена: $300

Когда вы будете читать эти строки, на прилавках, возможно, уже появится следующая модель рулевого набора от Logitech — G27. Механизм обратной связи стал еще совершеннее: два мотора реалистично моделируют потерю сцепления с дорогой, нагрузки в поворотах и другие эффекты. При этом сам руль не издает никаких страшных звуков. Количество программируемых кнопок увеличилось с 12 до 16, манипулятор D-pad немного изменил форму, став более эргономичным. На самом руле появился LED-индикатор оборотов — специально для тех, кто любит дрифтовать в играх и кому нужно точно рассчитывать крутящий момент.

Рулевое колесо вращается на 900°, оптический датчик работает без задержек сигнала и мертвых зон. Рычаг переключения с шестью скоростями (включая задний ход) умеет имитировать и ручную, и полуавтоматическую коробку передач. Педали газа, тормоза и сцепления сделаны из стали, а кожух педального блока имеет специальные убирающиеся зубчики, благодаря которым он надежно закрепляется на ковре. Руль работает с PlayStation 2, PlayStation 3 и PC (Windows Vista и 7).

Defender Forsage Turbo

Тип датчика: резистор * Подключение: проводное * Функция «Турбо»: нет * Питание: от сети * Коробка передач: стики под рулем, секвентальная * Программируемые кнопки: 14 * Количество педалей: 2 * Force feedback: есть * Угол поворота: 360° * Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании * Совместимость: PC, PS2, PS3 * Цена: 1400 руб.

Главное отличие бюджетных рулей от профессиональных — сила и точность отдачи. Если на дорогих контроллерах моторчики ловят малейшие изменения дорожного полотна, то здесь все ограничивается отработкой основных эффектов вроде поворотов. Но при этом все равно весело, мотор у Forsage Turbo мощный и сопротивляется будь здоров. Плюс Defender наконец научилась делать нормальный возврат руля: он всегда становится точно в центр, что очень хорошо. Кстати, об отдаче: когда она срабатывает, центр колеса начинает светиться синим. Пользы от этого ноль, но выглядит красиво.

В целом руль порадовал множеством программируемых кнопок, количеством поддерживаемых игр и удобной коробкой передач. Огорчает только неудобное крепление (руль, закрепленный на липучках, отлично ездит по столу) и плохое качество обратной связи. К управлению машиной при этом нет никаких претензий: после пары кругов в Colin McRae DiRT на высшем уровне сложности противники хоть и со скрипом, но раз за разом оставались позади.

Genius Wireless Trio Racer

Тип датчика: резистор * Подключение: беспроводное * Количество осей: 3 * Функция «Турбо»: нет * Питание: от сети * Программируемые кнопки: 4 * Количество педалей: 2 * Force feedback: есть * Угол поворота: 270° * Крепление: 4 липучки на основании * Совместимость: PC, PS2, PS3 * Цена: 1800 руб.

На сегодняшний день это единственный по-настоящему беспроводной руль. Проводов нет совсем: ничего не соединяет ни педали с рулем, ни руль с компьютером или приставкой (для этого используется специальный Bluetooth-модуль). Даже питаться руль может тремя обычными батарейками AA. Правда, в этом случае никакой обратной связи вы не получите — функция force feedback включается только тогда, когда руль подключен к электрической сети.

В аркадных гонках Trio Racer показал себя просто отлично: тонкое управление, ненавязчивые эффекты отдачи, упругое колесо. А вот с симуляторами он совсем не справился: кнопок сразу стало резко не хватать (все-таки четыре штуки — это не так уж и много), эффекты обратной связи работали вразнобой и часто не успевали за происходящим на экране.

Gametrix Viper

Тип датчика: магниторезистор * Подключение: USB 2.0, COM * Функция «Турбо»: нет * Питание: USB * Программируемые кнопки: 13 * Количество педалей: 2 * Force feedback: есть (вибрация) * Угол поворота: 270° * Крепление: 2 струбцины на основании * Совместимость: PC * Цена: 2600 руб.

Этот руль, хотя и не относится к дорогим, несет на борту интересное ноу-хау: магнитный потенциометр МаРС вместо стандартной оптики или резисторов. По заявлению производителя, это обеспечивает невиданную доселе точность позиционирования — один из двух главных параметров любого руля. К сожалению, второго главного параметра — обратной связи — наш тестовый инженерный образец был лишен, поэтому субъективные ощущения от управления были заведомо испорчены. Из нескольких тестовых игр руль смогла правильно опознать только GTR Evolution, так что над драйверами еще работать и работать. Зато рулить можно сколь угодно агрессивно, ведь магнитный потенциометр практически вечен — скорее сломается сам механизм руля, чем он. В остальном руль стандартен для своего ценового сегмента — угол поворота на 270 градусов, две педали и отсутствие нормального рычага переключения скоростей. Для переключения между режимом аркады (1 ось) и симулятора (2 оси) используется специальный рычаг на боку устройства. В комплекте с рулем идет блок с рычагом переключения скоростей и ручным тормозом.

Читайте также:  Сертификация судового двигателя после ремонта

Обычно выбор руля происходит под конкретную игру, но бывает и обратная ситуация — руль есть, а играть пока не во что. Здесь мы перечислили шестерку самых свежих и распространенных PC-автосимуляторов, которые с радостью распознают любой подключенный руль и наградят вас всеми благами обратной связи и реалистичной физики.

iRacing

Самый амбициозный и дорогой симулятор на сегодняшний день, iRacing не терпит новичков. Вид — только из кабины, коробка — механическая, а офлайновый режим с ботами вообще отсутствует. iRacing можно купить только на официальном сайте www.iracing.com, причем месячная подписка будет стоить $20, а дополнительные машины и трассы поставляются только за отдельную плату. Зачем это нужно, если есть масса куда более дешевых симуляторов с бесплатными модами к ним? Ответ прост: тем, кому важнее всего качество. Каждая машина и трасса в iRacing сделана не на глазок, а перенесена в игру при помощи лазерных сканеров. На серверах симулятора нет привычного беспорядка — там проводятся официальные чемпионаты с денежными призами, действует строгая система штрафов и тренируются профессионалы из реального мира. Словом, почти настоящий автоспорт.

rFactor

Независимый проект разработчиков популярной F1 Challenge 99-02, сделанный целиком и полностью для нужд симуляторного сообщества. В начале своей карьеры, осенью 2005 года, rFactor отпугивал страшненькими нелицензионными машинами и общей бюджетностью, но за четыре года комьюнити и разработчики сделали из него прекрасного лебедя. Полные сезоны «Формулы-1», смоделированные лучше, чем в любой коммерческой игре, десятки трасс, некоторые из которых не уступают работам той же SimBin, и масса других интересных модов, еще находящихся в разработке, — именно этим уникален rFactor. Впрочем, сами разработчики игры уже почти не поддерживают первую версию и переключились на создание второй части. Там ожидается лучшая графика, больше лицензионного контента и возможность конвертации модов из первой части. А большего никому и не надо.

GTR Evolution

Вершина эволюции SimBin’овских симуляторов. Игра, выросшая из Race 07: The WTCC Game и включающая, помимо всего контента предшественницы (а это, напомним, два сезона кузовного чемпионата WTCC), около двух десятков новых автомобилей класса GT (Aston Martin DBR9, Corvette C6, BMW Z4, Audi R8 GT3 и т.д.) и легендарный 22-километровый «Нюрбургринг». GTR Evolution целиком посвящена гонкам на этой самой сложной в мире трассе, и поклонники автоспорта обязательно должны иметь игру в своей коллекции. Если же отстраниться от новых машин и трасс, то перед нами останется все та же Race 07, достоинства и недостатки которой мы разбирали еще два года назад. Среди первых по-прежнему неплохая физическая модель и звук, а из недостатков главным является устаревшая графика.

GTR 2: FIA GT Racing Game

Мы не зря включили в наш список эту, далеко не самую новую, игру. Хотя GTR 2: FIA GT Racing Game вышла еще в 2006-м, она и по сей день популярнее других игр SimBin. Все они основаны на одном и том же движке и выглядят почти одинаково, но GTR 2 гораздо больше ориентирована на симуляторную публику, чем ее потомки. Контролировать мощные суперкары здесь гораздо сложнее и интереснее, чем в GTR Evolution, и многих такой челлендж только привлекает. Во-вторых, официальная лицензия чемпионата FIA GT с настоящими Porsche и Ferrari тоже кое-что значит. Ну и последнее — модов для этой игры просто не сосчитать. Новые машины и трассы выпускают до сих пор, так что если вы ищете максимально серьезный симулятор из тех, что можно купить в магазине (iRacing этой возможностью не располагает), то GTR 2 — ваш выбор.

Life for Speed

Life for Speed, в отличие от продуктов SimBin, — целиком независимый проект, не обремененный никакими автоспортивными лицензиями. Это и есть главный аргумент у противников LFS, тогда как сторонники напирают на уникальность местной физики и идеально отточенный онлайновый мультиплеер. Правы на самом деле и те и другие: физика в симуляторе не похожа ни на что другое, так как не просчитывает никаких данных заранее — все вычисления ведутся в реальном времени. Расплачиваться за это приходится просроченной лет на шесть-семь графикой и абсолютно нереалистичными машинами, звучащими как электронные швейные машинки. Даже добавление двух лицензированных «Формул» BMW не сильно изменило ситуацию — новые версии выходят очень редко и зачастую просто не успевают за прогрессом конкурентов.

netKar Pro

Кто до недавнего времени был еще в худшем положении, так это NetKar Pro. Симулятор, изначально являвшийся разработкой всего лишь одного человека, сменив команду, похоже, попал в правильные руки. Новая версия выходит совсем скоро, будет включать первые лицензированные машины (Fiat Abarth 500 и Osella PA-21) и новые трассы. Сильная сторона симулятора — это сотрудничество разработчиков с производителями автоспортивного «железа» (Brembo, Sparco, Beta Tools) и командой «Формулы-3» Target Racing, чьи наработки они и используют при создании игры. Поэтому NetCar Pro подчеркнуто серьезен — чтобы включить двигатель, нужно нажать специальный тумблер в кокпите, да и графика тоже сугубо функциональна, без излишеств.

Оцените статью
Во что погонять?