- Хомут глушителя: надежный монтаж автомобильных выхлопных систем
- Что такое хомут глушителя?
- Типы, конструкция и характеристики хомутов глушителя
- Соединительные хомуты
- Монтажные хомуты
- Универсальные хомуты
- Конструктивные особенности и характеристики хомутов глушителей
- Вопросы выбора и замены хомута глушителя
- V-band хомуты для выхлопов
Хомут глушителя: надежный монтаж автомобильных выхлопных систем
Каждое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания оборудуется системой выпуска отработавших газов. Одним из основных монтажных изделий этой системы является хомут глушителя — все о хомутах, их типах, конструкции и применяемости, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.
Что такое хомут глушителя?
Хомут глушителя — компонент системы выпуска отработавших газов транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания; кольцо, пластина или деталь иной конструкции для соединения деталей выхлопной системы к кронштейнам или друг с другом.
Хомуты, несмотря на свою простую конструкцию и незаметность, решают несколько важных задач в выхлопной системе автомобиля:
- Хомуты для стяжки отдельных деталей системы — обеспечивают надежность и герметичность разъемных соединений, не требуя применения сварки и иных способов монтажа;
- Обеспечение надежности крепления всех компонентов друг с другом и с несущими элементами кузова/рамы автомобиля;
- Предотвращение вибраций и чрезмерных по амплитуде колебаний деталей системы выпуска отработавших газов во время движения автомобиля и на различных режимах работы силового агрегата.
Зачастую поломка хомута глушителя становится настоящей головной болью для автовладельца (это повышает вибрации, выхлопные трубы становятся источником шумов и дребезга, и даже появляется вероятность потери глушителя), поэтому данную деталь следует как можно скорее заменить. Но прежде, чем покупать новый хомут, следует разобраться в особенностях, конструкции и применяемости этих компонентов.
Типы, конструкция и характеристики хомутов глушителя
Используемые в транспортных средствах хомуты глушителей делятся на три группы по назначению (применяемости):
- Хомуты для соединения (стяжки) отдельных компонентов выхлопной системы — труб, резонаторов, нейтрализаторов, пламегасителей и других;
- Хомуты для монтажа деталей выхлопной системы на несущие элементы рамы или кузова автомобиля;
- Хомуты, используемые одновременно для стяжки деталей и их монтажа на несущие элементы.
Хомуты различного назначения отличаются конструкцией, применяемостью и характеристиками.
Соединительные хомуты
Данные хомуты обеспечивают герметичность выхлопного тракта, их количество в выпускной системе может быть от одного до трех, они используются в местах, в которых можно отказаться от фланцевых соединений.
Хомуты для соединения деталей выхлопной системы бывают трех основных типов:
- Разъемные двухсекторные (колодочные);
- Разъемные хомуты-стремянки;
- Неразъемные хомуты с разрезной скобой;
- Неразъемные трубчатые.
Двухсекторный разъемный хомут состоит из двух половин, стянутых винтами (болтами), между которыми располагается опорное металлическое кольцо. Кольцо может быть гладким для установки на обычные трубы, и профильным для монтажа на трубы со специальным профилем стыков (в виде раструбов). Данные изделия используются для соединения труб встык, они обеспечивают надежное соединение деталей и одновременно компенсируют некоторые смещения их осей при движении транспортного средства. Наиболее широко используются в отечественных автомобилях.
Разъемный хомут-стремянка состоит из стремянки (U-образной шпильки круглого сечения), на обоих концах которой нарезана резьба для гаек, и надетой на нее фигурной или прямой скобы. Хомуты-стремянки используются для монтажа труб внахлест без необходимости их разъема перед монтажом. Это наиболее простое и в то же время достаточно надежное решение для соединения труб различного диаметра.
Неразъемный хомут с разрезной скобой представляет собой стальную круглую скобу сложного профиля, в разрезе которой располагается поперечный стяжной винт (болт). Скоба для достижения необходимой жесткости может иметь U-образное или коробчатое сечение, поэтому она может раздвигаться в очень небольших пределах. Данные изделия используются для соединения труб внахлест, благодаря кольцевому профилю они обеспечивают высокую надежность монтажа. Наиболее часто хомуты такой конструкции применяются на зарубежных автомобилях.
Трубчатые хомуты выполнены в виде короткой трубы с продольным разрезом (или двух вставленных друг в друга разрезных труб) с двумя разрезными хомутами по краям. Этот тип хомута может использоваться для соединения труб встык и внахлест, обеспечивая высокую надежность и герметичность монтажа.
Монтажные хомуты
Монтажные хомуты используются для подвешивания выхлопного тракта и отдельных его деталей под рамой/кузовом автомобиля. Их количество в системе может быть от одного до трех и более. Данные хомуты глушителя бывают трех основных типов:
- Разрезные скобы различных типов и форм;
- Разъемные двухсекторные;
- Половины разъемных двухсекторных хомутов.
Разрезные скобы — это наиболее универсальные и распространенные хомуты, которые используются для монтажа труб, глушителей и других деталей выхлопной системы на несущие элементы. В простейшем случае хомут выполнен в виде ленточной скобы круглого профиля с проушинами для затяжки с помощью винта (болта). Скобы могут быть узкими и широкими, в последнем случае они имеют продольное ребро жесткости и зажимаются двумя винтами. Зачастую такие скобы выполнены в виде U-образных деталей или деталей круглого профиля с увеличенными по длине проушинами — с их помощью детали выхлопной системы подвешиваются за раму/кузов на некотором расстоянии.
Разъемные двухсекторные хомуты выполнены в виде двух половин в виде лент или полос, каждая из которых имеет по две проушины для монтажа с помощью винтов (болтов). С помощью изделий данного типа можно выполнять монтаж глушителей и труб в труднодоступных местах или там, где сложно устанавливать обычные разрезные скобы.
Половины разъемных двухсекторных хомутов — это нижние половины хомутов предыдущего типа, их верхняя часть выполнена в виде съемного или несъемного кронштейна, установленного на раме/кузове транспортного средства.
Универсальные хомуты
К данной группе изделий относятся хомуты-скобы, которые могут одновременно играть роль монтажного и соединительного хомуты — они обеспечивают герметизацию труб и в то же время удерживают всю конструкцию на раме/кузове автомобиля.
Конструктивные особенности и характеристики хомутов глушителей
Хомуты изготавливаются из сталей различных марок — в основном конструкционных, реже — из легированных (нержавеющей стали), для дополнительной защиты они могут подвергаться цинкованию или никелированию/хромированию (химическому или гальваническому). То же относится и к винтам/болтам, идущим в комплекте с хомутами.
Как правило, хомуты изготавливаются штамповкой из стальных заготовок (лент). Хомуты могут иметь различные размеры, соответствующие стандартному и нестандартному ряду диаметров труб. Монтажные хомуты глушителей, как правило, имею сложную форму (овальную, с выступами), соответствующую сечению глушителя, резонатора или нейтрализатора транспортного средства. Все это следует учитывать при подборе новой детали для автомобиля.
Вопросы выбора и замены хомута глушителя
Хомуты работают в сложных условиях, постоянно подвергаясь значительному нагреву и перепаду температур, воздействию отработавших газов, а также воды, грязи и различных химических соединений (солей с дороги и других). Поэтому со временем даже хомуты из легированных сталей теряют прочность и могут стать причиной утечек выхлопных газов или нарушения целостности выхлопного тракта. При поломке хомут необходимо заменить, также рекомендуется менять эти детали и при замене отдельных деталей или всей выхлопной системы автомобиля.
Выбирать хомут глушителя следует в соответствии с его назначением и диаметром соединяемых труб/глушителей. В идеальном случае нужно использовать хомут того же типа и каталожного номера, что был установлен на автомобиле ранее. Однако во многих случаях допустима замена, которая может улучшить характеристики системы. Например, вполне оправдана замена хомута-стремянки на разрезной неразъемный хомут — он обеспечит лучшую герметичность и повышенную прочность монтажа. С другой стороны, иногда замену выполнить невозможно — например, зачастую нельзя заменить двухсекторных разъемный хомут на какой-либо другой, так как под него может быть подогнана форма торцевых частей соединяемых труб.
При подборе хомутов следует помнить об особенностях их монтажа. Наиболее прост в монтаже хомут-стремянка — его можно устанавливать на уже собранные трубы, так как стремянка отсоединяется от поперечины и затем затягивается гайками. Это в полной мере справедливо и для двухсекторных хомутов. А для установки неразъемных разрезных или трубчатых хомутов трубы сначала придется отсоединить, вставить в хомут и только затем выполнить монтаж. Некоторые сложности могут возникнуть при установке универсальных хомутов, так как в этом случае приходится одновременно удерживать детали соединенными друг с другом и располагать их на нужном расстоянии от рамы/кузова.
Монтируя хомут, следует обеспечить правильность его установки и надежность затяжки винтов — только в этом случае соединение будет прочным, надежным и долговечным.
V-band хомуты для выхлопов
Перед создателями V-Band стояла задача — сделать процесс монтажа простым, быстрым и надёжным. Надо сказать, им это удалось. Система лишена недостатков, которыми грешат традиционные способы соединения. Дело тут вот в чём.
Как правило, в выхлопной системе японских автомобилей используют крепление “bolt-on” через фланец глушителя, в Европе производители чаще выбирают тип “труба-в-трубу”. В большинстве случаев оба соединения выполняются из чёрных металлов. Поэтому с течением времени они ржавеют, закисают, и разъединить трубы или открутить болты можно только болгаркой. К минусам фланцев нужно отнести расходы на замену прокладки при каждом демонтаже и невозможность стыковки, если узел будет даже немного погнут или искривлён. Остроты добавляет и тот факт, что доработка и тюнинг глушителя делается часто на тачках почтенного возраста.
Надёжные хомуты V-Band позволяют забыть о вышеперечисленных проблемах, если остановить на них выбор, когда запланирован тюнинг выхлопа или просто очередной ремонт глушителя. Их преимущества:
- универсальные — применяются для соединения турбин, вестгейтов и любых элементов выхлопных трасс
- быстросъёмные — берегут время, нервы, диски для болгарки и сварочные электроды
- нет прокладок — экономят бюджет при каждом демонтаже
- изменяемый относительно оси вращения угол — можно расположить трубы как удобней или как того требует задумка, это даёт больше простора для приложения рук и фантазии
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что работа с фланцами и хомутами V-Band требует мастерства сварщика. В неопытных руках деталь может потерять первоначальную геометрию и превратиться в металлолом.
На полках AJS представлен весь ассортимент фланцев, хомутов и соединений. У нас вы найдёте как недорогие фланцы и хомуты глушителя V-Band из обычной стали, так и крутые наборы из нержавейки марки 201.
Отдельно стоит упомянуть, что все топовые производители вроде BORGWARNER и GARRETT отдают предпочтение именно V-band при сборке своих турбин и вестгейтов. Это действительно надёжно и удобно.