Ходовая часть пневмоколесных машин

Ходовая часть пневмоколесных машин

Ремонт деталей ходовой части. Основными неисправностями ходовой части являются: износ конусных отверстий поворотных рычагов, посадочных мест подшипников поворотных цапф и ступиц передних колес, трещины в балках передних осей, изгиб и трещины в кронштейнах поворотных кулаков.

Изношенные конусные отверстия поворотных рычагов вос­станавливают пластическим деформированием. Для этого пово­ротные рычаги нагревают до температуры 800—950 °С, осажи­вают под молотом и обрабатывают отверстие до нормального размера.

Изогнутые поворотные рычаги правят по шаблону с пред­варительным нагревом.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Трещины в сварных швах на кронштейнах поворотных кула­ков заваривают, предварительно удалив участок сварного шва с трещиной. Поврежденную резьбу поворотных кулаков протачи­вают, наплавляют, протачивают наплавленную поверхность и нарезают резьбу нормального размера. Продольные трещины балки передней оси заваривают. Изношенные шаровые пальцы рулевых тяг выбраковывают. Изогнутые рулевые тяги правят под прессом.

Специфическая неисправность передней оси колесных тракто­ров — износ сопряжения втулок с осью качания, соединяющей переднюю ось с рамой трактора. Для восстановления сопряже­ния заменяют ось качания и втулки в проушинах передней оси.

Втулки поворотных кулаков с изношенными отверстиями под шкворни заменяют, а в новых развертывают отверстие чер­тежного размера.
Ремонт колес. Дефекты колес: погнутости, трещины и излом дисков, ободьев, ступиц, износ отверстий в ступицах и дисках, посадочных отверстий под подшипники. Для пневматических шин характерны: износ и отслоения протектора и боковин, про­рывы и расслоение нитей каркаса, разрыв проволочного сердеч­ника борта. У камер бывают проколы, прорывы и повреждения в месте крепления вентиля.

Ступицы. Ступицы направляющих и ведущих колес тракто­ров с трещинами и изломами заменяют новыми. При ослаблении посадки болтов отверстия развертывают под болты увеличенного размера. Посадочные места под подшипники и сальник в ступи­цах передних колес тракторов восстанавливают постановкой втулок.

Диски колес тракторов. Диски с изломами и трещи­нами выбраковывают. Допускается не более двух трещин между отверстием под ступицу и несмежными отверстиями под болты. Такие трещины заваривают и шов зачищают. Погнутые диски правят. Ослабленные заклепки срубают, отверстия развертывают и ставят новые заклепки. Трещины в сварных швах дисков зачищают и заваривают.

У изношенных отверстий под шпильки дисков обваривают кромки и фаски. При изломе, захватывающем одно и более смежных шпилечных отверстий, поврежденные места вырезают, не выходя за пределы плоскости диска, по вырезу подгоняют вставку и обваривают. Изломы шириной до 10 мм заваривают без вставки. После заваривания наружную и внутреннюю плос­кости диска обрабатывают заподлицо с неповрежденными участ­ками плоскостей. Растачивают центральное отверстие и снимают фаску на его наружных и внутренних кромках. Сверлят и зен­куют обваренные отверстия под нормальный размер.

Ремонт шин. При ремонте покрышек пневматических шин выполняют следующие основные операции: дефектовку (на год­ные к восстановлению и негодные), сушку покрышек, вырезание поврежденных мест, придание поверхностям шероховатости, промазку (пропитывание) покрышек и заплат клеем, их сушку, укладку и вулканизацию починочных материалов, проверку и отделку отремонтированных участков.

Для покрышек установлено два вида ремонта: местный и восстановительный — наложением нового протектора. Покрышки с проколами и повреждениями покровной резины (не более од­ного сквозного повреждения размером до 100 мм, а также не более одного внутреннего или наружного повреждения каркаса на глубину до двух слоев корда) /Принимают в местный ремонт. Покрышки с изношенным протектором и местными повреждения­ми или без них отправляют на восстановительный ремонт, кото­рый проводится только на специализированных предприятиях.

Покрышки с расслоившимся каркасом, с порванными внутри каркаса или гнилыми нитями корда, пропитанные нефтепродук­тами, с изломом или оголением металлического сердечника борта, с двумя и более сквозными повреждениями каркаса выбраковывают. Покрышки колес тракторов с износом протекто­ра более чем на 80% тоже выбраковывают.

Местный ремонт покрышек может проводиться в любых мастерских, имеющих необходимое оборудование и материалы для ремонта местных повреждений.

Для ремонта покрышек применяют прорезиненные ткани — корд и чефер, починочные сорта резины — протекторную, про- слоечную, камерную и клеевую, манжеты (вырезают из выбракованных покрышек), заплаты (из старых камер и протекторов), резиновый клей и бензин.

Рис. 123. Набор инструмента ЦКБ-6209 для ремонта пневматических шин:
1 — предохранительные очки, 2,3 — бруски, 4 — весы, 5 — молоток, 6 — изогнутое шило, 7 — изогнутые клещи, 8—малая трамбовка, 9—большая трамбовка, 10— тупое шило, 11 — тонкое шило, 12 — щуп, 13 — рулетка, 14 — измерительная линей­ка, 15, 16, 17, 18 — кисти, 19 — щетка, 20 — изогнутый рашпиль, 21 — плоский раш­пиль, 22 — малая просечка, 23 — большая просечка, 24 — изогнутые ножницы, 25 — большие ножницы, 26 — вильчатый нож, 27 — специальный нож, 28 — выдвижной нож, 29 — узкий нож, 30—нож, 31 — большой нож, 32 — рифленый узкий нож, 33 — гладкий узкий нож, 34 — рифленый широкий нож, 35 — гладкий широкий ролик, 36— узкий ролик, 37— широкий ролик

Рис. 124. Способы вырезки по­врежденных участков покрышки:
а — наружного конуса при несквоз ном повреждении покрышки, б — ступенчатой рамки при сквозном повреждении, в—встречных кону­сов при сквозном повреждении; 1 — протектор, 2 — подушечный слой, 3 — каркас

Читайте также:  Замена двигателя альфа ромео 147

Набор инструмента, необходимого для ремонта, показан на рис. 123. При местном ремонте устраняют отдельные повреждения шин (проколы, порезы и т. д.) наложе­нием на поврежденные участки манжет, пластырей и прослоен­ной резины. Способы вырезки поврежденных участков покрышек приведены на рис. 124.

Повреждения начинают заделывать с внутренней стороны покрышки, а заканчивают с наружной. Направление нитей корда наружного слоя манжет и пластырей при наложении должно совпадать с направлением нитей наружного слоя покрышки.

Вулканизацию покрышек со сквозными и наружными повреж­дениями проводят в мульдах.

Камеры ремонтируют при проколах, порезах и разрывах. В зависимости от характера и размера повреждений различают следующие виды ремонта камер: наложение заплат; стыковка по всему поперечному профилю; замена вентилей и резиновых флан­цев для крепления вентилей. При проколах и мелких разрывах (до 30 мм) в качестве починочного материала используют сырую камерную резину, при больших разрывах — годную часть утиль­ных камер. Отремонтированную камеру проверяют на герметич­ность под давлением воздуха 0,15 МПа в ванне с водой.

Перед ремонтом покрышки моют подогретой водой в моечных машинах или в ваннах волосяными жесткими щетками-скребка­ми и сушат в сушильных шкафах или на вешалках над вулкани- зационным оборудованием при температуре 40—60 °С в тече­ние 2 ч. Затем все поврежденные слои резины и нити каркаса вырезают.

По размерам вырезанного участка готовят заплату, тщатель­но обрабатывают место наложения заплаты, затем наносят слой клея, накладывают заплату и устанавливают покрышки в вулка- низаторный аппарат (рис. 125). Температура вулканизации 140—145 °С.

Разборка и сборка колес. В мастерских колеса устанавливают на диски и снимают шины монтажными лопатка­ми или специальными приспособлениями ПИМ-746 (рис. 126). Перед снятием шин вывертывают золотник, спускают из камеры воздух и проталкивают вентиль внутрь покрышки. Используя ломик со стойкой и цепь с крюком, отрывают борта по­крышки от обода.

Отжав оба борта в углубление обода, устанавливают колесо на подставку приспособления и закрепляют. Если нет жестко закрепленной на полу подставки, колесо укладывают выпуклой стороной диска кверху и к диску привертывают специальный упор, на котором крепят рычаг для снятия и установки покры­шек. С обеих сторон вентиля, на расстоянии 10—12 см, монтаж­ными лопатками или приспособлениями борт покрышки перетя­ гивают через обод колеса и, переставляя ломик по цепи, выводят весь внешний борт и вынимают камеру.

Перед установкой камеры обод колеса посыпают тальком. Камеру слегка накачивают воздухом и со стороны, противопо­ложной вентилю, начинают заводить борт покрышки за край обода. Во время заправки борта следят за тем, чтобы камера не защемлялась между бортом и ободом и не захватывалась монтажными лопатками.

Техническое обслуживание ходовой части землеройных машин на пневмоходу

Техническое обслуживание пневмоколесной ходовой части состоит из наружной очистки, контроля состояния элементов, регулировочных операций, крепежных работ и смазывания. Регулировка пневмоколесного хода сводится к поддержанию требуемого давления в пневмошинах, проверке зазоров в подшипниках колес, а также проверке и установке их развала и схождения.

В переднем мосту регулируются конические подшипники ступиц колес, схождение колес и развал колес.

Продолжительные колебания машины при переезде через препятствие свидетельствуют о неисправных амортизаторах.

Скрип рамы при перемещении машины свидетельствует об ослаблении заклепочных соединений, а скрип в рессорах — об изнашивании пальцев, втулок и пружин рессор.

Подвеску регулируют, устраняя замеченные неисправности и подтягивая гайки стремянок.

Управляемые колеса. Ухудшение наката и ускоренное изнашивание протектора шин управляемых колес указывают на нарушение угла сходимости колес; затрудненное управление свидетельствует об изменении углов установки колес, а биение колес на высокой скорости движения машины — о нарушении их балансировки.

Схождение колес регулируют, измеряя длину поперечной рулевой тяги, углы поворота колес устанавливают упорными болтами.

Осевую качку колес устраняют, регулируя подшипники ступиц передних и задних колес.

Колеса и шины. Колеса диагностируют в основном на их дисбаланс, который подразделяют на статический и динамический. В первом случае центр тяжести колеса не совпадает с его осью, во втором — масса колеса распределена неравномерно rio его ширине и дисбаланс проявляется только при его вращении. Дисбаланс может быть установлен как непосредственно на машине, так и на стендах. При статическом дисбалансе это выявляют путем легкого вращения колеса сначала в одну, а затем в другую сторону до полной остановки с отметкой мелом от низших точек. Наиболее «тяжелое место» колеса оказывается между этими точками. В случае динамического дисбаланса применяют более сложные стенды с электронной аппаратурой.

Шины проверяют, измеряя в них давление воздуха с помощью шинных манометров. Пониженное или повышенное давление приводит к преждевременному изнашиванию шин. Давление доводят до паспортного. Протектор и камеры проверяют визуально, а также с помощью акустических приборов, регистрирующих места выхода воздуха из проколов. Так, например, электронные приборы, находящиеся на расстоянии до 2 м, позволяют обнаруживать отверстия диаметром до 0,05 мм, пропускающие воздух. Проходя с большой скоростью через такие небольшие отверстия, выходящий воздух сталкивается с окружающим воздухом и вызывает звуковые колебания, частота которых находится в пределах 36…40 кГц и не воспринимается ухом человека. Прибор преобразует высокочастотные колебания в низкочастотные и усиливает их. Прибор держат на некотором расстоянии от поверхности шины и обследуют ее поверхность. При утечке воздуха в репродукторе прибора появляется шипящий звук, который усиливается по мере приближения преобразователя к источнику звука. В месте прокола или разрыва шипение достигает максимальной силы, что и позволяет с большой точностью установить его место.

Читайте также:  Диск для затирочных машин 900

Металлические предметы, застрявшие в шинах, находят портативными металлоискателями.

Камера в собранной шине должна быть без складок и не защемлена бортами; обод, камеру и покрышки содержат чистыми.При техническом обслуживании ходовой части автомобиля выполняют следующие основные работы.

При ежедневном обслуживании проверяют состояние рамы, рессор, крепление гаек колес, состояние шин, давление в них.

При первом техническом обслуживании, кроме работ, выполняемых при ежедневном обслуживании, проверяют величину люфта подшипников передних колес и при необходимости регулируют их, крепление стремянок, пальцев рессор и хомутиков, амортизаторов и их тяг.

При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, и, кроме того, проверяют, не подтекает ли жидкость из амортизаторов, правильно ли расположены (нет ли перекосов) передний и задний мосты, состояние дисков колес, крепление буксирного крюка, производят отбор шин для ремонта и восстановления (с заменой) и перестановку колес в соответствии со схемой перестановки шин. Проверяют и при необходимости регулируют величину схождения передних колес. В случае повышенного износа шин проверяют величину развала, продольного и поперечного наклона шкворней и углы поворота передних колес, а также шплинтовку и крепление гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф.

Ходовая часть пневмоколесного ходового оборудования

У пневмоколесных кранов ходовая часть представляет собой шасси, в котором движителем служат колеса с пневмошинами. Колеса закреплены на осях: ведущая ось (с приводом) называется мостом.

Одной из характеристик пневмоколесных кранов является колесная формула (например, 4´2), в которой показывают число всех колес (первая цифра) и число приводных колес (вторая цифра). Каждое сдвоенное колесо принимают за одно.

Другие характеристики – проходимость, маневренность, транспортабельность –содержат в себе комплекс таких показателей, как давление на грунт, дорожный просвет, радиусы поворота, габаритные размеры при транспортировке.

Тележку исполняют по двум принципиальным схемам: в виде самостоятельного самоходного и в виде полуприцепного к тягачу, обеспечивающим передвижение крана.

По первой схемой тележка крана грузоподъемностью до 25 т [4] выполняется двухосевой с одной или двумя ведущими осями (рисунок 7.2).

Краны большей грузоподъемности обеспечивают тремя – пятью осями. Опорная рама представляет собой металлическую конструкцию коробчатой формы с деталями для крепления полуосей с колесами и выносными опорами. На раме закреплены защитные крылья, лестница для подъема на поворотную платформу, кабина управления и дышло для буксировки крана.

По второй схеме тележку выполняют с одной – тремя осями (рисунок 7.3). Опорная рама спереди оборудована хоботом, которым она опирается на седельное устройство тягача.

Задняя часть рамы опирается на трехосную тележку с колесами, подвешенную на балансирах. На концах рамы шарнирно закреплены выносные опоры. Они шарнирно соединены с опорной рамой либо со внутренней стороны осей, либо с внешней, либо с обеих сторон. Опоры служат для увеличения опорного контура, а следовательно, и устойчивости, а также для разгрузки осей с колесами в рабочем состоянии. Краны оборудованы четырьмя основными опорами. Для подъема удлиненных стрел и башенно-стрелового оборудования иногда используют одну – две дополнительные опоры. В случае передвижения крана опоры убирают и они вписываются в общий габаритный размер.

Рисунок 7.1 – Ходовое устройство с механизмом передвижения пневмоколесного крана: 1 – опорная рама, 2 – полуось, 3 – втулка, 4 – поворотный кулак, 5 – гидроцилиндр, 6 – картер, 7 – дышло, 8 – тяга, 9, 15 – главные передачи мостов, 10 – стояночные тормоза, 11 – выносные опоры, 12 – электродвигатель; 13 – коробка передач, 14 – карданный вал,

16 – защитное крыло, 17 – лестница

Рисунок 7.3 – Ходовое устройство полуприцепного крана:

1 – выносные сопротивления. 2 – хобот, 3 – опорная рама, 4 – балансир, 5 – торсион,

Выносные опоры.

На пневмоколесных кранах применяют гидравлические управляемые опоры, которые по конструкции разделяются на поворотные, выдвижные и подъемные. Используются также комбинации этих опор. Выносными опорами управляют с пультов, смонтированных на ходовой части крана.

Поворотная выносная опора (рисунок7.4) шарнирно соединена с опорной рамой с помощью оси. На конце флюгера смонтирован силовой цилиндр с винтовым штоком [4]. После вывешивания крана и приведения его в горизонтальное положение, которое проверяют креномером, гидроцилиндр фиксируют гайкой. В зависимости от уклона площадки шток опирается на башмак или подставку, а в случае недостаточной несущей способности грунта – дополнительно на деревянную распределительную подкладку. Инвентарные опорные башмаки можно закреплять на флюгерах.

Рисунок 7.4 – Поворотная выносная опора:

1 – опорная рама, 2 – оси, 3 – балка-флюгер, 4 – гидроцилиндры, 5 – гайка, 6 – шток, 7 – башмак, 8 – подкладка, 9 – подставка, 10 – рукав, 11 – пульт управления

Рабочую жидкость к цилиндрам подают рукавами, управляя этим с пульта. В рабочее и транспортное положение опору возвращают вручную.

Выдвижная выносная опора размещена в передней или в обеих поперечных балках рамы шасси. Выдвижная балка каждой опоры коробчатого сечения заканчивается силовым гидроцилиндром, который в рабочем состоянии опирается на инвентарный башмак. Для выдвижения и втягивания балки служит горизонтальный цилиндр, расположенный внутри нее.

Читайте также:  Схема защиты для коллекторного двигателя

Кран устанавливают на опоры, выдвигая балку до упора и автоматически опуская шток вертикального цилиндра до столкновения с башмаком. Стабилизацию вывешенного крана и избежание проседания штока вертикального цилиндра обеспечивает гидрозамок в поршневой полости.

В транспортном положении крана выдвижную балку опоры закрывают во втянутом состоянии, а башмак закрепляют на раме шасси скобами и пальцем.

Подъемная выносная опора (рисунок 7.5) состоит из балки-кронштейна, шарнирно закрепленной на опорной раме, силового гидроцилиндра и башмака. Рабочая жидкость шлангом поступает в гидроцилиндр от насоса. Кронштейн поднимают и опускают на оси, используя для его фиксации палец 7. В рабочем положении башмак содержится фиксатором 2, а в транспортном – другим фиксатором.

Во время работы крана на выносных опорах с грузами большой массы опорные башмаки не обеспечивают допустимого удельного давления на грунт. В этих случаях применяют клетья из брусьев, размеры опорной площади которых выбирают в зависимости от несущей способности основания и максимальной нагрузки на одну выносную опору.

На кранах КС-5363Б и МКП-25А использованы поворотные опоры, на кранах КС-4361А и МКТТ-63 – подъемные, на кране МКТ-40 – подъемные и поворотные, на кране МКТТ-100 – выдвижные и поворотные.

Рисунок 7.5 – Подъемная выносная опора

1 – башмак, 2 – фиксатор, 3 – гидроцилиндр, 4 – шланг, 5 – ось, 6 – опорная рама, 7 –палец, 8 – балка-кронштейн

Приводы колес.

Ходовое устройство пневмоколесных кранов может быть оборудовано механическим, гидромеханическим, гидравлическим или электрическим приводом колес.

Наиболее распространенным является электрический привод ведущих колес, объединенных в мосты попарно через дифференциалы. Такая конструкция обеспечивает движение крана без проскальзывания. Электрический привод механизмов передвижения может быть в двух исполнениях: один электродвигатель через коробку передач на оба приводные мосты, по одному электродвигателю на каждый приводной мост.

В кране с гидромеханическим приводом движение передается от дизеля через трансмиссию к приводным мостам. В состав механизма передвижения крана с одним приводом на два моста (см. рисунок 7.2) входят электродвигатель, коробка передач, карданные валы главных передач переднего и заднего приводных мостов, стопорные тормоза.

На рисунке 7.6 изображена кинематическая схема этого механизма. От электродвигателя через укороченный карданный вал вращения передается валу коробки передач. На валу закреплена косозубчатая шестерня 7, которая входит в зацепление с шестерней 5. Вместе с ней на конце промежуточного вала размещена малая шестерня 5. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями 11 и 13, которые свободно посажены на распределительный вал коробки передач с использованием шарикоподшипников.

Для включения обоих мостов крана предусмотрена зубчатая муфта 12. Соединение ее с шестерней 11 или 13 обеспечивает одновременное вращение карданных валов 10, а следовательно, и движение крана при условии включения муфты 14. Если эта муфта не включена, то работает лишь один задний мост. Направление движения крана меняют реверсированием электродвигателя. Распределительный вал коробки передач заканчивается фланцами, которые соединяются болтами с карданными валами. Между валами и главными передачами мостов находятся стопорные колодочные тормоза 9. На картерах мостов смонтированы главные передачи 3.

Рисунок 7.6 – Кинематическая схема механизма передвижения пневмоколесного крана:

1 – полуось, 2 – картер с дифференциалом, 3 – главная передача, 4 – электродвигатель,

5, 7, 8, 11, 13 – шестерни, 6 — коробка передач, 9 – тормоз, 10 – карданный вал,

Главная передача (рисунок 7.7) [4] состоит из конической пары косозубчатых шестерен 9 и 12. На одном валу с шестерней 12 посажена цилиндрическая шестерня 13, которая входит в зацепление с шестерней 7, соединенной с шестерней дифференциала 6. Дифференциал, размещенный в чаше, состоит из шестерни 3 и шестерен-сателлитов, которые свободно вращаются на крестовине. Вращение шестерни 7 передается чаше, крестовине и шестерням-сателлитам. Сателлиты, находясь в зацеплении с шестерней 3, закрепленной на шлицах, обусловливают вращение полуосей вместе с колесами моста.

Рисунок 7.7 – Главная передача пневмоколесного крана:

1 – полуось, 2, 8, 11, 14 – подшипники, 3, 6 – шестерни дифференциала, 4 – чаша, 5 – крестовина, 7, 13- ведущая и ведомая цилиндрические шестерни, 9, 12- ведущая и ведомая конические шестерни, 10 – фланец, 15 – стакан, 16 – корпус, 17 – картер

Аналогичная трансмиссия выполнена и на переднем мосту. Дифференциал дает возможность полуосям каждого моста вращаться с разной частотой, что дает возможность крану перемещаться криволинейным путем.

Передний мост крана (см. рисунок 7.2) – ведущий и одновременно управляемый гидроцилиндрами, шарнирно закрепленными на поворотных кулаках и картере. С кулаком шарнирно соединены полуоси. Это дает возможность передавать вращение от дифференциала к колесам, повернутым на разные углы. Особенностью переднего моста является то, что его внешние колеса посажены на бронзовые втулки и могут вращаться независимо от внутренних колес. Такое устройство делает возможным снижение сопротивления движению при условии соединения колес между собой с использованием поводков, закрепленных на фланцах внешних колес.

Колеса заднего моста (рисунок 7.8) [4] оснащены двумя колодочными тормозами 3, которые включаются от пневмоцилиндров через систему рычагов. Эти тормоза используются во время движения крана.

Рисунок 7.8 – Задний мост пневмоколесного крана:

1 – полуось, 2 — втулка, 3, 6 – шкивы колесного и стопорного тормозов, 4 – пневмоцилиндры, 5 – главная передача, 7 – шина

8. СТРЕЛОВЫЕ УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЛЕТА СТРЕЛЫ

Оцените статью