Линейка Prado от Toyota Land Cruiser — история и описание легендарного автомобиля
Land Cruiser Prado сочетает в себе проходимость и комфортабельность. Его технические характеристики и внешний вид привлекают многих автолюбителей мира. Начиная от 70 модели и до Ленд Крузер Прадо 150, автомобиль конструировался с учетом передовых технологий, модных тенденций в дизайне и является по сей день одним из лидеров продаж.
История автомобиля
Восхождение на олимп автомобилестроения Крузер начинает в 1954 году. Один из директоров Toyota Хенжди Умехара предложил это название для японского внедорожника в пику главному конкуренту — Land Rover. Джип быстро набирал популярность, последовали 20, 40 версии, которые выпускались очень долго.
История Прадо начинается с 70 линейки. Компания решила выпустить в 1987 году 2 типа внедорожников: грубый, выносливый, заточенный для езды по бездорожью и более изящный комфортабельный автомобиль Land Cruiser 70 light duty.
Вторая версия положила начало семейству Прадо. До 1990 года в разных странах он продавался под именем «Bundera», «LandCruiser II», а с начала 90-х годов за ним окончательно закрепилось название «Prado». Хронология выпуска последующих поколений внедорожника представлена в таблице.
Серия, поколение | Года выпуска |
---|---|
70, 1 | 1987 — 1993 |
70, 1 рестайлинг | 1993 — 1996 |
90, 2 | 1996 — 1999 |
90, 2 рестайлинг | 1999 — 2002 |
120, 3 | 2002 — 2007 |
120, 3 рестайлинг | 2005 — 2009 |
150, 4 | 2009 — 2013 |
150, 4 первый рестайлинг | 2013 — 2017 |
150, 4 второй рестайлинг | 2017 – по сегодняшний день |
Название «Prado» ассоциируется с праздником, роскошью в переводе с испанского. Также оно намекает на принадлежность к элитарному клубу схожестью с брендом одежды «Prada» и музеем Прада.
Первая 70 линейка
Первоначально 70 версия выпускалась в трехдверном варианте с 1987 по 1990 года. В Японии на нее устанавливались дизельные двигатели. Это был 85-сильный 2L-T объемом 2,4 литра. Внедорожник комплектовался механической коробкой с пятью режимами переключения.
Джип был длиной 4585 мм, имел ширину 1690 мм, а высоту — 1890 мм. Выпускался удлиненный вариант — Wide, имевший следующие габариты: 4680 x 1790 x 2110 мм, клиренс был равен 200 мм. Внутреннее устройство первого Ленд Крузер Прадо не отличалось удобством. Существовали модели, трансформирующиеся в кабриолет.
Внешний облик соответствовал актуальным на тот момент стандартам: круглые фары, округлые крылья и капот. Название «Прадо» еще окончательно не было закреплено за автомобилем, и за рубеж он продавался под разными наименованиями. Некоторые обозреватели ведут начало модели от 1990 года.
В 1990 году джип подвергся кардинальным изменениям. Появился пятидверный вариант. Круглые фары были заменены на прямоугольные, также были переделаны решетка радиатора, крылья и капот. Появилась другая подвеска — передние амортизаторы были «утоплены» в пружинах, мосты и рулевое управление закреплялись иначе, чем в предыдущей версии автомобиля.
Был улучшен салон, он стал комфортабельней. Добавились новые опции в оснащении и оформлении джипа. Впервые в топовых версиях появился кондиционер.
Двигатель был усовершенствован путем внедрения электронного турбирования. Новый 2L-TE имел тот же объем в 2,4 литра, но выдавал 97 лошадиных сил. Кроме 5-ступенчатой «механики», появился «автомат» с четырьмя режимами.
У джипа были две зависимые пружинные подвески: передняя и задняя. Оба моста были неразрезными. Автомобиль имел стальную раму для повышения вездеходных качеств. Безопасность была невысокой и по проведенным современным исследованиям получила оценку 3 из 5 возможных. Автомобиль мог быть 5- или 8-местным.
Рестайлинг 70 версии
В 1993 году были произведены изменения 70 линейки. Заменили мотор 2L-TE. Вместо него установили 1KZ-TE. Он был оснащен алюминиевой головкой, объем его составлял 2982 см3. Трехлитровый двигатель имел повышенную мощность в 130 лошадиных сил. Для улучшения экологических показателей была внедрена усовершенствованная система выпуска вредных газов.
Были несколько изменены внутренняя отделка, тормоза, подвеска. Приборная панель была сконструирована заново. Коробка передач устанавливалась либо 5-ступенчатая механическая, либо 4-ступенчатая автоматическая. Управляемость джипов первых поколений была невысокой, а укороченные образцы часто «срывались» в занос несмотря на полноприводную трансмиссию.
90 серия
После завоевания популярности первым поколением Прадо выделился в самостоятельную линейку автомобилей Land Cruiser. 90 серия стартовала в мае 1996 года в городе Тахара. Для него был изобретен новый кузов, схожий с Hilux Surf или 4Runner. Это был ответ Mirsubishi Pajero, который к тому времени стал теснить на рынке Прадо.
Prado с тремя дверями имела в своем названии букву «T», а с пятью — букву «R». Вторая буква указывает на степень оснащенности автомобиля, индекс «J» присваивается простым моделям, а самым “навороченным” — литера «Z».
Машина увеличилась в размерах. 3-дверная модификация имела размеры 4240 x 1820 x 1880 мм, а 5-дверная — 4690 x 1820 x 1880 мм. Вырос дорожный просвет автомобиля, он стал равен 230 мм. Даже самая простая модель ранга «J» снабжалась полным электропакетом, двумя подушками и ABS.
Существенные изменения произошли в ходовой части автомобиля. Передняя подвеска была переработана и стала независимой, торсионной. Задняя осталась зависимой в виде неразрезного моста. Для увеличения проходимости Прадо оснащался принудительной блокировкой вкупе с пониженными передачами. В топовые автомобили устанавливались регулируемые амортизаторы.
Сначала 90 серия комплектовалась двигателем из предыдущей, 70 серии. Это был трехлитровый дизель 1KZ-TE, имевший 140 л. с. Его поддерживала механическая 5-диапазонная коробка передач или 4-ступенчатая АКПП. В России и Европе этот двигатель имел меньшую мощность — 125 л. с.
С 1997 года на некоторые 3-дверные модели стали устанавливать бензиновые моторы 3RZ-FE объемом 2,7 литра и мощностью в 150 л. с. Также был разработан новый бензиновый двигатель 5VZ-FE объемом 3,4 литра и мощностью в 185 л. с. К ним прилагалась 4-ступенчатая АКПП. Все машины имели полный привод.
Кузов перестал быть угловатым, появился узнаваемый обтекаемый экстерьер. Салон стал больше и удобней. Двери увеличились в размерах. Появилась дополнительная электронная начинка: клинометр, компас. Сиденье водителя было модернизировано для улучшения посадки и обзора. Стали складываться задние сиденья.
В 1999 году был произведен рестайлинг 90 модели. Изменения вначале коснулись внешнего вида. Были установлены новый бампер, решетка радиатора. Улучшилось внутреннее оформление дверей, изменена панель управления. В 2000 году стал устанавливаться новый 6-цилиндровый бензиновый мотор 5VZ-FE объемом 3,4 литра и мощностью в 185 л. с., а также трехлитровый дизель с турбонадувом 1KD-FTV мощностью 170 л. с.
В 90 линейке были внедрены новые системы безопасности, такие как ESP — контроль устойчивости на плохой дороге, TCS — против пробуксовки, BAS — дополнительное торможение. Обязательным было наличие подушек безопасности у водителя и пассажира, сидящего впереди.
120 линейка
Одна из самых популярных моделей – Прадо – начала производиться в 2002 году. Она до сих пор находится в лидерах продаж среди поддержанных автомобилей, ее чаще всего угоняют. В устройстве этого Тойота Ленд Крузер Прадо было использовано много новинок, значительно переработан дизайн, повышена комфортабельность и улучшено оснащение.
120 модель немного «подросла». 3-дверный автомобиль был длиной 4340 мм, шириной 1875 мм и высотой 1870 мм. 5-дверный вариант имел следующие размеры: 4715 x 1875 x 1910 мм, клиренс равен 220 мм.
Дизайн кузова для Land Cruiser Prado 120 стал разрабатываться в 1998 году студией ED2 на платформе HiLux Surf. Машина приобрела «мускулы». Из-за глубокого переосмысления дизайна Prado J120 стал выглядеть брутально, значительно изменились формы капота, фар, переднего бампера и решетки. Помимо увеличения жесткости кузова, в нем предусмотрели специальные места. Они деформировались при ударе и нивелировали силу последнего.
В устройстве Тойота Ленд Крузер Прадо 120 впервые в мире была установлена опция, помогающая при подъеме или спуске с горы. Была внедрена антипробуксовочная система, появилась возможность управлять подвеской. Тормозная система была признана одной из лучших благодаря установке на все колеса вентилируемых дисковых тормозов в сочетании с чувствительной педалью.
Дифференциал между осями с симметричного был заменен на несимметричный с соотношением между задней и передней парой 40:60. Европейские модели имели постоянно подключенный полный привод, а в арабские страны поставлялись Part-time 4WD. На топовых моделях задние подвески комплектовались пневмоподушками и регулируемыми амортизаторами.
Комплектовались автомобили пятью типами двигателей. На начальном этапе до 2004-2005 годов устанавливались моторы предыдущего поколения. Два бензиновых — 3RZ-FE, 5VZ-FE, описанные выше, и один дизельный — 1KD-FTV.
С 2004 года вместо 3RZ-FE в устройстве Ленд Крузер Прадо 120 появился мотор 2TR-FE объемом 2,7 литра и мощностью 163 л. с. Вместо устаревшего 5VZ-FE, автомобиль стал комплектоваться четырехлитровым 1GR-FE в 249 л. с. Этот мотор заметно улучшил ход внедорожника, вместе с ним устанавливалась 5-режимная АКПП A750. Все остальные моторы шли в связке с предыдущей 4-ступенчатой АКПП А340.
В 2005 году был произведен небольшой рестайлинг модели, в результате чего запасное колесо с двери багажника переместилось под дно автомобиля. У Тойота Ленд Крузер Прадо 120 в 2002 году появился люксовый «двойник» — Lexus GX 470. В него были включены все опции, салон был отделан богато, устанавливался 8-цилиндровый двигатель.
Четвертая линейка J150
Ленд Крузер Прадо 150 впервые был продемонстрирован в 2009 году в немецком городе Франкфурте. На сегодня это один из немногих городских внедорожников, сохранивших хорошую проходимость. Он совмещает удобство, технологичность и скорость с качествами «вездехода».
Устройство простого авто модели 150 содержит много опций. Так, в сборке «Стандарт» присутствуют электропакет, кондиционер, регулируемый руль, обогрев зеркал и системный компьютер. Также в нее включены вспомогательные системы: ESP, TCS, BAS. В более дорогих моделях есть электропривод кресел, камера заднего вида, пневмоамортизаторы, приспосабливающиеся фары, индикатор дождя.
Внимание! Для комфортного движения по бездорожью встроена система Multi-Terrain, которая подстраивает автомобиль под дорожное покрытие. Также присутствуют 2 взаимно обратные функции: HAC и DAC. Первая помогает при подъеме, вторая — при спуске.
Ленд Крузер Прадо 150 имеет просторный кузов и следующие размеры: 4760 мм — длина, 1885 мм — ширина, 1890 мм — высота, дорожный просвет равен 220 мм. Prado 150 выполнен в 5-дверном варианте. Силуэт автомобиля стал более “дутым”, при взгляде на J150 спереди кажется, что он строго взирает из-под оригинальных «нахмуренных» фар. Крылья автомобиля похожи на накаченные «мускулы».
Внутри также произошли изменения. Если раньше качество материалов вызывало нарекания, то теперь детали смотрятся добротно, богато. Есть натуральная кожа, дерево, качественный пластик. Сверху приборной доски находится 8-дюймовый экран развлекательного центра. Ниже – дисплей бортового компьютера с пультом управления трансмиссией.
В 5-местном внедорожнике объем багажника равен 621 литрам, а если сложить задний ряд, то пространство увеличится до 1934 литров. Багаж загружается через заднюю дверь, которая открывается вправо. Мелкий груз можно закидывать через стекло багажной двери, предварительно откинув его. Также под багажником расположено запасное колесо.
От предыдущей линейки машине достались стальная рама, постоянный полный привод Full-Time TL с несимметричным межосевым дифференциалом. В отличие от 120 модели момент делится между задней и передней осями не только в соотношении 40:60, но и может изменяться от 28:72 до 58:42.
Прадо 150 комплектуется тремя двигателями. Младшие базовые модели оснащаются 163-сильным бензиновым мотором 2TR-FE объемом 2,7 литра. В паре с ним поставляется механическая или автоматическая 5-ступенчатая коробка передач.
На продвинутые автомобили устанавливается трехлитровый дизель 1KD-FTV мощностью 173 л. с., а также бензиновый четырехлитровый двигатель 1GR-FE мощностью 282 л. с. Оба мотора работают вместе с АКПП5.
В 2013 году был произведен первый рестайлинг Прадо 150. Сначала изменения коснулись внешнего вида, расширились опции, добавилось оборудование внутри салона. Изменились фары, бампер, в комплектации вошли 17- и 18-дюймовые колеса. Улучшилось качество материалов и электроники, была внедрена новая система управления мультимедиа Toyota Touch 2. В 2015 году стал устанавливаться новый дизель 1GD-FTV объемом 2,8 литра и мощностью 177 л. с.
В 2017 году был произведен второй рестайлинг. Сильно изменились передние фары — они были приподняты, чтобы мелкие камни не царапали их при езде. Также поменялись задние бампер и фары, крылья, капот.
Внимание! Была внедрена системы предотвращения ДТП, обнаружения пешеходов. Машина «научилась» следить за разметкой. Появился ассистент при езде задним ходом и датчик, следящий за давлением в колесах.
Заключение
Прадо на протяжении многих лет является автомобилем мечты многих. Он занимает лидирующие позиции на первичном и вторичном рынках. Land Cruiser Prado совмещает в себе престиж, комфортабельность и хорошую проходимость.
Ходовая часть “ Toyota Land Cruiser Prado 120”: обзор основных поломок и лопнувший корпус амортизатора
Не так давно к нам обратился владелец “Toyota Land Cruiser Prado 120” третьего поколения с жалобой на стуки во время движения. Проведя диагностику, мы выявили весьма нетипичную поломку: разрыв корпуса амортизатора, который и создавал этот шум. Несмотря на надёжность ходовой части “TLCP120”, на данный момент она требует особого внимания. Почему? Разберём ниже.
“TLCP120” была в производстве в течение шести лет, начиная с 2003-го года. Сегодня её пробег нередко превышает полмиллиона километров. Благодаря высокому качеству и долговечности своей ходовой части, данный автомобиль не боится плохих дорог. Конечно же, это может быть возможным лишь в том случае, если владелец не ленится регулярно проводить техническое обслуживание системы и делает это своевременно.
«Тойота Лэнд Крузер Прадо 120» славится отличной управляемостью и манёвренностью на дороге благодаря независимой подвеске передних колёс и рулевой рейке. Несмотря на то, что в своё время на мировом рынке модель была доступна в различных комплектациях (трёхлитровый дизель “D4D” в Европе и широкий спектр бензиновых моторов объёмом 2,7 л в Арабских Эмиратах), в РФ её официально завозили лишь с бензиновым четырёхлитровым ДВС “V6”. В середине двухтысячных к нам полулегально завозили экземпляры из Европы и ОАЭ, а потому сегодня они в большом разнообразии представлены на отечественных дорогах.
Пускай “TLCP” четвёртого поколения и различается комплектациями и двигателями, его ходовая часть, по сути, одинакова. Встречаются экземпляры с пружинами или с задней осью, оборудованной пневматическими баллонами, но достаточно редко. При этом передняя подвеска одинакова. Большой пробег обуславливает износ ходовой, её элементы начинают выходить из строя и требуют ремонта или замены, особенно – если в своё время автовладелец не заморачивался на техническом обслуживании.
Чаще всего ломаются амортизаторы: их втулки изнашиваются, нарушается герметичность, выходит из строя шток. Поломки рулевого карданчика представлены закисанием крестовин и износом шлицевого соединения, что проявляется стуками во время езды по неровной поверхности. Что касается рычагов передней подвески, то они страдают от расслоения сайлент-блоков, люфта шаровых опор и закисания болтов. В свою очередь, последнее провоцирует неравномерное изнашивание колёсной резины, снижение управляемости и манёвренности машины на дороге, а также невозможность точно отрегулировать углы установки колёс.
Вышеперечисленные элементы сложно назвать дешёвыми – их замена обойдётся в копеечку. Однако, Вы можете существенно продлить сроки их службы регулярно проводя диагностику и техобслуживание ходовой части в нашем автосервисе.