Устройство, обслуживание и ремонт автомобилей Хендай (Хундай)
История автомобильного подразделения многоотраслевого южнокорейского концерна Hyundai началась в 1967 году с выпуска лицензионных автомобилей Ford, затем Mitsubishi, а с середины 1970-х стартовало производство моделей собственной конструкции. Первенцем стал Hyundai Pony, разработанный при участии Джуджаро. Сейчас концерн НМС является одним из наиболее динамично развивающихся автопроизводителей. В 1998 году НМС приобрела контрольный пакет акций KIA-Asia Motors, и сейчас оба производителя входят в автопромышленную группу Hyundai-KIA Group. Основные производственные мощности Hyundai Motor Company находятся в Южной Корее (заводы в Ульсане и Асане, а также Чонджу (коммерческая техника)), Индии (два завода в Ченнаи), КНР (два завода в Пекине), в Турции (Измит-Алихия), Чехии (Носовице), США (Монтгомери, штат Алабама) и Бразилии (Анаполис). В сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге открылся автозавод Hyundai-Kia, где с января 2011 года началось производство новой компактной модели Solaris, созданной на базе нового поколения Accent. Предприятия Hyundai по CKD-сборке находятся в Египте, Венесуэле, Малайзии, Пакистане, Индонезии и на Тайване, а также в России (ТАГАЗ). В 2010 году общий объем продаж автомобилей марки Hyundai вновь стал рекордным, составив 3 612 487 ед. (рост на 16,3%). Традиционно марка Hyundai занимает первое место по продажам на внутреннем рынке (657 897 ед. в 2010 году, снижение на 6,21%). В Северной Америке продажи составили 538 228 ед. (рост на 24%), в Европе — 347 529 ед. (рост на 4,4%), в КНР и Гонконге — 704 441 ед. (рост на 23%).
В России в 2010 году было продано 85 404 автомобиля Hyundai (рост на 18,5%, доля рынка-4,81%), за первое полугодие 2011 года продажи выросли на 91% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 73 813 ед., в основном за счет отличных продаж модели Solaris (40 351 автомобиль). Новинки Hyundai в 2011 году-Solaris (на глобальном рынке-Accent), рестайлинг ilO для Европы и Индии, новое поколение i30, универсал 140 для Европы, новое поколение Elantra для глобального рынка, обновленные седаны Genesis, новое поколение Grandeur/ Azera, а также полностью новое купе Veloster, сменившее снятый с производства Coupe.
Модельный ряд:Россия: Solaris 2011 (седан, хэтчбек), ix20 2011, i30 (хэтчбек, универсал), New i30 2012, Veloster 2012, New Elantra 2011, New Sonata, Genesis Coupe, Genesis 2011, Equus, ix35, Santa Fe, iX55, H-lРоссия (сбытовая сеть ТАГАЗ): Accent (LC), Sonata, Santa Fe Classic, PorterЕвропа: ilO, i20, ix20, New i30 2012 (хэтчбек), Veloster, i40 (универсал), ix35, Santa Fe, ix55, H-lЮжная Корея: Accent 2011 (RB), i30 (хэтчбек), Avante 2011, Avante 2011 Hybrid, Sonata, i40 2011, Grandeur 2011, Genesis 2011, Genesis Coupe, Equus, Tucson ix, Santa Fe, Veracruz, Starex/ H-l, Н-100/ Porter IIСеверная Америка: Accent 2011, Elantra 2011, New Sonata, Azera 2011, Genesis, Genesis Coupe, Tucson, Santa Fe, Veracruz
Локальные рынки: Santro Xing (Индия), Accent LC, Rohens, Rohens Coupe
Название компании переводится, как «современность», и в изначальном произношении звучит, как «хёндэ», с ударением на последнюю букву. НО многие ошибочно называют саму компанию и автомобили, которые она производит – хундай, хёндай, хюндай и так далее. Это ошибочно и неприятное, по отношению к компании с мировым именем, произношение.
Обзор микроавтобусов Хендай. Сравнительные характеристики моделей Н-1 и Гранд Старекс
Hyundai Motor — крупнейшая автомобилестроительная компания в Южной Кореи. Главный офис фирмы располагается в столице республики. Российский завод Hyundai с полным производственным циклом открылся 10 […]
Система охлаждения
Двигатели автомобилей Hyundai оснащены циркуляционной системой охлаждения. Для циркуляции охлаждающей жидкости служит центробежный насос. Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов. Система охлаждения работает с отдельным расширительным бачком.
Управление контуром охлаждающей жидкости термостатическое. Пока двигатель холодный, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке блока цилиндров, блоке цилиндров и теплообменнике. По мере прогрева двигателя термостат открывает большой контур системы охлаждения. Охлаждающая жидкость начинает подаваться постоянно работающим насосом через радиатор системы охлаждения. Охлаждающая жидкость проходит через радиатор сверху вниз, охлаждаясь проходящим между пластинами радиатора воздухом.
Когда температура охлаждающей жидкости находится в диапазоне 92–97 °С, термовыключатель включает электровентилятор радиатора. Электровентилятор приводится в действие электродвигателем и работает до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не опустится ниже 84–91 °С.
Будьте осторожны – электровентилятор радиатора может включиться и при выключенном зажигании. Из-за тепла в моторном отсеке это может произойти несколько раз.
Благодаря тому что вентилятор работает непостоянно, полезная мощность двигателя увеличивается, расход топлива снижается.
Бескорпусный термостат системы охлаждения – с твердым термочувствительным наполнителем.
Радиатор системы охлаждения трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками. Охлаждающая жидкость заливается в систему через наливную горловину расширительного бачка, пробка которого снабжена впускным и выпускным клапанами.
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,1 и 1,3 л
Проверка герметичности системы охлаждения
Дождитесь, пока двигатель остынет, затем осторожно снимите пробку радиатора.
Проверьте уровень охлаждающей жидкости (должен находиться у нижней кромки горловины радиатора).
Установите на горловину радиатора приспособление для проверки пробок радиатора и создайте в системе давление 140 кПа (1,4 кгс/см 2 ). Поддерживая указанное давление в течение 2 мин, убедитесь в отсутствии утечек жидкости из системы, через шланги и соединения.
При наличии утечек жидкости устраните их или замените неисправные детали.
Температура охлаждающей жидкости может быть очень высокой. Не вскрывайте систему охлаждения на горячем двигателе, так как при этом может произойти выброс горячей жидкости, что вызовет ожоги. Приступайте к работам с системой охлаждения только после остывания двигателя.
Насухо протирайте проверяемые узлы и соединения системы охлаждения.
При снятии проверочного приспособления следите за тем, чтобы из него не вылилась охлаждающая жидкость.
При установке, проверке и снятии проверочного приспособления старайтесь не деформировать горловину радиатора.
Проверка пробки радиатора системы охлаждения
Рис. 2.89. Приспособление для проверки пробки радиатора
Снимите пробку радиатора, смочите прокладку пробки охлаждающей жидкостью и установите пробку на приспособление для проверки ( рис. 2.89 ).
Создавайте приспособлением давление до тех пор, пока не перестанет отклоняться стрелка манометра приспособления.
Давление открытия парового клапана – 78–108 кПа (0,8–1,1 кгс/см 2 ).
Предельно допустимое значение – 65 кПа (0,66 кгс/см 2 ).
Убедитесь, что открытие клапанов происходит при давлении не менее указанного.
Если открытие клапанов начинается при меньшем давлении, замените пробку радиатора.
Перед проверкой убедитесь в чистоте пробки радиатора: если на прокладке пробки есть следы ржавчины или другие загрязнения, результаты проверки будут неточными.
Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающую жидкость надо заменять только после ремонта системы охлаждения, при котором жидкость сливалась. Замена в рамках ежегодного технического обслуживания не предусмотрена. Если при ремонте заменялись головка блока цилиндров, прокладка головки блока цилиндров, радиатор, радиатор отопителя или двигатель, охлаждающую жидкость в любом случае следует заменить. Это требуется по той причине, что антикоррозионные частицы в фазе приработки, оседая на деталях системы охлаждения, изготовленных из сплавов легких металлов, обеспечивают создание долговечного антикоррозионного слоя. Доля антикоррозионных частиц в бывшей в употреблении жидкости не так велика, чтобы создать на новых деталях достаточный защитный слой.
Нельзя использовать повторно слитую охлаждающую жидкость – она ядовита. Ее нельзя просто выливать в канализацию или на землю. Утилизируйте охлаждающую жидкость в специально отведенных для этого местах.
При сливе охлаждающей жидкости следите за тем, чтобы крышка блока реле была закрыта, не допускайте попадания жидкости на элементы электрооборудования и лакокрасочное покрытие кузова. Если жидкость прольется, сразу смойте ее большим количеством воды.
Установите рукоятку переключателя температуры в положение, соответствующее максимальной температуре подаваемого в салон воздуха. Убедитесь, что двигатель и радиатор на ощупь холодные.
Снимите пробку радиатора.
Надежно затяните сливную пробку радиатора.
Рис. 2.90. Сливная пробка радиатора
Ослабьте затяжку сливной пробки ( рис. 2.90 ) и слейте охлаждающую жидкость.
Снимите расширительный бачок, слейте из него жидкость и установите бачок на место.
Залейте в бачок дистиллированную воду до уровня между метками «MIN» и «МАХ», затем этиленгликоль до метки «МАХ».
Залейте охлаждающую жидкость в радиатор до нижней кромки горловины и установите пробку радиатора, не затягивая ее.
Пустите и прогрейте двигатель до включения электровентилятора, дайте двигателю поработать до повторного включения вентилятора.
Остановите двигатель. Проверьте и при необходимости восстановите до нормы уровень жидкости в радиаторе.
Затяните пробку радиатора, затем пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.
Проверка плотности охлаждающей жидкости
Система охлаждения круглый год должна быть заполнена раствором этиленгликоля в воде, что предотвращает повреждения, обусловленные замерзанием и коррозией, образование известковых отложений и, кроме того, увеличивает точку кипения охлаждающей жидкости. В контуре системы охлаждения
из-за расширения жидкости при нагревании создается избыточное давление, что также способствует повышению точки кипения жидкости. Давление ограничено клапаном в крышке расширительного бачка. Более высокая точка кипения охлаждающей жидкости необходима для нормальной работы системы охлаждения. При слишком низкой точке кипения в системе могут образоваться паровые пробки, из-за чего возможно повреждение охлаждающего контура и уменьшение охлаждения двигателя. Поэтому система охлаждения круглый год должна быть заполнена антифризом.
В качестве охлаждающей жидкости может быть использован только антифриз на основе этиленгликоля для деталей из алюминиевых сплавов.
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и в прогретом двигателе уровень жидкости может значительно подняться.
Снимите пробку радиатора.
Проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см 3 .
Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, долейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, долейте жидкость той же марки, что и жидкость, находящаяся в системе охлаждения. Когда плотность ниже нормы, восстановите ее концентратом.
При концентрации антифриза ниже 30% антикоррозионные свойства охлаждающей жидкости снижаются.
При концентрации выше 60% снижаются морозоустойчивость и охлаждающие свойства жидкости, что отрицательно влияет на работу двигателя. Поэтому необходимо поддерживать концентрацию этиленгликоля в указанных пределах.
Не смешивайте охлаждающие жидкости разных марок.
Шланги и трубопроводы системы охлаждения
Рис. 2.91. Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л
Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л показаны на рис. 2.91 .
Рис. 2.92. Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,1 л
Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,1 л показаны на рис. 2.92 .
Проверка технического состояния
Проверьте трубопроводы и шланги системы охлаждения на отсутствие трещин, повреждений и уменьшение проходного сечения.
При необходимости замените дефектные детали.
Вставьте уплотнительное кольцо в канавку на конце подводящего трубопровода, смочите уплотнительное кольцо охлаждающей жидкостью и присоедините подводящий трубопровод к блоку цилиндров.
Убедитесь в наличии метки желтого цвета на подводящем шланге и присоедините конец шланга с желтой меткой к концу подводящего трубопровода с желтой меткой.
Не наносите масло или смазку на уплотнительное кольцо подводящего трубопровода.
Подводящий трубопровод следует вставлять до упора в гнездо в блоке цилиндров.
Снятые уплотнительные кольца повторно не используются и подлежит замене новыми.
Центробежный насос системы охлаждения
Рис. 2.93. Центробежный насос системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л
Центробежный насос системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л показан на рис. 2.93 .
Рис. 2.94. Центробежный насос системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,1 л
Центробежный насос системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,1 л показан на рис. 2.94 .
Слейте охлаждающую жидкость и отсоедините от насоса патрубок подводящего трубопровода.
Снимите ремень привода и шкив насоса.
Снимите крышки привода газораспределительного механизма.
Отверните болты крепления насоса и снимите натяжную планку генератора.
Снимите насос с блока цилиндров.
Проверка технического состояния
Проверьте все детали на наличие трещин, повреждений или износа и при необходимости замените насос.
Проверьте подшипник насоса на наличие повреждений, повышенного шума и заедания, при необходимости замените насос в сборе.
Рис. 2.95. Насос охлаждающей жидкости
Проверьте насос на наличие утечек жидкости. Утечки через отверстие А ( рис. 2.95 ) указывают на негерметичность уплотнений вала насоса. При наличии утечек замените насос.
Очистите поверхности сопряжения водяного насоса и блока цилиндров.
Установите крышки привода газораспределительного механизма.
Установите шкив водяного насоса и ремень привода, отрегулируйте натяжение ремня привода.
Залейте в систему охлаждающую жидкость.
Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек жидкости.
Рис. 2.96. Болты крепления насоса охлаждающей жидкости двигателей рабочим объемом 1,3 л
Рис. 2.97. Болты крепления насоса охлаждающей жидкости двигателей рабочим объемом 1,1 л
Установите водяной насос с новой прокладкой и затяните болты крепления ( рис. 2.96 и 2.97 ) водяного насоса к блоку цилиндров двигателей рабочим объемом 1,3 л моментом 12–15 Н·м, двигателей объемом 1,1 л – 8–10 Н·м (длина болта 28 мм).
Установите ремень привода газораспределительного механизма. Отрегулируйте его натяжение.
Радиатор системы охлаждения
Рис. 2.98. Разъем электродвигателя вентилятора системы охлаждения
Разъедините разъем электродвигателя вентилятора ( рис. 2.98 ).
Установите ручку переключателя температуры в положение, соответствующее максимальной температуре подаваемого в салон воздуха.
Рис. 2.99. Пробка сливного отверстия радиатора
Ослабьте затяжку пробки сливного отверстия радиатора ( рис. 2.99 ) и слейте охлаждающую жидкость.
Рис. 2.100. Отсоединение от автоматической коробки передач шлангов охладителя масла
На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините от коробки передач шланги охладителя масла ( рис. 2.100 ).
Рис. 2.101. Болты крепления радиатора
Отверните болты крепления радиатора ( рис. 2.101 ).
Отсоедините от радиатора подводящий и отводящий шланги и шланг расширительного бачка.
Заглушите отверстия шлангов охладителя масла и штуцеров коробки передач для предотвращения вытекания масла и для защиты системы от загрязнения.
Снимите радиатор вместе с электровентилятором.
Снимите электровентилятор с радиатора.
Проверка технического состояния
Проверьте радиатор на наличие погнутых или сломанных пластин.
Проверьте радиатор на наличие следов коррозии, повреждений, ржавчины и накипи.
Проверьте шланги радиатора на образование трещин, повреждений и ухудшение свойств материала.
Проверьте расширительный бачок на наличие повреждений.
Проверьте исправность пружины пробки радиатора.
Проверьте давление открытия клапана пробки радиатора с помощью приспособления для проверки системы охлаждения.
Проверьте прокладку пробки радиатора на наличие трещин и повреждений.
Залейте в радиатор и расширительный бачок чистую охлаждающую жидкость.
Пустите и прогрейте двигатель до открытия клапана термостата.
Снимите пробку радиатора и долейте охлаждающую жидкость до кромки наливной горловины, затем долейте жидкость в расширительный бачок до верхней метки («МАХ»).
Убедитесь в отсутствии утечек жидкости из радиатора, через шланги и соединения.
Электрический вентилятор системы охлаждения
Проверка технического состояния
Рис. 2.102. Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора
Убедитесь, что электровентилятор включается при подаче напряжения аккумуляторной батареи на выводы электродвигателя ( рис. 2.102 ).
Убедитесь в отсутствии посторонних шумов во время работы электровентилятора.
Пробка радиатора системы охлаждения
Рис. 2.103. Схема работы пробки радиатора:
a – при снижении давления до 81,4–108,0 кПа (0,83–1,1 кгс/см2); b – при разрежении 6,86 кПа (0,07 кгс/см2)
Пробка радиатора системы охлаждения показана на рис. 2.103 .
Проверка технического состояния
Проверьте пробку радиатора на отсутствие повреждений, трещин и ухудшение свойств материала прокладки (потеря упругости).
Присоедините пробку к приспособлению для проверки пробки радиатора.
Рис. 2.104. Приспособление для проверки работоспособности пробки радиатора
С помощью насоса приспособления создавайте давление до прекращения отклонения стрелки манометра ( рис. 2.104 ).
Пробка радиатора исправна, если стрелка манометра в течение 10 с показывает давление выше рабочего.
Термостат системы охлаждения
Рис. 2.105. Термостат системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л: 1 – корпус термостата; 2 – термостат; 3 – прокладка; 4 – отводной патрубок
Рис. 2.106. Термостат системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,1 л: 1 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 – корпус термостата; 3 – шланг отопителя; 4 – отводной патрубок; 5 – термостат
Термостат системы охлаждения двигателя рабочим объемом 1,3 л показан на рис. 2.105 , двигателя рабочим объемом 1,1 л – на рис. 2.106 .
Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы ее уровень в рубашке охлаждения двигателя был на уровне термостата или ниже.
Снимите подводящий патрубок и прокладку.
Проверка технического состояния
Рис. 2.107. Проверка термостата
Проверьте температуру открытия клапана термостата, погрузив термостат в горячую охлаждающую жидкость ( рис. 2.107 ). При необходимости замените термостат.
Температура начала открытия клапана термостата 82 °С.
Температура полного открытия клапана термостата 95 °С.
Ход клапана (при полном открытии) – 8,5 мм.
Проверьте правильность посадки фланца клапана термостата в гнезде корпуса термостата. Если термостат установлен неправильно, то его нижняя часть будет касаться ребра внутри подводящего патрубка, что приведет к нарушению работы термостата.
Установите отводящий патрубок с новой прокладкой.
Залейте в систему свежую охлаждающую жидкость.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверка технического состояния
Погрузите датчик в горячую охлаждающую жидкость.
Рис. 2.108. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверьте, соответствует ли сопротивление датчика норме ( рис. 2.108 ).
Сопротивление датчика при температуре
60 °С – 123,8–172,8 Ом, при температуре
115 °С – 23,5–29,5 Ом.
Автомобили с двигателями рабочим объемом 1,5 и 1,6 л
Проверка герметичности системы охлаждения
Дождитесь, когда двигатель остынет, затем осторожно снимите пробку радиатора.
Проверьте уровень охлаждающей жидкости (должен находиться у нижней кромки горловины радиатора).
Установите на горловину радиатора приспособление для проверки пробок радиатора и создайте в системе давление 140 кПа
(1,4 кгс/см 2 ). Поддерживая указанное давление в течение 2 мин, убедитесь в отсутствии утечек жидкости из системы, через шланги и соединения.
При наличии утечек жидкости устраните их или замените неисправные детали.
Охлаждающая жидкость может быть очень высокой температуры. Не вскрывайте систему охлаждения на горячем двигателе, так как может произойти выброс горячей жидкости, что вызовет ожоги. Приступайте к работе с системой охлаждения только после остывания двигателя.
Насухо протирайте проверяемые узлы и соединения системы охлаждения.
При снятии проверочного приспособления следите за тем, чтобы из него не вылилась охлаждающая жидкость.
При установке, проверке и снятии проверочного приспособления следите за тем, чтобы не деформировалась горловина радиатора.
Проверка пробки радиатора системы охлаждения
Рис. 2.109. Приспособление для проверки пробки радиатора
Снимите пробку радиатора, смочите прокладку пробки охлаждающей жидкостью и установите пробку на приспособление для проверки ( рис. 2.109 ).
Создавайте приспособлением давление до тех пор, пока стрелка манометра приспособления не перестанет отклоняться.
Давление открытия парового клапана 78–108 кПа (0,8–1,1 кгс/см 2 ), предельно допустимое значение 65 кПа (0,66 кгс/см 2 ).
Убедитесь, что клапаны открываются при давлении не менее указанного.
Если открытие клапанов происходит при меньшем давлении, замените пробку радиатора.
Перед проверкой убедитесь в чистоте пробки радиатора, так как если на прокладке пробки есть следы ржавчины или другие загрязнения, то результаты проверки будут неточными.
Замена охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость должна заменяться только после ремонта системы охлаждения, при котором жидкость сливалась. Замена в рамках ежегодного технического обслуживания не предусмотрена. Если при ремонте заменялись головка блока цилиндров, прокладка головки, радиатор, радиатор отопителя или двигатель, охлаждающую жидкость в любом случае следует заменить. Это требуется по той причине, что антикоррозионные частицы, оседая в фазе приработки на деталях системы охлаждения, изготовленных из сплавов легких металлов, обеспечивают создание долговечного антикоррозионного слоя. В бывшей в употреблении жидкости доля антикоррозионных частиц не так велика, чтобы создать на новых деталях достаточный защитный слой.
Нельзя повторно использовать слитую охлаждающую жидкость. Жидкость ядовита – ее нельзя выливать в канализацию или на землю. Утилизируйте охлаждающую жидкость в специально отведенных для этого местах.
При сливе охлаждающей жидкости следите за тем, чтобы крышка блока реле была закрыта, не допускайте попадания жидкости на элементы электрооборудования и лакокрасочное покрытие кузова. Если жидкость прольется, сразу же смойте ее большим количеством воды.
Установите рукоятку переключателя температуры в положение, соответствующее максимальной температуре подаваемого в салон воздуха. Убедитесь, что двигатель и радиатор на ощупь холодные.
Снимите пробку радиатора.
Рис. 2.110. Сливная пробка радиатора
Ослабьте затяжку сливной пробки ( рис. 2.110 ) и слейте охлаждающую жидкость.
Надежно затяните сливную пробку радиатора.
Снимите расширительный бачок, слейте из него жидкость и установите бачок на место.
Залейте в бачок дистиллированную воду до уровня между метками «MIN» и «МАХ», затем этиленгликоль до метки «МАХ».
Залейте охлаждающую жидкость в радиатор до нижней кромки горловины и установите пробку радиатора, не затягивая ее.
Пустите и прогрейте двигатель до включения электровентилятора, дайте двигателю поработать до повторного включения вентилятора.
Остановите двигатель. Проверьте и при необходимости восстановите до нормы уровень жидкости в радиаторе.
Затяните пробку радиатора, затем пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.
Проверка плотности охлаждающей жидкости
Система охлаждения круглый год должна быть заполнена раствором этиленгликоля в воде, это предотвращает повреждения, обусловленные замерзанием и коррозией, образование известковых отложений и, кроме того, увеличивает точку кипения охлаждающей жидкости. В контуре системы охлаждения из-за расширения жидкости при нагревании создается избыточное давление, что также способствует повышению точки кипения жидкости. Давление ограничено клапаном в крышке расширительного бачка. Более высокая точка кипения охлаждающей жидкости необходима для нормальной работы системы охлаждения. При слишком низкой точке кипения в системе могут образоваться паровые пробки, из-за чего возможно повреждение охлаждающего контура и ухудшение охлаждения двигателя. Поэтому система охлаждения круглый год должна быть заполнена антифризом.
В качестве охлаждающей жидкости может быть использован только антифриз на основе этиленгликоля для деталей из алюминиевых сплавов.
Снимите пробку радиатора.
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и в прогретом двигателе уровень жидкости может значительно подняться.
Проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см 3 .
При концентрации этиленгликоля ниже 30% антикоррозионные свойства охлаждающей жидкости снижаются.
При концентрации выше 60% снижаются морозоустойчивость и охлаждающие свойства жидкости, что отрицательно влияет на работу двигателя. Поэтому необходимо поддерживать концентрацию этиленгликоля в указанных пределах.
Не смешивайте охлаждающие жидкости разных марок.
Рис. 2.111. Схема системы охлаждения двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л: 1 – радиатор; 2 – насос охлаждающей жидкости; 3 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 4 – рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 5 – радиатор отопителя салона; 6 – термостат
Схема системы охлаждения двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л показана на рис. 2.111 .
Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, долейте дистиллированную воду. Если плотность
нормальная, доливайте жидкость той же марки, что и жидкость, залитая в систему охлаждения. Если плотность ниже нормы, доведите ее до нормы, добавив концентрат.
Рис. 2.112. Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателей рабочим объемом
Шланги и трубопроводы системы охлаждения двигателей рабочим объемом 1,5 и 1,6 л показаны на рис. 2.112 .
Проверка технического состояния
Проверьте трубопроводы и шланги системы охлаждения на отсутствие трещин, повреждений и уменьшение проходного сечения.
При необходимости замените дефектные детали.
Не наносите масло или смазку на уплотнительное кольцо подводящего трубопровода.
Очистите соединения трубопровода от песка, пыли и т.п.
Подводящий трубопровод вставляйте до упора в гнездо в блоке цилиндров.
Снятое уплотнительное кольцо повторно не используется и подлежит замене новым.
Рис. 2.113. Установка насоса охлаждающей жидкости: 1 – блок цилиндров; 2 -подводящий трубопровод; 3 – насос охлаждающей жидкости
Вставьте уплотнительное кольцо в канавку на конце подводящего трубопровода, смочите уплотнительное кольцо охлаждающей жидкостью и присоедините подводящий трубопровод к блоку цилиндров ( рис. 2.113 ).
Центробежный насос системы охлаждения
Слейте охлаждающую жидкость и отсоедините от насоса патрубок подводящего трубопровода.
Снимите ремень привода и шкив насоса.
Снимите крышки привода газораспределительного механизма и обводной ролик ремня привода газораспределительного механизма.
Отверните болты крепления насоса и снимите натяжную планку генератора.
Рис. 2.114. Центробежный насос системы охлаждения: 1 – нижняя планка генератора; 2 – насос;
3 – прокладка; 4 – шкив насоса; 5 – приводной ремень
Снимите насос с блока цилиндров ( рис. 2.114 ).
Проверка технического состояния
Проверьте все детали на наличие трещин, повреждений или износа и при необходимости замените насос.
Проверьте подшипник насоса на наличие повреждений, повышенного шума и заедания, при необходимости замените насос в сборе.
Проверьте насос на наличие утечек жидкости. Утечки указывают на негерметичность уплотнений вала насоса. При наличии утечек замените насос.
Очистите поверхности сопряжения насоса и блока цилиндров.
Рис. 2.115. Болты крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров
Установите насос с новой прокладкой и затяните болты крепления ( рис. 2.115 ) указанным моментом.
Момент затяжки болтов крепления водяного насоса к блоку цилиндров, Н·м:
Рис. 2.116. Радиатор системы охлаждения: 1 – верхняя опора радиатора; 2 – пробка радиатора; 3 – шланг расширительного бачка; 4 – подводящий шланг радиатора; 5 – расширительный бачок; 6 – электродвигатель вентилятора; 7 – нижняя упругая опора; 8 – шланги охладителя масла (автомобили с автоматической коробкой передач); 9 – отводящий шланг радиатора
болты А (см. рис. 2.116 ). 12–15
Установите натяжной ролик и ремень привода газораспределительного механизма. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма. Установите крышки привода газораспределительного механизма.
Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода, отрегулируйте натяжение ремня.
Залейте в систему охлаждающую жидкость.
Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.
Радиатор системы охлаждения
Радиатор системы охлаждения показан на рис. 2.116 .
Рис. 2.117. Разъем электродвигателя вентилятора системы охлаждения
Разъедините разъем электродвигателя вентилятора ( рис. 2.117 ).
Установите ручку переключателя температуры в положение, соответствующее максимальной температуре подаваемого в салон воздуха.
Рис. 2.118. Пробка сливного отверстия радиатора
Ослабьте затяжку пробки сливного отверстия радиатора ( рис. 2.118 ) и слейте охлаждающую жидкость.
Рис. 2.119. Отсоединение от автоматической коробки передач шлангов охладителя масла
На автомобилях с автоматической коробкой передач отсоедините от коробки передач шланги маслоохладителя ( рис. 2.119 ).
Заглушите отверстия шлангов охладителя масла и штуцеров коробки передач для предотвращения вытекания масла и для защиты системы от загрязнения.
Рис. 2.120. Болты крепления радиатора Снимите радиатор вместе с электровентилятором.
Отверните болты крепления радиатора ( рис. 2.120 ).
Снимите радиатор вместе с электровентилятором.
Снимите электровентилятор с радиатора.
Проверка технического состояния
Проверьте радиатор на отсутствие погнутых или сломанных пластин.
Проверьте радиатор на отсутствие следов коррозии, повреждений и накипи.
Проверьте шланги радиатора на отсутствие трещин, повреждений и ухудшение свойств материала.
Проверьте расширительный бачок на отсутствие повреждений.
Проверьте исправность пружины пробки радиатора.
Проверьте давление открытия клапана пробки радиатора с помощью приспособления для проверки системы охлаждения.
Проверьте прокладку пробки радиатора на отсутствие трещин и повреждений.
Залейте в радиатор и расширительный бачок чистую охлаждающую жидкость.
Пустите и прогрейте двигатель до открытия клапана термостата.
Снимите пробку радиатора и долейте охлаждающую жидкость до кромки наливной горловины, затем долейте жидкость в расширительный бачок до верхней метки («МАХ»).
Убедитесь в отсутствии утечек жидкости из радиатора, через шланги и соединения.
Электрический вентилятор системы охлаждения
Проверка технического состояния
Рис. 2.121. Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора
Убедитесь, что электровентилятор включается при подаче напряжения аккумуляторной батареи на выводы электродвигателя ( рис. 2.121 ).
Убедитесь в отсутствии посторонних шумов во время работы электровентилятора.
Пробка радиатора системы охлаждения
Проверка технического состояния
Рис. 2.122. Схема работы пробки радиатора:
a – при снижении давления до 81,4–108,0 кПа (0,83–1,1 кгс/см2); b – при разрежении 6,86 кПа (0,07 кгс/см2)
Проверьте пробку радиатора на отсутствие повреждений, трещин и ухудшение свойств материала прокладки (потеря упругости) ( рис. 2.122 ).
Присоедините пробку к приспособлению для проверки пробки радиатора.
Рис. 2.123. Приспособление для проверки работоспособности пробки радиатора
С помощью насоса приспособления создавайте давление до прекращения отклонения стрелки манометра ( рис. 2.123 ).
Пробка радиатора исправна, если стрелка манометра в течение 10 с показывает давление выше рабочего.
Термостат системы охлаждения
Рис. 2.124. Термостат системы охлаждения: 1 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 – корпус термостата; 3 – прокладка; 4 – термостат; 5 – прокладка; 6 – подводящий патрубок
Термостат системы охлаждения показан на рис. 2.124 .
Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы ее уровень в рубашке охлаждения двигателя был на уровне термостата или ниже.
Снимите подводящий патрубок и прокладку.
Проверка технического состояния
Рис. 2.125. Схема проверки термостата: 1 – термометр
Проверьте температуру открытия клапана термостата, погрузив термостат в горячую охлаждающую жидкость ( рис. 2.125 ). При необходимости замените термостат.
Температура начала открытия клапана термостата –82 °С.
Температура полного открытия клапана термостата –95 °С.
Проверьте правильность посадки фланца клапана термостата в гнезде корпуса термостата. Если термостат установлен неправильно, то его нижняя часть будет касаться ребра внутри подводящего патрубка, что приведет к нарушению работы термостата.
Установите отводящий патрубок с новой прокладкой.
Залейте в систему свежую охлаждающую жидкость.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы ее уровень в рубашке охлаждения двигателя был на уровне термостата или ниже.
Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.
Проверка технического состояния
Погрузите датчик в горячую охлаждающую жидкость.
Рис. 2.126. Схема проверки датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверьте, соответствует ли сопротивление датчика норме ( рис. 2.126 ).
Сопротивление датчика при температуре 20 °С должно быть 2,31–2,59 кОм.
Вверните рукой датчик температуры охлаждающей жидкости в отверстие в корпусе термостата.
Затяните датчик моментом 20–40 Н·м.
Залейте в систему свежую охлаждающую жидкость.