Московский государственный университет печати
Печатные системы фирмы Heidelberg: Офсетные печатные машины
Учебное пособие
Штоляков В.И., Федосеев А.Ф., Зирнзак Л.Ф., Егоров И.А., Вартанян С.П., Артыков Э.С. Печатные системы фирмы Heidelberg: Офсетные печатные машины | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Печатный оригинал | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Об электронном издании | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | ЛИСТОВЫЕ и рулонные офсетные печатные машины фирмы Heidelberg оснащаются различными компьютерными устройствами — от небольших пультов, устанавливаемых непосредственно на машине, до сложных иерархических систем, в которых управление машиной функционирует как звено в комплексной системе управления многоплановой производственной деятельностью предприятия. Фирма Heidelberg имеет большой опыт разработки таких средств начиная с отдельных компонентов системы СРС (Computer Print Control) . Эти компоненты ( СРС 1, СPC 2, СРС 3, СРС 4 и др.) появлялись под порядковыми номерами, как бы отмечая этапы эволюции печатных машин фирмы в ее стремлении к совершенству производимого оборудования. Совершенствование управления сопровождалось (или диктовалось) совершенствованием конструкции машин. Наиболее сложным аспектом управления печатной машиной, вероятно, является регулировка подачи краски (в частности, зональной) в процессе печатания, и первые компьютерные устройства управления были разработаны применительно к красочным аппаратам печатных машин. В традиционных печатных секциях краска из красочного ящика выводится в раскатную систему через зазор между дукторным цилиндром и красочным ножом. Количество краски, поступающей на оттиск в установившемся режиме печатания, определяется профилем толщины слоя краски на дукторном цилиндре и шириной полосы контакта дукторного цилиндра с передаточным валиком в расчете на один печатный цикл. В идеале все печатающие элементы формы должны быть покрыты равномерным по толщине слоем краски. Поэтому количество краски, поступающей на форму в каждой зоне, должно быть пропорционально площади печатающих элементов. Для правильной настройки зональной подачи краски необходимо учитывать особенности выхода краски из краскоподающего узла и ее прохождения через раскатную систему красочного аппарата. Одна из таких особенностей — взаимовлияние регулировок подачи краски в соседних зонах при сплошном красочном ноже: перемещение кромки ножа относительно дукторного цилиндра в одной красочной зоне приводит к изменению зазора не только в этой зоне, но и в двух-трех соседних справа и слева от нее. Чем толще нож и шире его консольная часть, тем заметнее этот эффект. Для его устранения, по-видимому, нужно делать нож тоньше и приближать опору к самому его краю по всей ширине красочной зоны. Конструкторы фирмы Heidelberg предложили кардинальное решение, изменив сам механизм зонального регулирующего органа. Вместо сплошного ножа они установили ряд цилиндров с эксцентрическими выемками, а для предотвращения протекания краски между цилиндриками покрыли их прочной к истиранию и легко заменяемой силиконовой пленкой. Такая конструкция устранила эффект труднопредсказуемости взаимовлияния регулировок в соседних зонах и дала возможность точно дозировать зональную подачу краски. Кроме того, стала реальной дистанционная настройка всех красочных секций одной машины с единого пульта у правления. Для этого каждый орган зональной регулировки был оснащен индивидуальным электродвигателем и потенциометрическим датчиком обратной связи (см. рис. 3.3), а кнопки управления и индикация профиля зональной подачи краски были выведены на лицевую панель пульта управления — СРС 1 ( рис. 22.1 Пульт представляет собой стол, на который можно положить взятый из машины оттиск. Над столом располагается светильник с нормализованным люминесцентным источником света, обеспечивающим постоянство условий наблюдения. В этой же зоне наблюдения у задней кромки стола находится вертикальный планшет, на котором с помощью магнитных прижимов можно закрепить эталонный (подписной) оттиск. Если при сравнении текущего оттиска с подписным печатник заметит отклонения в цветовом тоне или насыщенности отпечатка, он может прямо с пульта внести коррективы в подачу краски в любой зоне на любой печатной секции машины, нанимая на соответствующие клавиши «+/-«, расположенные в ряд под контролируемым оттиском, и наблюдать за отработкой задания по размещенному над клавишами светодиодному табло, на котором отражается текущий профиль подачи краски, согласно поступающим с зональных потенциометров сигналам обратной связи. Для упрощения процедуры установки необходимого зазора пульт СРС 1 оснащен световым карандашом ( рис. 22.2 По мере накопления опыта производства пультов СРС 1 и их эксплуатации в типографиях эти система стали штатным оборудованием многосекционных листовых машин типа Speedmaster и др. С появлением новых компонентов системы СРС (СРС 2, СРС 3 и т.д.) начали выпускаться и модификации пультов СРС 1: СРС 1-01 — штатный пульт дистанционного управления подачей краски и приводкой; СРС 1-02 — пульт управления, обеспечивающий все функции пульта СРС 1-01 и дополнительно содержащий световой карандаш, устройство для приема информации о площадях печатающих элементов на формах по данным СРС 30, компьютер и устройство запоминания красочных профилей; СРС 1-03 — пульт управления, обеспечивающий все функции пульта СРС 1-02 и дополнительно выполняющий автоматическую корректировку подачи краски по данным СРС 21 и автоматическую корректировку нсприводки красок по данным переносного прибора СРС 41, (снятого в настоящее время с производства в связи с выпуском более совершенного автоматического машинного устройства СРС 42); СРС 1-04 — пульт управления, обеспечивающий все функции пульта СРС 1-03 и дополнительно выполняющий автоматическую настройку краскоподающего узла по данным СРС 31, а также автоматическую корректировку неприводки красок по данным машинного устройства СРС 42. Еще более широкий спектр функций выполняют пульты управления CPTronic и СРС 2000 . Для понимания принципов действия всех этих пультов необходимо рассмотреть работу устройств СРС 20. СРС 30 и СРС 40 (цифрами при аббревиатуре СРС обозначается типажный ряд устройств: 20 — устройства контроля качества оттисков: 30 — устройства определения площади печатающих элементов по красочным зонам; 40 — устройства контроля неприводки красок на оттиске). Выполненная на стадии подготовки машины к печати предварительная настройка общей и зональной подачи краски существенно улучшает соотношение производительных и непроизводительных затрат времени на выполнение заказов (особенно для малотиражной цветной продукции, типичной для листовых машин фирмы Heidelberg) и сокращает потери в процессе печатания. Но. в конечном счете, оценка качества продукции возможна только по самому оттиску, так как учесть при настройке все возмущающие факторы невозможно, да и динамика процесса печати (например, разогрев машины во время работы) воздействует на многочисленные взаимосвязи технологических параметров процесса с характеристиками конструкции машины. Традиционным инструментальным средством контроля качества оттисков являются денситометры отраженного света. С целью облегчения измерений оптической плотности на обрезных полях оттисков (поперек направления движения бумаги) печатаются полоски контрольных меток, периодические измерения которых в процессе печатания (для чего контрольный оттиск необходимо взять из машины) дают возможность следить за возникающими отклонениями в подаче краски и своевременно реагировать на них путем корректировки положения регулирующих органов красочных аппаратов. Поскольку меток контроля на оттиске может быть несколько сотен (например, при четырехкрасочной печати на машине с 32 красочными зонами в каждой секции только меток-плашек чистых цветов нужно по четыре в каждой зоне, т.е. 128, а необходимы еще и полутоновые для определения контраста, штриховые для определения растискивания и скольжения, метки бинарного наложения и т.п.), измерение их всех вручную по ходу процесса становится нереальным, а обработка такого объема информации в темпе печатания тиража (on-line) без компьютерной техники — невозможной. Специалисты фирмы Heidelberg решили задачу контроля качества оттисков, разработав специальную контрольную шкалу ( рис. 22.3 Устройство представляет собой ( рис. 22.5 Принцип измерения, заложенные в СРС 21 , иллюстрируется на рис. 22.6 Фотодиоды измеряют распределение излучения во всем видимом спектре (между 380 и 730 им) и передают результаты в компьютер. Там измеренные сигналы преобразуются в колориметрические параметры X, Y и Z, а также выражаются в координатах цветности х, y и Y модели CIE . Эти величины при необходимости могут быть представлены в виде параметров цветовых пространств CIELAB либо CIELUV. Затем измеренные значения сравнивают с допусками на отклонения цвета и необходимые коррективы передаются через пульт управления печатной машины в красочные аппараты соответствующих печатных секций, где они автоматически обрабатываются исполнительными механизмами. Информация о выполнении заданий передается на пульт управления в виде сигналов обратной связи от потенциометрических датчиков, установленных в каждой регулировочной зоне (см. рис. 3.3). Инерционность прохождения краски через раскатную систему красочного аппарата делает необходимой проверку результатов автоматической коррекции по оттиску, с определенной временной задержкой после внесения изменений в подачу краски. Это заставляет печатника периодически отбирать оттиски из машины для приборного контроля. Фирмой Heidelberg разработана подсистема СРС 22 для сертификации качества оттисков ( рис. 22.7 Конструктивно СРС 22 представляет собой переносной беспроводной прибор (портативный принтер), позволяющий наносить на отобранный для контроля оттиск идентифицирующую его цифровую информацию ( рис. 22.8 Последующие модели устройств контроля качества печати ( СРС 23, СРС 24 ) ориентированы на измерение изображения по всей площади рабочего поля оттисков. Более подробно этот аспект рассмотрен в главе, посвященной последним разработкам фирма. Задачей устройств СРС 30 является получение данных о распределении площадей печатающих элементов по красочным зонам для предварительной настройки подачи краски с целью сокращения времени подготовки машины к печатанию тиража. По этим данным в компьютере пульта управления машиной рассчитывается программа настройки общей и зональной подачи краски для каждой печатной секции. Основой для расчета программы настройки является положение о том, что в установившемся процессе печатания количество краски, вышедшей из красочного ящика за определенный промежуток времени, равно количеству краски, перешедшему за то же время на бумагу. Поскольку общая подача краски (ширина красочной полосы, передаваемой с дукторного цилиндра в раскатную систему, как это показано на рис. 22.9 Информация о площади печатающих элементов может быть получена либо непосредствснными измерениями на форме, либо взята из компьютерной базы данных (при компьютерной верстке издания). Фирма Heidelberg одной из первых разработала устройства для сканирования печатных форм (называемые плейтсканерами). Первоначально это быт плейтсканер СРС 3 . В настоящее время для этих целей предлагается более совершенное устройство СРС 31 . СРС 31 ( рис. 22.10 Печатная форма выравнивается вертикально таким образом, чтобы измерительное окно располагалось точно над индивидуальной красочной зоной, ширина которой составляет 32,5 мм. Измерительная балка перемещается в направлении печати, т.е. параллельно зонам регулирования подачи краски. После включения прибора освещающие форму люминесцентные лампы должны прогреться в течение нескольких минут для стабилизации светового потока. Сила света определяется измерениями по калибровочной полосе. После достижения постоянства силы света можно выполнять измерения на печатной форме. Калибровка осуществляется перед измерением каждой формы по двум калибровочным полосам (0% и 100% запечатки), расположенным в зоне исходной позиции измерительной балки. Поскольку отражающая способность печатных и пробельных элементов различна, сигналы фотодатчиков зависят от относительной площади заполнения контролируемого участка печатными элементами (площадка элементарного участка контроля на форме для одного фотодиода составляет 5.5 х 32.5 мм). После калибровки измерительная балка наезжает на начальный край формы, где также располагают полоски со 100%-ной и 0%-ной площадью печатающих элементов. По сигналам фотодатчиков от этих полосок корректируется калибровка прибора с учетом отражательных свойств конкретной формы. Далее измерительная балка проезжает вдоль всей формы, при этом каждый из фотодиодов сканирует свою красочную зону. В конце формы также имеется полоска с 0% печатающих элементов, которая позволяет проверить однородность отражательной способности формы. Аналоговые сигналы, полученные отдатчиков измерительной балки, припускаются через предварительный усилитель, поднимающий амплитуду сигнала до стандартного уровня 0-10 В и затем преобразуются в цифровой код в аналого-цифровом преобразователе. Эти данные превращаются процессором в файл, заносимый в память СРС 31, откуда через последовательный интерфейс могут передаваться в пульт управления печатной машины по кабелю связи или через магнитную карту записи заказов ( CPC-job memory card ), показанную на рис. 22.12 К средствам второго вида относится программная разработка СРС 32 , позволяющая получать данные о распределении печатающих площадей по красочным зонам непосредственно из компьютеров подготовки издания к печати ( рис. 22.13 На предприятиях, охваченных цифровым потоком CIP3, рекомендуется использовать схему СРС 32-СIP3 ( рис. 22.14 , а Использование СРС 32 сокращает потери ( рис. 22.15 К контролируемым параметрам качестве оттисков относится и точность совмещения изображений, отпечатанных на бумаге во всех печатных секциях. — приводка красок. Человек способен заметить неприводку в несколько сотых долей миллиметра. поэтому для поддержания высокой точности приводки (до 0,01 мм) фирма Heidelberg создала первоначально ручной прибор контроля приводки СРС 4 (впоследствии СРС 47). на смен у которому затем было выпущено устройство СРС 42 для автоматического слежения за приводкой красок непосредственно в печатной машине ( рис. 22.16 Если в СРС 4 и СРС 41 совмещение красок контролировалось по меткам, похожим на традиционные приводочные кресты, то для СРС 42 разработаны специальные полоски контрольных меток, которые печатаются на каждом оттиске с левого и правого краев листа по ходу его движения. Эти метки позволяют следить за осевой, окружной и диагональной приводкой красок. Принцип обнаружения неприводки иллюстрируется на рис. 22.17 Базовой краской (например, черной) на оттиске печатаются три начальные метки (позволяющие синхронизировать измерения со скоростью печати), опорные метки (в виде двух прямоугольников) и эталонные приводочные метки (в виде двух прямоугольных трапеций, повернутых косыми сторонами друг к другу). Остальными красками такие же спаренные трапеции впечатываются в отведенные для них промежутки между опорными метками. Если эти метки размещены идеально, то расстояния в левой и правой полосах попарно соответствуют друг другу и между собой: АВ=ЕF : BC=DE. В случае осевой неприводки нарушается равенство отрезков ВС и DE меток соответствующей краски в обеих контрольных полосах. При нарушении совмещения по ходу печати (окружная неприводка) выявляется неравенство отрезков АВ и EF. Диагональная кеприводка нарушает вес равенства в левой и правой группах отрезков для меток соответствующей краски. Слежение за метками в процессе печатания осуществляется с помощью измерительной балки, устанавливаемой в последней печатной секции машины (при односторонней печати, а в случае двусторонней — в секциях, печатающих последнюю краску на каждой из сторон). Внутри балки на направляющей штанге расположены две фотоголовки (по одной на каждую полоску меток), перемещаемые с помощью шаговых двигателей. В процессе приладки оператор сообщает компьютеру СРС 42 , в каких красочных зонах находятся контрольные полосы, и компьютер по первым оттискам автоматически с помощью шаговых двигателей выводит фотодатчики на нужную позицию. Определив эталонные расстояния (если полоски меток имеют постоянное местоположение, то они хранятся в памяти компьютера), СРС 42 в дальнейшем сравнивает эти значения с текущими данными. При появлении рассогласований компьютер выдает команды на исполнительные органы ( рис. 22.18 Опыт, накопленный при разработке и распространении системы СРС, позволил фирме Heidelberg перейти к созданию систем компьютерного управления машиной в целом. Такой системой стала CPTronic , объединившая электронным (отсюда окончание -Tronic в названии) управлением практически все локальные устройства машины (даже если они не производились фирмой, а закупались как комплектующие изделия). С помощью сотен, а то и тысяч датчиков система следит за нормальным функционированием машины, обеспечивает безопасность обслуживающего персонала, предупреждает о неполадкам. К функциям, возложенным на CPTronic , относятся: настройка печатной машины (от настройки на формат и бумагу до смены печатных форм); управление машиной в процессе печатания (управление главным и вспомогательными приводами, регулирование скорости печати, обеспечение подачи расходных материалов и др.); ввод и вывод машины из режима печати (включение-отключение натиска, приставление-отставление красочных и увлажняющих валиков, периодическая смывка цилиндров и валиков и др.); диагностика узлов машины и самотестирование, выполнение сервисных программ (обнаружение неисправностей, неполадок, отказов). Конструктивно пульт CPTronic выполнен как приставная секция к пульту управления СРС, со своим собственным дисплеем и органами управления ( рис. 22.19 На более высокой ступени управления стоит производственно-информационная система Data Control , призванная объединить вес полиграфические стадии (от планирования порте деля заказов до упаковки готов эй продукции) в комплекс с постоянным обменом цифровой информацией. Обобщенная схема такой системы приведена на рис. 22.21 Через модемную связь осуществляется передача диагностической информации о машинах в региональные сервисные службы фирмы Heidelberg (что особенно важно для рулонных машин, на каждую из которых может быть ориентирован значительный объем плановых работ полиграфического предприятия). Имея постоянный контроль за состоянием фирменного оборудования у потребителей, сервисные службы более оперативно могут исправлять и даже предупреждать возможные неполадки. В системах Data Control печатные машины представлены своими интерфейсами пультов CPTronic . Наиболее сложными являются информационные связи с пультами многосекционных рулонных печатных машин, особенно когда обмен идет в реальном масштабе времени при оперативном исполнении заказов (например, при печатании многостраничных газет и журналов). Проблемы работы машины с нескольких рулонов одновременно можно ощутить при рассмотрении системы приводки рубки, которыми, как комплектующими изделиями, оснащаются рулонные печатные машины фирмы Heidelberg. Система приводки рубки Print-to-Process Control 3000Х (РРС 3000Х) обслуживает до 96 фотодатчиков и до 160 компенсаторов бумажной ленты ( рис. 22.22 РРС 3000Х может использовать для получения текущей информации о положении места рубки на оттиске либо регистровые метки. либо достаточно контрастное изображение, которое повторяется от цикла к циклу, не дублируясь на протяжении печатания одного оттиска. Однажды увидев метку или образец на полотне, система хранит справочное изображение и памяти. В процессе работы РРС 3000Х сравнивает информацию от сканера(ов) с тем. что хранится в памяти, и с временными импульсами от кодового датчика(ов). Используя эти данные, система может обнаружить изменения в приводке и подать управляющий сигнал на соответствующий компенсаторный прибор для необходимой коррекции. РРС 3000Х дает возможность потребителю самостоятельно осуществлять программирование для различных вариантов сочетаний бумажных лент. Одновременное слежение за всеми полотнами и выдача корректирующих сигналов на исполнительные механизмы осуществляются компьютером системы. Он же обеспечивает связь с системой СРТroniс . Приведенные сведения о системах компьютерного управления в печатных машинах фирмы Heidelberg дают представление об уровне компьютеризации полиграфического производства и его соответствии развитию современных средств массовой информации. ПЕЧАТНЫЕ машины питаются от трехфазной сети перемен! ого тока частотой 50 или 60 Гц. При напряжении сети 380 В частотой 50 Гц питание осуществляется непосредственно от сети. В тех случаях, когда напряжение сети отличается от указанного выше, питание машины производится через согласующий трансформатор, который включается при диапазоне напряжений сети 415-600 В, 208-305 В и при любых напряжениях сети с частотой 60 Гц. Согласующий трансформатор представляет собой трехфазный трансформатор, мощность которого зависит от установленной мощности машины. Питание системы главного электропривода и различных вспомогательных электроприводов, построенных на базе трехфазных асинхронных двигателей, осуществляется непосредственно от согласующего трансформатора Т1; питание различных блоков управления, источников питания вспомогательных электроприводов — от специального трансформатора цепей yпpaвления 15Т1; центрального информационного дисплея — от трансформатора 13Т1. Подача напряжения сети на машину и защита силовой части электрооборудования обеспечиваются главным автоматическим выключателем Q66. Подача напряжения питания на трансформатор цепей управления и их защита осуществляются автоматическим is) включателем Q65. Питание цепей управления от трансформатора 15Т1 обеспечивает гальваническую развязку с сетью, что повышает безопасность работы на машине. Типовая структурная схема электроснабжения печатной машины приведена на рис. 23.1 Автоматизированные электроприводы печатных машин представляют собой различные по сложности системы автоматического управления — начиная от простейших разомкнутых систем управления электроприводами на базе асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, осуществляющих пуск. торможение и реверс двигателя, без регулирования скорости, до многоконтурных замкнутых систем электроприводов постоянного и переменного тока, обеспечивающих стабилизацию одной или нескольких регулируемых координат. Замкнутые системы автоматического управления (САУ) электроприводами (ЭП) могут быть аналоговыми, цифроаналоговыми и цифровыми. Аналоговые САУ ЭП строятся с использованием аналоговых элементов задания скорости, регуляторов, систем управления преобразователями и электродвигателями постоянного и переменного тока, являющимися в электроприводах объектом регулирования. Цифроаналоговые САУ ЭП выполняются по структуре с подчиненным регулированием координат. Они содержат аналоговую и цифровую части. Аналоговыми элементами таких систем являются контур регулирования тока якоря, силовые преобразователи, пропорциональная часть регулятора скорости и двигатели. К цифровой части системы относится устройство задания скорости и интенсивности разгона, контур регулирования скорости (интегральная часть регулятора) и импульсный датчик скорости. Дальнейшее совершенствование цифроаналоговых систем электропривода связано с введением полностью цифрового регулятора скорости, узла задания скорости и интенсивности разгона. В этом случае аналоговая часть состоит из контура регулирования тока якоря двигателя постоянного тока (ДПТ), силового преобразователя и собственно ДПТ. Цифровые системы управления электроприводами . Разделение устройств на аналоговые и цифровые связано с формой представления в пространстве информации, обрабатываемой этими устройствами, и соответствующе и аппаратурой для их реализации. Для цифровой формы представления переменных характерно обозначение величины цифровым кодом с использованием только двух чисел -1 и 0, которые при физических состояниях обозначают: в релейных контактных элементах — включено и выключено, в бесконтактных элементах — высокий и низкий потенциал. Цифровые САУ ЭП предполагают использование в системе только цифровых (импульсных) устройств. Поэтому к полностью цифровым системам может быть отнесен электропривод, в котором в качестве исполнительного двигaтеля используется бесконтактный (бесщеточный) двигатель постоянного тока (БДПТ). широко Применяемый в регулируемых электроприводах офсетных печатных машин фирмы Heidelberg в качестве главного и вспомогательных электроприводов. Это стало возможно в связи с тем, что ведущие электротехнические фирмы («Симменс» и другие) освоили выпуск БДПТ мощностью от нескольких ватт до десятков киловатт. Электродвигатели постоянного и переменного тока как элементы автоматизированных систем управления электроприводами. В электроприводах офсетных печатных машин в качестве двигателя главного привода используются двигатели постоянного тока с независимой обметкой возбуждения и бесконтактные двигатели постоянного токa различных мощностей, определяемых типом печатных машин. В качестве двигателей вспомогательных электроприводов печатных машин главным образом используются однофазные и трехфазные двигатели переменного тока, однако в случае необходимости регулирования скорости могут использоваться ДПТ и БДПТ самых различных мощностей. Для анализа систем автоматического управления (САУ) электроприводами необходимо иметь достаточно полное представление о двигателях постоянного ( рис. 23.2 В общем случае двигатели постоянного тока описываются следующими уравнениями: где R — суммарное сопротивление якорной цепи, Ом; L — полная индуктивность якорной цепи, Гн; Обычно k, Ф = const, тогда kФ = С — постоянная электрической машины — может быть определена по паспортным данным, т.е. где Индуктивность якорной цепи может быть определена по формуле где Индуктивность якорной цепи можно определить по эмпирической формуле Совместное решение уравнений системы (1) относительно U/C = Уравнения (4) и (5) в операторной форме при нулевых начальных условиях имеют вид Передаточные функции при возмущении по управлению: Здесь Для установившегося режима работы из (1) при равенстве нулю всех производных получим уравнение электромеханической характеристики: Отсюда с учетом М = IC получим уравнение механической характеристики: Жесткость механической характеристики ( рис. 23.4 где Бесконтактный двигатель постоянного тока ( рис. 23.5 В качестве датчика положения ротора используются датчики Холла, магнитодиоды, магниторезисторы и т.д. В некоторых случаях БДПТ (рис. 23.6) оснащаются встроенными импульсными датчиками скорости — тахогенсраторами. БДПТ по принципу действия аналогичен коллекторной машине постоянного тока. Роль щеточно-коллекторного узла в БДПТ выполняют ДПР и ПК, обеспечивающие переключение секций якорной обмотки в зависимости от относительного положения якоря и ротора. Поэтому регулирование скорости и математическое описание БДПТ такое же, как и ДПT с независимой обмоткой возбуждения ( рис. 23.7 Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (АД к.з.р.). При исследовании переходных процессов в трехфазных асинхронных двигателях целесообразно принять следующие допущения, позволяющие в доступной математической форме выразить соотношение основных параметров и координат двигателя: намагничивающие силы обмоток двигателя распределены синусоидально вдоль окружности воздушного зазора; потери в стали статора и ротора отсутствуют; обмотки статора и ротора строго симметричны со сдвигом осей обмоток на 120 насыщения магнитной цепи нет. С учетом принятых допущений и на основании анализа уравнений электрического равновесия, для трех обмоток статора и проведения ряда преобразований можно составить структурную схему асинхронного двигателя при управлении скоростью изменения угловой частоты напряжения статора, при условии постоянства потокосцепления. Это проще всего сделать путем представления координат двигателя в относительных единицах, приняв за базовые значения номинальные величины: р — число пap полюсов; Передаточная функция АД в операторной форме имеет вид: где Или в упрощенном виде где Структурная схема и механические характеристики АД к.з.р. приведены на рис. 23.8 Полупроводниковые силовые преобразователи в САУ ЭП . При рассмотрении силовых полупроводниковых преобразователей (ПП) как элементов САУ ЭП cлeдyeт считать их дискретными элементами. Управляющий сигнал, приходящий на управляющий элемент полупроводникового прибора (тиристора, силового транзистора и т.д.), не вызывает мгновенного изменения выходного напряжения преобразователя. Время запаздывания, свойственное ПП, зависит от частоты сети, схемы силовой части и угла отпирания. Предельное значение времени запаздывания равно: где m — число фаз преобразователя; где Здесь Тогда передаточная функция ПП в целом имеет вид где Раскладывая степенную функцию в ряд, приближенно получим Тогда передаточная функция ПП примет вид В инженерных расчетах суммарная постоянная времени ПП ( рис. 23.10 Принцип построения цифроаналоговой системы стабилизации скорости электропривода ( рис. 23.11 ЦИ ( рис. 23.12 УРИ распределяет импульсы РСИ производит алгебраическое суммирование поступающиx импульсов На вход PC поступают напряжение задания скорости Напряжение выхода регулятора скорости Аналоговую часть системы автоматического управления электроприводом, построенную по принципу подчиненного регулирования, можно представить одним звеном с передаточной функцией На рисунке Передаточные функции регулятора скорости цифроаналоговых и аналоговых систем весьма схожи, соответственно и переходные процессы аналогичны. Наличие цифровой части в САУ ЭП обеспечивает большую точность поддержания заданной скорости, чем в аналоговых системах. Принцип построения цифровой системы стабилизации скорости электропривода . При необходимости получения точности поддержания заданной скорости на уровне 0,01% используют цифровые системы стабилизации скорости (ЦССС) электроприводов ( рис. 23.14 В таких системах скорость задается с помощью цифрового задатчика интенсивности разгона, обеспечивающего требуемый темп нарастания сигнала задания скорости где q — число импульсов ИДС за интервал времени На выходе РСИ после окончания интервала времени получается число Это число запоминается в регистре ИP2 и подается в цифровую систему управления преобразователем. В случае использования в системе наиболее распространенного ПИ-регулятора скорости числовое значение задания скорости, поступающее на вход управляемого выпрямителя, будет равно: где В цифровой части используются сумматор ИМ2 и регистр ИР3. Интегральная составляющая равна алгебраической сумме текущего значения отклонения Цифровой регулятор скорости и все цифровые устройства системы управления выполняются на базе серийно выпускаемых цифровых элементов или реализуются с помощью специальных микропроцессоров и ЭВМ. Управляемый выпрямитель (УВ) преобразует персменный ток сети в постоянный с заданным значением напряжения которое подается на полупроводниковый коммутатор (ПК), управляющий бесконтактным двигателем постоянного тока элсктропривода. Система управления главным электроприводом размещается в центральном блоке управления машины. В зависимости от требований, предъявляемых к точности поддержания заданной скорости печатной машины, выбирается соответствующая САУ ЭП с ДПТ или БДПТ. Главный электропривод на основе ДПТ построен по замкнутой системе подчиненного регулирования и представляет собой цифроаналоговую систему стабилизации скорости машины (рис. 23.15). САУ ЭП содержит три контура: внутренний контур регулирования тока якоря, включающий в себя регулятор тока якоря (РТ), тиристорный преобразователь (ТП), датчики тока ТП; следующий — контур регулирования напряжения якоря, который состоит из усилителя (У), регулятора тока якоря, тиристорного преобразователя, датчика напряжения якоря. Внешний контур регулирования скорости включает в себя: суммирующее устройство СУ1, регулятор скорости (РС), суммирующее устройство СУ2, промежуточный усилитель (У), суммирующее устройство СУ3, регулятор тока якоря, ДПТ, импульсный датчик скорости HWI (тахогенератор), устройства обработки сигнала обратной связи по скорости (ФП1 и ФП2). Система автоматического управления электроприводом печатной машины состоит из следующих функциональных блоков ( рис. 23.15 В электроприводах полиграфических машин основными возмущающими воздействиями, вызывающими изменения скорости двигателя, являются изменение момента сопротивления на валу двигателя (определяется конструктивными особенностями машин) и колебания напряжения сети (допустимые стандартные отклонения напряжения сети от +10% до -15% от Изменение нагрузки на валу ДПТ приводит к изменению его скорости и сигнала тахогенератора НWI, который после обработки в ФП1 и ФП2 поступает в СУ1, это приводит к изменению Изменение напряжения сети Здесь К = 1,35 — коэффициент для трехфазных симметричных схем ТП; Изменение Ud ведет к изменению скорости двигателя, далее система отрабатывает возмущение по ранее рассмотренному алгоритму. Блок SLT содержит два встречно-параллельно включенных силовых тиристорных преобразователе А1 и А2 для обеспечения реверсивной работы двигателя (М) главного привода ( рис. 23.17 Кроме силовой части ТП1, ТП2 и системы фазового управления (SBM 1, 2) блок SLT содержит стабилизированный источник питания обмотки возбуждения (Feld) ДПТ (узел ЕЗ). расположенный на плате управления SVT (E4). Узел E2 блока SLT предназначен для выработки сигналов обратной связи, пропорциональных напряжению якоря ДПТ (UD), току, потребляемому тиристорными преобразователями А1 и А2 (ID1, ID2), напряжению питающей сети (UST, USR). Эти сигналы поступают на вход регулятора тока якоря SRK ИСУ. На плате SVT расположены усилитель напряжения управления Регулятор тока якоря SRK работает в режиме ограничения тока якоря. При токе якоря больше максимально допустимого значения сигнал обратной связи по току якоря Контроль температурного режима силовой части тиристорного преобразователя осуществляется с помощью специальных тсрмодатчиков Сигнал задания скорости подается на вход системы управления от специальной платы управления главным двигателем Srk, которая связана с вычислительным устройством управления печатной машиной CPTronic. Рассмотренная система управления главным периодом печатной машины является типовой и используется в некоторых листовых и рулонных офсетных печатных машинах фирмы Heidelberg. Главный электропривод печатных машин на базе БДПТ относится к цифровым системам стабилизации скорости двигателя. Блок-схема главного электропривода представлена на рис. 23.18 В качестве двигателя привода М используется трехобмоточный БДПТ с двухполупериодным питанием обмоток от полупроводникового коммутатора KVT. Электродвигатель имеет встроенный тахогенератор Т и датчики Холла. Блок питания двигателя BLT кроме KVT содержит электронную плату управления ТТК. Питание всех электронных узлов платы управления ТТК осуществляется от вспомогательного источника постоянного тока GRM48. Сигналы от импульсного датчика скорости НWI, установленного на печатной машине, через плату ввода-вывода информации ESK поступают на вычислительную плату REK1. Обработанная информация с REK1 подается на плату управлсния MSK блока BLT. Работу главного привода на базе БДПТ по поддержанию заданной скорости при действии двух основных возмущающих воздействий — изменения момента сопротивления на валу двигателя и колебаний напряжения сети — рассмотрим по функциональной схеме привода, приведенной на рис. 23.19 Внешний контур регулирования скорости включает в себя импульсный датчик скорости HWI, установленный на валу печатной машины, плату ввода-вывода информации ESK. вычислительную плату REK1, плату управления MSK, блок питания двигателя BLT и электродвигатель М. Этот контур обеспечивает поддержание заданной скорости печатной машины. Два внутренних контура по скорости двигателя и положению ротора БДПT обеспечивают жесткость механической характеристики двигателя посредством управления полупроводниковым коммутатором KVT через электронный блок управления ТТК (см. рис. 23.18). При изменении скорости двигателя в результате возмущающего воздействия С выхода PC сигнал задания скорости Блок питания BLT состоит из двух основных частей — силовой KVT и устройства управления ТТК ( рис. 23.20 Силовая часть представляет собой трехфазную мостовую схему переключателей на мощных транзисторах, обеспечивающих двухполупериодное питание обмоток двигателя М и регулирование напряжения на обмотках якоря посредством силового транзистора, включенного на входе KVT. К силовой части BLT относятся узел обратной связи по току SMM и нерегулируемый преобразователь напряжения сети в постоянный ток для обеспечения питания KVT. Управление силовыми ключами KVT ( рис. 23.21 Схема устройства управления ТТК содержит вспомогательный источник питания ( Сигналы отдатчиков температуры и включения узлов поступают на специальный блок обеспечения безопасной работы печатной машины. Рассмотренные системы автоматического управления приводом на базе ДПТ с независимой обмоткой возбуждения и БДПТ применяются в листовых и рулонных ротационных офсетных печатных машинах фирмы Heidelberg. В некоторых случаях для многосекционных печатных машин возможно применение многодвигательного электропривода, тогда каждая печатная секция, бумагопитающее устройство и фальцаппарат приводятся в движение индивидуальным электродвигателем. Синхронизация скорости всех двигателей осуществляется по управляющему воздействию, т.е. создается «электрический вал». К вспомогательным электроприводам (ВЭП) печатных машин относятся приводы стола самонаклада, устройства транспортировки бумаги, дукторных валов красочного и увлажняющего аппаратов, вакуумных и гидравлических насосов и т.д. Вспомогательные электроприводы строятся на базе БДПТ и трехфазных асинхронных двигателям с короткозамкнутым ротором (АД к.з.р.). Структурная схема управления ВЭП представлена на рис. 23.22 Сигналы управления ВЭП поступают от вычислительной платы REK, которая, в свою очередь, входит в состав центрального устройства управления машиной CPTronic , где заложена программа управления печатной машиной. Плата ESK служит для связи вычислительной платы REK с платой управления НАК и для введения команды ручного управления от соответствующих кнопок. От платы управления НАК сигналы поступают на платы непосредственного управления АД к.з.р. (плата STK) и БДПТ (плата LTК). Управление БДПТ осуществляется посредством цифрового сигнала, поступающего на плату питания LTK, силовая часть которой представляет собой трехфазную мостовую схему транзисторных ключей, обеспечивающих двухполупериодное питание обмоток якоря ВДПТ ( рис. 23.23 Управление транзисторными ключами осуществляется логическим устройством распределения управляющих импульсов в соответствии с сигналами, поступающими от трех датчиков Холла и импульсного тахогенератора, встроенных в двигатель (рис. 23.23). Выбор типа LTK по напряжению питания (48/120 В) и максимально допустимой мощности (50/500 Вт) зависит от типа приводного двигателя. Напряжение питания LTK ( рис. 23.24 В случае необходимости использования электропривода для перемещения устройства на двух фиксированных скоростях, например нормальное и ускоренное перемещение стола самонаклада или стола приемного устройства листовых ротационных печатных машин, могут использоваться БДПТ с двумя комплектами обмотки якоря. Обмотки переключаются с помощью электромагнитного реле, управляемого электронной платой ВАК. В случае оснащения ВЭП электромагнитным тормозом в схему управления вводится дополнительная плата управления тормозом и электромагнитными реле ВАК ( рис. 23.25 Между всеми блоками управления происходит обмен информацией, что позволяет осуществлять контроль и управление электроприводами. Двухскоростные электроприводы со ступенчатым регулированием скоростей могут строиться на базе АД к.з.р. с двумя комплектами обмоток статора с различным числом пар полюсов, которые переключаются с помощью электромагнитных реле ( рис. 23.26 , а Полная структурная схема управления вспомогательными электроприводами офсетных печатных машин фирмы Heidelberg представлена на рис. 23.27 Управление сервоприводами. Сервоприводы используются в системах позиционирования устройств настройки технологических процессов, выполняемых на данном конкретном оборудовании. Эти электроприводы (малой мощности) выполняются на базе ДПТ ( рис.23.28 Вычислительная плата REК2 вырабатывает сигналы, зaдaющиe режим работы сервопривода, и через плату аналоговой памяти SAK воздействуют на плату управления SSK. Блок питания двигателя SSM представляет собой мостовую схему включения транзисторов. В диагональ моста включенa цепь якоря ДПТ. Направление вращения двигателя зависит от состояние транзисторов в противоположных плечах моста ( рис. 23.29 Для обеспечения прямого направления вращения двигателя необходимо привести в открытое состояние транзисторы B1 и А2, при этом В2 и А1 закрыты. Для реверсирования направления вращения необходимо привести в открытое состояние В2 и A1, a B1 и А2 должны быть закрыты. Использование бесконтактного управления направлением вращения и скоростью двигателя повышает надежность работы сервоприводов. Рассматриваемая система у правления сервоприводом является замкнутой системой по положению исполнительного механизма (ИМ). Датчиком положения ИМ является специальный потенциометр R. Аналоговый сигнал с датчика положения ИМ поступает на вход платы управления SSK и преобразуется с помощью АЦП в цифровую форму. Сигнал задания сравнивается с текущим значением сигнала обратной связи. Заданием на перемещение ИМ является разность сигналов задания и обратной связи. Система управления сервоприводом отрабатывает сигнал заданием до тех пор, пока угол поворота вала двигателя не станет равным заданному. Контроль состояния изоляции проводников, питающих электрооборудование печатной машины, осуществляется специализированным модулем IWM. В случае пробоя изоляции сигнал от IWM через плоский кабель FEM поступает на блок предварительной обработки сигнала ЕАК. который осуществляет согласование между сигналами датчиков модуля IWM и платой управления ESK, с этой платы сигналы управление передаются на вычислительные платы REK1, REK2 и плату аналоговой памяти ( рис. 23.30 В результате срабатывания системы безопасности работы на машине происходит воздействие на специальный «аварийный» выключатель, который обесточивает машину. Система безопасности ( рис. 23.31 Все возникающие неисправности. относящиеся к системе безопасности, индицируются на специальном дисплее, что позволяет оперативно обнаружить и устранить неисправность, после чего машина возвращается в рабочее состояние. © Центр дистанционного образования МГУП |