Классификация оборудования для технического обслуживания и ремонта автомобилей
Затраты на поддержание автомобиля в техническом состоянии, порой превышает в несколько раз затраты на изготовление новых автомобилей, поэтому одним из наиболее важных направлений по повышению производительности труда ремонтных рабочих и подразделений ремонтных служб АТП с одновременным повышением качества работ и эффективности всего производства является внедрение новейших технологий с использованием современного высокопроизводительного оборудования, комплексной механизацией и автоматизированному процессу ТО и Р автомобиля.
Технология – это последовательность действий по изменению состояния объекта и его физико-механических свойств.
Технологическое оборудование – это оборудование, которое непосредственно взаимодействует с объектом.
Все оборудование классифицируется:
1. По функциональному назначению.
2. По степени специализации.
3. По степени подвижности.
4. По технологическому назначению.
5. По виду рабочего вещества (воздух, вода, пар).
6. По типу рабочего органа.
7. По типу привода рабочего органа.
8. По степени автоматизации.
Оборудование для выполнения уборочно-моечных работ. (УМР)
Работа автомобиля в различных погодных и дорожных условиях сопровождается различного рода загрязнениями кузова и шасси. Под влиянием загрязнений происходит необратимые изменения химических и физических свойств лакокрасочных покрытий. Как результат лаковая пленка кузова постепенно разрушается и тускнеет вследствие действия окислителя термических и фотохимических процессов.
В городских условиях в близи движущегося транспорта концентрация пыли 0,05-0,5 г/м 3 . Прочность удерживать частицу на поверхности зависит от ее чистоты, размера частиц и влажности воздуха.
Пылинка 1-2 мкм осевшие на поверхности, невозможно удалить струей сжатого воздуха, поэтому после высыхания поверхности, вымытая струей воды, на ней остается осадок из пылинок, удалить которые можно механически.
1. Механический метод основан на удалении загрязнений путем приложения к ним сил воздействий.
2. Физико-химический метод предполагает удаление или преобразование загрязнений за счет молекулярных превращений, растворения, создания эмульсий и др.
3. Биологический метод основан на разрушении загрязнений микроорганизмами.
Часто совмещают механические и физико-химические способы очистки.
Например: мойка автомобилей производится водой с добавками щелочных составов моющих средств, вследствие чего значительно увеличивается скорость мойки и повышается ее качество.
Это объясняется тем, что жирные кислоты нефтяных загрязнений вступают в реакцию со щелочью моющего средства, в результате которой образуется легко растворимые вещества, мыло или соль.
Молекулы мыла обладают гидрофобными (гидрофильными) свойствами, т.е. одна часть молекулы мыла ориентируется в сторону молекулы воды, а другая в сторону молекулы жира, благодаря этому происходит интенсивное смачивание, снижается поверхностное натяжение раствора, он хорошо проникает в трещины и в поры, создавая раскисливающее давление и открывает загрязнение с очищаемой поверхности.
Особенно активно моющий раствор действует при добавлении ПАВ (поверхностно активных веществ). Для усиления очищаемой способности применяют механическое воздействие струи и щеток.
По способу выполнения уборочно-моечных работ различают: ручную, полумеханическую, автоматическую.
Способ мойки выбирают в зависимости от мощности предприятия, суточной программы.
С небольшой программой преобладает ручная мойка, на средних и крупных предприятиях появляется возможность установки автоматических установок различного типа. Так же могут применятся поточные линии с использованием высокопроизводительных сооружений для очистки воды в целях ее многократного использования при мойки.
На крупных АТП применяют механизированные моечные установки, которые классифицируют по следующим признакам:
По конструкции рабочего органа.
По относительному перемещению автомобиля и рабочих органов установки.
б) подвижные (с перемещением рабочих органов вдоль установки автомобиля).
По условиям применения.
Механизированная моечная установка состоит из двух систем – гидравлической и механической.
Гидравлическая система состоит из душевого устройства, трубопроводов и насоса.
Рабочим органом струйных установок является насадки виде сопел, вмонтированные в систему трубопровода для подачи воды и моющего раствора.
Механическая система состоит из привода для качения или вращения труб с соплами и ротационных щеток с приводом.
Рабочим органом щеточных установок является ротационные щетки, к которым подается вода или раствор под давлением 0,2-0,4 МПа.
Щеточные установки применяются для мойки легковых автомобилей, автобусов и фургонов.
Струйные установки применяются для мойки грузовых автомобилей и специализированного транспорта.
Комбинированные установки имеют, как сопла, так и щетки.
В процессе мойки, окрашенные части кузова смачивают струей воды, иногда с моющим раствором. После этого кузов протирается ротационными волосяными щетками с непрерывным подводом воды. За тем кузов ополаскивается и сохнет.
При использовании струйных установок операция смачивания и мойки совмещены, но иногда для смачивания устанавливают отдельные рамки.
Нижнюю часть шасси в любом случае моют струей воды свыше 0,8 МПа. Процесс мойки занимает 1-3 минуты.
Для обеспечения удобного доступа к автомобилю могут быть оборудованы боковые канавы или эстакады. Площадки или канавы должны иметь водонепроницаемый пол с уклоном 2-3 0 в сторону стекания воды. Автомобиль может перемещаться с помощью конвейера или самоходно, между двумя постами устанавливают водонепроницаемую перегородку.
Преимущества и недостатки отдельных видов установок.
(+) Струйные установки просты, компактны и небольшая металлоемкость, универсальны.
(-) Большой расход воды и низкое качество мойки.
(+) Щеточные установки обеспечивают более качественную мойку, значит сокращается расход воды, в два раза возрастает производительность.
(-) Сложность конструкции, возможность повреждения лакокрасочного покрытия нитями щеток, невозможность применения для грузовых автомобилей.
Струйно-щеточные установки совмещают + и — струйных и щеточных установок.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.
Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)
Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.
При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.
Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.
Категория условий эксплуатации | Характеристика условий эксплуатации | ТО-1 | ТО-2 |
Периодичность, км | |||
1 (легкие) | Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии | 1600-1800 | 8000-9000 |
2 (средние) | Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения | 1300-1500 | 6500-7500 |
3 (тяжелые) | Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) | 1000-1200 | 5000-6000 |
Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.
Тип автомобиля | Основные агрегаты |
Грузовой автомобиль | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм |
Легковой автомобиль или автобус | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов |
Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.
Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.
Агрегаты | Базовая деталь |
Двигатель (со сцеплением) | Блок цилиндров |
Задний мост | Картер заднего моста |
Передний мост | Балка передней оси или поперечина независимой подвески |
Коробка передач | Картер коробки передач |
Рулевой механизм | Картер рулевого механизма |
Подъемный механизм | Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора |
Мощности
Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.
Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.
Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.
Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.