- ПМ.02 «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов»
- 4 Электронный ресурс « Библиотека электроэнергетика». Форма доступа http://elektroinf.narod.ru/
- 3.2.3. Дополнительные источники
- 1. Петросов С.П. Диагностика и сервис бытовых машин и приборов: Учебник / С.П. Петросов, С.Н. Алехин, А.В. Кожемяченко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
- 2. Портала О.Н. Справочник по ремонту бытовых электроприборов / О.Н. Портала – СПб.:Наука и Техника, 2010 – 400 с.
- 3. Раннев Г.Г. Методы и средства измерений: учебник / Г.Г. Раннев, А.П. Тарасенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
- 4. Фишман Б.Е. Ремонт, наладка, испытания бытовых электроприборов: учебник для техникумов. — 2-е изд., перераб. и доп. / — М.: Легпромбытиздат, 1991. — 240 с.
- 5. Черницкий И.И., Потупиков И.Л. Ремонт бытовых электрических приборов и машин в домашних условиях. / И.И. Черницкий. — М.: Машиностроение, 1992 – 160 с.
ПМ.02 «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов»
к программе СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
МИНИСТЕРСТВО общего и профессионального ОБРАЗОВАНИЯ Свердловской области
ГОсударственное бюджетное профессиональноЕ
образовательное учреждение Свердловской области
Директор ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум»
_____________ С.М. Звягинцев
«____» _____________ 2018 г.
ПМ.02 «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов»
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Форма обучения заочная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Программа рассмотрена на заседании ПЦК технического профиля ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум»
Председатель цикловой комиссии
___________ / Т.А. Кудряшова
« 30 » августа 2018 г.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 « Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов » разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки № 1196 от 7 декабря 2017 г., и с учетом примерной основной образовательной программы по соответствующей специальности, зарегистрированной в государственном реестре примерных основных образовательных программ от 30 июля 2018 г. №180730.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичский политехникум»
Кудряшова Татьяна Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ СО «Богдановичский политехникум»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПМ.02 «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов»
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.1.2 . Перечень профессиональных компетенций
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов
Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт
выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту бытовой техники; диагностики и контроля технического состояния бытовой техники.
организовывать обслуживание и ремонт бытовых машин и приборов;
оценивать эффективность работы бытовых машин и приборов;
эффективно использовать материалы и оборудование;
пользоваться основным оборудованием, приспособлениями и инструментом для ремонта бытовых машин и приборов;
производить расчет электронагревательного электрооборудования;
производить наладку и испытания электробытовых приборов.
классификацию, конструкции технические характеристики и области применения бытовых машин и приборов;
порядок организации сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники;
типовые технологические процессы и оборудование при эксплуатации, обслуживании, ремонте и испытаниях бытовой техники;
методы и оборудование диагностики и контроля технического состояния бытовой техники;
прогрессивные технологии ремонта электробытовой техники.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Из них на освоение МДК 33
В том числе, самостоятельная работа 1
на практики, в том числе учебную 18
и производственную 36
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Суммарный объем нагрузки, час.
Объем профессионального модуля, час.
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Обучение по МДК
Лабораторных и практических занятий
Курсовых работ (проектов) [1]
Раздел 1. Осуществление диагностики и контроля технического состояния бытовой техники
Раздел 2. Организация эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовой техники
Производственная практика (по профилю специальности), часов
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся
МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов
Раздел 1. Осуществление диагностики и контроля технического состояния бытовой техники
1. Задачи модуля, его содержание.
Тема 1.1 Диагностика и контроль бытовой техники и приборов
1. Диагностирование и контроль состояния бытовых машин и приборов. Диагностическое, контрольно-измерительное оборудование для обслуживания бытовых машин и приборов. Бытовая техника как объект диагностирования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа №1 Расчет нагревательных элементов бытовой техники
Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1
Работа со специализированными сайтами сети Интернет Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы.
Основные понятия и определения диагностики и контроля технического состояния оборудования
Прогнозирование исправной работы бытовой техники. Методы диагностирования.
Производственный и технологические процессы ремонта бытовых машин и приборов
Классификация технологических процессов ремонта
Учебная практика раздела №1
Диагностирование и контроль электробытовой техники с электромеханическими компонентами
Использование оборудования, приспособлений, инструментов и приборов, применяемых при диагностировании и контроле параметров электробытовой техники.
МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов
Раздел 2 Организация эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовой техники
Тема 2.1 Техническое обеспечение эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовых машин и приборов
1. Способы восстановления деталей и повышения их износостойкости
Тема 2.2 Технологические процессы работы, эксплуатация, обслуживание и ремонт деталей бытовых машин и приборов
1. Способы организации обслуживания и ремонта электробытовой техники. Технологические процессы работы, эксплуатации и ремонта бытовых холодильников. Требования к отремонтированным бытовым холодильникам и методы их испытания.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа №2 Ремонт фенов
Практическая работа №3 Ремонт паровых утюгов
Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 2
Работа со специализированными сайтами сети Интернет Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов лабораторных работ, и подготовка к их защите.
Изучение технологии ремонта электродвигателей применяемых в бытовых машинах и приборах
Изучение технического паспорта бытовой техники различных фирм: холодильники и морозильники, стиральные машины, бытовые гладильные машины, посудомоечные бытовые машины, бытовые уборочные машины, электропылесосы, СВЧ печи, приборы микроклимата в том числе стационарные кондиционеры и климатизеры, автомобильные кондиционеры. Технологическое оборудование для эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовых машин и приборов: бытовых холодильных приборов, машин для обработки белья, электропылесосов и электрополотеров, электробритв.
Способы устранения неисправностей холодильников, машин для обработки белья, электродвигателей, электропылесосов и электрополотеров кухонных электроприборов.
Техника безопасности при диагностике, ремонте и испытаниях бытовых машин и приборов.
Учебная практика раздела 2
Обнаружение неисправностей и ремонт бытовых электронагревательных приборов.
Обнаружение неисправностей и ремонт приборов личной гигиены.
Обнаружение неисправностей и ремонт вентиляторов.
Использование оборудования, приспособлений, инструментов и приборов, применяемых при ремонте вентиляторов, бытовых электронагревательных приборов и приборов личной гигиены.
Диагностирование электробытовой техники с электронными компонентами.
Диагностирование электробытовой техники с электромеханическими компонентами
Анализ возможных причин отказов электробытовой техники.
Контроль за нагревом электрических машин
Контроль электрических и механических отказов электрических машин
Контроль за работой защиты электрического оборудования бытовой техники
Контроль за работой сигнальных устройствОрганизация работ по техническому обслуживанию электробытовой техники и приборов
Обслуживание и ремонт холодильников и морозильников, стиральных машин, гладильных машин, посудомоечных машин уборочных машин, пылесосов, СВЧ печей, приборов микроклимата
Испытания и определение ресурсов работы бытовой техники.
Наладка после испытания бытовой техники
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочие места по количеству обучающихся: стенды для сборки электрических схем;
— рабочее место мастера производственного обучения с комплектом оборудования для управления системой снабжения рабочих мест электроэнергией;
— комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
— техническая и технологическая документация, методическое обеспечение;
— стенды с образцами проводов, кабелей, кабельной арматуры, и изоляционными материалами;
— комплекты монтажного инструмента;
— вытяжная и приточная вентиляция;
— наборы инструментов и приспособлений;
— средства для оказания первой помощи;
— комплекты средств индивидуальной защиты;
— средства противопожарной безопасности.
Лаборатория «Технической эксплуатации и обслуживания электрического и электро-механического оборудования»
— Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
— техническая документация, методическое обеспечение;
— стенды и оборудование для выполнения лабораторных занятий;
— электроизмерительные приборы для выполнения лабораторных работ;
— компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
лабораторные стенды, компьютер, интерактивная доска, комплект учебных видеофильмов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование. Общепромышленные механизмы и бытовая техника :учебник. /Е.М. Соколова — М.: Издательский центр «Академия», 2017г. – 224 с.
2. Акимова Н.А., Монтаж техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования: учебник. /Н.А. Акимова, Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин. — М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 304 с.
3. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТЭУ – Красноярск. — 2014.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Ремонт малой бытовой техники [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2015.— 108 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/53847.html.— ЭБС «IPRbooks»
Электронный ресурс «Металлургия, промышленная автоматика, космическая техника, виртуальные комплексы, электроэнергия». Форма доступа www . labstand . ru
2. Электронный ресурс «Учебная литература». Форма доступа www . mirknig . su
3 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТЭУ : zametkielectrika.ru (Заметки Электрика)
4 Электронный ресурс « Библиотека электроэнергетика». Форма доступа http://elektroinf.narod.ru/
5 Электронный ресурс «Электричество и схемы». Форма доступа http://www.elektroshema.ru
6 Электронный ресурс «Электробезопасность». Форма доступа http://elektrobezopasnost.narod.ru
7 Электронный ресурс «Школа для электрика. Статьи, советы, полезная информация по устройству, наладке, эксплуатации и ремонту электрооборудования» Форма доступа www.ElectricalSchool.info
3.2.3. Дополнительные источники
1. Петросов С.П. Диагностика и сервис бытовых машин и приборов: Учебник / С.П. Петросов, С.Н. Алехин, А.В. Кожемяченко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
2. Портала О.Н. Справочник по ремонту бытовых электроприборов / О.Н. Портала – СПб.:Наука и Техника, 2010 – 400 с.
3. Раннев Г.Г. Методы и средства измерений: учебник / Г.Г. Раннев, А.П. Тарасенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
4. Фишман Б.Е. Ремонт, наладка, испытания бытовых электроприборов: учебник для техникумов. — 2-е изд., перераб. и доп. / — М.: Легпромбытиздат, 1991. — 240 с.
5. Черницкий И.И., Потупиков И.Л. Ремонт бытовых электрических приборов и машин в домашних условиях. / И.И. Черницкий. — М.: Машиностроение, 1992 – 160 с.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля
ПК 2.1 Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
Организация рабочего места.
Выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений, электромонтажного, измерительного и вспомогательного инструмента;
Выполнение эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовой техники в соответствии с технологическим процессом и требованиями ПУЭ.
Осуществление контроля качества производимых работ
Наблюдение за выполнением работ на предмет соответствия с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
Наблюдение за выполнением работ на предмет использования индивидуальных средств защиты в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности при проведении работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
Оценка преподавателя (мастера производственного обучения) результатов выполнения учебно-производственных работ в соответствии с технологической и инструкционной картой
Интерпретация наблюдений за процессом выполнения эксплуатации, обслуживания и ремонта бытовой техники по перечню параметров.
ПК 2.2 Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
Организация рабочего места.
Применение методов диагностики и контроля технического состояния бытовой техники
Анализ состояния бытовых машин и приборов после визуального осмотра
Оценка эффективности работы бытовых машин и приборов;
Контроль параметров оборудования в соответствии с требуемой документацией
Выбор технологического оборудования и технологической оснастки: приспособлений, измерительного и вспомогательного инструмента диагностики и контроля технического состояния бытовой техники
Выполнение контроля технического состояния бытовой техники.
Выполнение диагностики неисправностей бытовой техники в соответствии с алгоритмом поиска неисправностей.
Наблюдение за выполнением работ на предмет соответствия с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
Наблюдение за выполнением работ на предмет использования индивидуальных средств защиты в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности при проведении слесарных работ.
Оценка преподавателя (мастера производственного обучения) результатов выполнения учебно-производственных работ в соответствии с технологической и инструкционной картой
Интерпретация наблюдений за процессом выполнения диагностики и контроля технического состояния бытовой техники по перечню параметров.
ПК 2.3 Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
Организация рабочего места.
Чтение электрических схем бытовой техники
Использование прогрессивных технологий ремонта электробытовой техники
Выполнение расчета электронагревательного оборудования;
Выполнение наладки и испытаний электробытовых приборов;
Оценивание эффективности работы бытовых машин и приборов;
Осуществление контроля качества производимых работ .
Наблюдение за выполнением работ на предмет соответствия с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
Наблюдение за выполнением работ на предмет использования индивидуальных средств защиты в соответствии с требованиями техники безопасности, пожарной безопасности при проведении монтажных и ремонтных работ.
Оценка преподавателя (мастера производственного обучения) результатов выполнения учебно-производственных работ в соответствии с технологической и инструкционной картой
Экспертная оценка преподавателя (мастера производственного обучения) в сравнении с эталоном.
Интерпретация наблюдений за процессом выполнения наладки, регулировки и проверки бытовой техники по перечню параметров.
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
демонстрация знаний основных источников информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
самостоятельный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в профессиональной деятельности;
способность оценивать эффективность и качество выполнения профессиональных задач;
способность определять цели и задачи профессиональной деятельности;
знание требований нормативно-правовых актов в объеме, необходимом для выполнения профессиональной деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
способность определять необходимые источники информации;
умение правильно планировать процесс поиска;
умение структурировать получаемую информацию и выделять наиболее значимое в результатах поиска информации;
умение оценивать практическую значимость результатов поиска;
верное выполнение оформления результатов поиска информации;
знание номенклатуры информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
способность использования приемов поиска и структурирования информации.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
умение определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
знание современной научной профессиональной терминологии в профессиональной деятельности;
умение планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
способность организовывать работу коллектива и команды;
умение осуществлять внешнее и внутреннее взаимодействие коллектива и команды;
знание требований к управлению персоналом;
умение анализировать причины, виды и способы разрешения конфликтов;
знание принципов эффективного взаимодействие с потребителями услуг;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
демонстрация знаний правил оформления документов и построения устных сообщений;
способность соблюдения этических, психологических принципов делового общения;
умение грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
знание особенности социального и культурного контекста;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
знание сущности гражданско — патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной деятельности по профессии;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
умение соблюдать нормы экологической безопасности;
способность определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности;
знание правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
знание методов обеспечения ресурсосбережения при выполнении профессиональных задач.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
умение применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;
демонстрация знаний основ здорового образа жизни;
знание средств профилактики перенапряжения.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
способность применения средств информационных технологий для решения профессиональных задач;
умение использовать современное программное обеспечение;
знание современных средств и устройств информатизации;
способность правильного применения программного обеспечения в профессиональной деятельности.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
способность работать с нормативно-правовой документацией;
демонстрация знаний по работе с текстами профессиональной направленности на государственных и иностранных языках.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
демонстрация знаний финансовых инструментов;
умение определять инвестиционную привлекательность коммерческих проектов;
способность создавать бизнес-план коммерческой идеи;
умение презентовать бизнес-идею.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы