- Виды ремонта грузовых автомобилей
- Виды ремонта грузового автомобиля Iveco
- Мелкий ремонт грузовиков
- Капитальный грузовой ремонт
- ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
- Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей
- Периодичность планового технического обслуживания
- Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
- Виды и профилактика ремонта грузовых автомобилей
- Важность регулярного ТО
- Распространенные ремонтные работы
- Профилактика ремонтных работ
- Регламент на ТО грузовых автомобилей
- Регламенты
Виды ремонта грузовых автомобилей
В наши дни грузовые автомобили встречаются повсеместно и являются незаменимыми помощниками в любой сфере деятельности человека. В зависимости от типа машины, от ее грузоподъемности, грузовики имеют разное предназначение: транспортировка мебели, строительных материалов, негабаритных грузов, промышленных товаров, продуктов питания и др. С их помощью осуществляются не только внутригородские грузоперевозки и грузоперевозки по стране, а также грузоперевозки по международным маршрутам. Периодическое техобслуживание и ремонт грузовых автомобилей неизбежны.
Необходимость в ремонте может возникнуть по нескольким причинам:
- Восстановление и ремонт грузовика после ДТП;
- Поломки или сбой в работе коробки передач;
- Повреждение ходовой части;
- Деформация кузова, подвески;
- Износ деталей в условиях эксплуатации авто и др.
Виды ремонта грузового автомобиля Iveco
Профилактический осмотр
Данный этап ремонта iveco представляет собой диагностику основных механизмов автомобиля на соответствие техническим нормам. Использование некачественного топлива и присадок зачастую выводят из строя топливную систему, поэтому она подвергается наиболее тщательной проверке. Периодически требуется замена фильтров (воздушного, масляного и топливного).
Мелкий ремонт грузовиков
Работы включают в себя кузовной ремонт грузовиков, устранение незначительных неполадок в работе системы, замену отдельных запчастей, механических узлов, а также удаление вмятин с кузова.
Капитальный грузовой ремонт
Комплекс работ по капитальному ремонту грузовиков состоит из сборки/разборки автомобиля, из полного обновления и замены электропроводки и электрооборудования, из капитального ремонта кабины, двигателей внутреннего сгорания, гидромеханических передач, главной передачи, шасси и т.д.
Периодичность проведения сервиса для iveco напрямую зависит от конкретной марки грузовой техники и составляет от 20 до 120 000 км пробега. Регулярные сервисные проверки позволяют своевременно выявлять и устранять сбои в работе системы, в результате чего автомобиль прослужит намного дольше. Данные меры не только способствуют продлению срока службы автомобиля, но и избавляют от дорогостоящего грузового ремонта в виде замены основных механизмов.
ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации
Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.
ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.
Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей
Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.
Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.
Периодичность планового технического обслуживания
Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:
• Ежедневное обслуживание (ЕО);
Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:
• ЕО – каждый день (раз в сутки);
• ТО-1 – не менее 4000 км;
• ТО-2 – не менее 16 000 км.
Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.
Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.
Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.
Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» — такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.
Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.
Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО
Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.
Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.
Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.
Второе ТО. При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.
Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.
Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.
Виды и профилактика ремонта грузовых автомобилей
Грузоперевозки с использованием автомобильного транспорта по праву считаются самым недорогим способом доставки товаров. Помимо этого грузовики используют многочисленные строительные компании. Выход машин из строя означает, что грузоперевозчик будет ежедневно терять часть собственной прибыли, однако задача, которую может решить не каждый сервисный центр – ремонт грузовых автомобилей, по силам лишь сервису, имеющему в наличии специализированное оборудование и подготовленных к тяжелым работам мастеров.
Важность регулярного ТО
Срок службы грузовиков продлевают при помощи регулярного технического обслуживания. Только так можно обнаружить какие-либо сбои в работе всех узлов и агрегатов техники, а значит, обезопасить себя от возможных расходов, если впоследствии машине понадобится ремонт. Основная операция профилактического осмотра – диагностика, которую выполняют, используя специальные устройства. Помимо этого в грузовых автомобилях меняют моторное масло, регулируют работу двигателя, занимаются отладкой тормозов и выполняют другие мелкие работы.
Распространенные ремонтные работы
Специалисты выделяют ряд самых распространенных ремонтных работ грузовых автомобилей:
- средний или капитальный ремонт двигателя с заменой ремня ГРМ, прокладок, притиркой клапанов, заменой поршневых колец и другими работами с мотором;
- отладка или замена элементов системы торможения при обнаружении даже незначительных неполадок должна выполняться в обязательном порядке, ведь от ее исправности зависит не только жизнь шофера грузовика, но и всех остальных участников дорожного движения;
- радиаторы очень часто приходят в негодность из-за губительного воздействия коррозии.
Профилактика ремонтных работ
Чаще всего приходиться прибегать к ремонту грузовых автомобилей вовсе не из-за попадания их в аварийную ситуацию. Повредить какую-либо из их систем может некачественное топливо или бракованные смазочные материалы. Если при проведении незначительного ремонта использовать запасные части плохого качества, это тоже может впоследствии привести к куда более серьезным поломкам.
Также большой ошибкой является то, что некоторые грузоперевозчики пытаются экономить на плановом обслуживании своих машин, а ведь они ежедневно перевозят десятки тонн груза, что негативно сказывается на работе абсолютно всех агрегатов автомобилей. Конечно, владельцы отечественных авто могут обратиться в свои сервисные сервисы. Для грузовиков иностранного производства такой возможности, как правило, нет.
Регламент на ТО грузовых автомобилей
Статистика говорит о том, что грузовой автомобиль в России проходит в среднем от сорока до двухсот пятидесяти тысяч километров в год. Для того, чтобы обеспечить бесперебойное и беспроблемное функционирование транспортного средства, нужно регулярно проходить техническое обслуживание. В этой статье мы проведем небольшой ликбез и расскажем о рекомендуемой периодичности подобных проверок, а также основных процедурах, что входят в ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО.
Регламенты
Интервалы между проверками (ТО) — это далеко не прихоть производителей либо дилеров, а строго регламентированный государственными органами промежуток. Отклонение от текущих норм фактически не является законодательным нарушением, однако вполне может стать причиной появления каких-либо проблем (например, если в результате пренебрежения стандартами технического обслуживания вы попадете в аварию). Выделим существующие нормы в виде перечня:
ЕО (ежедневное обслуживание) — не является обязательным и проходится при необходимости.
ТО-1 (техническое обслуживание первого порядка) — проводится согласно условиям завода изготовителя, но редко встречаются интервалы более 60 тыс. км пробега или не реже 1 раза в год.
ТО-2 — (техническое обслуживание второго порядка) — осуществляется так же согласно заводским рекомендациям.
СТО (сезонное техническое обслуживание) — осуществляется при переходе с летнего сезона на осенний и с зимнего на весенний.
Стоит отметить, что многие производители устанавливают свои рекомендуемые сроки, однако они редко сильно отличаются от приведенных выше. Также данные сроки могут сильно меняться в том случае, если речь идет об обкатке автомобиля. В таком случае ТО-1 обычно происходит несколько раньше — примерно спустя тысячу километров пробега.