- «ГружеНый» или «гружеННый» — как правильно пишется слово?
- Определение части речи
- Основное правило
- Алгоритм действий
- Подсказки для запоминания
- Выполнение упражнений
- Тестовые варианты
- Исправление ошибок
- Морфологический разбор «гружённая»
- «Гружённая» (причастие)
- Значение слова «грузить» по словарю С. И. Ожегова
- Морфологический разбор причастия
- Полная и краткая форма страдательных причастий (несовершенный вид)
- Времена и падежи страдательных причастий (несовершенный вид)
- Разобрать другое слово
«ГружеНый» или «гружеННый» — как правильно пишется слово?
Определение части речи
Чтобы выяснить, как пишется слово «груженый», важно верно определить часть речи, поскольку отглагольное прилагательное и причастие предполагают различные варианты написания. Есть несколько признаков, которые позволят дифференцировать слова одной части речи от другой:
- Для образования причастия всегда используется производящая основа глагола совершенного вида. Прилагательные же происходят от несовершенного вида глаголов.
- Основное значение причастий — признак, привязанный к уже совершенному действию, то есть то, что уже случилось. Отглагольные же прилагательные обозначают признак действия, которому еще только предстоит произойти.
Похожие по форме на прилагательные, причастия являются страдательными пр. времени. Например: решенный пример — пример, который уже решили. Написанное эссе — эссе, которое написали. Это причастия. Напротив, «печеная картошка» — которую пекли (что делали, несов. вид), «жареное сало» — которое жарили (тоже несов. вид). Соответственно, два последних примера — отглагольные имена прилагательные.
Таким образом, рассматриваемая лексическая единица может относиться к различным частям речи, от чего и зависит напрямую норма правописания. Однако ударение в любом случае ставится на втором слоге.
Основное правило
Итак, первый шаг в определении того, как пишется «груженные» или «груженые» — это верная установка части речи. Если это прилагательное, то писать следует одну букву Н. Слово в данном случае образовано от глагола «грузить» несовершенного вида. Примеры правильного написания:
- За забором стоял груженый автомобиль.
- Груженый грузовик не приехал в пункт назначения.
- Груженый поезд мчится вдаль и вскоре должен был подъехать к станции.
- Груженая баржа неторопливо проплыла по водной глади.
Иная ситуация наблюдается, если частью речи является полное причастие. В этом случае, в соответствии с правилом, следует писать удвоенную Н. Примеры:
- Груженный песком грузовик въехал во двор.
- Загруженный пассажирами автобус медленно отъезжал от станции.
- Груженный стройматериалами Камаз весил несколько тонн.
- Груженная продовольственными товарами баржа плыла очень медленно.
Определиться с вариантом написания поможет подсказка. У причастия (которое пишется с НН) обязательно должна быть либо приставка, либо зависимое слово (груженная (чем?) — песком). Таким образом, у слова «погруженный» часть речи — причастие, а верное написание предполагает употребление двух согласных Н в суффиксе.
Алгоритм действий
Чтобы определиться, как писать «груженые» или «груженные» правильно, следует определить часть речи, поскольку от нее напрямую зависит применяемая языковая норма. Действовать можно по такому алгоритму:
- Разобрать слово по составу и выявить, имеется ли у него приставка. Наличие этой морфемы выдает причастие.
- Проверить, есть ли зависимые слова. То есть попробовать задать от лексемы вопрос. Зависимые лексемы являются признаком причастия.
- Выяснить, от какого именно глагола произошло словообразование. Если он несовершенного вида, значит, речь идет о прилагательном. В противном случае это страдательное причастие.
Пример: «Колонна груженых машин ехала по улице». Действуя по алгоритму, следует разобрать слово по морфемам: груж — корень, ен — аффикс, -ых — окончание. В составе нет приставки. Далее проверяется наличие/отсутствие зависимых компонентов. От данной лексической единицы в составе синтаксической конструкции нельзя задать вопрос, поэтому зависимых элементов она не имеет.
Наконец, третий шаг — определение слова, от которого произошло образование. Этот глагол «грузить», отвечает на вопрос «что делать», соответственно, несовершенного вида. Вывод: в предложении используется прилагательное, которое, по нормам русского языка, следует писать с одной согласной Н.
Второй пример: Груженный песком и кирпичами вагон прицепили к локомотиву. Первая стадия — разбор по составу: груж — корень, енн — суффикс, -ый — окончание. Приставки нет, поэтому следует перейти ко второму шагу. Груженный (чем?) песком и кирпичами. Это зависимые слова, которые позволяют сделать вывод — речь идет о страдательном причастии, в аффиксе которого пишется удвоенная Н.
Третий пример: Перегруженный состав добирался до места три дня. На первом шаге уже становится понятно, какая часть речи используется: приставка пере-, корень груж-, суффикс -енн, флексия -ый. В слове имеется приставка, поэтому оно является страд. прич. и пишется с НН.
Для сравнения:
- Груженый самосвал — груженный углем самосвал.
- Груженый грузовик — груженный арбузами и дынями грузовик.
- Груженый корабль — груженный лесом корабль.
- Груженый автомобиль — груженный вещами автомобиль.
В первом случае используются отглагольные прилагательные, во втором — причастия.
Подсказки для запоминания
Чтобы не допускать ошибок и писать слово правильно, можно воспользоваться таким простым стихотворением:
Причастие дружит с приставкой.
Имеет слова в подчиненье.
Писать его нужно с НН
Без каких-либо сомнений.
А имя прилагательное — гордый житель.
Оно само по себе.
Вот почему его суффикс
Содержит одно лишь Н.
В небольшом стишке содержатся два ключевых признака, которые помогают отграничивать слова различных частей речи друг от друга. Это наличие/отсутствие приставки и зависимых слов.
Еще один простой вариант запоминания правильного варианта написания подобных орфограмм — по аналогии. В слове «прилагательное» одна согласная Н, поэтому суффикс «ен» также предполагает написание единичного Н. В слове «причастие» букв Н нет, вот почему, чтобы ему не было обидно, в аффиксе употребляется удвоенная комбинация. Способ запоминания каждый школьник может выбрать тот, который ему ближе и проще, главное, чтобы правило четко отложилось в голове и своевременно употреблялось.
Выполнение упражнений
Самый лучший способ запомнить нормы написания — выполнить ряд упражнений, которые доведут навык до автоматизма и помогут навсегда уяснить, в каком варианте следует писать Н, а в каком — НН. Популярной языковой задачей является такая: переписать предложения, раскрывая скобки.
Примеры:
- Василий нагрузил телегу дровами. Груже (н, нн) ая и тяжелая, она ехала очень медленно.
- Груже (н, нн) ый зерном, хлебом и мясом состав подъезжал к городу.
- Тяжело груже (н, нн) ая платформа занимала много места.
- Фургон, груже (н, нн) ый пиломатериалами, мчался с огромной скоростью.
- Перегруже (н, нн) ая баржа огибала рукав реки.
Чтобы верно раскрыть скобки, следует использовать приведенный выше алгоритм. Первое предложение: приставки нет, зависимые слова отсутствуют. Образование было от слова «грузить» — несов. вида. Соответственно, использовано прилагательное, пишется с суффиксом -ен.
Во втором предложении приставки нет, однако присутствуют зависимые слова, значит, это причастие, суффикс которого — енн.
Третье предложение: приставка отсутствует, однако имеется зависимый элемент — «тяжело», поэтому вновь причастие, которое следует писать с НН. Далее — четвертый пример, в составе лексической единицы приставки нет, но благодаря зависимому слову можно сделать вывод, что это причастие и написать НН по всем правилам.
Наконец, пятый пример. Уже на первом шаге становится понятным, что это причастие (поскольку имеет приставку), которое пишется с удвоенной согласной.
Тестовые варианты
Современным школьникам приходится выполнять и различные тестовые задания, которые позволяют подготовиться в ЕГЭ и научиться применять свои знания в решении нестандартных заданий. Например, необходимо выбрать тот вариант ответа, в котором допущена ошибка:
- Груженая баржа.
- Груженный золотом локомотив.
- Перегруженая сумка.
Чтобы правильно решить задание теста, следует применить правило и алгоритм. Первый вариант: приставки и зависимые компоненты отсутствуют, образовано от глагола несов. вида, это прилагательное, которое верно написано с одной Н.
Второй вариант: имеется зависимое слово, поэтому часть речи определяется как причастие, которое совершенно правильно употреблено с НН.
Третья буква: несмотря на наличие приставки выбрана одна Н, поэтому именно здесь налицо ошибка. Вот почему правильным ответом на тестовое задание будет третий. Другой вариант теста — найти среди предложенных тот, в котором слово употреблено верно. Для его решения используется аналогичный порядок действия.
Исправление ошибок
Еще один эффективный способ отработки норм — выполнение упражнений по исправлению неверного написания. Здесь предполагается такой порядок действия: найти слово с орфограммой, после чего — проанализировать его, понять, допущена ли ошибка. Затем следует ее исправить, подчеркнуть и объяснить. Пример:
Разгруженая баржа стояла на берегу. Данное слово по принадлежности к части речи является страдат. прич., имеет в составе приставку, поэтому написано с ошибкой. Верный вариант — разгруженная.
Сзади к нему подъехала перегружонная телега. Это слово с приставкой, образованное от глагола сов. вида, кроме того, написано, как и полагается причастию, с НН. Однако ошибка в том, что вместо буквы «е» в суффиксе поставили «о». Правильно будет «перегруженная».
Недогруженая лодка скрывалась из вида. Наличие приставки позволяет сделать вывод, что слово является причастием и пишется с НН. Образовано от глагола «недогрузить».
Груженный состав удалялся вдаль, машинист хорошо знал свое дело. Приставки и зависимых элементов нет, для образования использовался глагол несов. вида. Соответственно, в предложении использовалось отглагольное прил., которое следует писать с Н.
Выгруженые вещи валялись на полу, создавая беспорядок. Здесь, напротив, причастие (о чем говорит приставка вы-), образованное от «выгрузить», поэтому верный вариант предполагает использование двух Н.
Таким образом, само правило не представляет собой особой сложности, если ответственно подойти к его изучению. В отглагольных прилагательных всегда Н, в страдательных причастиях — НН.
Морфологический разбор «гружённая»
В данной статье мы рассмотрим слово «гружённая», являющееся причастием. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Гружённая» (причастие)
Значение слова «грузить» по словарю С. И. Ожегова
- Наполнять грузом
- Складывать груз куда-нибудь, помещать в качестве груза
Морфологический разбор причастия
- I Часть речи: причастие;
- II Начальная форма: грузить;
- III Морфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- страдательное
- невозвратное
- переходное
- прошедшее время
- несовершенный вид
- Б. Непостоянные признаки:
-
- женский род, единственное число, полная форма
- именительный падеж
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
Полная и краткая форма страдательных причастий (несовершенный вид)
Форма | Время | Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|---|---|
полная | прошедшее | Какой? груженный | Какое? груженное | Какая? груженная | Какие? груженные | настоящее | Какой? грузимый | Какое? грузимое | Какая? грузимая | Какие? грузимые |
краткая | прошедшее | Каков? гружен | Каково? гружено | Какова? гружена | Каковы? гружены | настоящее | Каков? грузим | Каково? грузимо | Какова? грузима | Каковы? грузимы |
Времена и падежи страдательных причастий (несовершенный вид)
Падеж | Время | Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
---|---|---|---|---|---|
именительный | прошедшее | Какой? груженный | Какое? груженное | Какая? груженная | Какие? груженные | настоящее | Какой? грузимый | Какое? грузимое | Какая? грузимая | Какие? грузимые |
родительный | прошедшее | Какого? груженного | Какого? груженного | Какой? груженной | Каких? груженных | настоящее | Какого? грузимого | Какого? грузимого | Какой? грузимой | Каких? грузимых |
дательный | прошедшее | Какому? груженному | Какому? груженному | Какой? груженной | Каким? груженным | настоящее | Какому? грузимому | Какому? грузимому | Какой? грузимой | Каким? грузимым |
винительный | прошедшее | Какого? Какой? груженного, груженный | Какого? Какое? груженное | Какую? груженную | Каких? Какие? груженные, груженных | настоящее | Какого? Какой? грузимого, грузимый | Какого? Какое? грузимое | Какую? грузимую | Каких? Какие? грузимые, грузимых |
творительный | прошедшее | Каким? груженным | Каким? груженным | Какой? груженною, груженной | Каким? груженными | настоящее | Каким? грузимым | Каким? грузимым | Какой? грузимою, грузимой | Каким? грузимыми |
предложный | прошедшее | О каком? груженном | О каком? груженном | О какой? груженной | О каких? груженных | настоящее | О каком? грузимом | О каком? грузимом | О какой? грузимой | О каких? грузимых |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора: Найти
Причастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и обозначают действие, которое ещё не завершено.
Несовершенного вида могут быть действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени:
Действительное | Страдательное | |
---|---|---|
Прошедшее время | сотрудник, работавший допоздна — сотрудник, который (что делал?) работал допоздна | взрыв, виденный издалека — взрыв, который (что делали?) видели издалека |
Настоящее время | сотрудник, работающий допоздна — сотрудник, который (что делает?) работает допоздна | взрыв, видимый издалека — взрыв, который (что делают?) видят издалека |
Невозвратные причастия образуются от невозвратных глаголов (без постфикса -ся (-сь)). Могут быть:
- переходными и непереходными: мама, одевающая дочку (перех.); собака, идущая на поводке (неперех.);
- действительными и страдательными: дети, гуляющие в парке (действ.); обед, приготовленный бабушкой (страд.).
Переходные причастия образуются от переходных глаголов, обозначают, что действие направлено на другой объект.
Могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога.
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершил действие кто-то другой.
- прошедшего и настоящего времени: мороженое, купленное мамой (прош. вр.); звук, слышимый издалека (наст. вр.);
- совершенного (только в прошедшем времени) и несовершенного вида: чемодан, собранный в поездку (сов.); чемодан, собираемый в поездку (несов.);
- полными и краткими: посуда (какая?), вымытая дочкой (полн.); посуда (какова?) вымыта дочкой (крат.).
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Полные причастия отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», бывают страдательными и действительными:
- действительные: папа (какой?), объясняющий задачу; бабушка (какая?), читавшая газету; дети (какие?), играющие в догонялки;
- страдательные: клубника (какая?), выращенная на грядке; трава (какая?), скошенная газонокосилкой; девочки (какие?), одетые нарядно; звук (какой?) слышимый издалека.