- Грунтовка для авто и ее роль в ремонте
- Виды и характеристики грунта
- Правила нанесения
- Подготовка
- Первичный
- Вторичный
- Сушка
- Как выбрать грунтовку для автомобиля
- Назначение и применение
- Состав и технические характеристики
- Расход на 1 м2
- Преимущества и недостатки
- Общие правила нанесения автомобильных грунтов
- Виды грунтовочных составов для автомобилей
- Кислотный и реактивный грунт
- Эпоксидный грунт
- Акриловый двухкомпонентный грунт
- Грунт для пластика
- Нанесение, сушка и шлифовка грунтовки
- Обзор популярных производителей
Грунтовка для авто и ее роль в ремонте
Грунтование является основой для нанесения лакокрасочного покрытия. Именно от грунта зависит долговечность, прочность, качество и эстетическая привлекательность наружного декоративного слоя. Правильно подготовленный базис защищает от ржавчины, обеспечивает прочное сцепление краски с металлом, частично выравнивает поверхность кузова, скрывая места перехода шпатлевки в железо.
Чтобы решить эти комплексные задачи, важно придерживаться технологии. Вначале следует подготовить поверхность, затем нанести первичный, вторичный слой грунта и правильно их высушить.
Виды и характеристики грунта
На современном рынке автомобильной химии представлено широкое многообразие грунтовок. По назначению их можно разделить на две большие группы: первичные и вторичные.
Первичные грунты (праймеры) называют травящими, антикоррозионными, адгезионными. Их наносят на открытые участки металла, шпатлевку, области, наиболее подверженные коррозионным процессам. Они образуют фундамент, на котором строится вся многослойная архитектура декоративной защиты кузова автомобиля. Поэтому важнейшим качеством данных материалов является обеспечение качественного «сцепления» между собой основных слоев. Кроме того, одна из основных задач автомобильных грунтовок этой группы – предотвращение образования ржавчины.
Наиболее оптимальным сочетанием этих свойств отличаются кислотосодержащие разновидности, которые бывают однородными и двухкомпонентными. Данные праймеры характеризуются отличной адгезией к различным кузовным металлам. Они быстро сохнут, надежно защищают от коррозии, образуя на поверхности кузова пленку из нерастворимых фосфатов. Кроме того, «кислотники» агрессивно взаимодействуют с железом на молекулярном уровне, преобразовывая ржавчину и формируя прочное соединение с кузовом.
Вторичные грунты (филлеры) называются наполнителями или выравнивателями. Их задача – заполнять неровности на ремонтируемых поверхностях. Кроме того, эти материалы изолируют основание кузова от агрессивных растворителей, входящих в состав автомобильных эмалей. Филлеры также характеризуются хорошей адгезией со всеми материалами.
Правила нанесения
Грунтование кузова авто нужно проводить в строгом соответствии с технологией, придерживаясь следующей последовательности.
Подготовка
Перед началом работ следует тщательно подготовить рабочую зону, зачистить металл от грязи и ржавчины, зашпатлевать неровности, затереть и обезжирить поверхность. Используя малярную ленту или специальную пленку, закрыть стекла, ручки и другие части кузова от попадания агрессивных компонентов грунта.
При этом нужно избегать оклеивания кузовных элементов непосредственно вблизи зоны ремонта, поскольку в таком случае возможно образование «ступенек». Напоследок рекомендуется обдуть все сжатым воздухом.
Первичный
Праймеры характеризуются жидкой консистенцией, поэтому для их нанесения следует использовать краскопульты с диаметром дюза 1,3-1,6 мм.
Первый слой нельзя наносить слишком обильно, поскольку избыточное количество агрессивного растворителя может повредить поверхность кузова, привести к появлению дефектов покраски. С другой стороны, слой основания не должен быть слишком сухим, поскольку в таком случае существует опасность попадания воздуха с дальнейшим вздутием последующих слоев.
В идеале вначале должен быть нанесен тонкий слой, равномерно покрывающий всю поверхность без малейших промежутков. После просушки наносится еще 1-2 «мокрых» слоя. Общая толщина не должна превышать 15 мкм, то есть, антикоррозионный слой не просвечивает при визуальном осмотре.
Вторичный
Для распыления филлеров подойдет краскопульт с дюзами размером 1,6-2 мм. При работе с ними особое внимание следует уделять общей толщине этой разновидности грунта, отдельных его слоев.
Если межслойная выдержка будет недостаточной, а наполнение слишком толстым, то возникнет проблема с усадкой материала и его затвердением. Нанесение краски на такую основу не будет сопровождаться хорошей адгезией, а может вызвать ее сжатие и вздутие, поскольку в таких случаях поверхностная пленка лакокрасочных материалов образуется быстрее на фоне испарения растворителей грунтовки.
Сушка
Праймеры и филлеры после нанесения можно сушить при комнатной температуре. В таком случае придется ждать от 3 до 12 часов до момента, когда можно будет приступать к их шлифовке перед покраской.
Использование современных технологий значительно ускоряет процесс. Например, внутри камеры с температурой +60 градусов по Цельсию грунтовка высыхает за 20-30 минут, под инфракрасными лучами – за 15-20 минут. Важно размещать лампу на расстоянии не менее 70 см.
Таким образом, правильная грунтовка выполняет важную роль для защиты кузова от коррозии, создания качественного эстетически привлекательного лакокрасочного покрытия. Главное при выполнении работ – придерживаться рекомендаций по технике нанесения, общей толщине, количеству слоев, времени межслойной и общей сушки.
Как выбрать грунтовку для автомобиля
Грунтовка для автомобиля очень важна при нанесении лакокрасочного покрытия на металлические и пластиковые поверхности. Она является своеобразной основой при покраске машины.
Но нужно хорошо разбираться в составе и свойствах грунтовки, а также способах ее нанесения, ведь на рынке представлены всевозможные разновидности смеси, которые подходят для проведения определенных индивидуальных действий.
Вообще автомобильную грунтовку наносят с целью защиты авто от возникновения ржавчины. Это обычно осуществляется еще на заводе, где выпускаются новые агрегаты, но существуют варианты, когда необходимо покрасить автомобиль своими руками, либо на пунктах ремонта машин после аварии. Тогда нужно разобраться, как правильно покрыть поверхность грунтовкой, и какой именно. О видах покрытий и способах обработки кузова мы и расскажем в данной статье.
Назначение и применение
Грунтовка является веществом, которое образует защитный слой между предварительно обработанной поверхностью и краской.
Разделяют несколько основных типов смеси:
- Для применения на металлических поверхностях, имеющий в составе эпоксид. Данный вид очень устойчив к проникновению жидкости, так как структура плотная, не требует шлифовки, поэтому применяется при первичной обработке авто;
- При выравнивании повреждений. Густота позволяет придать ровную форму металлу, при этом грунт обладает хорошими антикоррозионными свойствами;
- Состав, использующийся, как герметик. Относится к финишным составам для ремонта автомобилей. Предотвращает проникновению частиц краски в смесь и препятствует его разъеданию.
Основными правилами применения смеси являются:
- Нанесение грунтовки производится только на обезжиренную и очищенную поверхность;
- Распыляется при помощи краскопульта;
- Грунт должен полностью высохнуть, перед тем, как производить матование;
- При использовании способа «мокрым по мокрому», рекомендуется применять смесь и ЛКП одного производителя;
- Если требуется произвести заливку кузова, то такой материал не применяется, а используется шпатлевка в жидком виде;
Важно! Необходимо строго соблюдать пропорции при соединении отвердителя и основного компонента, чтобы обеспечить максимальные положительные качества грунтовки.
Состав и технические характеристики
Свойства и характеристики грунтовок различаются от видов и предназначения смесей для авто. По принципу действия различают следующие типы:
- Пассивирующая. Помогает окислить покрытие при помощи свинцового сурика. После обработки металлические детали находятся в пассивном состоянии;
- Фосфотирующая. В составе имеется кислота ортофосфорная, образующая защитную пленку, защищающую от перепадов температур и влаги. Следующий слой наносится очень хорошо, вследствие высоких адгезивных свойств грунтовки;
- Протекторная. Имеет восстанавливающие свойства, так как активным компонентом является цинковый порошок, образуя оцинкованную поверхность. При негативном воздействии происходит разрушение цинка, при этом сам основной металл остается невредимым;
- Модифицирующая. Распыляют материал непосредственно на ржавчину, не использую зачистки, но следует соблюдать температурный режим, не допуская понижения до предела в 15 градусов;
- Изолирующая. Хорошо располагается на поверхности кузова, защищая от влаги.
Внимание! Все типы грунтовок недостаточно противостоят перепадам погодных условий, поэтому обязательно сверху наносить лак, либо краску.
В зависимости от быстроты высыхания различают оно компонентную смесь, которая долго сохнет, и двухкомпонентную, состоящую из главного вещества и отвердителя, время достижения конечной консистенции значительно меньше. Также реже, но применяют спиртовые грунтовки, которые впоследствии, либо портят металл, либо их нелегко шлифовать.
Расход на 1 м2
Количество материала, расходуемого при обработке поверхности, различается в зависимости от типа грунтовки для авто, но в среднем этот показатель составляет от 50 до 140 г/м2.
Преимущества и недостатки
Хоть данный материал и не виден при конечном результате, но он является одним из самых главных компонентов при ремонте авто. Поэтому качественный препарат не может стоить мало. Недорогие вещества впоследствии проявляют усадку, после чего могут образоваться вмятины на кузове и повредить лакокрасочные материалы. Следующим этапом может быть возникновение коррозии, после чего все действия при ремонте придется повторять снова.
Но при выборе качественной грунтовки для авто, она позволит:
- Повысить устойчивость металла к появлению ржавчины;
- Подготовить поверхность повреждения на авто для дальнейшего окрашивания;
- Образовать ровное покрытие, одновременно защищающее от мелких повреждений.
При проведении процедуры грунтовки авто перед окрашиванием самостоятельно, следует иметь:
- Соответствующую одежду для защиты от химических веществ;
- Оборудование для распыления и уметь с ним обращаться;
- Подготовленное для выполнения работы помещение
Общие правила нанесения автомобильных грунтов
Грунтовка автомобильная должна наноситься только на подготовленное покрытие. Наносят материал в местах с отличной вентиляцией, так как данные вещества для защиты автомобиля от ржавчины имеют в составе токсичные вещества. Рекомендуется применение респиратора.
При приготовлении смеси, следует обратить внимание на консистенцию. Если она слишком густая, то может забиваться средство для распыления, тогда используются растворители для разбавления. При слишком жидком составе возможно образование потеков.
Если поврежденная поверхность небольшая, то можно использовать грунтовку в баллонах. Такое средство нет необходимости разбавлять, при этом возможен подбор цветовой гаммы под расцветку краски, а также просто добавить краску в грунтовку.
Виды грунтовочных составов для автомобилей
Н сегодняшний день на строительном и автомобильном рынке представлено огромное количество материала для грунтовки металлической поверхности авто. Рассмотрим основные популярные и распространенные виды смесей.
Кислотный и реактивный грунт
Этот тип относится к первичному материалу при нанесении. Используется на неочищенном металле, и даже на предыдущих остатках краски. В составе главным действующим веществом является кислота ортофосфорная, которая плохо реагирует с покрытиями, имеющими полиэфирное основание. Данная кислотная грунтовка для авто великолепно адгезируется и защищает поверхность от коррозии, но рекомендуется поверх смеси нанести автомобильный акриловый грунт, состоящий из двух компонентов.
Важно! Запрещено наносить ЛКМ сразу на данный вид грунтовки.
Материал следует применять не толстым слоем, что при этом не мешает качественно защитить поверхность авто от ржавчины.
Эпоксидный грунт
Этот вид не является химическим веществом, так как предполагает защиту металла авто в физическом плане, не позволяя кислороду и жидкостям достигнуть покрытия, за счет образования толстой и прочной пленки, при этом образуя антикоррозийные свойства грунта.
Применение эпоксидной грунтовки по металлу для авто позволяет использовать поверх покрытия шпаклевку, в отличие от остальных материалов против возникновения и распространения коррозии на металле. Это практически единственная смесь, не допускающая впоследствии возникновение пузырьков, что значительно повышает срок службы ремонтируемой детали.
Благодаря отличной адгезии, возможно применение нескольких слоев грунтовки, предварительно просушив покрытие.
При использовании жидкой шпатлевки, рекомендуется нанести материал, содержащий эпоксид, как до, так и после нанесения.
Также такой вид смеси является прекрасным изолятором между новой краской и слоем старого ЛКМ.
Но при всех преимуществах вещества, следует иметь в виду, что данный состав имеет большую жесткость, вследствие чего трудно поддается обработке. Поэтому чаще всего его применяют, как первоначальное покрытие, после чего наносят специальный наполнитель.
Акриловый двухкомпонентный грунт
Данный акриловый грунт для авто обычно применяют в качестве спрея или распылителя. Является одним из наиболее распространенных видов. На него нет необходимости наносить эпоксидные и кислотные материалы, машину можно просто жестянить, матовать, шпатлевать и наносить двухкомпонентную грунтовку. Эту смесь применяют обычно для выравнивания повреждений, и она очень быстро высыхает.
Грунт для пластика
Такую грунтовку используют обычно для ремонта бампера. Как правило, данный тип относится к однокомпонентным, и является веществом, усиливающим адгезию. Наносить следует при помощи специального пистолета, использующегося для окрашивания деталей. Он увеличивает соприкосновение пластиковых частей авто, повышает взаимодействие применяемых лаков, имеющих в составе акрил, либо полиуретан.
Нанесение, сушка и шлифовка грунтовки
Как наносить грунтовку, чтобы максимально защитить кузов от ржавчины, подробно рассматривалось выше.
Чтобы определить, сколько сохнет покрытие, нужно обратиться к инструкции по применению конкретного материала. Этот процесс может существенно отличаться по времени, достигая несколько суток.
Как правило, после высыхания смеси, шлифуют место повреждения, используя наждачную бумагу. Производить действие следует без нанесения влаги, чтобы уменьшить время сушки. После чего можно смело окрашивать поверхность.
Обзор популярных производителей
Самыми известными и популярными марками, распространенными в России, являются следующие производители:
- Ярославская фирма Vika. Недорогое вещество, с быстрым, но недолговечным применением;
- Польская компания Novol. Более дорогой вариант, но значительно выигрывающий в качестве перед предыдущим производителем;
- REOFLEX. Приобрел популярность из-за небольшой цены и оптимального расхода, причем качество ничем не уступает остальным распространенным брендам.