Гост шины строительных машин

ГОСТ 8430-2003 Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION,
METROLOGY AND CERTIFICATION

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
И РУДНИЧНЫХ МАШИН

ИПК Издательство стандартов

Цели , основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации . Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации . Стандарты межгосударственные , правила , рекомендации по межгосударственной стандартизации . Порядок разработки , принятия , обновления и отмены»

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 86 «Шины пневматические для тракторов , сельскохозяйственных машин и большегрузных автомобилей»

ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации , метрологии и сертификации ( протокол № 23 от 22 мая 2003 г .)

За принятие проголосовали :

Краткое наименование страны по МК ( ИСО 3166 ) 004 — 97

Код страны по МК ( ИСО 3166 ) 004 — 97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2004 г . № 35- ст межгосударственный стандарт ГОСТ 8430-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2005 г .

4 ВЗАМЕН ГОСТ 8430-85

Информация о введении в действие ( прекращении действия ) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты» .

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе ( каталоге ) «Национальные стандарты» , а текст изменений в информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

1 Область применения . 2

2 Нормативные ссылки . 3

3 Определения . 3

4 Классификация, обозначения, основные параметры и размеры .. 4

5 Технические требования . 5

6 Правила приемки . 6

7 Методы испытаний . 7

8 Транспортирование и хранение . 8

9 Указания по эксплуатации . 9

10 Гарантии изготовителя . 9

Приложение А Обозначения, основные параметры, размеры и нормы эксплуатационных режимов шин . 10

Приложение Б Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях . 14

Приложение В Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости . 18

Приложение Г Символы скоростей и соответствующие им скорости, применяемые при эксплуатации шин . 19

Приложение Д Индексы нагрузок и соответствующие им значения нагрузок . 19

Pneumatic tyres for earthmoving, loading and mining machines.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины ( далее — шины ) для строительных , дорожных , подъемно — транспортных , рудничных ( шахтных ) машин и прицепов ( полуприцепов )- тяжеловозов , предназначенных для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 45 °С .

Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и шины для катков .

Обязательные требования к качеству шин изложены в 4.5 ( в части обозначения , размеров , норм эксплуатационных режимов ), 5.2.1, 5.2.3, 5.4.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации . Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 4.494-94 Система показателей качества продукции . Шины для внедорожных карьерных автомобилей , тракторов , строительных , дорожных , подъемно — транспортных , рудничных и сельскохозяйственных машин . Номенклатура показателей .

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические . Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры , вакуумметры , мановакуумметры , напоромеры , тягомеры и тягонапоромеры . Общие технические условия

ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей , прицепов к ним , автобусов и троллейбусов . Технические условия

ГОСТ 7463-2003 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин . Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические . Технические условия

ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления . Общие технические условия

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования . Общие технические условия

ГОСТ 10409-74 ( ИСО 4107-95 ) Колеса автомобильные с разборным ободом . Основные размеры . Общие технические требования

ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм . Технические условия

ГОСТ 12715-95 ( ИСО 4250-2-91 ) Шины повышенной проходимости и ободья . Часть 2. Нагрузки и внутренние давления

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции . Испытания и контроль качества продукции . Основные термины и определения

ГОСТ 22374-77 ( ИСО 3877-1-78 , ИСО 3877-3-78 , ИСО 4223-1-78 ) Шины пневматические . Конструкция . Термины и определения

ГОСТ 24779-81 Шины пневматические . Упаковка , транспортирование , хранение

ГОСТ 25304 — 97 1) Шины пневматические диагональные индустриальные . Основные параметры и размеры

1) На территории Российской Федерации действует ГОСТ 25304-88 .

ГОСТ 26000-83 Шины пневматические . Метод определения основных размеров

ГОСТ 26147-84 Ободья колес для большегрузных автомобилей , строительно — дорожных и подъемно — транспортных машин . Технические условия

ГОСТ 30018 — 93 ( ИСО 4250-1 — 88) 2) Шины обычного профиля и широкопрофильные для условий бездорожья и ободья . Часть 1. Обозначения и размеры шин

Читайте также:  Стук двигателя киа соренто бензин

2) Не принят на территории Российской Федерации .

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты» , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) стандартом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Определения

Термины и определения — по ГОСТ 4.494 , ГОСТ 12715 , ГОСТ 16504 , ГОСТ 22374 , ГОСТ 25304 , ГОСТ 30018. Кроме того , использован следующий термин с соответствующим определением :

3.1 новая шина : Шина , которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока хранения .

4 Классификация, обозначения, основные параметры и размеры

4.1 Шины подразделяют на камерные и бескамерные .

4.2 В зависимости от конструкции покрышки шины подразделяют на диагональные и радиальные .

4.3 Индекс прочности шины показывает соответствие данной шины максимальной нагрузке , рекомендуемой для конкретных условий эксплуатации .

Индекс прочности радиальной шины обозначается символом в виде одной , двух или трех звезд .

4.4 В зависимости от назначения и условий эксплуатации шин рисунки протектора могут быть следующих типов :

дорожный — для эксплуатации на дорогах категорий I — в , II — в и III — в ;

универсальный — для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием , на грунтовых дорогах и в условиях бездорожья ;

повышенной проходимости — для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах ;

карьерный — для эксплуатации в карьерах , рудниках и шахтах ;

гладкий — для эксплуатации в условиях подземных разработок .

Коды рисунков протектора — в соответствии с международной классификацией по ГОСТ 30018.

Типы дорожных покрытий и категории дорог установлены в соответствии с требованиями строительных норм и правил , утвержденных в установленном порядке .

4.5 Обозначения , основные параметры , размеры и нормы эксплуатационных режимов шин указаны в приложении А .

Обозначения , основные параметры и размеры , нормы эксплуатационных режимов шин , не вошедших в приложение А , — в соответствии с ГОСТ 30018, ГОСТ 12715 , ГОСТ 25304 и технической документацией на шины .

4.6 Примеры обозначений шин :

— обычного профиля — 18.00-25 или 1600 R 24;

где 18.00; 16.00; 29.5 — условные обозначения номинальной ширины профиля ;

R — обозначение радиальной шины ;

25; 24; 29 — условные обозначения номинального посадочного диаметра обода .

4.7 Примеры обозначений камер , ободных лент , уплотнительных колец :

— камера , ободная лента — 16.00-24 или 20.5-25;

— уплотнительное кольцо — 29.5-29,

где 16.00; 20.5; 29.5 — условные обозначения номинальной ширины профиля соответствующей шины ;

24, 25, 29 — условные обозначения номинального посадочного диаметра обода .

4.8 Нормы нагрузок на шины для выбора режима работы при различных внутренних давлениях приведены в приложении Б .

4.9 Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости приведено в приложении В .

4.10 Символы скоростей и соответствующие им скорости , применяемые при эксплуатации шин , приведены в приложении Г .

4.11 Индексы нагрузок и соответствующие им значения нагрузок приведены в приложении Д .

4.12 Применение шин — в соответствии с актом приемки шины или протоколом разрешения применения по ГОСТ 2.124 .

5 Технические требования

5.1 Шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по конструкторской документации и технологическому регламенту , утвержденным в установленном порядке .

5.2.1 Бескамерные шины , смонтированные на ободе , и камеры должны быть герметичными .

5.2.2 Тип вентиля камеры и его положение должны соответствовать указанным в таблице А.1 . По согласованию изготовителя с потребителем разрешается применять другой тип или положение вентиля .

5.2.3 В покрышках не допускаются следующие производственные дефекты :

— расслоение в каркасе , брекере и борте ;

— отслоение протектора , боковины ;

— запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса ;

В бескамерных шинах , дополнительно к перечисленным дефектам , не допускаются :

— отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах ;

— пузыри на герметизирующем слое ;

— просвечивание нитей корда по герметизирующему слою ;

В камерах не допускаются :

В ободных лентах не допускаются механические повреждения .

В уплотнительных кольцах не допускаются расхождение стыка и механические повреждения .

5.2.4 Показатели внешнего вида покрышек , камер , ободных лент и уплотнительных колец должны соответствовать указанным в нормативной документации или технологическом регламенте на их производство .

5.2.5 Шины должны быть защищены от озонного и термического старения антиозонантами и противоутомителями .

5.2.6 Нормы физико — механических показателей конструкционных материалов и массы шин , а также конструктивно — технологического анализа покрышек устанавливают в технологическом регламенте на их производство .

5.3.1 В комплект камерной шины входят покрышка , камера с вентилем , снабженным колпачком или колпачком — ключиком , и ободная лента .

Читайте также:  Ремонт 126 двигателя калины

5.3.2 В комплект бескамерной шины входят покрышка , три уплотнительных кольца .

5.3.3 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышки , камеры , ободные ленты и уплотнительные кольца .

5.4.1 В соответствии с настоящим стандартом на покрышку наносят следующие надписи и обозначения :

а ) товарный знак и ( или ) наименование предприятия — изготовителя ;

б ) страну — изготовитель на английском языке ( MADE IN . );

в ) обозначение шины ;

г ) торговую марку ( модель шины );

д ) PR или НС — для диагональной шины ;

е ) индекс прочности , обозначенный символом * — для радиальной шины ;

ж ) индекс нагрузки ;

и ) символ скорости ;

к ) TUBELESS — для бескамерной шины ;

л ) RADIAL — для радиальной покрышки ( факультативно );

м ) дату изготовления , состоящую из четырех цифр ( две первые указывают порядковый номер недели , две последние — год изготовления );

н ) код рисунка протектора ;

п ) OFF THE ROAD;

р ) CYCLIC — на шины , предназначенные для эксплуатации на машинах , работающих в цикличном режиме ;

UNDER GROUND — на шины , предназначенные для эксплуатации в рудниках ( шахтах );

с ) знак направления вращения ( в случае направленного рисунка протектора );

т ) порядковый номер шины ;

у ) обозначение настоящего стандарта ( без года утверждения );

ф ) национальный знак соответствия требованиям настоящего стандарта ( факультативно ). Допускается наносить только на сопроводительной документации ;

х ) штамп технического контроля .

5.4.2 Надписи и обозначения , приведенные в 5.4.1, перечисления б ) — м ), располагают в нижней зоне боковины покрышки . Остальные надписи располагают в любых зонах боковины .

Надписи и обозначения , приведенные в 5.4.1, перечисления б ) — к ), н ) — с ), наносят с двух сторон .

5.4.3 На камеру и ободную ленту наносят следующие надписи и обозначения :

а ) обозначение изделия ;

б ) товарный знак и ( или ) наименование предприятия — изготовителя ;

в ) обозначение настоящего стандарта ( без года утверждения );

г ) дату изготовления , состоящую из четырех цифр ( две первые указывают порядковый номер недели , две последние — год изготовления );

д ) штамп технического контроля ;

е ) БК — на камерах из бутилкаучука .

На уплотнительное кольцо наносят обозначение изделия .

5.4.4 На покрышке , камере и ободной ленте разрешаются дополнительные надписи и обозначения по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя .

5.4.5 До замены имеющихся пресс — форм на новые допускается старая маркировка .

5.4.6 Маркировку на изделия наносят оттиском гравировки от пресс — формы или жетона . Порядковый номер на покрышку наносят оттиском от жетона . Допускается наносить его с помощью резиновой вставки . Штамп технического контроля наносят прочной краской , хорошо различимой на поверхности изделия .

Допускается на камерах обозначение настоящего стандарта , дату изготовления , БК и все обозначения на ободных лентах и уплотнительных кольцах наносить прочной краской , хорошо различимой на поверхности изделий .

5.4.7 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись « TUBELESS » удаляют .

5.5.1 Упаковка шин — по ГОСТ 24779 . Для бескамерных шин упаковка в соответствии с конструкторской документацией .

6 Правила приемки

6.1 Шины принимают партиями . Партией считают шины одного обозначения числом не более 4000 шт ., сопровождаемые одним документом о качестве , содержащим :

— товарный знак и ( или ) наименование предприятия — изготовителя ;

— обозначение , модель шин и их число ;

— обозначение настоящего стандарта ;

— результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям настоящего стандарта ;

— для сертифицированных шин — сведения о сертификации ( номер сертификата и наименование органа );

6.2 Для проверки шин на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания .

6.2.1 При приемосдаточных испытаниях подвергают :

— внешний вид покрышек , бескамерных шин , камер , ободных лент и уплотнительных колец ;

выборочному контролю — герметичность бескамерных шин ( на одной шине от партии ).

При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных испытаний при выборочном контроле проводят повторные испытания на удвоенной выборке . Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию .

6.2.2 Размеры шин проверяют периодически не реже одного раза в квартал на трех шинах , взятых от любой партии , прошедшей приемосдаточные испытания .

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин . В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому — либо показателю данный показатель переводят в разряд приемосдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд .

7 Методы испытаний

7.1 Внешний вид шины ( покрышки , камеры , ободной ленты , уплотнительного кольца ) контролируют в соответствии с нормативной документацией или технологическим регламентом на производство шины .

7.2 Наружный диаметр , ширину профиля и статический радиус измеряют в соответствии с ГОСТ 26000 , при этом в шине устанавливают давление воздуха , соответствующее максимальной допускаемой нагрузке .

Читайте также:  Все для диагностики легковых автомобилей

Для шин наружным диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 600 мм допускаемая погрешность средств измерений наружного диаметра , ширины профиля и статического радиуса — ± 2,0 мм ; относительная погрешность средств измерений поддержания нагрузки — не более 3 %.

Ширину профиля свыше 600 мм измеряют штангенциркулем с удлиненными измерительными губками таким образом , чтобы измерительные поверхности губок штангенциркуля вошли в контакт с ровным местом поверхности боковины шины без приложения усилия , были параллельны плоскости вращения и перпендикулярны к оси вращения шины ( метод совпадения ).

Допускается измерять ширину профиля кронциркулем ( метод замещения ). Измерительные кромки кронциркуля прижимают к поверхности боковины , фиксируют раствор скоб кронциркуля . Значение определяют по минимальному расстоянию между измерительными кромками скоб кронциркуля при их наложении на оцифрованную сторону рулетки по ГОСТ 7502 или линейки по ГОСТ 427 ( цена деления 1 мм ), предварительно выложенную на ровную поверхность .

7.3 Методы и средства измерений наружного диаметра и ширины профиля шин в эксплуатации должны соответствовать 7.2.

7.4 Измерения размеров камер и уплотнительных колец следует проводить при температуре окружающей среды (25 ± 10) °С . Перед измерениями камеры и уплотнительные кольца должны быть выдержаны после вулканизации не менее 4 ч .

7.4.1 Двойную толщину стенки камеры после удаления из нее воздуха измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358 , допускаемая абсолютная погрешность которого не более 0,1 мм , в четырех диаметрально противоположных сечениях беговой и бандажной частей , исключая зоны стыка и вентиля . В каждом сечении измерение проводят один раз .

При измерении площадки толщиномера должны прилегать полностью к поверхности камеры и устанавливаться на участке , удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм .

Двойная толщина стенки камеры определяется как минимальная из результатов четырех измерений .

Примечание — При использовании вакуум — насоса для удаления воздуха из камеры остаточное давление в линии , соединяющей вакуум — насос и камеру , должно быть не более 80 кПа .

7.4.2 Смещение вентиля от продольной оси определяют методом соответствия измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 или линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм .

7.4.3 Диаметр поперечного сечения уплотнительного кольца измеряют индикаторным толщиномером по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм .

Посадочный диаметр уплотнительного кольца определяют косвенным измерением . Измеряют длину внутренней полуокружности кольца рулеткой по ГОСТ 7502 и полученное значение умножают на 2/ p .

Результат округляют до целого числа .

7.5 Давление воздуха в шине измеряют шинным манометром по ГОСТ 9921 .

7.6 Герметичность камеры определяют погружением наполненной воздухом камеры в воду , при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из камеры .

Герметичность камеры наружным диаметром по пресс — форме 1000 мм и более допускается определять методом поддувки до увеличения ее длины окружности в радиальном сечении на 10 %, после чего камеру в поддутом состоянии выдерживают в течение 6 ч , при этом не должно быть уменьшения длины ее окружности в радиальном сечении .

7.7 Герметичность бескамерной шины определяют методом непосредственной оценки по падению внутреннего давления в шине . Испытания проводят на контрольном ободе с помощью манометра класса 0,4 по ГОСТ 2405 .

Падение давления в шине должно быть не более 30 кПа за 7 сут .

7.8 Допускается применять другие методы , обеспечивающие требования по герметичности камер или бескамерных шин . При арбитраже испытания на герметичность камер и бескамерных шин проводят в соответствии с 7.6 и 7.7.

7.9 Допускается замена средств измерений , предусмотренных в этом разделе , на другие с погрешностями , не превышающими установленных настоящим стандартом .

8 Транспортирование и хранение

8.1 Транспортирование и хранение шин — по ГОСТ 24779 и настоящему стандарту .

В случае поставки не в комплекте с покрышкой :

— камеры транспортируют в свернутом виде ( вентилем внутрь ) и перевязанными . По согласованию с потребителем допускается транспортировать детали вентилей упакованными отдельно от камер ;

— ободные ленты транспортируют вложенными одна в другую и связанными в пачки от 5 до 10 шт .;

— уплотнительные кольца транспортируют связанными в пачки от 6 до 9 шт .

Бескамерные шины транспортируют и хранят в вертикальном положении в соответствии с правилами эксплуатации шин .

9 Указания по эксплуатации

9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации , утвержденным в установленном порядке , требованиям 4.12 и информации изготовителя о шине .

Эксплуатация шин , изготовленных по заказам Министерства обороны , должна соответствовать порядку , установленному Министерством обороны .

10 Гарантии изготовителя

10.1 Изготовитель гарантирует соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем правил транспортирования и хранения по 8.1 и эксплуатации по 9.1.

10.2 Гарантийный срок хранения шин — пять лет с даты изготовления .

10.3 Гарантийная наработка шин в пределах гарантийного срока хранения должна соответствовать указанной в таблице 1.

Оцените статью