- Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
- Какова роль масла в автомобиле
- Как классифицируются моторные масла
- ILSAC
- Как грамотно выбрать машинное масло
- На что влияет неправильный выбор моторного масла
- ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.
Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
- защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
- предупреждение появления коррозии;
- охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
- удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
- удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Как классифицируются моторные масла
Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.
Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.
Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.
Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:
- 0W ниже -35°C;
- 5W до -30°C;
- 10W до -25°C;
- 15W до -20°C;
- 20W до -15°C.
Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:
- 30 +25°C;
- 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).
При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.
Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.
Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.
Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.
Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
- SM с 2004 г.в.;
- SL с 2000 г.в.;
- SJ с 1996 г.в.;
- SH с 1993 г.в.
Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.
Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
- CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
- CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
- CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
- CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
- CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.
Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.
Классификация ACEA является европейским аналогом API.
В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:
- A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
- A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
- A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
- A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
- C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
- C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
- E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
- E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
- Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.
ILSAC
Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.
Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:
- энергосбережение;
- снижение расхода топлива;
- низкая вязкость;
- стойкость к вспениванию;
- малая летучесть;
- защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.
Классы качества и год введения:
- GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
- GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
- GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
- GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
- GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.
Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.
Как грамотно выбрать машинное масло
Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.
Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.
Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:
- при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
- в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
- в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.
По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.
Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.
Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.
Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА МОТОРНЫЕ
Классификация и обозначение
Motor oils. Classification and designation
ГОСТ 17479.1-85
Дата введения 01.01.87
1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья — прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.
3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.
При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.
Таблица 1
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре | |
+ 100 °С | — 18 °С, не более* | |
3 3 | Не менее 3,8 | 1250 |
4 3 | » » 4,1 | 2600 |
5 3 | » » 5,6 | 6000 |
6 3 | » » 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | — |
8 | » 7,0 » 9,3 » | — |
10 | » 9,3 » 11,5 » | — |
12 | » 11,5 » 12,5 » | — |
14 | » 12,5 » 14,5 » | — |
16 | » 14,5 » 16,3 » | — |
20 | » 16,3 » 21,9 » | — |
24 | » 21,9 » 26,1 » | — |
3 3 /8 | » 7,0 » 9,3 » | 1250 |
4 3 /6 | » 5,6 » 7,0 » | 2600 |
4 3 /8 | » 7,0 » 9,3 » | 2600 |
4 3 /10 | » 9,3 » 11,5 » | 2600 |
5 3 /10 | » 9,3 » 11,5 » | 6000 |
5 3 /12 | » 11,5 » 12,5 » | 6000 |
5 3 /14 | » 12,5 » 14,5 » | 6000 |
6 3 /10 | » 9,3 » 11,5 » | 10400 |
6 3 /14 | » 12,5 » 14,5 » | 10400 |
6 3 /16 | » 14,5 » 16,3 » | 10400 |
* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).
Таблица 2
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Е2 |
Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе — в бензиновых двигателях.
Примеры обозначения моторных масел:
- М — моторное масло, 8 — класс вязкости ( табл. 1),
- В1 — масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;
- М — моторное масло, 63/10 — класс вязкости ( табл. 1),
- В — универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;
- М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
- В2Г1 — масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г1);
- М — моторное масло, 14 — класс вязкости ( табл. 1),
- Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 — масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;
- М — моторное масло, 43/8 — класс вязкости ( табл. 1),
- Д — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,
- т — трансмиссионное масло.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.
Таблица 3
Определяемое свойство | Группа масла | Метод испытания | ||||||
В | в1 | в2 | Г | г1 | г2 | д2 | ||
1. Образование отложений: | ||||||||
при высоких температурах | + | + | — | + | + | — | — | По ГОСТ 20991 |
при низких температурах | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20994 |
2. Антиокислительные свойства | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1 |
3. Коррозионная активность | + | + | + | + | + | + | + | Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1 |
— | — | — | + | — | + | + | или по методу Д-245К | |
4. Моющие свойства | + | — | + | + | — | + | + | По ГОСТ 20303 |
+ | — | + | — | — | + | — | метод Д-240 | |
— | — | — | + | — | + | + | метод Д-245 |
Примечания:
- Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».
- Моторные свойства для масел групп Д, Д1, Е, Е1 Е2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 — 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации
Обозначение масла по настоящему стандарту | Принятое обозначение масла | Нормативно-техническая документация |
М-8-В | М-8В | ГОСТ 10541 |
М-43/6-В1 | М-43/6В1 | ГОСТ 10541 |
М-63/10-В | М-6/10В | ГОСТ 10541 |
М-53/10-Г, | М-53/10Г1 | ГОСТ 10541 |
М-63/12-Г, | М-63/12Г1 | ГОСТ 10541 |
М-20-А | МС-20П | ТУ 38.101265 |
М-16-Б2(т) | МТ-16П | ГОСТ 6360 |
М-8-А(т) | Мт-8П | ТУ 38.101277 |
М-63/10-Б2 | МТЗ-10П(М-63/10Б2) | ГОСТ 25770 |
М-14-Б2 | М-14Б | ТУ 38.101264 |
М-10-В2 | М-10В2 | ГОСТ 8581 |
М-8-В2 | М-8В2С | ТУ 38.401595 |
М-10-В2(с) | М-10В2С | ГОСТ 12337 |
М-14-В2 | М-14В2 | ГОСТ 12337 |
М-14-В2(з) | М-14В23 | ГОСТ 23497 |
М-16-В2 | М-16ИХП-3(М-16В2) | ГОСТ 25770 |
М-20-В2 | М-20В2 | ГОСТ 23497 |
М-20-В2(ф) | М-20В2Ф | ГОСТ 12337 |
М-10-Г2(цс) | М-10Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-8-Г2 | М-8Г2 | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2 | М-10Г2 | ГОСТ 8581 |
М-8-Г2(к) | М-8Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(к) | М-10Г2к | ГОСТ 8581 |
М-10-Г2(у) | М-10Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-8-Г2(ки) | М-8Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-10-Г2(ки) | М-10Г2КИ | ТУ 38.1011278 |
М-14-Г2(цс) | М-14Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-14-Г2 | М-14Г2 | ГОСТ 12337 |
М-16-Г2(цс) | М-16Г2ЦС | ГОСТ 12337 |
М-20-Г2 | М-20Г, | ГОСТ 12337 |
М-10-Д2(м) | м-10дм | ГОСТ 8581 |
М-8-Д2(м) | М-8ДМ | ГОСТ 8581 |
М-14-Д2(м) | М-МДМ | ТУ 38.401682 |
М-10-Д2(цл20) | М-10ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл20) | М-14ДЦЛ-20 | ГОСТ 12337 |
М-14-Д2(цл30) | М-14ДЦЛ-30 | ГОСТ 12337 |
М-16-Д2(р) | М-16ДР | ГОСТ 12337 |
М-4/8Г(рк) | М-43/8ГРК | ТУ 38.401699 |
М-8-Г2(У) | М-8Г2У | ТУ 38.401-58-21 |
М-6/14-Д2(м) | М-6/14ДМ | ТУ 38.401-938 |
М-14-Г2(к) | М-14Г2К | ТУ 38.401-58-98 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87
Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 | Класс вязкости | Класс по SAE J 300 JUN 87 |
33 | 5W | 24 | 60 |
43 | 10W | 33/8 | 5W-20 |
53 | 15W | 43/6 | 10W-20 |
63 | 20W | 43/8 | 10W-20 |
6 | 20 | 43/10 | 10W-30 |
8 | 20 | 53/10 | 15W-30 |
10 | 30 | 53/12 | 15W-30 |
12 | 30 | 53/14 | 15W-40 |
14 | 40 | 63/10 | 20W-30 |
16 | 40 | 63/14 | 20W-40 |
20 | 50 | 63/16 | 20W-40 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам
Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API | Группы масел по настоящему стандарту | Классификация API |
А | SB | г1 | SE |
Б | SC/CA | г2 | СС |
Б1 | SC | Д | CD/SF |
Б2 | CA | д1 | SF |
В1 | SD/CB | д2 | CD |
В2 | SD | Е | CF-4/SG |
в2 | CB | Е1 | SG |
г | SE/CC | Е2 | CF-4 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
Классы SAE по вязкости для моторных масел
Классы SAE по вязкости | Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс. | Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс. | Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм2/с, при 100 °С |
0W | 3250 при-30 | -35 | Не менее 3,8 |
5W | 3500 » -25 | -30 | » » 3,8 |
10W | 3500 » -20 | -25 | » » 4,1 |
15W | 3500 » — 15 | -20 | » » 5,6 |
20W | 4500 » — 10 | -15 | » » 5,6 |
25W | 6000 » — 5 | -10 | » » 9,3 |
20 | — | — | Св. 5,6 до 9,3 включ. |
30 | — | — | » 9,3 » 12,5 » |
40 | — | — | » 12,5 » 16,3 » |
50 | — | — | » 16,3 » 21,9 » |
60 | — | — | » 21,9 » 26,1 » |
Примечания:
- Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).
- Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.
Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684. - Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.
- Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 106 с-1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380
Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3. Взамен ГОСТ 17479-72
4. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 6360-83 ГОСТ 8581-78 ГОСТ 10541-78 ГОСТ 12337-84 ГОСТ 20303-74 ГОСТ 20457-75 ГОСТ 20991-75 ГОСТ 20994-75 ГОСТ 23497-79 ГОСТ 25770-83 ТУ 38.101264-72 ТУ 38.101265-88 ТУ 38.101277-85 ТУ 38.1011278-89 ТУ 38.401-58-21-91 ТУ 38.401-58-98-94 ТУ 38.401595-86 ТУ 38.401682-88 ТУ 38.401699-88 ТУ 38.401-938-92 | Приложение 1 То же » » 04.янв 04.янв 04.янв 04.янв Приложение 1 То же » » » » » » » » » » |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931
6. Издание с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)