Гост антифриз для автомобиля

ГОСТ 33591-2015 Жидкости охлаждающие на основе гликолей для автомобилей с легкими условиями эксплуатации. Технические требования

Текст ГОСТ 33591-2015 Жидкости охлаждающие на основе гликолей для автомобилей с легкими условиями эксплуатации. Технические требования

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

ЖИДКОСТИ ОХЛАЖДАЮЩИЕ НА ОСНОВЕ ГЛИКОЛЕЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С ЛЕГКИМИ УСЛОВИЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Технические требования

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015«Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ»), Техническим комитетом по стандартизации ТК160 «Продукция нефтехимического комплекса» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 5

2 8НЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию иметрологии(Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. Ne 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3136) 004—97

Код страны по МК |ИСО 3133)004-97

Сокращенное илиьеноеание национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 марта 2016 г. No 182-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33591 —2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 3306—11 Standard specification for glycol base engine coolant for automobile and light-duty service (Стандартная спецификация на охлаждающие жидкости на основе гликоля для автомобилей, эксплуатируемых в легких условиях).

Стандарт разработан подкомитетом D15.07 по спецификациям комитета 015 «Охлаждающие и родственные жидкости» Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM).

Перевод с английского языка (еп).

Наименование настоящегостандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5—2001 (подраздел 3.6).

Официальные экземпляры стандарта ASTM. на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным стандартам ASTM приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия — идентичная (ЮТ)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информацией’ ном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

8 Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично вослроиэ* веден, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов

ЖИДКОСТИ ОХЛАЖДАЮЩИЕ НА ОСНОВЕ ГЛИКОЛЕЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С ЛЕГКИМИ УСЛОВИЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Cooling liquids based on glycols for automobiles of light-duty service. Technical requirements

Дата введения — 2017—07—01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к охлаждающим жидкостям на основе этиленгликоля или лролиленгликоля. используемым в системах охлаждения автомобилей или других системах охлаждения с легкими условиями эксплуатации. Использование водных растворов охлаждающих жид* костей концентрацией от 40 % об. до 70 % об. или предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей на основе гликоля (концентрацией не менее 50 % об.) без дальнейшего разбавления обеспечивает эффективную защиту от замерзания, закилания и коррозии.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на охлаждающие жидкости следующих типов:

• I — концентрат этиленгликоля:

• И — концентрат пропиленгликоля:

• III — предварительно разбавленный раствор этиленгликоля (концентрацией 50 % об.);

• IV — предварительно разбавленный раствор пропиленгликоля (концентрацией 50 % об.>;

• V — концентрат этиленгликоля с добавлением глицерина:

• VI — предварительно разбавленный раствор этиленгликоля, содержащий глицерин (концентрацией 50 % об.)

Примечание 1 — Настоящий стандарт основан на опыте эксплуатации охлаждающих жидкостей, изготовленных из неиспользованных ингредиентов. Настоящий стандарт также распространяется на охлаждающие жидкости, которые были изготовлены с использованием гликоля, полученного из регенерированной или повторно переработанной отработанной охлаждающей жидкости или переработанного промышленного гликоля, соответствующего требованиям ASTM Е 1177. На охлаждающие жидкости, изготовленные из регенерированной или повторно переработанной отработанной охлаждающей жидкости или переработанного гликоля, не соответствующие требованиям ASTM Е 1177. действуют ASTM О 6471 и ASTM О 6472. Настоящий стандарт также распространяется на охлаждающие жидкости на основе гликоля, изготовленные с использованием глицерина высокой степени очистки. соответствующего требованиям ASTM О 7640.

1.3 Значения в единицах системы СИ считают стандартными. Значения в скобках приведены только для информации.

1.4 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. связанных с его применением. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующихправил по технике безопасности и охране здоровья, а такжеопределяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

Примечание 2 — Настоящий стандарт распространяется на охлаждающие жидкости на основе гликоля для автомобилей с легкими условиями эксплуатации. Стандарты ASTM О 4985 и ASTM О 6210 распространяются на охлаждающие жидкости для тяжелых условий эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

2.1 Стандарты ASTM 1 )

ASTM D 512 Standard test methods for chloride ion in water (Стандартные методы определения хлорид-иона е воде>

ASTM D 516 Standard test method for sulfate ion in water (Стандартный метод определения супы фат-иона в воде)

ASTM D 1119 Standard test method for percent ash content of engine coolants (Стандартный метод определения процентного содержания золы в охлаждающих жидкостях)

ASTM 01120 Standard test method for boiling point of engine coolants (Стандартный метод определе-ния температуры кипения охлаждающих жидкостей)

ASTM D1121 Standard test method for reserve alkalinity of engine coolants and antirust (Стандартный метод определения запаса щелочности в охлаждающих и противокоррозионных жидкостях)

ASTM D 1122 Standard test method for density or relative density of engine coolant concentrates and engine coolants by the hydrometer (Стандартный метод определения плотности или относительной плотности концентратов и разбавленных охлаждающих жидкостей ареометром)

ASTM D1123 Standard test methods for water in engine coolant concentrate by the Karl Fischer reagent method (Стандартные методы определения воды в охлаждающих жидкостях с помощью реактива Карла Фишера)

Читайте также:  Приспособления с чертежами для ремонта автомобилей

ASTM D1126 Standard test method for hardness in water (Стандартный метод определения жесткости воды)

ASTM D1177 Standard test method for freezing point of aqueous engine coolants (Стандартный метод определения температуры кристаллизации водных растворов охлаждающих жидкостей)

ASTM D1267 Standard test method for pH of engine coolants and antirust (Стандартный метод определения pH охлаждающих и противокоррозионных жидкостей)

ASTM 01293 Standard test methodsfor pH of water (Стандартные методы определения pH воды) ASTM D 1364 Standard test method for corrosion test for engine coolants in glassware (Стандартный метод определения коррозионности охлаждающих жидкостей в стеклянной посуде)

ASTM D1881 Standard test method for foaming tendencies of engine coolants in glassware (Стандартный метод определения склонности кпвнообраэованию охлаждающих жидкостей встеклянной посуде) ASTM D1882 Standard test method for effect of cooling system chemical solutions on organic finishes for automotive vehicles (Стандартный метод определения влияния химических растворов системы охлаждения на органические покрытия автотранспортных средств)

ASTM О 2570 Standard test method for simulated service corrosion testing of engine coolants (Стандартный метод определения коррозионности охлаждающих жидкостей в условиях, моделирующих эксплуатацию)

ASTM О 2809 Standard test method for cavitation corrosion and erosion-corrosion characteristics of aluminum pumps with engine coolants (Стандартный метод определения кавитационной коррозии иха рак-теристик эрозии-коррозии алюминиевых насосов с использованием охлаждающих жидкостей)

ASTM D 3321 Standard test method for use of the refractometer for field test determination of the freezing point of aqueous engine coolants (Стандартный метод определения температуры кристаллизации водных растворов охлаждающих жидкостей рефрактометром в полевых условиях)

ASTM D 3634 Standard test method for trace chloride ion in engine coolants (Стандартный метод определения следовых количеств хлорид-иона в охлаждающих жидкостях)

ASTM D 4327 Standard test method for anions in water by suppressed ion chromatography (Стандартный метод определения анионов в воде ионной хроматографией с подавлением)

ASTM D 4340 Standard test method for corrosion of cast aluminum alloys in engine coolants under heat-rejecting conditions (Стандартный метод определения коррозии литых алюминиевых сплавов в охлаждающих жидкостях при отводе тепла)

ASTM D 4725 Standard terminology for engine coolants and related fluids (Стандартная терминология для охлаждающих и родственных жидкостей)

ASTM D 4985 Standard specification for low silicate ethylene glycol base engine coolant for heavy duty engines requiring a pre-charge of supplemental coolant additive (SCA) [Стандартная спецификация на охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля с низким содержанием силикатов для двигателей с

11 Ссылки не стандарты ASTM можно уточнить на сайта ASTM website. или в службе поддержки клиентов ASTM . а также в информационном томе ежегодного сборника стандартов ASTM (Website standard s Document Summary) тяжелыми условиями эксплуатации, требующих предварительного введения дополнительной присадки к охлаждающей жидкости (SCA)]

ASTM D 5827 Standard test method for analysis of engine coolant for chloride and other anions by ion chromatography (Стандартный метод анализа охлаждающей жидкости на содержание хлорид-иона и других анионов ионной хроматографией)

ASTM D 5931 Standard test method for density and relative density of engine coolant concentrates and aqueous engine coolants by digital density meter (Стандартный метод определения плотности и относительной плотности концентратов и водных растворов охлаждающих жидкостей цифровым плотномером)

ASTM D 6130 Standard test method for determination of silicon and other elements in engine coolant by inductively coupled plasma-atomic emission spectroscopy (Стандартный метод определения содержания кремния и других элементов в охлаждающих жидкостях атомно-эмиссионной спектроскопией с индуктивно связанной плазмой)

ASTM D 6210 Standard specification for fully-formulated glycol base engine coolant for heavy-duty engines (Стандартная спецификация на готовую к применению охлаждающую жидкость на основе гликоля для двигателей большой мощности)

ASTM О 6471 Standard specification for recycled prediluted aqueous glycol base engine coolant (50volume%minimum)forautomobile and light-duty service [Стандартная спецификация на предварительно разбавленный водный раствор регенерированной охлаждающей жидкости на основе гликоля (концентрацией не менее 50 % об.) для автомобилей с легкими условиями эксплуатации)

ASTM О 6472 Standard specification for recycled glycol base engine coolant concentrate for automobile and light-duty service (Стандартная спецификация на концентрированную регенерированную охлаждающую жидкость на основе гликоля для автомобилей с легкими условиями эксплуатации)

ASTM D 6660 Standard test method for freezing point of aqueous ethylene glycol base engine coolants by automatic phase transition method (Стандартный метод определения температуры кристаллизации водных растворов охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля автоматическим методом фазового перехода)

ASTM D 7640 Standard specification for engine coolant grade glycerin (Стандартная спецификация на глицерин для охлаждающих жидкостей)

ASTM Е 29 Standard practice for using significant digits in test data to determine conformance with specifications (Стандартная практика использования значащих цифр в результатах испытаний для определения соответствия требованиям спецификаций)

ASTM Е 394 Standard test method for iron in trace quantities using the 1,10-phenanthroline method (Стандартный метод определения содержания следовых количеств железа с помощью 1.10-фенантро-лина)

ASTM Е 1177 Standard specification for engine coolant grade glycol (Стандартная спецификация на гликоли для охлаждающих жидкостей для двигателей)

2.2 Другие документы

Federal method 2540В Total dissolved solids dried at 103—105 *C (Федеральный метод 2540В Общие растворенные твердые частицы при температуре от 103 ®С до 105 ‘Cj ‘

3 Термины и определения

3.1 В настоящемстандарте применены следующиетерминыссоответствующими определениями:

3.1.1 другие гликоли (other glycols): Присутствующие в охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля диэтиленгликоль, триэтиленгликоль, тетраэтиленгликоль, пропнлекгликоль. дипропилен-гликоль. трипролиленгликоль и 1,3-лропандиол.

3.1.2 другие гликоли (otherglycols): Присутствующие в охлаждающейжидкостинаоснове лропи-ленгликоля этиленгликоль, диэтиленгликоль, триэтиленгликоль. тетраэтиленгликоль, дипропиленгли-коль, трипролиленгликоль и 1,3-пропандиол.

3.1.3 глицерин (glycerin): Глицерин для охлаждающей жиакости. соответствующий ASTM О 7640.

3.1.4 Определения других терминов, используемых в настоящем стандарте — по ASTM D 4725.

4 Общие требования

4.1 Концентраты или предварительно разбавленные охлаждающие жидкости на основе гликоля должны содержать этиленгликоль или л ропиленгликоль. соответствующие ASTM Е1177. воду, подходя* щие ингибиторы коррозии, краситель и противовспенивающую присадку.

4.2 Концентрат этиленгликоля (охлаждающая жидкость типа I) может содержать не более 15 % других гликолей при условии соответствия физических и химических свойств, а также рабочих характеристик требованиям настоящего стандарта. Предварительно разбавленная охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля (охлаждающая жидкость типа HI) может содержать не более 7.5% других гликолей при условии соответствия всем требованиям настоящего стандарта.

4.3 Концентрат пропилвнгликоля (охлаждающая жидкость типа II) может содержать не более 1 % других гликолей (не более 0.5% — для предварительно разбавленной охлаждающей жидкости на основе пропилвнгликоля. охлаждающая жидкость типа IV) при условии соответствия всем требованиям настоящего стандарта.

4.4 Концентрат этиленгликоля (охлаждающая жидкость типа V) может содержать глицерин при условии соответствия всем требованиям настоящего стандарта. Глицерин, добавленный в охлаждающую жидкость типа V. должен соответствовать ASTM D 7640.

4.5 Концентраты или предварительно разбавленные охлаждающие жидкости на основе гликоля должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Читайте также:  Топливный фильтр тутаевский двигатель

Таблице 1 — Требования к концентратам и предварительно разбавленным охлаждающим жидкостям на основе гликоля

влияние не неметаллические материалы

Отсутствие неблагоприятного воздействия

в настоящее время разрабатывается

4.6 Предварительно разбавленную охлаждающую жидкость на основе гликоля изготовляют с использованием воды, соответствующей следующим требованиям:

Содержание хлоридов, мкг/r (ppm (гран на галлон)), не более

По ASTM D 5827. ASTM D 512. ASTM О 4327

Содержание сульфатов, мкг/r (ppm (гран на галлон)). не более

По ASTM D 5827. ASTM D 516. ASTM D 4327

ЖвсткостьпоСаС03. мкг/г (ppm (гран на галлон)), не более pH

По ASTM D 6130. ASTM D 1126

По ASTM D 1287. ASTM D 1293

Содержание железа, мкг/г (ppm (гран на галлон)), не более

По ASTM D 6130. ASTM E 394

Примечание 3 — Предварительно разбавленные охлаждающие жидкости предназначены для добавления в систему охлаждения двигателя без дальнейшего разбавления. Если предварительно разбавленный водный раствор охлаждающей жидкости не доступен, при необходимости используют соответствующий концентрат (охлаждающие жидкости типов I. II или V). разбавленный до концентрации SO % об. водой качеством не ниже, установленного в таблице Х1.1. приложение Х1.

4.7 При эксплуатации для разбавления концентратов используют деионизированную (обессоленную) или дистиллированную воду, водопроводную (очищенную) или колодезную водус низким содержанием минеральных веществ, соответствующую требованиям таблицы Х1.1 (приложение Х1). Эта процедура снижает образование твердой накипи и позволяет избежать попадания минеральных веществ, таких какхлориды и сульфаты, которые могут повысить скорость коррозии алюминия и железа.

4.8 В соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля и рекомендациями на этикетке концентраты или предварительно разбавленные охлаждающие жидкости на основе гликоля должны быть пригодны для использования в поддерживаемой в исправном состоянии системе охлаждения

(см. приложение Х1) при нормальных легких условиях эксплуатации не менее 1 года без нарушения потока жидкости и теплообмена.

5 Основные показатели

5.1 В зависимости от типа охлаждающей жидкости (см. 1.2) физико-химические свойства концентратов и предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей на основе гликоля должны соответствовать требованиям, установленным в таблицах 2 и 3.

5.2 Требования в таблицах 2 и 3 для предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей типов III, IV и VI установлены для готовой товарной охлаждающей жидкости без дальнейшего разбавления или изменения.

Таблица 2 — Физико-химические свойстве концентратов охлаждающих жидкостей

Значение для жидкости типа

Относительная плотность при температуре 15.5/15.5 ‘С (60/60 *F)

По ASTM О 1122. ASTM D 5931

Температуре кристаллизации растворе в дистиллированной воде концентрацией 50 % об.. ‘С (*F). не выше®» С|

По ASTM О 1177. ASTM 0 6660

Температура кипения раствора в дистиллированной воде концентрацией 50 % об.. *С 8 » °»

Содержание золы. % масс., не более

pH раствора в дистиллированной воде концентрацией 50 16 об.

Содержание хлоридов, мкг/г. не более

По ASTM О 3634. ASTM D 5827 е »

Содержание воды. % масс., не более

Запас щелочности, мл

Воздействие на автомобильные покрытия (используют прозрачное термо-отверждаемое уретановое или акрил-уретановое покрытие)

А > Охлаждающая жидкость типа V — этиленгликоль с добавлением глицерине. Ингредиенты, не соответствующие ASTM £ 1177 и ASTM О 7640. в денной смеси не используют.

в > Для определения соответствия нестоящему ствндар ту полученное значение округляют до целого числа в соответствии с ASTM Е 29.

с » Методы испытаний по ASTM О 1177 и ASTM D 6660 распространяются не гликолевыегглицериноеые смеси. Приборы для определения показателя преломления и плотности в полевых условиях в настоящее время разрабатывают.

°> В конце испытания может наблюдаться некоторое количество осадка, что не является браковочным признаком.

Е > При разногласиях в оценке качества метод по ASTM D 3634 является арбитражным.

*» Значение, согласованное между поставщиком и потребителем.

в » 8 настоящее время многие изготовители автомобилей подготавливают испытательные панели с использованием конкретных применяемых лакокрасочных покрытий. Поставщики охлаждающих жидкостей и изготовители автомобилей должны согласовать методы испытаний и критерии приемки для каждого конкретного случая.

Таблице 3 — Физико-химические свойства предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей

Значение для жидкости типа

Относительная плотность при температуре 1S.S/1S.5 ‘С (60/60 *F). не менее

ПО ASTM 0 1122. ASTM О 5931

Температура кристаллизации неразбавленного раствора. *С (®F), не выше 8 ^ С|

По ASTM D 1177. ASTM О 6660

Температура кипения неразбавленного раствора. *С (*F>. не ниже 81 — 01

Содержание золы. % масс., не более

pH неразбавленного раствора

Содержание хлоридов, мкг/г. не более

По ASTM 0 3634. ASTM О 5827»

Содержание воды, % месс., не более

Запас щелочности, мл

Воздействие на автомобильные покрытия (используют прозрачное термоотверждаемое уретановое или акрил-уретановое покрытие)

А| Охлаждающая жидкость тиле V — этиленгликоль с добавлением глицерина. Ингредиенты, не соответствующие ASTM Е 1177 и ASTM D 7640. в данной смеси не используют.

61 Для определения соответствия настоящему стандарту полученное значение округляют до целого числа в соответствии с ASTM Е 29.

с> Методы испытаний по ASTM О 1177 и ASTM О 6660 распространяются на гликолеаые/глицериноаые смеси. Приборы для определения показателя преломления и плотности в полевых условиях в настоящее время разрабатывают.

0> 6 конце испытания может наблюдаться некоторое количество осадка, что не является браковочным признаком.

Е > При разногласиях в оценке качества метод no ASTM О 3634 является арбитражным.

Значение, согласованное между поставщиком и потребителем.

В настоящее время многие изготовители автомобилей подготавливают испытательные панели с использованием конкретных применяемых лакокрасочных покрытий. Поставщики охлаждающих жидкостей и изготовители автомобилей должны согласовать методы испытаний и критерии приемки для каждого конкретного случая.

5.3 Рабочие характеристики концентратов и предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 4.

5.4 Для определения рабочих харакгеристикконцентраты охлаждающих жидкостей разбавляют в соответствии с конкретным методом испытаний.

Таблица 4 — Требования к рабочим характеристикам* 1

Метод нспы тания

Концентрация продукта а испытуемой растворе, % об.

Коррозия в стеклянной посуде Потеря массы, мг. не более:

ПО ASTM 0 1384 8 ‘

Окончание твбпииы 4

Концентрация продукта о испытуемом растворе. % об.

Испытание в условиях, имитирующих эксплуатацию Потеря массы, мг. не более: меди припоя латуни стали чугуне алюминия

По ASTM О 2570 е ‘

Коррозия литых алюминиевых сплавов для теплоотводящих поверхностей. мг/(см 2 — неделя), не более

объем пены. см 9 , не более устойчивость пены. с. не более

По ASTM D 1881 6 >

Кавитационно-эрозионные характеристики Оценке точечной, кавитационной и эрозионной коррозии водяного насоса, не менее

no astm о 2809 |S >

А > Испытуемые растворы из концентратов охлаждающих жидкостей готовят в соответствии с конкретным методом испытаний. Испытуемые растворы предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей готовят, как указано в сносках

е > Испытуемый раствор готовят смешиванием 67 К об. подготовленной (см. 5.6) предварительно разбавленной охлаждающей жидкости с 3314 об. воды типа IV по ASTM. Добавляют 99 мг сульфата натрия. 110 мг хлорида натрия и 92 мг гидрокарбонвта натрия на 1 л испытуемого раствора.

С) Готовят испытуемый раствор смешиванием 88 % об. подготовленной (см. 5.6) предварительно разбавленной охлаждающей жидкости с 12 % об. воды типа IV по ASTM. Добавляют 83 мг сульфата натрия. 92 мг хлорида натрия и 77 мг гидрокарбоната натрия на 1 л испытуемого раствора.

Читайте также:  Размер дисков по марке автомобиля рено логан

Готовят испытуемый раствор смешиванием 50 % об. подготовленной (см. 5.6) предварительно разбавленной охлаждающей жидкости с 50 % об. воды типа IV по ASTM. Добавляют 165 мг хлорида натрия на 1 л испытуемого раствора.

Е) Готовят испытуемый раствор смешиванием 67 % об. подготовленной (см. 5.6) предварительно разбавленной охлаждающей жидкости с 33 % об. воды типа II по ASTM.

^ Готовят испытуемый раствор смешиванием 33 % об. подготовленной (см. 5.6) предварительно разбавленной охлаждающей жидкости с 67 % об. воды типа IV по ASTM. Добавляют 123 мг сульфата натрия. 137 мг хлорида натрия и 115 мг гидрокврбонатв натрия на 1 л испытуемого раствора.

5.5 При необходимости устанавливают температуру кристаллизации охлаждающих жидкостей, предварительно разбавленных деионизированной водой, леред определением рабочих характеристик. Температура кристаллизации охлаждающих жидкостей типов III и VI должна быть минус 36,4 *С (минус 33.5 e F>, типа IV — минус 31.0 в С (минус 23.8 *F).

5.6 Испытуемые растворы подготовленных предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей для определения рабочих характеристик готовят в соответствии с таблицей 4. сноски

Обслуживание системы охлаждения

XI.1 Заполнение системы охлаждения

XI .1.1 Перед заливкой охлаждающей жидкости проводят проверку и необходимое обслуживание системы охлаждения.

XI.1.2 Систему охлаждения заполняют смесью концентрата охлаждающей жидкости и воды или предварительно разбавленной охлаждающей жидкостью на основе гликоля или смеси гликоля/глицеринв (концентрацией не менее SO % об.>.

XI .1.3 Для приготовления растворов используют воду с содержанием твердых веществ, солей жесткости, сульфатов или хлоридов, не превышающим установленные значения. При отсутствии конкретных рекомендаций изготовителя двигателя или транспортного средства следует руководствоваться требованиями, приведенными в таблице XI.1. Качество воды контролирует территориальный департамент водоснабжения.ответственное государственное учреждение или определяют по результатам анализа пробы воды.

Таблица XI.1 — Рекомендуемые предельные значения показателей качества воды 41

Общее содержание твердых веществ, мкг/r (ppm (грен на галлон)). не более

Федеральный метод 2S40 8

Общая жесткость, мкг/r (ppm (грен на галлон>], не более

По ASTM 0 6130. ASTM 0 1126

Содержание хлоридов, мкг/r (ppm (гран на галлон)], не более

По ASTM О S627, ASTM О S12. ASTM О 4327

Содержание сульфатов, мкг/r (ppm (гран на галлон)], не более

По ASTM О 5827. ASTM О 516. ASTM О 4327

noASTM 0 1287. ASTM 0 1293

А| Результаты предоставлены группой по качеству воды комитета ASTM 01S.

Х1.1.4 Рекомендуемый диапазон концентраций гликолей в охлаждающей жидкости составляетот40 % об. до 70 % об.

Х1.2 Обслуживание системы охлаждения

XI.2.1 Проверяют концентрацию охлаждающей жидкости (температуру кристаллизации). Наиболее точным и предпочтительным средством измерения концентрации охлаждающей жидкости является рефрактометр (см. Х2.1 и таблицу Х2.1. приложение Х2).

XI .2.2 Проверяют уровень и состояние охлаждающей жидкости. Заменяют охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями изготовителя двигателя, транспортного средства или специализированной организации технического обслуживания. Следуют общепринятым методикам.

XI.2.3 Проверяют герметичность системы (предпочтительно в холодном состоянии).

XI.2.4 Проверяют герметичность крышки радиатора и заливную горловину радиатора.

X1.2.S Проверяют рукава системы охлаждения и затягивают их соединения.

XI.2.6 Проверяют приводные ремни и проверяют их натяжение.

XI .2.7 Проверяют термостат охлаждающей жидкости, если температура работающего двигателя слишком высокая или низкая. При необходимости заменяют на термостат, рекомендованный изготовителем, или эквивалентный

XI .3 Предварительно смешивают концентрат охлаждающей жидкости с водой перед добавлением в систему охлаждения.

XI .4 При подготовке охлаждающей жидкости или при замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя используют только чистую воду с низким содержанием минеральных веществ.

XI .5 Предупреждение — Не следует снимать герметичную крышку радиатора при горячем двигателе. Система охлаждения может быть под давлением. После охлаждения двигателя осторожно поворачивают крышку до первого щелчка, чтобы сбросить давление в системе, затем снимают крышку. Если при сбросе давления выливается охлаждающая жидкость, немедленно затягивают крышку и охлаждают систему.

Определение температуры кристаллизации

Х2.1 Смешивание в системе охлаждения охлаждающей жидкости на основе пролиленгликоля(РС) с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (£0) или охлаждающей жидкостью на основе ЕС. содержащей глицерин. может затруднить определение температуры кристаллизации в условиях эксплуатации. Если ареометры откалиброваны поохлаждвющей жидкости на основе ЕС с более высокой относительной плотностью, их не используют дляол ределения температуры кристаллизации глицерина, охлаждвющихжид костей на основе PG и ли смесей глицерина и охлаждающих жидкостей на основе РО и EG. Использование данного типа ареометра для определения температуры кристаллизации может привести к высокому соотношению охлаждающей жидкости к воде в смеси (нвпример. 80:20), что. в свою очередь, может привести к проблемам в системе двигателя и системе охлаждения. Для определения температуры кристаллизации охлаждающих жидкостей не основе PG или охлаждающих жидкостей на основе EG. содержащих глицерин, используют ареометр, специально откалиброванный по относительной плотности охлаждающих жидкостей на основе PG или охлаждающих жидкостей на основе EG. содержащих глицерин. Удобным и предпочтительным средством определения температуры кристаллизации охлаждающих жидкостей на основе PG. смесей охлаждающих жидкостей на основе PG и EG или охлаждающих жидкостей на основе EG. содержащих глицерин, является рефрактометр (см. ASTM D 3321).

в таблице Х2.1 приведены методы определения температуры кристаллизации охлаждающих жидкостей не основе EG.охлаждвющихжид костей на основе EG. содержащих глицерин, и охлаждающих жидкостей на основе PG при использовании в системе охлаждения без разбавления или а смеси с охлаждающей жидкостью не основе EG. 8 условиях эксплуатации более точные значения температуры кристаллизации обеспечивает метод определения с использованием рефрактометра.

Применение тест-полосок позволяет получить приблизительные значения температуры кристаллизации.

Х2.2 Рекомендуется наносить на контейнеры для охлаждающих жидкостей (тип Нили IV) ив основе PG и для охлаждающих жидкостей (тип V или VI) не основе EG. содержащих глицерин, предостерегающую маркировку для предупреждения пользователя о различиях, приведенных в Х2.1. Рекомендуется прикреплять отрывную этикетку к заливной горловине рвдивтора. информирующую пользователя о том. что система была заполнена охлаждающей жидкостью на основе PG или охлаждающей жидкостью не основе EG. содержащей глицерин.

ASTM D 1177 и ASTM О 6660 распространяются на смеси гликоля с глицерином. Изготовители охлаждающих жидкостей и автомобильные дилеры разрабатывают рефрактометры для испытаний смесей гликоля с глицерином.

в> Рефрактометр должен иметь шкалу температуры кристаллизации PG или двойную шкалу для PG и EG.

С) Приблизительное значение температуры кристаллизации смесей охлаждающих жидкостей на основе EG и PG можно определить вычислением среднеарифметического значения показаний по каждой шкале. Точность определения температуры кристаллизации по этому методу — в пределах х4 *С (7 *Р). независимо от того, изготовлена охлаждающая жидкость на основе EG. PG или их смеси.

0) Обычные ареометры для испытаний в условиях эксплуатации откалиброваны для использования с охлаждающими жидкостями не основе EG.

6 > Ареометр должен быть специально откалиброван для использования с охлаждающими жидкостями на основе PG.

Таблица Х2.1 — Определение температуры кристаллизации

Оцените статью