Гидравлическая схема погрузочной машины
На всех отечественных автопогрузчиках для привода механизмов грузоподъемника, съемных грузозахватных устройств и гидроусилителя рулевого управления применяются гидравлические приводы, в которых используется статическое давление потока рабочей жидкости, нагнетаемой насосом в гидроцилиндры. Объем рабочей жидкости, подаваемой насосом в единицу времени в исполнительные органы, постоянен, поэтому статические гидросистемы называют также гидрообъемным. Несмотря на некоторые различия в конструкции гидропривода, общая принципиальная схема для всех автопогрузчиков едина.
Из бака, где хранится запас рабочей жидкости, масло подается через трубопроводы высокого давления с помощью гидравлического насоса к гидрораспределителю. При нейтральном положении рычагов управления гидрораспределителя масло свободно проходит через него и возвращается по трубопроводу обратно в бак. В этом случае насос работает вхолостую. При повороте одного из рычагов управления гидрораспределителя перемещается соответствующий ему золотник и масло нагнетается в один из рабочих гидроцилиндров.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 1. Схема гидропривода автопогрузчиков 4043, 4045М:
1 — бак для рабочей жидкости; 2 — заливная горловина: 3 — насос гидроусилителя; 4 — гидравлический насос; 5 — трубопроводы низкого давления; 6 — трубопроводы высокого давления; 7 — гидроусилитель рулевого управления; 8 — цилиндр наклона, 9 — гидрораспределитель; 10 — цилиндр съемного грузозахватного приспособления; 11 — цилиндр механизма подъема; 12 — рукоятки управления гидрораспределителем
Цилиндр подъема, внутри которого перемещается плунжер, управляется золотником одностороннего действия. После перемещения золотника рабочая жидкость, находящаяся под давлением в полости распределителя, начинает поступать по трубопроводу под плунжер цилиндра подъема. Плунжер выдвигается, поднимая вверх каретку с грузом. Если сместить золотник в другую сторону, полость цилиндра подъема соединится со сливными клапанами распределителя, и рабочая жидкость под действием массы груза и подвижных деталей грузоподъемника выталкивается из цилиндра и поступает по трубопроводу в бак. Цилиндры наклона управляются золотником двустороннего действия. Они соединены между собой параллельно, что обеспечивает одновременность их работы.
Действия цилиндров, установленных на съемных грузозахватных приспособлениях, аналогичны гидроцилиндрам наклона.
Гидравлическая схема погрузочной машины
В процессе работы гидравлические системы погрузочно-разгрузочных машин изменяют свои эксплуатационные параметры вследствие изнашивания сопряжений, нарушения герметичности уплотнений, а также неисправностей, образующихся в маслопроводах, присоединительной арматуре, запорных устройствах и др.
Перед демонтажем агрегатов с действующих машин и механизмов должен производиться тщательный технический осмотр всей гидросистемы. Снятые агрегаты перед разборкой необходимо проверить на испытательных стендах для определения технического состояния и исключения возможности необоснованной разборки и нарушения приработки деталей.
В шестеренчатых насосах наблюдаются неравномерный износ колодцев (со стороны камеры всасывания, в сопряжении с втулками и шестернями), втулок, боковых поверхностей и торцов шестерен и другие дефекты.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Если корпус насоса ремонтируется впервые, его восстанавливают изменением направления вращения шестерен, для чего нагнетательные отверстия рассверливают до размеров всасывающих и делают новый дренажный канал на неизношенной стороне, а старый канал заливают баббитом или заполняют эпоксидной пастой. Цилиндры, кроме того, восстанавливают установкой алюминиевых гильз на эластомере после расточки корпуса, обжатием корпуса в специальном приспособлении.
Втулки насосов восстанавливают обжатием. Уменьшение наружного диаметра компенсируют постановкой алюминиевых колец на клей. После обжатия втулки растачивают на номинальный или ремонтный размер в зависимости от диаметра цапфы валика. Для лучшей приработки внутреннюю поверхность втулки покрывают тонким слоем свинца.
С торцов и боковых поверхностей зубьев шестерен удаляют заусенцы, цапфы шлифуют на ремонтный размер.
При ремонте лопастных насосов с лопаток удаляют заусенцы и, не обезличивая положение относительно паза ротора, их притирают по пазу. При большом износе по кромке, соприкасающейся со статором, лопасти поворачивают на 180°. Риски, царапины на поверхности статора глубиной до 0,25 мм устраняют шлифованием. Ротор с изношенными пазами, глубокими царапинами и другими дефектами выбраковывают.
Гидрораспределители ремонтируют, если при внешнем осмотре и испытании обнаружены трещины, повреждения резьбы, подтеки
масла, не включаются рычаги или не фиксируются золотники в рабочих положениях. Указанные дефекты являются следствием износа сопрягаемых поверхностей корпуса и золотников и образования зазора между ними более допустимого (0,04 мм). В корпусе изнашиваются рабочие пояски отверстий под золотники, отверстия под перепускной клапан и его гнездо. При незначительных износах отверстия притирают специальными пастами, при больших износах их восстанавливают под ремонтный размер расточкой, развертыванием и притиранием или алмазным хонингованием. Изношенные резьбовые отверстия восстанавливают до ремонтного размера. Трещины в крышках заделывают постановкой заплат на эпоксидной пасте. Корпуса с трещинами по перемычкам окон и задирами на прецизионных поверхностях на глубину более 0,5 мм ремонту не подлежат.
При незначительных износах пояски золотников восстанавливают шлифованием, при больших — хромированием с последующим шлифованием. Износ конической уплотняющей поверхности перепускного клапана выводят резцом на токарном станке. Гнезда клапанов шлифуют на плоскошлифовальном станке до появления острой кромки. Клапаны притирают к гнезду пастой ГОИ до появления ровной матовой полоски на конической поверхности, а затем без пасты до появления блестящей полоски. Герметичность собранного клапана проверяют керосином.
Собранный гидрораспределитель регулируют и испытывают на стенде на герметичность. После испытания на все отверстия ставят заглушки или резиновые пробки, все клапаны пломбируют.
В гидравлических цилиндрах вследствие износа и потери упругости уплотнительных резиновых колец появляются течи, изнашиваются штоки, поршни (плунжеры), зеркала цилиндров, отверстия в вилках штока и крышках цилиндра. Негодные резиновые уплотнения заменяют. Штоки с прогибом более 0,15 мм правят в холодном состоянии, единичные незначительные царапины на штоках заливают припоем ПОС-ЗО и зачищают заподлицо. При наличии большого числа царапин глубиной более 0,5 мм, а также износа штоки восстанавливают хромированием и шлифованием.
Отверстия в вилках штока, передних крышках цилиндра восстанавливают постановкой втулки на клею ГЭН-150 (В). Отломанные проушины приваривают и подвергают слесарной обработке. При одностороннем незначительном износе зеркала цилиндров или поршня их можно использовать, повернув на 90°. При больших износах цилиндрам расточкой и хонингованием или раскатыванием придают ремонтный размер.
Рис. 72. Ремонт шлангов заделками:
а — подготовка шланга к ремонту; б — детали разборного наконечника; в — наконечник шланга в сборе; 1 — обойма; 2 — наконечник; 3 — гайка
При сборке допустимый зазор между поршнем (плунжером) и цилиндром не должен превышать 0,2—0,3 мм. Цилиндры ремонтного размера комплектуют поршнями соответствующего размера, для чего рабочую поверхность поршня протачивают на 5 мм, на нее напрессовывают бронзовое кольцо, на токарном станке кольцо развальцовывают и протачивают до необходимого размера. Собранные гидроцилиндры испытывают на стенде на герметичность и скорость перемещения штока.
Трещины в маслобаках по сварному шву заваривают газовой сваркой или сваркой в среде углекислого газа. Трещины и пробоины на стенках бака устраняют постановкой накладки из стеклоткани на эпоксидной пасте. Взамен негодных фланцев, угольников и кронштейнов, если дефекты не могут быть устранены слесарной обработкой, приваривают новые. Отремонтированные баки проверяют на герметичность водой под давлением 0,03—0,05 МПа.
В шлангах высокого давления нарушается герметичность соединения с наконечниками, на внешней резиновой оболочке возникают трещины и вздутия. Имеют место случаи разрывов шлангов в результате изгиба, скручивания, плохой заделки концов. Шланги, имеющие дефекты, заменяют. Снятые шланги могут быть отремонтированы: поврежденные участки шлангов удаляют, а годные куски соединяют неразборными или разборными (рис. 72) заделками. Отремонтированные шланги испытывают на стенде на герметичность: шланги низкого давления, используемые в качестве всасывающих или сливных трубопроводов,— давлением 1,5 МПа, а напорные—давлением, на 20% превышающим номинальное. Во время испытания на стенде в течение 5 мин не должно наблюдаться просачивания масла.
Гидравлическая схема погрузочной машины
На всех изучаемых электропогрузчиках приводы грузоподъемников гидравлические статического действия, за исключением погрузчика ПТШ -3, у которого механизм подъема имеет механический привод. В гидросистемах статического действия используется статическое давление потока рабочей жидкости, которая нагнетается насосом в гидроцилиндры — исполнительные органы гидросистемы. Объем рабочей жидкости, подаваемый насосом в единицу времени в исполнительные органы, постоянен. По этой причине статические гидросистемы называют также гидрообъемными.
Гидропривод погрузчика обеспечивает подъем и опускание груза, наклон рамы грузоподъемника и работу рабочих органов сменных грузозахватных приспособлений.
Каждый погрузчик имеет характерные особенности в устройстве гидропривода, но все гидроприводы обязательно имеют следующие части: гидравлический насос, бак для рабочей жидкости, гидравлический распределитель и силовые гидроцилиндры, которые с помощью гидропроводов соединяются между собой, образуя замкнутую гидравлическую систему. Кроме этого, в гидросистему включаются вспомогательные приборы — дроссели одного направления, ограничители давления, предупреждающие перегрузку системы и т. д.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Гидравлические насосы создают в гидросистеме необходимое давление. На погрузчиках устанавливают гидронасосы двух типов — лопастные (погрузчик 4004, КВЗ , ПТШ -3 и 4015) и шестеренные (погрузчик ЭП-103, погрузчики фирмы «Балканкар»),
Гидравлические силовые цилиндры под действием поступающей в них под высоким давлением жидкости приводят в действие различные механизмы.
По конструкции гидроцилиндры делятся на поршневые и плунжерные. Кроме того, различают гидроцилиндры одностороннего и двустороннего действия. Гидроцилиндры одностороннего действия используют для привода механизмов подъема груза. Жидкость поступает в цилиндр под давлением для подъема груза. Опускается груз (втягивается шток или плунжер) под действием его собственного веса. При этом рабочая жидкость перетекает в бак.
Гидроцилиндры двустороннего действия для выдвижения и втягивания их штоков должны быть устроены так, чтобы жидкость могла под давлением проходить по обе стороны от поршня.
Гидравлические распределители направляют рабочую жидкость под давлением в гидроцилиндры и обеспечивают слив отработавшей жидкости из цилиндров в бак. Распределители в зависимости от числа механизмов, которые приводятся в действие гидроцилиндрами от одного гидронасоса, могут быть односекционными, двухсекционными, трехсекционными и т. д. Каждая секция может быть одностороннего действия (для управления работой гидроцилиндра одностороннего действия) либо двустороннего действия (для управления работой гидроцилиндра либо группами гидроцилиндров двойного действия).
В некоторых гидросистемах устанавливают гидравлические дроссели — устройства, которые ограничивают скорость протекания рабочей жидкости на каком-либо участке гидросистемы, что уменьшает скорость перемещения штоков (плунжеров) гидроцилиндров.
Гидросистема погрузчика 4004 устроена и действует следующим образом (рис. 1). Насос засасывает из бака рабочую жидкость и нагнетает ее в гидрораспределитель. В зависимости от положения рабочих органов распределителя — золотников — рабочая жидкость направляется в тот или иной цилиндр.
Для уменьшения скорости наклона грузоподъемника назад и вперед в трубопроводах обеих полостей цилиндров наклона устанавливают дроссели. Дренажная труба предназначена для отвода из насоса утечки жидкости.
В погрузчике 4015 имеется только один цилиндр наклона, что является основным отличием его гидросистемы от выше рассмотренной.
Схема гидравлического привода погрузчика КВЗ имеет некоторые отличия от схемы погрузчика 4004. Цилиндр подъема — поршневого типа. Золотниковый гидрораспределитель — двухсекционный. Он управляет гидродилиндром подъема и цилиндрами на-клона, верхняя полость цилиндра соединяется с баком дренажной трубой.
На рис. 3 показана конструктивная схема гидросистемы погрузчика ПТШ -3. По сравнению с гидросистемой погрузчика КВЗ она более проста, так как содержит только два гидроцилиндра, обеспечивающих наклон грузоподъемника. Гидрораспределитель — трехсек-Ционный, что позволяет использовать навесные приспособления к погрузчику с несколькими независимо действующими гидроцилиндрами (либо группами гидроцилиндров).
Погрузчик ЭП-103 оснащен гидрораспределителем, который управляет работой цилиндра подъема и цилиндрами наклона. Дополнительно может быть установлен еще один гидрораспределитель для управления работой гидроцилиндров сменных грузозахватных приспособлений. В этом случае устанавливается также блок клапанов, автоматически регулирующий работу грузозахватных приспособлений.
Отличительная особенность гидросистем погрузчиков высокая насыщенность их вспомогательными гидроприборами, обеспечивающими безопасность эксплуатации погрузчиков и применение более высокого рабочего давления в системе. На рис. 5 показана принципиальная схема электропогрузчика Ф8.ЕУ.20.33. Четырехсекционный гидрораспределитель обеспечивает подачу масла гидронасосом в цилиндр подъема, цилиндры наклона и в цилиндры сменных рабочих приспособлений. Вся гидросистема защищена от возможных перегрузок предохранительным клапаном, встроенным в гидрораспределитель.
Подпорный клапан обеспечивает плавный и медленный наклон грузоподъемного устройства вперед, предупреждая самопроизвольное смещение груза на вилах под действием сил инерции.
Односторонний дроссельный клапан ограничивает скорость опускания груза. Регулятор давления ограничивает усилие на сменных рабочих приспособлениях, предупреждая повреждение груза (например, при работе с боковыми грузозахватными приспособлениями).
Гидравлические системы остальных погрузчиков фирмы «Балкан-кар» отличаются от рассмотренной в основном количеством рабочих гидроцилиндров.
Эти масла обладают большой устойчивостью против образования эмульсии, т. е. они способны претерпевать быстрые изменения скорости, направления потока и давления.