- Каким должно быть запасное колесо автомобиля?
- Колесо для докатки
- Полноразмерное запасное колесо
- Баллон со спецсредством
- Шины runflat
- Что такое докатка и зачем она нужна?
- Что такое докатка?
- Отличия докатки от стандартного запасного колеса
- Достоинства и недостатки докаток
- Рекомендации по применению докатки
- Заключение
- Видео:Докатка или запасное колесо. В чем отличие и что лучше?
- Как снять и заменить запаску: пошаговая инструкция
- Почему нельзя ездить на спущенной шине?
- Как снять докатку с автомобиля?
- Как заменить колесо?
Каким должно быть запасное колесо автомобиля?
Мой первый опыт прокола колеса был похож на финал фильма «Вокзал для двоих». Там герой Олега Басилашвили бежит по зимней дороге, опаздывая в тюрьму на перекличку, не успевает и прямо на дороге начинает играть на аккордеоне. Вот, все то же самое было и у меня, только без музыки.
Запутанные дворы вокруг колонии на окраине города, документы на аукцион по поставке мяса и 7 минут, чтобы успеть довезти их до КПП. И в этот момент я зацепляю колесом металлический штырь, резина мгновенно опадает, я бросаю машину и бегу с документами к входу в колонию. Все получилось, но вместо триумфа мне предстояла установка запасного колеса, а как поставить запаску я только предполагал. Каково же было мое удивление, когда в багажнике обнаружилось новое, но меньшее по диаметру колесо. Я в тот момент еще не знал, что редко, какая запаска соответствует штатным шинам.
В новых автомобилях запасное колесо почти всегда входит в обязательную комплектацию. И когда владелец открывает багажник и смотрит в поддон, его ждет 4 варианта развития событий. Конечно, если, они, как и я, не обратили на это внимания в автосалоне. Есть так же машины с запасным колесом сзади.
Колесо для докатки
Это диск с покрышкой меньшего диаметра, как правило, на 1 дюйм относительно основных колес. Его нельзя считать запасным в полном смысле, оно предназначено для временного использования, чтобы попасть в ближайший шиномонтаж или магазин, где можно сделать подбор шины. Диски на докатке обычно стальные. Весь смысл такого колеса – снижение себестоимости комплектации авто при производстве. Многие говорят еще и о снижении веса снаряженного автомобиля, но это совершенно некритичное влияние.
Итак, в докатке перед установкой проверяют давление. При возможности подкачивают больше, чем штатные колеса, до 4-4,2 атмосфер. По правилам эксплуатации ездить на разных диаметрах нельзя, но передвигаться к месту ремонта – можно. Установка запасного колеса займет время, и чтобы его сократить, хорошо хранить докатку в собранном и уже накачанном виде.
Полноразмерное запасное колесо
Имеет шину, как и на самом автомобиле. Диск может быть попроще, так называемый тазик или кастрюля. Если остальные колеса – литые, то использовать длительное время запасное колесо «на стали» тоже не советуют. Разная весовая нагрузка на ось, неравномерный износ ходовой. Какая запаска подойдет для постоянной езды? Только полноценное идентичное остальным пятое колесо, причем в двух вариантах – зимнем и летнем.
Баллон со спецсредством
Он предназначен для быстрого ремонта проколотого колеса, но не поможет при значительных повреждениях. Именно тот случай, когда лучше перестраховаться — все равно нужен самостоятельный подбор шины. Диски для запасного колеса можно использовать самые дешевые.
Шины runflat
Установка такого запасного колеса, в основном, на автомобили класса «люкс», им не нужны запасные варианты. Состав резины и конструкция корда таковы, что позволяют машине ехать до ремонта даже со спущенным колесом: покрышка не спадет, сцепление с дорогой сохранится.
Если же в специальном отсеке багажника, на крыше или на задней двери предусмотрено место для хранения запасного колеса, то оно должно входить в комплектацию нового автомобиля. Машины с пробегом могут быть в разном состоянии, но и у них, как правило, запаска в наличии. Каким должно быть запасное колесо, чтобы им можно было максимально быстро воспользоваться?
1. Существующим. То есть оно в принципе должно быть. Есть водители, которые даже не представляют, какая запаска лежит в их автомобиле и лежит ли вообще. Тем не менее, информирован, значит вооружен, все это знают.
2. Накачанным. Проверять давление в нем рекомендуют ежемесячно вместе с диагностикой штатных колес. Или возите с собой компрессор, тогда установка запасного колеса потребует больше времени, но хватит своих сил.
3. Целым. Разговоры на счет износа запасного колеса от трения в багажнике, конечно, вызывают улыбку. Но если у вас уже б/у автомобиль, то на целостность шины влияет срок ее хранения.Проверяйте резину запаски хотя бы 1-2 раза в год: трещины, белый налет – поводы для замены, иначе и до ремонта можно не доехать.
Что такое докатка и зачем она нужна?
В качестве специальной техники используются машины не только на грузовой платформе. Есть немало автомобилей и на легковом шасси. Причем, не только эконом или бизнес класса, но и премиум. Скромные седаны работают в качестве такси, обслуживают трансферы и заказные перевозки, лимузины шикарно смотрятся на свадьбах, пикапы развозят товары по торговым точкам и т.п.
Говоря о комплектности второй группы машин, можно отметить интересную закономерность. Новые автомобили все чаще предлагаются без полноценного запасного колеса. Почему? Причин несколько. Главные заключаются в том, что запасное колесо, во-первых, весит в среднем 13,5 кг. Автопроизводители желают сделать свою продукцию максимально экономичной в плане расхода топлива. Это повышает ее конкурентоспособность в эпоху растущих цен на энергоносители. «Сражаются» буквально за каждый килограмм снаряженной массы. Во-вторых, запаска занимает в багажнике много места. Если убрать нишу для ее хранения, то можно возить больше сумок и чемоданов.
Результат – налицо. По данным American Automobile Association (Американская автомобильная ассоциация), в 2006 году только 6% новых машин не комплектовались запаской. Всего через 10 лет этот показатель увеличился в 6 раз. Что предлагается взамен полноценного сменного колеса? Шины Run Flat либо комплект (герметик и мини компрессор) для ремонта прокола. Третий вариант – складные запаски. Но они распространены мало, т.к. их неудобно ставить, да и конструкция сложная. Четвертый заключается в том, чтобы положить в багажник докатку.
Что такое докатка?
Докаткой называется специальное запасное колесо. Оно имеет меньшие размеры (толщину и диаметр), может быть без воздухонаполненной шины, конструкция – облегченная, протектор – неглубокий. Его ставят вместо поврежденного в пути основного колеса. Единственное назначение – потихоньку доехать («докатить») до станции шиноремонта. Некоторые модели по диаметру соответствуют стандартным колесам.
Поскольку докатка меньше, чем штатное колесо, то внутри нее поддерживается высокое давление (зимой – 4,2 кг / кв. см.) Рекомендуется его регулярно проверять, т.к. совсем не факт, что будет чем подкачать шину в пути. Если она по диаметру равная стандарту, то конструкция — обязательно облегченная. Ее легко ставить, при движении экономится топливо. Ехать, кстати, надо осторожно, потому что управление с мини-запаской сложнее, чем в обычном случае. Max скорость составляет 100 км / час (хотя вообще-то рекомендуется ехать не быстрее 60 км / час).
Для каждой модели авто делается «своя» докатка. Из-за сложностей с управлением, подобной запаской не советуют пользоваться новичкам. Зато шоферам со стажем она будет очень полезной.
Отличия докатки от стандартного запасного колеса
- Меньший вес. Штатная запаска по массе равна прочим колесам.
- Габариты. Докатка всегда более узкая и часто меньшего диаметра.
- Данное изделие выполняется из более дешевых материалов, чем стандартные колеса, на производство которых идет дорогое и качественное сырье. Поэтому цена его намного меньше.
- Следствие предыдущего пункта – пониженная надежность. Это понятно, т.к. полноценное запасное колесо предназначено для длительной эксплуатации, а докатка – лишь бы добраться до ближайшего шиноремонта.
- Качество исполнения невысокое. В частности, протектор изнашивается сравнительно быстро, т.к. расс читан всего на 2-6 тыс. км. пробега.
Достоинства и недостатки докаток
Плюсы у докаток следующие:
- Благодаря небольшим размерам, запаска этого типа занимает в багажнике немного места. Освобождается дополнительный объем для полезного груза. Некоторые водители используют данное преимущество по-другому. Они водят несколько ремонтных мини-колес.
- Докатка намного дешевле, чем штатная запаска.
- Облегченная компактная запаска намного проще и легче монтируется, чем стандартное колесо.
- Т.к. изделие отличается малым весом, на нем экономится топливо.
Основные недостатки мини-запаски происходят из того, что она не является полноценным колесом. Т.е., диаметр меньше принятого, а воздух в покрышке может отсутствовать. Из-за этого появляются проблемы. И, чем больше разность диаметров, тем они сильнее. Оптимально, если отличие не превышает 1 дюйм. Тогда габариты ремколеса не окажут слишком заметного влияния на управление. Если же диаметр стандартной шины больше докатки на 3 и выше дюйма, то электронные системы лучше отключить. В противном случае, электроника начнет блокировать колеса, т.к., по мнению бортового компьютера, коэффициенты их сцепления с асфальтом получаются слишком разными. Правда, опытные водители считают, что можно ехать и без отключения систем стабилизации. Только надо поддерживать минимальную скорость и не делать резких движений рулем.
Основные минусы докаток следующие:
- Из-за того, что угловая скорость ремонтной запаски отличается от данного параметра прочих колес, возрастает нагрузка на подвеску и дифференциал.
- Малые габариты – причина того, что снижается общая площадь контакта с асфальтом. Из-за этого тормозной путь увеличивается, управляемость ухудшается.
- Электронные стабилизирующие системы ESP, DSTC, ABS работают неадекватно, потому что меньший радиус запаски воспринимается как проскальзывание колеса.
- Докатка относительно хрупкая, на плохой дороге может поломаться.
- Т.к. мини-запаска делается с протектором, рассчитанным на 2-6 тыс. км., то он быстро стирается. Тормозной путь увеличивается.
- С ремонтным колесом движение на поворотах относится к разряду повышено опасных. Особенно, в дождь или снег.
- Не желательно ехать на докатке долго, более 100 км., даже со скоростью 60 км / час. Это может привести к печальным последствиям.
Рекомендации по применению докатки
Чтобы свести к минимуму неудобства, возникающие из-за нестандартной конфигурации докатки, лучше не ставить ее на ведущий мост ТС. При этом надо помнить, что ремколесо на переднем мосту заднеприводной машины гарантирует сохранность дифференциала. Зато управляемость на поворотах, особенно зимой, серьезно ухудшится. Перед вхождением в поворот надо будет максимально замедлиться, и плавно вращать руль. При резких движениях рулевого колеса, протектор не сможет зацепиться за дорожное полотно. Докатка на задней оси такой машины позволит проходить повороты более уверенно. Зато авто будет плохо трогаться с места, плюс участятся заносы. В общем случае, рекомендации по применению докатки сводятся к следующему:
- Ремколесо не должно стоять на ведущей оси.
- Если дорога скользкая, то скорость должна быть минимальной, т.к. тормозной путь увеличен.
- На поворотах – максимальная осторожность.
- На электронном управлении лучше отключить системы стабилизации.
- Чем меньше ехать на докатке – тем лучше. Сменить ее на стандартное колесо надо при первой же возможности.
- Рекомендуется не превышать скорость движения более 60 км / час.
- Повороты и торможения – предельно плавно.
- Надо периодически контролировать уровень давления в мини-запаске и поддерживать его.
- Следует возить с собой только «родную» докатку, т.е., предназначенную именно для этого автомобиля.
Заключение
Докатка экономит место в багажнике и позволяет, в случае повреждения колеса, доехать до шиномонтажной станции. Но ее особенности требуют умелого с ней обращения. Поэтому для неопытных водителей подобное решение не рекомендуется.
Видео:Докатка или запасное колесо. В чем отличие и что лучше?
Как снять и заменить запаску: пошаговая инструкция
После долгой зимы российские дороги напоминают хороший швейцарский сыр – сложно найти ровные участки без дыр и ям. Не удивительно, что проблемы пробитых и спущенных колес у водителей становятся в таких ситуациях крайне актуальными.
Как снять и поставить запаску на разных машинах и поменять колесо – в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию и ответим на самые частые вопросы.
рис. Снятие и установка запаски
Почему нельзя ездить на спущенной шине?
Езда на проколотых колесах или спущенной шине – это не только дискомфорт, но опасность для водителя. Если есть возможность, то вызовите мобильный шиномонтаж и в районе 1500-2000 рублей по Москве вам помогут решить эти проблемы. Прочитайте статью и найдете много полезной информации.
- Не игнорируйте предупреждающие сообщения о падении давления в шинах.
- Спущенная шина значительно снижает их эксплуатационный срок.
- Снижение маневренности и устойчивости авто.
- Увеличение расхода топлива.
- Повреждение дисков.
рис. Спущенная шина — это повышенная опасность и дополнительный расход топлива
При малейших признаках повреждения покрышек, будь то прокол, порез или разрыв, необходимо спокойно остановить машину в безопасном месте, выйти из нее и оценить ситуацию.
В отличие от ремонта проколов и порезов покрышки, со сменой колеса легко справится даже новичок.
Главное – четко следовать инструкции и возить с собой все необходимые для этого инструменты.
Как снять докатку с автомобиля?
Часто водители сталкиваются с проблемой снятия запаски с авто. Многие попросту не знают, где находится такой резервный помощник.
И получается, что в нужный момент, когда необходимо быстро снять проколотое колесо и заменить его на докатку – не все могут справиться с этой задачей.
Большинство современных багажников имеют специальный отсек, находящийся «под полом».
рис. Стандартное размещение докатки под полом багажника
Но есть и такие модели, где запаска расположена под днищем.
В отличие от стандартного колеса, докатка – это временное решение. Она легче по весу. Рекомендация по ограничению скорости с таким колесом – не более 80 км/час.
Еще один момент – такой способ хорош лишь для задней оси. Поэтому пробив переднее колесо, лучше заднее перебросить на переднюю ось, а уже на свободное место устанавливать докатку.
Чтобы ее снять, необходимо:
- Снять заглушку. В некоторых моделях может понадобиться отвертка для снятия заглушки.
рис. Открытие заглушки
- Открутить винт против часовой стрелки
- Достать докатку и поменять.
рис. Специальный отсек для запасного колеса в багажнике
Помните, что руководство по замене есть в каждой авто – вы найдете его в мануале. Там же указано, как открывается отсек багажника. Еще есть вариант заказать выездной шиномонтаж, если самому не хочется заниматься этими процедурами.
Что нужно для замены спущенного колеса?
- Запасное колесо или так называемая докатка.
- Баллонный ключ.
- Домкрат.
- Светоотражающий жилет и треугольник аварийной остановки.
По желанию, полезно иметь в машине перчатки (если вы не хотите пачкать руки) и телескопический гаечный ключ для колес (на случай, если винты, которые давно не двигались, заклинивают).
Перед поездкой на машине лучше проверить, все ли элементы находятся в машине. В дополнение к упомянутым выше, возможно, стоит иметь фонарик (если неожиданная остановка произошла ночью) и покрывало, которое подстелить под колени.
Подойдите ответственно к мерам предосторожности и рекомендациям ГИБДД.
На скоростной автомагистрали и шоссе треугольник должен стоять в 100 метрах позади автомобиля. На других дорогах — 30-50 метров соответственно (за пределами населенных пунктов) или до 1 метра от остановки автомобиля (в населенных пунктах).
Как использовать домкрат?
Каждый производитель автомобилей указывает в руководстве по автомобилю, как правильно использовать домкрат.
Обычно его размещают возле порога автомобиля. Не забудьте обеспечить устройству твердую и ровную поверхность.
Поднимите автомобиль до уровня, где поврежденная шина будет на несколько сантиметров над землей.
Как заменить колесо?
Для замены проколотого колеса лучше всего съехать на асфальтированную парковку или на обочину. Вождение на несколько сотен метров с поврежденным колесом не повредит резину. Поэтому не стоит жалеть покрышку, останавливая авто на участке, опасном для процедуры замены колеса.
- Выйдитеиз авто и оцените ситуацию.
- Установите предупреждающий треугольник и лампу с мигающей лампой. При работе в темноте или сумерках – наденьте специальный жилет со светоотражающими вставками.
рис. Предупреждающий знак — обязательный шаг в процессе замены колеса
- Достаньте докатку из багажника или снимите ее со специальных крючков (способ снятия зависит от модели авто).
- Достаньте домкрат и ключ для ослабления болтов.
рис. Установка домкрата
- Убедитесь, что машина надежно зафиксирована (обязательно поднимите ручной тормоз). Дополнительно положите камни или специальные клинья под колеса, которые не будут подняты.
- Ослабьтеколесные болты со спущенного колеса. Это чрезвычайно важно. Если этого не сделать и поднять машину, возможно, не удастся отвинтить болты.
рис. Ослабление болтов
Ослабление винтов может быть проблематичным. Они часто «запекаются». Опытные водители приносят с собой дополнительную трубку, которая используется для выдвижения ручки ключа. Другие облегчают отвинчивание с помощью специальных препаратов. Иногда может помочь кока-кола или другой газированный напиток.
Внимание! Чтобы ослабить крепежный болт, который чаще всего монтируется на алюминиевых дисках, вам необходимо надеть специальный колпачок на ключ для колес.
- Когда винты ослаблены, но не откручены, приступаем к поднятию транспортного средства с помощью домкрата. Мы ставим руку домкрата в обозначенное место на пороге и медленно поворачиваем. Контролируем, чтобы машина поднималась равномерно вверх.
рис. Подъем с помощью домкрата
- Подняв автомобиль, приступаем к снятию винтов.
- После того, как машина находится на достаточном уровне над землей, снимаем поврежденное колесо и кладемего рядом на землю.
рис. Монтаж запаски на ось.
- Поставьте на ось запаску и завинтите болты крест-накрест.
- После затягивания колеса медленно опустите автомобиль, спрячьте поврежденное колесо в багажник и уберите весь инструмент.
- Последний шаг – проверка давления. Если под рукой нет нужных средств – на любой современно автозаправке это можно сделать бесплатно.
Важно отметить, что поврежденное колесо необходимо как можно скорее отремонтировать на заводе по вулканизации.
Если мы не сделаем это быстро, то в следующий раз, когда мы поймаем пресловутый гвоздь, у нас могут возникнуть проблемы с дальнейшим вождением. Кроме того, езда на разных шинах на одной оси опасна. Поэтому не стоит затягивать с посещением СТО.
Докатка или ремонт?
Многие водители не знают, какое лучше средство: установка запасного колеса или ремонт прямо в дороге?
Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Все зависит от типа повреждения и навыков водителя.
К тому же, на новых автомобилях все реже можно найти запасное колесо, не говоря уже о полноразмерном.
Вместо этого производители устанавливают на автомобили так называемые комплекты для ремонта. Будет ли такой набор действительно полезным в случае спущенной шины и справится ли со своей задачей?
рис. Ремонтный комплект
Комплекты для ремонта шин по-прежнему остаются противоречивыми среди владельцев. С одной стороны, это решение намного легче классического «запасного», что выражается в снижении массы транспортного средства и расхода топлива, а также не занимает так много места в багажнике.
Более того, использование комплекта не требует больших усилий или подъема на домкрате.
Но есть и минусы в таком решении. Использование его возможно только в случае повреждения передней части шины, причем повреждение в большинстве случаев может быть не больше 6 мм. Кроме того, герметизирующие вещества могут не выполнять свою функцию при более низких температурах.
Если же все-таки принято решение в пользу использования герметика и латки – не спешите развивать скорость на отреставрированном колесе.
Проезжайте несколько километров со скоростью около 40 км / ч, чтобы вещество равномерно распределялось внутри шины. После этого расстояния стоит проверить давление в шинах и накачать воздух при необходимости. С такой отремонтированной шиной вы можете проехать до 50 км со скоростью не более 70 км / ч.
Подводим итоги
Замена колеса – несложный процесс.
Имея все необходимые инструменты и материалы, с задачей можно справиться за 20-30 минут. Если же в автомобиле нет запаски или водитель не хочет самостоятельно заниматься сменой колеса, то лучший способ – вызвать выездной шиномонтаж. Сервис работает круглосуточно и приезжает на нужный адрес днем и ночью.
Больше не нужно тратить свое время на очереди в мастерских, подстраиваться под график работы СТО или просить знакомых о буксировке. Достаточно просто позвонить по телефону +7 (495) 749-44-49 и через 20 минут к вам по адресу будет направлена бригада мобильного шиномонтажа. Кроме смены колес, механики дополнительно могут произвести балансировку и подкачку остальных шин.