- Где находятся фильтра у грузового автомобиля
- Фильтры топливные тонкой очистки
- Как существуют топливные фильтры?
- Какие существуют фильтры тонкой очистки для топливных систем?
- Расположение топливного фильтра
- Как осуществляется замена топливного фильтра?
- Как самому подобрать и заменить топливные фильтры на КамАЗе
- Виды топливных фильтров, устанавливаемых на КамАЗ
- Первая ступень фильтрации
- Вторая ступень фильтрации
- Топливные фильтры для распространённых моделей КамАЗ
- Видео: топливные фильтра КамАЗ — устройство и назначение
- Отличие топливных фильтров ЕВРО-3 от ЕВРО-4
- Где находятся топливные фильтры грубой и тонкой очистки на автомобилях КамАЗ
- Фильтр грубой очистки топлива с подогревом
- Видео: фильтр грубой очистки топлива КамаЗ с подогревом
- Когда и как заменить сменные элементы фильтрации грубой и тонкой очистки на КамАЗ
- Симптомы забитого топливного фильтра
- Замена фильтра грубой очистки
- Замена топливного фильтра тонкой очистки
- Видео: замена топливных фильтров на КамАЗе с двигателем Kammins
- Сборка фильтра своими руками: подробная инструкция
Где находятся фильтра у грузового автомобиля
Фильтры топливные тонкой очистки
Топливная система – это довольно сложный механизм, состоящий из большого числа элементов и деталей. Как бензиновая, так и дизельная установки в грузовом автомобиле работают от преобразования энергии, которая, в свою очередь, выделяется во вращательное движение коленчатого вала во время сгорания топлива. Топливная смесь поступает в цилиндры системы при помощи установки подачи топлива (системы питания).
Только хорошо очищенное горючее может обеспечить системе питания нормальное функционирование. Качественное топливо без посторонних примесей – это гарантия того, что данная система не выйдет из строя.
У транспортного средства с инжекторной системой питания наличие посторонних примесей в топливе более чем нежелательно. Горючее поступает в цилиндры у такой системы дозировано (за счет специальной форсунки), под давлением.
Конструкция дозирующей бензин форсунки включает в себя ряд деталей с обработкой высокой точности, которые взаимодействуют между собой. Эта деталь может очень быстро выйти из строя при регулярном использовании некачественного топлива, например, ее составляющие могут просто заклинить между собой.
Однако дизельная система питания в грузовом автомобиле является еще более требовательной к уровню очистки горючего. Так, применение плохо очищенного дизельного топлива может стать причиной выхода из строя не только форсунок, но и дорогостоящего топливного насоса.
Именно по этой причине все без исключения производители включают в системы питания грузовых транспортных средств топливные фильтры.
Как существуют топливные фильтры?
Топливный фильтр представляет собой часть системы питания, которая отвечает за более тщательную очистку горючего от различных примесей. Как правило, в системе питания любого автомобиля вне зависимости от марки присутствует сразу несколько таких фильтрующих элементов с разным уровнем степени очистки горючего (тонкой и грубой очистки).
Фильтр для грубой очистки топлива обеспечивает очищение горючего от посторонних фракций размером до 0,1 мм. Как правило, внешне топливные фильтры грубой очистки выглядят как латунная сетка. На транспортные средства нередко такие фильтры ставят сразу в нескольких местах. Обычно это сетка с крупными ячейками, установленная в горловине топливного бака. Эта деталь позволяет удерживать на себе особенно крупные посторонние частицы.
В инжекторных двигателях сетчатый топливный фильтр включен в конструкцию системы бензонасоса, который находится в бензобаке.
В автомобилях с дизельными топливными системами имеются не только фильтры грубой очистки в виде сеток, но также фильтр-отстойник, который также используется для предотвращения попадания в топливную систему крупных загрязняющих частиц.
Топливные фильтры тонкой очистки предназначены для очищения горючего от посторонних фракций размером до 0,001 мм. Стоит отметить, что фильтр тонкой очистки расположен в топливных системах автомобилей по-разному. В инжекторных двигателях такой фильтрующий элемент располагается обычно между рампой и топливным насосом. В дизельной системе фильтр тонкой очистки находится между насосом высокого давления и фильтром-отстойником.
Конструкция фильтров грубой очистки топлива, как правило, разборная, так как эти элементы выполняют роль своеобразных «улавливателей» крупных посторонних фракций. Благодаря такой конструкции фильтр можно регулярно промывать, извлекая из системы питания.
Разобрать, тщательно промыть и установить на место можно и фильтр-отстойник любой конструкции для того чтобы он качественно функционировал дальше. Однако стоит знать, что в ряде моделей фильтров-отстойников фильтрующий элемент нельзя снять и промыть, а можно только заменить старый на новый.
Какие существуют фильтры тонкой очистки для топливных систем?
Известны два вида топливных фильтров тонкой очистки:
Первый вид топливных фильтров чаще используется в бензиновых системах грузовых транспортных средств. В двигателях, работающих на бензине, замена тонких фильтров для очистки топлива осуществляется реже, чем в дизельных системах. Для того чтобы поменять этот расходный материал требуется просто отсоединить его от системы питания и установить новый фильтр.
Второй вид топливных фильтров используется в дизельных системах питания грузовых транспортных средств, но в редких случаях можно встретить на дизелях и неразборные фильтры.
Важно понимать, что именно дизельные системы питания отличаются высокой требовательностью к качеству горючего. По этой причине в топливной системе замена фильтров тонкой очистки осуществляется гораздо чаще, чем в системах, работающих на бензине.
Конструкция топливного фильтра тонкой очистки стандартна: это корпус, в котором находится фильтрующий элемент. Если предстоит заменить разборный «тонкий» фильтр, то необходимо произвести его разбор и замену самого фильтрующего элемента на новый.
Если владелец грузового транспортного средства хочет, чтобы силовая установка в его автомобиле работала исправно и бесперебойно, нужно осуществлять замену фильтров своевременно.
Расположение топливного фильтра
Обслуживание топливной системы подразумевает наличие у человека информации о нахождении фильтра для очистки топлива. Фильтры грубой очистки найти совершенно не сложно, они установлены всегда в определенных местах системы грузового автомобиля.
Топливный фильтр-отстойник находится всегда рядом с баком для горючего. Найти его несложно – достаточно просто посмотреть в какую сторону от топливного бака ведут патрубки.
На грузовиках с инжекторной топливной системой фильтры тонкой очистки находятся либо возле бака с горючим, либо непосредственно внутри него. Найти его можно, если загнать автомобиль в гаражный бокс на смотровую яму и осмотреть его снизу.
У автомобилей с дизельной силовой установкой топливные фильтры тонкой очистки, как правило, расположены рядом с насосом высокого давления, то есть в подкапотном пространстве. Фильтр можно найти при помощи патрубка, входящего в насос.
Как осуществляется замена топливного фильтра?
Топливные фильтры можно промыть или сразу заменить новыми. Данные операции проводятся в зависимости от вида самого фильтрующего элемента. Для их проведения нужны следующие инструменты:
- набор ключей;
- комплект отверток;
- тара, в которую нужно будет слить горючее из фильтра;
- компрессор или насос;
- пециальные рабочие перчатки.
В грузовых автомобилях, в которых установлена инжекторная система, следует сначала извлечь фильтр грубой очистки, который расположен у входа в бак. Это можно сделать через специальный лючок на баке.
Топливный фильтр тонкой очистки обычно находится в самом бензобаке. Его также можно достать через тот же самый лючок. В том случае, если «тонкий» фильтр расположен за пределами топливного бака, то для того чтобы демонтировать этот элемент требуется открутить хомуты топливных патрубков. Снять фильтр и заменить его на новый уже будет не сложно.
В топливных системах дизельных грузовиков при наличии фильтра-отстойника требуется осуществить его разбор и промывку. Фильтрующий элемент демонтируется из системы питания и разбирается посредством подходящих по размеру ключей, далее дизельное топливо из него необходимо слить в заранее подготовленную емкость. После тщательной промывки и продувки фильтра следует проверить наличие в нем фильтрующего элемента. Если он есть, то его необходимо заменить на новый.
Стоит отметить, что процесс замены фильтрующего элемента разборного топливного фильтра тонкой очистки точно такой, как и у фильтра грубой очистки топлива. При условии, что элемент неразборный, его просто нужно извлечь и поставить на его место новый фильтр.
Существует очень важный момент в процессе сбора топливной системы обратно. После того как фильтры чистой и грубой очистки будут тщательно промыты и продуты, следует обязательно проследить за тем, насколько надежно и крепко затянуты все крепежные элементы. Очень важно обратить внимание на наличие протечки горючего или подсоса воздуха. В местах соединения топливных патрубков с самими фильтрами такого быть не должно. Особенное внимание следует уделить осмотру магистралей, ведущих к фильтрам тонкой очистки.
Как самому подобрать и заменить топливные фильтры на КамАЗе
Горючее, поступающее в камеры сгорания двигателя, всегда очищается от микроскопических механических примесей: грязи, ржавчины, краски и других включений (воды, парафинов и т. д.). У дизелей, система впрыска которых отличается высокоточными элементами, с этой задачей справляются два топливных фильтра. Водитель КАМАЗа обязан следить за состоянием узла очистки солярки и принимать меры по его ремонту или замене.
Виды топливных фильтров, устанавливаемых на КамАЗ
В условиях российской действительности (плохие дороги, некачественное топливо на АЗС, суровый климат) от чистоты горючего во многом зависит ресурс эксплуатации двигателя КамАЗ. Чтобы мотор работал устойчиво, солярка очищается двумя видами топливных фильтров. Первый служит для грубой очистки горючего от частиц грязи и воды, второй — для тонкого очищения от парафиновых соединений.
Если фильтрующие изделия забиты, нарушается нормальная подача горючего в форсунки и дизель начинает работать с перебоями при возрастании нагрузки: на подъёмах, при трогании с места и в других ситуациях. Расход топлива при этом увеличивается, а мощность двигателя заметно падает.
Двигатель такого мощного автомобиля как КамАЗ периодически нуждается в причистке фильтрующих элементов
Первая ступень фильтрации
У КамАЗа устройство грубой очистки выполняет функцию начального очищения солярки от механических загрязнений и воды перед закачиванием топливоподкачивающим насосом низкого давления в систему питания. В корпус вкручены штуцеры, с помощью которых горючее подаётся во всасывающую и нагнетательную магистраль подачи топлива. Герметичность уплотнений обеспечивается медными шайбами. Фильтрующий компонент закрывается стаканом, который к корпусу крепится через резиновую уплотнительную прокладки четырьмя болтами. Внизу кожуха вкручена сливная пробка.
Работает фильтр по принципу сепаратора. В экстренных случаях допускается разборка и промывка устройства чистой соляркой. Затем нужно все поверхности компонентов очистки дизтоплива продуть сжатым воздухом из ресивера грузовика.
Солярка, растекаясь по поверхности конусного отражателя, замедляет скорость и струйками стекает в кольцевую щель между отражателем и стаканом
Вторая ступень фильтрации
Фильтром тонкой очистки топлива (ФТОТ) завершается процесс очищения солярки перед поступлением к плунжерным парам топливного насоса высокого давления (ТНВД) и распылителям форсунок. И также он служит резервуаром для воздуха, подающегося одновременно с дизтопливом. Пузырьки газа вместе с горючим отводятся автоматически в бак при помощи клапана жиклёра.
Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ) КамАЗ ЕВРО-3 и ЕВРО-4
Устройство фильтра тонкой очистки выполняется по принципу полнопоточной конструкции. Корпус из алюминия включает два стакана, в которые помещены заменяемые фильтрующие компоненты, подключённые параллельно. Сменные элементы фильтрации горючего делаются из картона ЭТФЗ, специально разработанного для этих целей. Главная его особенность — наличие множества микроскопических пор. Торцы изделий герметизируются внизу и вверху уплотнителями. Каждый фильтрующий компонент надёжно прижат к корпусу фильтра благодаря пружинам, которые выставляются на стержни стаканов. Горючее продавливается сквозь микроскопические отверстия картона и окончательно очищается.
Топливные фильтры для распространённых моделей КамАЗ
На модификациях грузовиков КамАЗ стоят дизельные двигатели различной мощности, в том числе и иностранного производства. Так, двигатели «Камминз» соответствуют нормам экологических стандартов Евро-3 или Евро-4 и обладают мощностью 210–300 л. с. Они используются на бортовых моделях, самосвалах, седельных тягачах. Для этих движков британский концерн Cummins применяет топливные фильтры обеих ступеней очистки как собственной разработки, так и изделия известных европейских производителей. Отечественные модели двигателей КамАЗ применяют топливные фильтры российских фирм: «Ливны», «Спектрол», «Цитрон» и других. На автомобильном рынке представлен богатый выбор топливных фильтров КамАЗ различных фирм.
На разных моделях КамАЗов применяются различные фильтры тонкой и грубой очистки зарубежных и отечественных производителей
Видео: топливные фильтра КамАЗ — устройство и назначение
Отличие топливных фильтров ЕВРО-3 от ЕВРО-4
Эталоны ЕВРО включают в себя определённый набор показателей, которым должен отвечать состав отработанных газов дизеля. Двигатель КамАЗ — это сложное комплексное устройство, которому нужно особо чистое топливо. Но и сам дизель постоянно совершенствуется и модернизируется. Разрабатываются новые технологии впрыска горючего, улучшается система рециркуляции отработанных газов. Эти меры будут способствовать снижению в составе выхлопных газов вредных составляющих, в частности, угарного компонента.
Отличие требований ЕВРО-3 от ЕВРО-4 заключается в ограничении содержания в солярке воды, серы и меньших по размеру механических примесей. Поэтому устройства очистки топлива ЕВРО-4 способны отфильтровать более тонкие загрязнения, чем фильтры ЕВРО-3.
Где находятся топливные фильтры грубой и тонкой очистки на автомобилях КамАЗ
Расположение фильтров для очищения солярки диктует компоновка топливной системы на движках КамАЗ. Фильтр первой ступени крепится на раме с левой стороны под воздухоочистителем, недалеко от бака. Такой выбор места неслучаен. Горючее до насоса подкачки должно очищаться как можно раньше, чтобы по трубопроводу подаваться без примесей и воды. Это условие особенно важно в зимний период, когда горючее становится густым и, если присутствует вода, может замёрзнуть в тонкой трубке топливопровода. Поэтому нередко на устройстве грубой очистки предусматривается подогрев солярки при эксплуатации грузовиков в сильные морозы.
Места расположения топливных фильтров грубой и тонкой очистки в системе питания КамАЗ продиктованы их предназначением
Устройство тонкой очистки располагается непосредственно на задней части дизеля в наиболее высокой точке топливной системы. Такое место выбирается для того, чтобы очищать солярку от воздушных пробок, которые всегда есть в топливопроводе. Немаловажное значение придаётся удобству замены фильтрующих элементов, так эта операция выполняется достаточно часто.
Фильтр грубой очистки топлива с подогревом
В России зимой наблюдаются сильные морозы. В дизельном топливе при этом образуются парафины, которые забивают фильтра. Дизель начинает работать с перебоями. Для обеспечения облегчённого запуска мотора и нормальной эксплуатации на некоторых моделях ФГОТ у грузовика КамАЗ предусмотрена установка специального подогревателя. Он подключается к бортовой сети автомобиля напряжением 24 В и работает в автоматическом режиме.
Особенно популярны ФГОТ с подогревом иностранного производства: Cummins Filtration, Mann+Humme и другие. В разных моделях нагревательный элемент располагается или в верхней крышке на входном топливопроводе, или в нижней части стакана.
Топливный фильтр грубой очистки КамАЗ с подогревом облегчает запуск и эксплуатацию двигателя в зимнее время
Видео: фильтр грубой очистки топлива КамаЗ с подогревом
Когда и как заменить сменные элементы фильтрации грубой и тонкой очистки на КамАЗ
От чистоты дизельного топлива во многом зависит устойчивая работа двигателя КамАЗ. Конструкторы устройств для грубой и тонкой очистки горючего предусмотрели периодическую замену элементов фильтрации. Эта простая операция выполняется водителем КамАЗ.
Симптомы забитого топливного фильтра
Признаки отказа топливных фильтров грубой и тонкой очистки КамАЗ разнообразны:
- расход солярки увеличивается;
- мотор неустойчиво работает на холостых оборотах;
- при резком нажатии на педаль газа обороты движка не увеличиваются;
- наблюдается затруднённый запуск силового агрегата;
- мощность дизеля снижается;
- на подъёмах грузовик начинает дёргаться.
Если есть эти симптомы — топливные элементы фильтров грубой и тонкой очистки подлежат замене.
Периодичность замены топливных фильтров грубой и тонкой очистки прописана в техническом регламенте КамАЗа. Чтобы эксплуатация грузовика соответствовала требованиям ЕВРО-3 и ЕВРО-4, сменные элементы фильтров меняются через 40 тысяч километров пробега. Но российская действительность такова, что на практике водители КамАЗов меняют фильтрующие элементы через каждые 8–10 тысяч километров.
Замена фильтра грубой очистки
Удобное расположение и лёгкий доступ к крепёжным болтам делает эту операцию несложной и быстрой по времени. Для работы потребуется накидной ключ на «12» и жидкость WD-40, помогающая открутить приржавевший крепёж.
- Недалеко от бака найти ФГОТ.
- Отсоединить входную и выходную трубки подачи солярки. Принять меры к недопущению потерь дизельного топлива.
Снятый топливный фильтр грубой очистки легче разобрать и обслужить
Замена топливного фильтра тонкой очистки
Сдвоенный ФТОТ у КамАЗа располагается непосредственно на правой стороне двигателя. Здесь важно соблюдать чистоту, чтобы грязь снаружи не попала внутрь корпуса фильтра.
Порядок действий следующий:
- Поднять кабину, чтобы обеспечить доступ к узлам двигателя.
- Закрыть кран на баке для топлива, чтобы не допустить потерь солярки во время работы.
- Тщательно промыть наружные компоненты сдвоенного корпуса от скопившихся грязевых отложений и подтёков солярки.
Под сдвоенный корпус фильтра тонкой очистки КамАЗ подставляется небольшая емкость, чтобы слить отстой
Замена фильтрующего элемента тонкой очистки топлива КамАЗ не требует демонтажа фильтра в сборе. Достаточно открутить болты крепления стаканов
Видео: замена топливных фильтров на КамАЗе с двигателем Kammins
Сборка фильтра своими руками: подробная инструкция
При форс-мажорных обстоятельствах водители КамАЗов вынуждены восстанавливать временную работоспособность старых фильтрующих элементов. Это случается тогда, когда используется дизельное топливо неизвестного происхождения, а запасных фильтров нет. Для работы потребуется следующий инструмент:
- набор гаечных и накидных ключей от 12 до 27 мм;
- чистая посуда для мытья фильтрующих элементов и стаканов;
- мягкая чистая тряпочка из плотного льняного материала.
Порядок действий для топливных фильтров грубой и тонкой очистки одинаков и состоит из следующих действий:
Сборка топливного фильтра тонкой очистки КамАЗ своими руками
- У топливного фильтра снимается стакан и извлекается забитый топливный элемент.
- Стакан и место его крепления промываются чистой тряпочкой, смоченной в свежем горючем.
- Топливный элемент аккуратно разбирается и промывается отдельно, а затем обдувается сжатым воздухом.
- Фильтрующая часть собирается, особое внимание уделяется соблюдение герметичности изделия. Если высота собранного фильтра уменьшилась из-за смятия бумаги, её компенсируют подкладыванием прокладок из войлока.
- В вымытый стакан вставляется собранный и подсушенный после чистки фильтрующий элемент. Наливается немного свежего дизельного топлива.
- Фильтр собирается и ставится на место.
Важно в этих операциях соблюдение герметичности отдельных частей фильтрующего элемента, чтобы не нарушить путь движения топлива, а также поддержание чистоты и порядка. Нужно как можно скорее установить новые фильтрующие изделия.
Российские водители КамАЗов — умельцы на все руки и редко прибегают к помощи СТО. Как правило, это специалисты во многих специальностях: слесарных и сварочных работах, наладочных и регулировочных операциях основных параметров автомобиля. Практически все камазисты самостоятельно меняют топливные элементы в фильтрах грубой и тонкой очистки. Многие устанавливают фильтры с лучшими характеристиками в сравнении с базовыми моделями. Для этого умельцы используют переходники и дрели для закрепления устройств для очистки солярки, отличных по конструкции и размерам от «родных» узлов.