Сергей Дорожкин
ГАЗ. Советские автомобили
© Сергей Дорожкин, 2021
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
История
Вкратце
Прежде всего «ГАЗ» – это советское и российское автомобилестроительное предприятие, которое находится на территории Российской Федерации (ранее – СССР) в городе Нижний Новгород (Горький).
Полное его название – Горьковский автомобильный завод, сокр. – ГАЗ. Основан в 1932 году, как Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова.
До 2005 года функционировал под фирменным названием ОАО «ГАЗ», в ходе реструктуризации сборочного производства легковых и грузовых автомобилей были выделены в отдельное дочернее общество – ООО «Горьковский автомобильный завод».
С 2005 года, – Горьковский автозавод входит в один из крупнейших автомобилестроительных холдингов России «Группа ГАЗ». Предприятие объединяет два дивизиона – «лёгкие коммерческие и легковые автомобили» и «Автокомпоненты».
К 2013 году численность работающих сократилось до 25 тыс. чел.
ГАЗ – является крупным производителем легковых и грузовых автомобилей, а также микроавтобусов и военной техники.
Первые шаги
31 мая 1929 году между фирмой – Форд Мотор и Высшим советом народного хозяйства было заключено соглашение о технической помощи по налаживанию производства легковых и грузовых автомобилей.
Основными автомобилями для производства были выбраны Форд-А и Форд-АА.
Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».
Первые автомобили
1 января 1932 году «ГАЗ» вступил в строй, и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5 тонный грузовик – НАЗ-АА. С 1933 года грузовик НАЗ-АА был переименован в ГАЗ-АА. В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с 5 местным открытым кузовом Фаэтон.
ГАЗ-А является первым советским легковым автомобилем.
Первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы – Форд, но они уже отличались от прототипов. На ГАЗовских моделях были улучшены картеры сцепления, рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, а дюймовая резьба была заменена на метрическую.
1933—1941 годы
Сочетая Фордовские патенты с внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА.
В 1933 году был создан – 17 местный автобус ГАЗ-03-30 на заводе ГАЗ.
В 1934 году – 2 тонный трёхосный грузовик ГАЗ-ААА и 1,2 тонный самосвал ГАЗ-410.
В 1938 году – модернизированный 50-ый грузовик ГАЗ-ММ, газогенераторный 1 тонный грузовик ГАЗ-42, полугусеничный грузовик ГАЗ-60 и санитарный автомобиль ГАЗ-55.
В 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4. Выпускался на Горьковском автосборочном заводе. Там же мелкосерийно выпускался седан ГАЗ-6.
В апреле 1935 года, с конвейера сошёл 100 000 автомобиль – это был ГАЗ-А. ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране.
ГАЗ – получал поддержку от Форд Мотор до 1935 года, а после истечения действия договора было прекращено согласие сторон. Так в СССР и получили документацию на модель Форд-Б 1933 года.
Отличие заключалось в том, что автомобиль имел закрытый кузов с современным обликом и четырёхцилиндровым двигателем.
Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР.
В мае 1936 года начался серийный выпуск четырёх дверного пяти местного седана ГАЗ-М1, известного как – Эмка. На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций.
В 1937 году – пикап ГАЗ-М-415 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза.
В 1939 году – модернизированный седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11.
В 1940 году – полноприводный фаэтон ГАЗ-61-40.
В 1941 году – первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73.
В годы ВОВ
Перед Великой Отечественной войной на ГАЗе был создан полноприводный командирский внедорожник – ГАЗ-64. Первый внедорожник был выпущен в августе 1941 году.
Одновременно с выходом ГАЗ-64, вышел американский джип Виллис-Ма. Внедорожник ГАЗ-64 превосходил американский аналог по многим параметрам.
В 1936 году вышла первая серия малых плавающих танков Т-38, разработанных на московском заводе №37.
Однако после сдачи 35 танков их производство было прекращено, а конструкторский коллектив попытался разработать альтернативный вариант малого плавающего танка. Завершилось – это созданием прототипа ТМ, который превосходил танку Т-38. В целом оба этих типа обладали крайне ограниченной боеспособностью. В результате до осени 1941-го танкостроение на ГАЗе дальнейшего развития не имело, хотя предприятие обладало огромным потенциалом по выпуску лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники.
В годы Великой Отечественной войны предприятие было переориентировано на выпуск военной техники.
В октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60. Тогда же московским заводом №37, разработавшим Т-60, началось проектирование нового лёгкого танка Т-70.
В декабре 1941 года был построен его прототип, в серию боевая машина пошла с апреля 1942 года.
Весной 1942 года был произведен лёгкий бронеавтомобиль БА-64, разработанный на базе командирского внедорожника ГАЗ-64.
В октябре 1942 года, с конвейера стал сходить модернизированный танк Т-70М, а в декабре того же года был принят на вооружение новый лёгкий танк Т-80.
В 1943 году были освоены модернизированный бронеавтомобиль БА-64Б и автомобиль ГАЗ-67.
Так же в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка – САУ.
С 1941 по 1945 годы было выпущено:
– автомобилей – 176 221 шт;
– танков – около 12 000 шт;
– самоходных установок – более 9000 шт;
– миномётов – 24 000 шт;
– автомобильных моторов – 232 000 шт;
– снарядов для ракетной установки Катюша – 30 000 шт.
Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени за высокий труд автозаводцев в годы войны.
После ВОВ
После окончания Великой Отечественной войны, спустя год на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и возобновилась в 1943—1945 годы.
С 1946 года завод начал налаживать автомобилестроительное производство, в этом же году «ГАЗ» выпустил два автомобиля «Победа» М-20 и 2,5-ный грузовик ГАЗ-51.
Производство и модификация автомобилей не стояло на месте, а работа шла своим ходом. Но, в декабре 1991 году произошёл распад СССР.
1990-е годы, после распада СССР
С 1992 по 2000 годы, после распада СССР промышленность России погрузилась в глубокий кризис.
ГАЗ стал одним из первых предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям.
В ноябре 1992 года, ГАЗ был преобразован в открытое акционерное общество. Президентом ОАО «ГАЗ» был избран – Николай Пугин.
В 90-е годы, – ГАЗ развернул сотрудничество с мировыми производителями оборудования и автокомпонентов:
– Лукас – производство тормозных систем и прочих комплектующих;
– Ингерсолл Ранд – производство высококачественного инструмента;
– Хейден – производство окрасочных комплексов;
– ЧеЗет – производство турбокомпрессоров для дизельных двигателей;
– Бош – производство электрооборудования для автомобилей;
– Лир – производство сидений.
2000-е годы, реструктуризация
В ноябре 2000-го контрольный пакет акции ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент» – Олегом Дерипаской.
В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга – РусПромАвто, который в результате кардинальной реструктуризации в 2005 году был преобразован в холдинг – Группа ГАЗ.
Специализация ГАЗа по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей была сохранена. Она занимает лидирующее место в России по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.
Награды
Самоотверженный труд автозаводцев в годы Великой Отечественной войны не раз отмечался высшими правительственными наградами.
29 декабря 1941 года – орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции.
9 марта 1944 года – орденом Красного Знамени за образцовое выполнение особого задания Правительства.
16 сентября 1945 года – орденом Отечественной войны 1 степени за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску самоходных артиллерийских установок для Красной Армии.
21 октября 1980 года – премией Золотой Меркурий.
За успехи во Всесоюзном соревновании коллективу автозавода 33 раза присуждалось Знамя ГКО. Оно как символ мужества и трудового героизма передано автозаводцам на вечное хранение.
Многие талантливые специалисты ГАЗа были удостоены Государственной премии, в их числе: Н. А. Астров, В. А. Грачев, А. А. Липгарт, В. А. Дедков, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин и другие.
На заметку
В период с 1935 по 1957 год завод назывался ЗИМ, то есть «Завод имени Молотова».
Легковые автомобили
В 1929 году СССР выкупил у американского концерна Форд документы и оборудование на выпуск модели Форд-А, которая уже пару лет производилась в США. Однако СССР смог наладить сборку автомобиля на предприятии в Горьком лишь к 1932-му, когда американцы уже почти как год не выпускали Форд-А.
ГАЗ-А – это лицензионная копия Форд-А.
Первый советский легковой автомобиль среднего класса с открытым 5-местным 4-дверным кузовом типа фаэтон.
Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе, и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Первые две машины были собраны 8 декабря 1932 году. Всего было выпущено 41 917 машин.
Автомобили марки ГАЗ-А с открытым кузовом выпускали до 1934 года, позже была выпущена партия машин с закрытым кузовом типа седан. Закрытые автомобили ГАЗ-А выпускали до 1936 года, после чего от них отказались, из-за сложных по форме деталей, которые легко деформировались. Таким образом, спустя 4 года с начала производства выпуск автомобилей модели ГАЗ-А было прекращено, им на смену пришли автомобили модели ГАЗ-М1 «Эмка».
В целом соответствовал Форд-А стандартный Фаэтон в модернизированном варианте 1930—1931 модельных годов, хотя и с целым рядом незначительных изменений.
Внешне от фордовского оригинала он отличался оформлением передка.
Модификации: ГАЗ-А-Аэро, ГАЗ-А-Аремкуз, ГАЗ-А-Кегрес, ГАЗ-А-Спорт, ГАЗ-А «Скорая помощь», ГАЗ-3, ГАЗ-4, ГАЗ-6.
Компоновка – переднемоторная, заднеприводная;
Колесная формула – 4×2;
Количество мест – 5.
Колесная база – 2630;
Снаряженная масса, кг – 1080.
Количество цилиндров – 4;
Объем, см3 – 3285;
Мощность, л.с. – 40;
Коробка передач – механическая, 3-ступенчатая;
Максимальная скорость, км/ч – 113.
Расход топлива, л/100км
Объем топливного бака, л – 40.
ГАЗ М-1 «Эмка»
Советский легковой автомобиль, серийно-производившийся на «ГАЗ» с 1936 по 1942 год. Представляет собой второе поколение легковых машин, является преемником модели ГАЗ-А.
Одним из инициаторов подготовки производства новой легковой модели выступил назначенный в октябре 1933 году, – главный конструктор «ГАЗ’а» Андрей Александрович Липгарт.
Работы по ней, получившей впоследствии обозначение ГАЗ-М1. Буква «М» в названии модели возникла от того, что завод стал носить имя тогдашнего главы правительства СССР – Вячеслава Михайловича Молотова, а «1» – порядковый номер модели.
Первые три опытных образца собрали в январе 1934 году. Они внешне отличались от серийных машин иной облицовкой радиатора, лючками на боковинах капота, колесами с проволочными спицами. Первые два серийных образца ГАЗ-М1 были отправлены в Кремль – 17 марта 1936 году. Там их осматривали И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе. Так установилась традиция, когда все новые модели автомобилей проходили высшую госприемку.
В ходе подготовки модели к производству, машина фактически была спроектирован советскими специалистами заново. От двигателя Форд-В8 отказались сразу, так ГАЗ не мог в короткие сроки освоить производство нового мотора. Поэтому было решено установить модернизированный двигатель ГАЗ-А, получивший название ГАЗ-М. Благодаря измененным фазам газораспределения и повышенной до 4,6 степени сжатия, которая соответствовала тогда наиболее распространенному в СССР сорту автомобильного бензина с октановым числом 59—65, удалось повысить мощность двигателя до 50 л. с. Двигатель получил систему смазки под давлением, циркуляционную систему охлаждения, автомат опережения момента зажигания, усовершенствованный карбюратор типа «Зенит» с экономайзером и автоматическим клапаном воздушной заслонки, коленчатый вал с противовесами, а также контактно-масляный воздушный фильтр.
Но, главным новшеством стал кузов – четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический. Единственными деревянными деталями были боковой брус крыши и рамка центральной части крыши. Элементы кузова штамповались и соединялись точечной сваркой. Крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой. Двери имели удобные ручки, мягкую обивку и открывались назад.
Модификации: ГАЗ М-1 Такси, ГАЗ М-1 Фаэтон, ГАЗ М-415, ГАЗ-11-73, ГАЗ-61-73, ГАЗ-М-1-В8, ГАЗ-11-40, ГАЗ М-21, ГАЗ М-25, ГАЗ-11-415, ГАЗ-61-415, ГАЗ-61-417, ГАЗ (НАТИ) -ВМ, ГАЗ-ГЛ1, БА-20, ГАЗ М1Г.
Компоновка – переднемоторная, заднеприводная;
Колесная формула – 4×2;
Количество мест – 5.
Колесная база – 2845;
Снаряженная масса, кг – 1370;
Грузоподъемность, кг – 500.
Количество цилиндров – 4;
Объем, см3 – 3285;
Мощность, л.с. – 50;
Коробка передач – механическая, 3-ступенчатая;
Максимальная скорость, км/ч – 98.
Расход топлива, л/100км
Объем топливного бака, л – 60.
ГАЗ-11-73
В начале 40-х годов, перед началом Великой Отечественной войны, специалисты «ГАЗ» решил улучшить ходовые качества автомобиля ГАЗ-М-1. Таким образом, в 1940 году появился ГАЗ-11-73, в отличие от «Эмки» автомобиль получил совершенно иной 6-цилиндровый двигатель, переднюю подвеску и улучшенные тормоза.
На момент создания автомобиля контракт с американской фирмой Форд закончился, но поскольку на собственные разработки двигателей у специалистов ГАЗа пока не хватало, было решено взять за основу 6-цилиндровый двигатель Доджа Д5, выпускавшийся американцами с 1928 года.
Кроме двигателя, который стал на 85 кг тяжелее, ГАЗ-11-73 отличался от предшественника формой облицовки радиатора и отдушин на боковинах капота, бамперами с клыками, новой панелью приборов, усовершенствованными тормозами, поршневыми амортизаторами двойного действия, усиленными рессорами.
Данную модель выпускали с 1940 по 1941 год, с началом Великой отечественной войны выпуск автомобилей был прекращен, но на базе автомобиля ГАЗ-11-73 было произведено 36 полноприводных артиллерийских тягачей ГАЗ-61-417, которые были укомплектованы 57-миллиметровыми противотанковыми пушками.
После окончания войны – производство автомобилей ГАЗ-11-73 возобновили в связи с дефицитом новых машин. Хотя данная модель уже считалась устаревшей, но её все же выпускали до 1948 года.
Кроме базового седана, готовились модели с кузовами фаэтон и пикап и даже были сделаны опытные партии, но до серийного производства они так и не дожили. В 1948 году ГАЗ-11-73 был снят с производства, однако его двигатель был взят за основу при производстве других автомобилей.
Модификации: ГАЗ-11-40, ГАЗ-11-415, ГАЗ-11-73, ГАЗ М1.
Компоновка – переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула – 4×2;
Количество мест – 5.
Колесная база – 2845.
Грузоподъемность, кг – 375.
Количество цилиндров – 6;
Объем, см3 – 3485;
Мощность, л.с. – 76—85;
Коробка передач – механическая, 3-ступенчатая.
Передняя – зависимая, рессорная;
Максимальная скорость, км/ч – 120.
Расход топлива, л/100км
ГАЗ М-20 «Победа»
Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом, серийно-производившийся на «ГАЗ» в 1946—1958 годах. Один из первых в мире автомобилей с кузовом полностью понтонного типа – без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
В середине 40-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке заднеприводного автомобиля с кузовом седан-фастбэк впоследствии получивший имя ГАЗ-М20 «Победа». «Победа» стала первым автомобилем СССР, который комплектовали электрическими поворотниками и стеклоочистителями
Изначально ГАЗ-М20 планировали назвать «Родина», однако с этим именем произошел казус. И название незамедлительно сменили, ГАЗ-М20 стал именоваться «Победой».
Прототипом автомобиля стал немецкий «Опель Капитан» образца 1939 года с кузовом понтонного типа. Дизайн немецкого «Капитана» был полностью переосмыслен талантливым художником Вениамином Самойловым, который впоследствии создал окончательный рисунок будущей «Победы». В результате автомобиль получил обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами.
В плане дизайна ГАЗ-М20 «Победа» в свое время опережала многие западные аналоги вплоть до начала 50-х годов. Автомобиль обладал независимой передней подвеской и уже в стандартной комплектации оснащался печкой с функцией обдува ветрового стекла.
С начала 50-х годов большое количество автомобилей шло на экспорт, в стране увеличивался выпуск легковых машин, что повлекло за собой нехватку качественного листового проката. Из-за нехватки стального листа, было решено делать автомобили с откидной матерчатой крышей, так на свет появился кабриолет на базе «Победы».
Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» был на конвейере 12 лет, в 1958 году его производство было прекращено, однако в Польше данный автомобиль с кузовом типа седан продолжали выпускать вплоть до 1973 года, но под собственным названием «Варшава».
ГАЗ-М20 получил 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил, хотя изначально планировалось ставить 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11, благодаря этому двигателю автомобиль мог разогнаться до 105 км/ч. Автомобиль неоднократно подвергался модернизации, в первый раз через год после начала серийного производства в 1947 году. В этом году ободки передних фар стали хромированные, изменилась решетка радиатора и габаритные огни. Однако конструкция «Победы» все еще оставалась «сырой» и ее производство приостановили на один год. Основными недостатками первых автомобилей была неудобная посадка, несовершенная выхлопная система и непрочный кузов.
В 1949 году модель вернулась на конвейер, с этого момента началось производство так называемой «второй серии». «Победа», которую выпускали с 1949 года, уже не повторяла недостатки предшественника, автомобиль получил усовершенствованную выпускную систему, карбюратор, так же усилили кузов. На внешний вид «вторую серию» можно было отличить по решетке радиатора, которая теперь была двух, а не «трехэтажной». Колеса автомобиля со штампованными дисками без отверстий имели большую для тех лет ширину, крепились пятью гайками на шпильках. В 1950 году автомобиль получил коробку переключения передач от «ЗИМа» и новый глушитель. А еще через 2 года, в 1952 году, модернизировали двигатель, его мощность возросла с 50 до 52 лошадиных сил..
Третья серия автомобилей ГАЗ-М20 «Победа» появилась в 1955 году после очередной модернизации автомобиля. Новый автомобиль получил новую, более привлекательную обивку салона и новый руль с кольцевой кнопкой сигнала. В стандартную комплектацию входил радиоприемник. Так же очередной раз изменилась облицовка радиатора, на котором появилась новая эмблема. В очередной раз модернизировался двигатель, теперь его мощность составляла 55 лошадиных сил.
Модификации: ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ М-20В «Победа», ГАЗ М-20А «Победа», ГАЗ М-20 «Победа – кабриолет», ГАЗ М-20Д, ГАЗ М-20Г (М-26), ГАЗ М-72, ГАЗ М-73.
Компоновка – переднемоторная, заднеприводная;