Газ с турбореактивным двигателем

ГАЗ-ТР (Турбореактивный)

После войны в СССР автомобильный спорт находился в плачевном состоянии: практически полностью отсутствовали отечественные гоночные автомобили, не хватало топлива, автомобильные заводы были или разрушены или перепрофилированы под военные нужды, большинство автомобильных конструкторов прекратили заниматься тематикой автоспорта. Однако некоторые энтузиасты в области советского автоспорта ещё оставались. Одни из них был Алексей Андреевич Смолин, пришедший в автомобилестроение из авиации.

К тому времени, а именно к пятидесятым годам, страна уже поднялась из послевоенной разрухи и постепенно накопила некоторый потенциал в области спортивного автомобилестроения. Так наши спортсмены уже были вполне способны участвовать в соревнованиях международного уровня, а в отдельных классах они даже побеждали иностранных спортсменов-автомобилистов. Например, в 1946 году инженер-испытатель, мастер спорта А. Понизовкин, выступая на гоночном автомобиле «Звезда», побил рекорд итальянца Р. Чекини в классе 350 см. куб., превысив скорость 146,938 км/ч. Однако абсолютный мировой рекорд скорости 634,26 км/ч, казался всем недосягаемым.

Именно в целях взятия этого рекорда А.А. Смолин в 1952 году выдвинул идею строительства рекордного гоночного автомобиля небольшой массы, с отличной аэродинамикой и оснащённого турбореактивным самолётным двигателем. Такая идея была вовсе не удивительной, учитывая то, что Смолин имел огромный опыт создания как самолётов, так и спортивных автомобилей. Его поддержал главный конструктор ГАЗа Андрея Липгарта и проект пошёл в работу.

Первый опытный экземпляр ГАЗ-ТР, имевший официальное наименование ГАЗ-СГ3 был создан в 1954 году. Он стал первым в мире автомобилем, оснащённым турбореактивным двигателем, значительно опередив аналогичные разработки американцев Н. Остича и К. Бридлава, создавших соответственно в 1960 и 1964 году свои турбореактивные автомобили.

При создании своей уникальной машины Смолин использовал авиационные материалы – алюминий и дюраль. Так из дюраля собрали несущий каркас, а алюминий применили для штамповки листов обшивки. За образец при изготовлении кузова взяли, в русле имеющихся тогда воззрений на самую лучшую аэродинамическую форму, фюзеляж реактивного истребителя, а именно конструктор создал веретенообразный кузов, имевший антикрылья и киль.

ГАЗ-ТР (Турбореактивный)

Приводить в движение это автомобиль-самолёт должен был реактивный двигатель от самолёта МИГ имевшего мощность 1 000 лошадиных сил. Проектируемая скорость болида должна была составить 800 км/ч, что на много превышало мировой рекорд скорости. При этом выявились и проблемы. Так советская промышленность не производила специальных скоростных шин для такого «монстра», кроме того стандартные дисковые или барабанные тормоза не могли быть использованы на машины, рассчитанной на такие безумные скорости.

Третьей проблемой стало отсутствие в СССР подходящей по длине гоночной трассы для достижения скорости 800 км/ч. Две проблемы из трёх были разрешены: в качестве тормоза использовали тормозной авиационный парашют, а рекорд решили устанавливать на поверхности дна солёного озера Баскунчак, что находится в Астраханской области. А вот третью проблему со скоростными шинами решить так и не удалось.

Тем не менее14 ноября 1954 года в присутствии Смолина, а так же двукратного чемпиона СССР по автоспорту М. Метелева и главного конструктора ГАЗа А. Липгарт состоялись первые ходовые испытания ГАЗ-ТР. Прошли они на взлетно-посадочной полосе Горьковского аэродрома, которая была рассчитана на достижение скорости максимум в 300 км/ч, поэтому и М.А. Метелеву установили этот «потолок» скорости.

К сожалению, во время испытаний из-за досадной ошибки произошла авария, в результате которой рекордный автомобиль был практически разрушен. При этом Метелеву несказанно повезло – он сломал только лишь палец на ноге. Спасли его жизнь авиационные четырехточечные ремни безопасности. В результате этой катастрофы все работы над ГАЗ-ТР были свёрнуты, а обломки экспериментальной машины были переданы в заводской музей ГАЗа.

Уникальные советские автомобили

21 Ноя ГАЗ-ТР – турбореактивный автомобиль

ГАЗ-СГ3 (ТР) 1954 – опытный автомобиль, оснащенный турбореактивным двигателем ВК-1 мощностью 1000 л.с. (по некоторым данным РД-500) и созданный специально для установки рекордов скорости. Разработкой уникального автомобиля занимался Смолин А.А., создатель спортивных автомобилей ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт» и ГАЗ-СГ2 «ГАЗ-Торпедо», под руководством тогдашнего главного конструктора ГАЗа Липгарта А.А. Кузов ГАЗ-ТР представлял собой фюзеляж из авиационных материалов, снабженный небольшим вертикальным килем и антикрыльями по бокам. Фюзеляж устанавливался на шасси от ГАЗ 12 «ЗиМ» с передними управляемыми колесами и естественно без привода на задний мост.

Читайте также:  Регистрация замены двигателя больше не нужна

Двигатель, применявшийся в частности на МиГ-17, мог разогнать машину до фантастических для тех лет 800 км/ч (абсолютный рекорд скорости на тот момент составлял 634 км/ч), но практически достичь этих скоростей было очень сложно: во-первых не существовало шин, способных выдержать такую скорость, нужно было придумать способ торможения (обычные тормоза с этой задачей не справлялись) и найти достаточно длинную площадку для разгона. В качестве площадки было решено использовать соленое озеро Баскунчак, для торможения Смолин применил привычный ему инструмент — тормозной парашут, а вот с шинами ничего не получилось — в результате первые испытания было решено проводить на максимальной скорости в 300 км/ч.

К сожалению из-за организационных проблем первый заезд закончился аварией, машина была серьезна повреждена, пилот двукратный чемпион СССР по автоспорту М. Метелев получил легкую травму ноги, но проект был закрыт. Обломки автомобиля сейчас хранятся в музее Горьковского Автомобильного Завода. Стоит отметить, что англичане создали свой первый реактивный автомобиль только в 1960-м году, а американцы в 1964-м.

7 комментариев на «ГАЗ-ТР – турбореактивный автомобиль»

100 л.с. !? У Вас техредактор есть? Почему для рекорда на него не поставили близкий по мощности мотор от ЗиСа-150? 🙂

Мощность мотора ВК-1 можно оценить ориентировочно в 2000 л.с., а вообще-то у ТРД указываяется обычно тяга и она равна для ВК-1 2700 кг. Куды котится этот мир (c)?

Имела место обыкновенная опечатка, бывает, странно что никто раньше не сказал:) Во всех попадавшихся мне заметках об автомобиле указывалась именно эта мощность — 1000 л.с., тк. сайт об автомобилях и многим тяга ничего не скажет я не стал указывать эту цифру, которая кстати для ВК-1(РД-45) по моим сведениям составляет 2200-2650 кгс. Могу согласится, что мощность этого реактивного двигателя в л.с. равнялась примерно 2000 л.с., но на автомобиле в целях безопасности она могла быть снижена.
Если кто-нибудь поделится более точной информацией по этому автомобилю вообще и двигателю на нем установленному в частности, я обязательно изменю эту цифру.

1- Требуется уточнение по модели двигателя По имеющимся документам в Музее ОАО «ГАЗ» на СГ-3 устанавливался реактивный двигатель другой модели.
2-ГАЗ-ТР не имел антикрыльев, а управляемые элероны, которые могли быть использованы для изменения аэродинамических характеристик аппарата в широком спектре применяемости.
3-Для испытания авто использовалось не только озеро Баскунчак, но и другие подготовленные площадки в районе г. Горького.
4-В Музее ОАО «ГАЗ» находятся не обломки автомобиля СГ-3, а аккуратно вырезанные элементы его конструкции.
5-Разработкой авто занимался не только Смолин, но и специалисты местного авиапрома.

Спасибо за подробности.

Все же хотелось бы знать, если это не секрет, из каких источников информация о применении на СГ-3 двигателя ВК-1, т.к. в музее ОАО «ГАЗ» имелся документ, указывающий на другой двигатель — РД-500.
Если верить Шаврову В.Б., то на МИГ-17 ТРД ВК-1 не устанавливались. А МИГ-17-е снабжались ВК-1А и ВК-1Ф и др.

Газ с турбореактивным двигателем

Первый в мире рекордный автомобиль с турбореактивным двигателем, спроектированный и построенный в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) Горьковского автомобильного завода. Обозначение «ТР» («турбореактивный») – условное, введенное в позднее в литературе. Официальное название ГАЗ-СГ3. Разработал машину авиаконструктор Алексей Андреевич Смолин.

К началу 1950х годов советский автоспорт находился уже на более-менее высокой ступени развития. Чемпионаты СССР уже приближались к международному уровню, однако спортивная техника по-прежнему уступала своим зарубежным конкурентам. Впрочем, в отдельных классах достижения наших гонщиков превосходили результаты иностранных спортсменов (еще в 1946 году на рекордном автомобиле «Звезда» инженер-испытатель мастер спорта А. Понизовкин побил рекорд 146,938 км/ч в классе 350 см. куб., принадлежавший ранее итальянцу Р. Чекини), но абсолютный рекорд скорости — 634,26 км/ч, был все еще недостижим. Впрочем, в высших эшелонах власти вместо слова «недостижим» применяли словосочетание «еще не побит». Как это часто бывает, сделать мечту явью предстояло рядовым гражданам страны советов.

Читайте также:  Наладка схем управления асинхронных двигателей

И вот, в 1952 году Алексей Андреевич Смолин, пожалуй, единственный в Союзе человек с уникальным опытом проектирования как самолетов, так и спортивных автомобилей (ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт», ГАЗ-СГ2 «ГАЗ-Торпедо»), выдвинул смелое предложение — построить рекордный автомобиль с совершенной аэродинамикой, низкой массой, и турбореактивным двигателем! Если бы такая идея возникла у менее именитого конструктора — его подняли бы на смех, но Смолин обладал достаточно высоким авторитетом, чтобы получить «зеленый свет» от главного конструктора ГАЗа Андрея Александровича Липгарта.

Работы по проектированию были начаты в 1952-1953 гг. Осенью 1954 года ГАЗ-ТР, носивший официальное название ГАЗ-СГ3 был построен, став первым в мире автомобилем с турбореактивным двигателем. Алексей Андреевич Смолин значительно опередил аналогичные разработки американцев Н. Остича (1960 г.) и К. Бридлава (1964 г.).

Стоит отдать должное Смолину — будучи авиаконструктором он, даже конструируя автомобили, продолжал им оставаться, применяя все те же авиационные материалы — дюраль и алюминий. Из первого был собран несущий каркас автомобиля, второй же использовался для изготовления листов обшивки. Поскольку самой аэродинамически совершенной формой в то время считала форма фюзеляжа самолета, а потому ГАЗ-СГ3 построен по образу и подобию истребителя — веретенообразный кузов с антикрыльями в местах расположения крыльев самолета и килем, но, естественно, без рулей высоты.

В качестве двигателя применялась турбореактивный двигатель ВК-1 от истрибителя МИГ-17 мощностью 1000 л.с. (имел тягу 2600 кгс.) Расчетная скорость болида составляла 800 км/ч — намного выше рекордных 634 км/ч! Однако на практике дело обстояло несколько иначе. Первая и самая серьезная проблема — отсутствие специальных скоростных шин. Немаловажный момент — остановка автомобиля после достижения колоссальных скоростей — применять традиционные автомобильные диски или барабаны было безумием. И, наконец, третья проблема — отсутствие на всей территории СССР достаточно длинной разгонной полосы для достижения 800 км/ч. Если вторую проблему решили, использовав тормозной парашют (опять же — авиационный прием!), третью проблему — тоже, обнаружив на карте необъятной Родины Астраханскую область, а на ее территории — пересыхающее соленое озеро Баскунчак, дно которого летом превращается в идеально ровную соляную корку. Но самую важную проблему — специальных скоростных шин, так и не решили.

Ходовая часть ГАЗ-СГ3 имела 4-колесное шасси с независимой подвеской всех колес от ГАЗ-12 «ЗиМ» с передними управляемыми колесами. При этом автомобиль не имел ведущих колес из-за отсутствия прямой механической связи двигателя с трансмиссией автомобиля.

14 ноября 1954 года состоялись ходовые испытания ГАЗ-СГ3 на взлетно-посадочной полосе Горьковского военного аэродрома. За рулем машины был двукратный чемпион СССР по автоспорту Михаил Метелев. Учитывая, что взлетная скорость истребителя составляет порядка 300 км/ч, то в ВПП большей протяженности не было необходимости, а, следовательно, и ГАЗ-СГ3 не мог развить не ней большей скорости, и М.А. Метелеву был обозначен «потолок» скорости на испытаниях в 300 км/ч.

Испытания закончились катострофой. Машина получила серьезные повреждения, сам же двукратный чемпион СССР отделался сломанным пальцем на ноге! И все благодаря авиационным четырехточечным ремням безопасности, применявшимся на автомобиле впервые в мире. Однако работы над ГАЗ-СГ3 были прекращены. Сегодня обломки уникального автомобиля можно увидеть в заводском музее ГАЗа.

Газ с турбореактивным двигателем

14 ноября 1954 года открылись ворота ангара на Горьковском аэродроме. Из ангара появилось нечто, что было похоже одновременно и на самолет и на автомобиль. При появлении этого «чуда» из ангара присутствовал главный конструктор ГАЗ и чемпион СССР по автоспорту Метелев. Все чувствовали, что-то будет…

В 50-е советский автоспорт, как популярное развлечение и вид спорта стал крепчать. Отечественные гонщики стали достигать уровня иностранных гонщиков, по всему союзу стали проводиться соревнования по автоспорту. Но не смотря на все попытки, мировой рекорд скорости по суше в 634,26 км/ч пока советскими гонщиками побит не был. Это пока, ведь в советском союзе не было понятия не достижим, он просто пока не достигнут.

Читайте также:  Составные части тормозной системы автомобиля

В 1952 году, человеку, которого можно назвать отцом отечественного автоспорта А. А. Смолину пришла в голову хорошая идея. Смолин был редким инженером, который проектировал самолеты, а затем проектировал гоночные автомобили. Идея заключалась в объединении самолета и автомобиля! Новый рекордный автомобиль должен был получить турбореактивные самолетный двигатель.

К началу 1950х годов советский автоспорт находился уже на более-менее высокой ступени развития. Чемпионаты СССР уже приближались к международному уровню, однако спортивная техника по-прежнему уступала своим зарубежным «братьям». Впрочем, в отдельных классах достижения наших гонщиков превосходили результаты иностранных спортсменов (еще в 1946 году на рекордном автомобиле «Звезда» инженер-испытатель мастер спорта А. Понизовкин побил рекорд 146,938 км/ч в классе 350 см. куб., принадлежавший ранее итальянцу Р. Чекини), но абсолютный рекорд скорости — 634,26 км/ч, был все еще недостижим. Впрочем, в высших эшелонах власти вместо слова «недостижим» применяли словосочетание «еще не побит». Как это часто бывает, сделать мечту явью предстояло рядовым гражданам страны советов.

Подобная идея на тот момент могла показаться совершенно абсурдной и могла не вызвать совершенно никакого интереса. Но Смолин был не последним человеком и его авторитет заставил поверить в идею автомобиля-самолета. Автомобилю было дано «добро».

В 1954 году ГАЗ-ТР, носивший официальное название ГАЗ-СГ3 был построен, став первым в мире автомобилем с турбореактивным двигателем. А. Смолин значительно опередил аналогичные разработки американцев Н. Остича (1960 г.) и К. Бридлава (1964 г.).

Так как А. А. Смолин был самолетным конструктором, для нового автомобиля использовались и материалы авиационные.
Из первого был собран несущий каркас автомобиля, второй же использовался для изготовления листов обшивки. Поскольку самой аэродинамически совершенной формной в то время считала форма фюзеляжа самолета, а потому ГАЗ-ТР построен по образу и подобию истребителя — веретенообразный кузов с антикрыльями в местах расположения крыльев самолета и килем, но, естественно, без рулей высоты.
В качестве двигателя применялась силовая установка МИГ-17 мощностью 1000 л.с. Расчетная скорость болида составляла 800 км/ч — намного выше рекордных 634 км/ч! Однако на практике дело обстояло несколько иначе. Первая и самая серьезная проблема — отсутствие специальных скоростных шин. Немаловажный момент — остановка автомобиля после достижения колоссальных скоростей — применять традиционные автомобильные диски или барабаны было безумием. И, наконец, третья проблема — отсутствие на всей территории СССР достаточно длинной разгонной полосы для достижения 800 км/ч. Если вторую проблему решили, использовав тормозной парашют (опять же — авиационный прием!), третью проблему — тоже, обнаружив на карте необъятной Родины Астраханскую область, а на ее территории — пересыхающее соленое озеро Баскунчак, дно которого летом превращается в идеально ровную соляную корку. Но самую важную проблему — специальных скоростных шин, так и не решили.

Несмотря на это 14 ноября 1954 года состоялись ходовые испытания ГАЗ-ТР на взлетно-посадочной полосе Горьковского аэродрома. Учитывая, что взлетная скорость истребителя составляет порядка 300 км/ч, то в ВПП большей протяженности не было необходимости, а, следовательно, и ГАЗ-СГ3 не мог развить не ней большей скорости, и М.А. Метелеву был обозначен «потолок» скорости на испытаниях в 300 км/ч.
Испытания нового автомобиля было принято проводить не на самом озере, а по ближе, на взлетно-посадочной полосе горьковского аэродрома. Максимальная скорость которую развивают самолеты при взлете – 300 км/ч и соответственно новому рекордному автомобилю был обозначен потолок в 300 км/ч.

Испытания 14 ноября закончились катастрофой. Гонщик почти не пострадал, благодаря новой четырехточечной системе ремней безопасности, испытатель отделался сломанным пальцем на ноге. Работы по строительству ГАЗ-ТР были свернуты, а обломки рекордного автомобиля были отправлены в музей. Если бы все пошло удачно, очередной рекорд скорости по суше мог принадлежать СССР.

Оцените статью