- Блог Артема Краснова
- Путинские тезисы: газ против электромобилей
- More in Блог:
- Что такое газомоторное топливо?
- Действительно ли газомоторное топливо экологично?
- А если сравнить с электромобилями
- Что мешает жать на газ
- Какие автомобили выгоднее: на электричестве или на газу?
- Альтернатива бензину: что выбрать — авто на газу или электромобиль
Блог Артема Краснова
Об автомобилях и не только
Путинские тезисы: газ против электромобилей
More in Блог:
Автодромы — для слабаков: реформа экзамена на права спровоцировала хаос в автошколах 23.03.2021
Год локдауна 18.03.2021
Такую страну проспали… 30 лет со дня всесоюзного референдума 17.03.2021
Во время прямой линии президент России Владимир Путин в ответ на вопрос о перспективах электромобилей в стране в очередной раз подчеркнул приверженность курсу на газомоторное топливо, назвав его гораздо более экологичным. Так ли это и есть ли в России предпосылки к переводу автотранспорта на газ?
Lada Vesta CNG с заводским ГБО стоит от 780 000 руб — на 170 000 дороже обычной Vesta
Что такое газомоторное топливо?
Оно бывает двух видов. Сжиженный газ пропан-бутан уже сейчас активно используют и частники, и коммерческий транспорт: на нем ездят маршрутки, такси и развозные фургоны. Плюсом пропан-бутана является его дешевизна, хотя в последний месяц разница с бензином сократилась: АИ-95 стоит 43-45 рублей, литр пропан-бутана — в районе 20 рублей. Даже с учетом большего расхода, экономия получается существенной: для легковушки порядка 2 рублей за километр. Это эквивалентно 40-50 тысячам рублей в год при пробеге 20 тысяч километров.
В баллон Vesta CNG выходит 18 кубометров метана под давлением 200 атм
Но есть еще более перспективный сжатый газ метан. Фактически, это очищенный природный газ, запасы которого в России одни из самых больших в мире. Метан еще дешевле (порядка 16 рублей за кубометр) и обладает рядом полезных свойств, например, октановым числом свыше 100 единиц. Для сравнения, цена бензина АИ-98 сегодня приблизилась к 50 рублям за литр.
Действительно ли газомоторное топливо экологично?
Смотря с чем сравнивать. Газ чище жидких топлив: в нем нет (или очень мало) серы, смол, ароматических углеводородов, металлов и так далее. Меньшая доля углерода в газовых топливах снижает выбросы угарного газа и несгоревших углеводородов. Потенциально газовый автомобиль можно сделать экономичнее бензинового за счет повышения степени сжатия, но это исключает использование обычного бензина.
В то же время, при сгорании газа все же образуются вредные выбросы, в частности, токсичные окислы азота NOx, хотя и в меньшем объеме.
В Европе «газвагены» продаются давно и успешно, но общий курс — на электромобили
Впрочем, увлечение Европы электромобилями во многом связано с необходимостью снизить выбросы углекислого газа СО2, который способствует парниковому эффекту. Природный газ снижает выбросы СО2, но лишь на 20-30%.
Тем не менее, перевод автопарка на газовое топливо, особенно метан, позволяет радикально — то есть в разы — сократить общие выбросы основных вредных веществ.
После общения с владельцем Челябинского Nissan Leaf сложилось впечатление — игрушка
А если сравнить с электромобилями
Локальная экология пока остается главным плюсом электромобилей, которые не гадят там, где ездят. Кроме того, они гораздо тише.
Но электричество нужно вырабатывать, и в России 68% электроэнергии добывают тепловые электростанции, сжигающие уголь, газ или другое ископаемое топливо. Необходимость быстро наращивать мощности под парк электромобилей практически исключает долгосрочные проекты, вроде строительства современных АЭС или ГЭС, поэтому с точки зрения глобальной экологии электромобили сулят выгоду в одном случае — если состоится переход на зеленые источники, вроде ветрогенераторов или солнечных батарей. В России доля альтернативной энергетики пока ничтожна, а ее стоимость высока.
В Челябинске открылась первая электрозаправка
Европейский автопром после скандала с концерном Volkswagen (так называемый «дизельгейт») взял курс на электромобили. Однако технических проблем еще много: от дороговизны и недостаточной емкости аккумуляторов до отсутствия полноценной инфраструктуры для зарядки электромобилей
Что мешает жать на газ
Автомобили на газовом топливе тоже не лишены минусов, например, баллоны занимают немало места. При переделке бензиновых автомобилей страдает, как правило, объем багажника, но при создании чисто газовых моделей есть возможность разместить баллоны, например, на месте бензобака под полом. Причем для автомобилей на сжатом газе проблема острее: он хранится в сжатом виде под давлением порядка 200 атмосфер, что требует толстостенных баллонов и надежной аппаратуры. Не добавляет оптимизма и сложность легализации газобалонного оборудования при самостоятельной установке.
Но есть проблема серьезнее: если заправки сжиженным газом (АГЗС) более-менее распространены, то метановых станций (АГНКС) мало. В Челябинске, например, действует лишь три АГНКС, еще пять — по области. Поездка на Lada Vesta CNG от Челябинска до Москвы на чистом метане если возможна, то в очень экономичном режиме и с постоянными крюками для посещения АГНКС. Например, после златоустовской станции придется тянуть до Уфы 286 км, тогда как при нормальной езде метановая «Веста» проезжает на заправке метаном 230 км.
Баллон Vesta CNG съедает более половины объема багажника, уменьшая его до 250 л
Отсутствие сети АГНКС и является основной причиной непопулярности метана: оборудование стоит недешево (в случае с Vesta CNG доплата 170 тысяч) и окупается при регулярном использовании. Получается замкнутый круг: производители не выпускают «метановые» модели, потому что нет АГНКС, а те не развиваются, потому что нет спроса.
Власти не первый раз декларируют необходимость развития сети АГЗС и АГНКС. Последняя инициатива исходила от президента РФ Владимира Путина, который в марте этого года поручил кабинету министров разработать меры для развития газомоторного транспорта.
Метановые автобусы в Челябинске ездят
Впрочем, конкретики в этом вопросе пока мало. Некоторое шевеление наблюдается с крупногабаритными машинами, например, на Южном Урале планируют масштабный перевод общественного транспорта на газомоторное топливо. Позитивный опыт уже есть: с 2012 года в Челябинске используются автобусы на метановом топливе. В 2014 году годовую экономию от перехода на газ оценили в 350 тысяч рублей на каждую машину. А вот идею использовать китайские электрические автобусы после испытаний признали нецелесообразной, хотя на маршруте в Чурилово использовали помесь троллейбуса и автобуса, но, скорее, от безысходности.
Что касается масштабного перевода транспорта на метан, проблема, вероятно, в другом: это снизит спрос на бензины и дизтоплива, осложнив жизнь нефтяным компаниям. А их благополучие для России порой важнее экологии.
Какие автомобили выгоднее: на электричестве или на газу?
Власти призывают автомобилистов давить на газ в буквальном смысле. В России будут развивать производство машин на природном газе. Но и электрокары получат массовое развитие, так как у них есть свои преимущества. Какой же вид транспорта все-таки выгоднее?
Электромобиль или машина на газе? Этот вопрос рождает поистине шекспировские страсти в спорах отечественных автомобилистов. Для частных таксистов, заправляющих машины пропан-бутаном, ответ очевиден, ведь это отражается на их кошельках, и выгода реально видна.
И это понятно. При одинаковом расходе пропан-бутановая смесь дешевле бензина в 2, а то и в 3 раза, а метан так, вообще, может стоить до 6 раз дешевле бензина. Плюс, большинство водителей не видят в газе никаких недостатков. И, тем не менее, они есть.
Если пропан-бутановый баллон может поднять любой взрослый мужчина, то баллоны для метана весят от 72 до 100 килограммов. В случае с последним это ещё и 200 атмосфер взрывоопасной смеси за спиной, в багажнике. Для многих – ощущение не из приятных.
Выбросы в атмосферу у машин с газовым оборудованием минимальные. А вот в обслуживании они ничем не отличаются от бензиновых собратьев – те же обязательные расходы на ремонт и регулярное ТО. Ещё один минус – стоимость установки газового оборудования: пропан-бутан – от 30 тысяч рублей, метановое топливо – от 70 тысяч рублей.
Но обо всем этом не задумываются владельцы электрокаров. Ведь в них нет ни цилиндров, ни насосов, ни каких-либо других сложных агрегатов. В двигателе всего 2 подшипника и отсутствует коробка передач. Если не приезжать в сервис на плановое ТО, гарантия на электромобиль сохраняется.
Другое дело, что, если для машин на газе уже доступна дистанция в 1000 километров на одной заправке, то автомобили на электрической тяге без подзарядки пока могут осилить не более 500 км. Да и цена на электромобили пока не сопоставимо выше цены на машины с газовым оборудованием.
Первое, и главное, преимущество электрических машин – отсутствие вредных выхлопов. Второе по значимости – КПД электродвигателя куда выше, чем КПД двигателя внутреннего сгорания, а значит, они имеют больший ресурс.
Конечно, можно бесконечно долго спорить о преимуществах и недостатках электрокаров и автомобилей с газовым оборудованием. Но вывод экспертов очевиден – будущее, однозначно, за электромобилями!
Правда, будущее это весьма отдаленное, да и к тому же не в России. При этом, перефразируя уже отечественного классика, хочется спросить: «А где мы будем заправляться?»
Ведь, если древние пропан-бутановые заправки у нас уже давно никто не считает, они повсюду, то современных метановых не более 300, а электрических станций для зарядки электромобилей и того меньше.
Альтернатива бензину: что выбрать — авто на газу или электромобиль
Стоимость бензина на тюменских заправках дошла до заоблачных цифр. Один литр 95-го уже уверенно подбирается к 49 рублям. В связи с этим перед многими автомобилистами встал вопрос: отказаться от «железного друга» либо приобрести авто на альтернативном виде топлива. Корреспондент «Тюменской области сегодня» изучил возможные варианты.
Голубое топливо
Пожалуй, самой распространенной альтернативой сегодня является газ. Его стоимость на заправках почти в два раза ниже, чем за бензин. Тем не менее у этого вида топлива есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ владельцы авто на газу в первую очередь называют экономичность. Однако специалисты уверены: отталкиваться в этом вопросе лишь от стоимости топлива не стоит. Ведь владельцу, который решит установить газовое оборудование (ГБО), необходимо учесть несколько моментов.
Владельцы бензиновых авто обеспокоены стоимостью топлива || Фото Валерия Бычкова
— Дело в том, что на заводе двигатель разрабатывается не только под определенный вид топлива, но и под конкретное октановое число. Следовательно, все узлы и агрегаты рассчитаны под него. Поэтому, если вы решите заменить оборудование, будьте готовы и к замене «железа», — отметил специалист по установке ГБО Андрей Савельев.
Еще одним плюсом при выборе этого вида топлива владельцы называют экологичность газа. Действительно, как по форме, так и по содержанию газ содержит меньше смол и различных примесей, следовательно, продукты горения более экологичны, чем от бензина или дизельного топлива. Но наряду с этим плюсом специалисты называют и ощутимые минусы.
— Если вы установили на свой автомобиль газовое оборудование, которое к тому же стоит определенных денег, будьте готовы к снижению мощности автомобиля. Особенно это заметно на двигателях малого объема (до 110 лошадиных сил). Кроме того, может произойти прогорание клапанов. Ведь газ горит медленнее, чем бензин, а температура горения – выше. В итоге выпускной коллектор получает высокую нагрузку, — пояснил эксперт.
Кроме того, не надо забывать и о возможном взрыве. Резервуары с горючими газами, да еще и под давлением, являются взрывоопасными. По этому пункту бензин имеет большую привилегию, чем «голубое топливо». Перегрев или сильный удар в результате ДТП может привести к плачевным результатам.
Сегодня газовое оборудование в основном устанавливают на автомобили для коммерческих целей: такси, курьерская доставка и т.д. Однако даже в этих случаях ГБО идет как дополнение к бензину.
Электромобили
Еще одной альтернативой бензиновому авто может стать электромобиль. Сегодня в Тюмени и области насчитывается порядка 200 таких автомобилей. Попадают к владельцам они тремя путями. Первый – из автосалона. Это машины премиум-класса по высокой цене. Также электромобиль можно приобрести у перекупщиков из Европы. Однако и в этом случае его стоимость несравнима с ценой авто на бензиновом двигателе. И третий путь – это купить авто из Японии. Среди плюсов — стоимость, так, например, авто 2013 года можно найти за 600 тысяч рублей. Среди минусов – такие модели имеют правый руль.
В Тюмени есть шесть зарядных станций для электрокаров || Фото Валерия Бычкова
Но если вы все же решили приобрести электрокар, в первую очередь необходимо позаботиться о личной розетке. Ведь пока инфраструктура для таких машин в стране и в нашем регионе плохо развита. Для города – это, конечно, идеальное авто. Но выехать за город на нем уже проблематично.
На сегодняшний день в Тюмени есть шесть зарядных станций. Четыре из них — быстрые, две — медленные. Из них лишь три зарядных пункта – бесплатные для владельцев. Расположены они у администрации города, у ТЦ «Кристалл» и ТЦ «Сити Молл». Платно заряжают у торговых центров «Панама», «Гудвин» и «Вояж». Стоимость на них немаленькая: 20 рублей за киловатт на быстрой зарядке и 10 рублей за киловатт на медленной. А такая стоимость сопоставима с ценой на бензин. Да и особой надежды на них возлагать не стоит. Зарядная станция может быть либо занята, либо неисправна. Решение этой проблемы – завести собственную розетку. Но и здесь не все так гладко.
— Когда мы купили электрокар, то решили договориться с управляющей компанией об установке на парковке розетки, — рассказывает владелица электромобиля Nissan Leaf Ольга Боровикова. — Как такового отказа от УК не последовало, но нам ответили, что для этого необходимо стопроцентное согласие всех жильцов. В нашем случае это оказалось невыполнимым условием. В итоге супруг договорился с работодателем заряжать автомобиль на работе.
Полного заряда батареи хватает летом на 120 км, зимой – на 80 км. Это зависит от состояния самой батареи. Кстати, необходимо помнить, что ежегодно аккумулятор электрокара «садится» на шесть процентов. Поэтому такой машины хватит лет на семь-восемь. А замена батареи выльется в ощутимую сумму, порядка 500 тысяч рублей.
Тем не менее экономичность езды на электрокаре выше всяких похвал. Так, по словам Ольги, за полтора года на топливе и обслуживании им удалось сэкономить порядка 120 тысяч рублей.
— Когда у нас был бензиновый авто, на заправку уходило 8-9 тысяч рублей в месяц. На электрокаре — 1,5 тысячи. И это с учетом того, что супруг заряжает машину на работе по тарифу для юридических лиц. Если бы зарядка производилась дома, да еще по тарифу «НОЧЬ», эта сумма и вовсе едва достигла 350 рублей в месяц, — добавила она.
Остаются вопросы и к экологичности этого вида транспорта. Да, воздух электрокары не загрязняют, но с другой стороны — в России должным образом пока не налажена система утилизации таких аккумуляторных батарей.
Какой сделать выбор, решать самим автомобилистам. Главное — учесть все нюансы, с которыми владельцу авто на альтернативном топливе предстоит столкнуться.