Лидер на рынке газовых установок — ГБО 4 поколения
Газобаллонное оборудование 4 поколения пользуется максимальным спросом на сегодняшний день. В этой статье будет идти речь о принципе работы, основных компонентах, а также преимущества и недостатках этого вида ГБО.
Разработка последовательного впрыска топлива и более современных блоков управления в бензиновых двигателях помогли производителям увеличить отдачу ДВС, сократив при этом количество вредных выбросов и расход топлива.
Параллельно этому производители ГБО заменили неактуальную третью генерацию газовых установок более современным ГБО 4 поколения.
Что входит в комплект (устройство)?
В состав предлагаемых сегодня газовых установок 4-го поколения входят:
- Газовый баллон. В основном, в продаже представлены тороидальные и цилиндрические баллоны.
- Мультиклапан.
- Трубопровод высокого давления.
- Редуктор. Одна из самых важных составляющих системы, выбор которой зависит от производительности двигателя и манеры езды.
- Газовый блок управления (в народе – «мозги»).
- Рампа с форсунками (по одной на каждый из цилиндров ДВС). Форсунки могут монтироваться по 2, 3 или 4 на одной планке, что позволяет эксплуатировать их на двигателях с любым количеством цилиндров. Они отличаются между собой производительностью, особенностями конструкции и другими характеристиками. Правильный выбор – гарантия стабильной и долгой работы двигателя на газу.
- Фильтр тонкой очистки (паровая фаза).
- Кнопка для перехода между режимами «Газ» и «Бензин» с индикацией количества газа в баллоне.
- Датчик температуры редуктора.
- Датчик вакуума, давления и температуры газа (MAP-сенсор)
- Клапан с фильтром грубой очистки (жидкая фаза).
В некоторых случаях также используется вариатор угла опережения зажигания (УОЗ). Поскольку октановое число газового топлива выше октанового числа бензина, воздушно-газовая смесь горит дольше, поэтому воспламенение должно осуществляться раньше. Использование вариатора УОЗ положительно влияет на эластичность мотора при работе на газу, снижает потребление топлива и сокращает риск хлопков в старых версиях газового оборудования 4-го поколения.
Принцип работы
Эта разновидность ГБО работает по следующей схеме:
Запуск двигателя всегда происходит на бензине. Переход на газ происходит только после достижения указанного при настройке порога температуры охлаждающей жидкости (эти данные хранятся в памяти газового блока управления).
- ЭБУ получает информацию о текущей температуре редуктора от соответствующего датчика, встроенного в редуктор.
- «Мозги» ГБО прерывают подачу питания на бензиновые топливные форсунки. Одновременно с этим мультиклапан в газовом баллоне открывает подачу газового топлива.
- Смесь пропана и бутана в жидком виде подается в редуктор, где она переходит в парообразную фазу и попадает в газовые форсунки.
- Форсунки открываются и подают газ в цилиндры ДВС только после получения соответствующей команды от ЭБУ газового оборудования.
- Впрыск определенного количества газового топлива осуществляется через форсунки специально подобранного калибра. Время впрыска корректируется блоком управления.
Плюсы и минусы
Напомним, что именно газовые установки 4 поколения сегодня считаются оптимальным выбором для большинства автомобилей. В этом нет ничего удивительного, если обратить внимание на «плюсы» такого оборудования:
- практически незаметное снижение мощности по сравнению с работой на бензиновом топливе (установка УОЗ нивелирует разницу);
- отсутствие «хлопков», которые доставляют немало хлопот владельцам автомобилей с ГБО первых трех поколений;
- высокая экономичность, обусловленная максимально точным впрыском газа через форсунки;
- экология – соответствие требованиям Euro-4;
- простота в использовании (всё работает в автоматическом режиме);
- автоматический переход на газ при достижении требуемых параметров и автопереход на бензин после того как закончится газ в баллоне;
- простота монтажа;
- доступная стоимость (быстро отбивается за счёт небольшого расхода и низкой цены топлива).
Конечно, есть и недостатки установки ГБО 4 поколения:
- потребность в дополнительном обслуживании (регулярная замена фильтров, настройка оборудования);
- следы врезки в коллектор после демонтажа газовой установки;
- расход определенного количества бензина для запуска двигателя (на трёх первых поколениях возможен старт на газовом топливе);
- риск износа элементов двигателя при неправильной настройке (справедливо для всех поколений ГБО).
Цена газовых установок
Стоимость комплекта газобаллонного оборудования четвертого поколения зависит от выбранного производителя, а также характеристик двигателя автомобиля.
Цена ГБО-4 для популярных автомобилей бюджетного сегмента с 4-цилиндровыми моторами обычно составляет около 400 долларов.
Также стоимость может серьезно меняться в зависимости от того, будете ли вы осуществлять установку и настройку оборудования самостоятельно или доверите это дело профессионалам. Услуги хороших специалистов стоят немало.
Отличие от ГБО 5
Специалисты выделяют несколько ключевых различий между ГБО 4 и 5 поколений.
- Состояние газа. Более современная версия оборудования использует для работы жидкий газ, а не парообразный, что характерно для установок четвертого поколения.
- Наличие редуктора. В комплектацию 5-го поколения не входит редуктор, поэтому нет необходимости вмешиваться в работу системы охлаждения двигателя. В ГБО 4 поколения жидкость применяется для обогрева редуктора.
- Форсунки. Пятое поколение газовых установок оснащается более эффективными форсунками, способными обрабатывать импульсы гораздо быстрее, чем предшественники. Благодаря этому ГБО 5 отлично работает на новых двигателях.
- Обслуживание. В четвертом поколении нужно регулярно проводить обслуживание редуктора, форсунок, настраивать топливные карты, а вот в ГБО 5 всего этого нет. Надо лишь периодически выполнять замену фильтра.
- Мощность. Использование более медленных форсунок в 4-м поколении газового оборудования приводит к падению мощности, по сравнению с работой на бензине. А в более новых установках никаких потерь динамики и мощности нет.
Оборудование какой фирмы лучше поставить?
Сейчас в продаже представлена продукция около двух десятков производителей газобаллонной аппаратуры. Максимальный спрос наблюдается на разработки польских и итальянских компаний. В частности, среди польских производителей всем известны Stag, Stako и Digitronic. Известными итальянскими брендами являются Tomasetto, Elpigaz, А.Е.В, AutoGas Italia. Статистика показывает, что 80% автомобилей с ГБО оснащены установками итальянских производителей.
Многие фирмы считают итальянское оборудование лучшим, выделяя следующие преимущества:
- возможность покупки всего комплекта одного производителя (блок управления, форсунки и редуктор), что позволяет добиться наилучшего взаимодействия компонентов ГБО и автомобильных элементов;
- высокие показатели надёжности в использовании;
- быстрый разогрев газа;
- точный контроль впрыска;
- возможность подбора установки под определенную модель автомобиля;
- большое количество положительных отзывов от отечественных автовладельцев;
- синхронизация работы компонентов ГБО и двигателя;
- экономичность;
- возможность автокоррекции газа.
Всеми перечисленными выше преимуществами обладают готовые наборы газобаллонного оборудования, выпущенные на итальянских заводах.
Видео в деталях
Рекомендуем посмотреть полезное видео о том, как устроено и работает такое газобалонное оборудование:
Итоги
На сегодняшний день мы рекомендуем оснащать автомобили именно ГБО 4-го поколения. Этот вариант оборудования обеспечивает реальную экономию денег и не требует серьезных стартовых инвестиций на покупку, установку и монтаж системы.
ГБО 4 поколения
Ознакомьтесь с самыми свежими скидками и спецпредложениями
Мы рекомендуем к установке на большинство автомобилей
Безопасно ли ГБО, некоторые работы, промо ролики
Техническое развитие жидкотопливных двигателей не стоит на месте. С появлением новых способов впрыска топлива автомобили стали более мощными, значительно снизился расход топлива. Вместе с тем снизились вредные выбросы в атмосферу.
Однако разработки в области газобаллонного оборудования тоже не стоят на месте. Со времени появилось 4 поколение ГБО, сменившее третье поколение, которое имело много нареканий со стороны автовладельцев. 4 поколение добавило мощности двигателям и стало более экологичным.
- Газовый баллон. Одна из главных деталей газового оборудования, к выбору которой необходимо подходить с большой ответственностью.
- Мультиклапан с запорной аппаратурой.
- Магистрали. Подразделяются на заправочные и расходные.
- Редуктор. Выбирается в зависимости от мощности двигателя.
- Микрокомпьютер. Представляет собой электронный блок управления газобаллонным оборудованием. Еще имеет название “газовые мозги”.
- Газовые форсунки. Их число определяется количеством цилиндров двигателя. Могут объединяться общей рампой. По своим техническим характеристикам форсунки различаются по конструкции, материалу изготовления и скорости срабатывания.
Также к числу деталей газобаллонного оборудования 4 поколения относятся: датчики температуры охлаждающей жидкости, кнопки для переключения режимов газ — бензин, фильтры тонкой и грубой очистки газа, клапаны входные, выходные и скоростные.
В некоторых случаях в систему ГБО 4 встраивают вариатор угла опережения зажигания. Благодаря этому узлу снижается расход газа, продлевается срок эксплуатации двигателя и увеличивается его мощность.
При запуске двигателя, как и при традиционной системе питания, используется бензин, на котором продолжается работа в режиме прогрева. Как только температура охлаждающей жидкости достигает примерно 40 градусов, датчик температуры, устанавливаемый на редукторе, подает сигнал на микрокомпьютер, так называемые “газовые мозги”.
Уровень температуры охлаждающей жидкости, необходимый для нормальной работы двигателя, при котором происходит переключение на газ, задается индивидуально в микрокомпьютере.
При поступлении соответствующего сигнала, ЭБУ (электронный блок управления) перекрывает подачу бензина и подает команду на открытие подачи газа. Эту команду получает газовый клапан, расположенный на мультиклапане, который в свою очередь находится в самом газовом баллоне.
При переходе работы на газ пропан-бутановая смесь, находящаяся в баллоне в жидком состоянии, проходит по расходной магистрали к газовому редуктору-испарителю. Там происходит преобразование жидкой газовой смеси в газообразное состояние. Затем уже готовый к применению газ подается на форсунки.
Газовые форсунки, получив команду от ЭБУ, производят впрыск газовой смеси в камеру сгорания двигателя. Сами по себе форсунки без сигнала от ЭБУ впрыск не производят.
Форсунки имеют калиброванные отверстия, через которые происходит подача необходимой для нормального процесса сгорания порции газа. Электроимпульс, поступающий от микрокомпьютера на газовые форсунки, определяет точное время и продолжительность их срабатывания.
Если сравнивать 4 поколение с предшествующими версиями, то можно выделить целый ряд преимуществ:
- исчезли так называемые “хлопки”, характерные для работы двигателя на предыдущих поколения ГБО;
- использование вариатора угла опережения зажигания позволяет снизить потери мощности двигателя при работе от газа;
- впрыск газа форсунками, управляемым микрокомпьютером, обеспечивает более экономный расход топлива;
- легкость и плавность управления автомобилем практически не отличается от работы на бензине.
Недостатки 4 поколения ГБО и как с ними справиться:
Самым распространенным недостатком в 4 поколении считается принудительный запуск от бензина. Поскольку в этой версии газобаллонного оборудования имеется блок электронного управления, то вручную переключить тип подаваемого в двигатель топлива невозможно.
Многих водителей этот технический момент приводит в замешательство, когда заканчивается бензин или выходит из строя бензонасос. В этой ситуации кажется, что запустить двигатель невозможно. При этом газовый баллон будет полон топлива. Часто автовладельцы начинают звонить своим друзьям с просьбой привезти им немного бензина или отбуксировать к месту ремонта.
Тем не менее, задача запуска двигателя с 4 поколением от газа вполне решаема.
Для этого необходимо при выключенном зажигании нажать и удерживать кнопку переключения с бензина на газ. Затем, продолжая удерживать кнопку, пытаться запустить двигатель ключом зажигания.
Автомобиль должен без проблем запуститься. Затем, дав поработать двигателю некоторое время, можно отпустить кнопку переключения топлива. Данный способ позволяет в экстренной ситуации запустить двигатель от газа.
Как утверждают изготовители ГБО, не стоит злоупотреблять подобным способом запуска. К нему следует прибегать только в экстренных случаях. Бытует мнение, что количество запусков от газа может быть не более 10 раз. После этого необходимо вмешательство в микрокомпьютер для сброса этого показателя.
Также среди недостатков газобаллонного оборудования наблюдается быстрый износ седел выпускных клапанов. Хотя такой же недостаток имеется и в более ранних версиях ГБО.
Постараться снизить износ деталей двигателя можно более щадящим режимом эксплуатации. Достаточно не делать резких перегазовок и не спешить разгонять сильно нагруженный автомобиль.
В целом соблюдение этих простых рекомендаций позволит долгое время эксплуатировать автомобиль и не вспоминать об этом недостатке.
Газобаллонное оборудование 4 поколения считается наиболее оптимальным вариантом, обеспечивающим автомобиль такими эксплуатационными характеристиками как оптимальная мощность и экономичность.