- Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ
- Мечты сбываются у «Газпрома»
- Все претензии к ФАС
- «Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»
- Подорожал газ на заправках — почему СМИ молчат?
- Как я узнал о подорожании газа для авто на заправках?
- Почему СМИ молчат о росте цен на газ для авто?
- Почему подорожал газ на заправках в 2020 году?
- Что об этом думаете ВЫ? Почему цены на газ для автомобилей так резко выросли?
- Почему так сильно подорожал газ: ФАС отвечает
- В России рекордно выросли цены на сжиженный газ для автомобилей, хотя еще весной они уходили в минус
Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ
С мая стоимость «газомоторки» выросла чуть ли не на четверть — эксперты задаются вопросом, почему бездействуют антимонопольщики
После вмешательства властей резкое подорожание бензина в России удалось затормозить. С мая популярные марки — 92-й и 95-й — выросли лишь на 5%, в то время как продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты — их продукт подорожал аж на 20%. С чем это связано и когда нас ждет вторая волна топливной лихорадки — подробнее в материале «Реального времени».
Мечты сбываются у «Газпрома»
Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО. За последние три месяца статистика показала удивительные результаты. Как и обещали в правительстве, после договоренности с крупными нефтяными компаниями те притормозили резкий рост цен на бензин в ответ на обещание не повышать топливные акцизы. С мая средние цены на популярные марки в округе выросли лишь на 5% — с 38,66 до 40,66 рубля за литр 92-го и с 41,25 до 43,51 рубля за литр 95-го.
Однако с газомоторным топливом ситуация прямо противоположная. За тот же период средние цены подскочили более чем на 21%. Так обстоят дела по всем городам Поволжья. Например, в Казани стоимость газа на АЗС за три месяца выросла с 18,50 до 22,50 рубля за куб (+22%), в Набережных Челнах и Нижнекамске и того больше — с 17,75 до 22,25 руб./куб и 22,20 руб./куб соответственно (+25%), в Альметьевске — с 18,20 до 21,95 руб./куб (+21%).
У соседей цены выросли больше всего в Уфе — на 22% (18—22 руб./куб), меньше всего в Йошкар-Оле — на 16% (19—21,95 руб./куб). Газ также подорожал в Чебоксарах — на 20% (18,90—22,7), Ульяновске — на 21% (18—21,70) и Самаре — на (18—21,75). Самая дорогая заправка газом — в Чебоксарах, наиболее дешевая — в Ульяновске.
Все претензии к ФАС
— Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путем. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены, «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены они определяют, — считает аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
— Такого быть не должно, потому что есть же тарифная политика. Честно говоря, для меня это новость. Надо посмотреть, с чем это может быть связано. Я знаю, что есть часть газовых тарифов, связанных с ценой на нефть, — они привязаны к средней цене на период. Соответственно, это могло повлиять. Если цены на нефтепродукты продолжительное время были высокими, то после этого подтягиваются и цены на газ, но в принципе, глобально такого быть не должно, — добавил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ. Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе, пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растет спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».
Здесь стоит отметить, что рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как планировалось. Программу развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей уже два года подряд признают малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, добавляют эксперты.
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов. Фото Максима Платонова
«Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов: «Плюс-минус 100—200 рублей туда-сюда играют, но в целом стабилизировались оптовые цены. Пока, конечно, маржинальность АЗС не самая лучшая, не покрывает всех издержек. Но пока каких-то предпосылок, что цены будут расти, нет».
Однако нельзя исключать, что из-за налогового маневра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.
— Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учетом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Все будет зависеть от того, как наши законодатели будут решать этот вопрос. Конечно, еще полгода есть, поэтому я не переживаю. Но маржинальность АЗС пока приближается к нулю, мы стараемся работать в рынке, на заправках цены не повышаем, но предпосылок к снижению точно нет, — подчеркнул Рахимов.
Михаил Крутихин прекращение резкого повышения цен на бензин считает «искусственной приостановкой». По его мнению, после проведения налогового маневра горючее может снова сильно подорожать:
Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Фото st.volga.news
— Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом маневре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть в прибыли, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке.
Мелкие игроки по этой причине могут вовсе уйти с рынка. Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если «правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же маневром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже, компании будут вынуждены поднимать цены», — отметил Михаил Крутихин.
Впрочем, налоговый маневр не может поднять цены настолько, насколько это было весной, полагает Танурков: «Это будет растянуто лет на пять»:
— Есть обратный акциз на нефть, который будет сдерживать цены. Поэтому, думаю, сам по себе налоговый маневр сильной угрозой для подорожания топлива не является. Собственно, стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а еще доллар дорожал к рублю, и все это наложилось. Поэтому я не думаю, что сдерживание цен сейчас искусственное, а нефтепродукты по старым ценам продавались только из хранилищ, цены постепенно подтягиваются к тому уровню, который должен быть равновесным. На текущий момент это все исчерпалось на подтягивании цены, и, в принципе, я думаю, сейчас равновесие восстановилось.
В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля, добавил собеседник издания.
Подорожал газ на заправках — почему СМИ молчат?
Добрый день дорогие читатели, сегодня я хочу коснуться очень интересной темы, о которой я узнал совсем недавно и чисто случайно — в России подорожал газ для автомобилей на заправках, и при том, весьма серьезно.
Как я узнал о подорожании газа для авто на заправках?
В данный момент, я занят поиском работы, и часто катаюсь на маршрутках по собеседованиям. Я нашел одну работенку и начал регулярно кататься туда на маршрутке.
Несколько раз, мне попадался один и тот же водитель, с которым мы общались в процессе поездок до работы.
И вчера, мы обсуждали момент, почему так мало транспорта (для данного маршрута) по линии. И тут он мне выдаёт:
«Ну, сейчас сам видишь какая ситуация в стране. Кризис и коронавирус. Людей ездит (по данному маршруту) не много. А теперь, прибавь сюда подорожание газа для авто — это не выгодно.»
Конечно, мне стало интересно, а что случилось с газом на заправках? И он ответил:
«Дак цены выросли примерно на четверть! Если раньше я заправлялся по 15 рублей, то сейчас цена доходит до 20. При таком потоке пассажиров — это не выгодно. «
Если честно, я понятия и не имел, сколько стоит газ на заправках для таких автомобилей, так как сам не имею авто, а у родственников преимущественно бензиновые автомобили.
Да и в Яндексе нет котировок газа на заправках для авто (в отличии цен на ДТ, 92 и 95 бензин).
И это не говоря о том, что в СМИ я не слышал никаких новостей и упоминаний о росте цен, аж на четверть! В поиске Яндекса по новостям так же не нашел никаких упоминаний (из актуального).
Почему СМИ молчат о росте цен на газ для авто?
И когда я занялся » разбором полётов «, то нашел несколько упоминаний о данном событии от простых людей и водителей.
Не из СМИ, а от простых людей! Вот что удивило.
На одном из сайтов , я нашел вот такой пост. Давайте его посмотрим.
То есть, человек еще 9 июня написал о резком подорожании цен на газ для автомобилей от 3 до 6 рублей . Давайте почитаем комментарии к данному посту:
Люди в разных регионах страны заметили резкое подорожание цен на газ. Идем дальше.
Тут человек высказывает недоумение, почему при » дешевой нефти «, цены на газ так резко и существенно подскочили.
И последние пару комментариев , демонстрирующие, что подорожание цен произошло по всей стране (в разных регионах одновременно).
И самое удивительное, событие произошло не сегодня, а в СМИ какая-то » мёртвая тишина » по данному вопросу — почему?
Почему подорожал газ на заправках в 2020 году?
Самое удивительное, я нашел только публикации с 2018 года , где аналитики заявляли, что рост цен на газ для авто в России в 2018 году — не обоснован , и этим вопросом должна заниматься ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба).
По факту, ситуация (судя по материалу) имеет абсолютное сходство с событиями 2018 года — рост цен на бензин удержали, а газ рванул в ввысь, с невиданной силой.
Но вот что странно, аналитик указывает на возможность роста цен газ, как следствие роста цен нефть . Но нефть то наоборот, сильно просела в марте-апреле, и восстанавливала свою стоимость, но никак не росла (относительно цен, до обвала рынка нефти и конфликта с Саудитами . )
Судя по всему, виноваты снова посредники, которые » взвентили » цены на газ еще в далёком 2018 году. Или нет?
Конкретного ответа (и обоснования) такого серьезного роста стоимости газа на заправках для авто в 2020 году — я не нашел.
Что об этом думаете ВЫ? Почему цены на газ для автомобилей так резко выросли?
Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте » лайки «, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.
Почему так сильно подорожал газ: ФАС отвечает
Жители Твери и области обратили внимание, что дорожает не только бензин, но и газ. На днях эту тему затронула читательница ТИА Rina, написав народную новость «Почему так выросли цены на газ? Кто-нибудь это контролирует?»
— Я написала письмо в УФАС по этому поводу с просьбой провести проверку такой ситуации.
И ФАС ответил. Как сообщает ведомство, основной причиной роста цен на сжиженные углеводородные газы, включая пропан-бутан, которым заправляется ряд автолюбителей на заправках, является рост оптовых цен, связанный с ростом котировок на внешних рынках.
В связи с этим ФАС России подготовила комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации. Предлагается увеличение вывозных экспортных пошлин на СУГи (сжиженные углеводородные газы) в целях включения защитных механизмов для внутреннего рынка. Кроме того, необходима программа мероприятий по развитию организованных торгов с точки зрения увеличения объемов продаж на бирже и повышения ликвидности торгов.
— ФАС России проводит проверку торговых политик компаний по реализации СУГ. Надеемся, что предлагаемые антимонопольной службой меры будут в ближайшее время рассмотрены Правительством РФ и окажут балансирующее влияние на стабилизацию ситуации на рынке, — сказал начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Дмитрий Махонин.
В России рекордно выросли цены на сжиженный газ для автомобилей, хотя еще весной они уходили в минус
Сжиженный углеводородный газ невозможно хранить в больших объемах, поэтому производители не смогли адаптироваться к росту спроса.
Параллельно с ростом цен на бензин в России рекордно подорожал сжиженный углеводородный газ (СУГ) – в первую очередь, пропан-бутан. Его используют как автомобильное топливо вместо бензина. В середине июня оптовая цена СУГ на бирже превысила 35 тысяч рублей за тонну, что на 36% больше лета прошлого года. При этом еще весной из-за спада спроса тонну СУГ в России продавали оптом всего по 10-13 тысяч рублей.
Основная причина подорожания – рост спроса на автомобильный газ, что привело к временному дефициту топлива на рынке. Участники рынка полагают, что все дело в росте спроса на газ из-за окончания режима самоизоляции. Так, весной продажи топлива были на минимуме, но в России крайне недостаточно мощностей для его хранения. Фактически заводам приходилось останавливать производство и раньше времени уходить на плановый ремонт.
Так, в НОВАТЭКе рассказали, что весной потребление газа в регионах снизилось на 70-80%, и в итоге цены на СУГ в местах производства упали до отрицательных значений. Сейчас, по данным компании, спрос восстанавливается, но пока заводы не вышли на нормальный работы, дефицит будет сохраняться.
В СИБУРе не считают, что рост цен был значительным из-за заниженных цен ранее. Несмотря на рост цен, они все еще ниже пиковых значений в 2018-2019 годах. Кроме того, на начало лета приходится пик спроса, так как автовладельцы увеличивают его потребление.
Сжиженный углеводородный газ – по сути, побочный продукт добычи нефти и газа. Поэтому дефицит мог возникнуть и из-за того, что «Газпром» сократил добычу газа на 20% из-за рекордного падения спроса, а из-за действующей с 1 мая сделки ОПЕК+ нефтяные компании также снизили добычу нефти. И если в обычной ситуации цены начали бы расти еще весной, из-за падения спроса этого не случилось, и дефицит возник только с началом летнего сезона.
Государство приняло ряд мер по поддержке рынка: до 30 июня производители могут продавать через биржу всего 2,5% произведенного СУГ (вместо 5%), а компании СИБУР и НОВАТЭК получили до конца года скидку на перевозку газа по железной дороге в размере 40%. Эксперты полагают, что цены уже достигли максимальных значений и через некоторое время стоит ожидать их снижения.