Газ 69 с дизельным двигателем от тойоты

ГАЗ-69 с нестандартными моторами

Все 19 лет серийного производства стандартные автомобили ГАЗ-69 выпускались с одним и тем же двигателем, который обозначался тем же индексом «69». По сути это был «победовский» карбюраторный мотор: нижнеклапанный и низкооборотистый. С объема 2,1 литра он выдавал всего 52 силы на 3600 об/мин и обеспечивал скромные тягово-динамические качества даже по меркам 1954 года: на сравнительных испытаниях «газик» уступал и американским, и английским аналогам. И это ограничивало экспортный потенциал машины. На более мощном двигателе настаивал и основной заказчик – Министерство обороны СССР. Но поначалу заменить «победовский» мотор было попросту нечем.

Первая альтернатива появилась после того, как двигателисты Горьковского автозавода подготовили к производству мотор ГАЗ-21Б. Несмотря на «волговский» индекс, это по сути был всё тот же «победовский» нижнеклапанный мотор, только форсированный за счет увеличения диаметра цилиндров (88 вместо 82 мм), изменения фаз газораспределения и установки другого карбюратора. Дополнительные 300 «кубиков» рабочего объема позволили поднять мощность до 65 сил и на четверть увеличить крутящий момент. Именно этим агрегатом начали комплектовать первые серийные «Волги», а в чуть измененном виде – еще и «буханки» и «головастики» семейства УАЗ-450.

Проработку возможности использования мотора ГАЗ-21Б на «газике» на Ульяновском автозаводе начали в 1957 году (надеюсь, не требует уточнения, что к тому моменту производство ГАЗ-69 уже было полностью переведено из Горького в Ульяновск). До конца того же года на УАЗе построили и первые опытные образцы ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с моторами ГАЗ-21Б, попутно опробовав на этих же машинах новый механизм управления раздаточной коробкой при помощи единственного рычага.

Испытания этих образцов у основного заказчика – сначала краткие сравнительные, а затем и длительные эксплуатационные – продолжались два года. В сопроводительном письме главного конструктора Горьковского автозавода от 11.02.1958 г. касаемо форсированных моторов отмечалось: «Двигатель ГАЗ-21Б является временной конструкцией, созданной для легкового автомобиля «Волга» на период освоения нового верхнеклапанного двигателя. Следует иметь в виду, что двигатель ГАЗ-21Б рассчитан … на работу на бензине А-70, а поэтому при работе на автомобиле ГАЗ-69 большей частью на режимах, близких к оборотам максимального момента, возможны случаи появления детонации».

Но проведенные испытания показали, что двигатель ГАЗ-21Б детонировал не только на бензине А-70, но и на сортах с более высоким октановым числом (А-72 и А-74), а еще был подвержен возникновению калильного зажигания. С другой стороны, у «шестьдесят девятых» с двигателями ГАЗ-21Б снизился расход топлива, максимальные тяговые усилия выросли на 27%, существенно улучшилась динамика разгона и максимальная скорость (с 90 до 100 км/ч). По этим показателям «газик» сравнялся с автомобилем Land Rover 88 и смог превзойти по силе тяги Willys MB. Тем временем в декабре 1958 года на полигон поступили из Ульяновска два опытных образца ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с 70-сильными верхнеклапанными двигателями ГАЗ-21А…

Читайте также:  Чем проводится диагностика двигателя автомобиля

После этого интерес военных к «газикам» с моторами ГАЗ-21Б стал быстро угасать, поскольку верхнеклапанный «движок» ГАЗ-21А оказался более предпочтительным и по весу, и по мощности, и по экономичности. В итоге полная программа испытаний машин с моторами ГАЗ-21Б даже не была выполнена до конца и завершилась досрочно в октябре 1959-го. Испытания же «газиков» с моторами ГАЗ-21А продолжались еще целый год, но также выявили проблемы: длительной эксплуатации с 70-сильным агрегатом не выдержала существующая раздаточная коробка, в которой слишком быстро стали ломаться зубья ведущей шестерни.

С учетом этого обстоятельства, а также острой дефицитности верхнеклапанных моторов, объемов производства которых едва хватало на комплектацию «Волг», РАФов и машин семейства УАЗ-451, к производству все же была принята версия «газика» с мотором 21Б. В дальнейшем форсированные «козлики» выпускались в Ульяновске под обозначениями ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ, и основной объем этих машин забирала экспортная программа завода. После внедрения на них мостов типа УАЗ-452 они стали именоваться как ГАЗ-69М/71 и ГАЗ-69АМ/71 по фактическому году освоения.

Практически параллельно с эпопеей по постройке и испытанию «шестьдесят девятых» с моторами ГАЗ-21Б и ГАЗ-21А в столичном институте НАМИ проводили свои опытно-конструкторские работы по созданию принципиально нового двигателя для ульяновских внедорожников. Эта история берет начало в 1955 году, когда в институте приступили к проектированию семейства карбюраторных двигателей воздушного охлаждения НАМИ-030 с числом цилиндров от 2 до 8 и проектной мощностью от 22 до 100 сил. В 1957 году в рамках этих работ изготовили образец V-образной «шестерки» НАМИ-030-6. При рабочем объеме 2,48 л этот агрегат выделялся весьма высокой мощностью – 77 л.с. при 4000 об/мин. Это было достигнуто применением системы питания с двумя карбюраторами. Для охлаждения двигателя служили два механических вентилятора с шестеренчатым приводом, расположенные в развале блока цилиндров, и масляный радиатор внушительных размеров. После проведения стендовых испытаний и доводочных работ двигатель НАМИ-030-6 в том же 1957 году смонтировали на автомобиль ГАЗ-69А для дорожных испытаний. Общий вес автомобиля снизился на 60 кг.

В 1960 году этот автомобиль после монтажа испытательных приборов и специального оборудования прошел полигонные испытания у основного заказчика, где продемонстрировал значительное улучшение динамических и тяговых качеств. Максимальная скорость увеличилась до 103 км/ч, а сила тяги на крюке выросла на 33,5%. Но вот расход топлива оказался на 70% больше, чем у обычного «газика»! Вероятно, проблема частично была обусловлена неисправностями или неправильной регулировкой опытных карбюраторов, однако это уже не имело значения, поскольку решение об освоении всего семейства «воздушников» серии НАМИ-030 так и не было принято.

Читайте также:  Схема блок управления двигателем уаз

Николай Марков, фото из архива автора
Читайте также на канале «МАШИНА»:

На создание этого ГАЗ-69 с 6,4-литровым HEMI V8 ушло более 5 лет

Мастерская Truck Garage смогла завершить проект, которым восхищались все СМИ

В далеком 2015 году мы рассказывали вам о необычном проекте реинкарнации легендарного советского внедорожника ГАЗ-69 от российской мастерской Truck Garage, который сейчас назвали бы модным словом рестомод.

Тогда сообщалось, что будет изготовлено 12 таких внедорожников, и что на первый уже есть заказчик. Вот только что-то явно пошло не так: заказчик, вероятно, потерял интерес к проекту и не стал его финансировать. А ребята из Truck Garage не сдались и своими силами закончили этот проект, на который ушло более 5 лет.

Концепция вроде как осталась без изменений. «Сердцем» стал 6,4-литровый HEMI V8 мощностью 465 л.с., работающий в паре с автоматической коробкой передач. Мотор, вероятно, приобретен в США с небольшим пробегом. Об этом тоже говорилось в официальном пресс-релизе.

Тюнингованный внедорожник получил мосты Teraflex с блокировкой дифференциала ARB сзади, регулируемые койловерные стойки, вместо рессор, новую подвеску и доработанный салон в стиле 60-х годов. Рама и кузов по большей части сохранились от оригинала, но получили ряд существенных доработок.

Выпущенный образец, который, видимо, так и останется в единственном экземпляре, удивительным образом похож на эскизный проект пятилетней давности. Внешне он выделяется расширенными колесными арками, светодиодной оптикой, съемной жесткой крышей и дорогими импортными внедорожными колесами.

Безымянный пока рестомод на базе ГАЗ-69 стал третьим значимым проектом мастерской Truck Garage вслед за Alisa на базе ГАЗ-М20 и Hyperion в стиле ГАЗ-М1.

Фотогалерея

Комментарии (0)

Читать

Пожалуйста, купите кто-нибудь эту внедорожную «Волгу», чтобы мне не пришлось это делать

Самое читаемое

Последние новости

Chieftain анонсировал новый рестомод на базе Range Rover с турбомотором

Молодая украинская девушка в фотосессии с ярко-красным Ford Mustang (18+)

Skoda рассекретила новый хэтчбек Fabia четвертого поколения

В России продают самый мощный G-Class — 800-сильный Brabus B 800

Русские и советские

На Кипре подают легендарную «Чайку» 1961 года за 12 миллионов рублей

В Москве пытаются продать 50-летний ГАЗ-69 за 3 миллиона рублей

Теплые «ламповые» фотографии времен СССР с советскими автомобилями — 19

Посмотрите на самый роскошный ЗИЛ-130 с салоном от Lincoln Navigator

Новые «Нивы» Travel и Legend начали продавать в Германии, хотя сам АвтоВАЗ тут не при чем

28-летнюю «Волгу» ГАЗ-3102 в идеальном состоянии и с минимальным пробегом продают за 1,3 миллиона рублей

Читайте также:  Ремонт автомобиля до страхового осмотра

Самоделка «Алекс» — это ГАЗ-66, превращенный в огромный внедорожник

Вся правда про РАФ: что мешало заводу выпускать качественную продукцию

На создание этого ГАЗ-69 с 6,4-литровым HEMI V8 ушло более 5 лет

Мастерская Truck Garage смогла завершить проект, которым восхищались все СМИ

В далеком 2015 году мы рассказывали вам о необычном проекте реинкарнации легендарного советского внедорожника ГАЗ-69 от российской мастерской Truck Garage, который сейчас назвали бы модным словом рестомод.

Тогда сообщалось, что будет изготовлено 12 таких внедорожников, и что на первый уже есть заказчик. Вот только что-то явно пошло не так: заказчик, вероятно, потерял интерес к проекту и не стал его финансировать. А ребята из Truck Garage не сдались и своими силами закончили этот проект, на который ушло более 5 лет.

Концепция вроде как осталась без изменений. «Сердцем» стал 6,4-литровый HEMI V8 мощностью 465 л.с., работающий в паре с автоматической коробкой передач. Мотор, вероятно, приобретен в США с небольшим пробегом. Об этом тоже говорилось в официальном пресс-релизе.

Тюнингованный внедорожник получил мосты Teraflex с блокировкой дифференциала ARB сзади, регулируемые койловерные стойки, вместо рессор, новую подвеску и доработанный салон в стиле 60-х годов. Рама и кузов по большей части сохранились от оригинала, но получили ряд существенных доработок.

Выпущенный образец, который, видимо, так и останется в единственном экземпляре, удивительным образом похож на эскизный проект пятилетней давности. Внешне он выделяется расширенными колесными арками, светодиодной оптикой, съемной жесткой крышей и дорогими импортными внедорожными колесами.

Безымянный пока рестомод на базе ГАЗ-69 стал третьим значимым проектом мастерской Truck Garage вслед за Alisa на базе ГАЗ-М20 и Hyperion в стиле ГАЗ-М1.

Фотогалерея

Комментарии (0)

Читать

Пожалуйста, купите кто-нибудь эту внедорожную «Волгу», чтобы мне не пришлось это делать

Самое читаемое

Последние новости

800-сильный Lamborghini Urus с особым карбоновым обвесом обошелся в 26 миллионов рублей

Неудачник дня: парень разбил новенький Ferrari F8 Tributo через 6 часов после покупки

Jeep показал серийные внедорожники Wagoneer и Grand Wagoneer

Посмотрите, как трамвай с отказавшими тормозами таранит шесть автомобилей

Русские и советские

На Кипре подают легендарную «Чайку» 1961 года за 12 миллионов рублей

В Москве пытаются продать 50-летний ГАЗ-69 за 3 миллиона рублей

Теплые «ламповые» фотографии времен СССР с советскими автомобилями — 19

Посмотрите на самый роскошный ЗИЛ-130 с салоном от Lincoln Navigator

Новые «Нивы» Travel и Legend начали продавать в Германии, хотя сам АвтоВАЗ тут не при чем

28-летнюю «Волгу» ГАЗ-3102 в идеальном состоянии и с минимальным пробегом продают за 1,3 миллиона рублей

Самоделка «Алекс» — это ГАЗ-66, превращенный в огромный внедорожник

Вся правда про РАФ: что мешало заводу выпускать качественную продукцию

Оцените статью