- Грузовые автомобили ГАЗ-66 с дизельным двигателем
- Дизельные двигатели, устанавливаемые на ГАЗ 66 заводом
- Дизель Д 245
- Преимущества и недостатки дизельного двигателя
- ГАЗ 66 дизельный самосвал
- Газ 66 установка дизельного двигателя 245
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
- Сейчас на 4×4.tomsk.ru
- Установка д245 на газ 66
- Преимущества и недостатки дизельного двигателя
- ГАЗ 66 дизельный самосвал
- Двигатель Д 245 9
- Описание и работа
- Система питания
- Электронное управление
- Двигатель Д-144
- Отличительные особенности
- Сложности установки
- История создания
- Устройство Газ-66
- Газ 66: технические характеристики
- Конструкция мостов
- Задний мост
- Передний мост
- Уход за мостами
- Управляемость автомобиля
- Версии и применение в армии
- Какой можно сделать вывод?
Грузовые автомобили ГАЗ-66 с дизельным двигателем
На самых первых выпусках грузового внедорожного автомобиля ГАЗ 66 устанавливался V-образный бензиновый двигатель, имеющий восемь цилиндров и мощность 115 л. с. Этот мотор был базовым и единственным во всех комплектациях вплоть до 1985 года. Примерно с середины 80-х мотор модернизировали и довели его мощность до 120 л. с. сам по себе 66-ой двигатель неплохой, но вот расход бензина на ГАЗ 66 порой удручал.
Стационарный бензиновый двигатель ГАЗ 66
Дизельные двигатели, устанавливаемые на ГАЗ 66 заводом
К 1993 году на Горьковском автозаводе была запущена новая линия по выпуску дизелей ГАЗ 542 и ГАЗ 544. Четырех цилиндровый ГАЗ 544 устанавливался на автомобили ГАЗ 3306 и ГАЗ 66 . Этот двигатель имел воздушное охлаждение и мощность 85 л. с.
Пример дизельного двигателя газ 542
Технические характеристики ГАЗ 5441:
- Максимальная мощность – 115-117 л. с. (по разным данным) количество оборотов при номинальной мощности – 2800 в минуту;
- Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
- Объем мотора – 4,15 л;
- Вращательный момент (MAX) – 39 кгс•м;
- Степень сжатия – 16;
- Диаметр стандартного поршня – 105 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Вид – с турбонаддувом, воздушного охлаждения;
- Вентиляция – отрытого типа;
- Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
- Расход дизельного топлива – около 17 л на 100 км пути.
Дизель Д 245
Уже после окончания выпуска автомобилей ГАЗ 66 горьковский автозавод вновь возродил производство дизельных двигателей. На смену «66-ого» пришел ГАЗ 3308 «Садко», он в 2001 году получил дизель Минского моторного завода Д-245. Этот «движок» сейчас актуален и для машины ГАЗ 66, его часто устанавливают на нее, внеся необходимые изменения в конструкцию.
Технические характеристики Д-245:
- Максимальная мощность – 117-122 л. с. (по разным данным), количество оборотов при номинальной мощности – 2500 в минуту;
- Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
- Объем мотора – 4,75 л;
- Вращательный момент (MAX) – 43,1 кгс•м;
- Степень сжатия – 17,1;
- Диаметр стандартного поршня – 110 мм;
- Ход поршня – 125 мм;
- Вид – с турбонаддувом, охлаждение водяное (жидкостное);
- Вес агрегата – 430 кг;
- Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
- Расход топлива – 13,5-17 л на 100 км пути (на скорости 40 и 60 км/час).
Схема устройства и габаритные размеры дизельного двигателя Д 245
Преимущества и недостатки дизельного двигателя
В современных дизельных двигателях недостатки практически отсутствуют. Было время, когда дизельный мотор было трудно заводить в мороз. В наши дни для запуска в холоде используют свечи накаливания и хорошее синтетическое моторное масло. Пониженный уровень застывания масла позволяет легко прокручивать коленчатый вал ДВС даже при температуре окружающей среды ниже -30ºC.
Преимущества дизельных двигателей перед бензиновыми моторами:
- Высокая экономичность.
- Более эффективный коэффициент полезного действия за счет высокой степени сжатия.
Схема работы дизельного двигателя
Есть ли слабые стороны в дизелях по отношению к бензиновым собратьям? Конечно, они найдутся. Но существенны ли они, это уже другой вопрос:
- Замена масла в дизельных двигателях производится с более частой периодичностью.
- Дизели очень критичны к качеству топлива, а некачественное топливо зимой может замерзнуть в топливопроводах.
- Работает дизель более шумно.
- Разгон дизельного мотора не столько динамичный, как у бензинового ДВС.
Если учитывать, что грузовой автомобиль существует не для гонок, то для работы экономичность будет намного важнее скоростных характеристик.
ГАЗ 66 дизельный самосвал
Для самосвалов Горьковский автозавод выпускал шасси ГАЗ 66 31. А сами машины собирал Саранский завод – производилась модель САЗ 3511. Опытный образец был изготовлен в 1991 году, базой послужило шасси ГАЗ 66 16, но в серию он не пошел. Серийный самосвал имеет разгрузку на три стороны (вправо, влево по бокам и задняя разгрузка), возможность наращивания бортов для перевозки объемных легких грузов.
Технические данные самосвала САЗ 3511:
- Привод колес – полный (колесная база 4х4);
- Шасси базовое – 66 31;
- Максимально допустимая скорость – 90 км/ час;
- Грузоподъемность – 3,1 тонны;
- Объем кузова – 5 м³ (10 м³ с наращенными бортами);
- Расстояние между колесными осями (колесная база) – 3,3 м;
- Двигатель – ЗМЗ 513 (бензин).
Модель выпускалась заводом с 1992 по 1994 год. В отличие от базовой модели, самосвал на задней оси имел по два колеса с каждой стороны.
Модификация дизельного самосвала ГАЗ 66
Для улучшения эксплуатационных характеристик часто вместо «умершего» родного двигателя ЗМЗ 513 устанавливают именно дизель от производителя ММЗ.
Причем, замену производят не только частники своими руками. Существует немало фирм, специализирующихся на переоборудовании ГАЗ 66 и САЗ 3511. Помимо Д-245, на замену предлагается и дизель Д-243.
Дизельный двигатель Д-243 в разобранном состоянии
- Максимальная мощность – 81 л. с., количество оборотов при номинальной мощности – 2200 в минуту;
- Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
- Объем мотора – 4,75 л;
- Вращательный момент (MAX) – 26,3 кгс•м;
- Степень сжатия – 16;
- Диаметр стандартного поршня – 110 мм;
- Ход поршня – 125 мм;
- Вид – без турбонаддува, охлаждение водяное (жидкостное);
- Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
- Вес агрегата – 430 кг.
Газ 66 установка дизельного двигателя 245
Stepech 05 июл 2012, 15:01
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:04
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:10
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:18
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:23
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:32
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:40
Примерил БЫЧКОВСКУЮ переднюю траверсу. Хорошо что она разборная, в раму заводить через морду не надо
Из плюсов:
Шкив будет всегда доступен.
Лебедка останется на своем месте (наверное)
Простота монтажа.
Надежность заводской конструкции
и т.д.
P.S. к раме с каждого бока будет крепиться на два боковых болта и два нижних, которые будут идти насквозь через проставку (которую еще не сделал) чтобы вес не только висел на болтах, а еще лежал на раме.
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 15:45
Вот такой вот комплектик
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 05 июл 2012, 23:37
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Wasilih 06 июл 2012, 11:48
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
KadavR 06 июл 2012, 13:42
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
ale 06 июл 2012, 13:53
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
IT68 06 июл 2012, 15:28
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 06 июл 2012, 16:05
Войдет! У всех входит и у меня войдет. А вот охладитель наддувочного воздуха (интеркуллер) уже сложнее там разместить. Но придется как-нибудь.
Зачем? Несколько бумаг, некоторое время, немножко денег и все узаконивается Даже конторы есть которые это делают
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 09 июл 2012, 13:54
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
ale 09 июл 2012, 14:08
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
mik888 09 июл 2012, 14:09
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
tolyan913 09 июл 2012, 14:30
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Wasilih 09 июл 2012, 16:48
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 10 июл 2012, 00:10
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 10 июл 2012, 00:33
Болты смазываю литолом, чтобы не гнили внутри рамы и прохожу фиксатором резьбы + самоконтрящая гайка.
Все кронштейны и передняя траверса, заняли свои новые, законные места
P.S. В некоторых местах еще добавлю болты.
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 13 июл 2012, 01:58
Решил раму тоже освежить. Поэтапно. Сначала перед, потом под баками и зад.
Покрасил акрилом и поставил новые ПОДУШКИ
Установка дизеля Д-245.12 на ГАЗ-66
Stepech 13 июл 2012, 02:09
Полез я значил навести ревизию сцепления и сальник поменять — не зря!
Из под сальника бежит
Собственно и сам сальник В руках развалился
Ведомый диск сцепления с трещинами
Отмываю от говнолина
Забрал первичный вал КПП из токарки после подрезания. Убрал лишние 22мм длины, а то не входит
Собрал сцепуху, отцентрировал диск и отрегулировал лапки корзины.
Сейчас на 4×4.tomsk.ru
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
Установка д245 на газ 66
На самых первых выпусках грузового внедорожного автомобиля ГАЗ 66 устанавливался V-образный бензиновый двигатель, имеющий восемь цилиндров и мощность 115 л. с. Этот мотор был базовым и единственным во всех комплектациях вплоть до 1985 года. Примерно с середины 80-х мотор модернизировали и довели его мощность до 120 л. с. сам по себе 66-ой двигатель неплохой, но вот порой удручал.
Стационарный бензиновый двигатель ГАЗ 66
При заявленной норме 24л/ 100 км ГАЗ 66 с трудом укладывался в 27 л, а в условиях бездорожья «Шишига могла потреблять и более 30 литров на 100 км пробега.
К 1993 году на была запущена новая линия по выпуску дизелей ГАЗ 542 и ГАЗ 544. Четырех цилиндровый ГАЗ 544 устанавливался на автомобили ГАЗ 3306 и ГАЗ 66 . Этот двигатель имел воздушное охлаждение и мощность 85 л. с.
Пример дизельного двигателя газ 542
В 1995 году завод освоил модификацию мотора ГАЗ 5441 с турбонаддувом, его мощность была увеличена до 115 л. с. В 1999 году прекратился, к этому же времени перестала существовать и линия на Горьковском автозаводе по производству дизелей. Эти моторы признали нерентабельными.
Технические характеристики ГАЗ 5441:
- Максимальная мощность – 115-117 л. с. (по разным данным) количество оборотов при номинальной мощности – 2800 в минуту;
- Объем мотора – 4,15 л;
- Вращательный момент (MAX) – 39 кгс м;
- Степень сжатия – 16;
- Диаметр стандартного поршня – 105 мм;
- Ход поршня – 120 мм;
- Вид – с турбонаддувом, воздушного охлаждения;
- Вентиляция – отрытого типа;
- Расход дизельного топлива – около 17 л на 100 км пути.
Уже после окончания выпуска автомобилей ГАЗ 66 горьковский автозавод вновь возродил производство дизельных двигателей. На смену «66-ого» пришел , он в 2001 году получил дизель Минского моторного завода Д-245. Этот «движок» сейчас актуален и для машины ГАЗ 66, его часто устанавливают на нее, внеся необходимые изменения в конструкцию.
Технические характеристики Д-245:
- Максимальная мощность – 117-122 л. с. (по разным данным), количество оборотов при номинальной мощности – 2500 в минуту;
- Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
- Объем мотора – 4,75 л;
- Вращательный момент (MAX) – 43,1 кгс м;
- Степень сжатия – 17,1;
- Ход поршня – 125 мм;
- Вид – с турбонаддувом, охлаждение водяное (жидкостное);
- Вес агрегата – 430 кг;
- Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
- Расход топлива – 13,5-17 л на 100 км пути (на скорости 40 и 60 км/час).
Схема устройства и габаритные размеры дизельного двигателя Д 245
Преимущества и недостатки дизельного двигателя
В современных дизельных двигателях недостатки практически отсутствуют. Было время, когда дизельный мотор было трудно заводить в мороз. В наши дни для запуска в холоде используют свечи накаливания и хорошее синтетическое моторное масло. Пониженный уровень застывания масла позволяет легко прокручивать коленчатый вал ДВС даже при температуре окружающей среды ниже -30ºC.
Преимущества дизельных двигателей перед бензиновыми моторами:
Есть ли слабые стороны в дизелях по отношению к бензиновым собратьям? Конечно, они найдутся. Но существенны ли они, это уже другой вопрос:
- Замена масла в дизельных двигателях производится с более частой периодичностью.
- Дизели очень критичны к качеству топлива, а некачественное топливо зимой может замерзнуть в топливопроводах.
- Работает дизель более шумно.
- Разгон дизельного мотора не столько динамичный, как у бензинового ДВС.
Если учитывать, что грузовой автомобиль существует не для гонок, то для работы экономичность будет намного важнее скоростных характеристик.
ГАЗ 66 дизельный самосвал
Для самосвалов Горьковский автозавод выпускал шасси ГАЗ 66 31. А сами машины собирал Саранский завод – производилась модель САЗ 3511. Опытный образец был изготовлен в 1991 году, базой послужило шасси ГАЗ 66 16, но в серию он не пошел. Серийный самосвал имеет разгрузку на три стороны (вправо, влево по бокам и задняя разгрузка), возможность наращивания бортов для перевозки объемных легких грузов.
Технические данные самосвала САЗ 3511:
- Привод колес – полный (колесная база 4х4);
- Шасси базовое – 66 31;
- Максимально допустимая скорость – 90 км/ час;
- Грузоподъемность – 3,1 тонны;
- Объем кузова – 5 м³ (10 м³ с наращенными бортами);
- Расстояние между колесными осями (колесная база) – 3,3 м;
- Двигатель – ЗМЗ 513 (бензин).
Модель выпускалась заводом с 1992 по 1994 год. В отличие от базовой модели, самосвал на задней оси имел по два колеса с каждой стороны.
Модификация дизельного самосвала ГАЗ 66
Последователь САЗ 3511 появился только в 2008 году, на основе шасси ГАЗ 33086 «Земляк» был спроектирован самосвал САЗ-2506, этот вариант автомобиля уже имел . Похоже, двигатель полюбился на Горьковском автозаводе и пришелся ко двору.
Для улучшения эксплуатационных характеристик часто вместо «умершего» родного двигателя ЗМЗ 513 устанавливают именно дизель от производителя ММЗ.
Причем, замену производят не только частники своими руками. Существует немало фирм, специализирующихся на переоборудовании ГАЗ 66 и САЗ 3511. Помимо Д-245, на замену предлагается и дизель Д-243.
Дизельный двигатель Д-243 в разобранном состоянии
В отличие от модели 245 дизель Д-243 не имеет турбонаддува и обладает следующими характеристиками:
- Максимальная мощность – 81 л. с., количество оборотов при номинальной мощности – 2200 в минуту;
- Количество цилиндров – четыре, расположение в один ряд;
- Объем мотора – 4,75 л;
- Вращательный момент (MAX) – 26,3 кгс м;
- Степень сжатия – 16;
- Диаметр стандартного поршня – 110 мм;
- Ход поршня – 125 мм;
- Вид – без турбонаддува, охлаждение водяное (жидкостное);
- Порядок подачи топлива в цилиндры ДВС – 1-3-4-2;
- Вес агрегата – 430 кг.
Установка дизельного двигателя на ГАЗ 66
Своими руками некоторые автовладельцы устанавливают дизельные моторы иностранного производства. Берут моторы от японских моделей, но менять в таком случае лучше и коробку передач.
Двигатель ЗМЗ 66-06 устанавливался на автомобили серии ГАЗ-66. Машина выпускалась на с 1964 года по 1999 г. Предназначалась в первую очередь для перемещения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Грамотное распределение массы создавало равномерную нагрузку на оси.
Двигатель располагался под кабиной, которая, для осмотра мотора, на шарнирах откидывалась вперёд. В кабину вдавалась верхняя крышка двигателя. Специфика предусматривала использование автомобиля, в основном, в войсковых соединениях, где он довольно широко использовался до конца 90-х годов ХХ века.
Штатный двигатель, ЗМЗ-06, представлял собой бензиновый карбюраторный 8-ми цилиндровый агрегат мощностью 120 л. с., и на автомобиле с полной массой 5770 кг. имел к себе обоснованные претензии. Допускалась и установка форсированного карбюраторного мотора ЗМЗ 41 с объёмом 5,53 л.
Стоковый двигатель с рабочим объёмом 4,25 литра, имел V-образную компоновку из восьми цилиндров и при вращающем моменте в 29 кгм., позволял выдавать на-гора 120 лошадей.
установленный двигатель на ГАЗ 66
В качестве горючего используется бензин марок А-72, А-76, АИ-93, которые в наше время нельзя отнести к широко распространённым. Потреблял он этого бензина 31,5 литра на 100 км пути (по паспорту). А фактически расход и в прежние времена оставлял желать лучшего.
Поскольку немалое количество автомобилей в наше время пребывает в рабочем состоянии, много их есть у частных автолюбителей, особенно из глубинки, иногда возникает необходимость в модернизации силовой установки. Одними из основных вариантов стал двигатель белорусских произоводителей.
Дизель Минского моторного завода семейства Д-245, например – Д-245.9, который выгодно отличается от своего бензинового собрата мощностью (136 л. с.) и топливом, поскольку потребляет солярку. И вращательный момент у него получше (максимальный – 47 кгм).
Дизельный мотор Д 245 для Газ-66
Традиционная экономичность дизелей позволяет нам расходовать (опять-таки по паспорту) 18 литров горючего на 100 км.
По умолчанию, это изделие Белорусского автопрома, устанавливается на автомобили ЗиЛ 131 и ЗиЛ-130.
Поскольку Д-245.9 применяется в основном в сфере грузоперевозок, есть модификации с турбонаддувом.
Выпускаются варианты двигателя и с индексами Е2, Е4. То есть соответствуют по своим эксплуатационным качествам стандарту Euro 2 и Euro 4. Но, вероятно, по отношению к , данный критерий не будет основополагающим в решении установить именно этот агрегат на свой автомобиль.
Двигатель Д 245 9
Теперь немного подробнее остановимся на особенностях именно двигателя Д-245.9, поскольку эта модель более распространена. Да и домашние умельцы чаще именно этим силовым агрегатом модернизируют «Шишигу».
Дизель Д-245.9 являет собой 4-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания, с рядным расположением цилиндров, 4-тактным рабочим циклом и воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия. Запуск двигателя осуществляется путём вращения коленвала, которое передаётся с электростартера на вал маховиком.
Дизельное топливо впрыскивается в мелко распылённом состоянии в самом конце такта сжатия, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси и поршень движется вниз, находясь под давлением вследствие расширения продуктов сгорания топливовоздушной смеси.
Для более экономного и практичного использования горючего, форсунки, через которые в цилиндр впрыскивается солярка, оснащаются быстродействующими магнитными клапанами. Такой подход стал возможен вследствие внедрения электронного управления работой двигателя.
Так выглядит дизельный двигатель Д-245.9
Автомобиль (или иное транспортное средство) приводится в движение путём передачи энергии с маховика через сцепление на трансмиссию и т.д.
В случае выполнения требований для соответствия стандартов Euro, в компоновку двигателя включается система рециркуляции выхлопных газов (EGR – exaust gas recirculation). В таком случае часть выхлопа возвращается в цилиндр, где происходит «дожигание» окислов азота до инертного N2O. Также устанавливается сажевый фильтр с окислителем-нейтрализатором.
Описание и работа
Основная деталь корпуса мотора – блок цилиндров. В расточки блока цилиндров устанавливаются съёмные гильзы, которые делятся по внутреннему диаметру на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М).
блок цилиндров дизеля Д 245.9
Омывание охлаждающим агентом полости между стенкой блока цилиндров и гильзами осуществляет отвод излишнего тепла.
Поршни изготовляются из алюминиевого сплава. Используются компрессионные кольца в количестве двух штук и одно маслосъёмное.
Смазка дизеля комбинированная: часть деталей смазывается разбрызгиванием, часть – под давлением.
Система питания
Подача горючего на форсунки осуществляется системой из топливного насоса высокого давления, топливного аккумулятора и регулятора давления, который обеспечивает оптимальное давление топлива в аккумуляторе высокого давления. Это позволяет варьировать закачиваемый объём горючего в зависимости от нагрузки на двигатель, числа оборотов и теплового состояния двигателя.
Схема топливной системы двигателя Д-245.9
Избыток топлива сливается в бак. Якорь регулятора давления омывается горючим, которое смазывает трущиеся поверхности и осуществляет охлаждение.
Поступающее к насосу топливо проходит через фильтр предварительной очистки, устраняющий механические частицы и влагу. Однако, в базовую комплектацию двигателя оный фильтр не входит и должен устанавливаться потребителем. Причём при эксплуатации двигателя в условиях температуры ниже –25С, фильтр должен оснащаться подогревателем топлива, а в случаях подмораживания до –25С, подспорьем станут свечи накаливания, которые облегчают запуск мотора при температурах, когда просто холодно.
Электронное управление
Внедрение электронного управления работой двигателя позволило улучшить точность и адекватность регулировки параметров процесса впрыскивания горючего и соответственно, обеспечило лучший контроль над процессом рециркуляции отработавших газов. Аппаратная часть интегрируется в единую бортовую сеть управления и диагностики технического средства.
Объёмы подачи топлива регулируются в зависимости от определённых параметров:
- настроя водителя (положение педали акселератора);
- рабочего состояния двигателя;
- температуры охлаждающего агента;
- воздействия других систем транспортного (технического) средства;
- уровня эмиссии вредных веществ в отработавших газах.
Добавим, что двигатель оснащается системой самостоятельной диагностики, имеет ряд иных интересных и полезных опций, однако, для более подробного ознакомления с этой информацией, лучше использовать руководство по эксплуатации.
Пока же рассмотрим нашего основного «конкурента».
Двигатель Д-144
Второй кандидат на замену основного мотора «Шишиги» — дизель производства Владимирского тракторного завода Д-144. Он устанавливается на довольно широкий модельный ряд техники, в основном – сельскохозяйственной.
Указанный агрегат предназначен для установки на тракторы и другие машины, работающие в условия неограниченного воздухообмена. Имеет ряд модификаций, которые отражаются на его характеристиках. Особенности применения и адаптации отражены в маркировке.
Например, Д144-11.02 – дизель для использования в умеренном климате, Д144-11.03 – дизель для территорий с преобладанием тропического климата. Также по маркировке можно определить некоторые особенности комплектации (например, на модели Д120-11М установлен насос Motorpal, производства Чехии).
Схема двигателя Д-144
Относительно ТТХ, то можно указать следующее: цилиндры в количестве 4 штук располагаются рядно. Суммарный их объём составляет 4,15 литра. Заменить собой он может 60 лошадок. А максимальный крутящий момент аж 20,9 кгм.
Скажем прямо, уступает…
Отличительные особенности
От рассмотренного выше двигателя белорусского производства, Д-144 отличается и по ряду конструкционных особенностей. Остановимся на них подробнее.
Так, «Владимирец» имеет воздушное охлаждение. В базовой комплектации фильтр для грубой очистки топлива установлен, а вот система очистки воздуха имеет два варианта и зависит от модели агрегата. Может быть установлен воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом (БФЭ) или инерционно-масляный. На поршни устанавливаются по три компрессионных кольца и одно маслосъёмное.
Топливный насос марки 3УТНИ имеет автономную смазку, а альтернативный PP4M10P1f смазывается маслом, подведённым из системы смазки самого двигателя.
В дизеле используются топливные форсунки закрытого типа с многоструйным распылителем.
Способы регулировки теплового режима дизеля и особенностей пуска в холодную пору года подробно отражаются в руководстве по эксплуатации технического средства, на которое установлен двигатель.
Опять-таки, для более подробного знакомства с данным изделием, необходимо изучение руководства по эксплуатации от завода-изготовителя.
Сложности установки
Трудности, которых стоит ожидать при установке на , в первую очередь связаны с компоновкой. Так, штатный бензиновый агрегат подразумевает подкабинную установку, тогда как дизеля – капотную.
Для начала возникает необходимость в доработке рамы под масляный картер. Также нужно приварить под переднюю поперечину рамы усиливающий элемент или косынки. Штатную коробку передач и картер сцепления придётся менять.
Совместить их с дизелем не получится. Некоторое внимание придётся уделить переработке рамы и для установки площадки с органами управления двигателя, КПП, рычагов управления раздаточной коробки. Электровооружение также нужно будет подгонять, чтобы обеспечить функционирование подогрева топливной системы и свечей накаливания.
Готовый к установке двигатель Д -144
С воздушными фильтрами тоже не все гладко, забор воздуха лучше организовать за кабиной на кронштейне.
Но, непреодолимых проблем нет. И, если вооружиться желанием, терпением, знаниями, соответствующим оборудованием и опытом (своим либо чужим), решение этой задачи может быть достигнуто и заживёт новой, экономичной жизнью.
Конструкция Газ-66 нашла одобрение со стороны многочисленных любителей езды по бездорожью. Этот грузовик обладает невероятной проходимостью: способен передвигаться по полному бездорожью и пересекать водные преграды, глубиной до 0,8 метров.
История создания
Разработка автомобиля началась в 60х годах прошлого столетия. В процессе проектирования было две выдающихся личности: сначала — Заворотный, а затем его сменил Образцов. Работами руководил Просвирин. За основу грузовика был взят Газ-62, который был выпущен в 1958 году.
В основу нового грузовика легли множественные уникальные конструкционные решения. Двигатель Газ-66 — 8-цилиндровый V-образный, в Советском Союзе его использовали впервые. Кабина располагалась над силовой установкой. Это позволило увеличить объём грузовой платформы, сохранив нужную длину.
«Запаску» вертикально поместили за кабиной. Такое простое решение позволило опустить грузовую платформу. Остальные нововведения не носят глобального характера: появление гидроусилителя, гипоидная передача и т.д.
Опытная серия появилась в 1963 году, которая прошла ряд заводских испытаний. В 1964 году началось серийное производство. Газ-66 самосвал надёжный, его производство продолжалось в течение 35 лет. За это время транспорт успел получить множество наград.
Устройство Газ-66
Советский грузовик имеет рамную конструкцию. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается полным приводом. В 1968 году в устройство машины была внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.
Кузов сделан из металла. По бокам установлены борта, задний борт можно откидывать. Внутри кузова установлены откидные скамейки. При необходимости можно установить тент.
Газ-66 самосвал имеет металлическую кабину, рассчитанную на два сидячих места. На случай дальних поездок можно установить подвесную кровать. Под кабиной размещён двигатель. Доступ к нему можно получить, откинув кабину. Для запуска после простая на морозе используется встроенная подогревательная система.
Коробка Газ-66 имеет четыре ступени, синхронизация осуществляется между 3 и 4 передачами. Раздаточная коробка имеет две передачи. Сцепление сделано по однодисковому типу, для комфортной работы установлен гидропривод.
Барабанный рабочий тормозной механизм имеет гидропривод и вакуумный усилитель — такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз распространяется на все колёса грузовика. Лебёдка Газ-66 встречается на некоторых версиях транспорта, её применяют во многих областях.
Газ 66: технические характеристики
Двигатель Газ-66 имеет 8 цилиндров и 115 лошадиных сил, способен развивать до 3500 оборотов в минуту. Мощности хватает для езды в самых суровых условиях. Работу обеспечивает бензин АИ-76 или АИ-80. Газ-66 дизель можно встретить редко, таких автомобилей было выпущено мало.
Грузовик разгоняется до 90 километров в час. Можно самостоятельно снять ограничитель скорости, тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час. Специалисты не рекомендуют проводить подобные действия, так как рабочий ресурс мотора существенно сокращается.
Изначально транспорт разрабатывался для езды по бездорожью. Все технические характеристики соответствуют езде по таким дорогам. Расход топлива Газ-66 составляет 20-25 литров на 100 километров, всего на Газ-66 дизель и бензине есть два бака на 105 литров. Полный бак обеспечивает ход на 800 километров.
Конструкция мостов
Задний мост
Конструкция заднего моста Газ-66 представлена следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и два цапфа. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колёс для того или иного дорожного покрытия.
Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, шестерни главной передачи, сборного дифференциала и подшипников.
Передний мост
Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади, но вместо полуосей здесь работают шарниры равных угловых скоростей.
Уход за мостами
Чтобы мосты проработали много тысяч километров без поломок, необходимо проделывать следующие процедуры:
- Проверка наличия и качества масла в картере;
- Смазывание шарниров равных угловых скоростей;
- Контроль затяжек узлов и соединений;
- Контроль протекания мазлов из узлов.
При эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования менять масло в мостах рекомендуется раз в 50-70 тысяч километров. Если машина используется для передвижения по бездорожным условиям, менять масло нужно чаще. После пересечения глубоких водных преград рекомендуется менять масло при первой же возможности: в случае негерметичности мостов вода смешается с маслом.
Передний мост вмещает 7,7 литров масла, задний — 6,4 литров. По центру картеров находится отверстие, через которое сливают старую смесь. Заправка маслом происходит через контрольное отверстие, которое находится сбоку на редукторе. Для заправки используют шприц. Заполняют до тех пор, пока из отверстия не начнёт выливаться масло.
Управляемость автомобиля
Передвижение по полному бездорожью возможно благодаря приводу на обе оси и использование самоблокирующихся дифференциалов. Дорожный просвет — 31,5 сантиметр, благодаря нему можно преодолевать преграды внушительных размеров, включая броды и не большие речки. Система автоматического регулирования давления в шинах устанавливает оптимальное значение под дорожное покрытие.
За торможение отвечает гидравлический механизм с вакуумным усилителем. Такое оснащение не позволяет тормозить при выключенном моторе, поэтому двигаться со спуска накатом для экономии топлива не получится. Удобное управление обеспечено гидроусилителем руля.
Газ-66 самосвал имеет отличную балансировку: вся нагрузка распределена на обе оси одинаково. При прыжках с небольших трамплинов и возвышенности машина приземляется сразу на все колёса, поэтому её обширно применяют в военной отрасли.
Версии и применение в армии
Конструкция Газ-66 делает транспорт универсальным. Он передвигается по любым дорогам, может перевозить как простой груз, так и людей. На базе стандартной модификации было построено множество других: для строительной и военной отрасли. За всё время производства было выпущено около миллиона автомобилей.
Грузовику нашли применение в авиации: на некоторых аэродромах его используют для передвижения самолётов. На некоторых тяжёлых крейсерах его используют для транспортировки груза по кораблю. Главной особенностью является использование в авиации. Сбалансированный центр тяжести и приземление на все колёса сразу позволяют десантировать грузовик с самолёта на любую территорию.
В конструкцию стандартного транспорта были внесены изменения в 80-х годах. Тогда был улучшен двигатель, изменена тормозная система и установлена новая световая оптика. Первая партия обновлённых самосвалов сошла с конвейера в 1985 году. Производство было остановлено в 1999 году, но и по сей день совершается производство ограниченных партий по государственным заказам.
Какой можно сделать вывод?
Газ-66 — универсальный автомобиль, который может передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Грузовик можно использовать для транспортировки различных грузов и людей. В данный момент производство приостановлено, приобрести самосвал можно только на вторичном рынке. Цена колеблется в районе от 70 до 200 тысяч рублей.
Было время, когда числовые обозначения советских автомобилей были в основном двузначными или трёхзначными, и когда кто-либо говорил «сто тридцатый» или «сто пятьдесят седьмой», «полста третий» или «шестьдесят шестой» – всем было ясно, что речь идёт о грузовых машинах ЗИЛ-130, ЗИЛ-157,ГАЗ-66 и ГАЗ-53.
Вот и славное имя «ГАЗ шестьдесят шестой» (которое впоследствии слилось в просторечный акроним «шишига») до сих пор у водителей грузовиков со стажем вызывает ностальгию.
Неказистый с виду и, на первый взгляд, неуклюжий грузовой автомобиль был настоящим «монстром» по части проходимости. Хотя… слово «был» здесь вряд ли уместно, так как ГАЗ-66 всё ещё часто можно встретить на мыслимом и немыслимом бездорожье стран бывшего СССР и стран бывшего, так называемого, «советского пространства».
Водители-умельцы дорожат этой неприхотливой машиной, а некоторые всерьез считают, что ей нет альтернативы по проходимости. И во многом они правы…
Достаточно небольшая для грузовиков такого класса масса (3470 кг) и шины с возможностью автоматической регулировки давления позволяют уверенно двигаться и по внушительному снежному покрову и по зыбким заболоченным почвам, в которых завязнет любой другой грузовой автомобиль. Удачно расположенный центр тяжести машины и колёсная формула 4Х4 позволяют ГАЗ-66 преодолевать крутые подъёмы и двигаться по головокружительным склонам, а также эффективно форсировать бурные горные потоки.
Определяющую роль в фантастической проходимости ГАЗ-66 играют возможность самоблокировки дифференциалов и увеличенный клиренс (315 мм).
Прототипами появившихся в 1962 году первых ГАЗ-66 стали два грузовика: ГАЗ-62 и ГАЗ-63, и хотя «шестьдесят шестой» имел свою неповторимую внешность и присущие только ему технические характеристики – он взял всё самое лучшее от них.
Чтобы было нагляднее (в плане внедорожных способностей машины), вот парочка видео-роликов с участием ГАЗ-66 (так называемый «off-road тест-драйв»):
В 1964 году началось массовое производство этого, впоследствии ставшего легендарным, грузовика на автозаводе в городе Горьком.
Производились различные вариации ГАЗ-66, и для их различения к названию добавлялась буква или ещё две цифры:
- ГАЗ-66-05 оснащался лебёдкой и особой экранированной электропроводкой.
- ГАЗ-66Б стал модернизированной вариацией для десантирования с воздуха.
- Выпускалось шасси ГАЗ-66-31, которое использовалось для производства самосвала ГАЗ-САЗ-35-11 в Саранске.
- Особо грузоподъемные (3,5 тонн) автомобили с кабиной и трансмиссией ГАЗ-66, с платформой и скатами ГАЗ-53 (сдвоенные колёса сзади) в народе сразу же прозвали «гибридами».
- Выпускались и специальные «арктические варианты».
- Но наибольшее распространение получила базовая модернизированная модель ГАЗ-66-11 с грузоподъёмностью 2 тонны.
Коснулась ГАЗ-66 и «дизельная модернизация». Как известно, «дизель» более экономичен, надёжен и обладает более длительным ресурсом, чем двигатель карбюраторный. Поэтому уже в 90-е годы двадцатого столетия были выпущены две модификации, оснащенные «дизелем»: ГАЗ-66-41 и ГАЗ-66-40 («турбо-дизель»).
Автомобили семейства ГАЗ-66 широко использовались в тех областях народного хозяйства, где требовались мобильные, манёвренные и неприхотливые грузовые автомобили с высокой проходимостью. Такие качества особенно ценили геологи, и в открытии крупных месторождений различных руд и других полезных человеку природных богатств есть немалая заслуга «шестьдесят шестого» – первые разведывательные буровые установки, доставлявшиеся до особо неприступных залежей, базировались именно на нем. Завозилось на ГАЗ-66 и ценное геофизическое оборудование, и другие приборы, инструменты и материалы. Нефтяникам и газовикам Самотлора и других месторождений впору поставить «Шишиге» памятник «за неоценимую помощь в освоении недр России».
Долгое время различные модификации ГАЗ-66 поставлялись в Советскую (а затем и в Российскую) Армию. Но основное достоинство «Шишиги» – расположение мотора под кабиной, которое выгодно смещало его центр тяжести, стало для военных и основным его недостатком (т.к. при наезде автомобиля на мину – погибали водитель и пассажир, находящийся в кабине). Другими словами: если у (также имевшихся на вооружении) автомобилей ЗИЛ-131 и у «Уралов» выступающие вперёд передний мост и мотор выполняли функцию минного трала, то «шестьдесят шестой» был лишён этой защиты – именно поэтому ГАЗ-66, практически сразу после «поступления на службу», массово выводились из Афганистана и других мест – подвергаясь консервации на базах резерва военной техники.
Но техника не может стоять в «законсервированном виде» до бесконечности – происходит старение сальников, шин, лакокрасочного покрытия. Поэтому Министерством Обороны, в рамках «конверсионной программы», начиная с середины 90-х годов двадцатого века, наряду с другой демилитаризованной техникой, осуществляется продажа «с консервации» автомобилей ГАЗ-66 (особенно популярны у покупателей, так называемые, «кунги» – фургоны, в которых, в основном, базировались передвижные радиостанции).
В 2017 году такой фургон ГАЗ-66 «с консервации», можно купить по цене 300
400 тысяч рублей (в зависимости от степени его сохранности). Для бортового ГАЗ-66, сохранившегося до наших дней по этой же «конверсионной программе», цена сложилась в районе 280