Отзыв ГАЗ 53 (1954 г.)
ГАЗ 53
Сразу оговорюсь, что речь пойдет об автомобиле ГАЗ-51, просто в форме сайта такого автомобиля еще не было, когда писался этот отзыв.
Вполне объяснимо наше желание иметь больше комфорта, резвости, престижности и удобств в своем или желаемом, но пока еще не в своем автомобиле. Как огорчительно читать отзывы, в которых подмечаются такие досадные оплошности железного коня, как разница в цвете пистонов от обшивки, скрип тормозных колодок, не с первого раза запуск двигателя при температуре — 35 С.
Хочу немного утешить читателей и предложить чуть по-другому взглянуть на свой или пока еще не свой автомобиль. Ведь все познается в сравнении. Давайте перенесемся в 1980-й и посмотрим, чем занимались мальчики и девочки 9-10-х классов средней школы №1 родного города Дмитровска Орловской области. В те годы наша школа предлагала ученикам освоить автодело. Все было всерьез. Теория (устройство автомобиля, правила дорожного движения), практика, в том числе и по городу, и по проселку, и даже в зимнее время.
Учили нас на категорию «С», т.е. вождению грузовиков.
В парке школы было два автомобиля ГАЗ-52, один ГАЗ-51, Москвич-412 «каблучек», а потом еще появился автобус «Кубань».
Зима. Утро. Первый урок — автодело. Все занимались в классе, а счастливчик по графику — вместе с инструктором шел на вождение.
Итак, с чего начиналось действие. Ученик брал ведро и бежал в котельную за кипятком. Как вы уже догадались — во первых, тосол в то время был непозволительной роскошью для наших машин. Во вторых, без такого подогрева завести автомобиль было невозможно — аккумулятор был слаб, а масло хоть и зимнее — все равно густое. Инструктор за это время проводил подготовку: открывал капот, подкачивал насосом бензин, снимал крышку с радиатора, закрывал вентили слива системы охлаждения, инсталлировал «кривой стартер».
Для тех, кто не знает — это такая изогнутая железная рукоять для ручного вращения коленвала двигателя при запуске. После залива кипятка инструктор важно садился на водительское место и давал команду ученику на запуск. Вот тут очень годилась физическая сила — провернуть шестицилиндровый двигатель зимой на застывшем масле не всякому удавалось. Слабаки мучились и порой весь урок проходил в попытках запуска. Девушкам везло больше — инструктор сам брался за рукоять))). Но ответственность была выше — надо было педалью газа и ручкой воздушной заслонки не дать заглохнуть пробудившемуся от спячки двигателю, пока инструктор не добежит и не возьмет контроль педали на себя. Прогрев минут пять и в путь!
О чудо! На ГАЗ-51 была печка. Обдув лобового стекла хоть и был слабым, но небольшого оттаившего участка хватало, чтобы следить за дорогой, ну а водителю от волнения холодно не было.
Иногда в старых фильмах показывают шофера, энергично покачивающего рулевое колесо из стороны в сторону, хотя машина по сюжету едет прямо. Что это, вымысел? Совсем нет. Просто люфт в рулевом мог составлять 15-20 градусов, и чтобы поймать машину, нужно было быстро перемещать руль по зоне нечувствительности, вот отсюда такой киношный эффект!
Мало того, что тормоз срабатывал со второго нажатия педали, но еще нужна была сила, чтобы достичь желаемого замедления. В отдельных случаях приходилось даже немного привставать на втором качке и цепляясь крепко за руль, давить правой ногой побольше, чем своим весом. Частенько инструктор помогал — благо педали были сдвоенные, машина то учебная! Но все же срашновато было преодолевать крутые подъемы.
Синхронизаторов в коробке не было вовсе. Поэтому учились двойному выжиму сцепления при переходе на высшую и перегазовке при переключении вниз. Мало у кого получалось. Скрежет шестерен было слышно даже в классе. Жалко было инструктора. Я бы не выдержал на его месте такого издевательства над машиной.
Привод дворников был сломан, но можно было заменить этот привод рукой — благо для этого имелось уже приспособление — ручка на валу поводка, а поводок был не внизу, как на всех нынешних машинах, а сверху, в принципе — даже удобно, хотя не представляю, какая нужна ловкость, чтобы двигаться в сильный дождь.
Что можно еще сказать про наш автопарк и конкретно про ГАЗ-51? А то, что он каждую осень выполнял боевую задачу — доставлял школьников на колхозные поля для сбора урожая-картофеля. И прекрасно с этим справлялся. По бортам были лавочки, однако весь класс на них не помещался, и добрая половина просто садилась на ведра посреди кузова. Водитель, он же инструктор (помню только отчество — Захарович) вез очень аккуратно.
Несмотря на столь разительное отличие автомобилей того времени от современных по уровню безопасности — за всю историю автодела в нашей школе не было ни одного несчастного случая или аварии.
А теперь посмотрите внимательно на свой автомобиль. Правда, он неплох?!
Методическая разработка урока производственного обучения на тему «Вождение автомобиля ГАЗ-53»
Қазақстнан Республикасының білім және ғылым министірлігі
«Сарыкол агробизнес және құқық колледжі» КМҚК.
Министерство образования и науки Республика Казахстан
КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права».
Өндірістік оқыту сабағының
урока производственного обучения
Тема: Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке
По специальности: 1510000 «Техническое обслуживание и ремонт в с/х»
Мастер производственного обучения: Павлютин А.Г.
1. Основные задачи мастера производственного обучения.
2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.
3. Содержание обучения индивидуальному вождению.
В условиях перехода страны на рыночную экономику успеха, добиваются те отрасли народного хозяйства, где упор делается на качество производимой продукции, что делает ее конкурентно способной как внутреннем рынке, так и на международном. Поэтому основным направлением в районе профессионально-технических учебных заведений является обеспечение качества подготовки квалифицированных рабочих. Только при условии успешной реализации этой проблемы возможно дальнейшее их укрепление и развитие.
На реализацию проблемы качества подготовки квалифицированных рабочих оказывают влияние значительное количество факторов и условий, определяющим из которых является уровень постановки учебного процесса, на службу которому фактически и работают все звенья современного профессионально-технического учебного заведения. Только при условии высокого качества учебного процесса, прежде всего процесса производственного обучения, возможна качественная подготовка квалифицированных рабочих.
Эффективность процесса производственного обучения в решающей степени определяется уровнем профессионального мастерства мастера производственного обучения, являющегося основным учителем профессии будущих квалифицированных рабочих.
Процесс подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах включает две относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение.
Теоретическое обучение включает изучение учащимися общеобразовательных, общественных, общетехнических и специальных предметов. Оно имеет целью сформулировать у учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и для дальнейшего повышения производственной квалификации.
Основная цель общетехнических предметов – изучение принципов, лежащих в основе работы различных систем и механизмов изучаемых машин; свойств основных материалов, правила технического обслуживания и эксплуатации изучаемых машин.
Цель изучения специальных предметов – приобретение учащимися знаний применительно к определенной профессии. Их изучение способствует формированию у учащихся способности решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии.
Специальные предметы по содержанию и месту в учебном процессе тесно связаны с производственным обучением. Изучение их спланировано таким образом, чтобы учащиеся проходили производственное обучение, имея необходимые теоретические знания, т.е. чтобы теория опережала практику.
Основное назначение производственного обучения – подготовить учащихся – будущих квалифицированных рабочих – к непосредственному осуществлению деятельности в области определенной профессии, сформировать необходимые профессиональные учения и навыки.
Процесс производственного обучения происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Практически умения и навыки формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.
Специфической особенность процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях (учебные мастерские, учебные лаборатории, тренажеры, полигоны и т.д.) и в реальных дорожных условиях, применительно к той профессии, которой я обучаю.
1. Основные задачи мастера производственного обучения.
Деятельность мастера производственного обучения, как инженерно-педагогического работника профессионально-технического училища направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий «С» и «В». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД), 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе ВАД является водитель.
Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС). Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования ДТС, принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени.
Безопасность вождения автомобиля в различных дорожных условиях может быть достигнута при условии правильного использования его основных эксплуатационных свойств, которые непосредственно связаны с движением и в той или иной степени определяют закономерности этого движения. К таким основным эксплуатационным свойствам автомобиля относятся: динамичность, устойчивость, проходимость, управляемость, плавность хода, топливная экономичность. Перечисленные свойства могут по разному проявляться в зависимости от сочетания дорожных, климатических и других факторов, определяющих в совокупности условия эксплуатации автомобиля.
Главными факторами, которые могут значительно изменить эксплуатационные свойства автомобиля, являются: его техническое состояние, окружающие дорожные и климатические условия, в которых используется автомобиль, опыт и квалификация водителя. Профессиональные навыки и субъективные особенности каждого человека, управляющего автомобилем, имеют решающее значение в безопасном использовании всех возможностей автомобиля. Для предотвращения ДТТ следует больше внимания уделять качеству подготовки водителей, повышению профессиональных навыков вождения, научить водителей мастерски управлять автомобилем в различных условиях дорожной обстановки, усилить контроль за качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их техническое стояние при выходе в рейс и по возвращению в парк.
Вместе с тем безопасность движения следует рассматривать не как самоцель, а в неразрывной связи с наиболее полным и эффективным использованием эксплуатационных свойств автомобиля. В связи с этим водителю необходимо знать основные теоретические положения автомобиля (действие внешних сил на автомобиль при заносе, торможении, преодолении крупных подъемов, спусков и т.п.), а также иметь твердые практические навыки в грамотном правлении автомобилем в различных дорожно-климатических условиях и наиболее рациональным использованием его эксплуатационных возможностей.
Грамотные водители своим мастерством вождения и добросовестным отношением
к автомобилю добиваются безопасного вождения, повышенных межремонтных пробегов,
значительной экономии горючего, смазочных и эксплуатационных материалов, а также увеличения срока службы шин, аккумуляторных батарей. Опыт работы показывает, что постоянная техническая исправность, безотказная и безопасная работа автомобиля в различных климатических и дорожных условиях обеспечиваются качественной проверкой его технического состояния и своевременным устранением обнаруженных неисправностей. В своей практике обучения будущих водителей большое внимание уделяю такому вопросу, как (внимание) подготовка автомобиля эксплуатации. При этом стараюсь использовать теоретические знания, полученные ими в процессе
изучения предметов «Эксплуатация автомобилей» и «Устройство тракторов и автомобилей», применительно к конкретной марке автомобиля ГАЗ 53А, который я использую для обучения. Перечень операция для подготовки автомобиля представляю в форме таблицы.
2. Подготовка автомобиля к эксплуатации.
Ежедневное техническое обслуживание:
а) мойка автомобиля
б) проверочно-крепежные работы
в) регулировочные и заправочные работы
1. Внимательно осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии повреждений, …… топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей.
2. Протереть номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации.
3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг.сошки рулевого механизма, свободный ход рулевого колеса.
4. Проверить давление воздуха в шинах колес и их крепление.
5. Проверить заправку двигателя охлаждающей жидкость.и маслом, наличие топлива в баках, при необходимости дозаправить до нормы.
6. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях.
7. Проверить свободный ход педалей сцепления и тормоза, уровень тормозной жидкости в накопительных бачках главных цилиндров привода сцепления и тормозов.
8. Пустить двигатель, прослушать его работу на разных режимах и убедиться в отсутствии перебоев стуков, ненормальных шумов, течки масла, охлаждающей жидкости, топлива.
9. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового стекла.
10. Проверить на ходу работу сцепления, рабочей и стояночной тормозных систем, коробки передач и раздаточной коробки, рулевого управления.
11. Проверить комплектность водительского инструмента.
Проверка автомобиля в движении.
Убедиться в исправной работе всех систем и механизмов автомобиля после их окончательного прогрева до рабочей температуры.
3. Содержание обучения индивидуальному вождению.
В нашем колледже проводится подготовка водителей по программе «С». При этом для групп водителей с 4-х месячным сроком обучения программа предусматривает 20 часов индивидуального вождения на каждого ученика, а в группах с 3-х годичным сроком обучения – 10 часов. В связи с этим подходом к обучению вождению должен быть дифференцированным, т.е. необходимо учитывать: имеет ученик навыки управления транспортными средствами, или обучение начинать с элементарных операций. Но в любом случае в процессе обучения считаю необходимым отрабатывать следующие разделы:
1. Посадка водителя за рулем.
2. Приемы действия органами управления.
3. Пуск и остановка двигателя.
4. Меры безопасности при пуске двигателя.
5. Трогание с места и переключение передач.
6. Движение на поворотах и разворотах.
7. Остановка автомобиля и стоянка.
8. Скорость движения и дистанция.
9. Движение в ограниченных проездах.
10. Обгон и встречный разъезд.
11. Вождение на улицах с небольшим движением.
12. Вождение на улицах с интенсивным движением.
13. Движение на площади.
14. Движение на автомагистралях.
15. Проезд железнодорожных переездов.
Правильна посадка водителя за рулем имеет важное значение для безаварийной работы. При правильной посадке обеспечивается хороший обзор дороги, удобство пользования органами управления, наименьшая утомляемость водителя. Для этой цели к конструкции отечественных автомобилей предусмотрены регулировки сиденья водителя, как по высоте, так и по наклону спинки передних сидений и по расстоянию от органов управления, а также регулировки положения зеркал заднего вида.
При отработке второго раздела применяю индивидуальный подход к каждому ученику. Учащиеся с 3-х годичным сроком обучения уже имеют предварительные навыки управления тракторами и комбайнами, и в основном обучены правилам управления педалями сцепления, тормоза и подачи топлива. Поэтому обучение этого контингента учащихся сводится к знакомству с органами управления автомобиля ГАЗ и контрольными приборами, средствами сигнализации. При обучении водителей с 4-х месячным сроком обучения приходится больше внимания и времени уделять правильному выполнению приемов правильному управлению автомобилем. При этом стараюсь использовать знания, которые учащиеся получили в процессе изучения теоретического курса. Такой подход побуждает учащихся к добросовестному изучению специальных предметов, так как они убеждаются во взаимосвязи теории с практикой.
Действия водителей при пуске и остановке карбюраторного двигателя различаются в зависимости от температуры окружающей среды (воздуха). Используя теоретические знания учащихся, выясняю факторы, которые необходимо учитывать при пуске двигателя в холодное время года. А затем практически на автомобиле показываю действия водителя, облегчающие запуск двигателя. Обращаю внимание учащихся на то, что правильный запуск двигателя и подготовке автомобиля к движению значительно увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Трогание с места отрабатываю ни на ровной дороге, так и на подъеме. При этом обращаю внимание ученика на то, что при трогании с места следует обязательно уступить дорогу любому другому уже движущемуся транспортному средству, не создавая ему помех. Чтобы выработать правильные приемы пользования
коробкой передач и раздаточной коробки, необходимо иметь четкое представление о явлениях, происходящих в них. Правильное переключение передачи зависит от выбора передачи, соответствующей условиям движения и умения в необходимый момент ее легко и бесшумно включить. Отработка переключения передач проводится в двух направлениях: с низшей на высшую и наоборот. Обращаю внимание учащихся на то, что не следует прикладывать к рычагу переключения больших усилий, а также переключаться рывком. Правильные действия при переключении значительно продлевают срок службы трансмиссии.
Водителю как-то приходится изменять направление движения автомобиля. Поэтому для обеспечения требуемой безопасности необходимо усвоить основные приемы выполнения различных поворотов и разворотов. При повороте автомобиля в любых условиях требуется повышенная осмотрительность, осторожность и постоянное наблюдение за дорогой в направлении намечаемого движения и сзади с обязательным использованием зеркал заднего вида. Разворот рекомендую производить по возможности без применения заднего хода. Если ширина проезжей части недостаточна и развернуться за один маневр не удается, разворот выполняется в несколько приемов.
Остановка и стоянка автомобиля производится в соответствии с правилами дорожного движения. Приучаю учащихся к правильным действиям после остановка: перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Затянуть ручкой тормоз и включить указатель поворота и зажигание. Для надежности закрепления автомобиля, но стоянке включить первую передачу или передачу заднего хода, а в темное время суток, при плохой видимости включить габаритные или стояночные огни. Скорость движения автомобиля выбирается водителем от вида, ширины и состояния проезжей части, интенсивности движения, метеорологических условий, наличие пешеходов на проезжей части или около, перевозимого груза, технического состояния автомобиля. Одним из главных качеств водителя считаю умение выбирать необходимую скорость движения в соответствии с дорожными условиями. Поэтому при отработке большинства упражнений фиксирую внимание учащегося на выборе скорости и соблюдении дистанции, особенно при движении по дорогам с большой интенсивностью.
Такой раздел, как движение в ограниченных проездах, отрабатываю на автодроме. Постепенно усложняю задание, добиваясь, чтобы ученик мог выезжать из ворот передним и задним ходом с последующим разворотом.
Обгон является наиболее сложным и опасным маневром. Безопасный обгон требует от водителя хорошего газометра, умного расчета и строгого выполнения правил обгона. Особенно опасен обгон на дорогах с небольшой шириной проезжей части, когда для его выполнения приходится выезжать на встречную полосу, что может помешать нормальному встречному движению.
К отработке этого задания приступаю, убедившись в том, что ученик грамотно ведет автомобиль по прямой, правильно маневрирует, не глядя на рычаги управления, умело и вовремя включает и выключает сигналы поворота. Имеет некоторые особенности и встречный разъезд.
При встречном разъезде водитель должен перестроиться вправо настолько, насколько это позволяет ширина проезжей части, наличие других участников движения. Если встречный разъезд затруднен, водитель на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.
После усвоения учащимся правил движения по дороге перехожу к вождению с различной интенсивностью движения. В основном использую вождение по улицам р.п. Шилово. На этом этапе обучения включаю и такие элементы, как движение на площади и проезд железнодорожных переездов. При отработке этих элементов требую от учащихся четких знаний по правилам дорожного движения и грамотного их использование в практическом вождении. Выполнение всех перечисленных разделов обучения позволяет готовить водителей, способных к самостоятельной работе после окончания техникума. Программа обучения индивидуальному вождению предусматривает 23 упражнения. На вождение легкового автомобиля отводится 20 часов. Как правило, учащиеся приступают к вождению легкового автомобиля после того, как получили определенные навыки вождения грузового автомобиля. Для этого составляется график выхода учащихся на учебное вождение, в котором предусмотрена эта последовательность.
На заседании методической комиссии принято решение: из 23-х упражнений, предусмотренных программой, на легковом автомобиле отрабатывать основных 6 упражнений.
Для этого составляю тематический план на 6 основных упражнений (Приложение №1)
На каждое упражнение составляю поурочный план.
В качестве примера предлагаю развернутый план урока по отработке упражнения №7.