Газ 50 боевая машина пехоты
Колёсная боевая машина пехоты ГАЗ-50 была создана в 1971 году в КБ Горьковского автозавода на базе узлов и агрегатов бронетранспортера БТР-60ПБ (ГАЗ-49). Единственный опытный образец БМП проходил испытания, но в серию так и не пошел, зато его развитие – бронетранспортер БТР-70 (ГАЗ-4905), принятый на вооружение в 1972 г. и запущенный в серию в 1976 году стал широко известной машиной.
Закрытый корпус БМП ГАЗ-50 сварен из катаных бронелистов и герметизирован. В его передней части размещены сиденья водителя (слева) и командира (справа) с индивидуальными люками в крыше. Каждый имеет для обзора окно, закрывающееся бронезаслонкой, а также перископические приборы наблюдения ТНП-Б (по 4). У командира предусматривался дневной прибор наблюдения ТПКУ-2Б. Позади отделения управления находится боевое. Оно полностью идентично БМП-1. В одноместной башне кругового вращения установлена 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 с автоматом заряжания на 40 выстрелов, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ и пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка» (боекомплект 4 ракеты). На крыше башни расположен люк стрелка-оператора, комбинированный (дневной и пассивный ночной каналы) перископический прицел и приборы наблюдения. Десантное отделение расположено сразу за боевым отделением, в нем параллельно бортам машины установлены два сиденья для шести человек десанта. В отличие от базового БТР-60ПБ, пехотинцы-десантники сидят лицом к бортам, что значительно облегчает стрельбу через амбразуры, которых в бортах имеется 6 штук (по три справа и слева). Еще один лючок для стрельбы из личного оружия установлен в носовой части справа (у командира). Для входа и выхода десанта используются два люка в нижней части бортов между передней и задней парами колес, а также два – в крыше корпуса. Там же установлены по одному перископу. В десантном отделении предусмотрены места для крепления РПГ-7 и ПЗРК «Стрела-2М» с боекомплектом.
Силовая установка с двумя двигателями смонтирована в кормовой части корпуса. Новые, более современные и мощные по сравнению с БТР-60ПБ V-образные 8-цилиндровые карбюраторные двигатели ГАЗ-49Б (ЗМЗ-4905) мощностью по 115. 120 л.с. обеспечивают скорость по шоссе до 80 км/ч.Введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых, а также смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с рабочего места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя быстро отключить его и работать только на другом – исправном. Имеются два электрогенератора. Топливные баки в МТО размещены в изолированных отсеках, что значительно снижало пожароопасность. Для движения по воде используется двухступенчатый водометный движитель, использующий коробку отбора мощности. Колесные шины – бескамерные, сверхнизкого давления с внутренней системой централизованной подкачки. Подвеска колес индивидуальная торсионная с гидравлическими двухступенчатыми амортизаторами.
На БМП применена автоматическая система защиты от оружия массового поражения. При ее срабатывании герметизируются все уплотнения, жалюзи автоматически закрываются и двигатели машины останавливаются.
Сейчас колёсная БМП ГАЗ-50 экспонируется в музее бронетехники в Кубинке.
ГАЗ-50 | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Боевая машина пехоты | ||||||||||||||
Боевая масса, т | 13,0 | ||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||
Десант, чел. | 8 | ||||||||||||||
История | |||||||||||||||
Разработчик | ГАЗ | ||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||
Годы производства | 1971 | ||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 1 | ||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7465 | ||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2800 | ||||||||||||||
Высота, мм | 2142 | ||||||||||||||
База, мм | 4400 | ||||||||||||||
Колея, мм | 2380 | ||||||||||||||
Клиренс, мм | 475 | ||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||
Тип брони | противопульная | ||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 6..10 | ||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | до 26 | ||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 73-мм 2А28 «Гром» | ||||||||||||||
Тип пушки | гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт | ||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 29 | ||||||||||||||
Боекомплект пушки | 40 | ||||||||||||||
Углы ВН, град. | -4..+30 | ||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | до 4,4 | ||||||||||||||
Прицелы | 1ПН22М1, ТПКУ-2Б | ||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||
Другое вооружение | ПУ ПТУР 9М14М «Малютка» | ||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 2 х 120 | ||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 80 | ||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10 на плаву | ||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 700 | ||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,2 | ||||||||||||||
Колёсная формула | 8×8 | ||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,05..2,21 | ||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 | ||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2 | ||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает |
ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода. Серийно не производилась.
Содержание
История создания
БМП ГАЗ-50 разработана в 1971 году в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода. За базу был взят бронетранспортёр БТР-60ПБ (ГАЗ-49). Испытания опытный образец прошёл, но на вооружение принят не был, однако впоследствии на базе ГАЗ-50 быз создан бронетранспортёр БТР-70 [1] .
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Корпус и башня сварены из броневых катаных стальных листов и обеспечивают противопульное бронирование. В корме размещена силовая установка. В башне размещено боевое отделение и вооружение. Через люки в бортах обеспечивается выход десанта [2] .
В передней части корпуса размещены места водителя и командира. Над которыми имеются индивидуальные люки для выхода экипажа из машины [1] .
Вооружение
Основным вооружением являлся гладкоствольный 73-мм гранатомёт 2А28 «Гром». Боекомплект составлял 40 выстрелов [2] .
С основным орудием был спарен танковый вариант 7,62-мм пулемёта Калашникова (ПКТ). Возимый боекомплект составлял 2000 патронов [2] .
Для борьбы с танками на машине была установлена пусковая установка противотанковой управляемой ракеты 9М14М «Малютка». Возимый боекомплект составлял 4 ракеты [2] .
Ходовая часть
Для движения используются водомёты [1] .
Машины на базе
БТР-70 — советский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях применения оружия массового поражения.
Сохранившиеся экземпляры
На данный момент (2010 год) сохранившийся экземпляр находится в Танковом музее в городе Кубинка. [3]
Примечания
- ↑ 123Боевая машина пехоты «ГАЗ-50» (рус.) . Архивировано из первоисточника 21 июня 2012.Проверено 18 февраля 2012.
- ↑ 1234А.В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 135
- ↑Боевая машина пехоты «ГАЗ-50» в музее г. Кубинка
Литература
- А.В.Карпенко Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 480 с. — 10 000 экз.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «ГАЗ-50» в других словарях:
ГАЗ-21 — ГАЗ 21 … Википедия
ГАЗ-53 — ГАЗ 53 … Википедия
ГАЗ-69 — ГАЗ 69А … Википедия
ГАЗ-51 — ГАЗ 51 … Википедия
ГАЗ-А — ГАЗ А … Википедия
ГАЗ-24-10 — «Волга» … Википедия
ГАЗ-АА — ГАЗ АА … Википедия
ГАЗ-66 — ГАЗ 66 … Википедия
ГАЗ-ММ — ГАЗ ММ … Википедия
ГАЗ-63 — «ГАЗ 63» … Википедия
ГАЗ-64 — «ГАЗ 64» … Википедия