Особенности конструкции системы управления двигателем ГАЗ-31105 2004 — 2009
Двигатель оборудован микропроцессорной системой управления, которая объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания и зажигания.
Управляет обеими подсистемами в комплексе электронный блок управления (ЭБУ), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы.
На схеме комплексной микропроцессорной системы управления двигателем (КМСУД) показаны:
1. Датчик синхронизации (датчик частоты вращения и положения коленвала)
2. Датчик положения дроссельной заслонки
3. Дроссельный узел
4. Датчик массового расхода воздуха
5. Воздушный фильтр
6. Форсунка
7. Топливная рампа
8. Форсунка
9. Регулятор холостого хода
10. Датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе
11. Колодка диагностического разъема
12. Главное реле системы управления двигателем
13. Реле топливного насоса
14. Шпилька впусного насоса, к которой крепится наконечник проводов «массы»
15. Электронный блок управления двигателем
16. Регулятор давления топлива
17. Датчик детонации
18. Катушки зажигания
19. Контрольная лампа СУД
20. Топливный модуль
21. Топливный фильтр
22. Датчик фазы (датчик положения распредвала)
23. Наконечники высоковольтных проводов
24. Датчик температуры охлаждающей жидкости
25. Шкив коленвала (диск синхронизации)
Автомобиль оснащен системой управления двигателем (СУД) с распределенным впрыском топлива, которая
- управляет электропитанием топливного насоса;
- управляет подачей топлива в каждый цилиндр;
- обеспечивает искрообразование на свечах и корректирует угол опережения зажигания, гарантируя бездетонационную работу двигателя;
- управляет подачей воздуха при пуске, прогреве двигателя, на холостом ходу и в режиме торможения двигателем.
Система состоит из электронного блока управления (ЭБУ), соединенного жгутом проводов с датчиками и исполнительными устройствами.
Электронный блок управления (ЭБУ) — это специализированный компьютер, который считывает информацию с датчиков системы и управляет работой двигателя с помощью исполнительных устройств.
Датчик положения распредвала (датчик фазы) установлен в торцевой части ГБЦ (головки блока цилиндров) возле четвертого цилиндра над выпускным коллектором. Он сообщает двигателю информацию о моменте нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия. При выходе из строя датчика подача топлива во все цилиндры происходит одновременно по аварийному (резервному) режиму работы СУД. При этом загорается лампа сигнализатора на панели приборов.
Датчик массового расхода воздуха — расходомер с чувствительным пленочным элементом, установлен во впускной системе после воздушного фильтра. На основании его показаний ЭБУ определяет количество воздуха, поступающего в цицилиндры во время работы двигателя, и соответственно корректирует работу двигателя. При его отказе СУд переводит двигатель в резервный режим работы.
Датчик положения дроссельной заслонки — закрепленный на стенке дроссельной заслонки спаренный потенциометр, он информирует ЭБУ о величине угла поворота дроссельной заслонки.
Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на ьлоке цилиндров двигателя под патрубком четвертого цилиндра впускного трубопровода, он воспринимает вибрации стенки блока цилиндров, вызванные ударными волнами, образующимися при детонации топлива в цилиндрах, и посылает в ЭБУ сигналы переменного напряжения. При выходе датчика из строя ЭБУ переходит в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания.
Датчик температуры — полупроводниковый прибор, меняющий свое сопротивление в зависимости от температуры. В системе установлены два одинаковых датчика 19.3828, которые измеряют температуру воздуха во впускном тракте и температуру жидкости в системе охлаждения. По показаниям этих датчиков корректируются подача топлива в цилиндры и угол опережения зажигания.
Катушка зажигания — двухвыводная модели 3012.3705 или 406.3705. Это трансформатор, преобразующий импульсы низкого напряжения, поступающие от блока управления, в высоковольтное напряжение на вторичной обмотке катушки. При работе со свечами с недопустимо большими зазорами или зазорами в местах соединения высоковольтных проводов происходит перегрев или межвитковое замыкание в катушке вследствие термического разрушения изоляции.
Несправности в системе управления двигателем отображаются с помощью диагностических кодов.
Особенности конструкции системы управления двигателем ГАЗ-31105 2004 — 2009
Двигатель оборудован микропроцессорной системой управления, которая объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания и зажигания.
Управляет обеими подсистемами в комплексе электронный блок управления (ЭБУ), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы.
На схеме комплексной микропроцессорной системы управления двигателем (КМСУД) показаны:
1. Датчик синхронизации (датчик частоты вращения и положения коленвала)
2. Датчик положения дроссельной заслонки
3. Дроссельный узел
4. Датчик массового расхода воздуха
5. Воздушный фильтр
6. Форсунка
7. Топливная рампа
8. Форсунка
9. Регулятор холостого хода
10. Датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе
11. Колодка диагностического разъема
12. Главное реле системы управления двигателем
13. Реле топливного насоса
14. Шпилька впусного насоса, к которой крепится наконечник проводов «массы»
15. Электронный блок управления двигателем
16. Регулятор давления топлива
17. Датчик детонации
18. Катушки зажигания
19. Контрольная лампа СУД
20. Топливный модуль
21. Топливный фильтр
22. Датчик фазы (датчик положения распредвала)
23. Наконечники высоковольтных проводов
24. Датчик температуры охлаждающей жидкости
25. Шкив коленвала (диск синхронизации)
Автомобиль оснащен системой управления двигателем (СУД) с распределенным впрыском топлива, которая
- управляет электропитанием топливного насоса;
- управляет подачей топлива в каждый цилиндр;
- обеспечивает искрообразование на свечах и корректирует угол опережения зажигания, гарантируя бездетонационную работу двигателя;
- управляет подачей воздуха при пуске, прогреве двигателя, на холостом ходу и в режиме торможения двигателем.
Система состоит из электронного блока управления (ЭБУ), соединенного жгутом проводов с датчиками и исполнительными устройствами.
Электронный блок управления (ЭБУ) — это специализированный компьютер, который считывает информацию с датчиков системы и управляет работой двигателя с помощью исполнительных устройств.
Датчик положения распредвала (датчик фазы) установлен в торцевой части ГБЦ (головки блока цилиндров) возле четвертого цилиндра над выпускным коллектором. Он сообщает двигателю информацию о моменте нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия. При выходе из строя датчика подача топлива во все цилиндры происходит одновременно по аварийному (резервному) режиму работы СУД. При этом загорается лампа сигнализатора на панели приборов.
Датчик массового расхода воздуха — расходомер с чувствительным пленочным элементом, установлен во впускной системе после воздушного фильтра. На основании его показаний ЭБУ определяет количество воздуха, поступающего в цицилиндры во время работы двигателя, и соответственно корректирует работу двигателя. При его отказе СУд переводит двигатель в резервный режим работы.
Датчик положения дроссельной заслонки — закрепленный на стенке дроссельной заслонки спаренный потенциометр, он информирует ЭБУ о величине угла поворота дроссельной заслонки.
Датчик детонации пьезоэлектрического типа установлен на ьлоке цилиндров двигателя под патрубком четвертого цилиндра впускного трубопровода, он воспринимает вибрации стенки блока цилиндров, вызванные ударными волнами, образующимися при детонации топлива в цилиндрах, и посылает в ЭБУ сигналы переменного напряжения. При выходе датчика из строя ЭБУ переходит в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания.
Датчик температуры — полупроводниковый прибор, меняющий свое сопротивление в зависимости от температуры. В системе установлены два одинаковых датчика 19.3828, которые измеряют температуру воздуха во впускном тракте и температуру жидкости в системе охлаждения. По показаниям этих датчиков корректируются подача топлива в цилиндры и угол опережения зажигания.
Катушка зажигания — двухвыводная модели 3012.3705 или 406.3705. Это трансформатор, преобразующий импульсы низкого напряжения, поступающие от блока управления, в высоковольтное напряжение на вторичной обмотке катушки. При работе со свечами с недопустимо большими зазорами или зазорами в местах соединения высоковольтных проводов происходит перегрев или межвитковое замыкание в катушке вследствие термического разрушения изоляции.
Несправности в системе управления двигателем отображаются с помощью диагностических кодов.
Неисправности системы управления двигателем Волга 31105 2004-2009
В блоке управления имеется режим самодиагностики, с помощью которого можно определить неисправности в системе.
Если блок управления в режиме самодиагностики не может определить неисправность, то следует пользоваться специальным прибором DST-2. При этом необходимо руководствоваться инструкцией, прилагаемой к прибору. Блок управления в режиме самодиагностики выдает световые коды на контрольную лампу в комбинации приборов. Каждой неисправности присвоен свой цифровой код. Цифровой код определяют по числу включений контрольной лампы. Сначала считают число включений лампы для определения первой цифры кода (например, цифра 1 – одно короткое включение 0,5 с, цифра 2 – два коротких включения). Затем идет пауза 1,5 с. После нее считают число включений для определения второй цифры кода, затем третьей, после чего идет пауза в 4 с, определяющая конец кода. Если код трехзначный, то первая цифра высвечивается длительностью 1 с.
1. Включите зажигание. Контрольная лампа должна загореться на 0,5 с и погаснуть, если система самодиагностики не обнаружила неисправность. Таким образом определяется исправность и самой контрольной лампы.
2. Если в системе есть неисправность, лампа может гореть постоянно, либо только при работающем двигателе. В любом случае необходимо провести диагностику и техническое обслуживание системы управления двигателем.
3. Выключите зажигание.
4. Для перевода блока управления в режим самодиагностики:
– отключите аккумуляторную батарею на 10–15 с и вновь подключите;
– пустите двигатель и дайте ему поработать 30–60 с на холостом ходу;
Рис. 9.4. Диагностический разъем: 1 – розетка; 2 – дополнительный провод
– откройте крышку диагностического разъема и отдельным проводом соедините выводы 10 и 12 разъема согласно рис. 9.4.
Разъем установлен в моторном отсеке на щите передка с правой стороны, на кронштейне, общем для реле системы управления и реле топливного насоса.
5. После перевода блока управления в режим самодиагностики контрольная лампа должна высветить код 12 три раза, что свидетельствует о начале работы режима самодиагностики. Следующие коды будут отображать имеющуюся неисправность или несколько неисправностей. Каждый код повторяется трижды.
После индикации всех кодов имеющихся неисправностей трижды высвечивается код 12 и индикация кодов повторяется. Если блок управления не может определить неисправность или неисправностей нет, то высвечивается код 12.
Основные коды неисправностей приведены в табл. 9.3
Хранящиеся в памяти коды неисправностей можно удалить при снятии клеммы » массы » аккумулятора на время более 10 с. Необходимо следить за тем, чтобы зажигание было выключенным во избежание повреждения электронного блока. Кроме того, в списке однократных неисправностей будет некоторое время сохраняться код 62 – ошибка ОЗУ.
Необходимо учесть, что при отключении аккумулятора накопленная в оперативной памяти информация о состоянии двигателя стирается и при первом пуске двигатель может работать неудовлетворительно. Для адаптации системы управления, пустив двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу не менее 1 мин, а затем прогрейте двигатель до рабочей температуры и проедьте на автомобиле не менее 1 км в режиме частичной нагрузки.