- ГАЗ 3102
- ГАЗ 3102 — фото 1
- ГАЗ 3102 — фото 2
- ГАЗ 3102 — фото 3
- ГАЗ 3102 — фото 4
- ГАЗ 3102 — фото 5
- Технические характеристики ГАЗ 3102
- Модификации ГАЗ 3102
- ГАЗ 3102 2.3 MT
- ГАЗ 3102 2.4 MT
- Одноклассники ГАЗ 3102 по цене
- Отзывы владельцев ГАЗ 3102
- Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102
- Волга для избранных
ГАЗ 3102
ГАЗ 3102 — фото 1
ГАЗ 3102 — фото 2
ГАЗ 3102 — фото 3
ГАЗ 3102 — фото 4
ГАЗ 3102 — фото 5
Технические характеристики ГАЗ 3102
Модельный год | 1982 |
Тип кузова | Седан |
Длина, мм | 4960 |
Ширина, мм | 1800 |
Высота, мм | 1422 |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Объем багажника, л | 500 |
Страна сборки | Россия |
Модификации ГАЗ 3102
ГАЗ 3102 2.3 MT
Максимальная скорость, км/ч | 163 |
Время разгона до 100 км/ч, сек | 14.5 |
Двигатель | Бензиновый |
Рабочий объем, см 3 | 2300 |
Мощность, л.с. / оборотах | 130 |
Момент, Н·м / оборотах | 186/4000 |
Расход комби, л на 100 км | 11.7 |
Тип коробки передач | Механическая, 5 передач |
Привод | Задний |
Показать все характеристики |
ГАЗ 3102 2.4 MT
Максимальная скорость, км/ч | 178 |
Время разгона до 100 км/ч, сек | 13.5 |
Двигатель | Бензиновый |
Рабочий объем, см 3 | 2429 |
Мощность, л.с. / оборотах | 137 |
Момент, Н·м / оборотах | 225/4000 |
Расход комби, л на 100 км | 12.0 |
Тип коробки передач | Механическая, 5 передач |
Привод | Задний |
Показать все характеристики |
Одноклассники ГАЗ 3102 по цене
К сожалению, у этой модели нет одноклассников.
Отзывы владельцев ГАЗ 3102
ГАЗ 3102, 2001 г
Что сказать о ГАЗ 3102 «Волга»? Сравнивать мне не с чем – начинал я на карбюраторных «Волгах», сейчас часто катаюсь на VW Golf III, который используется в качестве второй машины в семье. Внешность у ГАЗ-3102 на любителя – машина выпускается уже 25 лет и сейчас смотрится архаично. Не могу не отметить практичные бампера и вместительный багажник. Коррозийная устойчивость средняя – сама по себе ржавчина пока нигде не вылезает (краска на машине родная), но вот в местах сколов образуется весьма быстро. Инжекторный двигатель ГАЗ 3102 делает машину довольно резвой. В кресло при разгоне не вжимает, но крайней мере, в городском потоке чувствуешь себя адекватно. «Волга» однозначно динамичнее ВАЗов с карбюраторными моторами или 8-клапанными инжекторами и немного проигрывает 16-клапанникам. Разумеется, хорошим иномаркам «Волга» не конкурент. Часто приходится слышать, что динамику портит коробка с короткими «грузовыми» передачами. Это отчасти так, к КПП нужно приноровиться, но есть и свои плюсы – в частности, разгон ГАЗ 3102 совершенно не зависит от нагрузки, и с полным салоном вещей и пассажиров она остается такой же резвой. Максимально разгонял я машину до 140 км в час, дать больше пока не было случая. Расход бензина сильно зависит от стиля вождения. Если ездить спокойно – 11-12 литров А-92 на 100 км в городе по пробкам. Если динамично, как я – выходит 15-16 литров. За городом специально не замерял, по ощущениям – значительно меньше 10. Управляемость неплохая – на 130 км в час машина идет уверенно и ровно, да к тому же еще и тихо, так что пассажиры в салоне поначалу не верят, что мы движемся на такой скорости (спидометр не врет – проверяли по радару). Архаичная, но удивительно надежная подвеска позволяет не замечать выбоины и трамвайные рельсы и обеспечивает неплохую проходимость. Правда, крены в поворотах серьезные – на резких виражах приходится основное внимание уделять тому, чтобы не вылететь из кресла. Боковая поддержка, кстати, у кресел «никакая», зато есть поясничная – что для меня с моим остеохондрозом критически важно. Мой друг вообще садится в «Волгу» снимать боль в спине. Радиус разворота не очень велик для машины таких размеров. Плюс машины – неугоняемость. Оставляю где попало с легким сердцем.
Достоинства : дешевизна машины и обслуживания. Надежность. Неугоняемость. Комфорт. Проходимость.
Недостатки : посредственная коррозийная устойчивость. Сильные крены в поворотах.
ГАЗ 3102, 1997 г
Это автомобиль — флагман отечественного автомобилестроения. Если рассматривать полную версию (170-я комплектация) машины — то это ответ на иномарки класса B (бизнес). Сравнительно с иномарками у ГАЗ 3102 всё есть. Салон кожаный, кондиционер, электропакет на стёкла и зеркала, дополнительное освещение салона. К недостаткам рессорную подвеску отнести не могу (уже есть стабилизатор) с ней намного удобней, т.к. часто пользуюсь «доворотом» (снос задней оси). Можно говорить об автомобиле как о морально устаревшей модели, но надо на ней поездить и Вы всё поймёте. Чёрная машина с самыми простыми «противотуманками» очень хорошо действует на ГАИ. Пример — за 10 месяцев меня остановили всего 3 раза (2 раза отпустили сразу через 2 минуты). За это время я успел накатать 29000 км по Москве. Завидев авто постовые просто отворачиваются — не хотят связываться. Приятно. К комплектации 170 — главное достоинство двигатель 150 л.с. ну и конечно с ГУРом и кондиционером. Салоны разные — от кожи до велюра. Обратите внимание, что двигатель с «мозгами» от BOSH или GMC требует только 95-й бензин. Зато проблем с двигателем нет никаких. Менять масло каждые 8000 км (доливать каждые 4000 км). Кому дома на диване скучно, можно залазить под машину раз в месяц и шприцевать всё, что под руку попадёт. За 10 месяцев ничего не смазывал и не собираюсь (правда, менял передние амортизаторы и время пришло менять задние). В целом, машиной доволен. Сейчас взял вторую «Волгу», доделал, покрасил и продаю. Оставлю себе одну из двух. Не думайте, что я фанат «Совка». У меня есть и иномарки — Rover и Nissan. Но на работу предпочитаю на «Волге». Проще и дешевле и не угоняют.
Достоинства : большая машина с устойчивым ходом и просторным салоном. Хорошо слушается руля и не рыскает по дороге. Огромный запас мощности. Удобно и комфортно. Приятно управлять. Всё это для топ версии.
Недостатки : большой расход топлива в спортивном режиме. Недоработка отечественных передних тормозов. Недолговечность кузова (замена каждые 4 года отдельных частей). Необходимы дополнительные дверные уплотнители.
ГАЗ 3102, 1998 г
Итак, о самой машине: «Волга» 3102 в классическом варианте кузова. Какая же она красавица. И трижды будет не прав тот, кто скажет, что это не так. Ведь ГАЗ 3102 – это действительно шикарная классика отечественного автопрома. А если ещё вспомнить те самые советские времена — то «Волга» — это престиж. А тут ещё и двигатель, который очень и очень подходит к данному авто. Ходовая этого авто меня вполне устраивает. Я слышал жалобы на то, что динамика у ГАЗ 3102 не слишком хорошая. Но это только у стандарта. Зато разгон и ход моей «ласточки» совершенно не зависит от нагрузки, и с полным салоном вещей и пассажиров она остается такой же резвой. Управляемость у машины достаточно хорошая. Она хорошо держит дорогу. Слушается руля. Даже на большой скорости автомобиль на трассе ведет себя послушно. Особо хочу отметить хорошую шумоизоляцию. В салоне ГАЗ 3102 даже на большой скорости достаточно тихо. Подвеска устаревшая, но достаточно надежная. Неровности сглаживаются хорошо, проходимость у машины тоже вполне нормальная. Проверял зимой на заснеженных и обледенелых лесных дорогах – машина тяжёлая, шла уверенно. Парковаться в центре города, конечно, довольно трудно. Все-таки габариты у машины большие. Но к этому просто нужно привыкнуть. Ходовая очень надежная, нужно периодически шприцевать и не будет никаких проблем.
Достоинства : классика. Мощность. Динамика. Комфорт. Надёжность.
Недостатки : крены в поворотах. Машина всё-таки отечественная.
ГАЗ 3102, 2007 г
Оговорюсь сразу, на мой взгляд, ГАЗ 3102 Волга вряд ли подходит для ежедневной эксплуатации. Большой расход топлива, огромные габариты, низкое качество запчастей. Чтобы не отставать от потока на светофорах приходится крутить двигатель, что приводит к большому расходу бензина и умеренному жору масла. ЗМЗ-406 выдает 130 л.с., и 200,9 Н·м крутящего момента и эти далеко не гоночные характеристики. Поскольку сейчас я использую ГАЗ 3102 как машину выходного дня, все вышеуказанное, меня не особо напрягает. Напротив, есть в машине и плюсы. Во-первых, на больших скоростях, авто за счет большого веса, шикарно держит трассу. Подвеска достаточно мягкая, передвижение по межгороду это одно удовольствие. При крейсерской скорости в 110 км/ч машина просто плывет по трассе, а расход топлива выглядит не таким ужасным и колеблется где то в районе 10 литров. Летом показатель расхода чуть меньше. Много читал, что ГАЗ 3102 — холодная машина. Мне повезло, при 20 градусах мороза на улице, в салоне езжу в одной кофте, печка греет отменно, почему у кого-то в салоне холодно, у кого-то жарко, я не знаю. Не мерзнут даже задние пассажиры. После того как авто полностью прогреется, салон еще долго сохраняет тепло. Радует электрообогрев зеркал и полный электропакет. Что касается технической части, тут все для русских машин обыденно, в целом надежно, в мелочах ломается.
Достоинства : вместительная. Мягкая подвеска.
Недостатки : любит бензин и масло.
ГАЗ 3102, 2001 г
Досталась мне Волга ГАЗ 3102, черного цвета. После четырех лет езды на авто с правым рулем пришлось привыкать к левому, дворники вместо поворотников включал всего раза 3, к габаритам привык тоже быстро. Обзорность вроде ничего, но зеркала-сферы вновь выручили. Внешний вид и серьезность этого автомобиля меня, при детальном рассмотрении, поразили. Хромированная решетка радиатора, бампера и ручки дверей, линии кузова как-то влюбили что-ли в себя. Рулевое управление, при настроенном сходе, затянутых наконечниках и живых шкворнях, достаточно хорошее, правда руль расположен слишком близко к двери, машина хорошо держит дорогу, даже на высоких скоростях около 160 км/ч, из стороны в сторону её не бросает. Подвеска мягкая и легко глотает неровности отечественных дорог. Тормоза нормальные. За ручник сильно не тяните, а то переломится и останется в руке. Приёмистость двигателя ГАЗ 3102 хорошая, тянет не плохо уже на низах, передачи, в пятиступенчатой КПП, подобраны хорошо, на обгон, на скоростях до 100, можно идти уверенно. За год эксплуатации особых проблем машина не приносила. Износились щетки на генераторе, потекло пара сальников, подгнило заднее крыло, так как в него постоянно попадала дождевая вода, вторая передача включалась только с перегазовкой, и всё. Зимой заводилась в любой мороз, хотя стояла на улице. Проблем с заездами в подъемы небо никогда, выручала коробка и хорошая резина. В салоне было достаточно тепло, печка хорошо греет и кузов от солнца нагревается не плохо. Летом приходилось включать вентилятор через дополнительный тумблер, чтоб избежать срабатывания реле включения вентилятора, так как оно горело частенько, и не перегреть ДВС.
Достоинства : обзорность. Рулевое управление. Подвеска.
ГАЗ 3102, 2004 г
Всем здравствуйте. Расскажу вам немного об опыте общения с ГАЗ 3102. Купил я эту машину в прошлом году у водителя, который ездил на ней в организации и приобрел ее для своей матери. Волга мне нравилась всегда, особенно 3102 и 24, ну, наверное, как и многим «Волгопатриотам». Первое впечатление — на вид авто свежее не гнилое. Работает тихо. В салоне жарко и это при минус 25 градусах на улице. Сел поехал. На газ давлю и меня приятно вдавливает в сиденье. И звук посерьезней чем у классики. За год владения ГАЗ 3102 поменял помпу, шаровые рулевые наконечники рабочий цилиндр сцепления бензонасос ну и по мелочи. В целом я машиной очень доволен, мягкая, большая. Бензин может и любит кушать, но зато как она это делает со вкусом. По трассе 8 л, по городу 15 л. Запчасти может и дороже, но по моему опыту ходят они дольше. Кто скажет, что ГАЗ 3102 хлам, я отвечу — следите за машиной хотя бы как за классикой. Я слежу и езжу как на иномарке. Двигатель слышно где-то там далеко. Хорошее масло и не гудит ни редуктор, ни коробка. Заводится в любой мороз. Вот в принципе и все.
Достоинства : мягкая. Большая.
Недостатки : ломается по мелочи.
ГАЗ 3102, 1997 г
Автомобиль ГАЗ 3102 – «рабочая лошадка», очень много приходится возить различных резинотехнических материалов по работе. Благодаря её вместимости, что в багажник, что в салон, было сэкономлено достаточно много денег на транспортных услугах. Она уже себя окупила, и не раз. Мне нравится, как ГАЗ 3102 себя ведёт на дороге, а конкретно на трассе. Автомобиль идёт очень уверенно, в разные стороны её не шатает, чувствуешь себя в безопасности. Касательно езды по городу, ну что тут сказать, в принципе проблем как таковых нет, единственное парковаться не очень удобно. Машина крупная, угол поворота маловат, приходится лишние телодвижения производить. Однако благодаря ГУРу, руль, что при движении, что в парковочном режиме, можно крутить одним пальцем, что существенно облегчает вождение и делает его более комфортным. Разгоняется ГАЗ 3102 до 100 км/ч долго. Наверное, секунд 20. Разгонял на трассе максимум до 140 км/ч дальше она просто не хочет. Зато радует меня своим расходом, в городском цикле 7-8 л, если «газ в пол» то 10-11 л. Нравится коробка передач, очень удобная. Короткие ходы, трогаться можно со второй передачи. О минусах: обслуживание, мало кто берётся ремонтировать «Волжанку». Ржавеет «Мама не горюй» просто. Очень быстро ржавеет, причем во всех местах, где только можно. Ещё пока не продал, но скоро собираюсь. Чувствую я, что машина неликвидна на вторичном рынке, тяжело будет продать.
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102
«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе «двадцать четвёртого» семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью, так и конструкцией. А еще небольшой тираж и малая распространённость «тридцать первой» с самого начала сделали её весьма статусным автомобилем в глазах советских автомобилистов, что способствовало возникновению целого ряда мифов, связанных с историей создания и особенностями этой «Волги для избранных». Сегодня мы будем отделять реальные факты про ГАЗ-3102 от «шофёрских» вымыслов и фантазий.
В восьмидесятые годы среди автомобилистов СССР ходили упорные слухи о том, что внешность ГАЗ-3102 скопировали с автомобиля иностранного производства (в разговорах фигурировали как Mercedes, так и американские марки вроде Cadillac), из-за чего после возникшего скандала выпуск модели якобы спешно пришлось свернуть. Такие домыслы были в основном связаны с малой распространённостью «тридцать первой», которая выпускалась не десятками тысяч штук в год, как другие советские легковушки, а в ограниченном количестве – всего 2-3 тысячи экземпляров ежегодно.
В действительности же внешность автомобиля не имела прямых заимствований, хотя в дизайне без труда прослеживались актуальные на тот момент тенденции как американской, так и европейской дизайнерских школ. Обилие хромированной отделки и массивная хромированная решетка были характерны как для седанов североамериканского производства, так и для отдельных производителей Европы (все того же Mercedes), а общая лаконичность и сдержанность облика новой Волги напоминала новейшие европейские разработки в сегменте среднеразмерных седанов вроде Audi 100 C2 и Volvo 700-й серии.
Предсерийный ГАЗ-3102 чем-то неуловимо напоминал заокеанские автомобили. Но – не более того.
Однако при этом «тридцать первая» сохранила фирменное решение передка — так называемый «китовый ус» решетки радиатора, характерный для прежних Волг. Кроме того, огромные светоблоки задних фонарей по оформлению нисколько не перекликались с задней оптикой седанов вроде Mercedes Е- или S-класса, на которые и ссылались «злые языки». Вдобавок художники-конструкторы Николай Киреев и Станислав Волков были сильно ограничены старой центральной частью кузова с неизменными по размерам проёмами стёкол и дверей, из-за чего были вынуждены «подгонять» пропорции новых передней и задней частей под обычный силуэт «двадцать четвёрки».
Крупная задняя оптика – необычное решение, по которому ГАЗ-3102 сходу легко отличить от прежних Волг
…не считая формы колёсных колпаков на отдельных экземплярах ГАЗ-3102.
«Ноль вторая» была чуть длиннее ГАЗ-24, но центральная часть кузова при этом не претерепела особых изменений
Поэтому, несмотря на некоторое стилистическое сходство с американскими и европейскими автомобилями того времени, дизайн ГАЗ-3102 был оригинальным, а не являлся копией какого-то конкретного автомобиля.
Несмотря на то, что подавляющее большинство Волг в СССР всегда покупало само советское государство для своих нужд, отправляя автомобили на службу в различные учреждения и таксопарки, как ГАЗ-21, так и ГАЗ-24 можно было купить в автомагазине наряду с Москвичами и Жигулями. Конечно, Волги были практически всегда вдвое дороже малолитражек – к примеру, в середине восьмидесятых годов ГАЗ-24-10 стоил около 16 000 рублей. Однако «тридцать первую» частный автовладелец приобрести просто не мог, поскольку автомобили этой модели распределялись исключительно в гаражи, обслуживавшие государственный аппарат – различные министерства, гражданские и военные ведомства, обкомы и райкомы партии, причем далеко не всем по статусу был положен автомобиль черного цвета (!), поэтому поначалу чиновники не самого высокого ранга довольствовались белыми и бежевыми «ноль вторыми». В частные руки первые ГАЗ-3102 попали уже незадолго до развала СССР – причем это были отнюдь не новые автомобили, а машины, списанные с государственной службы и прошедшие капитальный ремонт. К примеру, в конце 1989-го «тридцать первую» 1983 года выпуска можно было приобрести на аукционе, причем при стартовой цене в 20 500 рублей потрепанная Волга была куплена кооперативом аж за 53 тысячи «деревянных»! Ну а новые «тридцать первые» в это время начали продаваться и за вовсе баснословные 80-100 тысяч рублей, хотя официально Волга (ГАЗ-24-10) вплоть до 1991 года стоила всё те же 16 000… И лишь в последний год существования Союза ГАЗ-3102 все же появился в прейскуранте №086А Госкомцен СССР по цене 40 000 рублей.
Аукцион – новый способ приобретения автомобиля в СССР
Сначала массовости новой модели мешали смежники, которые никак не могли освоить оригинальные комплектующие в необходимых объемах. Затем вмешались высокопоставленные «пользователи» новой «персоналки», которые в прямом смысле препятствовали не только продаже «ноль второй» частникам, но и её работе в качестве такси. Именно поэтому на ГАЗ-3102 в восьмидесятые годы ездили не обычные советские граждане, а так называемые «слуги народа» — госаппарат, партийная элита, руководящие чиновники и военные генералы.
Как и в случае с прежними Волгами, новая модель получила специальные модификации (31011/31012/31013), которые дополнили линейку горьковских «догонялок». От обычной «ноль второй» они отличались V-образными восьмицилиндровыми двигателями и гидромеханической автоматической трансмиссией от Чайки. Чтобы компенсировать изменение развесовки такой Волги с перетяжелённой передней частью, в багажнике для сохранения устойчивости и управляемости на приемлемом уровне действительно размещали специальный балласт — например, тяжелую плиту или ящик с песком.
Восьмицилиндровая «догонялка» на базе ГАЗ-3102 практически не отличалась внешне от обычной Волги
У обычной «тридцать первой» с рядной «четвёркой» распределение массы по осям особо не отличалось от любой другой Волги двадцать четвёртого семейства, поэтому ни в каком дополнительном балласте базовая модель не нуждалась. Но именно ГОНовские «догонялки» со своими свинцовыми или чугунными чушками и породили среди автомобилистов легенду о том, что любой ГАЗ-3102 нуждался в балластной загрузке ведущих колёс.
Удивительно, но именно самая редкая с точки зрения массовости выпуска модель Волги стала своеобразным рекордсменом по длительности конвейерной жизни, ведь её выпускали на ГАЗе более четверти века — с 1982 по 2009 годы! За это время «ноль вторая» пережила несколько модернизаций и продолжала пользоваться определенным спросом и в новом государстве. И если в СССР роль «более доступной Волги» отводилась модели 24-10, то в начале девяностых эту роль взял на себя так называемый «ослобык» под индексом ГАЗ-31029. Ну а «ноль вторая» в России так и не стала простой «рабочей лошадкой», являясь своеобразным промежуточным звеном между «двадцать девятой» Волгой и подержанными иномарками. Причем в девяностые годы объем производства ГАЗ-3102 увеличился с обычных для этой модели 2-3 тысяч автомобилей в год до 4-6 тысяч экземпляров, а в рекордном 1996-м на ГАЗе и вовсе собрали свыше 10 000 «тридцать первых»!
До 1991 года доля ГАЗ-3102 в общем количестве выпущенных Волг не превышала 4%
Несмотря на то, что владельцы завода ГАЗ озвучили неизбежное снятие модели с производства еще в 2005 году, ГАЗ-3102 с очередными «пакетами обновлений» выпускался вплоть до начала 2009 года, когда ГАЗ полностью прекратил производство легковых автомобилей собственной разработки. Интересно, что последние «ноль вторые» оснащались «чужим сердцем» — двигателями Chrysler DCC на 2,4 литра мексиканского производства.
ГАЗ-3102 получил совершенно новую тормозную систему, главной изюминкой которой оказались передние дисковые тормоза, разработанные совместно с английской фирмой Girling. Их отличительная особенность — четырёхпоршневые суппорты, малые поршни которых были объединены с задним контуром, благодаря чему передние тормоза сохраняли работоспособность в любой ситуации. Кроме того, тормозная система получила тандемный вакуумный усилитель, а в заднем контуре появился регулятор давления («колдун»), изменявший эффективность работы задних тормозов в зависимости от загрузки задней части автомобиля.
Новые тормоза Волги с главным рабочим цилиндром от АЗЛК-2140 оказались довольно эффективными, но не слишком долговечными в эксплуатации, из-за чего конструкторам пришлось в срочном порядке разрабатывать вентилируемые тормозные диски вместо обычных «блинов», а тормозной цилиндр всё же заменили более производительным. Изменили впоследствии и схему гидролиний, отказавшись от «лишних» соединений и трубопроводов.
В самом начале выпуска новенькие служебные «ноль вторые» неоднократно попадали в аварии, связанные с внезапным отказом тормозов. Именно из-за этого в среде профессиональных шоферов закрепилось мнение о ненадёжной тормозной системе ГАЗ-3102. В действительности же причиной выхода тормозной системы из строя было использование «не той» тормозной жидкости — система с дисковыми тормозами требовала исключительно современные жидкости вроде «Невы» или «Росы», в то время как в гаражах в гидропривод «тридцать первой» по старинке лили обычную БСК, которая в жаркий день закипала во время штатных для ГАЗ-3102 замедлений.
Кроме необычной системы форкамерно-факельного зажигания (о ней чуть позже в следующем разделе), ГАЗ-3102 отличался рядом технических новаций, необычных не только для горьковских легковушек, но и для остальных советских автомобилей.
Это и вентилируемые передние дисковые тормоза, о которых мы вспоминали в отдельном материале, и многие другие малозаметные нововведения. Так, новая модель лишилась поворотных форточек в передних дверях и получила утопленные травмобезопасные дверные ручки, которые впоследствии перекочевали и на «двадцать четверку». Еще одно новшество ГАЗ-3102 — прямоугольная передняя оптика, ранее не применявшаяся на Волгах. За чистоту стёкол новых фар отвечали установленные на переднем бампере специальные струйные форсунки, подававшие воду под давлением 6 кгс/см², а вместо вентиляторного обдува заднего стекла для предотвращения его запотевания предусмотрели электрический обогрев. ГАЗ-3102 также получил совершенно новый интерьер с мягкой полиуретановой отделкой приборной панели и ортопедическими передними сиденьями, благодаря чему новая модель была заметно комфортабельнее обычного ГАЗ-24. Впоследствии некоторые решения конструкции кузова и салона перекочевали на модернизированную «двадцать четвёрку» под индексом 24-10.
Струйный омыватель фар – необычное решение для советских автомобилей
Интерьер «ноль второй» полностью отличался от устаревшего на тот момент салона ГАЗ-24
Главное отличие ГАЗ-3102 от прежних Волг скрывалось под капотом: двигатель ЗМЗ-4022.10 впервые в истории серийного советского автомобилестроения получил форкамерно-факельное зажигание, которое позволяло мотору работать на более бедной смеси, что повышало КПД и улучшало экологические показатели. Достигалось это благодаря новой 12-клапанной головке цилиндров с форкамерой и трёхкамерным карбюратором К-156, одна из секций которого как раз и питала дополнительную камеру сгорания в головке блока. Интересно, что основная камера сгорания наполнялась при впускном тракте обеднённой смесью, а форкамера — обогащенной, благодаря чему горение в цилиндре было даже равномернее и быстрее, чем при обычном искровом зажигании.
Двигатель новой Волги с форкамерно-факельным зажигание отличался конструкцией головки блока и трёхкамерным карбюратором
Однако в двигателестроении бесплатных пирожных никогда не бывало: тепловой режим двигателя с форкамерным зажиганием получался куда более напряженным, а карбюратор требовал довольно точной и сложной настройки, которая и являлась непременным условием правильной работы нового двигателя. Лишь в этом случае максимальная мощность по сравнению со старым мотором ЗМЗ-24Д увеличивалась на 10 л.с., а средний расход топлива уменьшался на два литра — до 8,5 л/100 км. Тем не менее, даже при верных настройках систем питания и зажигания ЗМЗ-4022.10 отличался склонностью к перегреву и заслужил плохую репутацию, поскольку в процессе эксплуатации сопла постепенно забивались, и двигатель начинал работать с перебоями. В итоге уже в 1984 году на ГАЗе разработали двигатель ЗМЗ-402.10, лишенный форкамеры и дополнительной секции в карбюраторе К-151. Такой мотор запустили в серийное производство уже в 1985-м, и именно он со временем стал основным двигателем «ноль второй». Однако автомобили с форкамерным мотором в Горьком небольшими партиями выпускали до 1992 года, а комплектующие к двигателю ЗМЗ-4022.10 Заволжский моторный завод производил вплоть до 1996 года.
«Ноль вторая» даже попала на рекламу ВО «Автоэкспорт»
Волга для избранных
ГАЗ-3102 – действительно особенная модель Волги, которая отличалась от прежних и последующих легковушек ГАЗ строгим и лаконичным экстерьером, а также выделялась на фоне других советских автомобилей целым рядом необычных технических решений. Уже в девяностые годы многие российские автомобилисты смогли осуществить свою советскую мечту, купив ту самую чёрную (или белую) «ноль вторую», о которой десятилетием ранее в гаражах слагали легенды.