- Производство автомобиля ГАЗ-14 «Чайка», и доработка автомобиля за 1 миллион рублей
- ГАЗ-14 «Чайка»: дрим-кар
- ГАЗ-14 «Чайка»
- Даже спустя 25 лет с момента выпуска машина не утратила солидности и основательности. А как уважают ее на дороге!
- КРЫЛО «ЧАЙКИ»
- Следы ржавчинки на молдинге такого автомобиля сродни звездочкам у хорошего коньяка.
- В оригинале передние кресла тоже должны быть кожаные, правда, другого цвета — черного.
- 220, НО НЕ ВОЛЬТ
- Запас прочности климатики можно оценить даже на глаз. Умели раньше делать ветродуи.
- НАША СПРАВКА
- ИТОГО
- Автомобили ГАЗ-14 Чайка
- История создания
- Технические нюансы ГАЗ-14 и его отличия от ГАЗ-13
- Модификации автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
- Интересные факты об автомобиле
Производство автомобиля ГАЗ-14 «Чайка», и доработка автомобиля за 1 миллион рублей
Первое появление серийного автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» произошло в 1976 году.
Использовать в этом случае понятие «товарный» было бы не совсем правильно, так как продажи данной машины осуществлять и не планировалось. На тот момент данный автомобиль уже считался вариантом высшего класса.
Первая выпущенная обновленная «Чайка» была подарена на 70-летний юбилей Генсеку Леониду Брежневу. Автомобиль был окрашен в вишневый цвет, с салоном, оформленным в светлые тона. Мир виделся стабильным, а производственная жизнь «Чайки» — долгой и счастливой.
Разработка автомобиля. Первые продвижения в плане разработки нового автомобиля представительского класса на заводе в Горьком были начаты за 10 лет до этого события, в 1967 году, когда производство ГАЗ-24 «Волга» было уже практически завершено. Предыдущая модификация на фоне зарубежных автомобилей выглядела устаревшей. Несмотря на то, что машина была сделана для особых жизненных случаев, показать ее где-нибудь на выставке в Брюсселе, как в случае с первой моделью, было невозможно.
Производство новой модели автомобиля было долгим и тщательным. Было произведено 7 прототипов, разительно отличавшихся друг от друга. Результатом стало получение не только достаточно современного, но и самобытного автомобиля.
Новыми конструкционными решениями стали кузов и внутреннее оформление салона. Особенностями данной модели автомобиля стало отсутствие шкворней в подвеске, система торможения с тремя усилителями, наличием двух независимых контуров и передними дисками.
Была также проведена модернизация восьмицилиндрового двигателя, в результате которой его мощность была увеличена с 195 до 220 л.с., благодаря установленным двум карбюраторам. Подобное решение на автомобиле советского производства было использовано в первый и единственный раз.
Для автомобильной промышленности Советского Союза выпуск автомобиля «Чайка» стал большим шагом вперед. Целью ее создания была перевозка секретарей обкомов и министров, но выпускалась она также в небольших количествах.
Проект самостоятельного тюнинга. Один из сохранившихся до сих пор автомобилей «Чайка», выпущенный в 1982 году, стал основой для особенного проекта. Приобретена она была за 1 миллион рублей мастером Василием, который специализируется на качественной переделке старых автомобилей. В его конструкции практически все сохранилось в первозданном виде, но сказался приличный возраст машины, что стало причиной необходимости осуществления большого количества переделок и дополнений. Но новый владелец уже абсолютно точно определился с характером и объемом работ.
В них он не планировал оставлять автомобиль в заводском состоянии. В первую очередь, было принято решение о замене мотора, который бы установлен с грузового автомобиля ГАЗ-53, на агрегат с большей мощностью, с одновременной заменой коробки переключения передач.
В ходе проведения работ, первым делом из машины был вытащен двигатель, что заняло почти целый день. Так как он был большой и тяжелый, сделать было это возможно только при помощи друзей. Для обновления машины были заказаны новые детали, такие как радиатор с вентиляторами и руль, выполнена переборка всей подвески и замена всех расходных материалов. Кроме того, была произведена перетяжка салона с выполнением шумоизоляции. После ее окончания, он стал оформлен в черно-белом цвете, что идеально подошло к белой окраске кузова.
Итог. Несмотря на то, что ГАЗ-14 выпускался как автомобиль самого высокого класса в СССР, всегда остается возможность его доработки с использованием более современных материалов, что и было продемонстрировано на примере указанного автомобиля.
ГАЗ-14 «Чайка»: дрим-кар
ГАЗ-14 «Чайка»
Распад Союза и последующее развитие капитализма в стране были особенно заметны в автомобильном плане. «Жигули» и «волги», недавний предмет гордости и символ достатка, почти без боя сдавали позиции подержанным «мерседесам», «линкольнам» и прочим «тойотам», хлынувшим в пределы бывшего СССР. В забугорных авто были мощные моторы, коробки-автоматы, кондиционеры и всевозможные электроприводы. Ничего этого наша промышленность дать не могла. Точнее, могла, но не для всех.
Вышеперечисленное водилось лишь в правительственных ЗИЛах или обкомовских «чайках». Впрочем, почувствовать себя входящим в высший эшелон власти тех времен можно и сегодня. Цена вопроса — полтора миллиона рублей. Ровно столько просят за неплохо сохранившийся 25-летний ГАЗ-14: пробег 77 000 км, мотор 220 сил, автомат, кожа, электростеклоподъемники и кондиционер размером с мотопомпу. За эти деньги можно взять и новый «Ауди-А6», но кто тогда посмотрит вам вслед?
Даже спустя 25 лет с момента выпуска машина не утратила солидности и основательности. А как уважают ее на дороге!
КРЫЛО «ЧАЙКИ»
Последнюю версию модели выпускали до 1988 года, так что это не совсем махровое ретро, а машина, пригодная для каждодневных разъездов. Естественно, с поправкой на аппетит — под 30 л бензина на сотню. Первым делом совершаю пеший круг почета вокруг ГАЗ-14.
Да, «Чайка» и сегодня внушает уважение своим видом даже большее, чем ставший ныне тривиальным S-класс. Вообще, советские лимузины выставляют на продажу, как правило, в двух вариантах сохранности: либо полные «дрова», либо музейный экспонат. Но этот вариант нечто среднее: в музей его, скорее всего, не поставят, о чем чуть позже, но и до хлама, к счастью, далеко. Естественно, «Чайку» красили, одна работа потянула на 70 000 рубликов. Лишь паучки ржавчины кое-где по кузову выдают истинный возраст.
Следы ржавчинки на молдинге такого автомобиля сродни звездочкам у хорошего коньяка.
Стекла всех четырех фар несут на себе клеймо «Сделано в России» — косвеный признак того, что заявленный пробег честный. И потом, фары подходят от вазовской «шестерки». На машине сохранились аутентичные зеркала заднего вида, и это здорово, ведь замена станет в копеечку: левое стоит 3000 рублей, правое вообще страшный дефицит.
После того как в 1997 году эта «Чайка» сошла с довольствия Автопредприятия № 1 Управделами Президента РФ, добывание запчастей и расходников легло на плечи второго хозяина авто. За это время он поменял пороги (каждый по 10 000 рублей) и две задние двери (15 000 за штуку). В остальном кузов на пятерку.
Конечно, даже сегодня нет такого магазина, где купишь запчасти на «Чайку», но не надо расстраиваться. Недолгие поиски в Интернете показали, что детали на нее отнюдь не дефицитны — были бы деньги. У реставраторов, коллекционеров и собирателей всевозможных артефактов я сумел найти много чего: детали подвески, навесное оборудование мотора и кое-что по кузову.
Машина обута в почти новые импортные шины, пластик фонарей блестит, к внешности претензий нет. Хотя вру, есть! «Чайка» тонирована по кругу на манер пацанской «девятки». В оригинале-то шторки были… Теперь экскурсия в салон. Он перешит, кругом кожа. Даже массивная передняя панель ею обшита — вот из-за чего такое авто не возьмут в музей. (Оригинальная версия выглядела так: для водителя кожа, пассажирам велюр.)
В оригинале передние кресла тоже должны быть кожаные, правда, другого цвета — черного.
С другой стороны, семиместный салон отделан отлично, он не хуже, чем у американских лимузинов той поры. Во всяком случае, восседать на заднем диване очень удобно. А как ласкают взор кнопки и клавиши с надписями по-русски! Посидев сзади, перебираюсь за руль. Посадка ближе к «жигулевской», людям роста выше среднего тут и вовсе неудобно.
Обзорность из-за огромного по сегодняшним меркам руля не ахти, но мало кто тогда был этим озабочен. Да и машин столько на дорогах не водилось. Всевозможные электроприводы работают, кнопки нажимаются — в общем, всё на уровне. Кстати, замок зажигания больше напоминает личинку на почтовом ящике. Но это так, к слову. Переходим к матчасти.
220, НО НЕ ВОЛЬТ
Конечно же, сил. 220 сил выдавала и, надеюсь, выдает родная газовская «восьмерка». Чирк! Двигатель «Чайки» сыто заурчал. Это заезженное сравнение лучше всего передает звучание мотора на холостых. Коленчатый вал снабжен гасителем крутильных колебаний, что вкупе с гидравлическими толкателями заметно снижает шумность агрегата.
Кстати, если толкатели выйдут из строя, приготовьте за комплект 40 000 рэ, по 2500 за каждый. Двигатель держится молодцом, но, если надумаете брать такую машину, обязательно замените в нем все прокладки, а также подушки крепления. Всё вместе потянет на 10 500 рублей. Но это еще что! Скажем, масляный насос автоматической трехступечатой коробки меньше чем за 20 000 рублей не найти. Агрегат в сборе, хотя и б/у, может стоить и 70 000, и 100 000 рублей — как повезет.
Запас прочности климатики можно оценить даже на глаз. Умели раньше делать ветродуи.
Зато ревизия подвески обойдется в сущие пустяки. Скажем, новый амортизатор стоит 6000 рублей, комплект тормозных колодок — 3500–4000 рублей. Шаровые опоры, коих здесь четыре, уложатся примерно в такую же сумму.
Внимательно вглядываясь в материальное воплощение советского автомобильного прошлого, я никак не мог дождаться главного — пробной поездки. Понимая, что данное авто в некотором роде вовсе не средство передвижения, а объект вложения денег, за руль не просился — эмоций хватило и без того.
Хребтовая рама, длинная база, мягкие рессоры в задней подвеске — все настраивало на неспешное и комфортное путешествие, в ходе которого я понял, что тонировка здесь все-таки во благо. Дорогу уступали даже пешеходы!
НАША СПРАВКА
Второе (последнее) поколение «Чайки» ГАЗ-14 выпускали с 1976 по 1988 год. Машина предназначалась исключительно для служебного пользования и никогда не была в свободной продаже. Двигатель объемом 5,5 л и мощностью 220 л.с. разгонял автомобиль до 100 км/ч за 15 с, максимальная скорость составляла 175 км/ч.
На «Чайке» ГАЗ-14 дисковые тормоза передних колес, фароочиститель струйного типа, гнутые атермальные боковые стекла, бесшкворневая передняя подвеска и кондиционер. Примечательно, что он устанавливался в багажнике и охлаждал лишь VIP-салон.
Модификация кабриолет, ГАЗ-14-05, была создана по заказу Министерства обороны СССР для проведения военных парадов в округах. Таких машин было построено 15 штук.
Не менее интересна «Чайка»-универсал: эти неотложки собирали в Латвии на заводе РАФ по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР. Всего выпущено 1120 автомобилей ГАЗ-14.
ИТОГО
Как вы, наверное, догадались, «машину времени» я не купил. На каждый день дорого, до дачи и обратно и вовсе разорительно. Просто уж больно хотелось прокатиться на настоящем, как тогда говорили, членовозе. Короче, такой автомобиль если и покупать, то напрочь отключая чувство самоконтроля и оставляя одни эмоции.
Кстати, нынешний владелец машины ее восстановил, прокатился и понял, что у него теперь другая автомечта. Поэтому и продает «Чайку» в надежде, что найдется тот, для кого ГАЗ-14 пока не взятый рубеж. Так сказать, дрим-кар.
Благодарим ООО «Союз Бетон» за предоставленный автомобиль.
Автомобили ГАЗ-14 Чайка
ГАЗ-14 представляет собой второй по счету вариант легендарного семейства советских автомобилей «Чайка». Будучи машиной немногочисленного представительского класса, она производилась методом ручной сборки на Горьковском автозаводе. Между тем история обновленной «Чайки» оказалась относительно недолгой. Ее выпуск продолжался с 1977 по 1988 годы. Причем в грустном конце этой истории решающую роль сыграли не технические моменты и не старение самого проекта, а политические особенности тогдашнего СССР.
Так выглядит автомобиль Газ 14 Чайка
История создания
ГАЗ-14 стал продолжением модели ГАЗ-13 легендарной представительской серии. Первая «Чайка» выпускалась в течение почти двух десятилетий — с 1959 по 1978 год. Примечательно, что неповоротливый советский автопром, создав в принципе отличную машину для высшего партийно-государственного руководства, в случае с «Чайкой» уже при ее рождении безнадежно отставал от американского автомобилестроения, задававшего тон в автодизайнерской моде. Стиль 1940-х с преобладанием аэрокосмических килей, хромированных молдингов, вычурных радиаторных решеток, в США к середине 1950-х стал отходить в историю.
Вид сзади автомобиля Чайка газ 14
Тем не менее диссонанс между стилем советских представительских авто и веянием времени весьма скоро почувствовали и в Советском Союзе. Потребность что-то в корне менять усилилась на фоне произошедшего в первой половине 1960-х резкого перехода к более строгому, угловатому стилю авто. Таким образом, элегантная машина многими отечественными специалистами стала восприниматься как старомодная и малоперспективная машина.
Пример представительского ЗИЛа 111
Но одного этого понимания оказалось слишком мало, и работы над проектом 14-й модели стартовали только в 1967 году. Правда, уже через год был готов полноразмерный макет новой «Чайки», в обводах которой угадывались черты американских автомобилей высокого класса. Макетная комиссия утвердила проект в 1969 году, после чего началась сборка прототипов. Первые прототипы второго поколения, собранные на шасси ГАЗ-13, не прошли строгий отбор.
Схема шасси автомобиля ГАЗ 13
Технические нюансы ГАЗ-14 и его отличия от ГАЗ-13
Технически автомобиль ГАЗ-14 является глубоко модернизированной версией своего предшественника — ГАЗ-13.
При этом новая «Чайка» имеет несколько существенных отличий от ГАЗ-13.
Прежде всего, машина второго поколения оказалась намного крупнее.
Габаритные размеры Чайки ГАЗ 14
Двигатель фактически остался таким же, хотя силовой агрегат «четырнадцатой» сделали более мощным — 220 л.с. против 195 л.с. у ГАЗ-13.
Этого добились изменением фаз газораспределения, оснащением топливной системы 2 карбюраторами, установкой новых коллекторов, внедрением других новшеств. В итоге по сравнению с ГАЗ-13 у новинки на 25% сократилось время разгона до 100 км/час. Конструкторам удалось уменьшить степень вибрации двигателя, снабдив шкив коленвала специальным гасителем колебаний, возникающих при вращении вала.
Двигатель Чайки газ 14
Примечательно, что все элементы дополнительного оборудования для салона производились на отечественных предприятиях.
Технические параметры ГАЗ-14:
- двигатель — 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный ЗМЗ-14, с передним продольным расположением;
- рабочий объем — 5,5 л;
- мощность (максимальная) — 220 л.с.;
- ход поршня — 88 мм;
- степень сжатия — 8,5;
- число оборотов — 4200;
- крутящий момент — 451/2700-2800 Н•м;
- топливо (рекомендуемое) — бензин АИ-95;
- объем бака — 100 л;
- расход топлива — 20 л (на трассе) и 29 л (в городе);
- механизм газораспределения — ОНС;
- система зажигания — электронная;
- макс. скорость — 175 км/час;
- разгон до 100 км/час — 15 секунд;
- передняя подвеска — пружинная, независимая;
- задняя подвеска — рессорная, зависимая;
- тормоза передние — дискового типа;
- тормоза задние — барабанного типа;
- трансмиссия — гидромеханическая, планетарная, 3-ступенчатая автоматическая коробка передач (АКПП);
- сцепление — двойное;
- тип кузова — седан;
- масса снаряженная — 2605 кг;
- масса полная (допустимая) — 3165 кг;
- длина — 6114 мм;
- ширина — 2020 мм;
- высота — 1525 мм;
- база колесная — 3450 мм;
- колея — 1580 мм;
- клиренс (дорожный просвет) — 180 мм;
- количество посадочных мест — 7;
- количество дверей — 5.
Вернуться к оглавлению
Модификации автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
За весь период производства базового автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 было выпущено 3 модификации указанной представительской модели. Самая известная из этих модификаций — модель ГАЗ-14-05. Это парадный фаэтон, который выпускался с 1982 по 1988 годы. За этот период всего было собрано 15 экземпляров автомашины, которую особенно любили советские военачальники за возможность покрасоваться на военных парадах. Один из этих автомобилей, которые традиционно окрашивались в серый цвет, был передан в дар кубинскому лидеру Фиделю Кастро.
Несущий каркас этой машины был усилен в некоторых точках. В сравнении с парадным аналогом «Чайки» первого поколения — моделью ГАЗ-13Б, у нового фаэтона была немного упрощена конструкция.
В частности, у ГАЗ-14-05 отсутствовал полноценный кабриолетный механизм подъема боковых стекол (стекла с помощью электропривода поднимались и опускались только на передних дверях), а механизм подъема тента заменил вариант ручной установки уменьшенного тента (только над передним сиденьем).
Особое место занимает универсал — санитарная модификация «Чайки». Потребность в ее производстве и технические характеристики вытекали из того, что в партийно-государственном руководстве было немало людей преклонного возраста, которым периодически необходимо было обеспечивать комфортную медицинскую перевозку без посторонних глаз. Всего было изготовлено 5 таких автомашин. Все они, естественно, не несли на своих кузовах обозначения скорой помощи.
Выпуском санитарной модификации занимался рижский завод РАФ, а модель получила индекс РАФ-3920.
Внешний вид автомобиля РАФ 3920
У нее появились новая оригинальная радиаторная решетка, пластиковые передние фары, первый в СССР автокондиционер «Весна». Кресла были оснащены встроенной системой подогрева и электромеханическими регулировками с памятью на двух пассажиров.
Был существенно доработан и силовой агрегат. Так, каждый цилиндр получил по дополнительной свече, а клапанов стало 32. Впервые в СССР на автомобиле установили два инжектора типа ИС-52. В результате всех доработок мощность мотора увеличилась в 2 раза — до 485 л.с., а максимальная скорость выросла со 175 до 220 км/час.
Интересные факты об автомобиле
Первый автомобиль ГАЗ-14 вишневого цвета собрали в 1976 году досрочно, ко дню рождения генсека КПСС Леонида Брежнева. Каждый узел представительского авто имел свой техпаспорт, каждый экземпляр после сборки проходил индивидуальные государственные испытания. Суммарно в машине находилось 17 электродвигателей. Все новые «Чайки» окрашивались в черный цвет. В то же время обивка имела либо бежевый либо серо-зеленый цвет.