Формула 1 машина как собрать

Как собрать машину Формулы 1 с нуля прямо по ходу Гран При?

Тщательное планирование всех без исключения действий – залог успеха любой команды в Формуле 1. Но что делать, когда все планы рушатся, а машина разлетается на части еще на старте уик-энда? Где взять новую? Послушаем технического эксперта Крэга Скарборо.

Когда Джордж Рассел наехал на открытый люк в первой тренировке Гран При Азербайджана, сразу стало ясно, что механикам Williams в ночь с пятницы на субботу спать не придется.

В Формуле 1 команды готовы работать 24 часа в сутки, с этим никаких проблем нет, но вот в FIA не слишком довольны, когда механикам приходится заниматься своими рабочими обязанностями ночи напролет. Несколько лет назад руководящий орган ввел правило комендантского часа для механиков команд, и бесконечные бессонные ночи в гаражах под свет масляной лампы остались в прошлом.

Но бывают ситуации, когда без ночной работы просто не обойтись.

Шасси Рассела Фото: motorsport.tech

Если бы конфуз с Расселом произошел лет двадцать назад, никаких проблем не возникло бы. Команда просто выкатила бы из боксов запасное шасси, британец прыгнул бы в него, подогнал настройки и устремился продолжать тренировку.

Вплоть до 2003 года запасные шасси в Формуле 1 были разрешены, и буквально у каждой команды в боксах стояла резервная машина на случай непредвиденных обстоятельств.

Это шасси обычно было настроено под одного из гонщиков, и при возникновении у него проблем он мог без лишних регулировок продолжить уик-энд, сменив машину. Второй пилот также мог использовать запасное шасси, но для этого необходимо было настроить под него педальный блок, руль и гоночное сиденье. Также нужно было не забыть сменить номера на машине.

Но сегодня резервные шасси в Формуле 1 запрещены в целях экономии средств, и командам приходится ограничиваться запасным монококом и комплектом запчастей, необходимых для сборки полноценной машины вокруг него.

Кроме того, в последние годы в Больших Призах присутствует правило закрытого парка, повествующее о том, что машины после квалификации должны оставаться неизменными и появиться в воскресенье в гонке ровно в таком же виде, в каком участвовали в субботних заездах. Это касается настроек аэродинамики, двигателя и коробки передач, тормозов и всего остального.

В прошлые годы вес машины старались максимально снизить перед гонкой, а также всячески настраивали ее под продолжительную дистанцию.

Правило закрытого парка вкупе с комендантским часом полностью регулируют активность команд в боксах на протяжении гоночного уик-энда. Все работы должны заканчиваться рано вечером, и утром механики не имеют права возобновлять деятельность до определенного часа.

В то же время сохранилось исключение на случай форс-мажора в виде джокеров, которые команды могут использовать, когда им необходимо. Также FIA идет навстречу коллективам, у которых возникли непредвиденные обстоятельства, чтобы компенсировать им рабочее время для устранения проблем.

Шасси Ф1 Фото: motorsport.tech

В случае с пятничным инцидентом Рассела в Баку довольно быстро стало понятно, что монокок британца поврежден фатально и восстановлению к субботе не подлежит. Таким образом, в команде приняли практически единственное решение собрать запасное шасси вокруг нового монокока.

Читайте также:  Тест драйв мерседес 140 кузов

С учетом обстоятельств FIA разрешила команде из Гроува нарушить правило комендантского часа, чтобы вовремя завершить работы.

Строительство шасси вокруг запасного монокока – не самая сложная задача для команды профессионального уровня, но в наши дни это и не самая частая операция, которую приходится выполнять механикам.

Между гонками коллективы проводят тренировки, разбирая и собирая машины с нуля, инспектируя при этом все составные элементы. Кроме того, после «гастрольных» заокеанских гонок командам приходится разбирать свои машины до минимального состояния погрузки в контейнеры, чтобы отправить их на базу или на следующий автодром. Так что для механиков подобные работы не являются чем-то из ряда вон выходящим.

Но не стоит забывать, что во время уик-энда работники команды чрезвычайно ограничены в сроках, и у них практически нет права на ошибку. В гараже Williams работы по сборке нового шасси в Баку начались в пятницу после первой тренировки и продолжались до поздней ночи.

Что включает в себя сборка шасси вокруг запасного монокока?

В первую очередь давайте посмотрим на сам монокок. В FIA эту базовую деталь шасси именуют не иначе как ячейкой безопасности и ключевой структурой, оберегающей гонщика от последствий возможных аварий.

Но на деле монокок представляет из себя гораздо больше, чем просто защитная капсула пилота. Это база шасси, его структурная основа, к которой крепятся все остальные части машины.

Фотографии можно листать и увеличивать по клику:

Монокок Фото: motorsport.tech

Монокок Фото: motorsport.tech

Монокок Фото: motorsport.tech

Количество деталей, из которых состоит шасси Формулы 1, доходит до 11 тысяч. К счастью для механиков, все эти составляющие не нужно крепить непосредственно к монококу, ведь большинство из них заранее собраны в промежуточные конструкции. Это касается подвески, топливного бака, двигателя, радиаторов, блока электроники и кузова.

Все детали так или иначе – напрямую или в сборе – крепятся к монококу, делая последний базовым элементом шасси. И спешка здесь совершенно неуместна, ведь все мелкие элементы нужно либо снять с разбитого шасси, либо вытащить из коробок и аккуратно и в четкой последовательности установить на запасной монокок.

Чтобы облегчить эти операции, резервный монокок также заранее подготавливается к монтажу на него других деталей. Некоторые процессы занимают слишком много времени, чтобы производить их непосредственно на трассе. Кроме того, монокок заранее должен быть проверен и омологирован FIA, а также выкрашен.

Заблаговременно подготавливается также конструкция топливного бака со всеми внутренними отсеками и насосами, ведь пропускание гибкого бака через узкое отверстие в днище монокока – процесс довольно долгий и трудозатратный, к тому же, для его выполнения необходимо специальное оборудование.

Кроме того, много времени уходит на укладку электрической проводки и установку различных датчиков, а также прокладку гидравлических шлангов и приводов тормозов и рулевого управления, которые, кроме прочего, нуждаются в прокачке.

Читайте также:  Какое масло использует мазда двигатель

Некоторые внутренние детали конструкции подвески также собираются заранее – к примеру, передние рокеры, взаимодействующие с пружинами и амортизаторами посредством толкателей. Часто можно видеть в боксах команд запасной монокок с установленными на нем толкателями, свисающими с верхней части шасси в ожидании монтажа подвески в сборе. И по прибытии на трассу механики достают резервный монокок из коробки, устанавливают на опоры и предварительно готовят его к возможной замене.

Шасси Ф1 Фото: motorsport.tech

Сборка нового шасси вокруг монокока отчасти зависит от причин, по которым это пришлось делать. Если к аварии привела ошибка пилота или форс-мажор, что ж, бывает. А если в команде поняли, что виновата была какая-то деталь шасси, то механикам предстоит для начала удостовериться, что с этой деталью не возникнет проблем на запасной машине.

Также ускорение процесса сборки часто достигается за счет использования новых запасных частей, а не тех, что были сняты с разбитой машины. Ведь это требует дополнительного времени и проверки всех элементов.

Механики во время сборки машины пользуются как бумажными инструкциями, так и электронными. Это не обычная инструкция по эксплуатации, а специализированные схемы сборки с указанием сопутствующих средств для крепления и момента затяжки болтов.

Инструкция по сборке Фото: motorsport.tech

После завершения монтажа основных элементов необходимо подключить все коннекторы в проводке, соединить шланги и хорошенько их прокачать. Только после этого машина будет готова к первому запуску, но до появления на трассе еще далеко.

Сначала нужно провести полную настройку шасси – подобрать геометрию подвески, регулировки сжатия и отбоя амортизаторов, установить необходимые углы атаки антикрыльев и так далее.

Первый выезд на трассу делается всегда на один круг. После этого шасси частично разбирается в боксах и проверяется на предмет утечки рабочих жидкостей и ослабления креплений. И только по окончании этих проверок машина вновь собирается и считается готовой к продолжению гоночного уик-энда.

Можете садиться в кокпит, Джордж.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Фотографии можно листать и увеличивать по клику:

Сборка шасси Фото: motorsport.tech

Болид Формулы‑1 своими руками

Кевин Томас (Kevin Thomas) из горо­да Бринг­то­на, в Англии потра­тил 4 года для созда­ния боли­да BAR-Honda Formula 1. BAR (British American Racing ) – это авто­го­ноч­ная коман­да, при­ни­мав­шая уча­стие в чем­пи­о­на­те мира Формула‑1 с 1999 по 2005 года. Сей­час коман­ды BAR уже не существует.

Кевин Томас явля­ет­ся ярым поклон­ни­ком гонок Фор­му­лы 1. Идея собрать соб­ствен­ный болид при­шла к нему, когда он уви­дел вбли­зи авто­мо­биль Фор­му­лы 1 в шоу­ру­ме Renault.
По сути, был собран пол­но­цен­ный гоноч­ный авто­мо­биль из зап­ча­стей раз­ных боли­дов Формулы‑1, кото­рые уда­лось достать. Недо­ста­ю­щие зап­ча­сти были сде­ла­ны сво­и­ми руками.

У него не было спе­ци­аль­ных инже­нер­ных зна­ний в этой обла­сти. Кевин обыч­ный офис­ный работ­ник. Для сбор­ки боли­да у него не было даже инструк­ций. Сбор­ка про­из­во­ди­лась в поме­ще­нии, кото­рый слож­но даже назвать пол­но­цен­ным гара­жом, это ско­рее сарай. Он не пред­став­лял, как всё собрать вме­сте, было лишь жела­ние. При­шлось всё изу­чать поэтап­но, в про­цес­се сбор­ки. Кевин про­смот­рел мно­же­ство доку­мен­таль­ных филь­мов об авто­мо­би­ле­стро­е­нии и рабо­те с угле­во­лок­ном (для созда­ния недо­ста­ю­щих пане­лей кузо­ва). Было допу­ще­но мно­же­ство оши­бок, пока ста­ло всё полу­чать­ся правильно.

Читайте также:  Расширители для колес автомобиля

Быв­шая в упо­треб­ле­нии вер­сия тако­го боли­да может сто­ить око­ло 124000 аме­ри­кан­ских дол­ла­ров, в зави­си­мо­сти от состо­я­ния. Кеви­ном же на дан­ный момент было потра­че­но все­го 13000 долларов.

Боль­шин­ство зап­ча­стей он поку­пал на Интер­нет аук­ци­оне Ebay. Ком­па­ния «Memento Exclusives» выста­ви­ло на про­да­жу на Ebay рам­ный кор­пус и ходо­вую часть боли­да Фор­му­лы 1 BAR-Honda. Лот не был попу­ля­рен и был снят с про­да­жи. Кевин спи­сал­ся по элек­трон­ной почте с ком­па­ни­ей-про­дав­цом и ока­за­лось, что у них есть ещё раз­лич­ные зап­ча­сти, вклю­чая рамы и ходо­вые части от несколь­ких боли­дов Фор­му­лы 1. Таким обра­зом, Кевин Томас, вышел на пря­мую на про­дав­ца и при­об­рёл всё необ­хо­ди­мое по при­ем­ле­мым ценам. При покуп­ке частей кузо­ва с рамой ему пред­сто­я­ло выбрать сре­ди трёх пред­ло­жен­ных. Это были кузо­вы от BAR Honda 1999 до 2001 годов. Кевин купил два кузо­ва BAR001 и BAR003 . Так как у них отсут­ство­ва­ли мно­гие дета­ли, при­шлось при­шлось с зап­ча­сти с одно­го кузо­ва при­спо­саб­ли­вать на дру­гой. Как осно­ву про­ек­та он выбрал кузов 2001 года ( BAR003 ). 2001 год был самым удач­ным для коман­ды BAR .

Неко­то­рые зап­ча­сти с Интер­нет аук­ци­о­на доста­лись очень дёше­во, так как не явля­лись ходо­вым това­ром для боль­шин­ства поку­па­те­лей. Если поку­пать необ­хо­ди­мый элек­трон­ный блок офи­ци­аль­но зака­зав на заво­де-изго­то­ви­те­ли, то сто­и­мость уве­ли­чи­лась бы в разы. Как гово­рит Кевин, сбор­ка гоноч­ной маши­ны напо­ми­на­ло сбор­ку паз­зла, в кото­ром посто­ян­но не хва­та­ло несколь­ких эле­мен­тов, кото­рые были раз­бро­са­ны по все­му миру. Неко­то­рые зап­ча­сти уда­лось купить от дру­гих моде­лей боли­дов, лишь похо­жие по фор­ме. Их при­хо­ди­лось дорабатывать.

Кевин всту­пил в обще­ство кол­лек­ци­о­не­ров частей от гоноч­ных авто­мо­би­лей F1 и поку­пал неко­то­рые недо­ста­ю­щие зап­ча­сти там или обме­ни­вал­ся с участ­ни­ка­ми обще­ства зап­ча­стя­ми, кото­рые были у него. Кол­лек­ци­о­не­ры из это­го обще­ства поку­па­ют зап­ча­сти от авто­мо­би­лей Фор­му­лы 1 для того, что­бы выста­вить у себя в офи­се в про­зрач­ной короб­ке из плек­си­гла­са, как высто­воч­ный экс­по­нат. Кевин же все при­об­ри­тён­ные зап­ча­сти сра­зу уста­нав­ли­вал на свой болид.

Так­же, Кевин часто при­ез­жал в Окс­форд­шил (Oxfordshire), где бази­ру­ет­ся мно­го команд Фор­му­лы 1, что­бы купить неко­то­рые зап­ча­сти там. Мест­ные меха­ни­ки, узнав о затее Кеви­на, отда­ва­ли неко­то­рые зап­ча­сти бесплатно.

Руль был при­спо­соб­лен от PlayStation, так как ори­ги­наль­ный он не мог най­ти дешев­ле 9000 долларов.

Боли­ды BAR-Honda, на базе кото­рой он собрал свою маши­ну, осна­ща­лись дви­га­те­ля­ми V10 объ­ё­мом 3 лит­ра, име­ю­щие мощ­ность 600 лоша­ди­ных сил. Самый дешё­вый дви­га­тель тако­го типа он нашёл по сто­и­мо­сти 20000 дол­ла­ров. Для него это слиш­ком доро­го. Как более бюд­жет­ный вари­ант Кевин поста­вил менее мощ­ный агре­гат Formula Renault V6 3.5‑литра, выда­ю­щий 480 лоша­ди­ных сил. Такая мощ­ность будет более чем доста­точ­ной для фана­та-люби­те­ля, что­бы удо­вле­тво­рить свои драй­вер­ские амби­ции на треке.

Оцените статью