Тест-драйв VW Multivan PanAmericana 4Motion: «латиноамериканец» в снегах
| 17 Февраля 2011 |
Эта версия «многоликого» микроавтобуса Volkswagen получила название от знаменитого шоссе, протянувшегося от Аляски до южной оконечности Латинской Америки.
Шоссе это – вполне приличного качества. Однако есть Дарьенский пробел, проходящий по сельве Панамы и Колумбии. Объединенные усилия местных сторонников самобытности и мирового сообщества «зеленых» привели к тому, что на протяжении 87-ми километров дороги, как таковой, нет. Естественно, что далеко не всякая машина преодолеет латиноамериканское бездорожье. Volkswagen Multivan PanAmericana «позиционируется» как автомобиль, который на это способен. Это его прототип доказал в ходе «трансамериканского» пробега.
Сразу оговорюсь: целью теста было не исследование поведения Multivan’а в экстремальных условиях. Поездка в старинный город Мышкин по дорогам разного уровня качества в условиях российской зимы сама по себе гарантировала достаточный уровень экстрима.
Первое впечатление – зрительное. Multivan достаточно крупен, и на его фоне выглядят не слишком внушительно даже внедорожники, не говоря уж о седанах бизнес-класса и прочей «мелочи». Но при этом он не смотрится громоздким. Крепко сбитый кузов и внушительная «морда» у меня вызвали ассоциацию с бульдогом. При этом версия PanAmericana, на мой взгляд, смотрится соразмернее своих собратьев. Увеличенный клиренс и большие (235/R16) колеса придают облику сбалансированность.
Забираться в Multivan непривычно, но удобно. За дверцей скрывается грамотно выполненная ступенька, фонарик подсветки которой снабжен логотипом PanAmericana. Плюс ручка для пассажира (водитель использует руль) – и на оба передних места можно попасть без проблем.
Здесь водителя и пассажира ждут два кресла, комфорт которых соответствует стандартам Volkswagen. Нелишними оказались даже «внешние» подлокотники – салон широк, и опираться локтем на «уступ» двери неудобно. Кресла имеют подогрев с плавной регулировкой – морозы за двадцать градусов позволили оценить эту деталь.
Оснащение салона весьма аскетично. Во всяком случае, внушительных ЖК-дисплеев нет. Впрочем, все нужное присутствует, разве что навигационная система автомобилю, способному продвигаться не только по асфальту, явно не помешала бы. Зато управление климат-контролем и медиа-системой построено по интуитивному принципу, и справиться с ним без труда удалось даже в отсутствие инструкции (ее в машине не оказалось).
Кресло и руль регулировать не пришлось – видимо, мой предшественник был тоже среднего роста. Однако создалось впечатление, что рабочее место водителя обладает способностью соответствовать людям самых разных комплекций и размеров.
Единственным исключением стал рычаг «ручника». Как и на других машинах с высокой посадкой, он расположен низковато. В результате, чтобы полностью освободить стояночный тормоз, водителю желательно обладать руками обезьяны – до колен. Человеческое телосложение заставляет для выполнения этой операции опускать плечо.
«Печка» в Multivan PanAmericana весьма мощная. Во всяком случае, с солидной толщины изморозью на стеклах, образовавшейся в результате попадания из теплой мойки на мороз, она справилась за считанные минуты. Хорош в зимних условиях обогрев зеркал и заднего стекла. А вот прогревать лобовое стекло, покрывшееся за ночь ледяной коркой, пришлось довольно долго – даже притом, что климат-контроль имеет для этого специальный режим. Что поделать – площадь у стекла внушительная.
Некоторые проблемы создала омывающая жидкость – она явно была «не того» температурного диапазона. Струйка заднего омывателя еле-еле доставала до середины стекла, а на лобовом стекле оставались разводы. Долить жидкость с индексом «-25» удалось не без труда. На сетчатом фильтре бачка омывателя явно выпали кристаллы воды, из-за чего заливать жидкость приходилось маленькими порциями, и процедура затянулась. Зато после этого все пошло на лад. Омыватель перестал оставлять на лобовом стекле замерзшую пленку, заднее стекло тоже очищалось нормально.
Обзор весьма хорош. Высокая посадка плюс «полукапотная» компоновка позволяют смотреть вперед, как с балкона. Задний обзор обеспечивают внешние зеркала, которых не постеснялся бы и автобус. Поскольку салон был пуст, внутренне зеркало и большое заднее стекло делали «вид назад» еще более удобным для движения в городе.
Салон тестового Multivan PanAmericana был выполнен в комплектации «4 кресла + столик». Салонная «мебель» вращается и перемещается по рельсам, благодаря чему можно создать конфигурацию, удобную для любого привереды. При этом кресла салона полностью идентичны передним – та же развитая боковая поддержка, та же регулировка угла установки подлокотника, тот же комфорт.
К элементам комфорта можно отнести и электрические «доводчики» задней и боковых дверей. С коротким жужжанием они закрывают двери до срабатывания фиксаторов – одной заботой у экипажа меньше.
Однако пора ехать. Дизель мощностью 174 л.с. без малейших проблем заводится даже после ночи с температурой минус 26-28 градусов. Не все соседи по стоянке могли этим похвастаться – кое-кому требовались две-три попытки.
Шумоизоляция выполнена достаточно качественно. Во всяком случае, до 3-х тысяч оборотов рык дизеля слышен слабо. Вот выше уже становится шумновато, но за хороший момент, экономичность и относительно недорогое топливо приходится расплачиваться.
К коробке передач удалось приноровиться не сразу. Первая скорость очень короткая, и переход на вторую непросто выполнить без рывка. Решение подсказал опыт вождения грузовиков, у которых первая передача обычно служит для буксировки и движения по «вязкой» дороге. Трогание с места на второй передаче не составляет ни малейшего труда (первую я использовал только для старта на относительно крутых подъемах). Переключение же со второй на третью и далее выполняется в привычном «алгоритме», и без малейших рывков.
Непривычным оказалось то, что рычаг переключения передач работал не с той четкостью, к какой я привык на автомобилях Volkswagen. Впрочем, объяснение здесь простое. Доставшийся мне автомобиль участвует в программе Multivan Experience (о чем свидетельствуют надписи на кузове). Постоянное движение по бездорожью требует частых манипуляций с «кочергой». Неудивительно, что при не слишком большом пробеге коробке передач не помешала бы регулировка фиксаторов.
К рулю и педалям нареканий нет. Управление, как и положено на VW, четкое. Углы установки педалей, их жесткость и информативность тоже не оставляют желать лучшего – сел, и поехал.
В движении по городу Multivan PanAmericana достаточно хорош, хотя машина создавалась не для этого. Третья и четвертая передачи в сочетании с достаточным моментом дизеля дают эластичность, позволяющую двигаться в широком диапазоне скоростей без частого дергания за рычаг КПП. Первая передача весьма удобна для движения в медленно ползущих пробках. Обзор, как уже говорилось, не оставляет желать лучшего. Габариты автомобиля ощущаются четко – хотя поначалу я один раз сложил правое зеркало, обгоняя грузовик.
Уже на первых метрах движения я уловил некоторое «ерзание» автомобиля на обледенелом покрытии. Тестовый Multivan PanAmericana был обут в зимнюю, но нешипованную резину. Пришлось несколько скорректировать стиль езды, что, в сочетании с автоматикой курсовой устойчивости, позволило уверенно двигаться по отечественным зимним дорогам. Даже торчащие из кювета машины, вылетевшие с трассы (а их было немало), не порождали сомнений «А не случится ли такое со мной?».
Порадовала топливная эффективность Multivan PanAmericana на крейсерском режиме. Полный привод, зимние колеса (с их повышенным сопротивлением качения), включенные фары и обогреватели, немалый вес, наконец, не отличающиеся аэродинамическим изяществом обводы. И при этом на трассе при скорости 100-110 км/ч компьютер фиксировал расход 8,8-8,9 л/100 км. Шестая передача в КПП оказалась явно не лишней. В итоге бака объемом 80 литров хватило на семьсот с лишним километров. Очень неплохой результат, особенно если учесть, что часть пробега пришлась на движение в городе, а также на ползание по проселкам на второй-третьей передаче.
Подвеска, рассчитанная на бездорожье, на российских дорогах (в том числе и региональных) оказалась хороша. Собственно, это было понятно еще при первых пробах в Москве — переезде через «лежачего полицейского» на разных скоростях. Впечатление подтвердило и движение по обледенелым проселкам – ухабы и колдобины подвеска «проглатывала» с легкостью, сохраняя при этом достаточный комфорт для водителя и пассажиров (остаточные явления поглощались креслами). Конечно, за это пришлось заплатить некоторой шумноватостью подвески. Однако я предпочитаю такой режим, нежели мягкое движение, которое сопровождается периодическими ударами подвески по упорам. Шины GoogYear Wrangler на зимней дороге вели себя неплохо.
Блокировку дифференциала задействовать пришлось один раз: въехать на обледенелый бугорок перед стоянкой в «штатном» режиме трансмиссии не удалось. Нажатие на кнопку помогло — Multivan PanAmericana бодро рыкнул, и вскарабкался на препятствие, которое без этого казалось непреодолимым.
Подведем итоги. Volkswagen Multivan PanAmericana – автомобиль специфический. В России он хорош для поездки «в глубинку», где дороги являются понятием относительным. Своим пяти (в данной комплектации) пассажирам и водителю он дает комфорт, который невозможно обеспечить в седане или внедорожнике. При этом при движении по шоссе дизельный двигатель обеспечивает отличную для автомобиля такого класса экономичность.
Конечно, трудно ожидать большого спроса на столь «непростой» автомобиль, притом, что его цена лежит выше внушительной цифры в 2,1 миллиона рублей (цена тестового автомобиля — 3324997 руб.) . Однако Multivan PanAmericana, несомненно, по достоинству оценят любители съехать с асфальта, которые при этом не будут чувствовать себя в бочке, катящейся с горы. Так что без покупателей этот автомобиль не останется.
Тест-драйв Volkswagen Multivan 2005 года
Панамериканская мечта
Затяжные майские праздники стали хорошим поводом сменить привычную обстановку и вырваться из городских джунглей туда, где меньше людей, машин, гораздо чище воздух, уже давно по-летнему светит солнце и до моря рукой подать. Выбирать конечную точку маршрута долго не пришлось, благо родственников хватает, и практически в каждом уголке необъятной родины тебя всегда ждут и с радостью примут. Не исключение и тихая деревушка, расположившаяся на берегу притока реки Дон в Ростовской области.
От порога до порога длина маршрута по навигатору составила 1228 км. Это, конечно, не те расстояния, которые бы пришлось проехать, задумай мы пересечь пару континентальных государств Америки по панамериканскому шоссе (одно известное путешествие по этому шоссе, кстати, и дало название Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана), протяженность дорог которого составляет порядка 48 тыс. км. Но все же это тоже весьма приличный километраж, тем более что преодолеть его нашему Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана предстояло при полной загрузке.
Интерьер
Внедорожник, миниавтобус или передвижной офис на колесах?
С первого взгляда на Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана трудно дать вразумительный ответ на этот вопрос. Однако, присмотревшись поближе к автомобилю, досконально изучив его салон и прокатившись, можно смело сказать, что это «три в одном».
Путаница в определении пола Multivan PanAmericana / Мультивэн ПанАмерикана начинается с его внешности. С одной стороны кузов автомобиля выглядит привычным для миниавтобуса. Однако отсутствие краски на бамперах, защитная пленка по периметру, дорожный просвет порядка 250 мм, мощная защита днища и моторного отсека, а также внедорожная резина говорят о том, что это гораздо больше, чем просто минибас.
Интерьер Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана также соткан из противоречий. Обитые довольно грубой кожей кресла придают интерьеру люксовости автомобиля бизнес-класса. Однако они покоятся на рельсах, встроенных в пол, устланный рифленым металлом, который можно встретить в специально подготовленных для оффроада внедорожниках. Впрочем, такой пол легко мыть, не жалко царапать и не страшно порвать, порезать, проткнуть при перевозке чего-либо. Да, собственно, и плевать на алогичность и неэстетичность вида интерьера Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана, когда практичнее решения обустройства салона автобуса, созданного для езды по бездорожью, не придумать.
Кстати, салон Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана изобилует всевозможными тайниками, подстаканниками, карманами, бардачками, которые можно обнаружить, как в боковых панелях, так и в основаниях кресел. К слову об офисе на колесах — здесь есть даже складной стол, который за ненадобностью также легко прячется в боковую панель. В поездке практически весь этот арсенал ниш для хранения вещей был успешно задействован, и в них нашли свое место термос, кружки, фототехника, бутерброды, фонарь и прочая дорожная мелочевка.
С местом под крупную кладь у Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана также все в полном порядке. Готовясь к поездке, каждый из шести членов экипажа нашего VolkswagenMultivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана собрал в дорогу по приличной спортивной сумке, которые легко уместились в проходах между креслами и частично в багажном отделении. Также в путешествие отправилась довольно громоздкая складная детская коляска, автохолодильник и куча подарков. При этом пассажиры могли довольно беспрепятственно перемещаться по салону. Кстати, при необходимости транспортировать что-то сверхгабаритное, кресла в Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана можно быстро и легко снять. При этом освобождается порядка трех кубометров пространства под загрузку.
Вообще, кресла в Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана заслуживают отдельного внимания. Помимо практичной кожаной обивки, которая, как и пол автомобиля, легко моется, они оснащены складными подлокотниками, обеспечивающими наибольший комфорт пассажирам. При желании каждое из кресел можно развернуть по ходу движения или против движения. И, разумеется, все кресла имеют необходимый набор регулировок для обеспечения наибольшего комфорта в дальних переездах.
Комфорт
Дабы избежать пробок, было решено выезжать в ночь. Последние приготовления, посидеть на дорожку и, собственно, в путь. Первые 250-300 километров пролетели незаметно. Дорога до Липецка отменная и позволяла наступить на педаль газа. Средняя скорость первых четырех часов пути не падала ниже 100 км.ч. Однако впечатления от Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана стали поступать порциями еще в начале нашего путешествия.
Водительское кресло Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана самое удобное. Локти сразу же нащупали широкий подоконник и подлокотник, а кисть правой руки легла на рычаг переключения передач, расположеный в комфортной близости к водителю. Пожалуй, единственный дискомфорт создавала ночная илюминация панели приборов. Синий цвет действовал раздражающе, и подстветку пришлось убавить до минимума. Организация же пространства вокруг водителя в целом произвела очень и очень хорошее впечатление.
Кстати, говоря о водительском месте, нельзя не отметить высокую посадку. Отсюда открывается хороший обзор на дорогу и, благодаря широким зеркалам заднего вида, вокруг автомобиля.
Рулится Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана довольно приятно. Автомобиль не кренится, не рыщет по дороге и не требует частых подруливаний. В повороты заправляется весьма охотно. Однако на скорости делает это с заметной ленцой.
Двигатель
2,5-литровый 174-сильный дизельный двигатель довольно ворчлив и звук его работы отчетливо слышен в салоне. Однако старческий бубнеж ему можно простить за выдающиеся динамические характеристики и экономичность (расход топлива по компьютеру местами крутился в районе 8,1 л на сотню, а на одной заправке мы проехали 850 км). Мотор легок на подъем и запросто даст прикурить многим из тех, кто пожелает посоревноваться с Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана в быстром старте со светофора. Впрочем, его пыл сильно остужает механическая коробка передач. Для быстрых стартов мешают сильно короткие передачи. Приходится частенько работать рычагом переключения (здесь стоит признать, что делать это короткоходным и точным рычагом весьма приятно), что, кстати, совершенно неудобно в условиях плотного городского движения. А вот для буксировки яхты такой подбор передач весьма кстати. Да и на бездорожье в виду отсутствия понижающего ряда передач короткая первая тоже сгодится.
Подвеска Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана уверенно жесткая. И если в городе, где сплошняком лежит ровный асфальт, а скорости заметно ниже, этого не замечаешь, то на трассе машину сильно потряхивает. При этом в салоне довольно шумно от поскрипывающих и лязгающих деталей кузова и отеделки салона. Единственным спасением от посторонних шумов может стать качественая аудиосистема VolkswagenMultivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана, звучание которой способно сгладить неприятную какофонию.
Позади основной отрезок пути, а ночь сменилась солнечным утром. До Ростова-На-Дону осталось порядка трехсот километров, когда дорога превратилась в строительную площадку – здесь полным ходом идет реконструкция трассы M4 и здесь же через каждые два километра стоят автомобили ГИБДД со стражами дорожного порядка, которые с завидным терпением ждут, когда хоть кто-нибудь решится обогнать плетущиеся колонной фуры, разумеется, выехав на встречку.
Остаток пути мы проехали в спокойном режиме, местами не добираясь до разрешенной знаками скорости. Ростов-на-Дону встретил ярким весенним солнцем, плохим асфальтом и пробками. Последние заставили вновь активно поработать рычагом коробки передач. Но, благо, длилось это недолго и уже через час мы вырвались из города и по свободной трассе мчались к заветной деревне, где нас ждали десять дней беззаботного отдыха и хорошая рыбалка.
Последние пять километров до деревни как по заказу проходили по бездорожью. Однако буераки, глубокий песок и грязевые лужи не стали серьезным препятствием для нашегоVolkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана, оснащенного полным приводом 4MOTION. В обычном режиме работы системы полного привода крутящий момент от двигателя передается на передние колеса. Однако при необходимости часть крутящего момента через управляемую электроникой муфту Haldex может быть перенаправлена на заднюю ось. На деле этого совершенно не заметно, а вот результат, как говорится, налицо. Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана с легкостью справился с внезапно возникшими трудностями, даже без помощи принудительной блокировки заднего дифференциала, которая, кстати, тоже имеется в арсенале этого минибаса.
Конечно, до полноценного внедорожникаVolkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана не дотягивает. Но в чем мы абсолютно убедились — возможностей доставить удовольствие своему владельцу у этого автомобиля гораздо больше, чем у рядовых микроавтобусов и кроссоверов. А, как известно, за удовольствие надо платить. И, судя по ценнику в 3 324 997 рублей за Volkswagen Multivan PanAmericana / Фольксваген Мультивэн ПанАмерикана в полной выкладке — с тюнинговым шасси и пакетом off-road, отнюдь немало.